«Новые индустриальные страны» как модель «догоняющего развития».
При всей специфике модернизационных процессов в странах «первого» и «второго» «эшелонов» они имели важную общую черту — модернизация воспринималась как своего рода «проект», исторический вызов, движение по пуги прогресса, выполнение некоей «исторической миссии» или, по крайней мере, защита собственной исторической самобытности. Даже в условиях органической модернизации, развивавшейся естественным и эволюционным образом, происходившие в обществе перемены получали ярко выраженное идеологическое, мировоззренческое осмысление, существенно меняли самоидентификацию человека и всю систему социализации личности. Однако существовала возможность проведения экономических преобразований и без подобного социокультурного подтекста, без непосредственной связи с идеологическими, конфессиональными, этническими факторами. В таких случаях речь шла не столько о целостной модернизации общества, сколько о целенаправленном и прагматичном формировании индустриального сектора экономики. Естественно, что полностью изолировать экономические и социокультурные процессы невозможно. Однако в условиях складывания в XX в. мировой экономической системы в некоторых странах появилась возможность использовать внешнеэкономические факторы для ускоренной индустриализации, асинхронной по отношению к внутреннему политическому и культурному развитию. Так сложился феномен «новых индустриальных стран» (НИС), к числу которых принято относить два региона — страны Латинской Америки и Юго-Восточной Азии.
В латиноамериканских странах переход на стадию индустриально- агарного развития осуществлялся на протяжении почти всего XX в. Этот процесс не приобрел таких драматических форм, как в Восточной Европе, поскольку, за исключением Кубы, осуществлялся без экспансии коммунистической идеологии и без существенного отхода от рыночных принципов. Не сложились в этих странах и предпосылки фашизации общества, поскольку индустриализация на протяжении длительного времени оставалась локальным явлением, не затрагивающим большую часть населения. Социализация личности, базовые «координаты» мировосприятия по-прежнему строились на основе принадлежности человека к закрытым социальным группам (этносам, конфессиям, общине, церковному приходу, клану и т.п.). Самосознание человека оставалось корпоративным, основанным на солида- ристских, коммунитарных принципах. В большинстве случаев индустриализация не нарушала традиционные основы социальной культуры и не провоцировала массовую маргинализацию общества.
Решающее значение для развертывания индустриализации в странах Латинской Америки имела благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Оставаясь нейтральными в годы Второй мировой войны и обладая большой ресурсной базой, латиноамериканские страны получили возможность активно включиться в систему мировой торговли. Модель индустриализации, сформировавшаяся в таких условиях, получила название «импортозамещающей». Ее особенностью стало создание предприятий обрабатывающей индустрии по мере постепенного вытеснения с местных рынков импортных изделий, которые ранее оплачивались выручкой от сырьевого и продовольственного экспорта.
Первая фаза реформ, включающая создание предприятий текстильной, швейной, кожевенной, обувной, деревообрабатывающей, мебельной и ряда других отраслей, производящих потребительские товары кратко- и среднесрочного пользования, охватила 1940-1950-е гг. Но потенциал импортозамещающей индустриализации оказался очень незначительным. В ходе ее развивалось производство, основанное на простых трудоинтенсив- ных технологиях, не требующее сложной системы смежных производств по выпуску исходных и вспомогательных материалов. Производство же основной массы потребительских и производственных товаров долговременного пользования, а также необходимой для их изготовления промежуточной продукции, с развитием которых связывались надежды на достижение промышленного самообеспечения, было затруднено. Для него не хватало ни инвестиционной, ни технологической базы. Низким оставался и объем реального платежеспособного спроса.
Возникновение хозяйственных диспропорций заставило большинство латиноамериканских стран встать в 1960-х гг. на путь «внешнеориентиро- ванного» экономического развития. Ставка была сделана на международную промышленную специализацию и кооперацию, в условиях которых можно было рассчитывать на ускоренное развитие специализированных экспортных отраслей и за счет доходов от него — на насыщение и структурирование внутреннего рынка. С учетом экспортных задач началась и активная модернизация аграрной сферы. Правда уже в 1970-х гг. стала очевидной опасность такой политики. Экспортная ориентация сельского хозяйства оказалась не способной обеспечить сбалансированную модернизацию всей этой сферы. А эффективность промышленности, в основном ориентированной на узкий внутренний рынок, оставалась небольшой. Эта индустрия развивалась главным образом экстенсивным путем — за счет вовлечения новых сырьевых и трудовых ресурсов. Производительность труда и капитала росли еще медленнее, чем объемы производства. Катализатором экономических проблем стала стремительно нарастающая инфляция. Внешний долг региона возрос с 42,5 млрд долл. в 1975 г. до 176,4 млрд долл. в 1982 г. В предчувствии дефолта латиноамериканских стран началось массовое бегство капитала из Латинской Америки. В это тяжелейшее время в большинстве латиноамериканских стран началась серия радикальных реформ, получивших название «креольского неолиберализма».
Новая модель модернизации предполагала становление экспортоори- ентированной экономики, ведущая роль в которой от государства переходит к частному сектору. Основными направлениями реформ стали жесткая антиинфляционная политика, ликвидация дисбаланса во внешней торговле путем протекционистских мер, стимулирование экспорта, особенно нетрадиционного, налоговые реформы, приватизация, модернизация рынка рабочей силы. Несмотря на большие финансовые проблемы, сохранявшиеся на протяжении 1980-1990-х гг., успех экспортоориентированного экономического курса оказался очевидным.
Еще одна группировка «новых индустриальных стран» сложилась в Юго-Восточной Азии в 1960-1970-х гг. Первыми азиатскими НИСами стали «маленькие драконы» — Гонконг, Сингапур, Тайвань и Республика Корея. В 1980-х гг. к этому уровню развития приблизились и «маленькие тигры» — Малайзия, Индонезия, Таиланд и Филиппины. Модель индустриализации, апробированная в этих странах, изначально была «экс- портоориентированной». Получив приток иностранных инвестиций и новейшие технологии, азиатские страны начали экспортировать на мировой рынок дешевую и достаточно качественную продукцию. Причем ставка была сделана на производство или хотя бы сборку предметов длительного пользования (оборудование, автомобили, бытовая электронная техника). Экспортная выручка направлялась на модернизацию производства и, по примеру Японии, на развитие новых секторов экономики. Одновременно на внутреннем рынке действовала политика импортозамещения: местные потребители могли рассчитывать только на товары местного производства.
Успех «креольского неолиберализма» в странах Латинской Америки и настоящий триумф азиатских «маленьких тигров» оказался особенно показательным на фоне экономических трудностей, переживаемых ведущими западными странами в 1970-х гг. Однако в дальнейшем ситуация разительно изменилась. В середине 1980-х гг. началось стремительное падение индекса торговой активности развивающихся стран. Причиной стал глобальный кризис неплатежей. Цены на традиционные продукты экспорта из регионов Африки, Латинской Америки, Азии значительно снизились. Сложилась ситуация, когда выплаты этих стран но внешним долгам начали превышать доходы от экспорта. В августе 1982 г. Мексика оказалась не в состоянии выплачивать свою задолженность иностранным коммерческим банкам. Вслед за этим кризис внешней задолженности стремительно распространился по латиноамериканскому региону, а затем превратился и в мировой. Несмотря на значительные усилия международных финансовых институтов, остановить рост внешнего долга развивающихся стран не удаюсь. Только за пять лет с 1987 по 1993 г. он увеличился на 50 % и составил 1,5 трлн долл. В эти годы значительный прогресс был достигнут только в отношении финансовых обязательств латиноамериканских стран, но это не решало проблему в целом (особенно с учетом того, что в 1990-х гг. группа стран-должников пополнилась государствами СНГ). В свою очередь, глобальный кризис внешней задолженности стимулировал переориентацию внешних экономических связей ведущих стран Запада — если в первой половине XX в. до 60-70 % экспорта их промышленной продукции приходилось на колониальные и зависимые страны, то к началу 1960-х гг. этот показатель составлял лишь 40 %, а к началу 1990-х гг. — менее 30 %.
Вплоть до середины 1990-х гг. более или менее прочным оставалось положение азиатских НИСов. В этот период по динамике экспорта (11 % прироста в год) они превзошли страны Европейского Союза и Северной Америки (6 % прироста в год). В целом доля азиатских стран в мировой торговле достигла в 1997-1998 гг. 42-44%, тогда как доля стран ЕС сократилась до 36-40 %. Но основную роль в этом рывке сыграли крупнейшие азиатские страны Китай и Индия. Азиатские НИСы вслед за Японией, напротив, втягивались в полосу кризиса. Развязка наступила в октябре 1997 г. после финансового кризиса, начавшегося в странах АТР и ставшего мировым. Но если западные страны вышли из него достаточно быстро и относительно безболезненно, то для НИСов и Азии, и Латинской Америки финансовый крах имел самые фатальные последствия. Уязвимой оказалась сама экономическая модель, созданная в НИСах. По мере укрепления национальной промышленности в этих странах роль государства в экономике начала снижаться. Смягчались таможенные пошлины, отменялись нетарифные ограничения во внешней торговле. Однако отход правительства от контроля над финансовыми рынками и банковской системой, использование методов монетаризма в кредитно-денежной сфере вели к росту спекуляций в сфере недвижимости и на финансовых рынках. Открытость экономики обернулась крайней зависимостью от мирового финансового рынка с его спекулятивными тенденциями. Сказались и собственные традиции клановых, корпоративных отношений в сфере бизнеса, высокий уровень коррупции и недостаточная эффективность государственного регулирования. Быстро начала снижаться и рентабельность рабочей силы. Рост квалификации рабочих, увеличение уровня заработной платы способствовали повышению себестоимости товаров. С другой стороны, современное производство все больше нуждается в работнике нового типа, для которого высокая трудовая дисциплина и доведенные до автоматизма производственные навыки уже не могут быть основой квалификации.
Сложившаяся ситуация в мировой экономике вызывает самые различные прогнозы и оценки — от самых пессимистических до умеренно-конструктивных. В любом случае становится очевидно, что процесс глобализации уже перестает быть экспортом определенных экономических моделей. Прямой перенос тех или иных рецептов финансовой или инвестиционной политики, заимствование тех или иных принципов менеджмента и маркетинга не приносит гарантированного успеха. Человечество начинает преодолевать синдром ускоренной модернизации, унаследованный от XX столетия. Экономическое развитие оказывается все теснее связано с политическими, социокультурными, демографическими, информационными процессами.
Источник
Факторы модернизации отраслей промышленности новых индустриальных стран
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 19.02.2019 2019-02-19
Статья просмотрена: 283 раза
Библиографическое описание:
Сатторкулов, О. Т. Факторы модернизации отраслей промышленности новых индустриальных стран / О. Т. Сатторкулов, К. У. Рахматов, Ж. Ж. Бегимкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 7 (245). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/245/56585/ (дата обращения: 27.04.2021).
Приоритетными задачами являются усиление интеграции национальной экономики в мировые хозяйственные отношения и поддержка экспорта. Мы поставили цель в будущем году увеличить объем экспорта на 30 процентов и довести его до 18 миллиардов долларов. Для этого мы должны перейти на экспортоориентированную экономику, сформировать на внутреннем рынке конкурентную среду. [1, с.6].
Для того, чтобы достичь таких целей необходимо развивать отраслей промышленности на основе инноваций. Эмпирические исследования неоднократно продемонстрировали, что ключевое отличие богатых стран от бедных заключается в более высоких возможностях в сфере промышленного производства, где производительность значительно выше, чем в сельском хозяйстве и сфере услуг. Опыт новых индустриальных стран наглядно демонстрирует, что инклюзивный, а также устойчивый экономический рост не может быть достигнут без реформирования промышленности. Доля промышленности в ВВП новых индустриальных стран (НИС) значительно превышала соответствующее значение как в развитых странах, так и в развивающихся странах в среднем за последние 37 лет.
Тенденции экономического развития в Восточной Азии, а именно в странах НИС позволяют сделать вывод, что промышленное производство является катализатором в трансформации экономики аграрного общества, на его долю приходится большая часть мирового экспорта, а также оно в меньшей степени подвержено внешним шокам, колебаниям цен, климатическим условиям и несправедливой политике в области конкуренции. Промышленное производство генерирует внешние эффекты, оказывающие влияние на развитие технологий, на способности создавать и обучаться, которые имеют решающее значение для конкурентоспособности. Например, промышленное производство является основным средством для развития технологий и инноваций, представляющих собой центр технического прогресса. Развитие промышленного сектора стимулирует спрос на все более и более качественные услуги: банковские, страховые, связи и транспорта. [2, с.220].
Каждая из стран НИС применяла определенные меры и механизмы, как схожие, так и специфические для каждой страны, которые зависели от специфических условий в этих странах.
В Сингапуре с 1960-х гг. модернизация проводилась путем создания условий для развития местных возможностей в области технологий производственных процессов. Начали создаваться высокотехнологичные отрасли промышленности на основе собственных научных исследований и разработок. Начиная с 1970-х гг. и до конца 1990-х гг., учитывая малые размеры страны, объемы внутреннего рынка, Правительство проводило экспортноориентированную индустриализацию. Модернизация осуществлялась в капиталоемких отраслях промышленности, выпускающих продукцию с высокой добавленной стоимостью. С начала XXI века правительство Сингапура проводит модернизацию промышленности через усиление способностей в науке и технологиях, менеджменте операций. Данный этап индустриализации и модернизации характеризуется поиском решений для выявления новых источников роста, созданием новых высокотехнологичных производств. На всех этапах развития ключевым фактором успеха модернизации промышленного сектора являлись прямые иностранные инвестиции и создание транснациональных компаний.
В Китае в результате за 20 лет реформ в стране было сдано в эксплуатацию свыше 2000 крупных и средних промышленных объектов. Большая группа предприятий в электронной и текстильной промышленности, в судостроении и космонавтике по уровню технологии и качеству продукции приблизилась или даже достигла мировых стандартов.
В условиях стремительного укрепления позиций Китая правительство Вьетнама также осознавало необходимость стремительного развития промышленности для укрепления конкурентоспособности своей экономики, а также с целью сокращения экономического разрыва от экономик соседних государств. В 1996 году была принята стратегия индустриализации и модернизации до 2020 года, цель которой заключалась в следующем: выбор и акцент на ключевых отраслях промышленности, которые требуют определенного количества сравнительных преимуществ, но не большого количества капитала; развитие отраслей, направленных на производство потребительских товаров, в особенности электронной промышленности, информационных технологий.
В утвержденной правительством стратегии развития промышленности до 2020 года были обозначены главные ориентиры и задачи на перспективу, в частности, обращено внимание на поддержку государством высокотехнологичных, инновационных отраслей, к которым были отнесены такие отрасли, как энергетика, в т. ч. развитие атомной энергетики, нефтегазовая, металлургия, судостроение и ремонт судов, малое и среднее машиностроение для сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, электроника, информатика, производство минеральных удобрений и ядохимикатов.
Малайзия является второй по открытости экономики после Сингапура, а также относится к числу ново индустриальных стран с удачным опытом экономического бума и испытала быстрое развитие в течение последних десятилетий XX века. Правительство Малайзии приняло решение о переносе трудоемких отраслей промышленности в соседние страны, такие как Таиланд и Индонезия. В то же время правительство поддерживало и продвигало отрасли промышленности с высокой добавленной стоимостью, такие как электроника, информационные технологии и мультимедиа. На сегодняшний день Малайзия занимает в регионе второе место (после Сингапура) по экспорту изделий обрабатывающей промышленности. [2, с.222].
Таким образом, страны НИС имеют богатый опыт в проведении промышленной политики и модернизации отраслей промышленности. Данный процесс начался в 1960–1970-х гг. в разных странах этой группы. Многие из них в то или иное время отдавали предпочтение импортозамещающей и экспортно ориентированной политике, направленной на поддержку отечественных производств, повышение их конкурентоспособности, развитие внутреннего рынка, а также продвижение местных товаров на мировых рынках. Эффективность данной меры доказывает необходимость применения в Узбекистане симбиоз этих двух политик, направленных на модернизацию отраслей промышленности в целом и повышение конкурентоспособности производи-мой продукции в частности, уменьшение зависимости развития промышленности от изменений мировой конъюнктуры.
На качество процесса модернизации отраслей промышленного сектора повлияло вступление стран НИС в различные международные союзы, сообщества и двусторонние и многосторонние договорные отношения. Данный процесс был связан с внедрением международных стандартов в промышленное производство. Исходя из этого, для повышения качества модернизации отраслей промышленности Узбекистана следует также наладить процесс системного внедрения международных стандартов качества и технических регламентов при производстве конкурентоспособной на внешних рынках продукции.
Все страны НИС в той или иной степени осуществили переход на инновационный путь развития. Делается большой упор на внедрение и развитие инновационной политики, способствующей ускоренным темпам модернизации отраслей промышленности, созданию на их основе высокотехнологичных производств. Государством и частным сектором уделяется большое внимание финансированию научных теоретических и прикладных разработок, носящих инновационный характер, а также осуществляется поддержка внедрения и коммерциализации данных разработок посредством внедрения инновационного менеджмента.
Осуществляется подготовка квалифицированных кадров для высокотехнологичных производств. Исходя из этого, в Узбекистане целесообразно применение следующих мер и механизмов:
− расширение объемов финансирования инвестиционных проектов, направленных на создание новых высокотехнологичных производств, оснащенных передовой технологией и обеспечивающих глубокую переработку сырьевых ресурсов, создающих новые рабочие места, в том числе за счет кредитов Фонда реконструкции и развития и кредитов коммерческих банков;
− стимулирование трансфера отечественных и зарубежных технологий, внедрение инноваций на предприятиях, создание отраслевых научно-производственных кластеров, в первую очередь, в сфере электроники, солнечной энергетики, производства лекарственных средств, химической продукции;
− обеспечение эффективной координации инновационной деятельности, повышение роли прикладных наук во внедрении инноваций в промышленное производство, консолидация финансовых, кадровых и организационных ресурсов для реализации научно-производственных проектов, введение в хозяйственный оборот результатов инновационной деятельности;
− инвестиционная поддержка интенсивного технологического обновления промышленных производств на базе энерго- и ресурсосберегающих технологий за счет расширения источников финансирования, предусматривающих использование механизма льготного налогообложения части прибыли, полученной за счет снижения затрат на энергетические и другие ресурсы;
− формирование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров для современного промышленного комплекса.
В модернизации и развитии промышленности важную роль сыграло уделение достаточного внимания поддержке и развитию малого и среднего бизнеса. Данная поддержка осуществлялась на основе внедрения и проведения специальных программ, способствующих интеграции малых предприятий в процесс создания цепочки добавленной стоимости посредством их работы совместно с крупными организациями.
Источник