Определите обеспеченность разными видами ресурсов выбранной вами страны с помощью карт атласа канада

Практическая работа № 2 «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»
учебно-методическое пособие по географии (10 класс) на тему

Практическая работа № 2 по географии в 10 классе «Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира»

Скачать:

Вложение Размер
Практическая работа № 2 Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира. 29.27 КБ

Предварительный просмотр:

Практическая работа № 2

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.

Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча

№ 1.Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

( тонн на душу населения )

№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.

Практическая работа № 2

Оценка ресурсообеспеченности стран и регионов мира.

Ресурсообеспеченность – соотношение между величиной природных ресурсов и их использованием. Выражается количеством лет, на которое должно хватить данного ресурса, или его запасами из расчета на душу населения.

Как нужно правильно ее вычислять по формулам:
Р=З:Н
Р=З:Д
где:
Р – ресурсообеспеченность, З — запасы , Н — численность населения , Д — добыча

№ 1. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья в годах .

Рассчитайте, на сколько лет хватит общегеологических и разведанных запасов нефти, угля, железной руды при современном уровне их добычи.

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

№ 2. Оценка ресурсообеспеченности отдельных стран некоторыми видами минерального сырья на душу населения .

Ресурсообеспеченность отдельных стран некоторыми видами минерального сырья.

( тонн на душу населения )

№ 3. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности стран и регионов мира отдельными видами минеральных ресурсов. Дайте прогноз обеспеченности топливными ресурсами различных стран, исходя из оценок численности населения.

Классификация природных ресурсов мира

Природные ресурсы — природные компоненты, которые используются или могут быть использованы в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества.

XX век характеризуется небывалым ростом народонаселения и мирового общественного производства. Бурное развитие в последние годы НТП привело к особенно резкому усилению антропогенного воздействия на природную среду. Масштаб воздействия человека на природную среду стал планетарным. Он влияет на все компоненты природы: рельеф, климат, воды, почвы, органический мир и т. д.

Потребности человека в сырье возрастают. Рациональное использование всех природных ресурсов — актуальная задача человечества.

Все природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые ресурсы — ресурсы недр и экосистемы, которые в процессе производства исчерпываюся. Они делятся на возобновимые и невозобновимые.

Ресурсы возобновимые — способны к восстановлению (лесные, растительные, животные, земельные, водные и т. д.), т. е. они могут восстановиться самой природой, однако их природное восстановление (плодородие почв, древесной и травянистой массы, количество животных и т, д.) часто не совпадает с темпами использования. Расход возобновимых ресурсов начинает превышать размеры их природного восстановления. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо:

  1. Изменить технологию переработки исчерпаемых ресурсов.
  2. Ресурсы углеводородного сырья повысить за счет производства синтетического жидкого топлива.
  3. Расширить вовлечение в производство вторичного сырья. Так, в развитых странах получение меди на 30-40% основывается на утилизации вторичного сырья.
  4. Утилизировать ценные компоненты, которые выбрасываются промышленными предприятиями в атмосферу. Так, одна ТЭС, работающая на угле, мощностью 1 млн. кВт ежечасно выбрасывает в атмосферу до 15 тонн сернистых газов и до 6 тонн сернистой золы.
  5. Применять безотходные технологии.
  6. Экономно расходовать топливно-энергетические ресурсы: переход на дизельное топливо и нетрадиционные источники энергии.
  7. Повышать добычу нефти за счет широкого внедрения современных методов добычи.

К неисчерпаемым природным ресурсам относятся те, которые в процессе производства нельзя исчерпать. Это -энергия Солнца, приливов и отливов, геотермальная, ветра, биологической массы, морских волн, синтетического топлива, атмосферных осадков и т. д. Использование неисчерпаемых природных ресурсов не приводит к общему уменьшению их запасов на Земле.

Минеральные, биологические, водные, климатические ресурсы — сырье для различных отраслей хозяйства. Сырье, которое используется в производстве, превращается в экономические ресурсы общества. Существуют и другие виды экономических ресурсов — капитал, трудовые, интеллектуальные, возможности менеджмента. Использованные природные ресурсы после определенной технологической обработки становятся средствами труда и разнообразными материальными благами.

Природные ресурсы на Земле размещены неравномерно. Не только отдельные страны, но и крупные регионы отличаются друг от друга уровнем ресурсообеспеченности.

Ресурсообеспеченность — это соотношение между величиной (т. е. запасами) природных ресурсов и размерами их добычи. Она выражается количеством лет, на которое должно хватить данного сырья, либо его запасами из расчета на 1 человека.

Ресурсообеспеченность =(запасы)/(объем добычи) =Количество лет

На показатель ресурсообеспеченности влияют богатство или бедность территории природными ресурсами. Поэтому для хозяйственного освоения страны необходимо знать о ее территориально-природно-ресурсном потенциале. Природно-ресурсный потенциал территории — это совокупность ее природных ресурсов, которые могут быть использованы в хозяйственной деятельности с учетом научно-технического прогресса. ПРИ характеризуется двумя главными показателями -размерами и структурой, которая включает минерально-сырьевой, земельный, водный и другие потенциалы.

Однако, если природных ресурсов в той или другой стране мало, это не значит, что страна обречена на бедность, ведь экономические ресурсы каждой страны измеряются не только их количеством. Большое значение имеют людские ресурсы и наличие капитала в стране. Примером могут быть так называемые «новые индустриальные страны», а также Япония, которые достигли высоких экономических результатов при ограниченной природно-сырьевой базе.

Природные ресурсы неравномерно распределены по поверхности и в недрах Земли, что обусловливает различия в ресурсообеспеченности между странами мира.

  1. Некоторые из них (Россия, США, Канада, Китай, ЮАР, Австралия, Бразилия, Казахстан) располагают большими запасами и многими видами минерального сырья. Однако в большинстве стран мира запасы и набор полезных ископаемых весьма ограничены. Так, Андские страны (Чили и Перу) выделяются крупными запасами только медных и полиметаллических руд, страны Ближнего
  2. Востока (Кувейт, Саудовская Аравия, ОАЭ и др.) — нефти и газа, Северной Африки (Марокко, Тунис) – фосфоритов, Пакистан и Бангладеш — поваренной соли, Боливия и Малайзия – олова. Фактически ни одна страна не располагает минерально-сырьевой базой, позволяющей полностью обеспечить свои внутренние потребности в топливе и сырье. Даже Россия, при всем многообразии своих минеральных ресурсов и значительных их запасах, по отдельным видам минерального сырья (марганец, хром, титан, цирконий и др.) ощущает дефицит и вынуждена покрывать его за счет импорта. Также и США из-за неполной обеспеченности минеральным сырьем импортируют бокситы, уран, вольфрам, хром, марганец и др. В целом США ввозят 15-20% (в стоимостном выражении) необходимого минерального сырья, страны-члены ЕС – 70-80%, Япония – 90-95%.
  3. Крупнейший поставщик топлива и минерального сырья для стран западного мира — развивающиеся страны. Развивающиеся страны (включая Китай и Вьетнам) занимают ведущие позиции в мире по запасам нефти и газа, бокситов, меди, олова, никеля, кобальта, сурьмы и др., а всего сосредоточивают до 35% минерально-сырьевых ресурсов мира. Большую часть добываемого топлива и сырья эти страны экспортируют. Исключение – новые индустриальные страны, являющиеся в развивающемся мире крупным потребителем топлива и минерального сырья (нефть, природный газ, черные и цветные металлы и др.).
  4. Развитые страны лидируют по запасам угля, свинцово-цинковых, марганцевых, хромовых руд, молибдена, многих редких и благородных металлов и др., всего, сосредоточивая примерно 40% минеральных ресурсов планеты. Среди экономически развитых стран очень крупными запасами топлива и минерального сырья обладают США, Австралия, Канада и ЮАР. Последние три страны занимают также ведущие позиции в мире по их экспорту. В отличие от развивающихся, развитые страны активно используют не только собственные ресурсы, но и природно-ресурсный потенциал других стран — развивающихся, Восточной Европы, СНГ, России. Всего эти страны потребляют 70% мировых минеральных ресурсов. Россия среди крупнейших держав мира имеет самую высокую обеспеченность минеральными ресурсами. При доле 2,5% в населении мира она сосредоточивает около 25% его минерально-сырьевых ресурсов. Объем запасов и добычи таких видов минерального топлива и сырья, как нефть, газ, уголь, железные и медно-никелевые руды, алмазы, платина, золото, апатиты и калийные соли, не только удовлетворяет текущие потребности экономики страны, но и позволяет значительную их часть экспортировать. Ее общие запасы разведанного минерального сырья оценивают в 28,3 трлн долл., а прогнозные — в 140 трлн долл.
  5. В структуре минерально-сырьевой базы России преобладают топливно-энергетические ресурсы (уголь, нефть, газ и пр.), доля которых составляет 70%, более 15% приходится на нерудное сырье, 13% – на черные, цветные и редкие металла, 1% — на алмазы и благородные металлы (золото, серебро, платина).
  6. Вместе с тем, несмотря на высокую обеспеченность в целом, в России либо полностью отсутствуют, либо не соответствуют требованиям современной промышленности (т. е. не удовлетворяют потребность, не освоены в силу сложных горно-геологических условий, отсутствия современных технологий промышленной переработки и т. п.) запасы марганцевых, хромовых, титановых, циркониевых, рубидиевых, ртутных, свинцовых, цинковых руд, а также высококачественных бокситов, фосфоритов, каолинов, бариты и др. Потребности России по многим из них (марганец, хром, ртуть, сурьма, титан, фосфориты и др.) почти полностью обеспечиваются поставками из стран СНГ.

Источник

Практическая работа №1. «Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными ви-дами природных ресурсов.»

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Франция — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Австралия — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Бразилия — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Китай — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Германия — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Канада — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Мексика — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Чили — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Южно-Африканская Республика — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа и учебника.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа № 1.

«Определение и сравнение обеспеченности различных регионов и стран мира основными видами природных ресурсов.»

Цель: формирование умений оценивать ресурсообеспеченность стран (регионов) с помощью карт и статистических показателей .

Определите обеспеченность разными видами ресурсов предложенной страны- Египет — с помощью карт атласа и материалов учебника:

а) минерально-сырьевыми и топливными ресурсами;

Дайте характеристику агроклиматическим, гидроэнергетическим, рекреационным ресурсам и ресурсам Мирового океана страны с помощью карт атласа.

Сделайте общий вывод о ресурсообеспеченности страны и прогноз развития страны.

Найдите данные об обеспеченности минеральными, земельными, водными и лесными ресурсами предложенных стран.

Дайте оценку обеспеченности ресурсами каждой из указанных стран ( полностью обеспечена, частично обеспечена, дефицит ресурса ).

Занесите результат в таблицу.

Практическая работа по социально-экономической географии мира в СПО по программе ФИРО (под редакцией Баранчикова) для специальностей с количеством аудиторных часов 36.

Практическая работа представляет собой выполнение заданий по инструкции в нескольких вариантах (предлагаются разные государства) по выбору преподавателя.

Студенты работают в группах по 2 человека.

Номер материала: ДБ-1188253

  • Свидетельство каждому участнику
  • Скидка на курсы для всех участников

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Если наследники граждане другой страны
Оцените статью