IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Опыт промышленно развитых стран показывает, что центральным звеном системы регулирования процессов на рынке труда является государственная служба занятости. Она представляет собой структуру специальных органов, создаваемых для постоянного целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и использования рабочей силы. В зависимости от особенностей рыночных отношений во многих странах определяются функции и степень активности государственной службы. Например, в Швеции, Канаде, ФРГ, Японии и ряде других стран этой службе отводится роль основного инструмента разработки и воплощения в жизнь политики в области занятости, регулятора между спросом и предложением рабочей силы.
В то же время в Великобритании, Австралии и США роль государственной службы занятости менее активна: здесь допускается наличие частных платных бюро по трудоустройству, ответственность же за поиск работы ложится непосредственно на самих безработных.
Основными функциями службы занятости, закрепленными законодательно во многих странах, являются:
— оказание посреднических услуг в трудоустройстве;
— ориентация в выборе профессии;
— подготовка и переподготовка с целью трудоустройства;
— консультации по проблемам размещения производства;
— международный обмен стажерами;
— специализированное обслуживание лиц с ограниченной трудоспособностью.
Главной обязанностью бюро по трудоустройству является обеспечение встречи покупателей и продавцов рабочей силы. Предприниматель с вакансией может отправить заявку в агентство, указав сущность работы, необходимую квалификацию и прочее. Безработный или человек, желающий сменить свое рабочее место, имеет право попросить о нем в бюро, для чего он должен заполнить регистрационный лист. Служащие агентства проводят первоначальный отбор, ставя в соответствие запросы и регистрационные листы. Практически во всех государствах деятельность служб по трудоустройству бесплатна как для трудящихся, так и для предпринимателей.
Чтобы каким-то образом снизить уровень социальной напряженности и разрядить взрывоопасную ситуацию, правительства большинства западных стран разрабатывают специальные социальные программы, ориентированные на молодых специалистов. Программа занятости для молодых специалистов неразрывно связана с программами профессионального обучения. Во многих промышленно развитых странах действуют меры, направленные на то, чтобы облегчить переход молодых людей от школы к трудовой жизни, в частности:
— субсидии предпринимателям в промышленности и торговле, которые предоставляют молодым людям возможность по окончании школы проходить полугодовую стажировку, получая одновременно минимальную заработную плату (Австралия);
— льготы в налогообложении по социальному страхованию предприятиям, предлагающим контракты для производственного обучения, договоры на неполное рабочее время с ограниченной продолжительностью и параллельно – курс профессиональной подготовки непосредственно на предприятии без заключения трудового договора (Италия);
— программа охвата профессиональной подготовкой всех молодых людей до 18-летнего возраста, которые в 16 и 17 лет закончили школу и не имеют работы (Великобритания).
Во Франции для молодежи от 16 лет до 21 года, бросивших учебу, проводятся стажировки за счет предприятий с целью компенсации недостатков в образовании. Помимо возможности участия в различных программах профессиональной подготовки, молодые люди обладают преимущественным правом поступления на субсидируемые рабочие места.
Так, во Франции государство стимулирует, компании, принимающие на работу молодежь без специальности или квалификации, беря на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. Аналогично, в Испании предприниматели, нанимающие или обучающие молодых людей, платят пониженные взносы на социальное страхование.
Оригинальный способ производственной адаптации молодых безработных используется в странах Западной Европы и США. Это создание виртуальных предприятий. Концепция такого учебного предприятия родилась в Германии приблизительно 7 лет тому назад и за это время получила признание во многих странах. Такие предприятия организованы и действуют в режиме реальной коммерческой фирмы со всеми необходимыми атрибутами: дирекцией, бухгалтерией, менеджерами. Ведется вся документация и отчетность, проводятся аудиторские проверки, заключаются сделки, организуется учет рабочего времени каждого сотрудника и оценивается эффективность его работы. Все как на настоящем предприятии, вплоть до реальной заработной платы. Организация работы виртуальных предприятий предполагает участие не только квалифицированных наставников, но и реально существующих в данном городе фирм, занимающихся тем же бизнесом. Именно такие фирмы проводят оценку деятельности своих виртуальных аналогов. Стажировка на виртуальном предприятии длится 13 недель, из них 3 недели стажер работает на реальном предприятии. В программу обучения входит обязательный поиск работы самим стажером. Зарплата обучающимся выплачивается за счет пособия по безработице. Молодой человек, успешно прошедший стажировку, записывает ее в свое резюме как реальный трудовой опыт. Как правило, на стажировку в такие предприятия направляются дипломированные специалисты без опыта работы, либо длительно безработные и нуждающиеся в релаксации, либо желающие сменить профессию молодые люди.
Сегодня в Европе насчитывается 2 800 виртуальных предприятий, в том числе 800 в Германии, 150 во Франции. В последнее время они появились в США и Австралии. Широкая национальная и международная сеть позволяет виртуальным предприятиям стать вполне реальным средством получения молодыми людьми так необходимого им производственного опыт.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать ряд выводов и предложений о возможности его применения в России.
Во-первых, в промышленно развитых странах центральное звено, которое регулирует процессы на рынке труда — это государственная служба занятости. Для России из функций зарубежной службы занятости в органах государственной службы занятости населения субъектов РФ можно использовать такую функцию, как международный обмен стажерами. Это позволит наладить контакты с зарубежными предприятиями и организациями, а для Российской молодежи дает возможность проходить стажировку и в дальнейшем работу в крупных зарубежных компаниях, которые находятся в России.
Во-вторых, во Франции агентства занятости организуют специальные кружки для безработных, которые проводят занятия на тему «Как искать работу», судя по показателю в 40 % эти занятия результативны. В России целесообразно в университетах и вузах создать такие кружки и проводить занятия для студентов старших курсов. На таких занятиях (или вводить новый учебный курс на половину года) преподаватели или приглашенные специалисты смогут объяснить как правильно подготовить резюме, общаться с предполагаемыми работодателями. Преподаватели университетов предоставляли бы информацию об организациях, с которыми есть соглашения о распределении выпускников, наполняемости специалистами организаций и в каких специалистах есть больше всего потребность. Занятие можно проводить в помещениях университетов. Но, чтобы не было на рынке труда большого количества безработных молодых специалистов с высшим образованием необходимо в школах уделять большое внимание профориентации «как правильно выбрать себе профессию».
В-третьих, во Франции действуют программы занятости молодежи, в которых достигнута наиболее высокая степень эффективности, они делятся на 2 группы. В первой группе выделяют виды трудовых договоров таких как: контракт об адаптации к рабочему, контракт о квалификации, контракт о производственном ученичестве, контракт «занятость — солидарность».
Данные контракты ориентированы на молодых людей, которые уже имеют квалификацию, или не имеют квалификацию. В России можно использовать контракт о квалификации, и назвать его контрактом о трудовом стаже (опыте). В рамках такого контракта у молодого специалиста появляется реальная возможность работы и получения за свою работу заработной платы.
Во второй группе можно выделить мероприятия, чередующегося профессионального обучения (от 2 до 8 месяцев), стажировки приобщения к профессиональной жизни (3-6 месяцев), квалифицирующие мероприятия. Сейчас в Российских вузах для студентов, начиная с 2 курса предоставляется, возможность пройти практику (стажировку) в государственных учреждениях, но после такой стажировки нет юридически оформленного свидетельства о том, что практика является опытом работы, если это внедрить — то у молодого специалиста шанс устроиться на перспективную работу возрастет, так как есть опыт работы.
В-четвертых, во Франции государство стимулирует компании, принимающие на работу молодежь без специальности и квалификации, берет на себя расходы по ее страхованию от безработицы и болезни на срок до 1 года, что снижает затраты на рабочую силу на 20-25 %. В Испании предприниматели платят пониженные взносы на социальное страхование за то, что нанимают или обучают молодых людей. У нас же число российских компаний, готовых принять на работу молодых соискателей без опыта работы растет. И даже, по всей видимости, без каких либо стимулов государства. По утверждению 66 % российских компаний, они принимают на работу молодых специалистов без опыта работы, если они демонстрируют потенциал, искреннее желание работать и адекватные зарплатные ожидания.
В целом анализируя зарубежный опыт решения проблемы обеспечения занятости молодежи, можем сделать вывод о том, что за рубежом накоплен большой практический опыт в решении проблем занятости молодежи. Возможность его применения в России возможна только при наличии специально подготовленных и обученных кадров, способных адаптировать зарубежный опыт.
Библиографический список
1. Гончарова Н.В. О рынке труда выпускников вузов / Социс- 3.- 2014.
2. Дмитриев Ю.А. Все выпускники имеют работу / ЭКО- 5.-2015.
3. Долбунов А. А. Текучесть кадров — основная проблема предприятий М.:// Маркетинг. — 2012. — № 12. — с.57-64
4. Долгова, А.Полная и эффективная занятость молодежи — условие повышения конкурентоспособности страны / А. Долгова, И. Жукова // Человек и труд. 2011. №8. с.38-41.
5. Дубова О. Роль службы занятости в профессиональном самоопределении молодежи / О. Дубова, З.Рахматуллина, И. Маслова // Человек и труд. 2013. № 1. с. 37-39.
FOREIGN EXPERIENCE EMPLOYMENT OF YOUNG EXPERTS
4th year student of economic faculty field of training 38.03.04 «State and municipal management»
Ogarev Mordovia State University
The article contains an analysis of international experience of employment of young specialists. Analyzed the activities carried out abroad for youth employment. Identified overseas trends, challenges and propose options for their use.
Keywords: foreign employment experience, employment of young professionals, youth labor market, employment, overseas employment activities, employment services.
Источник
Опыт зарубежных стран молодежь
Данная категория населения представляет собой социальный слой населения крайне важный для государства, поскольку молодежь — это те люди, которые придут на смену действующему в данный момент поколению. В этой связи потенциал подрастающего поколения, а также степень его соответствия потребностям страны и сложившимся условиям обуславливаются эффективностью молодежной политики.
Эффективность МП обеспечивается действенностью реализации комплекса мер самого различного характера: правового, социально-экономического, организационного, духовно-нравственного, психологического, воспитательного и т.д. Реализация указанных мер создает условия для достижения главной цели молодежной политики — создание благоприятных условий для наиболее результативного развития потенциала молодого поколения и дальнейшего направления появившихся возможностей на благо страны.
По мнению многих экспертов, ряд западных стран достигли в данной области хороших результатов. В связи с этим для России может быть полезным изучение их опыта в формировании и реализации молодежной политики (безусловно, с учетом особенностей культуры, менталитета и образа жизни российского народа).
Принципы и направления молодежной политики в западных странах зарождались в 50-60-е годы прошлого столетия на основе благотворительности и добровольности, а также государственной помощи нуждающимся категориям молодежи («группы риска», студенты, маргинальная молодежь и т.д.).
В 80-е годы XX века Европейские государства совершили прорыв в сфере образования молодежи, ориентируя, кроме того, молодых людей, на активный труд и профессиональный рост. При этом в основу молодежной политики европейских государств были положены следующие направления: во-первых, увеличение занятости молодежи и активная борьба с безработицей, во-вторых, образовательная политика и профессиональная подготовка молодых людей. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста. Осуществление политики разворачивалась под лозунгом «Молодежь — это Мы!».
Цель современной МП европейских стран — бесконфликтная интеграция молодых людей в общество. За 10-12 лет пребывания в молодежной возрастной группе необходимо овладеть профессиональными навыками, усвоить свои права и обязанности, пройти курс гражданского и нравственного воспитания. Таким образом, во взрослую жизнь молодой человек входит как уже сформировавшаяся, полноценная и сознательная личность.
Анализируя деятельность европейских государств по реализации молодежной политики, можно выделить четыре страны, в которых она осуществляется наиболее эффективно, — Германия, Франция, Великобритания и Швеция.
Итак, в зарубежных странах, отличительной чертой западной молодежной политики является ее направленность на молодежь, а не только на ее «проблемную» часть. Молодых людей, как правило, условно разделяют на группы (от 14 до 18 лет до 25-27 лет), что позволяет более точно адресовать мероприятия в зависимости от возраста.
Государственная молодежная политика России имеет ряд отличительных особенностей по сравнению с зарубежным опытом.
МП в нашей стране насчитывает уже несколько десятков лет. Однако ранее она не была оформлена в отдельную сферу деятельности, поскольку вся работа с молодежью проводилась в рамках идеологии и реализовалась партией через все ее механизмы (прежде всего, посредством воспитания).
В период перестройки 90-х годов XX века сложившаяся система оказалась полностью разрушенной. В связи с этим, появление понятия «молодежная политика» многие ученые связывают с распадом Советского Союза и завершением реформирования политической системы новой России.
В соответствии со «Стратегией государственной молодежной политики Российской Федерации» ее цель — развитие потенциала молодежи в интересах России, т.е. «взросление» в нашей стране происходит посредством привлечения молодых людей к участию в общественно-политических процессах, что положительно сказывается на состоянии страны [1]. Результатом этой работы является формирование открытой и доступной для молодежи системы поддержки инициатив, направленных на решение задач улучшения качества жизни в России в целом. Следствием данной деятельности является осознание молодым человеком своей полезности, востребованности в обществе, предоставление молодежи возможности проявить себя.
Основными инструментами реализации молодежной политики современной России является информирование молодых людей об имеющихся возможностях развития.
Следует отметить, что такой подход к МП не охватывает все 100 % молодого поколения страны. Он нацелен лишь на ее малую часть — наиболее активную и дееспособную, а также ограниченную возрастными рамками (в отличие от европейской молодежной политики, которая базируется на вовлечении молодежи с малых лет). Фактически незащищенные слои молодого поколения (лица с ограниченными возможностями), а также менее активные на своем этапе развития молодые люди остаются в стороне, пополняя ряды маргинальных элементов.
Согласно принятым в России законам молодежь — это люди от 14 до 30 лет. Тем не менее, по мнению общественных экспертов, в России до 1 миллиона беспризорных и безнадзорных детей, которые не посещают школы и пополняют ряды преступников, наркоманов, алкоголиков. Средний возраст молодых пьяниц опустился с 14-15 лет (данные 1960-х годов) до 11 лет. На учете в наркодиспансерах состоят 580 тысяч детей. За последние 5 лет число 15-17-летних больных алкоголизмом подростков выросло в два раза. В стране, по данным Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, 6 млн наркоманов, причем большинство из них молодые люди [6].
Как показывают события, произошедшие в Москве в 2011 году на Манежной площади, сложившаяся крайняя степень неравенства способна привести к нестабильности в обществе, социальным взрывам, уничтожению материальных ценностей и даже гибели людей. Согласно проведенным соцопросам в обеих российских столицах и многих городах-миллионниках до 76 % молодежи поддерживают в той или иной степени действия участников данных акций, лозунги которых имеют националистический характер («Россия для русских», «Москва для москвичей» и т.д.).
В то же время опыт западных стран показывает, что необходимо смягчать социальное неравенство, создавать условия для удовлетворения хотя бы минимальных материальных и духовных потребностей всех представителей данной части населения (по крайней мере, ее подавляющего большинства).
Для охвата всего молодого поколения необходимо вовлечение непосредственно молодежи в обсуждение ее актуальных проблем, а также активное сотрудничество органов исполнительной власти и неправительственных молодежных организаций в вопросах создания благоприятных условий для адаптации молодежи к социальной действительности.
Так в западных странах уже многие годы активно создаются молодежные парламенты, различные советы при органах власти, где молодые люди учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения и доносить ее до органов власти.
В Германии проводится регулярный мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, что позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы в программы.
К сожалению, в России, по мнению многих ученых, действительную ситуацию в молодежной среде сегодня не знает никто: в стране нет серьезной структуры, отвечающей за изучение и оценки этой ситуации, за выработку мер, направленных на ее улучшение [2].
Самостоятельно молодежь не может найти свое место в обществе, поскольку не приспособлена выживать в сложившихся условиях (в первую очередь, с психологической стороны). Это приводит к тому, что в нашей стране молодые люди устраивают всякого рода массовые демонстрации, акции, протестные митинги, причем далеко не всегда мирного характера, а иногда и националистического. Популярным веянием последних лет стали флешмобы, которые зачастую носят абсурдных характер и никак не способствуют решению молодежных проблем и тем более развитию страны. И это вместо того, чтобы принимать участие в различных молодежных движениях, конференциях, форумах, семинарах, набираясь соответствующего опыта.
Одновременно с этим следует отметить, что важную роль западные страны отводят подготовке и реализации программ, направленных на искоренение расизма, антисемитизма, ксенофобии и иной социальной нетерпимости. Так в 2006 году была возрождена Европейская молодежная кампания «Все различны — все равны», которая проводилась Советом Европы, при поддержке Европейского Союза. Цель кампании состояла в мобилизации молодежи под единым девизом — с тем, чтобы все и всюду имели право быть самими собой, рассчитывать на равноправное и справедливое отношение к себе. Кампания служит продвижению ценностей, которые Совет Европы отстаивает уже 55 лет: каждый европеец имеет право на демократический выбор, права человека должны быть принципом жизни, в социальная справедливость — сердцевиной современного общества [3].
Практику организации подобных кампаний можно использовать и в российских условиях. Проведение кампаний такого рода важно именно сейчас, поскольку события последних лет показали, что молодежь нуждается не только в трудоустройстве и интеграции в общество, но и в защите своих интересов. Для молодежи также важно участие в жизни общества — города, школы, трудового коллектива.
Не менее важным при формировании государственной молодежной политики является ее законодательно-правовой аспект.
В западных странах действует «Европейская хартия об участии молодежи в общественной жизни на местном и региональном уровне» (новая редакция принята в 2003 году). В апреле 2009 года Европейская Комиссия утвердила новую Стратегию Европейского Союза в сфере молодежной политики на период с 2010 по 2018 г., получившую название: «Молодежь — инвестирование и расширение возможностей». Кроме того, в каждой развитой европейской стране молодежная политика основывается на Конституции и различных принятых федеральных законах, регламентирующих основные направления, инструменты и методы ее реализации. Принятые законы определяют место и роль молодежи в жизни общества в целом, обеспечивает получение молодыми людьми социальной помощи, защиту их прав и свобод, предусматривает обязательное получение ими образования и последующее трудоустройство. К примеру, в 2006 году во Франции принят закон «О равенстве шансов», который обязывал компании всех форм собственности ежегодно принимать на работу пропорционально численности штатов сотрудников моложе 25 лет, даже если последние не имели опыта работы по специальности.
В Германии молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям» (помощь семьям в воспитании, консультации, опека, социальная педагогика, ювенальные суды, организация работы с молодежью) и «О защите молодежи»; а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике (конкретные мероприятия по социализации молодежи — социальное обеспечение, борьба с бедностью и безработицей, нравственное воспитание, интеграция иностранцев в немецкое общество, помощь молодым людям в «восточных землях») [4].
Следует отметить комплексный подход ряда европейских стран к реализации молодежной политики. Так, в частности, в Германии образовательные программы сочетаются с обеспечением молодых людей рабочими местами.
Кроме того, отличительной особенностью молодежной политики западных стран является ее строение по отдельным направлениям (спорт, образование, здравоохранение и т.д.). Однако для России наилучшим вариантом действий в сложившихся условиях является комплексность проводимых действий. ГМП должна охватывать одновременно все возможные направления, посредством которых возможно влияние на молодежные структуры страны.
Таким образом, молодежная политика зарубежных стран — это сложный, организованный и эффективный механизм, основные принципы которого могут оказаться полезными при определении путей развития молодежной сферы в России.
В нашей стране до настоящего времени нет такого нормативно-правового акта, который бы в достаточной мере регламентировал молодежную сферу.
Первым документом о молодежи был Закон СССР «Об основных началах государственной молодежной политики в СССР», принятый в 1991 году. По мнению многих западных исследователей, это был один из самых лучших законодательных документов в данной области. Однако после событий декабря того же года закон утратил силу.
В дальнейшем с начала 90-х годов XX века было издано несколько законодательных документов, а также подготовлено множество проектов законов о молодежи (Доктрина государственной молодежной политики, Концепция государственной молодежной политики Российской Федерации и др.). Однако все они (как и большинство решений и целевых программ, принятых на региональных уровнях) носили декларативный характер и напрямую зависели от позиций органов местного самоуправления, а также наличия финансового обеспечения этих целей.
В декабре 2006 года была утверждена уже упомянутая выше «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», которая разработана на период до 2016 года и определяет приоритетные направления, включающие задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектах, о чем уже говорилось выше. Однако и она не принесла должного результата, поскольку не было разработано реальных механизмов ее воплощения в жизнь. Современная обстановка в России, а также существующее положение молодых людей в обществе показывают, что МП в стране далеко не совершенна и требует значительной доработки. По данным социологического опроса ВЦИОМ, за последние 20 лет доля россиян, желающих эмигрировать, выросла с 5 % до 21 %. Наибольший эмиграционный потенциал у 18-24-летних (39 %), высокообразованных респондентов (29 %), а также активных пользователей интернета (33 %) [5].
В сложившихся условиях России нужен новый закон о молодежи, которых будет отвечать современным реалиям. Во-первых, потому что сегодня появились новые формы самореализации, которые не закреплены законодательно, а необходимо предоставить молодежи больше возможностей для их использования. Во-вторых, необходимо повысить степень защищенности молодых людей, в первую очередь это относится к социальной сфере. В-третьих, закон должен заложить основы создания реального социального лифта вселяющего уверенность в молодом поколении, что при определенных условиях каждый может добиться своего, что профессионализм, социально ответственное поведение будут вознаграждены. Результат неработающего социального лифта — безразличие к выборам, появление радикальных группировок (скинхеды, нацболы), обострение межнациональных отношений, апатия молодежи, озлобленности против богатых и недоверие к властям. В экономической жизни «сломанный» социальный лифт вызывает стагнацию производительности труда, отсутствие инноваций и низкую активность малого и среднего бизнеса. Эта симптоматика весьма характерна для современной России. Программа лечения — запуск механизма социального лифта в кратчайшие сроки.
Таким образом, формирование адекватной ситуации и нацеленной на перспективу молодежной политики важнейшая и насущная проблема российской власти, данные требования актуализируются усиливающимся влиянием молодежных акций и движений на процессы стабилизации и дестабилизации государства и политической системы.
Очевидно, учитывая успешный опыт западных стран в формировании и реализации молодежной политики, нам не стоит в поисках решения молодежных проблем в России ограничиваться пределами своего опыта. В условиях развития многогранных интеграционных процессов вполне допустим синтез западных течений и отечественных направлений по формированию целенаправленной государственной молодежной политики с учетом специфики российского образа жизни и традиций.
Рецензенты:
Скалепов А. Н., д.ф.н., доцент, профессор кафедры «Общественные науки» Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), г. Москва.
Чаевич А. В., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой международных отношений МАБИУ, г. Москва.
Источник