Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Зоя Куставинова
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
«… как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (Сухомлинский В. А) |
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Куставинова Зоя Тихоновна
Экскурсия — одна из форм внеурочной образовательной деятельности
Связь учебно-воспитательного процесса с внеурочной деятельностью — это один из главных принципов всей системы воспитательной работы. Во внеурочной деятельности учащиеся повышают и расширяют знания, полученные на уроках. Внеурочное образование строится на фундаменте, заложенном на уроках. Цель внеурочной деятельности – это создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Основные задачи организации внеурочной деятельности детей:
— выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
— создание условий для индивидуального развития ребенка;
— формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
— развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
— создание условий для реализации учащимися знаний, умений, навыков;
— развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
— расширение рамок общения школьников с социумом;
— коррекционная работа с детьми, испытывающими трудности в обучении;
— для развития потенциала учащихся, прежде всего, одаренных.
Экскурсия — (от лат. excursio – поездка, вылазка) посещение достопримечательных чем-либо объектов (памятники культуры, музеи, предприятия, местности и т. д., форма и метод приобретения знаний. Проводится, как правило, под руководством специалиста-экскурсовода. [1]
Экскурсия учебная — форма организации учебно-воспитательного процесса, позволяющая проводить наблюдения и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, на выставках. [2]
Экскурсия для школьников – это форма учебно–воспитательной работы, которая позволяет организовать наблюдение и изменения предметов, объектов и явлений в естественных условиях. [4] Основоположник русской педагогики К. Д. Ушинский отмечал, что «для каждого конкретного возраста ребенка нужно условно «очертить» тот мир, который для него особенно важен в плане становления базисных основ личности».[5] В тоже время автор учебного пособия «Педагогика» Сластенин В. А. характеризует экскурсию как: «Специальное учебно-воспитательное занятие, перенесенное в соответствии с определенной образовательной или воспитательной целью на предприятии, в музеи, на выставки и т. д.». Особо необходимо подчеркнуть значение экскурсионных программ в формированииэмоциональной сферы школьников: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезным обществу. Экскурсии на природу, в музеи, в выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. [6] Таким образом, экскурсионная деятельность в единстве и взаимосвязи осуществляет образовательную, воспитательную и нравственно-патриотическое, экологическое воспитание. Экскурсионная деятельность может дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т. е. способствуют многостороннему развитию личности.
Цели экскурсий
— интеграция и активизация учебной и внеурочной деятельности учащихся;
— осуществление связи обучения с жизнью, формирование практических умений и навыков;
— воспитание интереса к исследовательской работе, выявление научно-творческого потенциала школьников;
— расширение кругозора учащихся;
— воспитание познавательной и эстетической культуры, позитивных межличностных отношений;
— воспитание духовно-нравственных приоритетов в процессе общения с природой и социумом.
Виды экскурсий
Результаты реализации экскурсионнойпрограммы предполагают 3 уровня освоения:
Приобретение школьником социальных знаний об устройстве общества, адекватное времени понимание социальной реальности.
Формирование ценностного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, знания, труд, культура).
3. Получение опыта социального взаимодействия в открытой общественной среде.
На действенность экскурсии влияет ряд факторов:
методика и техника ведения;
подготовленность участников к освоению экскурсионного материала;
условия проведения экскурсии.
Использование экскурсии в учебно-воспитательном, образовательном процессе образовательных учреждений, следует учитывать как возрастные, так и психологические особенности учащихся. Подготовленность группы к восприятию экскурсионного материала. Тематика и особенности организации должны соответствовать возможностям детей, их интересам и потребностям. Б. Е. Райков – российский методист – биолог, видный педагог дал основные советы подготовки экскурсии школьникам. [8]
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место куда ведешь экскурсию.
3. Выдерживай тему экскурсию, не отвлекайся на случайные вопросы.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8. Умей правильно показать объекты и научи слушателей правильно смотреть их всем должно быть видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.
Исходя из всего вышесказанного следует то, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам.
Экскурсия как форма внеурочной работы
Большая часть проводимых экскурсий непосредственно связана с изучением программного учебного материала. Они планируются на весь учебный год и проводятся в специально отведенные для них дни, свободные от других занятий в школе. Они включают в себя иллюстрирование и дополнение сведений, уже усвоенных учащимися, или сообщение им такого запаса личных впечатлений и наблюдений, которые в ближайшее время будут переработаны в классе, как подлежащий изучению материал»,
по предметному содержанию: историко-литературные, краеведческие, производственные, естественнонаучные и др.
Нередко экскурсии сочетают в себе материал различных предметов — комплексные экскурсии. На таких экскурсиях ученик получает возможность знакомиться и изучать объекты в их целостности.
по мету расположения объектов: натурные, музейные.
по составу участников: для разных возрастных групп, учащихся, туристов и т. д.
В системе уроков экскурсия выполняет ряд важнейших дидактических функций,основными из которых являются:
реализуется принцип наглядности обучения
повышается научность обучения и укрепляется его связь с жизнью, с практикой.
Экскурсияспособствует решению важнейших задач обучения и воспитания учащихся любых возрастных групп:
способствует зарождению и развитию у детей интереса к знаниям, любознательности, побуждает к самостоятельному поиску новых сведений, мотивации учения;
расширяет кругозор школьников;
учит рассматривать факты и явления окружающей жизни во взаимосвязи, сравнивать их между собой, делать обобщения и выводы;
способствует развитию бережного отношения к окружающему (к объектам живой природы, предметам неживой природы, а также предметам, сделанным руками человека);
Экскурсия- это процесс, в основе которого, прежде всего, лежит опыт зрительного и художественного восприятия. Важным является сочетание эстетического и познавательного в образовательной функции музея.На современном этапе взаимодействие музея и школы можно разделить на два содержательно-дидактических блока: «Музейная педагогика в школе» и «Школа в музее». В настоящее время существует большое количество специально обученных музейных педагогов, которые проводят для детей разных возрастных групп «занятия» в музеях, позволяющие детям «погрузиться» в ту или иную среду обитания, прочувствовать особенности жизни в ту или иную эпоху, возможность включения в реставрационные работы и пр. Тем самым, у детей появляются положительные эмоции от познания, что является залогом развития у учащихся познавательных мотивов, т. е. стремления к познанию нового.
[1] Большой энциклопедический словарь
[2] http://pedagogical_dictionary.academic.ru Педагогический терминологический словарь
[3] Долженко Г. П. Экскурсионное дело. – М. : ИКЦ «МарТ», 2005. – 272 с.
[4] Михайлов С. С. –Владимир: Транзит – ИКС, 2007. – 92 с.
[5] Смирнова Е. О. Детская психология. М. : Владос, 2003. – 368 с.
[6] Глушанок Т. М. Хуусконен, Н. М. Практика Экскурсионной деятельности. СПб- «Издательский дом Герда», 2006. – 208 с.
Альбом для организации конструктивной деятельности дошкольников «Схемы транспортных средств» Среди серии альбомов для организации совместной, а затем и самостоятельной конструктивной деятельности дошкольников хотелось бы познакомить.
Широкая масленица на Нижегородской ярмарке! Я люблю фотографировать и хочу представить вам фото с масленичной недели на Нижегородской православной ярмарке Очень уж мне нравится.
Источник
Экскурсия: методика организации и проведения
Сущность и типы экскурсий
Школьная экскурсия есть форма учебно-воспитательной работы с классом или группой учащихся, проводимая вне школы с познавательной целью, при передвижении от объекта к объекту в их естественной среде.
Основная дидактическая цель экскурсий – расширение и углубление знаний учащихся об окружающем их мире путем непосредственных наблюдений за природными, социальными, производственными объектами и явлениями под непосредственным руководством учителя.
Экскурсии выполняют те же функции, что и уроки: обучающую, воспитывающую, развивающую. Вместе с тем экскурсии по сравнению с классными занятиями имеют ряд преимуществ. Они позволяют сблизить методы обучения и методы научного исследования — экскурсию можно рассматривать как аналог научной экспедиции. Неоценима роль экскурсий в экологическом образовании школьников; именно на экскурсиях представляется возможность непосредственно показать школьникам как негативные, так и позитивные последствия антропогенной деятельности, привлечь их к выполнению несложных природоохранных мероприятий, способствовать формированию умений вести себя в природе. Большие возможности представляют экскурсии для формирования патриотических, нравственных, эстетических чувств, развития мышления, наблюдательности. Не случайно многие ученые методисты как прошлого, так и настоящего времени неоднократно подчеркивали важность экскурсий в школьном обучении.
В то же время количество экскурсий по сравнению с классными уроками незначительно — обычно не более трех-пяти в год. Проведение экскурсии связано с определенными организационными трудностями: может помешать погода; в городских школах при проведении экскурсий часто необходим транспорт; экскурсии, как правило, занимают больше времени, чем время, отводимое на урок, да и сама подготовка к экскурсии часто требует от учителя значительных затрат времени. Для начинающих учителей, студентов-практикантов проведение экскурсии часто связано с трудностями управления классом (поддержания дисциплины). Ученики часто воспринимают экскурсию как прогулку, на которой можно вести себя свободнее, чем на уроках.
Тем не менее, учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, целесообразно использовать каждую возможность для непосредственного изучения школьниками окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.
В соответствии с основными объектами изучения экскурсии по курсу «Окружающий мир» можно упорядочить следующим образом:
Объект изучения | Экскурсии |
Человек, его организм, охрана здоровья | В школьный медпункт, оздоровительные центры, на спортивные сооружения, в медицинские учреждения, в анатомический музей |
Природное окружение | В природу: по изучению сезонных изменений в природе, по изучению компонентов природы (к обнажениям горных пород и почв, к оврагу, к роднику), по изучению природных сообществ, экосистем (в лес, на луг, в поле, к водоему). В местный музей, отдел «Природа». В зоопарк, заповедник, национальный парк. |
Социальное, производственное окружение | В ателье, обувную мастерскую, швейную фабрику, теплицу, магазин, библиотеку, в местный исторический музей, к памятникам истории. В картинную галерею, на выставку изделий народного ремесла и т.п. |
Экскурсии можно подразделить на предметные и комплексные.
На предметных экскурсиях основное внимание уделяется изучению какого-то одного компонента мира природы или общества, одного вопроса темы. Например, на экскурсии по теме «Замечательные здания нашего города» изучаются только особенности строений; на экскурсии по теме «Полезные ископаемые» изучаются полезные ископаемые (геологическая экскурсия).
На комплексных экскурсиях рассматривается комплекс объектов. По исторической тематике в начальной школе проводят комплексные экскурсии по городу и в музеи. Например, в ходе комплексной экскурсии по теме «Мой родной город» ученики знакомятся как с историческими, так и современными достопримечательностями города. Предметные экскурсии могут быть посвящены ознакомлению с отдельными монументальными памятниками, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Природоведческую экскурсию можно считать и экологической, если на ней наблюдаются не только объекты неживой природы, растения и животные, но и выявляются связи и те единства (сообщества), к которым они принадлежат. На экологических экскурсиях школьники осваивают правила поведения в природе, некоторые приемы ее использования и охраны.
Экскурсии подразделяются на программные и внепрограммные. Программные экскурсии проводятся в обязательном порядке, в соответствии с замыслом автора программы, а внепрограммные – по усмотрению учителя, желанию детей, в зависимости от местного окружения.
Подготовка и проведение учебной экскурсии
Любая экскурсия требует определенной подготовки.Тематика экскурсий включается в календарно-тематический (перспективный) план, где указывается тема экскурсии и определяется ее место в системе других учебных занятий. Например, при составлении годового плана в III классе учитель решает по теме «Природа нашего края» провести две комплексные экскурсии в самом начале осени и одну заключительную экскурсию в конце учебного года. В первом случае экскурсия направлена на накопление непосредственных представлений у учащихся о природе своего края, сбор дидактического материала для последующих классных занятий; во втором – соотнесение полученных на классных занятиях знаний с реальными объектами и явлениями природы, изучение природных связей, вопросов охраны природы территории своего проживания.
Далее учитель определяет цель экскурсии. Цель производственной экскурсии ориентирована не только на ознакомление с данным производством, но и на трудовое воспитание, профориентацию учащихся, на раскрытие воздействия человека на природу в процессе трудовой деятельности и использования ее богатств.
Учитель прорабатывает соответствующую методическую, научно-популярную и краеведческую литературу, определяет объем и содержание материала.
После этого он намечает маршрут экскурсии, который позволил бы охватить объекты по рассматриваемым вопросам. Такими объектами могут быть овраги, почвенные разрезы, обнажения горных пород, водоемы, природные сообщества, архитектурные памятники, этапы производства продукции и изделий.
Учитель проходит предварительно намеченный маршрут, определяет примерное время, затрачиваемое на движение и изучение объектов, определяет задание для наблюдений, практических работ. В ходе маршрута могут быть выявлены дополнительные объекты, которые целесообразно пронаблюдать. При подготовке к производственной экскурсии учителю необходимо самому предварительно познакомиться с производством, получить разрешение администрации на проведение экскурсии, условиться о времени посещения, договориться о выделении сопровождающего «экскурсовода», согласовать план осмотра производства.
К экскурсии необходимо готовить и учащихся. На предшествующем уроке сообщается о предстоящей экскурсии, ее целях и задачах, перечисляются вопросы, которые будут рассматриваться. Проводится беседа о правилах поведения в общественных местах, в природе, о правилах дорожного движения. Важно внушить детям, что экскурсия не развлекательная прогулка, а особая форма организации учебно-познавательной работы. Если предполагается работа по группам, то формируются группы по 6-8 человек и назначаются старшие, которые отвечают за выполнение заданий в группе, за оборудование, за дисциплину и порядок во время работы. За день до экскурсии учащимся сообщается о форме одежды, о необходимости взять с собой завтрак, если намечается продолжительная экскурсия.
Составление конспекта экскурсии – один из важных моментов при ее подготовке. В конспекте указываются тема, цель экскурсии, оборудование, маршрут движения, содержание работы на остановках, примерное время, затрачиваемое на движение и работу, отдых детей.
Основными методами, используемыми на экскурсии, являются наблюдения и практические работы. Словесные методы – беседа и рассказ играют роль вспомогательных методов. Используются также стихотворения, загадки, пословицы.
В план экскурсии включаются следующие основные структурные элементы:
— краткое вступительное слово учителя;
— наблюдения и практические работы учащихся под руководством учителя;
Вопросы и задания, которые должны направлять внимание учеников на изучаемый объект или явление, включают приемы сравнение, выявление характерных признаков и причинно-следственных связей. Например: «Как вы думаете, для чего птицы собрались в стаю?», «Как образовался этот овраг, повинен ли в этом человек?», «Как человек способствовал возникновению оврага?».
Следует помнить, что в задания включается только тот материал, который можно непосредственно изучать на данной экскурсии. Исключение составляют лишь те случаи, когда нужно установить факт отсутствия в природе каких-то объектов. Например, на экскурсии поздней осенью и зимой учитель обращает внимание детей на отсутствие в природе насекомых.
Результат наблюдений и практических работ на местности фиксируются путем зарисовок, фотографирования, записей в дневниках для их последующего использования на уроках. Задания могут быть одинаковыми для всех и различаться для отдельных групп учащихся.
Практические работы могут включать инструментальные измерения наблюдаемых объектов: измерение глубины ручья, оврага, высоты снежного покрова, температуры воды и воздуха. К практическим заданиям можно отнести сбор опавших листьев, шишек, веток деревьев и кустарников после обрезки, образцов почв и полезных ископаемых для их последующего изучения на уроках «Окружающего мира» или использования на занятиях по технологии, изобразительного искусства. После экскурсии в классной комнате собранный материал обрабатывается, приводится в порядок.
При проведении экскурсии используют дидактические игры и игровые приемы, которые часто носят соревновательный характер. Например, «Кто самый наблюдательный?», «Кто перечислит названия деревьев, кустарников и цветов, мимо которых проходили», «Кто больше соберет опавших листьев разного цвета, с разных деревьев?», «Чей букет из осенних листьев самый красивый?», «Составьте букет из осенних листьев, травы и опавших веток под названием «Грусть», «Золото осени», «Праздник природы».
По материалам наблюдений и выполненных работ во время экскурсии учитель проводит обобщающую беседу. Итоговая беседа в конце экскурсии помогает выделить самое важное и существенное.
Внепрограммные экскурсии. В отличие от программных, внепрограммные экскурсии проводятся с большей выдумкой и фантазией. Например, «Путешествие по лесным тропинкам» с остановками «Ягодная», «Мухомор», «Иволга» и т.п. Экскурсии можно провести под девизом «На лугу, в лесу и в поле соберем подарок школе», «Около леса жить – голодному не быть». Внепрограммные экскурсии могут иметь уклон полезно-практической деятельности, на которых, после решения познавательных задач, организуется сбор природного материала для украшения классной комнаты, использования на выставках, изготовления поделок, которые можно реализовать на школьных ярмарках.
В конце экскурсии можно организовать отдых и развлечения детей
Для учителя, в том числе и учителя начальной школы, остаются полезными советы по проведению экскурсий, выработанные на Павловской инструкторской экскурсионной станции еще в 1920 году и оформленные в виде «десяти заповедей экскурсионного дела»:
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий.
2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь ее тему и составь план.
3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами.
4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать.
5. Избегай длинных объяснений.
6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать.
7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут.
8.Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть все видно.
9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать.
10. Закрепи экскурсию последующей проработкой материала.
Методические рекомендации к осенней экскурсии «Природа нашего края»
— формирование у учащихся представления об объектах и явлениях местной природы, ее использовании и охране человеком;
— сбор образцов полезных ископаемых и почвы для использования на уроках по теме «Природа нашего края»;
— формирование правильного поведения в природе, способности к эстетическому восприятию природы;
— развитие наблюдательности, мышления.
Оборудование: компас, схема маршрута движения, мерная лента, лопатка, блокноты для записей, карандаши, фотоаппарат.
Маршрут: остановка 1 — двор школы; остановка 2 — начало озимого поля у окраины поселка; остановка 3 — лесопосадка; остановка 4 — берег речки, остановка 5 – прилегаемый к речке луг.
I. Вступительная беседа. Объявление цели экскурсии, порядка проведения, напоминание о технике безопасности и правилах поведения.
II. Организация учебно-познавательной работы на экскурсии.
Точка 1 — наблюдение за погодой, беседа об осенних изменениях на пришкольном участке .
Передвижение к точке 2 осуществляется с использованием компаса и предварительно составленной схемы движения.
Точка 2 — наблюдение за озимыми; беседа по агротехнике выращивания озимых культур; если представится возможность, — наблюдения за животным миром (подготовка птиц к отлету, поведение насекомых и др.).
Передвижение к точке 3.
Точка 3 — наблюдения за растениями и животными лесной полосы (определение видового состава деревьев, кустарников); выявление следов пребывания здесь человека (свалки мусора, кострища и т.п.); беседа по вопросам: для чего человеком посажен лес, какие виды деревьев и кустарников посажены, как нужно вести себя в природе; простейшие мероприятия по охране природы, например сбор и захоронение мусора.
Передвижение к точке 4.
Отдых на берегу речки, игры.
Точка 4 — определение направления течения реки, примерной скорости; наблюдения за растениями и животными водоема, за почвой, горными породами, обнажающимися в береговом обрыве; измерение мощности почвенного слоя, сбор образцов горных пород, зарисовка обнажения; изучение оврага или промоины, измерение глубины.
Точка 5 — наблюдение за растениями и животными прилегающего к речке луга, определение трех-четырех видов растительности, поиск насекомых, следов деятельности человека; беседа по результатам наблюдений, правилам поведения в природе; простейшие природоохранительные мероприятия.
III. Обобщающая беседа по материалам экскурсии.
Рекомендации к проведению экскурсии на птицеферму или МТФ
В содержание экскурсии включается следующий круг вопросов:
1. Животные, разводимые в данном хозяйстве.
2. Требования, предъявляемые к скотному двору.
3. Устройство стойла (размеры, кормушка, поилка, пол, таблички)
4. Общие сведения об уборке и вентиляции помещения, о кормлении, о поении, доении.
Источник