Окружающий мир экскурсия для первого класса

Урок-экскурсия по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему

Урок проводится в 1 классе .

Скачать:

Вложение Размер
urok-ekskursiya_v_prirodu_dlya_1_klassa.docx 25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в природу для 1 класса «Уроки осени»

Цель: расширение у обучающихся представлений об осенних природных явлениях.

Обучающие задачи:
1. Познакомить учащихся с разнообразием деревьев , растущих вокруг школы.

2. Провести наблюдение за осенним явлением-листопадом.

Воспитательные задачи:
1. Прививать любовь к родному краю, к природе.
2. Способствовать сплочению коллектива посредством совместной деятельности.

Развивающие задачи:
1. Развивать стремление к познанию, наблюдательность, память, внимание, связную речь;
2. Развивать творческие способности обучающихся .

1) формируем умение определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

1) формируем умение определять цель деятельности на уроке;

2) формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

3) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные действия: 1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста;

2) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;

3) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;

4) формируем умение устанавливать аналогии;

5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам.

1. Формируем умение слушать и понимать других;

2 . Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 . Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

4 . Формируем умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Разработать маршрут осенней экскурсии в школьный парк.

Проверить маршрут на безопасность.

Составить план экскурсии.

Запомнинают форму листьев деревьев, предложенных учителем.

Сегодня наш урок мы проведем не в классе,

послушайте стихотворение и догадайтесь, куда мы пойдем?

Ходит осень в школьном парке,
Дарит осень всем подарки:
Фартук розовый — осинке,
Бусы красные — рябинке,
Зонтик жёлтый — тополям,
А урок подарит нам.

-Наш урок сегодня называется «экскурсия». Существуют правила поведения на экскурсии, давайте их вспомним.

Слушают , высказывают предположения.

Вспоминают правила поведения на экскурсии .

Выходят в школьный парк.

-На уроках в классе мы много говорили об осенних явлениях в природе, а сегодня увидим их.

Послушайте стихотворение.
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам,
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
Собери из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер
Лёгкий и игривый.
И послушно ветру в след
Листья улетают –
Значит лета больше нет,
Осень наступает.
— О чём это стихотворение?

-Как вы понимаете значение слова «листопад»?

— Зачем деревья сбрасывают листву осенью?

Рассказ учителя:
Во-первых, потому что зимой на ветках с листьями налипало бы очень много снега, деревья могли бы сломаться от тяжести. А во-вторых, потому что зимой корням деревьев трудно добывать воду из замёрзшей земли, поэтому листочкам воды в холодное время года не хватает.
В конце лета в основании каждого листочка образуется тоненькая перегородка. Постепенно она становится всё больше и как будто отталкивает листочек от ветки. У некоторых листьев такая перегородка растёт быстро, поэтому и падают они раньше остальных, а другие держаться на ветках долго-долго.

-Оглянитесь вокруг, с каких деревьев листья уже опали, а на каких еще много?

— Как вы думаете, опавшие листья полезны?

Оказывается, да! В них могут строить зимние гнёзда ежи, листьями барсуки и белки утепляют свои дома, а ещё в опавших листьях зимуют гусеницы, бабочки, жучки и паучки. Опавшие листья укрывают корни от морозов, а со временем из остатков опавших листьев образуется в почве полезный питательный слой.

-Давайте проверим, как вы знаете формы листьев и деревья с каких я их набрала.

Игра «Узнай дерево»
Дети делятся на группы. Один человек из группы с закрытыми глазами берет из коробочки лист дерева, возвращается к своей группе, и группа находит нужное дерево. Каждый человек из группы приносит лист с нужного дерева.

-Какие красивые осенние листья вы собрали!

-С каких деревьев ваши листочки?

-Давайте назовем основные осенние цвета.

-Хотите узнать, о чем они шепчутся?

Читает стихотворение «Листопад»

Опавшей листвы
Разговор еле слышен:
— Мы с клёнов…
— Мы с яблонь…
— Мы с вязов…
— Мы с вишен…
— С осины…
— С черёмухи…
— С дуба…
— С берёзы…
Везде листопад:
На пороге – морозы!
-О каком природном явлении это стихотворение?

-Посмотрите вокруг, среди деревьев есть и зеленые. Как называются эти деревья?

-Давайте подойдем к елям.

-Посмотрите на веточки елей, что у них вместо листьев?

-Как называются такие деревья?

Это –хвойные деревья, у которых вместо листочков тоненькие иголочки: ели, сосны, кедры, кедры, пихты.
— Кто догадался, почему хвойные деревья не сбрасывают листву, а остаются зелёными круглый год?

-Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей. Такие листья испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев.
Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасности засохнуть, когда корни будут доставать из охлаждённой почвы мало воды. Кроме этого, на узкой игольчатой хвое снег не может удерживаться так, как он удерживался на широких пластинках лиственных деревьев. Значит, снег не может скопиться на кронах хвойных деревьев такими массами, чтобы сучья ломались под его тяжестью.

-Какие хвойные деревья вы знаете?

Учитель читает стихотворение:

Все деревья засыпают,

С веток листья осыпают.

Только ель не осыпается –

Ей никак не засыпается.

Страх покоя не даёт:

Не проспать бы Новый год!

-Давайте, ребята, наберем красивых осенних листьев, чтобы в классе на уроке технологии составить из них букеты в память о нашей экскурсии.

Источник

Экскурсия «Наша школа», 1 класс. Окружающий мир. Конспект урока

Конспекты уроков по окружающему миру в 1 классе. Экскурсия «Наша школа». УМК А. А. Плешакова («Школа России»)

Урок 1. Наша школа

Цели: познакомить со школой, с учебными кабинетами; объяснить правила поведения в раздевалке, столовой.

Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать инструкциям поведения в раздевалке, столовой.

Оборудование: памятки для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Самоопределение к деятельности

Стоит высокий светлый дом,

Ребят проворных много в нем;

Там пишут и считают,

Рисуют и играют. (Школа.)

— Ребята, на прошлом уроке мы учились задавать вопросы. А какие вопросы вы бы хотели задать о нашей школе?

(Учащиеся задают вопросы.)

Сегодня я постараюсь ответить на все ваши вопросы. Мы с вами отправимся в путешествие по школе. Начнем путешествие с нашего класса, а затем отправимся на экскурсию по школе.

— Итак, закройте глаза и представьте, как вы утром входите в школу.

III. Работа по теме урока

1. Знакомство с правилами поведения при входе в школу

— Кто вас встречает у входа? (Дежурные учителя.)

— Учителя рады, что вы пришли в школу. Что вы им говорите? (Здравствуйте.)

Вежливость с детства,

Чтобы не кончаться никогда.

Она с годами закрепляется

И остается с человеком навсегда.

— А какой смысл мы вкладываем в слово «здравствуйте», когда говорим его другим людям? (Желаем здоровья.)

(Стихотворение может прочитать подготовленный ученик.)

Что такое «здравствуй»?

Потому что «здравствуй»

Значит — будь здоров.

Старшим это слово первым говори.

Встретились с утра,

Значит, слово «здравствуй»

2. Игра «Доскажи словечко»

— А теперь поиграем. Я начну читать стихотворения, а вы закончите.

Слова коротенькие эти

Повсюду слышатся с утра.

Они живут на белом свете,

Запомнить их давно пора.

Растает даже ледяная глыба

От слова теплого. («спасибо»).

Зазеленеет старый пень,

Когда услышит. («Добрый день»).

Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы. («Спасибо»),

Мальчик вежливый и развитый

Говорит, встречаясь. («Здравствуйте!»)

Когда нас бранят за шалости,

Говорим: «Простите нас. (пожалуйста)».

И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят. («До свидания»).

Нужно знать как дважды два

Все волшебные слова,

В день, пожалуй, раз до ста

С утра по словарю:

Я вас благодарю.

3. Практическая работа

Я рада, что в нашем классе такие вежливые ученики. В школе есть правило: ученики должны здороваться со всеми взрослыми. Это могут быть учителя, гости, родители. Здороваться в школе следует в любом случае. Этим вы желаете здоровья окружающим, а также демонстрируете свою вежливость и воспитанность. Если ваш учитель стоит рядом с другими учителями, нельзя здороваться только с ним одним: «Здравствуйте, Мария Павловна!» Надо, обращаясь ко всем, отчетливо сказать: «Здравствуйте!» Когда вы входите в класс, нужно сначала поздороваться с учителем, а потом не забыть поздороваться с товарищами.

— Кто может показать, как это надо делать?

(Желающие показывают, как утром входить в класс, здороваясь со всеми.)

4. Знакомство с правилами поведения в раздевалке

— Итак, вы зашли в школу, поздоровались. Куда вы идете дальше? (Мы проходим в раздевалку, чтобы снять верхнюю одежду.)

— А всегда ли вам бывает приятно раздеваться в нашей раздевалке? Почему? (Иногда кто-то толкается, мешает, разбрасывает свои вещи.)

— Давайте вместе подумаем, что можно сделать, чтобы избежать неприятностей.

(Учащиеся вместе с учителем выводят правила поведения в раздевалке. Учитель может задать следующие вопросы: «Ходят ли наши ученики по упавшей одежде?», «Как надо поступить, чтобы этого не было?» При этом необходимо следить за тем, чтобы процесс обсуждения таких ситуаций не перешел в спор, во взаимные обвинения. Во избежание этого учителю следует предложить: «Давайте не будем называть имена нарушителей, так как эти дети — мы в этом уверены — скоро научатся себя вести».)

— Ребята, а я уже видела, как один ученик помог другому повесить куртку. Хорошо это или плохо? (Хорошо, потому что надо помогать друг другу.)

— А если ученик еще мал ростом и не может достать до вешалки, и ему никто не помогает, как он может поступить? (Попросить кого-то о помощи.)

(Разыгрывается ситуация: кто-то не может повесить пальто и вежливо просит о помощи.)

— А теперь давайте перечислим правила поведения в раздевалке.

Памятка. Правила поведения в раздевалке

1. Вешай свою одежду на определенное (свое) место.

2. Варежки, перчатки положи в карман, головной убор — в рукав.

3. Одежду вешай аккуратно.

4. В раздевалке не разговаривай, раздевайся быстро, не мешай другим.

5. Увидел упавшую одежду — подними.

6. В карманах ничего не оставляй.

7. Будь вежлив с товарищами, помогай другим.

IV. Физкультминутка

Игра «Ледышка, картошка и бабочка»

— Скажите, если вы в руках подержали ледышку, и руки замерзли, как их надо после этого согреть? (Ответы детей.) Можно просто подышать в ладони.

(Учащиеся делают ладони чашечкой и дышат на них.)

— А если у вас в руках оказалась вдруг горячая картошка, тогда как надо поступить? (Ответы детей.)

Картошку нужно просто отбросить от себя, чтобы не обжечься. (Учащиеся делают движения пальцами, как будто что-то отбрасывают.)

А если у вас в руках оказалась бабочка, то ее надо бережно поднять вверх, чтобы она смогла взлететь в небо.

(Учащиеся поднимают ладони кверху.)

— А теперь мы поиграем в такую игру: если я произнесу слово «ледышка», вам надо подышать на руки, «картошка» — отбросить ее, «бабочка» — поднять ладони вверх.

(Учитель по несколько раз называет слова в разном порядке, а учащиеся выполняют соответствующие движения.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Знакомство с правилами поведения в столовой

— А теперь отправимся в самое «вкусное» место в школе. Как вы думаете, ребята, куда? (В школьную столовую.)

— Давайте поиграем: покажем, как идем в столовую.

Как в столовую идем?

(Маршируют на месте.)

А как тихо идем?

(Идут на носочках.)

А как руки моем?

А как едим в столовой?

А что говорим после обеда?

— Ну, вот мы и пришли. Ребята, а нравится ли вам приходить в школьную столовую?

— Вкусно ли готовят наши повара? Нужно ли их благодарить за приготовленную еду?

(Можно взять интервью у школьного повара. Вопросы могут быть такими: «В котором часу вы приходите на работу, чтобы приготовить завтрак учащимся?», «Сколько стаканов, вилок, ложек и тарелок вам нужно вымыть за день работы?», «Сколько теста нужно замесить, чтобы испечь то количество пирожков, которое продают в столовой за день?», «Сколько раз за день вы слышите слово «спасибо»?» Далее учитель читает запоминал очки, которые помогут учащимся быстрее запомнить правила поведения в столовой.)

В столовой есть закон такой —

Руки мой перед едой!

Очень пища хороша —

Кушай пищу не спеша!

Если будешь все съедать —

Шанс учиться есть на «пять»!

Ты поел? Чиста тарелка?

Отнеси ее скорей-ка!

Уходя, скажи спасибо

Тем, кто стол накрыл красиво!

— А теперь сами назовите уже известные вам правила поведения в столовой. (Ответы детей.)

Главное — вести себя за столом так, чтобы другим было приятно есть с тобой рядом. Нужно очень аккуратно и бережно относиться к хлебу, убирать за собой посуду.

(Можно разыграть несколько сценок, иллюстрирующих разное поведение за столом, чтобы дети запомнили, как следует себя вести во время еды.)

Памятка. Правила поведения в столовой

1. Входить в столовую надо организованно.

2. Не толкайся, не кричи, соблюдай порядок.

3. Перед едой всегда мой руки.

4. Не разговаривай во время еды.

5. Не отодвигай свою грязную тарелку в сторону соседа.

6. После еды убирай за собой посуду.

7. Уходя, скажи спасибо тем, кто тебя накормил. (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение

Г. Остера «Советы наоборот».)

Если руки за обедом

Вы испачкали салатом

И стесняетесь о скатерть

Пальцы вытереть свои,

Их под стол и там спокойно

Вытирайте ваши руки

О соседские штаны.

— Так ли нужно вести себя за столом? А как поступить правильно?

Звонок! Все дружною гурьбой

В столовую летят стрелой.

А здесь есть правила свои,

Запомни их и повтори!

Ешь аккуратно, не спеши,

Не брызгай, на пол не кроши,

Хлеб береги и уважай,

Его повсюду не бросай,

Поел — и убери, друг мой,

Свою посуду за собой.

2. Экскурсия в раздевалку и столовую

(Во время экскурсии следует повторить изученные правила.)

VI. Подведение итогов урока

— Ребята, вам понравилось наше путешествие?

— Вы хорошо запомнили правила, которые мы сегодня изучили? Наша школа большая, и мы познакомились только с некоторыми правилами. На следующем уроке мы продолжим путешествие по школе.

(Памятки с правилами учитель может раздать учащимся или повесить их в классном уголке.)

Дополнительный материал

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут. А впрочем,

Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»

Произносить он не привык,

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день!»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

Не скажет он друзьям по школе:

Алеша, Петя, Ваня, Толя.

Своих друзей зовет он только

Алешка, Петька, Ванька, Толька.

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но, может быть, он вам знаком,

И вы встречались с ним где-либо,

Тогда скажите нам о нем,

А мы. мы скажем вам «спасибо».

Поклонившись, мы друг другу сказали.

Что особого тем мы друг другу сказали?

Больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

К истокам слова

«Здравствуйте!» Это приветствие появилось от выражения «Я здравствую тебя», т. е. «желаю тебе здоровья». Слово «здравствуйте» очень старое, оно связано со словом «дерево». Когда-то люди, произнося слово «здравствуйте», желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево — как дуб, например. И теперь, когда мы говорим это слово, желаем быть здоровым, сильным, крепким.

Синонимы: здравствуй(те), здорово (прост.), здравия желаю (желаем), привет (разг.), приветствую (вас), мое (наше) почтение (устар.).

Антонимы: до свидания, прощай.

Когда так говорят?

Да здравствует. — пожелание успеха, процветания. Да здравствует мир во всем мире!

Предложения, тексты

«Здравствуйте!» Кажется, это, на первый взгляд, простое и совсем обыкновенное слово. А какое оно солнечное! И сколько радости, света несет в себе! В нем все: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. (По А. Цветову)

Я с улыбкой, вежливо

«Здравствуйте» всем людям

Или «добрый день».

«Здравствуй, здравствуй, мальчик».

Или «добрый день».

Урок 2. Продолжение экскурсии «Наша школа»

Цели: продолжить знакомство со школой; объяснить правила поведения в библиотеке, актовом зале.

Планируемые результаты: учащиеся научатся следовать инструкциям поведения в библиотеке, актовом зале.

Оборудование: памятки для каждого ученика.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Ребята, вспомните, куда мы путешествовали на прошлом уроке. (В раздевалку, в столовую.)

— Давайте вспомним правила поведения в этих местах.

(Учащиеся по очереди называют правила поведения.)

III. Самоопределение к деятельности

— Ребята, а как вы думаете, есть ли в нашей школе еще какие-то помещения? (Да.)

— Хотели бы вы там побывать? (Да.)

— Вы уже догадались, что мы будем делать на уроке? (Продолжим экскурсию по школе.)

Правильно. Молодцы. Итак, мы снова отправляемся в путешествие.

IV. Работа по теме урока

Знакомство с правилами поведения в библиотеке

— Отгадайте загадку, и вы узнаете, куда мы отправимся сначала.

Царит в ней тишина.

Там много интересного

Узнаешь для себя. (Библиотека.)

— Для чего в школе нужна библиотека? (Ответы детей.)

Старайся побольше узнать

Лягушка книжек не читала,

И хоть заданья выполняла,

Училась слабо. И подружка

Такой совет дала лягушке:

«Меня послушай, дорогая,

Я абсолютно твердо знаю:

Пятерки хочешь получать —

Так больше книг должна читать.

Ты каждый раз в часы досуга

За чтение садись, подруга,

Немного книжку почитай —

Умнее будешь, так и знай!»

— В библиотеке находятся настоящие сокровища. Отгадайте, какие.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а разговаривает.

Говорит она беззвучно,

А понятно и нескучно.

Ты беседуй чаще с ней —

Станешь вчетверо умней.

Белое поле, черное семя,

Кто его сеет, тот разумеет.

Без языка, без голоса,

А все расскажет.

— Кто догадался, о чем шла речь в этих загадках? (О книге.)

Главное сокровище библиотеки — книга, источник знаний.

Книга поможет узнать обо всем:

Про одежду и дом, про собаку и кошку,

Про всех понемножку.

В веселых стихах о разных часах,

О числах и счете тоже прочтете.

Книга нужна всем, поэтому обращаться с ней надо бережно. Но может случиться так, что книга «заболеет».

— Как вы думаете, почему? (Ответы детей.)

Берегите книги! Это главное богатство, которое люди могут передать своим потомкам.

С библиотечными книгами нужно обращаться особенно бережно, ведь их потом будут читать другие ребята. Когда вы берете библиотечную книгу домой, вы становитесь ее полноправным хозяином: ровно на десять дней она ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать и перечитывать книгу. А если вам вдруг захочется нарисовать или записать что-то, когда вы читаете книгу, сделайте это в своем альбоме или тетрадке. Не разбрасывайте книги: они могут потеряться. Для библиотечных книг у себя дома определите постоянное место: это может быть ваш стол или полка в книжном шкафу. В назначенный срок книгу надо вернуть: она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать — не беда. Зайдите в библиотеку и попросите продлить срок.

Источник

Читайте также:  Канака отдых у моря
Оцените статью