Оперативное оборудование территории
EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010
Смотреть что такое «Оперативное оборудование территории» в других словарях:
Оборудование оперативное территории — комплекс экономических, организационных, специальных и инженерно технических мероприятий ГО, заблаговременно проводимых на территории страны (субъекта РФ или его административно территориального образования) с целью обеспечения безопасности… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
Вооружённые силы Республики Казахстан — Вооружённые силы Республики Казахстан … Википедия
Вооружённые силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение … Википедия
Вооруженные силы Казахстана — Вооружённые силы Республики Казахстан Эмблема ВС РК Год формирования 7 мая 1992 года Страна Казахстан Подчинение … Википедия
Военное строительство — система мероприятий по созданию и развитию военной организации государства, основу которой составляют ВС и другие силовые структуры. Осуществляется в экономичской, политической, социальной, духовной сферах жизни общества и собственно военной… … Словарь черезвычайных ситуаций
Подготовка страны к обороне — комплекс мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время с целью обеспечения его военной безопасности и своевременной реализации военного, военно экономического и духовного потенциалов для отражения агрессии. Включает: подготовку ВС … Словарь черезвычайных ситуаций
Подготовка страны к обороне — комплекс мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время с целью обеспечения его военной безопасности и своевременной реализации военного, военно экономического и духовного потенциалов для отражения агрессии. Включает:… … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь
ОБОРОНА — система политических, экономических,военных,социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита государства, целостности и неприкосновенности его территории. Законодательство РФ в области обороны основывается… … Энциклопедия юриста
География военная — изучает современные военно политические, военно экономические, физико географические условия и оперативное оборудование возможных сухопутных и морских театров военных действий (ТВД), отдельных стратегических районов, стран и их влияние на … Большая советская энциклопедия
СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации
Источник
Оперативное оборудование территории страны — функция государства
ВОЕННАЯ МЫСЛЬ № 2/1995, стр. 38-41
Оперативное оборудование территории страны — функция государства
В ПОСЛЕДНЕЕ время в руководящих документах Правительства РФ и Министерства обороны РФ, публикациях военной печати все чаще употребляются такие термины, как «подготовка страны к обороне», «подготовка территории страны к обороне», «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны», «военная инфраструктура», «инфраструктура Вооруженных Сил РФ и других войск». Изучая данные материалы, можно сделать вывод: в их содержании заложены разные понятия и толкования, что на практике значительно осложняет решение вопросов, связанных с военным строительством. В Основных положениях военной доктрины России термин «подготовка страны к обороне» лишь упоминается. Поэтому указанный документ не определяет задач государства, основных целей, принципов и направлений подготовки территории страны в интересах обороны. Подготовка страны к обороне должна, на наш взгляд, определяться законодательно, целенаправленно управляться федеральными органами государственной власти. Несмотря на трудности, обусловленные прежде всего состоянием экономики страны, становлением государственных структур, и учитывая, что принятые доктринальные положения объективно подлежат доработке, необходимо подготовить на государственном уровне комплекс документов, конкретизирующих общие положения Закона РФ «Об обороне», касающиеся ликвидации образовавшегося законодательного и нормативно-правового вакуума по данной проблеме, определяющие первоочередные задачи по сохранению уже созданной военной инфраструктуры, а на ближайшую перспективу — ее развитие в строгом соответствии с созданием и размещением группировок войск (сил), а также обеспечением мероприятий по переводу страны с мирного положения на военное и порядка финансирования.
Прежде чем приступить к разработке нормативно-правовых документов, следует, на наш взгляд, решить три группы проблем.
Первая группа связана с необходимостью уточнения понятийного аппарата — что такое «подготовка страны к обороне», «подготовка территории страны к обороне», «оперативное оборудование территории страны», «военная инфраструктура».
В отечественной военной литературе, документах термины «военная инфраструктура», «оперативное оборудование территории» считаются адекватными. Оценка существующих подходов и теоретическая проработка рассматриваемых вопросов свидетельствуют о целесообразности использования военными органами управления термина «военная инфраструктура» (составная часть инфраструктуры государства). Содержание этого понятия может быть определено так: военная инфраструктура — это совокупность объектов и отдельных сооружений, предназначенных для обеспечения военных действий, а также размещения войск (сил), проведения их повседневной подготовки и обслуживания военного производства в мирное время. Такое определение учитывает, кроме того, объекты, обеспечивающие деятельность других войск РФ, военное производство и охватывает экономические, технические, социальные и правовые вопросы, касающиеся войск.
В руководящих документах термин «оперативное оборудование территории» выполняет в настоящее время две функции, соответствующие двум смысловым значениям слова «оборудование». Первое характеризует состав объектов и отдельных сооружений, второе — организационный процесс строительства объектов и сооружений, их оснащение всем необходимым, включая совершенствование и реконструкцию. Мы считаем, что с вводом в практическую деятельность военных органов терминов «военная инфраструктура», «инфраструктура Вооруженных Сил РФ и других войск» под термином «оперативное оборудование территории страны» представляется целесообразным понимать лишь вторую функцию, т.е. планирование, организацию мероприятий по созданию, совершенствованию, реконструкции, развитию и снабжению объектов военной инфраструктуры войск в интересах обороны страны.
Приведенные выше рассуждения позволяют выделить совокупность черт, определяющих содержание термина «оперативное оборудование территории страны»: составная часть плановой деятельности органов государственной власти, войск (сил) по подготовке территории в интересах ее обороны, представляющая собой комплекс мероприятий, направленных на создание, развитие и совершенствование военной инфраструктуры.
По нашему мнению, еще в мирное время должны быть определены и спланированы состав и количество объектов военной инфраструктуры, которые потребуются для отражения агрессии, а также приоритетность их создания. Это задача стратегии, причем в решении ее ведущую роль играют органы государственной власти. Если в ходе войны военное искусство позволяет сравнительно быстро вносить изменения в свои теоретические положения, а войска способны осваивать новые тактические приемы и новые требования оперативного искусства, то реализация программы оперативного оборудования территории страны в этот период трудновыполнима. Строительство объектов военной инфраструктуры не может быстро реагировать на изменение требований войск (сил), особенно в условиях изменившихся геополитического положения России, форм и способов ведения современной войны. Создание и строительство объектов военной инфраструктуры дело не простое, требующее больших финансовых затрат, труда и времени. Поэтому без заранее продуманной, тщательно спланированной и выполняемой в мирное время программы оперативного оборудования территории подготовка страны к обороне немыслима.
При определении взаимосвязи в содержании таких понятий, как «оперативное оборудование территории страны» и «подготовка территории страны к обороне», следует исходить из того, что первое охватывает и предполагает действия органов государственной власти, войск (сил) только в области организации, подготовки, планирования и снабжения мероприятий по созданию военной инфраструктуры. Основная суть этих действий заключается в формировании единого замысла подготовки территории страны к обороне, выработке механизма планирования, организации взаимодействия между органами государственной власти и органами военного управления по вопросам реализации политики государства в данной проблеме. Таким образом, оперативное оборудование территории страны — это только элемент проводимых мероприятий по подготовке ее к обороне. Подготовленная к обороне территория страны — один из показателей общей готовности страны к обороне, влияющих в первую очередь на своевременное сосредоточение, развертывание войск на случай агрессии и успешное проведение операций (в том числе начального периода войны). Она включает большой комплекс общегосударственных, общих и специальных мероприятий, проведение которых требует от государства и его ВС значительных сил, средств и времени. Кроме мероприятий, непосредственно связанных с экономикой, первостепенное значение имеют: международные отношения; место и роль стратегического направления (зоны ответственности) в начальный период агрессии, его географические особенности, а также порядок использования вооруженных сил; мероприятия, проводимые министерствами и ведомствами страны, предприятиями с различной формой собственности, по подготовке территории и коммуникаций в интересах обороны.
Таким образом, исходя их вышеизложенного, можно дать следующее определение подготовки территории страны к обороне (войне): комплекс мероприятий, проводимых государством и его вооруженными силами в целях организованного вступления государства, ВС (или их части) в войну и успешного ведения военных действий.
На этом можно было бы и поставить точку, однако необходимо обратить внимание на то, что Законом РФ «Об обороне» введено понятие «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны» (ст. 5,16), а руководящими документами Вооруженных Сил РФ — «подготовка территории страны к обороне». Рассмотрение их содержания позволяет сделать вывод, что они по сути затрагивают один и тот же аспект проблемы — подготовку территории страны в интересах ее обороны и, следовательно, дополняют, а по проведению некоторых мероприятий дублируют друг друга, несмотря на то что «подготовка территории к обороне» глубже по содержанию. Учитывая, что Закон РФ «Об обороне» является нормативно-правовым документом, а руководящие документы Вооруженных Сил РФ должны соответствовать его содержанию (так как являются подзаконными актами), логичнее было бы ввести единый для всех документов термин — «оперативное оборудование территории страны в интересах обороны». В содержании данного понятия рассматриваются все стороны подготовки территории страны к обороне (как организационные, так и практические, выполнение которых связано с вооруженными силами и государством). С учетом этого можно предложить следующее определение оперативного оборудования территории страны в интересах обороны: это составная часть плановой деятельности органов государственной власти, войск (сил) по подготовке территории страны в интересах обороны, представляющая собой комплекс мероприятий (организационных, технических, инженерных и других), направленных на подготовку территории страны к обороне, обеспечение организованного вступления государства в войну и успешное ведение военных действий его вооруженными силами, а также выполнение ими задач в мирное время.
Данное определение наряду с организационными, планирующими и снабженческими мероприятиями учитывает общие, специальные и общегосударственные мероприятия, проводимые государством и ВС по подготовке территории страны к обороне. В то же время под термином «подготовка страны к обороне» надо понимать следующее: подготовка страны к обороне — комплекс общегосударственных мероприятий, проводимых государством в мирное и военное время для полной реализации его военного, военно-экономического и морального потенциала в целях решения задач вооруженной борьбы.
Содержание данного понятия заключается в мероприятиях, проводимых государством в области: размещения объектов промышленности, ее мобилизационной подготовки, обучения населения страны, выполнения задач Гражданской обороны и управления государством. При таком подходе оперативное оборудование территории страны будет составной частью общегосударственных мероприятий по подготовке страны к обороне.
Вторая группа проблем, требующих решения, — это рассмотрение и принятие в ближайшие 1,5 — 2 года нормативно-правовых актов, т.е. законодательной базы, которая должна закреплять и утверждать:
во-первых, систему взглядов на развитие и совершенствование военной инфраструктуры; органы, входящие в структуры Правительства, министерств, ведомств РФ и обеспечивающие проведение мероприятий по оперативному оборудованию территории страны; механизм взаимодействия как внутри Министерства обороны РФ, так и между министерствами и ведомствами РФ и ее субъектами; номинально необходимое количество объектов военной инфраструктуры, обеспечивающих выполнение задач Вооруженными Силами РФ и другими войсками по отражению возможной агрессии, а также проведение современных операций (в том числе начального периода войны);
во-вторых, необходимость выделения из федерального бюджета отдельной целевой программы, обеспечивающей финансирование мероприятий оперативного оборудования территории страны и исключающей «принцип остаточности»;
в-третьих, ответственность каждого предприятия и учреждения (независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности) за срыв договорных обязательств, обеспечивающих выполнение мероприятий оперативного оборудования территории страны; механизм реализации принятых законов, основывающихся на строжайшей ответственности за их исполнение всех должностных лиц — от глав администраций, руководства министерств и ведомств до членов правительства.
Именно сегодня требуется четко разработанная государством политика оперативного оборудования территории Российской Федерации. Она должна быть обеспечена правовым и экономическим статусом.
Третья группа проблем затрагивает приоритетные направления оперативного оборудования территории страны, касающиеся развития и совершенствования военной инфраструктуры в современных условиях. Представляется целесообразным в ближайшие 2 — 3 года основные усилия сосредоточивать:
во-первых, на поддержании в рабочем состоянии существующих объектов военной инфраструктуры, включающих объекты систем управления войсками (силами), разведки и оповещения; завершении реконструкции и строительства важнейших объектов, влияющих на боевую готовность; создании условий базирования сил и средств ВМФ с учетом изменения структуры флотов, флотилий и государственной границы; создании современной системы управления и развитой инфраструктуры Мобильных сил, действие которых без этого невозможно; обустройстве новых центров подготовки войск;
во-вторых, на устранении дисбаланса между боевыми средствами и объектами военной инфраструктуры, которые должны обеспечивать более длительный срок их службы в боевом составе; на необходимости добиваться определенного увеличения ассигнований на НИОКР для создания научно-технической базы наиболее приоритетных направлений развития вооружения и военной техники;
в-третьих, на развитии системы двусторонних и многосторонних договоренностей между государствами (и прежде всего с государствами-участниками Содружества независимых государств) по использованию объектов военной инфраструктуры, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и урегулированию их статуса.
Решение этих вопросов возможно лишь с разработкой Государственной программы оперативного оборудования территории Российской Федерации в интересах обороны и претворения ее в жизнь. Она должна быть тесно связана с государственным планированием и частным строительством, где в первую очередь должны быть заложены оборонные функции государства и его безопасность в целом. По нашему мнению, такой подход искоренит узковедомственные взгляды многих министерств и ведомств Российской Федерации на решение данной проблемы. Тесное взаимодействие заинтересованных министерств и ведомств РФ, экономическое обоснование программ, эффективное распределение и использование ресурсов — вот направления сосредоточения основных усилий при разработке любых программ, связанных с созданием инфраструктуры на территории России.
Рассмотренные в статье проблемы не претендуют на полноту освещения, но могут послужить началом дискуссии по вопросам оперативного оборудования территории России в современных условиях.
Основные положения военной доктрины Российской Федерации //Красная звезда. — 1993. — 19 ноября.
Для комментирования необходимо зарегистрироваться на сайте
Источник