- § 30. Латинская Америка во втором воловине XX — начале XXI в.
- Национал-реформизм и модернизация 1940—1950-х гг.
- Латинская Америка в 1970—2000-е гг.
- Поворот к неоконсерватизму
- Переход к демократизации в 1980-е гг.
- Страны Латинской Америки во второй половине 20- начале 21 века
- Опишите основные тенденции развития стран латинской америки во второй половине xx начале xxi века
- Социально-экономическое развитие.
- Политическая жизнь.
- Реформы, военные диктатуры и революции (Мексика, Куба, Чили, Бразилия).
§ 30. Латинская Америка во втором воловине XX — начале XXI в.
Национал-реформизм и модернизация 1940—1950-х гг.
Во время Второй мировой войны создались благоприятные условия для развития национального капитала в Латинской Америке. Выросли цены на сырьё, ослабло влияние иностранного капитала, увеличились средства для вложения в национальную промышленность. Выпуск промышленной продукции в 1958 г. превысил довоенный в 3 раза. Это было следствием модернизации латиноамериканского общества в 1940—1950-е гг.
Важную роль в этой политике стали играть национал-реформистские партии, многие из которых иногда оказывались у власти.
Хуан Перон (1895—1974)
Аргентинский политический деятель, генерал. Служил военным атташе в Риме и Берлине, что повлияло на формирование его взглядов и дало ему политический опыт. В 1943 г. участвовал в военном перевороте и стал министром труда и социального обеспечения. На этом посту Перон и его жена Ева Перон приобрели популярность. В феврале 1946 г. Перон был избран президентом (1946—1955). Правительство X. Перона провело широкую национализацию иностранной собственности, создав сильный государственный сектор, приняло планы экономического развития, новое трудовое законодательство, улучшавшее положение трудящихся, поддерживало национальный капитал. В 1955 г. окрепшая национальная буржуазия, недовольная государственной опекой и опорой Перона на рабочих и конфедерацию труда, а также часть армейского офицерства свергли его авторитарный режим. В 1973 г. Перон был вновь избран президентом, но вскоре умер. X. Перон в середине 1940-х гг. создал широкое националистическое движение, объединив различные классы и слои общества, вплоть до крупной буржуазии. Его концепция справедливости призывала к объединению аргентинской нации в целях ликвидации зависимости, отсталости и построения общества социальной справедливости.
Большинство латиноамериканских стран приняло стратегию так называемой импортзаменяющей индустриализации, т. е. политики поощрения производства тех товаров и продуктов, которые раньше в страну ввозились. Эта политика отражала стремление окрепшего национального предпринимательства усилить своё влияние в государственном управлении, потеснить иностранные компании и связанную с ними агросырьевую олигархию, создать благоприятные условия для развития национальной экономики. На этой основе активизировались массовые национал-реформистские партии и движения. Некоторые из них приобретали популистский характер, например перонизм в Аргентине.
Национал-реформистский курс политики проводили правительства Мексики. Демократический режим отличался сильной президентской властью, политикой уступок рабочему движению. В Мексике продолжались аграрная реформа, создание в ряде сфер хозяйства государственного сектора. Рост экономических связей на североамериканском континенте впоследствии (1993) подвёл Мексику к участию в интеграционной системе Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА).
Сходные черты с курсом Перона имела политика Ж. Варгаса в Бразилии в период «нового государства» (1937—1945) и его президентства в 1951—1954 гг.
В отличие от национал-реформизма, под влиянием кубинской революции в ряде стран в 1960-е и первой половине 1970-х гг. пришли к власти революционные, ле-вонационалистические режимы, часто опиравшиеся на революционное офицерство. После победы кубинской революции в 1959 г. революционерам в Латинской Америке казалось, что перспективен путь вооружённых революций и партизанских битв. Подогревала подобные идеи и маоистская пропаганда.
Рис. Митинг в поддержку Перона у стен парламента в Буэнос-Айресе. 1955 г.
Эрнесто Гевара (Че; 1928—1967)
Латиноамериканский революционер. Родился в Аргентине, учился на врача. Протестуя против правительства Перона, которое он считал крайне правым, в 1953 г. эмигрировал. Принял участие в кубинской революции 1959 г. На Кубе по популярности был третьим лицом после братьев Фиделя и Рауля Кастро. Уехал в 1965 г. в Конго, а затем в Боливию для организации партизанского движения. Погиб в бою с карателями.
В результате военных переворотов в 1960-е гг. в целом ряде стран (Перу, Боливия, Эквадор, Гондурас) пришли к власти левонационалистические режимы. Это было новым явлением в регионе.
Они провели национализацию промышленности (нефтяной, горной и др.), где ведущую роль играл иностранный капитал. Был создан мощный государственный сектор, проведено радикальное перераспределение земли в пользу крестьянства, утвердился принцип смешанной экономики. Эти преобразования осуществлялись авторитарно-диктаторскими методами «революции сверху».
Латинская Америка в 1970—2000-е гг.
Поворот к неоконсерватизму
До середины 1970-х гг. политика модернизации означала курс на создание государственного сектора и усиление государственного регулирования, защиту национального рынка, социальные преобразования. Политическое направление этого курса получило наименование национал-реформизм и экономический национализм.
С середины 1970-х гг. в мировой экономике обозначился крутой поворот. Технологическая революция в развитых капиталистических странах и экономические кризисы ускорили процесс обновления производства. В таких условиях гигантские монопольные государственные компании, сросшиеся с бюрократическим аппаратом, превращались в тормоз экономического развития. Приватизация части государственного сектора стала экономической необходимостью.
Участие в процессе глобализации, иначе говоря, в расширении мировых хозяйственных связей, привлечение современной технологии и иностранного капитала стали частью стратегии латиноамериканских стран.
Суть новой стратегии модернизации состояла в разгосударствлении собственности и поощрении механизмов свободной рыночной экономики. Таким образом, в странах региона произошло кардинальное переосмысление места государства в жизни общества. Ушло в прошлое крайнее преувеличение роли государства.
Основными источниками накопления капиталов и модернизации стали широкое привлечение иностранного капитала в форме инвестиций, займов и кредитов, развитие экспортных отраслей. Эта политика привела к развитию производства в области энергетики, электронной промышленности, к ускорению научно-технического прогресса. В 1980 г. валовой национальный продукт региона превзошёл уровень 1960 г. в 3,5 раза.
Но эти процессы имели и негативные стороны: поражение левых сил в целом ряде стран и установление авторитарных режимов, громадный рост внешней задолженности (в 18 раз за период 1970—1983 гг.), колоссальные выплаты по внешним долгам, рост инфляции. Хотя в ряде отраслей занятость увеличилась, в целом число безработных выросло. Увеличился слой бедных, нищих и оказавшихся на обочине жизни групп населения (маргинальные слои).
Переход к демократизации в 1980-е гг.
Политика военных режимов и негативные последствия модернизации усилили напряжённость в обществе. Недовольство вызывало и отсутствие демократических свобод и прав человека. В странах континента стали нарастать забастовки, развёртывалась борьба за демократические права, в неё включились средние слои, мелкие и средние предприниматели. Господствующие элиты укрепили своё положение и не нуждались в репрессивных режимах.
Изменилась социальная структура латиноамериканского общества. Оно стало городским и индустриальным. Повысился уровень образования населения. В итоге в Латинской Америке начался процесс демократизации.
Демократические режимы были восстановлены: в 1983 г. в Аргентине, после поражения в конфликте с Англией из-за Фолклендских островов; в 1985 г. в Бразилии и Уругвае; в 1989 г. в Парагвае. В 1990 г. власть в Чили от диктатора А. Пиночета перешла к конституционному левоцентристскому правительству. С политической карты Латинской Америки исчезла последняя диктатура.
Потерпели поражение также попытки создания общества, альтернативного капиталистическому. Сандинистская революция в Никарагуа привела к установлению революционного режима (1979—1990). Однако она закончилась примирением враждующих сторон. Никарагуанская революция замкнула круг революций, начатый в 1910 г. мексиканской революцией.
Разрушительные насильственные формы политической борьбы, столь характерные для латиноамериканской истории, стали сменяться конструктивными, демократическими. Впервые в своей истории к концу XX в. Латинская Америка развивается без диктатур и революций.
На рубеже XX—XXI вв. в Латинской Америке произошёл левый поворот. В результате демократических выборов к власти пришли в Венесуэле Уго Чавес (1998, 2002, 2006), в Бразилии Лула да Силва (2002, 2006), в Аргентине Нестор Киршнер (2003—2010), в Уругвае Табаре Васкес (2004), в Никарагуа Даниэль Ортега (2006), в Эквадоре Рафаэль Корреа (2006) и др. Несмотря на все различия этих политиков (от умеренных социалистов в Чили и Бразилии до левых популистов в Венесуэле и левых социалистов в Боливии), сдвиг влево имеет общие для региона причины. Либерализация и открытие экономики мировому рынку привели во многих странах к росту неравенства, резкому разрыву в доходах и неустроенности части населения, не сумевшему вписаться в новую конкурентную среду. Поэтому на первый план вышли социальные проблемы — борьба с нищетой и бедностью.
Во многих странах с проблемами справиться не удалось и к власти вновь пришли правые силы. Так, ухудшение экономического положения в Венесуэле (падение производства на 10% и инфляция 140%) после многолетнего правления Уго Чавеса и его преемника Н. Мадуро (с 2013 г.) привело к массовым протестам и росту влияния оппозиции. На парламентских выборах в 2015 г. победу одержала правоцентристская коалиция. В Аргентине в 2015 г. на президентских выборах победил представитель правой оппозиции М. Макри.
Источник
Страны Латинской Америки во второй половине 20- начале 21 века
Во второй половине XX в. Латинскую Америку не случайно называли «Вулканическим континентом» . Революции и контрреволюции, военные перевороты, коллизии социально-политической борьбы, беспрецедентное противостояние маленькой Кубы и её могучего северного соседа, Карибский кризис, поставивший планету на грань третьей мировой войны
http://www.knigoprovod.ru/?topic_id=23;book_id=3102
В области энергоресурсов в Латинской Америке выделяются четыре страны: Венесуэла — один из крупнейших в мире экспортеров нефти и влиятельный член ОПЕК. Мексика занимает 8-е место по добыче нефти, Аргентина — вывозит и импортирует нефть, а Бразилия стремится к самообеспечению нефтью и к решению проблемы энергоснабжения в масштабе региона.
Бразилия, Аргентина, Боливия, Эквадор, Перу и Колумбия являются крупнейшими региональными добытчиками углеводородного сырья. Однако особенностью этих государств является то, что большая часть экспортируемой нефти не покидает пределы латиноамерикансокго региона и поставляется в ближайшие государства Западного полушария.
Большинство стран латиноамериканского региона в экономическом плане занимает среднюю ступень в мировой системе. Доля региона в мировом населении и в совокупном мировом валовом продукте составляет примерно 8-9%.228
Внешнеэкономические связи стран региона отражают периферийную обусловленность их развития, существенную зависимость от внешнего воздействия, что сказывается на характере их внешней политики ограниченной автономности внешнеполитической деятельности, акценте на внутрирегиональные проблемы.
Внешняя политика многих латиноамериканских государств в наибольшей степени определяется сырьевым и конкретно «нефтяным фактором» и интересами государств, являющихся, прежде всего странами-экспортерами нефти в мире. Именно исходя из этою, необходимо оценивать любые изменения и процессы, протекающие в этих государствах.
В конце 90-х годов крупнейшими экспортерами нефти были Мексика, Венесуэла, Бразилия и Аргентина. Импортировали латиноамериканскую нефть преимущественно США.
Государства Латинской Америки поставляют большую часть импорта нефтепродуктов в США. Это связано с их географической близостью с Соединенными Штатами; традиционным доминированием американского влияния на государства указанных регионов; имеющимися в наличии развитыми путями транспортировки нефти; наличием достаточной ресурсной и транспортной базы для удовлетворения растущего американского спроса.
В связи с этими факторами Венесуэла, Перу, Боливия, Эквадор, Колумбия занимают одно из приоритетных мест в латиноамериканской политике Соединенных Штатов Америки. Более того, можно с большой долей вероятности утверждать, что их значение со временем будет повышаться, поскольку зависимость США от импорта нефтепродуктов носит устойчивый и долговременный характер. Мексика не входит в этот список, поскольку является членом НАФТА и без того находится под контролем американских нефтяных корпораций.
Боливаризация» как новая зарождающаяся идеология Латинской Америки XXI века соответствует идее многополюсного мира, за сохранение основополагающих принципов международного права — суверенитета, невмешательства во внутренние дела, территориальная целостность государств
Источник
Опишите основные тенденции развития стран латинской америки во второй половине xx начале xxi века
Латинская Америка является общим названием региона, который включает в себя территории южной части Северной Америки, всю Центральную и Южную Америку, а также Вест-Индию.
Социально-экономическое развитие.
В ХХ в. по-прежнему сохранялась традиционная ориентация экономики латиноамериканских государств на экспорт продовольствия и сырья. Тем не менее мировые экономические кризисы вынудили их обратиться к созданию собственного промышленного производства. В результате экономического подъема 1960-х гг. крупная промышленность была создана во всех больших латиноамериканских странах — Мексике, Бразилии, Аргентине и Чили. Однако ориентация Латинской Америки на североамериканский рынок и зависимость от капитала США сохранялись.
В Латинской Америке на протяжении всего ХХ в. отмечался самый высокий прирост населения в мире. К 2000 г. его численность увеличилась до 500 млн человек. Жители региона в основном концентрировались в городах. «Бегство в города» из сельской местности в поисках заработка стало одной из острейших проблем региона. Даже в богатой землями Бразилии почти три четверти всего населения сейчас живет в городах.
Индустриализация же не поспевала за урбанизацией. Число мигрантов в семь раз превышало количество создаваемых в городах рабочих мест. Следствием этого стали появление трущоб на окраинах городов, рост безработицы, детской беспризорности и преступности.
Крайне острыми проблемами для Латинской Америки, связанными с обнищанием больших масс населения в ходе либеральных реформ, стали наркобизнес и терроризм.
Политическая жизнь.
На протяжении всего ХХ в. в Латинской Америке сосуществовали, боролись и сменяли друг друга консервативная, реформистская и революционная модели развития. Нередко они чередовались в одной и той же стране при самом активном участии военных кругов.
Консервативные режимы стремились сохранить у власти традиционную буржуазно-помещичью олигархию. Массовые национал-реформистские партии и движения выступали в послевоенный период за социальный и экономический прогресс, а также построение справедливого процветающего общества на основе классового сотрудничества и единства нации.
Ярким примером революционной модели развития и курса на ускоренное «строительство коммунизма» стала Куба. Радикальные попытки решения назревших проблем в послевоенные десятилетия предпринимались в Гватемале, Боливии, Никарагуа, Сальвадоре. Они сопровождались острой политической борьбой и кровопролитными гражданскими войнами. Иной вариант революционного развития представлял социалистический «чилийский эксперимент» 1970—1973 гг.
В 1960—1980 гг. правящие круги большинства латиноамериканских стран активно осуществляли политику модернизации, взяв на вооружение концепцию «свободной рыночной экономики». Эта концепция предполагала ведущую роль частного предпринимательства, сокращение государственного сектора в экономике, отказ от протекционизма, тесное сотрудничество с иностранным капиталом. В этих условиях отчетливо проявился интересный феномен: военно-диктаторские режимы нередко эффективнее проводили модернизацию, чем либерально-демократические правительства. Успех обеспечивался за счет резкого ухудшения жизни большей части населения и насильственного подавления оппозиции. В странах с конституционно–демократическими правительствами такую политику проводить было намного труднее. К началу 1990-х гг. военные режимы канули в лету, и впервые в истории континента почти повсеместно (за исключением Гаити и Кубы) утвердилась представительная демократия.
Многие правительства в поисках выхода из кризиса прибегли к более решительной «либерализации» экономики. Только за счет снижения уровня жизни населения были достигнуты некоторые успехи. По оценкам ООН, за чертой бедности оказалась почти половина латиноамериканцев. В конце 1990-х гг. социально-экономическое и политическое положение в странах Латинской Америки резко ухудшилось. Сначала в Мексике, затем в Бразилии разразился тяжелый финансовый кризис. Самые массовые выступления трудящихся и беспорядки произошли в Аргентине.
Характерной особенностью общества Латинской Америки до сих пор остается глубокая политическая и социальная поляризация, и такое положение дел выглядит отнюдь не оптимистично.
Реформы, военные диктатуры и революции
(Мексика, Куба, Чили, Бразилия).
Реализацию консервативной, реформистской и революционной моделей развития можно проследить на примере отдельных государств.
Мексика. В истории Латинской Америки ХХ в. Мексика занимает особое место. После Второй мировой войны началось создание разветвленной промышленной инфраструктуры. Экономический подъем, который Мексика пережила в 1970-х гг. как нефтедобывающая страна, подтолкнул правительство к затратным инвестициям и дорогостоящей социальной политике. Это привело в 1980-х гг. к чрезвычайно высокой государственной задолженности.
Удивительно, что на фоне многочисленных социальных проблем, с которыми столкнулась страна в послевоенный период, политическое положение в Мексике стабильно. Очень острой является демографическая проблема. Бурный рост населения сводит на нет достижения в экономической сфере, ведет к дроблению крестьянской земли и «бегству» крестьян в города. Мелкокрестьянское хозяйство не выдерживает конкуренции с крупными сельскохозяйственными предприятиями, ориентированными на экспорт. Стремительно возрастает разница в доходах между богатыми и бедными.
Чили. Государство относится к разряду относительно развитых стран Латинской Америки. После кровопролитной гражданской войны, закончившейся в 1891 г., и вплоть до 1973 г. (за исключением военного правления 1927—1931 гг.) в стране проводились регулярные парламентские выборы, обеспечивался мирный переход власти от одной коалиции к другой.
Однако политически прогрессивная система находилась в противоречии с отсталой экономической и социальной структурой. В сельском хозяйстве все еще доминировало крупное землевладение. Мелкие же хозяйства были непроизводительными. Следствием стали излишек сельскохозяйственных рабочих и высокий уровень безработицы. Экономика после Первой мировой войны зависела от добычи меди и иностранного капитала.
В 1970 г. в результате демократических выборов Президентом страны стал лидер блока нескольких левых партий и организаций (Народное единство) социалист Сальвадор Альенде. Его правительство национализировало добывающую промышленность, принадлежавшую иностранным компаниям, и банковскую систему. Под контроль государства перешла внешняя торговля. Ускоренными темпами была проведена аграрная реформа, покончившая с господством латифундизма. Во внешней политике стало развиваться сотрудничество с социалистическими странами. Победа Народного единства на парламентских выборах ускорила выступление правой оппозиции. При поддержке армии и США 11 сентября 1973 г. правые подняли вооруженный мятеж. Президент Альенде погиб на своем посту с оружием в руках. К власти пришла военная хунта во главе с генералом Аугусто Пиночетом.
Военная диктатура сумела улучшить экономическое положение в стране, сократить безработицу, реально повысить жизненный уровень населения. Чили стала лидером Латинской Америки по темпам роста внутреннего валового продукта. С середины 1980-х гг. началось некоторое смягчение военно-авторитарного режима. На президентских выборах 1989 г. победу одержал представитель оппозиции, которому Пиночет передал власть.
Бразилия. В 1985 г. в Бразилии завершился период военной диктатуры, длившийся 20 лет. В годы правления Президента Фернанду Энрики Кардозу (1995—2002) была стабилизирована экономика и приостановлена инфляция. В настоящее время в Бразилии большое внимание уделяется развитию современных отраслей промышленности на основе новейших технологий. В мире заговорили о бразильском «экономическом чуде».
Бразилия активизировала свои усилия по освоению космоса, активно ведет работы по наращиванию ядерного потенциала. Она играет ведущую роль в интеграционных процессах в Латинской Америке, имеет все основания стать постоянным представителем в Совете Безопасности ООН.
Конспект урока по всемирной истории «Латинская Америка во второй половине XX века». Выберите дальнейшее действие:
Источник