Курсовая работа: Развивающиеся страны в мировом хозяйстве
Название: Развивающиеся страны в мировом хозяйстве Раздел: Рефераты по экономике Тип: курсовая работа Добавлен 00:35:56 08 июля 2011 Похожие работы Просмотров: 2983 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Место в мире | Название страны | ВВП на душу населения, $ |
9 | Гонконг | 34200 |
29 | Сингапур | 27800 |
31 | Монако | 27000 |
34 | Тайвань | 25 300 |
35 | ОАЭ | 25 200 |
38 | Бруней | 23600 |
41 | Катар | 23200 |
44 | Кувейт | 21300 |
47 | Кипр | 20300 |
51 | Бахрейн | 19 200 |
52 | Южная Корея | 19 200 |
53 | Мальта | 18 200 |
55 | Багамские острова | 17 700 |
56 | Пуэрто-Рико | 17 700 |
60 | Барбадос | 16400 |
64 | Уругвай | 14500 |
68 | Маврикий | 12800 |
73 | Саудовская Аравия | 12000 |
80 | Чили | 10700 |
83 | Малайзия | 9700 |
85 | Мексика | 9600 |
86 | Ботсвана | 9200 |
92 | Бразилия | 8100 |
93 | Таиланд | 8100 |
95 | Гваделупа | 7900 |
98 | Иран | 7700 |
102 | Намибия | 7300 |
103 | Кипр | 7135 |
107 | Панама | 6900 |
111 | Колумбия | 6600 |
117 | Фиджи | 5900 |
118 | Габон | 5900 |
119 | Венесуэла | 5800 |
121 | Китай | 5600 |
122 | Перу | 5600 |
129 | Филиппины | 5000 |
134 | Парагвай | 4900 |
141 | Ямайка | 4100 |
142 | Шри-Ланка | 4000 |
146 | Эквадор | 3700 |
148 | Индонезия | 3500 |
151 | Лесото | 3200 |
159 | Вьетнам | 2700 |
160 | Боливия | 2600 |
167 | Пакистан | 2200 |
171 | Ирак | 2100 |
173 | Камбоджа | 2000 |
175 | Камерун | 1900 |
179 | Зимбабве | 1900 |
184 | Мьянма | 1700 |
189 | Чад | 1600 |
192 | Гаити | 1500 |
195 | Непал | 1500 |
196 | Бутан | 1400 |
200 | Бенин | 1200 |
201 | Мозамбик | 1200 |
202 | Буркина-Фасо | 1200 |
207 | Кения | 1100 |
208 | Нигерия | 1000 |
209 | О-ва Токелау | 1000 |
210 | Эритрея | 900 |
211 | Замбия | 900 |
212 | Нигер | 900 |
213 | Мали | 900 |
214 | Либерия | 900 |
215 | Афганистан | 800 |
216 | Конго | 800 |
217 | Кирибати | 800 |
218 | Эфиопия | 800 |
219 | Мадагаскар | 800 |
220 | Йемен | 800 |
221 | Западный Берег р.Иордан | 800 |
223 | ДР Конго | 700 |
224 | Гвинея-Биссау | 700 |
225 | Танзания | 700 |
226 | Коморские острова | 700 |
227 | Бурунди | 600 |
228 | Сомали | 600 |
229 | Сектор Газа | 600 |
230 | Сьерра Леоне | 600 |
231 | Восточный Тимор | 400 |
3. Интеграционные группировки
Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Так возникла международная экономическая интеграция – форма интернационализации производительных сил, процесс переплетения национальных хозяйств и проведения согласованной межгосударственной экономической политики как между самими странами, так и по отношению к третьим странам.
Рассмотрим интеграционные группировки развивающихся стран.[1]
ЛАИ — крупная интеграционная группировка, созданная в 1980 году, заменила существовавшую до этого ЛАСТ, которая просуществовала с 1961 по 1980 год.
Цель ЛАИ: создание латиноамериканского общего рынка на базе уже сложившегося в годы существования ЛАСТ (ЗСТ).
Членами организации являются 11 стран, подразделяющиеся на 3 группировки:
1. более развитые (Аргентина, Бразилия, Мексика);
2. средний уровень (Венесуэла, Колумбия, Перу, Уругвай, Чили);
3. наименее развитые (Боливия, Парагвай, Эквадор).
Члены ЛАИ заключили между собой соглашение о преференциальной торговле и менее развитым странам со стороны более развитых предоставляются преференции.
Высшим органом ЛАИ является Совет министров иностранных дел, исполнительный орган — Конференция оценок и сближения — изучает уровни экономического развития, возможные направления интеграции, ее воздействие на экономику, разрабатывает стадии и задачи интеграционных процессов; собирается 1 раз в год. Постоянный орган — Комитет представителей. Штаб-квартира — в Монтевидео (Уругвай).
Андская группировка — субрегиональная группировка, созданная в 1978 году. Соглашение вступило в силу в 1980 году.
Участники: Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гайана, Колумбия, Перу, Суринам, Эквадор.
Цель: совместное изучение, освоение, использование Амазонии, охрана ее ресурсов; между странами осуществляется равное распределение, на основе равных квот, финансовых вложений.
Наибольшие успехи достигнуты в области экологии. Создана андская система экологической информации.
Кроме этого был принят документ “Общий режим в отношении иностранного капитала, товарных марок, патентов и лицензий” (решение 24-х). Этот документ направлен на создание условий для использования иностранных прямых капиталовложений в условиях большого внешнего долга. При этом латиноамериканские страны резко повысили требования по экологической безопасности проектов.
Лаплатская группа — создана в 1969 году в рамках ЛАИ.
Цель: гармонизация развития и охрана природных ресурсов бассейна рек Ла-Плата
Штаб-квартира — в Буэнос-Айресе.
Амазонский пакт — создан в 1978 году.
Приоритет этой группировки — региональное сотрудничество в области экологии, совместное изучение и освоение ресурсов Амазонии.
Наиболее устойчивой группировкой является КАРИКОМ созданный в 1973 году, на основе договора, подписанного в Тринидад и Тобаго. Включает 16 стран Карибского бассейна и в отличие от всех интеграционных группировок объединяет не только независимые государства, но и зависимые территории.
КАРИКОМ основан на ранее созданной ЗСТ. В нем существуют различные субрегиональные отделения; наиболее продвинутыми с точки зрения региональной интеграции являются:
· Карибский общий рынок в рамках КАРИКОМ, где полностью ликвидированы торговые ограничения между Барбадосом, Тринидадом и Тобаго, Гайаной, Ямайкой и Антигуа. Эти страны одобрили единый таможенный тариф по отношению к товарам третьих стран, т.е. это фактически таможенный союз, в основе которого лежат промышленно-сырьевые товары. Треть взаимной торговли составляют нефтепродукты.
· Восточно-Карибский общий рынок, включающий в себя наименее развитые страны; в нем наблюдается тенденция к созданию общей валюты и совместного ЦБ.
1992 год — резкое падение таможенных пошлин (приблизительно на 70%), особенно удачно идет интеграция в области регулирования с/х производства (документ “Время действовать”). Была предложена новая модель интеграции на основе тенденции к ослаблению государственного вмешательства.
1995 год — свободное перемещение граждан, отмена паспортного режима.
В 1980-х годах Аргентина и Бразилия подписали акт об интеграции, к которому позднее присоединились Парагвай и Уругвай. В марте 1991 года 4 страны подписали Асунсьонский договор, который легализировал МЕРКОСУР.
Население 4-х стран — 200 млн. человек. Суммарный ВВП — 1 млрд. $. При этом на Бразилию приходится: 80% населения, 43% торговли, около 60% экспорта и 30% импорта.
обеспечение координации макроэкономической политики, политики в области с/х, налоговой и денежной системах;
провести координацию и довести до сопоставимости законодательство в отношении экономической политики;
Созданы институциональные структуры, наднациональные органы:
1. Совет общего рынка — законодательный и консультативный орган
2. Группа общего рынка — исполнительный орган
3. Арбитражный суд
Недостатки МЕРКОСУР: разнородная политическая структура стран-участниц, смена политических режимов, в странах идут реформы — все это вместе мешает нормальному ходу процесса интеграции.[11]
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) образована 8 августа 1967 г. в г. Бангкоке. В нее вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, затем Бруней-Даруссалам (в 1984 г.), Вьетнам (в 1995 г.), Лаос и Мьянма (в 1997 г.), Камбоджа (в 1999 г.). Статус специального наблюдателя имеет Папуа-Новая Гвинея.
В качестве уставных целей Бангкокской декларацией об учреждении АСЕАН были определены содействие развитию социально-экономического и культурного сотрудничества стран-членов, упрочению мира и стабильности в Юго-Восточной Азии (ЮВА).
Задача превращения АСЕАН в один из мировых политических и экономических центров многополюсного мира стимулировала эту региональную группировку стран активно решать ряд чрезвычайно важных задач. К ним относятся: формирование зоны свободной торговли и зоны инвестиций; введение единой валюты и создание развернутой экономической инфраструктуры, формирование специальной структуры управления.
Высшим органом АСЕАН являются встречи глав государств и правительств. Руководящим и координирующим органом Ассоциации служат ежегодные совещания министров иностранных дел (СМИД). Текущее руководство АСЕАН осуществляется Постоянным комитетом под председательством министра иностранных дел страны — устроительницы очередного СМИД. В г. Джакарте функционирует постоянный Секретариат во главе с Генеральным секретарем (с января 1998 г. — филиппинец Родольфо Северино). В АСЕАН имеется 11 специализированных комитетов. Всего в рамках организации ежегодно проводится свыше 300 мероприятий. Юридической базойотношений стран АСЕАН служит Договор о дружбе и сотрудничестве в Юго-Восточной Азии (Балийский договор) 1976 г. Схема управления АСЕАН прилагается.
В экономической области страны Ассоциации проводят линию на интеграцию и либерализацию в регионе ЮВА на базе Соглашения о создании зоны свободной торговли АСЕАН (АФТА), Рамочного соглашения о зоне инвестиций в АСЕАН (АИА) и Базового соглашения о схеме промышленного сотрудничества (АИКО).
Зона свободной торговли АСЕАН (АФТА) представляет собой наиболее консолидированную экономическую группировку стран Азии. О ее создании было объявлено на 4-й встрече глав государств и правительств АСЕАН в Сингапуре (1992 г.). Первоначально в нее вошли шесть стран ЮВА (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней). В 1996 г. к АФТА подключился Вьетнам, в 1998 г. — Лаос и Мьянма, в 1999 г. — Камбоджа.
Создавая зону свободной торговли, члены Ассоциации ставили цель активизировать внутриасеановскую торговлю товарами и услугами, расширить и диверсифицировать субрегиональный товарооборот и в условиях роста взаимной торговли повысить конкурентоспособность экономик своих стран. АФТА призвана также способствовать политической консолидации стран региона, подключению к экономическому сотрудничеству менее развитых стран ЮВА.
В октябре 1998 г. было подписано Рамочное соглашение о создании зоны инвестиций АСЕАН. Зона инвестиций АСЕАН (АИА) охватывает территории всех государств — членов Ассоциации и является одним из основных инструментов привлечения внутренних и внешних инвестиций путем предоставления инвесторам национального режима, налоговых льгот, отмены ограничений на долю иностранного капитала и т.д.
АСЕАН, опираясь на понимание необходимости углубления либерализации экономики, невозможности обеспечения собственными силами инвестиций, необходимых для развития передовых технологий, которые смогли бы помочь региону занять достойное место в мире в ХХI веке, приняла решение объединить усилия в этом направлении, постепенно открыть внутренний рынок не только для торговли, но и для инвестиций, причем как странам — членам Ассоциации, так и третьим странам.
В соответствии с Рамочным соглашением об АИА участники Ассоциации взяли на себя обязательства поэтапно открыть до 2010 г. основные сектора национальной промышленности инвесторам из государств — членов Ассоциации и до 2020 г. — внешним инвесторам.
Вместе с тем в целях защиты местного рынка Рамочное соглашение, так же как и Соглашение о СЕПТ, предусматривает составление Списка временных исключений и Деликатного списка, перечисляющих отрасли, куда доступ иностранным инвесторам по-прежнему будет оставаться ограниченным.
Базовое Соглашение по схеме промышленного сотрудничества АСЕАН (АИКО) было подписано государствами — членами АСЕАН в апреле 1996 г.
Схема АИКО регулирует производство всех продуктов, кроме тех, которые включены в Список общих изъятий Договора о CEПT, и в настоящее время применяется только к промышленному производству с дальнейшей возможностью распространения и на другие сектора экономики. Новая схема промышленного сотрудничества АСЕАН, сохранив некоторые особенности предыдущих схем, предусматривает более широкое использование тарифных и нетарифных методов регулирования.
Целями АИКО являются: рост производства промышленной продукции; углубление интеграции; рост инвестиций в государства АСЕАН из третьих стран; расширение внутриасеановской торговли; совершенствование технологической базы; повышение конкурентоспособности продукции на мировом рынке; возрастание роли частного сектора.[8]
С учетом приоритетных потребностей все больше внимания уделяется реализации Договора о поэтапном создании Африканского экономического сообщества (АфЭС) , соглашение о котором вступило в силу в мае 1994 г. План постепенного — в шесть этапов — создания АфЭС должен быть реализован в течение 34 лет. При этом, поскольку главными элементами АфЭС являются уже существующие субрегиональные группировки, в частности, ЭКОВАС, КОМЕСА, САДК, САМЭСГЦА, ЮДЕАК, впервые 20 лет первоочередное внимание планируется уделить именно им, их всемерному укреплению и усилению скоординированность
В Западной Африке наиболее заметна некоторая активизация деятельности Экономического — сообщества западне африканских государств (ЭКОВАС) , ставящего своей целью поэтапное создание общего рынка в регионе. ЭКОВАС создано в 1975 г., в состав входят 16 государств.
В июле 1995 г. в ходе 18-го саммита ЭКОВАС было объявлено об официальном вступлении в силу обновленного Договора о Сообществе (подписан в г. Котону в 1993 г.), с которым ряд государств этого субрегиона связывают надежды на дальнейшую активизацию сотрудничества и углубление интеграции.
В ноябре 1993 г. в г. Кампале (Уганда) был подписан Договор о
преобразовании Зоны преференциальной торговли стран Восточной и Южной Африки (ЗПТ) в Общий рынок Восточной и Южной Африки (КОМЕСА), в планах которого формирование Общего рынка к 2000 г., Валютного союза — к 2020 г., сотрудничество в экономической, юридической и административной сферах.
Идея создания Общего рынка предусматривала слияние Сообщества развития Юга Африки (САДК) и ЗПТ в КОМЕСА. Однако в августе 1994 г. на саммите САДК в г. Габороне (Ботсвана) было принято решение о раздельном существовании двух организаций — в южной и восточной Африке соответственно. Вместе с тем
создание Общего рынка в этом африканском регионе затруднено тем, что между странами отмечается значительный «дифферанс» в экономическом развитии, не стабильны политическая обстановка и валютно-финансовая сфера. Сообщество развития Юга Африки (САДК) — политико-экономический региональный блок, созданный 1 в 1992 г. на базе Конференции по координации развития стран Юга Африки (САДКК), существовавшей с 1980 г. В настоящее время в САДК входят 12 государств. По замыслу учредителей САДК, развитие сотрудничества должно идти по принципу «гибкой геометрии» и разнотемповости интеграционных процессов, как между отдельными странами, так и группами стран 3 внутри Сообщества.
В Центральной Африке в плане экономической интеграции более-менее динамично развивался Таможенный и экономический союз ЦА (ЮДЕАК) , который имеет в своем составе 6 стран. За 30 лет существования внутрирегиональная торговля возросла в 25 раз, введен единый внешний таможенный тариф, на основе совместного участия стран ЮДЕАК в «зоне французского франка» создан Валютный союз Центральной Африки, центральным институтом которого является Банк государств Центральной Африки. Он выпускает единые для всех участников платежные средства. В рамках ЮДЕАК действуют также органы кредитного сотрудничества: Банк развития государств Центральной Африки и Фонд солидарности.Стремление к интеграции, тесному взаимовыгодному сотрудничеству отмечается и среди арабских государств Персидского залива. С 1981 г. Создан и функционирует Совет по сотрудничеству ряда арабских государств, включающий Саудовскую Аравию, Кувейт, Катар, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Оман («нефтяная шестерка»). В 1992 г. было объявлено о создании Организации экономического сотрудничества центрально-азиатских государств (ОЭС-ЭКО), которая, по замыслу учредителей, должна стать прообразом будущего Центрально-азиатского общего рынка, который должен включать и мусульманские республики СНГ — среднеазиатские, Казахстан, Азербайджан.[2]
ОПЕК была сформирована на международной конференции в Багдаде, состоявшейся 10-14 сентября 1960 г. Первоначально в организацию вошли пять стран: Иран, Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия и Венесуэла. В период с 1960 по 1975 гг. было принято еще 8 стран: Катар, Индонезия, Ливия, Объединенные Арабские Эмираты, Алжир, Нигерия, Эквадор и Габон. В декабре 1992 г. Эквадор вышел из состава ОПЕК, а в январе 1995 г. из нее был исключен Габон. Таким образом ОПЕК является торговым союзом развивающихся стран, которые являются экспортерами нефти.
Задачей ОПЕК являлось представление единой позиции стран-производителей нефти в целях ограничения влияния крупнейших нефтяных компаний на рынок. Однако реально ОПЕК в период с 1960 по 1973 гг. расстановку сил на нефтяном рынке изменить не могла. Ситуация изменилась в первой половине 1970-х гг., когда западный мир столкнулся с усилением инфляционного давления и нехваткой сырьевых ресурсов. Особенно остро ощущался недостаток нефти: США, еще в 1950г. бывшие самодостаточными по добыче нефти, теперь были вынуждены импортировать около 35% нефтепродуктов. В это же время ОПЕК начала жестче отстаивать позиции в отношении принципов разделения прибыли на нефтяном рынке.[7]
4. Развивающиеся страны в мировом хозяйстве
4.1. Краткая характеристика экономики развивающихся стран
4.1.1 Экономика стран Латинской Америки
По уровню развития хозяйства Латинская Америка стоит на первом месте среди других регионов развивающегося мира, давая половину всей промышленной продукции.
С середины 70-х первый эшелон стран (Чили, Уругвай и Аргентина) декларировал переход к новой стратегии развития – либеральной, то есть резкое сокращение вмешательства государства в инвестиционные, кредитные, валютные и внешнеторговые операции и сужение его участия в собственно предпринимательской деятельности. Ключевой реформой стала приватизация. Сейчас процесс приватизации почти завершен в Чили и Мексике, близится к концу в Аргентине и Перу, находится на подъеме в Уругвае, Эквадоре и других странах.
Странам Латинской Америки удалось преодолеть последствия тяжелого экономического кризиса начала 80-х и приступить к перестройке национальных хозяйственно-технологических структур. Возрос внешнеторговый оборот, бегство капиталов за рубеж сменилось их притоком, повысилась общая производительность труда. Большую роль сыграла помощь, оказанная традиционными партнерами главным образом США.
Среди главных целей реформ выделялось оздоровление финансовой системы, преодоление инфляции, а в ряде стран и гиперинфляции. Тормозом на пути преобразований является наличие у той или иной страны крупного внешнего долга.
Проблематична и ситуация в сфере внешней торговли. Между тем либерализация внешней торговли привела не только к растущему дефициту, но и к наплыву на местный рынок товаров, которые теснят национальную продукцию как в сфере промышленности, так и сельского хозяйства.
Регион в целом хорошо обеспечен всеми видами природных ресурсов. Здесь имеются крупные месторождения практически всех руд черных и цветных металлов, золота и серебра. В регионе Карибского моря расположен один из крупнейших нефтегазоносных бассейнов мира.
Экономика стран Латинской Америки характеризуется неравномерным размещением производительных сил, значительной пестротой в уровнях и темпах роста, огромной концентрацией хозяйственной деятельности в немногих промышленных центрах. 1/3 промышленного потенциала региона сконцентрирована в зонах трех городов-гигантов: Мехико, Сан-Паулу, Буэнос-Айреса. Огромные диспропорции существуют в распределении между территориями стран энергоснабжения, шоссейных дорог и железных дорог, средств связи и т.п. В Аргентине, Бразилии, Мексике возникли новые, современные предприятия и промышленные комплексы в сфере станкостроения и приборостроение, автомобиле- и судостроения, авиационной и атомной промышленности, электроники и микроэлектроники. Ускоренными темпами начала развиваться обрабатывающая промышленность Венесуэлы, Колумбии, Перу и некоторых других стран. Возникли металлообрабатывающие, нефтеперерабатывающие предприятия в странах Центральной Америки и Карибского бассейна.
Главным торговым партнером стран региона являются США, а также Япония и страны Западной Европы. В экспорте преобладает сырье, топливо (80%) и продукция сельского хозяйства.
Для сельского хозяйства также присуща неравномерность в географическом размещении. Не менее 2/3 объема производства по стоимости вырабатывается в Бразилии, Мексике и Аргентине. Эта неравномерность усиливается деформированным характером сельскохозяйственного производства, обусловленным его зависимостью от внешнего рынка. Сформировалась однобокая специализация на экспортных культурах.
Для Бразилии и Колумбии главной экспортной сельскохозяйственной культурой является кофе, для Эквадора – бананы, Для Аргентины – продукция животноводства и пшеница, для Уругвая – продукция животноводства, для стран Центральной Америки – кофе, бананы, хлопок, для государств Карибского бассейна – сахарный тростник, бананы.[4]
4.1.2. Экономика стран Юго-Восточной Азии
Регион Юго-Восточной Азии, состоящий из 9 стран, неоднороден, в послевоенный период в процессе формирования и укрепления национального суверенитета произошло размежевание на 2 группы государств. Одна из них – Вьетнам, Лаос и Камбоджа – избрала путь социалистического развития, а другая, представленная Ассоциацией Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в которую входят Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, а с 1984 г. – Бруней, пошла по пути рыночного хозяйства.
Все страны стартовали приблизительно с одного и того же начального уровня. Однако бывшие социалистические страны Азии не смогли достичь таких впечатляющих результатов экономического развития, как соседние страны-члены АСЕАН. Вьетнам, Лаос и Камбоджа имели аграрную направленность при значительном использовании традиционных методов хлебопашестве, характеризовались почти полным отсутствием обрабатывающей промышленности, широким использованием натуральных форм хозяйства, традиционной структурой производства. Эти страны начали переход к рынку, но они, как и раньше, принадлежат к группе стран с низким уровнем душевого дохода.
В то же время Сингапур, Гонконг, Тайвань и Южная Корея – новые индустриальные страны «первой волны»; Малайзия, Таиланд, Филиппины и Индонезия – НИС «второй волны», принадлежат к странам со среднем уровнем дохода.
Сингапур и Бруней – государства с высоким уровнем душевого дохода. Правда, успехи в экономическом развитии этих стран были достигнуты за счет разных факторов: Сингапур – это государство с развитым промышленным потенциалом, а Бруней – нефтеэкспортирующая страна, которая значительную часть ВВП получает за счет добычи и экспорта нефти.
В целом же Юго-Восточная Азия, как особая экономическая зона, характеризовалась динамическим развитием. Темпы экономического роста стран этого региона в послевоенный период были одними из высочайших в мире. Хотя за внешней благоприятной картиной скрывалась глубокая дифференциация по темпам экономического развития отдельных стран Юго-Восточной Азии.
Но из-за того, что население региона составляло 7,7% населения мира, а их ВНП только 1,4% мирового продукта, для стран Юго-Восточной Азии характерен относительно низкий уровень ВНП на душу населения. Однако надо учесть, что разность данных уровней между странами региона и промышленно-развитыми государствами не только не повышалась, а даже сократилась.
Реализация внешнеэкономической политики, направленной на интенсификацию внешнеэкономических связей, привела к тому, что экспорт и импорт региона возрастал довольно высокими темпами, а их доля в мировом товарообороте возрастала и в годы неблагоприятной экономической обстановки.
Страны Юго-Восточной Азии имеют мощную экспортную базу, почти все они хорошо обеспечены природными ресурсами, которые составляют одно из важных условий их экономического развития. Они стали крупнейшими экспортерами отдельных товаров. Например, натурального каучука, олова, меди, пряжи, кокосовых орехов, пальмового масла, риса. Здесь имеются значительные запасы нефти, вольфрама, хрома, бокситов, очень большие запасы ценной древесины, которые преимущественно экспортируются.
Экономический потенциал стран АСЕАН возрастает не только за счет развития добывающей промышленности или аграрного сектора, а прежде всего за счет создания развитой обрабатывающей промышленности, которая представлена традиционными для азиатского региона видами производства – текстильным, швейным, а также современными высокотехничными отраслями – электронной, электротехнической, химической промышленностью, машиностроением и производством оборудования и оснащения.[2]
4.1.3. Экономика стран Южной Азии
К Южной Азии относятся 7 развивающихся стран: Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивская республика, Непал, Пакистан, Шри-Ланка. Здесь существуют беспрецедентная по масштабам бедность, неразвитость, зависимость и при этом огромные потенциальные воспроизводимые ресурсы.
Аграрно-сырьевая монокультурная специализация в международном разделении труда уходит корнями в историю. Индия и Шри-Ланка – крупнейшие производители и экспортеры чая и специй, на Бангладеш приходится до 80% мировой продажи джута и джутовых изделий, важнейшая статья экспорта Пакистана – хлопок и изделия из него. В результате, резко огранивается возможность прогрессивной переструктуризации экономики, воссоздается болезненная зависимость от внутренних и внешних конъюнктурных факторов.
Производственные силы образовали разнообразные соединения своих типов: патриархально-доиндустриальные, индустриальные и современные, связанные с НТР.
Первые два типа полностью доминируют в Бангладеш, Бутане, Мальдивах и Непале – странах, которые принадлежат, в соответствии с международной классификацией, к наименее развитым. Пакистан и Шри-Ланку причисляют к серединной группе стран, которые развиваются,- современные производительные силы имеют ячейковый характер (в областях ВПК, легкой и пищевой промышленности). Наиболее полно все типы производительных сил представлены в Индии, которая принадлежит к группе НИС.
Среди неотложных проблем региона – бедность. Доля стран региона в мировых экономических показателях остро контрастирует с соответствующими показателями по населению. За годы независимости удалось поднять порог бедности почти вдвое. Но такие исходные показатели, как производство ВНП и НД на душу населения, в странах Южной Азии остаются наиболее низкими в мире.
Внутренние источники финансирования экономического развития в странах региона, кроме Индии, очень ограниченные. Поэтому для них главный источник поступления финансовых ресурсов – иностранные инвестиции.
Внешняя задолженность повысилась только за последние десять лет в несколько раз: по ее размерами эти страны уступают лишь государствам Латинской Америки.
Преобладающие в странах региона мелкое производство способно воспринимать преимущественно промежуточные технологии, в особенности оборудование и технологии, устаревшие для развитых стран, но пригодные к использованию здесь с учетом сравнительных преимуществ (например, дешевой работы). Освоение и распространение инноваций остается, главным образом, под контролем ТНК и их местных филиалов.
Наиболее сильные позиции транснационального бизнеса в Индии. Здесь действует почти 300 отделений и дочерних компаний ТНК (Великобритании, США, ФРГ, Японии, Франции и др.) и свыше 2000 общих компаний.[1]
4.1.4. Экономика стран Западной Азии (Ближний Восток) и Северной Африки .
Роль стран этого региона в мировом хозяйстве определяется наличием больших разведанных запасов нефти и природного газа, их долей в добыче этих углеводов, а также значительными золотовалютными запасами.
В период самостоятельного экономического развития государства достигли довольно значительных успехов. Увеличение почти втрое за 20 лет удельного веса региона в мировом продукте было достигнуто за счет высоких темпов роста собственного ВВП. Среднегодовые темпы роста ВВП стран региона опережали аналогичные показатели индустриально развитых стран с рыночной экономикой. Довольно высоким для стран стал уровень ВВП на душу населения.
Большинство стран региона хорошо обеспечены природными ресурсами, поэтому имеют мощную экспортную базу и ведут активную внешнюю торговлю. Безусловно, главное богатство региона – топливные ресурсы.
В арабских странах Персидского залива наиболее низкие затраты на добычу и высочайшая в мире производительность труда в нефте- и газодобывающей промышленности, в силу благоприятных природных условий.
Сельскохозяйственная продукция составляет 3,3% от общего объема экспорта региона, доля горнодобывающей промышленности – 78,2%, обрабатывающей – 17,5%. Структура экспорта нефтедобывающих и нефтеимпортирующих стран существенным образом отличается. Так, не менее чем 70% экспортных доходов главных экспортеров нефти и газа на мировой рынок приходилось на топливные ресурсы. При этом доля продукции обрабатывающей промышленности этих стран колеблется от 1,7% в Ираке до 13,7% в Кувейте. Нефтеимпортирующие страны региона или те, которые вывозили нефть в ограниченных масштабах (например, Сирия), имели более диверсифицированную структуру экспорта. Значительная доля экспорта приходится на продовольствие и сельскохозяйственное сырье.
Существует высокая зависимость экспортных доходов региона, его судьбы в мировом экспорте и экономического развития в целом от конъюнктуры мирового рынка топливных ресурсов.[1]
4.1.5. Экономика стран Тропической Африки
После обретения независимости страны Африки надеялись, что это автоматически даст толчок их экономическому развитию. Но этого не произошло, и большинство стран стали деградировать. Прежде всего это относится к странам Тропической Африки, то есть Восточной, Западной, Центральной и Южной Африки, которые часто называют странами южнее Сахары.
В 60-е и 70-е попытки ликвидации экономической отсталости африканского региона были связаны с приоритетным развитием госсектора, привлечением иностранных инвестиций, увеличением внешнеторговой квоты. В 80-е МВФ рекомендовал модель «структурной корректировки», то есть отказ от активного государственного вмешательства в экономику, стабилизация финансовой системы, развитие рыночных механизмов, формирование основ частнопредпринимательской деятельности и усиление частного сектора в ведущих отраслях. В 90-х эта модель получила дальнейшее развитие, ее приоритетным направлением стала приватизация предприятий. С середины 90-х наметились положительные сдвиги: по 33 наименее развитым странам ВВП вырос от 2 до 4%. В структуре экономике наблюдается ускорением роста промышленности. Вместе с тем неэффективный госсектор, неразвитая экономическая инфраструктура, политическая нестабильность, межгосударственные конфликты, сокращение объемов иностранных инвестиций, нарастающий внешний долг, ограниченность экономической самостоятельности в связи с требованиями МВФ, проблемы выхода на внешние рынки осложняют реализацию этой модели. Госпредприятия характеризуются низкими показателями: низкая конкурентоспособность продукции, дефицит денежных средств, высокая зависимость от импорта техники и технологии, дефицит квалифицированных кадров. Преобладание традиционных укладов в аграрном секторе обуславливает низкую продуктивность экстенсивных земледелия и животноводства на основе архаичных форм и примитивной материально-технической базы.
Одной из наиболее развитых и технически оснащенных отраслей является добывающая промышленность. Ее развитие связано, в первую очередь, с высокой активностью иностранного капитала, а доля в структуре экономики – с наличием соответствующих запасов полезных ископаемых. Развитие обрабатывающей промышленности Африки связанно с импортом технологий и оборудования, использованием труда квалифицированных иностранных специалистов. Развиваются переработка сырья на экспорт, металлургия, химическая промышленность, производство товаров широкого потребления.
Для Африки характерна открытость экономики и ориентированность на внешние рынки – доля экспорта в ВНП составляет 27,1%. Регион крайне заинтересован в притоке иностранных инвестиций. Но перспективы иностранных капиталовложений складываются неблагоприятно.
Доля в мировой торговли невелика, однако внешняя торговля имеет большое значение для развития региона.[2]
4.2. Внешние факторы развития развивающихся стран.
Экономическое развитие развивающихся стран тесно связанно и во многом определяется изменениями в мировом хозяйстве. Одновременно включенность в мировое хозяйство не может быть оценена однозначно, так как сопряжена с усложнением проблем развивающихся стран вследствие отсталости экономических структур большинства из них, низкой международной конкурентоспособностью продукции, зависимости (особенно в технологии) от развитых стран.[4]
Отсталость развивающихся стран предопределяет их зависимость от промышленно развитых государств Запада. Экономическое развитие колоний определялось не нуждами последних, а нуждами метрополий, вывозивших сырье из них. Потребности метрополий в сырье определяли динамику экономического развития колоний, т. е. импульсы экономического развития шли из западных стран. Положение мало изменилось в последние десятилетия.
Зависимое развитие проявляется во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран. Отсталая структура экономики, низкий уровень производительных сил, их традиционно, аграрно-сырьевая специализация, колониальное прошлое обусловили внешнеэкономическую ориентацию развивающихся стран на индустриальные государства Запада. Их внешнеэкономические связи развиваются преимущественно по линии Юг-Север. Низкий уровень производительности труда приводит к несоответствию индивидуальных затрат развивающихся стран общественно необходимым международным. Это ведет к потере этими странами в процессе обмена части прибавочного продукта, что объективно отражается в пропорциях и динамике мировых цен.
Неблагоприятные условия конкуренции нередко используются ТНК, глубоко проникшими в экономику многих стран, для навязывания развивающимся государствам монопольных цен, которые отклоняются вниз при закупке и вверх при продаже от преобладающих общемировых. Так происходит на тех рынках, где доминирование или сговор ТНК позволяет им ломать механизм конкуренции и улавливать дополнительную прибыль.
В итоге зависимость проявляется в отношениях доминирования и подчинения, которые в последние десятилетия реализуются экономически. Она охватывает многие виды связей между индустриальными и развивающимися странами, воздействует на политику, идеологию, культуру. Это, однако, не означает, что центры капитализма управляют процессами развития стран Третьего мира. Степень зависимости каждого конкретного государства может меняться — ослабевать или усиливаться. Во многом это обусловлено состоянием мирового хозяйства, характером экономической и социальной политики развивающихся стран, способствующей развитию либо «филиальной», либо национальной экономики.[11]
Сейчас появились все больше проявляются следующие факторы:
1. Внешняя торговля стала характеризоваться высокими темпами роста, в экспорте стала преобладать доля готовой промышленной продукции. Изменилась географическая направленность, произошло расширение торговых отношений по схеме Юг-Юг. По темпам роста внешней торговли они обгоняют развитые страны.
2. Снижающаяся эффективность сырьевого экспорта. Первичная продукция сельского хозяйства, сырья и топлива исторически являются традиционными статьями экспорта (до 70% всей экспортной выручки, а в Тропической Африке – до 90%). Такая ситуация существенно ограничивает гибкость экономики, реагирующей на колебания мировых цен. В последние годы уничтожаются преимущества развивающихся стран, так как снижающаяся энергоемкость, материалоемкость и трудоемкость производства, распространение синтетических заменителей, высокая эффективность АПК в развитых странах сжимают спрос на сырьевые товары. И как результат – падение цен на большинство видов сырья на мировом рынке в долгосрочной перспективе, ухудшение условий торговли для экспортеров. Попытки компенсировать потери увеличением объемов производства и экспорта сырья приводят к разрушающему росту и растущему дефициту платежных балансов.
3. Расширение промышленного экспорта. В период импортозаменяющих стратегий вывозили трудоемкие промышленные товары (готовая одежда, обувь, пищевая продукция, игрушки, бижутерия и др.). Современные стратегии направлены как на увеличение объема промышленного экспорта, так и на освоение новых видов продукции в соответствии с мировыми стандартами производства и качества.
4. Иностранный капитал, как в виде государственной помощи, так и частного иностранного капитала, является основным финансовым ресурсом для экономического развития. Государственная помощь развитию включает гаранты, техническое содействие, консультационные услуги, займы на льготных условиях. Чистый приток финансовых ресурсов составляет около 28 млрд.долл. Сейчас госпомощь направлена на стимулирование проведения реформ по либерализации экономики, в том числе на программы структурной адаптации. Прямые иностранные инвестиции поступают в основном от ТНК, они распределяются между странами неравномерно, концентрируясь в 10 странах Латинской Америке, Южной и Юго-Восточной Азии. Объемы поступлений зависят от политической и экономической стабильности, уровня инфраструктуры, емкости внутреннего рынка, наличия дисциплинированной рабочей силы. Портфельные инвестиции ориентированны прежде всего на страны с высокими темпами роста (страны Юго-Восточной Азии), чьи валюты привязаны к доллару, их доля в ВВП достигла 3,4%.
Доля промышленности в развивающихся стран в мировом производстве поднялась до 24%. Этот рост произошел в основном за счет стран Восточной и Юго-Восточной Азии (включая Китай), Которые увеличили свою долю втрое, в то время как страны Тропической Африки и Латинской Америки остались почти на прежнем уровне. Важной чертой стало развитие новых производств: электро- и транспортного оборудования, проката, химических удобрений, переработки нефти.[4]
4.3. Роль развивающихся стран в мировой экономике
Активное участие в международном разделении труда, разветвленная система мирохозяйственных связей, опосредующая межстрановые потоки материальных и финансовых ресурсов, уже давно стали непременным условием экономического прогресса. Вступив в мировое сообщество как независимые государства, развивающиеся страны с начала 70-х годов все активнее стремятся участвовать в международном разделении труда.
Важной особенностью экономики развивающегося мира является ее значительная ориентированность на внешние рынки и, как следствие, достаточно высокая степень вовлеченности в международное разделение труда.[3] Необходимость их участия в международном разделении труда также объясняется тем, что они не производят целый ряд необходимых для воспроизводства товаров. В то же время они являются производителями сырья и ряда комплектующих изделий, столь необходимых для промышленно развитых стран. В МРТ включены многие сферы хозяйственной деятельности развивающихся стран. Прежде всего, производство сырья и готовых товаров, составляющих базу международной торговли, которая обеспечивает перемещение преобладающей части всех экономических ресурсов между развивающимися странами и остальным миром. Международная торговля для развивающихся стран, особенно для самых бедных, остается наиболее надежным источником внешних доходов. До 56% всего товарного экспорта развивающихся стран сбывается на рынке промышленно развитых государств.[9]
На мировом рынке группа развивающихся стран выступает главным образом в роли поставщиков минерального, экономического, сельскохозяйственного сырья и пищевых товаров. Экспорт данной продукции обеспечивает развивающимся государствам 50 — 100% экспортных доходов.
В структуре импорта развивающихся стран главными статьями являются машины, оборудование, технологически сложная промышленная продукция (в среднем порядка 34%) и прочая продукция обрабатывающей промышленности (37%). Для стран Тропической Африки и Южной Азии также характерна достаточно высокая доля в региональном импорте продовольственных товаров (соответственно 16% и 10%). Кроме того, в Южной Азии и в регионе Латинской Америки и Карибского бассейна свыше 10% регионального импорта приходится на топливно-энергетические товары.[3]
Развитие и реструктуризация товарного экспорта развивающихся стран.
По ряду традиционных товаров происходит перераспределение долей среди самих развивающихся стран. Так, с 70-х по 90-е годы отмечается сокращение доли Африки в общем объеме экспорта по развивающимся странам. Она упала более, чем в 2 раза (с 1,7% до 8%) при постоянном увеличении поставок из азиатских государств. Те развивающиеся страны, где сырье — основа экспорта, остро нуждаются в изыскании дополнительных экспортных ресурсов, способных затормозить ухудшение их позиций на мировом рынке.
В связи со снижением материало- и энергоемкости промышленности индустриальных стран значение природного сырья в международной торговле имеет четко выраженную тенденцию к падению. Главным противодействием этой тенденции со стороны развивающихся стран стала диверсификация экспорта: переработка вывозимого сырья, продвижение на мировой рынок других видов промышленной продукции и др.
Несмотря на многие проблемы в области расширения экспорта традиционных товаров, доля развивающихся стран в общем мировом экспорте постепенно, но неуклонно повышается. Так, в 1992 г. она возросла до 24,7% против 22% в 1987 году, а 2004 году достигла рекордной отметки – 31%. В середине 90-х годов физический объем их экспорта сохранял тенденцию к росту. Таким образом, происходит реструктуризация совокупного экспорта развивающихся государств. Доля промышленных изделий (включая цветные металлы) в экспорте развивающихся стран в начале 90-х годов достигла 57,7% (без учета минерального топлива — 77,3%). Растет и доля развивающихся стран в мировом промышленном экспорте. В 1991 г. она достигла 19,5% по сравнению с 11% в 1980 г. и 7,6% в 1970 г. 90-е годы свидетельствуют о постоянстве тенденции увеличения доли развивающихся стран в мировом экспорте. В середине 90-х годов их доля превысила 25% в связи с ростом объема экспорта промышленных изделий.
Особенно значимую роль в росте промышленного экспорта играют машины и оборудование, экспорт которых в 1970-1991 гг. вырос более, чем в 90 раз. На их долю пришлось 35,7% общего прироста промышленного и 22% совокупного товарного экспорта. Экспортная квота развивающихся стран растет быстрее соответствующего показателя промышленно развитых государств. Так, если первая за период 1960-1990 гг. увеличилась более чем в 2 раза, то вторая — менее чем на 2/3.
Убедительным подтверждением этого поистине исторического сдвига в увеличении экспорта развивающихся стран и его товарной структуре служит повышение их роли в мировой торговле: 10 из 14 наиболее значимых по стоимости видов машино-технической продукции.
За общими цифрами повышения доли развивающихся стран в мировом промышленном экспорте стоят неодинаковые но сути и объемам достижения отдельных стран. Так, некоторым странам за период 1980-1992 гг. удалось увеличить свое участие в международном разделении труда за счет вывоза сырья (примерно 12 стран, например, Иран, Конго, Лаос, Боливия, Парагвай и др.). Остальные страны собственную долю в мировом экспорте повысили за счет активного продвижения на внешние рынки продукции обрабатывающей промышленности. В свою очередь среди этой группы успехи отдельных стран также значительно разнятся. Впереди идут новые индустриальные страны. Другие же развивающиеся страны внесли гораздо меньшую долю и усилия в увеличение промышленной составляющей экспорта. А некоторые, например, самая крупная страна Африки Нигерия, даже сократили свою долю в промышленном экспорте.
Оценивая итоги участия развивающихся стран в международном разделении труда на примере международной торговли, можно видеть, что мировое хозяйство перестраивается весьма неравномерно. В то время как ряд стран используют достижения научно-технического прогресса, большая часть развивающегося мира опирается по-прежнему на традиционные, а частично и доиндустриальные промышленные технологии.
Характеризуя общую ситуацию с положением развивающихся стран в мировой торговле, следует указать на возможность того, что наименее развитые страны во все большей степени будут «выдавливаться» из системы международных экономических отношений. К такому выводу приходят авторы доклада Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). По мнению авторов доклада, глобальный торговый пакт в рамках Уругвайского раунда ГАТТ подразумевает сокращение субсидий на экспорт продукции сельского хозяйства. Этим наносится сильный удар по слаборазвитым странам. Себестоимость пшеницы, сахара, мяса и других продуктов повысится. Соответственно, суммарный ежегодный торговый дефицит самых бедных стран к 2000 г. возрастет на 300-600 млрд. долл. Вместе с тем, ухудшение условий торговли для развивающихся стран в целом, согласно прогнозам экспертов Всемирного банка до 2010 г., будет умеренным и не должно породить каких-либо особо кризисных ситуаций.
При уменьшении доли сырья и продовольствия в мировой торговле специализация на их производстве теряет свою движущую функцию. Сырьевая специализация в поддержке экономического роста способна выполнить лишь вспомогательную роль. Придать же необходимую ему динамику можно только осваивая такой сегмент международного экономического обмена, как рынок простейших промышленных товаров, на производстве которых занято большое число рабочих рук.
Тенденции развития международной торговли свидетельствуют: в последнее десятилетие быстро растет значимость и объемы разного рода услуг. Развивающиеся страны могут активно использовать и уже используют свои возможности на этом пути. Например, туризм и трудовые услуги путем экспорта рабочей силы на выполнение разного рода простейших и, как правило, низкооплачиваемых работ.
Для многих развивающихся стран туризм давно стал одним из важнейших источников поступления иностранной валюты. Так, для Египта туризм является третьим по значимости источником получения СКВ после валютных переводов египетских рабочих, временно занятых за рубежом, и иностранной помощи. Особенно бурно в последние годы развивается иностранный туризм в Турции (8% в год по сравнению с 4% общемирового роста туризма). Турция входит в пятерку стран, отличающихся наиболее динамичным развитием этого сектора национальной экономики. Ожидается, что к 2005 г. республика по размерам доходов от туризма займет 6 место в мире. Страна выигрывает в конкуренции с основными соперниками — Грецией и Испанией, благодаря относительно низкой стоимости рекреационных услуг.
Валютные поступления от экспорта рабочей силы за последние годы наиболее высокими темпами возрастали именно у развивающихся стран — 10% в год. Получая ежегодно значительные суммы из этого источника, многие развивающиеся государства создали у себя своего рода экспортную специализацию по трудовым услугам. Зачастую она является одним из важнейших источников валютных доходов. С начала 80-х годов до настоящего времени экспорт рабочей силы наиболее сильное влияние оказывает на экономику Пакистана. Для Пакистана переводы рабочих из-за рубежа больше поступлений от экспорта товаров и услуг в 5 раз. Для Египта этот показатель составляет 40%, Марокко — 50%, Турции — 60%, Индии — 80%.[9]
Подавляющее большинство развивающихся стран является чистыми импортерами как прямых иностранных инвестиций, так и ссудного капитала.
За 1986 — 1990 гг. совокупный приток прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны составил 131 млрд. долл., а их отток — 28 млрд. долл. Региональное распределение потока прямых иностранных инвестиций в развивающемся мире неравномерно. На страновом уровне отчетливо выделяются десять крупных реципиентов: Аргентина, Бразилия, Гонконг, Египет, Китай, Малайзия, Мексика, Сингапур, Тайвань, Таиланд. На данные десять стран и территорий приходится до 13% всех вложений прямых иностранных инвестиций в мире и 68% всех вложений прямых иностранных инвестиций в развивающихся странах.
Основными экспортерами прямых иностранных инвестиций выступает очень небольшая группа государств, расположенных главным образом в Восточной, Южной, Юго-Восточной Азии и Латинской Америке. Крупнейшие экспортеры — Южная Корея и Тайвань.
Большая часть накопленных прямых инвестиций из НИС Азии сконцентрирована в Северной Америке и Западной Европе, главным образом в секторе обрабатывающей промышленности и в сфере услуг. В странах Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии во второй половине 80-х гг. вложения прямых иностранных инвестиций главным образом проводились также в обрабатывающую промышленность.
Крупнейшими экспортерами капитала в Латинской Америке являются Бразилия и Венесуэла.
Приток в развивающиеся страны ссудного капитала осуществляется как в виде иностранных кредитов по межгосударственной линии, так и в виде иностранных частных займов. Представление кредитов связано с ростом внешней задолженности развивающихся стран. Так внешняя задолженность развивающегося мира составила 966.5 млрд. долл. в 1985 г., 1288.4 млрд. долл. в 1990 г. и 1419.4 млрд. долл. в 1992 г.
Самыми крупными должниками в развивающемся мире являются: Бразилия, Мексика, Аргентина, Индия Индонезия, Египет, и Китай. Преобладающая часть государственного долгосрочного долга развивающихся государств в настоящее время приходится на иностранных государственных кредиторов.
Еще одной характерной чертой притока внешних финансовых ресурсов в развивающиеся страны в 80-е гг. явилось повышение в нем доли иностранных государственных субсидий (безвозмездной помощи). В начале 90-х гг. он примерно соответствовал объему чистого иностранного государственного кредитования развивающихся стран или даже превышал его. Крупнейшими реципиентами международной помощи являются страны Тропической Африки.[3]
Развивающиеся страны – особая категория государств, сохраняющих, хотя и в разной степени, определенные общие признаки социально-экономического отставания, в том числе многоукладность хозяйства, традиционные формы собственности и общественных институтов, низкую производительность общественного труда.
Особенности современного мирового развития неразрывно связаны с процессами, происходящими в развивающихся странах, охватывающих большинство государств мира. Последние два десятилетия показали огромные различия в экономическом развитии двух основных подсистем. Разрыв в уровнях экономического развития индустриальных и развивающихся стран увеличился. Громадные разрывы в уровнях экономического развития в мировой экономической системе не способствует ее структурному развитию, повышению эффективности мирового производства и поддержанию темпов экономического развития. Данные проблемы оказывают серьезное влияние на международную экономическую жизнь и требуют своего решения.
В ходе социально-экономического развития общность развивающихся стран претерпевает существенные изменения, усиливается расслоение на подгруппы. Основной прирост обрабатывающей промышленности, экспорта готовых изделий был обеспечен небольшой группой новых индустриальных стран (НИС). Повышение их роли не только результат различий в факторах и условиях развития этих стран, но и воздействия на них внешних обстоятельств. Различия в темпах роста, скорости модернизации экономики и воздействие мирового хозяйства способствуют дифференциации развивающихся стран.
Социально-экономические стратегии развивающихся стран ставят целью преодоление отсталости, преобразование традиционных хозяйственных структур, изменение позиции в международном разделении труда, интеграцию в мировое хозяйство. Методом достижения этих целей в большинстве развивающихся стран стала индустриализация по двум основным моделям – импортозамещающая и экспортоориентированной.
Социально-экономические процессы в развивающихся странах в возрастающей степени формируются под воздействием мирового хозяйства. Это в первую очередь связано с импульсами научно-технического прогресса, распространяющимися от развитых к развивающимися странам, растущим значением мировой торговли, а также активностью ТНК.
Нехватка внутренних ресурсов, спад цен на основные сырьевые экспортные товары, рост неопротекционизма со стороны развитых стран, затрудняющий расширение экспорта развивающихся стран, усиливают необходимость внешних заимствований.
Поступления средств по межгосударственным программам помощи развитию и от международных финансовых организации, привлечение частного иностранного капитала расширяют финансовые и технические ресурсы развивающихся стран. В то же время ограниченная эффективность использования заемных средств и растущие выплаты по внешней задолженности стали постоянным фактором, осложняющим социально-экономическое положение.[12]
Список использованной литературы
1. Булатова А.С., «Мировая экономика»: Учебник. изд. «Юрист» 2000 г. Москва 2. Колесов В. П., Осьмова М.Н. «Мировая экономика. Экономика зарубежных стран». М, 2001 г.
3. Ломакин В.К.«Мировая экономика» Москва. 2000г.
4. Миклашевская Н.А, Хохлова А.В «Международная экономика» Учебник, изд. «Делон сервис», МГУ. 1998 г. Москва.
5. Николаева И.П. «Мировая экономика» Москва. 2000г.
rim/lekcicon/020/liter3.htm — Типы стран по уровню социально-экономического развития
Источник