Опыт импортозамещения зарубежных стран

Опыт импортозамещения зарубежных стран

На фоне санкционной политики наших европейских и американских партнеров вопросы развития и повышения конкурентоспособности ряда сфер национальной экономики стали очень приоритетными. Проблема, также, в постоянном и вполне ощутимом росте импортных закупок сырья и продовольствия. Увеличиваются не только объемы импорта, но и его стоимость. [1]

Но в первую очередь надо рассмотреть зарубежный опыт импортозамещения. Так как без понимания того, как в различных странах проходил процесс импортозамещения, мы не сможем оценить риски и перспективы разработки и реализации программы современного импортозамещения в России.

В настоящее время огромное значение для развития национальной экономики имеет ее защищенность, независимость от других стран и повышение конкурентоспособности российских компаний. Одним из самых приоритетных и эффективных вариантов развития национальной экономики является использования программ импортозамещения.

Известно, что в условиях глобализации и усиления взаимозависимости между субъектами мировой экономики, под которыми сегодня мы понимаем не только страны, но и крупные ТНК, у каждой страны есть своя ниша в международном разделении труда, сегменты мирового рынка, на которых конкурентоспособна ее продукция. Все остальные товары страны импортируют в соответствии с объективными экономическими законами, в чем нет ничего предосудительного, ибо зачем самим производить то, что гораздо дешевле купить. В условиях глобального мира потребность в импортозамещении может возникнуть лишь в том случае, если страна сознательно выбирает путь автаркии или же, другими словами, самоизоляции, которая может продлиться в течение некоторого времени. Однако рано или поздно в зависимости от изменений, в том числе и в политической ситуации, страна объективно будет вынуждена вернуться на мировой рынок. При этом мировой опыт показывает, что протекционизм обычно приводит не к росту конкурентоспособности и качества отечественного производства, а наоборот.

Читайте также:  Части страны россии названия

Сутью политики протекционизма, основанной на импортозамещении, является индустриализация экономики при помощи ограничения и/или дискриминации импорта. Как правило, она реализуется посредством искусственного создания налоговых, финансовых и валютных стимулов для развития отдельных отечественных производителей или ряда отраслей национальной экономики с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Важнейшим институтом здесь выступает частная собственность, опирающаяся на протекционизм. Однако во многих случаях протекционизм, ограничивающий конкуренцию со стороны мирового рынка, фактически приводит к демотивации развития для отечественных производителей: в отсутствии конкурентов предприятия не торопятся внедрять инновации, а единственным стимулом для них становятся субсидии и прочие «подачки» со стороны государства. Сегодня в России существует опасность подобного протекционизма, поскольку политика импортозамещения диктуется, в данном случае, даже не соображениями развития «молодых» инновационных отраслей, а необходимостью защитить внутренний рынок от тотального дефицита товаров в условиях введения санкций и вынужденного сокращения потоков импорта.

Идея импортозамещения уже прошла более или менее успешную практическую апробацию различными странами мира, опыт которых можно расценивать как более или менее успешный. Чаще всего данный процесс шел по пути замены импортных продуктов питания, изделий легкой промышленности и несложной технологической продукции. В частности, по этому направлению развивалась стратегия импортозамещения в странах Восточной Азии, Мексике, также шли этой дорогой и партнеры России по БРИКС Бразилия, Индия и Китай. В дальнейшем пути развития процесса импортозамещения данных стран разошлись.

Модернизация в Бразилии происходила в несколько этапов. Текущий этап фактически начался с первого успешного плана стабилизации экономики, принятого в 1994 г., и был основан на реформах финансового, налогового и внешнеторгового регулирования, а не на промышленной политике или госрегулировании в «инновационных» секторах. Значительно больших успехов добился Тайвань, реализовавший комбинированную стратегию наращивания конкурентных преимуществ отечественного производства или стратегию ориентированного на экспорт импортозамещения, позволяющую использовать преимущества и одного, и другого пути. В результате, если в КНР и Индии за счет диверсификации экспорта обеспечивается 5-8% прироста ВВП, в Таиланде – 14-16%, в Южной Корее – 42-45%, то Тайваню импортозамещение обеспечивает 43-45%, а увеличение экспорта (до половины которого составляют высокотехнологичные изделия) – 55-57% прироста ВВП. [2]

Читайте также:  Жена президента президент страны

Опыт зарубежных стран показывает, что наибольших успехов в реализации политики импортозамещения добились страны Восточной Азии, сделавшие ставку на сочетание основанного на импортозамещении протекционизма с товарной и географической диверсификацией экспорта. Страны же Латинской Америки, реализовывавшие лишь стратегию импортозамещения, в итоге столкнулись с общим ухудшением экономической ситуации, вылившимся в раскрутку инфляции, снижением объемов сбережений и как следствие – сокращением инвестиционной активности, дефицит платежного баланса и обострение проблем международной валютной ликвидности. Эти страны так и не смогли осуществить структурную перестройку своей экономики и вывести даже на отечественные рынки (не говоря уже о зарубежных) достаточное количество товаров местного производства. Предприятия, всецело полагавшиеся на меры правительственной поддержки, не стали конкурентоспособными, а национальные правительства, поощрявшие протекционизм, взрастили целые отрасли, основанные не на реальной конкурентоспособности, а на административном ресурсе. Полученная прибыль направлялась такими предприятиями не на развитие производства и модернизацию, а на лоббирование своих интересов через государство в целях сохранения status quo. В итоге бюджетная политика этих стран оказалась неэффективной, а импортозамещение привело не к росту, а к снижению конкурентоспособности национальных производств.

Все вышесказанное позволяет говорить о том, что тотальное импортозамещение в России неэффективно, да и невозможно по объективным причинам. Впрочем, в своем выступлении в Петербурге президент В.В. Путин вкладывал в понятие импортозамещения в России иной смысл. Сегодня импортозамещение должно сочетаться с диверсификацией экспорта, основанной на создании и развитии новых бизнесов, ориентированных на мировой рынок и жизнеспособных в условиях глобальной конкуренции. Здесь ощутимую роль могут сыграть механизмы государственно-частного партнерства: молодые предприятия, нацеленные в будущем на общероссийский рынок и внешнюю экспансию, могут начинать с региональных рынков, формируемых государством за счет спроса органов власти и госкомпаний. В этом отношении для России может представлять интерес опыт Китая, который вывел на глобальный рынок целый ряд компаний мирового уровня, придерживаясь именно этой модели. В частности, наиболее ярким примером тому является Huawei, компания, которая образовалась благодаря государственной поддержке и тому, принято называть политикой импортозамещения в Китае.

Россия также имеет опыт импортозамещения, однако его можно назвать менее успешным, поскольку оно не привело к существенной структурной перестройке экономики и не ослабило ее зависимости от уровня мировых цен на энергоресурсы. Значительное импортозамещение наблюдалось в нашей стране в 1998 году, когда объём импорта в Россию сократился на 20 % (до 53 млрд). Обесценение рубля на фоне дефолта в 1998 году привело к подорожанию импорта на 500%, что позволило переключить спрос россиян на товары отечественного производства. [3]

В результате с 1999 г. российская экономика вступила в этап восстановительного роста, источником которого является введение в действие простаивающих в условиях масштабного трансформационного спада 1991-1998 гг. мощностей. Отечественное производство росло тогда за счет двух факторов: расширяющегося сырьевого экспорта и постдефолтного эффекта для фирм, работающих на внутренний рынок, т.е. осуществляющих импортозамещение как новую стратегию государственной экономической политики, целеориентированную на локализацию внутри страны производства ряда ранее импортируемых товаров за счет переориентации внутреннего спроса. Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет введения простаивающих мощностей, т.е. восстановительного роста, обеспечившего импортозамещение. Особенно сильное благотворное влияние фактор импортозамещения оказал на обрабатывающие производства в 1999—2000 годах. По оценке ряда экономистов, рост ВВП и промышленного производства в России, произошедший в 1999 году, на 25% был обязан процессу импортозамещения.

В дальнейшем темпы импортозамещения в России замедлились. В 2008-2009 годов оно снова было вызвано эффектом девальвации рубля на фоне падения мировых цен на энергоносители. Процессы импортозамещения в этот период коснулись, в основном, отдельных видов пищевой продукции (например, мяса, подсолнечного масла, сахара), а также автомобилей (импорт готовых машин заменяется их сборкой в России со значительной локализацией). Отдельно следует отметить импортозамещение украинской продукции. Рост российского производства стальных труб, железнодорожных вагонов, компонентов для авиационной и ракетной техники привёл к постепенному сворачиванию их импорта из Украины.

Из этого следует то, что программа импортозамещения, при грамотном и сбалансированном использовании – это хороший инструмент влияния на внутренний рынок государства.

В условиях проведения политики импортозамещения доминирует концентрация собственных усилий и ресурсов на формирование конкурентоспособного рыночного хозяйства. Несмотря на все расхождения, касательно политики импортозамещения, следует отметить, что в современных условиях грамотная и своевременная реализация данной политики может способствовать не только насыщению внутреннего рынка новыми товарами, но и развитию высокотехнологичных отраслей, а также дальнейшему повышению конкурентоспособности и экспортного потенциала отечественных товаров на мировой арене.

В сложившихся условиях, главная цель российской экономики – использовать одно из важных конкурентных преимуществ России, ёмкий внутренний рынок, заполнить его качественными товарами, которые производят реальные секторы отечественной экономики, сохраняя стабильность и сбалансированность внутри рынка, экономики в целом. Именно в этом контексте и формируется новая экономическая политика государства, стратегия, при которой все усилия федеральных и региональных органов власти должны быть ориентированы на развитие реального сектора.

Ориентироваться следует на государственную поддержку критически важных технологий – электронных компонентов, станкостроения, оборудования для нефтегазового комплекса, нефтехимии и других. В этом случае очень важны меры организационного характера – создание институтов, способных осуществлять координацию в сфере стратегического планирования и научно-технической политики.

Кроме того, положительный эффект от импортозамещения может стать заметным только в среднесрочной и долгосрочной перспективе. В краткосрочном же плане замедление и падение темпов экономического роста в стране и ее регионах и, соответственно, снижение показателей, характеризующих уровень жизни населения становится неизбежным. Таким образом, ждать быстрого положительного эффекта от импортозамещения нельзя.

1. Алалыкина Г.М. Население и хозяйство Иркутской области / Г.М. Алалыкина — М.: КноРус — 256 с.

2. В.А. Клюкач, Н.Д. Аварский, А.Н. Осипов, С.Н. Серегин. Антироссийские санкции и импортозамещение: новые возможности роста производства продукции АПК России.

3. Кокарев С. Государственное антикризисное управление / С. Кокарев // Финансовая газета.–2015.–№24.–26с. – С.34–50.

Источник

Импортозамещение: зарубежный опыт

Рис.1: Структура фармрынков некоторых стран ЕС в разрезе продукции локальных и зарубежных производителей в денежном выражении по итогам 2009 г. (по данным, опубликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

Импортозамещение представляет собой процесс сокращения или прекращения импорта определенных товаров путем их замещения на внутреннем рынке страны аналогичными оте­чественными, адекватными или обладающими более высокими потребительскими свойствами и стоимостью не выше импортных.

Политику импортозамещения брали на во­оружение многие страны, но в большинстве случаев она не давала ощутимых и долгосрочных результатов, поскольку не приводила к повышению эффективности экономики. Методы, которыми обеспечивалось преимущество отечественного товаропроизводителя, часто включали установление высоких импортных пошлин, что не способствовало развитию здоровой конкуренции на внутреннем рынке и снижало эффективность экономики. Отечественные товары оказывались востребованными лишь на внутреннем рынке, что приводило к снижению экспорта и сокращению валютных поступлений. В результате образуется дефицит валютных средств для приобретения оборудования и технологий, необходимых для усовершенствования производственно-технологической базы предприятий. Таким образом, экономическое положение страны ухудшается.

Согласно мнению экономистов (Blair J.P., Carroll M.C., 2008), доходы страны определяются ее внешнеторговым балансом. На этой основе принято выделять две модели развития национальной экономики. Первая предполагает преимущественную ориентацию на внешний рынок — экспорториентированная модель. Вторая ориентирована на импортозамещение. Так, в первом случае развитие обеспечивается за счет притока в страну средств, которые впоследствии направляются на развитие локального сектора экономики — создание новых рабочих мест. В свою очередь, благодаря росту доходов населения увеличивается емкость внутреннего рынка.

Политика импортозамещения предполагает развитие экономики преимущественно за счет внутренних ресурсов страны. Кроме того, при производстве товаров, ориентированных на внутренний рынок, сложно получить экономию за счет объема производства. Поэтому для поддержания конкурентоспособности локального товаропроизводителя часто вводятся меры по ограничению конкуренции со стороны импортной продукции, в частности, путем введения дополнительных налогов на импортируемые товары и искусственного завышения обменного курса национальной валюты.

Большинство стран предпочли в ходе индустриального развития сначала укрепить внутренний рынок с помощью политики импортозамещения, а затем перейти к модели экспорт­ориентированной экономики. Все страны, которые прошли стадию индустриализации, столкнулись с необходимостью внедрения политики импортозамещения. Страны Западной Европы и США впервые воспользовались данной стратегией в 1850 г. для поддержки собственной промышленности. Таким образом, начало использованию данной стратегии было положено еще в середине XIX в., однако широкое распространение она получила уже в середине XX в. в развивающихся странах.

Развитие теоретической базы политики импортозамещения началось с поиска ответа на вопрос, как уменьшить разрыв между индустриально развитыми и развивающимися странами. Ответ был найден в Латинской Америке в 50–60-е годы ХХ в., которая для защиты своей экономики от экспансии со стороны Северной Америки предприняла ряд мер для снижения цен на продукцию отечественного производства, а средства, удержанные таким образом в регионе, направлялись на модернизацию промышленности. Этот подход оказался успешным. География применения данной стратегии со временем расширилась за счет стран Азии и Африки. Однако небольшой объем экспорта был сопряжен с дефицитом платежного баланса, что негативно отразилось на темпах экономического роста. Кроме того, эти страны так и не смогли устранить технологическое отставание.

Сейчас же политика одной из крупнейших Латиноамериканских стран — Бразилии коренным образом изменилась — теперь страна ориентирован­а на создание открытой экономики. Была создана конкурентная обстановка на внутреннем рынке, снижены импортные тарифы.

В 70–80-е годы ХХ в. политика импортозамещения снова подверг­лась критике. Во-первых, оспаривалась целесообразность импортозамещения с точки зрения оптимального использования мировых ресурсов. Во-вторых, возникли сомнения, способствует ли данная стратегия созданию новых рабочих мест. Кроме того, стратегия, которая была направлена на уменьшение конкуренции со стороны мирового бизнеса, привела к снижению конкуренции на внутреннем рынке, вследствие чего снизилась эффективность национальной экономики.

Другой регион, который стремительно развивался в это время, — Азия (Тайвань, Южная Корея и др.). Эти страны также в начале своего развития непродолжительный период опирались на политику импортозамещения. Однако это позволило им укрепить национальную экономику и создать базис для реализации экспорториентированной стратегии.

Импортозамещение на фармрынке

Тенденции в мировой экономике, безусловно, нашли свое отражение и в фармацевтическом сегменте. Импорт аккумулирует львиную долю фармацевтических рынков многих стран мира. В структуре фармрынков стран ЕС, даже среди крупнейших мировых производителей фармпродукции, показатели импорта превышают объем продукции локального производства в процентном выражении. Так, доля продукции локального производства на фармрынке мирового лидера по объемам экспорта — Германии — составляет 44%, а Франции и Великобритании, входящих в топ-10 крупнейших экспортеров, — 18 и 31% соответственно (рис. 1). Следует отметить, что объем производства фармпродукции в этих странах значительно превышает таковой внутреннего рынка (рис. 2). Таким образом, большая доля произведенной продукции идет на экспорт. Это свидетельствует о том, что фармацевтические компании сделали выбор в пользу удешевления продукции за счет увеличения масштабов производства и оптимального использования местных ресурсов.

Рис.2: Объем фармрынков некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении, а также объем производства фармацевтической продукции в этих странах по итогам 2009 г. (по данным, опуб­ликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

В некоторых странах объем импорта и экспорта сопоставим, и при этом достаточно велик. Самым крупным мировым экспортером и импортером фармацевтической продукции являе­тся ЕС. Многие страны ЕС сохраняют положительное сальдо торгового баланса в фармацевтическом сегменте, например, Германия, Бельгия, Франция, Великобритания, Ирландия (рис. 3). В свою очередь для стран, недавно ставших членами ЕС (например Польша, Словакия, Румыния) характерно превышение импорта над экспортом.

Рис.3: Импорт и экспорт фармацевтической продукции некоторых стран — членов ЕС в денежном выражении по итогам 2010 г. (по данным Eurostat, доступным на сайте www.appsso.eurostat.ec.europa.eu)

К крупнейшим мировым импортерам фармацевтической продукции наряду с ЕС относятся США, Япония, Канада, Китай (рис. 4). Большой объем импорта в этих странах сочетается с достаточно значительным экспортом, но сальдо торгового баланса остается отрицательным.

Рис. 4: Импорт и экспорт фармацевтической продукции в США, Японии, Канаде и Китае в денежном выражении по итогам 2009 г. (по данным опубликованным EFPIA (The European Federation of Pharmaceutical Industries and Associations) в докладе «The PharmaceuticalIndustry in Figures, 2009»)

Согласно информации, опубликованной в докладе «Pharmaceuticals India Pharma: Global healing, 2010», по итогам 2009 г. в топ-20 крупнейших импортеров фармацевтической продукции также вошла Бразилия. Так, объем импорта по итогам 2009 г. достиг 4,6 млрд дол. США. При этом 80% компаний, представленных на бразильском рынке, являются национальными, но их доля составляет 30% продаж в денежном выражении. В 70–80-е годы прошлого века страна активно проводила политику импортозамещения, однако отказалась от нее из-за того, применение данной политики не дало ожидаемых результатов.

История успеха

Одним из примеров современного фармацевтического чуда можно назвать Индию. В 2009 г. объем экспорта из Индии составил более 1,2% общемирового, что позволило ей вплотную приблизиться к топ-15 стран-экспортеров (16-я позиция). При этом объе­м импорта составил около 1 млрд дол., таким образом, Индия не входит даже в топ-50 стран-импортеров.

Согласно информации, опубликованной на сайте www.cci.in в докладе «A brief report pharmaceutical industry in India, 2011», объем фармрынка Индии по показателю MAT (с сентября 2008 по сентябрь 2009 г.) составил 21,04 млрд дол., из которых 12,26 млрд дол. — объем продаж локальных компаний.

Каким же образом Индии удалось достигнуть столь впечатляющих результатов за относительно короткий период? Согласно данным, опубликованным в докладе Ричарда Герстера (Richard Gerster) «People before Patents. The Success Story of the Indian Pharmaceutical Industry», до 1970 г. на индийском рынке доминировали транснацио­нальные компании, которые аккумулировали 85% фармрынка в денежном выражении. Все изменило принятие закона о патентах в 1970 г., который кардинально повлиял на изменение структуры индийского фармрынка. Статья 83 этого закона гласит, что патенты выдаются на изобретения, для поощрения и гарантии того, что изобретение будет введено в производство в Индии на коммерческой основе, но при этом не является основой для монополизации импорта. Основной идеей этого закона стало не отрицание патентных прав как таковых — государство признает патенты и готово за них платить, а недопущение монополизации деятельности крупных компаний.

В соответствии с данным законом, в Индии в фармацевтической сфере патентуются только технологические особенности производственных процессов, срок патентной защиты которых составляет 7 лет. Кроме того, государство оставляет за собой право самостоятельно предоставлять лицензии на препараты в случае, если патентообладатель отказывается предоставлять их на справедливых условиях. В результате, за 20 лет доля транснациональных компаний на индийском фармрынке сократилась более чем в 2 раза — до 40%.

До 1990 г. Индия проводила политику импортозамещения, но после кризиса, вызванного необходимостью выплат по внешнеэкономическим обязательствам, руководство страны приняло решение изменить торговую политику, повысив лояльность к иностранным компаниям. Была проведена девальвация национальной валюты, созданы условия для увеличения иностранных инвестиций, снижен уровень государственного участия в экономике, либерализирована импортная и экспортная политика, урегулирована законодательная база, снижено регуляторное давление государства, проведены реформы в сфере налогообложения.

Кроме стремления к самодостаточности, фармацевтическая промышленность Индии также была ориентирована на экспорт. Так, в 2000 г. объем экспорта впервые превысил отметку 1,5 млрд дол. В 1995 г. Индия вступила во Всемирную торговую организацию, условия соглашения с которой предполагали, что до 2005 г. страна внесет изменения в патентное законодательство, в частности предоставит возможность патентования лекарственных средств сроком более 20 лет. Следует отметить, что можно проследить тенденцию, согласно которой страны внедряют стратегию импортозамещения во время экономического подъема и отказываются от нее тогда, когда сталкиваются с финансовыми затруднениями.

Апологетом политики импортозамещения в странах СНГ сейчас выступает Россия, где эта стратегия реализуется посредством локализации производственных мощностей крупных зарубежных компаний. В свою очередь, международные компании могут рассчитывать на разнообразные преференции при государственных закупках их продукции. Согласно приблизительным оценкам общий объем инвестиций в российский фармрынок в рамках данной стратегии составляет, по данным сайта www.marker.ru, около 815 млн евро.

Таким образом, каждая страна выбирает свой путь: одни проводят политику, направленную на увеличение экспорта, что представляет собой интенсивный вариант улучшения торгового баланса, в противовес экстенсивному — за счет уменьшения объема импорта.

Источник

Оцените статью