Определение стратегии развития страны

Статья 16. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации

Статья 16. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации

1. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается каждые шесть лет на период, не превышающий периода, на который разрабатывается прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, совместно с другими участниками стратегического планирования.

2. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации.

3. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации разрабатывается и корректируется на основе ежегодных посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, содержащих основные направления и цели социально-экономической политики Российской Федерации, социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, приоритеты и цели регионального развития Российской Федерации, с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочный период и бюджетного прогноза Российской Федерации на долгосрочный период.

4. Порядок разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации определяется Правительством Российской Федерации.

5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, обеспечивает координацию и методическое обеспечение разработки и корректировки стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Корректировка стратегии социально-экономического развития Российской Федерации осуществляется по решению Правительства Российской Федерации.

7. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации содержит:

1) оценку текущей социально-экономической ситуации и степени достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

2) определение целей социально-экономического развития Российской Федерации и целевых показателей на долгосрочный период, а также условий, факторов их достижения и ограничений и рисков при их достижении с учетом задач обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

3) определение основных приоритетов и задач социально-экономической политики на долгосрочный период, обеспечивающих достижение целей социально-экономического развития Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации;

4) приоритеты и направления регионального развития Российской Федерации;

5) оценку позиций Российской Федерации в мировой экономике и их изменения на долгосрочный период;

6) обоснование основных реформ и программ, необходимых для достижения целей социально-экономического развития Российской Федерации;

7) основные направления, мероприятия и механизмы реализации стратегии социально-экономического развития Российской Федерации;

8) иные положения, определенные Правительством Российской Федерации.

8. Стратегия социально-экономического развития Российской Федерации является основой для формирования и корректировки перечня государственных программ Российской Федерации.

Источник

Зачем нужна стратегия развития страны

Почему появилась Стратегия-2020

Почти два десятка лет страна жила без всесторонних и детально проработанных планов развития. И поэтому может сразу возникнуть вопрос: «А зачем нам тогда Стратегия-2020?»

По ощущениям каждого человека, ответ на такой вопрос, «само собой разумеется»: так лучше. Но мы не можем удовлетвориться смутными и, возможно, противоречивыми догадками. Нам необходимо договориться, какой смысл мы вкладываем в Стратегию-2020, чтобы действовать согласованно – и, значит, максимально эффективно.

Стратегия является планом управления на долгий период времени, с указанием способов, направлений и этапов достижения поставленной цели. Получается, что наличие стратегического плана есть принципиальное превосходство над ситуацией управления без плана.

Представьте себе, что некий путник неожиданно для себя заблудился, оказался в незнакомой местности. Он начнёт искать свой путь. Поначалу действия человека будут неуверенными, порой ошибочными. Он будет определяться с местонахождением. Но постепенно путник поймёт, куда попал и куда ему нужно идти. И уверенными шагами пойдёт по своему пути.

Так и для нашей страны последние годы были чем-то вроде поиска своей дороги, своей концепции развития. Стратегия-2020 появилась потому, что в России заканчивается период концептуальной неопределённости и начинается переход от политики стабилизации к политике долгосрочного социально-экономического развития. Это является следствием качественно нового состояния управленческой культуры и общественного сознания в целом. И благодаря стратегии мы сможем ответить на вызовы современности.

Вызовы современности

Страна за последние годы решила задачу стабилизации социально-экономического состояния, налаживания рыночных принципов в функционировании экономики, восстановила производство. Благодаря этому, с одной стороны, мы получили возможность ставить амбициозные стратегические задачи на основе имеющегося и перспективного потенциала. Но, с другой стороны, мы столкнулись с необходимостью как решить некоторые остающиеся острые проблемы, так и преодолеть новые вызовы.

Мы должны осознать, каков для нашей страны характер долговременных системных вызовов, которые отражают как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития.

Первый вызов – усиление глобальной конкуренции, охватывающей не только традиционные рынки товаров, капиталов, технологий и рабочей силы, но и системы национального управления, поддержки инноваций, развития человеческого потенциала.

Кризисная перестройка мировой экономики предъявляет повышенные требования к устойчивости российской экономики и её способности нейтрализовать негативные воздействия с мировых рынков.

Кроме того, усиление глобальной экономической конкуренции тесно переплетено с усилением и геополитического соперничества, в том числе за дефицитные сырьевые, энергетические, водные и продовольственные ресурсы. Россия сталкивается с необходимостью укрепления национальной экономической безопасности при сохранении и развитии открытости российской экономики и её активного участия в формировании новых подходов к регулированию мировых финансовых и сырьевых рынков.

Второй вызов – ожидаемая новая волна технологических изменений, резко усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающая многие традиционные факторы роста.

В ближайшее десятилетие развитые страны перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании новейших достижений биотехнологий, информатики и нанотехнологий – в том числе, в здравоохранении и других сферах развития человеческого потенциала. В России наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создаёт условия для использования преимуществ, связанных с распространением новых технологий.

В то же время, угроза отставания в развитии новых технологий последнего поколения может резко снизить глобальную конкурентоспособность российской экономики, а также повысить её уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества. У России нет другой альтернативы, как стать одним из лидеров новой технологической волны и создать конкурентоспособную на мировых рынках национальную инновационную систему.

Третий вызов – возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития.

Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики всё в большей степени определяется качеством профессиональных кадров, уровнем их взаимодействия и сотрудничества. Россия не сможет поддерживать конкурентные позиции в мировой экономике за счёт дешевизны рабочей силы и экономии на развитии образования и здравоохранения. Для России ответ на этот вызов предполагает беспрецедентное развитие человеческого капитала.

Четвёртый вызов, порождённый преимущественно внутренними, а не глобальными факторами – это исчерпание источников экспортно-сырьевого развития, базирующихся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, выпуске товаров для внутреннего потребления за счёт дозагрузки производственных мощностей в условиях заниженного обменного курса рубля, низкой стоимости производственных факторов – рабочей силы, топлива, электроэнергии.

Стратегия-2020 призвана дать адекватный ответ на вызовы современности. При этом она должна обеспечить сочетание и взаимодополнение мероприятий по решению задач экономического и политического развития, а также укрепления роли страны на мировой арене.

Экономическое развитие

Во-первых, наш новый стратегический план выступает как фактор, объединяющий усилия правительства, бизнеса и общества в единую, взаимодополняющую модель развития. Характер инфраструктурных преобразований явно обусловливает рост качества жизни граждан, состояние кредитно-финансовой системы критически важно для обеспечения вложений в инновационно-технологические проекты, внимание правительства к повышению качества человеческого капитала прямо приводит к развитию инновационного поведения граждан. За счёт объединения усилий и согласования затрат достигается повышенная эффективность в реализации целей Стратегии-2020.

Во-вторых, Стратегия-2020 даёт бизнесу, в том числе иностранному, опираясь на предсказуемость развития России, выстраивать свои долгосрочные планы, находить своё, наиболее выгодное, место в деле устойчивого инновационного развития страны.

В-третьих, Стратегия-2020 позволяет гражданам быть уверенными в росте своего благосостояния, росте благосостояния своих детей. Это усиливает мотивацию людей к производительному труду, повышению своего профессионализма и творческой самореализации – мотивации к инновационному поведению.

Политическое развитие

Во-первых, заданы основные ценности и приоритеты управления страной: ничего во вред России и всё – для роста благосостояния граждан.

Во-вторых, за счёт определённости перспектив движения страны, принятия общих приоритетов и согласованности интересов усиливается преемственность и устойчивость политического курса и, следовательно, безопасность политической жизни.

В-третьих, укрепляется доверие граждан к демократической системе за счёт реализации жизненных интересов подавляющего большинства людей.

Наконец, в-четвёртых, наличие Стратегии-2020 как формализованного документа позволяет говорить о наличии инструмента эффективного контроля власти со стороны общества.

Укрепление роли страны на мировой арене

Во-первых, Стратегия-2020 предполагает определение секторов национальной конкурентоспособности, в которых страна может занять лидирующие позиции в мире и, благодаря этому, быть не просто участником мировой торговли, а входить в процессы глобальной кооперации и интеграции.

Во-вторых, предсказуемость направлений и целей развития России для зарубежных партнёров, руководителей других стран – прочная основа для доверия к политике российского руководства и выстраивания долгосрочных, надёжных отношений с Россией.

В-третьих, достижение целей Стратегии-2020 будет являться демонстрацией и укреплением российской глобальной политики, повысит авторитет страны на мировой арене за счёт привлекательности образа России в мире.

Чем Стратегия-2020 отличается от советских планов

Может возникнуть предположение, что создание стратегического плана, каковым является Стратегия-2020, это возврат к советской плановой системе. Однако это не так по нескольким причинам.

1. Советские планы пытались всё зарегулировать, но это технически невозможно и, к тому же, лишает управленцев возможности гибко реагировать на вновь возникающие вызовы. Советские планы могли быть легко нарушены, если вдруг один из параметров резко изменялся. Так, например, когда в 1986 году упали цены на нефть, страна оказалась перед лицом голода и нехватки товаров массового спроса. Из-за такой жёсткой взаимоувязанности параметров обычный советский план обладал низким запасом устойчивости.

Стратегия-2020 призвана быть адекватной реальности и контролирует только ключевые параметры. В основу новой идеологии стратегического планирования положен принцип тактической гибкости, означающий возможность быстрого внесения изменений в случае измерения отдельных приоритетов или условий реализации Стратегии-2020.

2. Советские планы сковывали инициативу граждан, их творческую самореализацию. Советская культура управления, особенно в поздний период, содержала в себе недостаточно мотивации для повышения квалификации, творческого саморазвития людей. Стратегия-2020 опирается на частную инициативу, отводит ключевую роль в развитии страны энтузиазму, творчеству, предпринимательскому духу масс.

3. Советские планы были несовместимы с рыночным механизмом, ввиду жёсткой заданности параметров. В то же время план – это целевое состояние объекта, а рынок – один из возможных механизмов достижения макроэкономических целей. Цель и средство противопоставлять друг другу абсурдно. Их необходимо грамотно сочетать. На совмещении рыночных механизмов и государственного регулирования строится Стратегия-2020.

4. Советские планы возникали и принимались недемократическим образом, а также недемократично осуществлялись, т. к. заведомо претендовали на всеохватную регламентацию жизни советского общества.

Стратегия-2020 является результатом длительной общественной дискуссии о целях, средствах и приоритетах развития России. Другими словами, мы наблюдали процесс выработки и принятия решения – так, как он должен происходить в условиях демократии. Эта стратегия складывалась в течение последних нескольких лет и, наконец, была зафиксирована как документ к концу 2008 года. В настоящее время принято большое количество отраслевых стратегий, в том числе выходящих за пределы 2020-го года.

Самое главное для обычного гражданина в государственном стратегическом планировании заключается в том, что наше государство собирается жить долго, и наши руководители, перефразируя генерала Шарля де Голля, не просто политики, а государственные деятели, чьи интересы простираются далеко за пределы избирательного цикла, в отличие от многих и многих оппозиционеров, которые зевают, если речь не идёт о выборах и других возможностях смены власти.

Источник

Читайте также:  Типы стран зарубежной азии с примерами
Оцените статью