Тема 2. Объективные основы целостности национальной экономики
Макроэкономика изучает национальную экономику как целостность, как единую систему.Макроэкономика изучает:
— механизмы формирования, объёма и структуры совокупного общественного продукта;
— изучает факторы экономического роста;
— проблемы инфляции денежного обращения национальной экономики;
— механизмы взаимодействия реального и финансового сектора;
— формы и способы государственного влияния на национальную экономику, на результаты её функционирования;
Основной метод макроэкономического анализа — метод агрегирования (суммирование). Агрегирование предполагает суммирование различных элементов, в одно понятие. Примером использования этого метода можно считать группировку всей совокупности рынков в экономике. Их можно объединить в ресурсные и товарные рынки. Метод агрегирования помогает объединить всё многообразие участников в национальной экономике в несколько основных групп:
— это сектор домашних хозяйств, это представитель потребительского сектора в экономике, функциями которого являются поставка экономических ресурсов на национальные рынки, это функции потребления и сбережения;
— бизнес — находится в центре производящего сектора, выполняет функции: производственная деятельность, коммерческая деятельность, инвестиционная, научно-исследовательская. Отличает данный сектор его активная позиция в национальной экономике;
— государственный сектор, выполняет роль функции координатора экономики, также непосредственно представляет госсектор в виде коммерческих предприятий и некоммерческих, государство производит общественные блага — национальная оборона, экология, высшее образование (бюджет), медицина и т.п.
Метод агрегирования также строит макроэкономические показатели, это 3-й аспект. Это — валовой внутренний продукт, валовой национальный продукт и ряд других.
2. В числе факторов, обеспечивающих целостность национального хозяйства можно назвать:
— высокий уровень общественного разделения труда, оно формирует отраслевую и региональную структуру экономики, оборотной стороной разделения труда является кооперация;
— целостность, это развитие производственной инфраструктуры, рассматривается как всеобщие условия производства;
— единый национальный рынок, основная функция — обеспечение связи между сферой производства и сферой потребления;
— роль государственного сектора, гос. управления и государственной собственности;
— традиции, обычаи, язык, менталитет — виртуальные ценности, которые оказываются весьма значимыми.
3. Макроэкономическое моделирование. Модель круговых потоков.
Макроэкономические теоретические модели — формальные описания различных макроэкономических процессов и явлений для выяснения функциональных взаимосвязей, имеющих место в реальной экономической системе. Эти модели (логические, графические и т. и.) являются упрошенными и носят абстрактный характер. Вместе с тем они позволяют отследить основные взаимосвязи в национальной экономике и полезны при разработке макроэкономической политики и решении макроэкономических проблем. В основу макроэкономического анализа заложена простейшая модель круговых потоков(илимодель кругооборота товаров, доходов и ресурсов).
Макроэкономика как совокупность взаимосвязанных производителей и потребителей товаров и услуг. Кругооборот товаров, доходов и ресурсов
В экономической литературе с помощью модели кругооборота товаров, доходов и ресурсов иллюстрируется целостность национального хозяйства, взаимозависимость между структурными элементами экономики.
В своей элементарной форме эта модель включает в себя только две категории экономических агентов. Субъектами рыночного хозяйства здесь выступают, с одной стороны, домохозяйства, с другой стороны, предприятия (фирмы). Под домохозяйствами понимают совокупность хозяйственных единиц, которые являются собственниками экономических ресурсов, самостоятельно принимают решения, формируют спрос на рынке потребительских товаров и услуг, на рынке факторов производства выступают со стороны предложения, стремятся к максимальному удовлетворению своих потребностей. Предприятия (фирмы) — множество хозяйствующих единиц, которые используют факторы производства для создания материальных благ с целью их продажи, самостоятельно принимают решения, на рынке факторов производства выступают со стороны спроса, формируют рыночное предложение на рынке товаров и услуг, стремятся к максимизации прибыли. Все экономические решения как домохозяйств, так и бизнеса реализуются через рынки — рынок экономических ресурсов (факторов производства) и рынок продуктов (рынок товаров и услуг). Рассматриваемая модель включает два вида потоков. По внешнему контуру — поток товаров и экономических ресурсов, по внутреннему — поток денежных средств. Эти потоки не прерываются, бесконечно повторяются и существуют одновременно.
Исходный пункт экономического оборота в рамках этой схемы — домохозяйства, которые для удовлетворения своих материальных потребностей (в пище, одежде и прочих благах) предлагают на рынке факторов производства принадлежащие им экономические ресурсы — труд, землю, капитал, предпринимательскую способность. Экономические ресурсы необходимы бизнесу для организации и осуществления производства материальных благ, поэтому на рынке экономических ресурсов предприятия предъявляют спрос на них. Приобретая факторы производства, предприятия и фирмы несут издержки, представляющие собой плату за привлекаемые экономические ресурсы, — зарплата, рента, процент, прибыль (речь идет о прибыли, как доходе на фактор производства «предпринимательская способность»). Последние составляют денежные доходы домохозяйств. Таким образом, расходы фирм, связанные с привлечением экономических ресурсов, формируют доходы населения. Предприятия, используя экономические ресурсы, производят товары и услуги, поставляя их на потребительский рынок. Домохозяйственный сектор полученные в результате продажи экономических ресурсов доходы использует для приобретения на потребительском рынке материальных благ, производимых предприятиями и фирмами. При этом домохозяйства несут потребительские расходы, которые одновременно являются для сектора бизнеса выручкой от реализации созданной продукции. Итак, домохозяйства представляют собой не только исходный, но и конечный пункт экономического оборота и его конечную цель. Производство, таким образом, функционирует для обеспечения потребления. Эта конечная цель предполагает продажу экономических ресурсов, их производительное использование, создание и продажу материальных благ.
Функционирование этой модели требует, чтобы существовало равенство суммарной величины денежных доходов домохозяйств и общей величины продаж фирм. Это означает, что величина общего объема производства в стоимостном выражении равна общей сумме расходов- домашних хозяйств. В этом случае экономика находится в состоянии равновесия.
Кругооборот товаров и доходов с участием государства и сектора «внешний (остальной) мир»
Модель кругооборота товаров, доходов и ресурсов, рассмотренная выше, позволяет проиллюстрировать сложную взаимосвязь экономических процессов в обществе. Однако она представляет собой простейшую модель рыночной экономики и не лишена недостатков. В частности:
1. Рассмотренная схема не показывает сделки внутри самих секторов бизнеса и домохозяйства, например продажу станков и оборудования одним предприятием другому.
2. Модель не иллюстрирует процессов ценообразования, т. е. не объясняет, как формируются цены на экономические ресурсы, товары и услуги.
3. В рамках данной модели не учитывается экономическая деятельность государства, которое, являясь полноправным субъектом рыночного хозяйства, взаимосвязано как с домохозяйственным сектором, так и с сектором бизнеса. Домашние хозяйства платят государству индивидуальные налоги (подоходный налог, налог на имущество и т. п.) и получают от государства разного рода трансфертные выплаты (пенсии, стипендии, различные социальные пособия). Бизнес также платит государству налоги (например, налог на прибыль, на добавленную стоимость), а от государства получает трансферты в форме субсидий, налоговых льгот, льготных займов и т. п. На рынке факторов производства государство может приобретать экономические ресурсы для государственных производственных предприятий, а на рынке товаров и услуг — потребительские блага, необходимые для реализации экономических функций государства. Участие государства в экономической жизни можно отразить в рамках модели круговых потоков .
4. Эта модель характеризует экономический оборот в закрытой национальной экономике, исключает экономическую деятельность на международных рынках. Кругооборот открытой национальной экономики усложняется добавлением еще одного хозяйственного субъекта — заграницы («внешнего (остального) мира»).
5. Данная модель предполагает, что в экономике нет сбережений, т. е. домохозяйства расходуют весь свой доход, поэтому величины потоков доходов и расходов являются постоянными. На практике же часть доходов сберегается. Допустим, приблизительно 10 % от величины располагаемого дохода сберегается и лишь оставшаяся часть (около 90 %) будет потрачена.
6. Схема не отражает существование финансовых рынков и их роль в экономике. В самом общем виде можно сказать, что финансовые рынки позволяют решить так называемую проблему сбережений. Сбережения представляют собой своего рола «изъятия» из общего потока доходов в экономике, что ставит под сомнение возможность осуществления кругооборота. Если через систему финансовых рынков эти сберегаемые средства перераспределить и предоставить бизнесу в виде средств для инвестирования, то эти «изъятия» вольются в экономику в виде инвестиций, которые можно трактовать как «инъекции» в поток «доходы—расходы». Введение финансового рынка в модель круговых потоков еще более ее усложнит.
В открытой экономике при участии государства и с учетом существования финансовых рынков схема взаимодействия между решениями домашних хозяйств о расходах и решениями фирм по поводу производства в целом остается прежней, хотя и усложняется. Однако условие равновесия макросистемы, сформулированное выше как тождество стоимостного объема производства и совокупных расходов домохозяйств, теперь не выполняется. Ведь из потока «доходы—расходы» производятся «изъятия» («утечки») в виде налоговых платежей, импорта и сбережений. Таким образом, «изъятием» является любое использование дохода, не направленное на приобретение производимой в экономике продукции. Вместе с тем в поток «доходы—расходы» вливаются государственные расходы, экспорт и инвестиции, т. е. появляются «инъекции», или «вливания». Под ними понимают любые дополнения к домохозяйственным расходам на продукцию, производимую внутри страны.
Теперь денежный и товарно-ресурсный потоки будут осуществляться беспрепятственно при условии равенства расходов домашних хозяйств, фирм, государства и остального мира стоимостному объему производимой в экономике продукции.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
1. Национальная экономика как целостная система. Экономические системы общества (традиционная, рыночная, административно-командная, смешанная).
Национальная экономика – исторически сложившееся народное хозяйство определенной страны, т.е. взаимосвязь всех отраслей и регионов, соединенных в целостную систему многосторонними экономическими связями.
Термин «национальная экономика» имеет значения.
1. Национальная экономика — это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства.
2. Национальная экономика — это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:
-эк. потенциал страны, его размещение, нац. рынок, место страны в мировой экономике
-специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк. рост.
-степень гос. вмешательства в экономику
-традиции и нац. психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.
Основа национальной экономики — социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений — властные функции государства.
Признаками национальной экономики как целостного организма являются:
1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.
Свойства национальной экономики как системы. К общесистемным свойствам национальной экономики: целостность, иерархичность и интегративность.
Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.
Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка — мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.
Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.
Главной целью национальной экономики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики 1. стабильный и высокий темп роста национального производства товаров и услуг (без резких изменений, спадов и кризисов) 2. Стабильность цен. (неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения лишают стимула производителя, снижают покупательную способность населения) 3. Поддержание внешнеторгового баланса (достижение равновесия между экспортом и импортом, стабильный курс национальной валюты). отрицательное сальдо торгового баланса и положительное сальдо. 4. Высокий уровень занятости (снижение безработицы)
Понятие «национальная экономика» тесно связано с понятием «экономическая система», т.к. конкретизирует экономическую систему, отражает специфические черты, обусловленные географическим положением страны, ее участием в международном разделении труда, культурными, историческими традициями и другими факторами.
Экономические системы можно разделить на две группы: рыночные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешанная экономика) и нерыночные экономические системы (традиционная экономика и административно-командная экономика).
Традиционная – система, в которой экономическая деятельность не воспринимается как основная. Социально-экономические отношения в обществе определяются традициями и обычаями. Она распространена в слаборазвитых странах с многоукладной экономикой и базируется на широком применении ручного труда, при этом производство ведется с применением малопроизводительных орудий труда.
Чистый капитализм характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием рыночного механизма управления экономикой, рыночное установление цен. В рыночной экономике часто существует большое неравенство в распределении богатства, экономическая власть децентрализована, основными экономическими субъектами выступают самостоятельные товаропроизводители и потребители материальных и нематериальных благ. регулятор экономики — система рынков, в поведении экономических субъектов личный интерес доминирует над общим. Свобода предпринимательства и свобода выбора. В капиталистической экономике фирмы производят только выгодные товары и услуги. При этом рыночная система (капиталистическая экономика) не всегда может обеспечить общество некоторыми необходимыми благами, производство которых невыгодно частному сектору.
Командно-административная экономика – система, для которой характерны государственная собственность практически на все материальные ресурсы. принятие экономических решений на основе централизованного экономического планирования. При этом большая часть земли и капитала принадлежит государству, экономическая власть централизована, основным экономическим субъектом выступает государство, рынок не выполняет функцию регулятора экономики, в поведении экономических субъектов общий интерес доминирует над личным, цены на большинство товаров устанавливает правительство. отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью государства. Все крупные решения, касающиеся объема используемых ресурсов, структуры и распределения продукции, организации производства, принимаются центральным плановым органом. В реальной действительности экономические системы располагаются где-то между крайностями чистого капитализма и командно-административной экономики, то есть проявляются как смешанные системы. Эффективна при наличии резервов экстенсивного роста.государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнительного материального стимула и базируются на силе государственной власти. Административные средства регулирования подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.
Смешанная экономика – это экономика, в которой и правительственные, и частные решения определяют структуру распределения ресурсов, в обществе наряду с частной собственностью присутствует государственная собственность, экономическая система управляется и координируется не только системой рынков, но и государством. Так, даже в бывших социалистических странах доминирующее административно-командное управление допускало существование рынка. В смешанной экономике (как и в рыночной системе) доходы в обществе распределяются неравномерно, но при этом государство стремится сгладить это неравенство и создать приемлемые условия жизни всем членам общества. В рамках смешанной экономической системы сложились несколько наиболее характерных моделей: американская, японская, шведская и немецкая. Американская модель имеет низкую долю государственной собственности. Государство практические не вмешивается в процесс производства. предпринимательской активность поощряется (защита конкуренции, ограничение монополий). Высокая социальная дифференциация.
Европейской модель активное влияние государства на национальное рыночное хозяйство. защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса; сильная система социального обеспечения.
Японская модель координация деятельности правительства и частного сектора (для достижение национальных целей) участия государства в хозяйственной деятельности не прямое. роль человеческого фактора (социальные программ, низкая безработица)
Российская экономика переходная — от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. многообразие форм собственности. многообразие форм предпринимательской деятельности. смешанный экономический механизм регулирования экономики (активная роль государства в регулировании воспроизводственных процессов).
Источник