Окр мир 4 класс тема путешествие по россии

Урок-игра «Путешествие по России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Конспект и презентация к уроку по окружающему миру «Путешествие по России»

Скачать:

Вложение Размер
urok-igra_puteshestvie_po_rossii.doc 29.5 КБ
urok_igra_puteshestvie_po_rossii.ppt 2.52 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Окружающий мир. Путешествие по России»

План-конспект урока по учебнику

«Окружающий мир. 4 класс».

Тема: «Путешествие по России»

Форма урока: Урок – игра.

Тема урока: Путешествие по России (обобщение)

Цель и задачи урока:

Цель: обобщить у учащихся знания и умения об изученных географических объектах России.

  • Образовательные.
  • Закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;
  • Закрепит умение сравнивать и различать объекты по признакам;
  • Закрепить и обобщить знания полученные на уроках.
  • Развивающие.
  • Развивать познавательную активность учащихся;
  • Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;
  • Развивать мелкую моторику;
  • Развивать умение объективно оценивать результат своей деятельности и своих одноклассников.
  • Воспитательные.
  • Воспитывать интерес к изучению родной страны;
  • Воспитывать чувство уважения к окружающему миру;
  • Воспитывать доброжелательное отношение при работе в коллективе.
  • Мультимедийная установка
  • Презентация
  • Раздаточный материал для конкурсов.

План проведения игры

«Путешествие по России».

1. Организационный момент.

Сбор участников игры, деление на команды, выбор капитана.

2. Сообщение темы и цели урока.

— Сегодня на уроке мы совершим путешествие по самой большой стране в мире – России. (слайд 1). Во время путешествия мы с вами вспомним исследованные нами географические объекты и проверим свои знания.

3. Объяснение правил игры.

— Наша игра будет состоять из 5 конкурсов. Участники команд не занятые в конкурсе, будут работать по электронному табло, отвечая на вопросы викторины, тем самым принося своей команде дополнительные баллы. (слайд 2). Если участник не может самостоятельно ответить на вопрос, а пользуется подсказкой команды, то количество баллов, которые он приносит команде уменьшается в 2 раза. Команда, не ответившая на вопрос, даёт возможность ответить команде — соперников.

Пожелаем друг другу удачи и начнем игру.

  • Конкурс №1 «Обозначь объекты на контурной карте». Из каждой команды участвует 2 игрока. Они цветными карандашами выполняют задание на отдельном столе. За каждый правильный ответ получают по 2 балла + 1 балл за быстроту выполнения. (см. конкурс №1)
  • Конкурс №2 «Составь пару». Из каждой команды 2 игрока (другие), они на отдельном столе выполняют задание. Составив пары, пусть расположат объекты по убыванию высоты. За каждую правильную пару 2 балла, за правильное расположение 5 баллов, 1 балл за скорость. (см. конкурс №2)
  • Конкурс №3 «Океан — моря». Участвуют все игроки команды. Команде даются карточки с названиями морей и океанов. Задача как можно быстрее найти внутри команды человека с нужным океаном и образовать с ним круг. Оценивается в 10 баллов + 1 балл за скорость. (см. конкурс №3)
  • Конкурс капитанов (см.конкурс – капитанов). По принципу игры «Верю, не верю». Каждый капитан, правильно ответив на вопрос, может принести команде 1 балл. Время на ответ 30 секунд.
  • Конкурс №4 «Больше». Участвуют 2 игрока от команды, они на отдельном столе записывают как можно больше притоков российских рек. За каждое правильно слово, 2 балла + 1 балл за скорость (см. конкурс №4)

5. Подведение итогов игры, объявление результатов.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Путешествие по России

Вопросы. 2 балла 4 балла 6 баллов 8 баллов 1 2 3 4 5 10 9 8 7 6 15 14 13 12 11 20 19 18 17 16 равнины горы моря озёра реки 10 баллов 25 24 23 22 21

Назовите участок суши изображённый на рисунке. болото

Назови явление природы изображённое на рисунке. лавина

цунами Назови явление природы изображённое на рисунке.

Назови явление природы изображённое на рисунке. водоворот

Назовите участок реки с сильным течением изображённый на рисунке. речные пороги

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Средне-Сибирское плоскогорье Восточно-Европейская равнина Западно-Сибирская равнина

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Алтай Кавказские горы Альпы Саяны

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Черное море Карское море Балтийское море Азовское море

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Ладожское озеро Каспийское море Онежское озеро Черное море

Выбери лишний географический объект, обоснуй решение. Амур Кама Волга Ока

Самая «мокрая» равнина России? Западно-Сибирская равнина

Какой минерал и в каких горах России искал герой Бажова из сказки Каменный цветок? Малахит Уральские горы

Моря каких океанов не омывают берега России? Индийского и Южного океанов

Самое широкое озеро Европы? Ладожское озеро

Самая широкая река России? река Обь

На этом географическом объекте веками развивались культура и хозяйство многих народов. Именно отсюда отправились в далекие края на восток и север русские землепроходцы. Именно здесь расположены самые древние и славные города России, проходили исторические битвы с монголо-татарами, тевтонскими рыцарями, армией Наполеона, немецко-фашистскими захватчиками. Прекрасная, разнообразная природа способствовала рождению великого народа, который смог воспроизвести ее в своих творениях, и дала ему силы создать и возродить различные народные ремесла, а затем и разнообразные виды деятельности современной цивилизации. Узнай географический объект. Восточно-Европейская равнина

Узнай географический объект. «В далекие времена на широкой долине росла и хорошела девушка Машук. Особо пригожей была она в лучах заходящего солнца, которое высвечивало её пышный зелёный наряд. Седой Эльбрус — царь той страны, в груди которого все еще клокотали могучие силы, а сердце горело огнем, страстно полюбил Машуку. Ещё больше любил её сосед, молодой князь Бештау. Но ни одна тайна не может вечно оставаться тайной. И когда Эльбрус узнал про измену, горы сотряслись от его гнева. А вскоре случилось самое страшное: князь Бештау поднял руку на старшего, и его меч рассек седую голову Эльбруса на две части. Но могучий старик разрубил наглеца на пять частей и разбросал их. В порыве гнева он вонзил меч и в грудь неверной Машуке. Прошли века, окаменели горы. И теперь с первыми лучами солнца пятиглавый Бештау тянется к кудрявой Машуке, а в вечерней тишине двуглавый Эльбрус бросает на неё свою тень. Но любовь сильна. До наших дней из глубокой раны Машуки течёт голубой, горячий поток целебных вод, приносящий людям здоровье, счастье и любовь …» Кавказские горы

Откуда же взялось название этого моря? Существует несколько версий. Скифы называли море Тэнг, что в переводе со скифского Темное. Древние иранцы называли море Ашхаена, это также означает Темное. Одна из турецких легенд гласит: что в этом море лежит меч бога, который в море забросил волшебник по имени Али. Воды моря не хотят этого меча, пытаясь его выбросить из своих недр. Поэтому, когда море волнуется, оно становится темным. Узнай географический объект. Чёрное море

Узнай географический объект. Онежское озеро

Узнай географический объект. река Ангара Давным-давно жил в этом крае один могучий седой богатырь Байкал. Не было во всей стране равного ему по силе и богатству. Суровый он был старик. Была у старика Байкала единственная дочь. Первой красавицей она слыла во всем свете. Красивее её не было на земле. И кто бы ни ехал мимо неё, все любовались ею. Очень любил ее отец-старик. Но строг был к ней и держал ее взаперти, в недоступных глубинах. Не давал ей даже наверх показаться. Часто-часто тосковала красавица, думая о воле… Услышала она однажды о красавце Енисее и захотела увидеть его. Но Байкал и слушать не хотел, еще глубже спрятал дочь. И решили ручейки и речки помочь ей. Стали они подмывать прибрежные скалы. Близилась свадебная ночь. Крепко спал в эту ночь старик Байкал. С шумом вырвалась красавица из каменных стен и помчалась к своему желанному Енисею. Вдруг проснулся старик Байкал, выбежал из дворца, ударил по седой горе, отломил от берега целый утес и с проклятием бросил его вслед убегающей дочери.

Перечислите известные вам великие исторические битвы, происходящие на территории Восточно-Европейской равнины. Ледовое побоище Куликовская битва Война с Наполеоном Великая Отечественная война

Эти горы очень любил поэт М.Ю. Лермонтов. Синие горы ……, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое, Вы носили меня на своих одичалых хребтах; Облаками меня одевали; Вы к небу меня приучили, И я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Кавказские горы

Как называлось древнее море в состав которого входило несколько морей, горы Кавказа, территория Предкавказья и часть Средней Азии? Сарматское море

Эта рыба встречается только в озере Байкал, как она называется и чем она необычна? Голомянка, живородящая рыба

Назовите древние названия Волги. Ра и Итиль

Источник

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОССИИ

1. Дать представление учащимся о том, насколько велика наша страна.

2. Познакомить с народами, населяющими Россию, и их обычаями, занятиями.

3. Познакомить учащихся с историей знаменитых городов России, достопримечательностями.

4. Развивать устную речь, кругозор.

5. Воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: иллюстрации с изображением достопримечательностей России, физическая карта, карточки с номерами заданий, «парусники» для дидактической игры.

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие. Решите ребус – и вы узнаете название страны, по которой мы будем путешествовать.

Учитель. Правильно. Сегодня мы отправимся в путешествие по России, познакомимся с народами, населяющими нашу страну, побываем во многих городах.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся выполняют работу по карточкам.

а) День медика, День учителя, День Конституции;

б) день рождения, Новый год, свадьба;

в) День Победы, День рождения, годовщина свадьбы.

№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 декабря – это день … (Конституции). День учителя, День водителя, День строителя – это … (профессиональные) праздники. Праздник со слезами на глазах – это День … (Победы).
8 Марта – это Международный … (женский) день. День России мы отмечаем … (12 июня).

а) День России, день рождения, День Конституции;

б) свадьба, День учителя, День строителя;

в) День Победы, день рождения, годовщина свадьбы.

№ 2. Вставь пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Праздник 12 июня – это день … (России). День шахтера, День химика, День геолога – это (профессиональные) праздники. 23 февраля мы отмечаем праздник – День … … (защитника Отечества). День Государственного флага России мы отмечаем … (22 августа).

Дети сдают работы на проверку. Далее учащиеся оценивают выставку поздравительных открыток. Выбирают лучшие.

Учащиеся демонстрируют календари профессиональных праздников своих родителей.

III. Работа над новым материалом.

Учитель. Сегодня мы отправляемся в путешествие по России. Велика наша страна. Мы побываем на Дальнем Востоке, в Сибири, на Урале, в старых русских городах, на юге России. Каждый уголок нашей Родины чем-нибудь знаменит.

Вы узнаете географию и историю России, поэтому в путешествие отправляетесь самостоятельно.

Учащиеся будут работать группами. Задания-маршруты лежат на столе у учителя номером вверх, на обратной стороне указано задание.

Маршрут № 1 – «Дальний Восток и Сибирь России» (группа учащихся изучает материал на с. 180–186 учебника).

Маршрут № 2 – «Урал и Русский Север» (группа учащихся изучает материал на с. 187–194 учебника).

Маршрут № 3 – «Путешествие по Волге и по югу России» (группа учащихся изучает материал на с. 198–205 учебника).

На физической карте России учащиеся прикрепляют красные флажки, где будут сделаны остановки в большом путешествии: Дальний Восток, Сибирь, Урал и т. д.

Учитель. Изучите материал и расскажите о каждом уголке России по плану:

1. Какие народы населяют.

2. Занятия и обычаи населения.

3. Знаменитые города.

Учащиеся работают самостоятельно 10 минут.

Заслушиваются ответы детей по маршрутам № 1 и № 2.

Учащиеся класса заполняют таблицу «Путешествие по России».

Источник

Конспект урока по окр.мир. «Путешествие по России»

Тема: «Окружающий мир. Путешествие по России»

Цель: обобщить у учащихся знания и умения об изученных географических объектах России.

Закрепить умение находить и показывать на карте географические объекты России;

Развивать умение наблюдать, обобщать, делать выводы;

Воспитывать интерес к изучению родной страны;

-Прозвенел сейчас звонок

1I. Объяснение нового материала .
1 . Вводная беседа.
— Как называется страна, в которой мы живем ? (Ответы детей).
2. Путешествие по стране. (слайд 3)
— Посмотрите на карту России. Как велика и необъятна наша страна! Она протянулась от Северного Ледовитого океана до Черного моря, от Балтийского моря до Тихого океана. Когда на Дальнем Востоке встает солнце, мы уже ложимся спать. Когда на севере страны наступают холода, на юге — плещется теплое море, цветут каштаны. Каждый уголок России славится своей природой, художественными промыслами, людьми, которые там живут. А вот что пишут поэты о величии нашей страны:

— 128 разных народов населяют нашу страну. Это русские, татары, башкиры, мордва, чуваши, карелы, удмурты, марийцы и многие другие. И все мы россияне! (4 слайд)
Сейчас мы отправимся в путешествовать по нашей необъятной стране.

— Давайте начнем путешествие с нашей малой Родины – Республики Татарстан. А кто знает, где находится на карте Республика Татарстан?

Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или

Русской , равнины, у слияния великих рек Европы Волги и Камы.

— Кто наши соседи?

Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль ,Удмуртия,и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.

— В какой природной зоне мы живем?

Большая часть республики находится в зоне лесостепи. Здесь холодные зимы и умеренно- теплое лето. Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.

-Чем богат наш край?

Наш край очень богат разными природными ресурсами. Полезными ископаемыми, земельными угодьями, подземными и поверхностными водами, лесами и бескрайними полями.

Главные полезные ископаемые нашей республики- нефть и газ. В каких районах их добывают?(В Азнакаевском, Альметьевском и Лениногорском районах)

Ребята, что дает наш край стране?

Основные продукты вывоза нашего края – сырая нефть, газ, грузовые автомобили, часы, газовые плиты, медицинские приборы и инструменты, изделия бытовой химии, обувь, меховые изделия, лекарственные препараты, нефтеаппаратура, гипсовый камень, автомобильные шины и некоторые другие продукции.

_-_А каков животный мир нашего края

Животный мир нашего края, богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь — редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются.

— На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием.

Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях — редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!

Родной край! Как прекрасны твои богатства и как много дают они человеку! Ребята, можно долго рассказывать о красоте, богатстве, охране родного края. Но мы знаем одно: кто побывал в нашем крае, непременно вернется еще раз, чтоб послушать шум леса, журчанье ручейка, пение соловья.

2) Тест. Мой край.

1.Мой край расположен на материке…

А) Африка б)Евразия

В)Австралия г)Северная Америка

2. Мой край находится в природной зоне…

А) лесов б) тундра

В) степи г)пустыни

3. В моем краю растут….

А) кактусы, кипарисы б)ягель, клюква, карлковая ива

В) ель, береза, осина г) полынь, ковыль, саксаул

4. У нас обитают……

А)лоси, зайцы,кабаны б)косули, медведи

В) олени, медведи

5. территория моего края расположена в …..

А) тропическом поясе

Б) полярном поясе

В) умеренном поясе.

VI. Подведение итогов урока

– Какой вывод вы можете сделать из того, что услышали на уроке?

Источник

Читайте также:  Краткое содержание первого путешествия синдбада морехода
Оцените статью