ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
план-конспект урока по географии (10 класс) по теме
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1 Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира для 10 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakt_rab_no_1_10_klass.docx | 15.74 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №1
Сравнительная оценка трудовых ресурсов стран и регионов мира
1. Рассчитайте долю населения стран(ы) в возрасте 15-59лет, которое составляет основу трудовых ресурсов государства. Заполните таблицу 1 для выбранных стран (по образцу).
Пример расчета для Японии:
а) доля населения среднего возраста: 100% — (15+21)% = 64%;
б) разницы между долей населения среднего возраста и долей ЭАН: (64-53)% = 11%.
2. Используя расчетные данные о доле населения среднего возраста, постройте столбчатые диаграммы доли населения этой возрастной группы в сравниваемых странах. Заполните таблицу 2 (по образцу).
100% — все население страны
58% — средний мировой показатель доли населения среднего возраста (15-59 лет)
Доля населения среднего возраста: средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
3. Какая из сравниваемых стран лучше обеспечена трудовыми ресурсами?
Укажите причины , обусловившие в этой стране более высокую долю населения трудоспособного возраста
Доля населения среднего возраста (на середину 1990-х гг.): средне-мировой показатель – 58%; Европа – 60%; Азия – 57%; Англо-Америка – 60%; Латинская Америка – 55%; Америка – 51%; Австралия и Океания – 62%.
Население младшего возраста (%)
Население среднего возраста (%)
Население пожилого возраста (%)
К какому типу стран относится
Доля ЭАН в общей численности населения (%)
Разница между долей населения среднего возраста и долей ЭА Н
Источник
География трудовых ресурсов Европы
Под трудовыми ресурсами мира понимают долю экономически активного населения, которая варьируется по странам. В развитых странах мира экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Эта ситуация связана прежде всего с безработицей, которая иногда достигает 10% от общего числа трудовых ресурсов. В развивающихся же странах эта доля еще меньше. Она составляет лишь 45-55%, что связано с экономической отсталостью стран, неучастием женщин в производстве из-за наличия многодетных семей, большой численностью молодежи, вступающей в трудоспособный возраст, широкой эксплуатацией дешевого и малоквалифицированного детского труда. В среднем в мире к экономически активному населению можно отнести 45% всего населения, или около 2 миллиардов человек. Сегодня одним из показателей трудовых ресурсов страны является уровень их образования. В экономически развитых странах неграмотность практически ликвидирована, а в развивающихся странах образовательный уровень еще весьма низок. По данным специалистов, на Земле в настоящее время неграмотными являются около 900 миллионов человек, причем число неграмотных не сокращается, а увеличивается. Наибольшее их количество находится в Африке. В экономически развитых странах мира сокращается численность рабочих преимущественно физического труда. Их место занимают более образованные работники, высококвалифицированные специалисты, создающие и обслуживающие автоматизированную и электронно-вычислительную технику. Уникальной страной высокой культуры и сплошной грамотности является Япония. Здесь обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с самого раннего возраста. Страна имеет больше университетов, готовящих квалифицированные кадры, чем вся Западная Европа. Большое влияние на трудовые ресурсы оказывает возрастной состав населения. К экономически активному относится взрослая часть населения, доля которого в разных типах стран различна. «Постарение» населения Западной Европы привело к тому, что люди от 15 до 59 лет здесь составляют 61%, а старше 60 лет — 17%. Примерно такие же доли взрослого и пожилого населения и в США, Австралии, Канаде. Доля детского населения не превышает 30%, а в ФРГ и Швеции еще ниже. В развивающихся же странах основная доля населения приходится на детей и взрослых. Пожилая часть населения занимает в общем количестве менее 7%. Доля детей колеблется от 36% (Азия) до 45% (Африка), а иногда достигает и 50% (Кения, Ботсвана).
Источник: https://geographyofrussia.com/trudovye-resursy-mira/
География внешней торговли Европы
Зависимость всех стран Европы от внешних экономических связей очень значительна. Структура и география внешней торговли отражают как степень обеспеченности отдельных отраслей хозяйства сырьем, энергией и т.д., так и особенности развития конкретной страны.
В экспорте всех стран (стоимость экспортируемой продукции достигает 2600 млрд. долларов США в год) преобладает готовая промышленная продукция. Основные статьи экспорта:
— Австрия — машины, оборудование, лесоматериалы, бумага, графит, азотные удобрения, металлоизделия, пищевые продукты;
— Бельгии — чугун, сталь, химические товары, продукция машиностроения, текстильные изделия, стекло, медикаменты, обработанные бриллианты (крупнейший центр торговли бриллиантами — Антверпен);
— Великобритания — аэрокосмическое оборудование, химикаты, фармацевтические препараты, автомобили, научные и медицинские инструменты, оружие, капиталы и услуги (банковские, страховые операции, деловые, телекоммуникационные, научно-информационные и культурные услуги, аукционы, реклама);
— Ирландия — важнейший экспортер мяса, масла, племенных лошадей, комплектующих для ЭВМ;
— Лихтенштейн — машины, конторские счетные аппараты, зубопротезные изделия, марки;
— Люксембург — сталь, метизы стекло;
— Монако — пищевые продукты, сувениры, марки;
— Нидерланды — промышленная продукция (электротехника), топливное сырье, продукция животноводства, овощи и цветы, обработанные бриллианты;
— Франция — машины, оборудование, самолеты, химическая и фармацевтическая продукция, вина, сельскохозяйственная продукция;
— ФРГ — капитал и услуги, оружие, автомобили, химическая продукция, текстиль, медикаменты, продовольствие;
— Швейцария — медикаменты, машины, оборудование, часы, пищевые продукты, марки.
В импорте (стоимость импортируемой продукции составляет около 2420 млрд. долларов США ежегодно) важны промышленная и сельскохозяйственная сырье и полуфабрикаты, продовольствие (тропические культуры). Нидерланды, Швейцария и ФРГ — крупнейшие в Европе импортеры рабочей силы.
Внешнеэкономические связи Украины со странами региона: значительные объемы украинских товаров поставляются в ФРГ, Великобританию, Францию, Нидерланды, Австрию, Швейцарию, а наибольшее количество импорта в Украину поступает из ФРГ, Франции, Великобритании, Австрии, Нидерландов, Бельгии.
География транспорта Европы
Зарубежная Европа – район высокоразвитого транспорта. Региональная транспортная система относится к западно-европейскому типу. Ее каркас образуют магистрали широтного и меридиального направлений. Транспортные сети отдельных стран имеют либо радиальную (одноцентровую) конфигурацию (Франция), либо многоцентровую (ФРГ). В местах пересечения различных транспортных линий, как сухопутных, так и водных образуются транспортные узлы. Такими узлами по сути являются и морские порты, обслуживающие прежде всего международные перевозки.
По дальности перевозок зарубежная Европа уступает США и России, зато по обеспеченности транспортной сетью и интенсивности движения стоит далеко впереди.
Главную роль в перевозке грузов и пассажиров играет автомобильный транспорт(автострады международного значения: Лиссабон — Париж — Стокгольм, Лондон — Франкфурт-на-Майне — Вена — Белград — Стамбул и др.).
Железнодорожный транспортв Западной Европе сокращается, а в Восточной Европе остается основным видом, занимающим по объему перевозок первое место в регионе.
Густая сеть железных дорог пересекает Зарубежную Европу в широтном и меридиональном направлении. Главные широтные магистрали: Лиссабон — Мадрид — Париж — Берлин — Варшава (далее на Минск и Москву), Лондон — Париж — Вена — Будапешт — Белград — София — Стамбул (далее на Ближний Восток), Париж — Прага (далее на Киев). Важнейшие меридиональные пути: Амстердам — Брюссель — Париж — Мадрид — Лиссабон, Лондон — Париж — Марсель, Копенгаген — Гамбург — Франкфурт-на-Майне — Цюрих — Рим, Гданьск — Варшава — Вена — Будапешт — Белград — Афины.
Речной транспорт региона хорошо развит благодаря наличию водных путей, имеющих меридиальное (Рейн) и широтное (Дунай) направления. Особенно велико транспортное значение Рейна, по которому перевозится 250-300 млн тонн грузов в год. Недавно введен в строй водный путь, соединяющий обе главные водные артерии зарубежной Европы: Рейн — Майн – Дунай.
Международное значение имеют морской транспорт. Во многих странах Европы доля морского транспорта в грузообороте очень велика. Например, во Франции, Нидерландах, Ирландии она составляет – 4/5, а в Великобритании – 9/10. Огромное значение имеют обслуживающие этот вид транспорта морские порты: Лондон, Гамбург, Антверпен, Роттердам, Гавр, Марсель, Генуя. Самый крупный из них — Роттердам, грузооборот которого составляет около 300 млн. т в год является крупнейшим портом мира. Крупные порты Европы по существу превратились сейчас в единые портово-промышленные комплексы.
Также в зарубежной Европе развит трубопроводный и воздушный транспорт.
Во второй половине 90-х годов был составлен и начал осуществляться поистине грандиозный проект создания единой транспортной сети Европы. Он предусматривает формирование девяти транспортных коридоров между Западом и Востоком Европы общей протяженностью 17 тыс км. Каждый коридор будет представлять собой полимагистраль, включающую и автострады, и железные дороги, а Дунайский коридор – также и водный путь. Два таких коридора будут проходить через Москву: Берлин – Варшава – Минск — Москва и Хельсинки — Санкт-Петербург – Москва – Киев – Кишинев — Бухарест.
Зарубежная Европа — основной центр международного туризма. Здесь получили развитие все виды туризма. В качестве стран-лидеров международного туризма неизменно выступают Испания, Франция и Италия. К числу самых популярных стран привлечения туристов относятся также Великобритания, ФРГ, Австрия, Швейцария, Греция, Португалия, Чехия, Венгрия. А в таких микрогосударствах, как Андорра, Сан-Марино, Монако обслуживание туристов служит главным источником доходов (до 100 туристов на каждого жителя).
В зарубежной Европе наиболее широко представлены туристско-рекреационные районы двух типов – приморские (Средиземноморье) и горные (Альпы).
Источник
Рейтинг стран мира по количеству трудовых ресурсов
(по состоянию на начало 2011 г.).
Место в рейтинге | Страна | Трудовые ресурсы |
Весь Мир | 3,131,000,000 | |
Китай | 803,300,000 | |
Индия | 516,400,000 | |
Европейский Союз | 222,500,000 | |
США | 153,100,000 | |
Индонезия | 109,900,000 | |
Бразилия | 99,470,000 | |
Россия | 75,100,000 | |
Бангладеш | 69,400,000 | |
Япония | 66,690,000 | |
Нигерия | 50,130,000 | |
Пакистан | 49,180,000 | |
Вьетнам | 46,420,000 | |
Мексика | 44,710,000 | |
Германия | 43,510,000 | |
Таиланд | 36,900,000 | |
Филиппины | 36,220,000 | |
Соединенное Королевство | 30,870,000 | |
Бирма | 29,260,000 | |
Иран | 28,700,000 |
Уровень образования трудовых ресурсов
Одним из главных элементов качественных характеристик рабочей силы выступает уровень общего развития и специального образования, т.к. люди, а не машины являются движущей силой экономического роста (К. Маркс). Например, последние 40-50 лет ВВП США увеличивался ежегодно в среднем на 3,2%, 16% этого роста были достигнуты благодаря повышению образовательного уровня рабочей силы, 34% — в результате технических нововведений и «ноу-хау» (что тоже связано с образованием) и только 12% определялись ростом затрат на оборудование. Образование повышает производительность труда, что обеспечивает рост доходов. Как показали исследования увеличение обучения рабочей силы на 1 год может привести к 3%-ному увеличению ВВП.
Хотя развитые и с переходной экономикой страны уступают развивающимся государствам по численности трудовых ресурсов, они опережают последние по качеству рабочей силы − общеобразовательному уровню. Уровень образования трудоспособного населения России высокий: в основных рабочих возрастах (от 25 до 50 лет) в середине 1990-х гг. более 50% имели высшее, незаконченное высшее и среднее специальное образование.
В развивающихся странах качество трудовых ресурсов определяется не столько наличием высшего или среднего образования, сколько уровнем грамотности (умение писать, читать, считать). В этих странах высока доля неграмотных. Низкий уровень образования населения во многих развивающихся странах определяет низкую производительность труда, ведет к консервации устаревших форм хозяйствования, блокирует технический прогресс.
Получение общего и специального образования невозможно без грамотности. В начале 90-х годов в мире насчитывалось 948 млн. неграмотных (1970 − 90 млн.). 917 млн. приходится на страны «третьего мира», что составляет 1/3 всего взрослого населения. Более 55% неграмотных приходится на Индию (50% населения) и Китай (21% населения). По уровню неграмотности выделяются Южная Азия (63% женщин и 37% мужчин) и Тропическая Африка (53% женщин и 33% мужчин), а также арабские страны (56% и 32%). В Джибути и Буркина Фасо 80% населения неграмотно.
В промышленно развитых странах уровень грамотности высокий, но и здесь 31,5 млн. неграмотных взрослых, в основном в Южной Европе.
Эффективность использования рабочей силы в стране определяется показателями: уровень открытой безработицы; количество часов работы одного занятого в год и объемом производства на одного занятого. Уровень безработицы определяется как отношение числа лиц, имеющих статус безработного, к численности экономически активного населения. Второй показатель определяется отношением суммы часов отработанных всеми занятыми к числу занятых. Этот показатель в Южной Корее − 2447 часов, в Японии – 1815 ч., в США – 1845 ч., Великобритании − 1715, России − 1736ч. Сравнительно низкое значение этого показателя в России объясняется высокой скрытой безработицей (люди числятся занятыми, но работы нет). В 2010 году число безработных на планете достигло 186 млн. человек, или 7,8% всей мировой рабочей силы. В составе резервной армии труда – 108 млн. мужчин и 78 млн. женщин. Среди молодежи показатель безработицы более чем в два раза выше среднего – 14,4%.
Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.
Отраслевая структура занятости
В развитых странах сдвиги в отраслевой структуре занятости происходят по трем направлениям.
1.Удельный вес населения, занятого в сельском и лесном хозяйстве, достиг, вероятно, минимального уровня и в 2000г. составлял %: Испания − 15;Япония − 10; Франция − 8;Германия − 5,6; Канада − 4,7; США − 3,1; Англия − 2,5.
2. Постепенно снижается доля занятых в промышленности и строительстве. В 2000 г. она составляла % : Франция − 32; США − 27,9; Канада − 26.
3. Продолжает расти доля занятых в сфере услуг. В 2000 г. она составила %: США − 59; Канада и Англия − 57; Франция − 52; Япония − 50; Италия − 44.
В отраслевой структуре занятости стран с переходной экономикой просматриваются следующие тенденции:
1) быстрый рост доли занятых в сфере услуг − с 37% до 48% (Россия);
2) сокращение доли занятых в промышленности и строительстве — с 42,3% до 37,9% (Россия);
3) сохранение довольно высокой доли занятых в сельском и лесном хозяйстве − 14,9% (Россия), 28% (Польша), 15% (Венгрия)
В развивающихся странах преобладающая часть занятого населения сосредоточена в сельском и лесном хозяйстве − 56% (Индонезия). Доля занятых в промышленности и строительстве невысока. Так, она составила в Египте и Пакистане − 20%, Индонезии − 13%.
В новых индустриальных странах доля занятых в сельском и лесном хозяйстве близка к показателям стран с переходной экономикой (Южная Корея − 18%, Бразилия − 25, Тайвань − 16%). В промышленности и строительстве в Южной Корее занято − 35%, в Бразилии − 23%.
Занятость работников сферы услуг возрастает абсолютно и относительно во всех группах стран. В сельском хозяйстве, промышленности и строительстве происходит относительное сокращение численности занятых, а нередко сокращается и абсолютная численность занятых в этих сферах. Работники из этих сфер перемещаются в сферу услуг. Увеличивается доля работников умственного труда (специалистов и служащих).
В США в результате структурной перестройки экономики из промышленности и сельского хозяйства ежегодно вытесняется от 1 до 2 млн. работников. Рабочая сила переходит в сферу услуг. В России также происходит перемещение работников из промышленности в сферу услуг. Относительная численность (доля) занятых в сельском хозяйстве России медленно сокращается.
Усложнение системы хозяйственных и социальных связей, увеличение информационных потоков, научно-технический прогресс вызвали рост спроса на работников со следующими качествами: а) способных работать с информацией (человек-знак); б) способных работать с людьми (человек-человек); в) способных работать с современной техникой (человек-техника); г) способных жить в гармонии с природой (человек-природа).
В связи с происходившими в 1990-е гг. изменениями в отраслевой структуре экономики России имели место значительные сдвиги в распределении занятого населения:
1) снизилась доля занятого населения в промышленности, строительстве, науке;
2) увеличилась доля занятого населения в торговле, общественном питании, кредитовании, финансах и страховании и др.;
3) в отраслях сферы услуг.
Выводы
В качестве основных ресурсных компонентов мирового хозяйства можно выделить природные ресурсы и человеческие ресурсы.
Природные ресурсы − это элементы природы, используемые в хозяйстве, являющиеся средствами существования человеческого общества: почвенный покров, полезные дикие растения, животные, полезные ископаемые, вода (для водоснабжения, орошения, промышленности, энергетики, транспорта), благоприятные климатические условия (главным образом, тепло и влага осадков), энергия ветра.
Природные ресурсы − пространственно — временная категория; их объем разный в различных районах земного шара и на разных стадиях социально-экономического развития общества.
Природные ресурсы распределены между странами неравномерно. Только 20 стран располагают более 5% мировых запасов какого-либо одного вида минерального ресурса. Лишь несколько стран мира (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР и Австралия) обладают большинством его видов. В различных странах сложились различия между имеющимися минеральными ресурсами и объемами их потребления.
Под человеческими (трудовыми) ресурсамипонимают часть населения, которая достигла необходимого физического развития, умственных способностей и знаний для работы в народном хозяйстве. Масштабы трудовых ресурсов характеризуют потенциальную массу живого труда, или «запас» рабочей силы, которым владеет общество для удовлетворения своих потребностей.
Главным показателем, характеризующим эффективность использования рабочей силы является уровень производительности труда, определяемый как объем производства на одного занятого. Лидерами по этому показателю являются индустриальные страны мира: США (60, 7 тыс. долл.), Бельгия (54, 3 тыс. долл.), Ирландия и Франция (по 52 тыс. долл.). В России этот показатель составляет 16,9 тыс. долл., что составляет только 28% от показателя США и 40% от показателя Японии.
Вопросы для повторения
1. Что понимается под природно-ресурсным потенциалом мировой экономики?
2. Почему природные ресурсы − это пространственно — временная категория?
3. Обозначьте основные подходы к классификации природных ресурсов по происхождению.
4. Какие виды природных ресурсов относят к относительно возобновляемым? Почему?
5. Какие виды природных ресурсов относят к невозобновляемым?
6. Поясните роль основных видов природных ресурсов в развитии мирового хозяйства.
7. Что входит в понятие человеческих (трудовых) ресурсов мировой экономики?
8. Назовите основные факторы, влияющие на размещение населения.
9. Укажите количественные и качественные аспекты развития трудовые ресурсов мира.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.
Источник