Опыт западных стран по этическому регулированию поведения государственных служащих

Зарубежный опыт этического регулирования поведения госслужащих

На страницах предыдущих параграфов мы подчёркивали, что многие страны после второй мировой войны приступили к экономическим реформам, предварительно проведя реформы госслужбы. В странах Европы модернизация кадрового корпуса чиновников была осуществлена в 1946-47 гг., в США организационные изменения бюрократии в ответ на изменяющиеся политические условия совершались в течение 20 века довольно часто. В этом смысле очень полезен и поучителен опыт моральной регуляции в корпорациях чиновничества зарубежных стран.

Интересная организационная модель культивирования нравственных стандартов в сообществе госслужащих была создана в США. Образцы служебной этики американского чиновничества были сформулированы в Моральном Кодексе членов Американского Общества Государственного Управления. Для административного обеспечения этих нравственных стандартов в органах государственной власти и управления созданы своеобразные внутренние дисциплинарные структуры — комитеты по этике, состоящие из наиболее авторитетных членов коллектива, представителей администрации и профсоюзов.

На периодически проводимых заседаниях комитетов по этике его члены рассматривают этические аспекты поступков госслужащих, жалобы на злоупотребления чиновников и обращения со стороны граждан, факты ставшие известными из прессы. Случаи несоответствия поведения чиновника моральным нормам кодекса влекут за собой административные санкции и взыскания со стороны комитета — от порицания, внушения о недопустимости подобных действий до внесения предложений администрации о несоответствии занимаемой должности и последующем увольнении сотрудника.

Моральный кодекс членов американского общества

Государственного управления

Американское общество государственного управления (ASPA) существует для того, чтобы содействовать развитию науки, методов и мастерства государственного управления. Общество заявляет о том, что считает своей обязанностью повышать профессионализм своих членов и своим примером расширять знания общественности об этических принципах на государственной службе. С этой целью мы, члены общества, обязуемся следовать следующим принципам:

Источник

Опыт западных стран по отношению к проблемам этического регулирования государственных служащих (США, Канада, Великобритания).

Этика и высокая квалификация должны быть положены в основу профессионализма современного государственного чиновника. Совершенно очевидно, что если чиновник хорошо знает свое дело, при выполнении должностных обязанностей проявляет собранность, деловитость, – его труд оценивается по достоинству населением и тем самым поддерживает авторитет всей государственной структуры. Формирование демократических структур гражданского общества требует квалифицированного кадрового потенциала, что невозможно без научно обоснованной кадровой политики. В целом становится очевидным, что кадровое обеспечение сферы управления и властных отношений начинает играть определяющую роль в решении широкого круга текущих и перспективных проблем развития российского общества. В условиях рыночных отношений принципы этики становятся определяющими.

Значительную роль в развитии культуры государственного управления играет формирование у государственного служащего норм этики и морали. При этом следует отметить, что отсутствие юридического оформления норм профессиональной нравственности государственного служащего является значительным пробелом в законодательстве, поскольку отсутствие в структуре личности общегуманитарных ценностей, нравственных ориентиров и норм этики, особенно у государственного служащего, делает невозможным преобразование специалиста в профессионала. Профессионалом может быть только высококлассный специалист, который кроме специальных знаний и умений имеет и высокий уровень морально-нравственных качеств, сформированные и усвоенные профессиональные и этические ценности, которые не позволят ему нарушать профессиональные нормы, даже ради удовлетворения индивидуальных потребностей.

Проблема соответствия образования квалификационным требованиям по государственной должности осложняется тем, что у государственного служащего, помимо уровня образования, не соответствует требованиям этики. Формирование этики соответствующего современным требованиям этики государственного служащего усугубляются тем, что исходный уровень профессиональной подготовки значительной группы государственных служащих не соответствует требованиям по занимаемым должностям.

Таким образом, можно зафиксировать противоречие между возросшими требованиями, предъявляемыми временем к уровню развития кадрового потенциала государственной службы и его реальным состоянием. В этой ситуации необходимо, принять меры по использованию всех возможных ресурсов для обеспечения программы обучения государственных служащих.Выход из проблемы- повышать квалификацию.

В результате исследовательской работы предложены пути повышения профессионально-этического уровня, для чего необходимо:1) создать эффективный механизм подбора кадров для государственной службы, обеспечения должностного (служебного) роста государственного служащего на основе их профессиональных заслуг и деловых качеств;2) повысить престиж государственной службы и авторитет государственного служащего;3) создать систему непрерывного профессионального образования государственных служащих, совершенствовать стандарты и программы подготовки и профессионального развития кадров государственной службы на основе открытого конкурсного отбора этих программ, а также образовательных учреждений;4) осуществлять управление развитием профессиональных качеств государственных служащих;5) обеспечить обновление и плановую ротацию кадрового состава государственной службы;6) формировать на конкурсной основе кадровый резерв государственной службы и обеспечивать его эффективное использование;7) соблюдать объективность в оценке результатов деятельности государственного служащего при проведении аттестации или квалификационного экзамена.

Таким образом, решение проблемы повышения этического уровня государственных служащих, как одного из факторов повышения эффективности государственных служб заключается в следующем:1) Государственному служащему необходим комплекс специальных знаний и практических навыков, приобретенных в результате общей и специальной подготовки, а также опыта работы. Особенность профессиональной этики государственного служащего заключается в том, что он должны обладать знаниями особенностей соответствующей управляемой сферы.2) В свою очередь, повышение этики напрямую зависит от профессиональной деятеятельности государственного служащего, а от профессиональной деятельности зависит эффективное развитие государственного управления.

Папиллярные узоры пальцев рук — маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Зарубежный и отечественный опыт регулирования поведения государственных служащих

Одним из важных направлений повышения эффективности процесса реформирования государственной службы Казахстана является использование в аппаратах государственных органов зарубежного опыта.

Деятельность по регулированию отношений на службе в зарубежных странах строится в соответствии с принципами и нормами административной этики.

В современной теории и практике организации государственной службы за рубежом проблемам профессиональной этики уделяется существенное внимание.

Формирование профессионально-этической культуры государственных служащих связано с совершенствованием методов работы с персоналом. Значительный опыт в этом направлении имеется в США, ФРГ, Франции, Великобритании. Так, во Франции предпринимаемые меры охватывают более широкий спектр видов общественной, экономической и юридической деятельности и задействованы на выполнение важнейших задач в четырех областях общественно-политической жизни страны:

1. Деонтологии и этики.

4. Пресечения коррупции.

К примеру, в области деонтологии и этики предусматриваются меры, которые должны способствовать развитию и закреплению в профессиональном поведении коллективов администрации и государственных служб социально ориентированных ценностей этического характера. Опыт развитых стран свидетельствуют, что поступки государственных служащих нельзя оценивать лишь с правовой точки зрения. Необходимо рассматривать их с точки зрения специальной моральной системы – профессиональной этики государственного служащего.

Необходимость изучения и тщательной разработки административной этики обуславливается потребностями практики государственной службы. Существенным фактором действенности функций административной этики в развитых странах является ее закрепленность в нормативных документах, создание специальных механизмов контроля за их выполнением. Значимым в зарубежном опыте является то, что нравственность является основой формирования организационной культуры на государственной службе. Применение нравственного императива не только официально признается государством, но и обеспечивается соответствующей системой правовых актов, этических кодексов, кадровых технологий.

Анализ источников, посвященных зарубежному опыту, позволяет заключить, что система управления административной этикой включает комплекс мероприятий, направленных на разработку и реализацию этических стандартов и правил чиновников. Рис.3

В системе государственной службы развитых стран учитываются следующие факторы этической инфраструктуры:

— нормативная правовая база, обеспечивающая соблюдение этических норм поведения;

— программы обучения государственных служащих;

— социальная защищенность государственных служащих, включая вопросы адекватной оплаты труда;

— система этического руководства на государственной службе;

— участие гражданского общества в этических процессах, в частности, роль независимых средств массовой информации, способных проводить собственные расследования.

Одной из важнейших составляющих указанной системы является Кодекс поведения государственных служащих [6, с. 35-36].

Наиболее широкое отражение моральные требования к государственным служащим получили в этических кодексах, которые стали разрабатываться в развитых странах начиная с 60-х гг. ХХ в. Первые кодексы носили детализированный характер с подробным изложением норм, запретов.

В США впервые Кодекс этики правительственной службы был утвержден резолюцией Конгресса США в 1958 году.

Одним из первых кодексов этического характера был также «Моральный кодекс» гражданских служащих, принятый в Великобритании. Во Франции еще в 70-е годы ХХ века в законодательстве о государственной службе среди обязанностей государственного служащего было установлено соблюдение ряда принципов и правил служебного поведения.

Содержание этических стандартов поведения чиновников в большинстве стран Европы имеет сходства, существуют лишь небольшие различия, обусловленные культурными особенностями конкретной страны. Это позволило Комитету министров Совета Европы (СЕ) подготовить в 2000г. рекомендации, к которой прилагался Модельный кодекс поведения для государственных служащих. В данном документе правительством государств-членов СЕ рекомендовалось содействовать принятию национальных кодексов для государственных служащих.

Термином «государственный служащий» Модельным кодексом обозначается любое лицо, служащее в публичном органе. Модельный этический кодекс определяет общие принципы, распространяющиеся на всех государственных служащих. К ним относятся: законность, политический нейтралитет, лояльность в отношении национального, местного или регионального органа власти, вежливость с гражданами, вышестоящими начальниками, с коллегами и подчиненными. Государственный служащий обязан всегда вести себя так, чтобы сохранять и укреплять веру граждан в честность, беспристрастность и эффективность государственных органов. Имея права доступа к официальной информации, государственный служащий должен соблюдать необходимую конфиденциальность. Положения Модельного кодекса касаются также ограничений в отношении осуществления государственным служащим политической и общественной деятельности, защиты его частной жизни, отношения к подаркам, услугам, доступа к информации.

Важное значение имеет пункт, связанный с проверкой честности будущего работника государственным служащим, отвечающим за прием на работу. Кодекс определяет ответственность вышестоящих руководителей подразделений за коррупционные действия с использованием служебного поведения. Ряд положений касаются ограничений после прекращения работы в государственной службе. Соответственно, национальные кодексы поведения должны регламентировать конкретные нормы по реализации указанных аспектов.

Значительное внимание в кодексах поведения государственных служащих уделяется потенциальным конфликтам интересов в деятельности чиновника. В соответствии с Модельным кодексом поведения государственных служащих, столкновение интересов определяется как ситуация, когда государственный служащий имеет личную заинтересованность, которая влияет или может повлиять на объективное и беспристрастное исполнение им своих служебных обязанностей. Указанный кодекс поведения государственных служащих акцентирует внимание на том факте, что государственный служащий не должен допускать, чтобы его частные интересы сталкивались в этом случае с его же публичными служебными обязанностями. Он в любом случае не имеет права извлекать личную выгоду из своего официального положения в своих взаимоотношениях с другими государственными институтами, бизнесом, общественными организациями.

Конфликт интересов может проявляться в различных сферах деятельности. Например, конфликт интересов в кадровой сфере может проявляться в виде создания преимуществ при поступлении на государственную службу, должностном продвижении, в процессе реализации системы мер социальной защиты, предоставлении определенных гарантий, компенсаций или привилегий.

В опыте ряда западноевропейских стран и в США, наряду с разработкой системы мер по выявлению и предупреждению конфликта интересов, осуществляются реальные меры по предотвращению негативных последствий конфликта интересов. В тех случаях, когда предупредительные мероприятия не дали результата, коллегиальные органы обязаны принять соответствующие решения. К ним, в частности, относится отстранение государственного служащего от выполнения обязанностей, в ходе которых возникла конфликтная ситуация.

В странах, входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сформировались различные подходы к управлению ситуациями, связанными с конфликтами интересов, что обусловлено различиями их исторических и правовых традиций, а также традиций в сфере государственного управления. В 2003 году было принято Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе, призванное помочь национальным правительствам в разработке эффективной политики управления этой проблемой, укрепляющей общественное доверие к органам государственной службы, а также к порядочности должностных лиц и механизмам принятия решений по поводу государственных ресурсов.

В процессе управления конфликтами необходимо различать такие понятия, как фактический, потенциальный и мнимый конфликт интересов. Фактический – это текущий конфликт интересов или конфликт, существовавший в определенный период в прошлом. Мнимый конфликт интересов формируется тогда, когда возникает подозрение, что частные интересы государственного служащего могут повлиять на выполнение им своих функциональных обязанностей, но реально этого не происходит. Потенциальный конфликт интересов возникает в тех случаях, когда государственный служащий имеет такие частные интересы, которые могут привести к конфликту интересов, если ему предстоит выполнять определенные официальные обязанности в будущем, противоречащие его частным интересам.

Руководство ОЭСР по разрешению конфликтов интересов на государственной службе определяет основные принципы для управления конфликтами интересов: служение общественным интересам, обеспечение прозрачности и контроля, личная ответственность и личный пример, формирование организационной культуры, нетерпимой к конфликтам интересов.

На данном этапе проведения административной реформы в Республике Казахстан важность представляет включение понятия «конфликт интересов» и норм, регулирующих служебные отношения при возникновении указанной ситуации, в статьи казахстанского законодательства о государственной службе.

Важным аспектом в этических процессах зарубежных стран является регламентация ограничений. Кодексы поведения государственных служащих в качестве предупредительных мер конфликта интересов в экономической, политической, кадровой сферах устанавливают ограничения. В частности, государственный служащий не имеет права на побочный заработок, получать подарки, вознаграждения, использовать в личных целях служебную информацию и т.д. Так, в Великобритании, Голландии, Дании, Швеции государственным служащим запрещено участвовать в партийно-политической деятельности, выступать с публичными политическими заявлениями, выдвигать свои кандидатуры на руководящие партийные посты. В США служащим запрещено заниматься какой-либо активной публичной политической деятельностью. Они не вправе принимать участие в формировании партийных структур, использовать свое служебное положение в интересах какой-либо партии.

В 2003 году в Канаде был принят Кодекс государственных служащих по решению конфликта интересов и трудоустройству после увольнения из системы государственной службы, регулирующий этические проблемы.

Достаточно острой и распространенной проблемой в сфере государственной службы является отношение к подаркам, сувенирам, которые преподносятся служащим в процессе выполнения ими своих прямых функций.

В развитых странах (США, Германии и других) нормативно запрещено принимать подарки, стоимость которых более разрешенной в нормативном документе суммы. Самые строгие ограничения на принятие подарков действуют в США.

Государственный служащий имеет право принимать преподносимые ему не по его инициативе подарки, совокупная рыночная стоимость которых составляет 20 или менее долларов, из одного источника за один раз, при условии, что совокупная рыночная стоимость отдельно взятых подарков, полученных от одного лица в рамках норм, установленных настоящим пунктом, не превысит 50 долларов в течение календарного года. Данное исключение не применимо к подаркам в виде наличных денег или процентных доходов с инвестиций, таких как акции, облигации или депозитные сертификаты.

Существенное значение в формировании этической культуры служащих является установление ключевых ценностей. В большинстве европейских стран признаются распространенные ценности: беспристрастность, законность, порядочность, равенство, ответственность, справедливость. В качестве новых ценностей, отражающих современные изменения в государственном управлении, называются эффективность и прозрачность.

В большинстве европейских стран, а также в странах – членах Британского Содружества сформировалась двухуровневая система кодексов поведения. Кодексы поведения первого уровня содержат стандарты поведения, общие для всех государственных служащих вне зависимости от конкретного места службы.

Важнейшей особенностью европейской модели регулирования поведения чиновников является системный подход к управлению этикой государственных служащих. В странах Европы осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование морального климата государственной службы.

Эффективность реализации на практике положений кодексов поведения обеспечивается путем дополнительной детализации в кодексах поведения служащих отдельных органов власти. В этом плане значимым и целесообразным представляется разработка и принятие в Казахстане модельного этического кодекса государственных служащих, в котором были бы сформулированы общие для всех органов государственной власти принципы административной этики, основные ее требования.

Модельность Кодекса заключается в том, что его основные принципы, содержание конкретных норм, требований, его структура, форма изложения могут служить основой при формировании соответствующих кодексов поведения государственных служащих отдельных государственных структур, органов, ведомств, учреждений.

Источник

Читайте также:  Международная миграция населения россии обмен населением со странами нового зарубежья
Оцените статью