- Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Особенности проведения музейных экскурсий для детей с дефектами зрения. методическая разработка на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
консультация по окружающему миру (старшая группа) на тему
Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_progulok.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация прогулок с детьми с нарушениями зрения
Все мы знаем, насколько важны прогулки в жизни детей. На прогулке, во-первых, укрепляется здоровье детей, во-вторых закладываются основы экологической культуры. На прогулке, как нигде больше, детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, в полной мере удовлетворяются их потребности в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в новых ярких впечатлениях.
Известно, что при нарушении зрения у детей возникает ряд вторичных отклонений: ослаблены познавательные процессы, страдают физические качества: ориентировка в пространстве, координация движений, мелкая моторика.
Поэтому прогулки для таких детей имеют свою специфику: наряду с наблюдениями, экскурсиями, экспериментированием, организацией труда, должна проводиться и большая индивидуальная коррекционная работа.
Чтобы прогулка проходила с максимальной пользой для развития и коррекции, чтобы дети получали максимум информации необходимо правильно организовать деятельность детей.
В каждой части прогулки необходимо прописать коррекционную работу
Коррекционная работа при наблюдении включает в себя:
- нахождение одинаковых объектов в окружающей природе (например: в игре «Найди такой же лист» детям предлагается найти листок такой же формы или цвета) – тренируется поисковая функция, также развивается ориентировка в пространстве)
- слежение за движущимся объектом (облака, листопад, снегопад, самолет, птицы и т.д.) – развитие прослеживающей и поисковой функций
- рассматривание растений, насекомых вблизи (после чего предлагаем детям перевести взгляд на удаленный объект – облако, дерево, дом) – все это тренирует функцию резерва аккомодации, т.е. умение глаза перестраиваться смотреть вблизи и вдали!
- с целью развития восприятия цвета и формы детям предлагается рассматривать плоды и семена, листья, снежинки; выделять цвета одежды, определять размер деревьев и кустарников, высоту зданий, автомашин и т.д.
В наблюдения мы обязательно включаем словарную работу, т.к. многие слова, фразы и речевые обороты могут быть детям непонятны. Кроме того, обязательна и работа по развитию речи, т.к. у большинства детей с нарушениями зрения имеются и различные нарушения речи. С детьми проводятся упражнения по звукопроизношению, беседы, игры со словами, разучиваются скороговорки и чистоговорки.
При организации экспериментальной деятельности коррекционная работа включает в себя развитие сохранных анализаторов.
— учимся определять происхождение звука или шума (гудит самолет, машина, каркает ворона, жужжит пчела, пищит комар и т.д.)
— выявляем причину возникновения звука:
- Развивая обоняние, предлагаем определить по запаху различные живые и неживые объекты; сравниваем качества запаха (резкий, нежный, приятный, неприятный и т.д.).
- С целью развития осязания в ходе эксперимента сравниваем:
— горячий – холодный (песок на солнце и в тени);
— легкий – тяжелый (листик, шишка);
— гладкий — шероховатый (металл, дерево) и т.д.
- с целью развития осязания и мелкой моторики детям предлагаются игры с песком, камушками, сбор семян и плодов, рисование мелом на асфальте, палочками на песке и снегу, лепка снежков.
Наибольшее значение для развития ребенка с нарушением зрения приобретает игра, становясь основной формой не только развития, но и коррекция детской деятельности.
Играя, дети учатся отображать жизнь взрослых, у них формируются такие умения, с помощью которых дети с нарушениями зрения самоутверждаются в среде сверстников.
- наблюдения за деятельностью взрослых;
- проигрывание отдельных ролевых ситуаций;
- объединение знакомых ситуаций в единый сюжет;
- отображение увиденного в игре;
- использование предметов-заместителей;
- преодоление недостатков развития личности (скованности, замкнутости)
Для детей с нарушениями зрения подвижная игра является важнейшей самостоятельной деятельностью и имеет большое значение не только для физического, но и психического развития, становления индивидуальности и формирования умений жить сообща.
Коррекционная работа при проведении подвижных игр организуется в соответствии с этапами лечения:
Ортоптика – формирование бинокулярного зрения. Восстановление способности к слиянию двух изображений в одно.
Детям предлагаются игры, которые включают в себя:
- хождение по ограниченной плоскости, сохраняя равновесие: узкая дорожка, извилистая дорога;
- выполнение заданий по отношению к своему телу;
- ходьба и бег змейкой, между предметами «Ниточка за иголочкой»;
- перепрыгивание, перешагивание через различные предметы, прыжки в заданную цель «Через ручеек».
Диплоптика – выработка стереоскопического видения.
- бросание предметов в цель, прокатывание мяча в ворота – развитие глазомера;
- нахождение своего круга, дерева, домика, аэродрома и т.д. – развитие поисковой функции глаза «Раз, два, три – к березе (тополю) беги!», «Зайцы и волк»;
- бросание и ловля мяча разного размера – развитие силы броска, быстроты реакции «Передай мяч»;
Предлагаются следующие игры: кольцеброс, рыболов, с воздушным шаром, бильярд, бадминтон, кегли, городки, т.е. игры, которые способствуют развитию стереоскопического зрения.
Стереоптика – восприятие в трёхмерном пространстве.
- кольцебросы;
- «Шарик на удочке опусти в цилиндр»;
- «Надень кольцо на стержень»;
- «Поймай рыбку»;
- кегли, бадминтон.
С целью формирования пространственной ориентировки проводятся игры «Что где?», «Прятки», «Лабиринт», экскурсии по участку детского сада, микрорайону.
Из всех видов трудовой деятельности, доступной ребенку-дошкольнику, наиболее ценной является работа в природе.
Работая с детьми с нарушениями зрения, надо учить их быть организованными в труде, прививать им навыки планирования трудовых действий и умения действовать в соответствии с планом.
Основным методом коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения является поэтапный показ способов и последовательности действий с одновременным выполнением их детьми. Действия формируются по показу, образцу и на более поздних периодах – по словесному пояснению и инструкциям.
В процессе трудовых действий развиваются зрительные способности, формируются предметные образы и предметно-практические действия.
- игровая гимнастика для глаз на природе: хлопаем глазками, как бабочка крылышками; закроем глазки и послушаем стрекотание кузнечика; широко откроем глаза, чтобы увидеть гнездо сороки на верхушке дерева; закрываем руками глаза после того, как взглянем на солнце;
Таким образом, вся окружающая природа – лучший друг для наших глаз. Прогулки, организованные в соответствии с вышеизложенными рекомендациями, способствуют не только решению разнообразных воспитательно – образовательных задач, но и являются эффективным средством коррекционно – восстановительной работы с детьми с нарушениями зрения в условиях специализированного детского сада.
Примерный конспект прогулки:
РАННЯЯ ОСЕНЬ ( экскурсия в парк)
Наблюдение. В парке обратить внимание детей на многообразие красок «золотой» осени. «Посмотрите кругом, наступила осень. Всю землю покрыли листья и на деревьях их еще много. Деревья стоят разноцветные: и желтые, и красные, и зеленые. Очень много желтого цвета. Поэтому осень называют «золотой».
Загадка. Слетают с ветки золотые монетки. (Осенние листья)
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится?
«Как вы думаете, что будет сниться осенним красивым листьям. Наверное, как они медленно кружились в воздухе и ложились на землю, солнышко улыбалось и дети радовались падающим листьям. Посмотрите, подул ветерок и много листьев с тихим шуршанием полетело на землю. Это – листопад.
Листья желтые летят….
Листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Летят и кружатся в воздухе.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад …
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Предложить детям походить по осеннему ковру, послушать, как листья шуршат под ногами. Затем можно собрать букет осенних листьев, рассмотреть их, какой самый красивый. Предложить составить узор из листьев, чередуя красные и желтые листья.
Подойти с детьми к клумбе, медленно обойти вокруг , полюбоваться осенними цветами. Спросить, как они называются? Если цветы не известны детям, познакомить с ними детей. Предложить показать красный цветок, белый, оранжевый и т.д. Сорвать по одному цветку, понюхать, сравнить запахи. Провести дидактическое упражнение «Узнай цветок по запаху».
Подойти к рябине, загадать загадку:
Ягоды – не сладость,
Зато сердцу радость,
И садам украшенье,
И дроздам угощенье.
Полюбоваться красивыми кистями рябин, рассказать детям, что рябина – это пища для птиц зимой.
Загадка . Летом вырастают, а осенью опадают. (Листья)
Примета. Если большой урожай рябины – зима будет длинная и холодная.
Пословица. С сентября и лист на дереве не держится.
Словарная работа: листопад, золотая осень, шорох, шуршат, кружатся, не скрыться.
Эксперимент. Предложить детям набрать охапку желтых листьев и одновременно бросить их вверх, что это получилось? Листопад.
Подвижная игра «Беги к тому, что назову» — закрепить названия деревьев, кустарников, развивать двигательную активность детей. «Раз, два, три – к рябине беги» и т.д.
Индивидуальная работа. Кто больше назовет осенних примет.
Самостоятельная деятельность детей с выносным материалом.
Источник
Особенности проведения музейных экскурсий для детей с дефектами зрения.
методическая разработка на тему
Часто ли Ваши дети бывают в музеях? Такой вопрос я задала родителям на одном из родительских собраний.
Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников нашей школы ни разу не были в музеях. На то были разные причины: часть наших учащихся живут в других городах, где музеев мало, есть такие дети, которые приехали из области, но чаще мамам и папам просто не приходила в голову идея таких экскурсий. Многие родители считают, что с детьми, у которых нарушено зрение, посещать музеи просто нет необходимости.
Получается, что, обладая богатейшей музейной культурой нашего города, многие взрослые не используют ее образовательный потенциал в достаточной мере, и не понимают, насколько это важно для развития детей.
Так давайте разберемся, зачем вообще нужны музеи и насколько важную роль они играют в формировании личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_provedeniya_muzeynyh_ekskursiy_dlya_detey_s_defektami_zreniya.docx | 32.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности проведения музейных экскурсий для детей с дефектами зрения.
Часто ли Ваши дети бывают в музеях? Такой вопрос я задала родителям на одном из родительских собраний.
Результаты анкетирования родителей показали, что большинство воспитанников нашей школы ни разу не были в музеях. На то были разные причины: часть наших учащихся живут в других городах, где музеев мало, есть такие дети, которые приехали из области, но чаще мамам и папам просто не приходила в голову идея таких экскурсий. Многие родители считают, что с детьми, у которых нарушено зрение, посещать музеи просто нет необходимости.
Получается, что, обладая богатейшей музейной культурой нашего города, многие взрослые не используют ее образовательный потенциал в достаточной мере, и не понимают, насколько это важно для развития детей.
Так давайте разберемся, зачем вообще нужны музеи и насколько важную роль они играют в формировании личности ребенка.
Музей ставит перед собой задачу просвещения и воспитания личности в современных условиях, решает не только познавательную задачу, но и учит общению, выступая как экспериментальная площадка, где у ребенка есть возможность сделать свое собственное, пусть даже маленькое открытие.
Нам, взрослым, не надо забывать, что посещая музей, дети становятся старше, увереннее в своем творчестве, свободнее в обращении друг с другом и узнают новое через мир предметов.
Музей – это замечательное приключение в мире новых и познавательных вещей, которые ребенок либо никогда не встречал в окружающей действительности, либо знает только в электронно-виртуальном формате.
И важно помнить, что ребенок обязательно обнаружит в музее что-то неизвестное, необычное, увлекательное …
Посещению музея предшествовала большая подготовительная работа в классе. Опыт подсказывает, что такие экскурсии нужно готовить заранее. Дело в том, что слабовидящий ребенок теряется в непривычной музейной обстановке от нахлынувших впечатлений. Кроме того, режим и темп работы во время экскурсии в музее не дают ему возможности подойти поближе к экспонатам, рассмотреть их повнимательней. Да и размеры экспонатов бывают настолько малы или велики, что не позволяют ребенку с нарушением зрения узнать их.
Исходя из этого, с учащимися со зрительной патологией должны перед каждым посещением музея проводится беседы.
Мы начали с того, что с детьми на занятии разобрали понятие «музей».
Музей — это учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов, памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Музей – это вовсе не обязательно скучные картинные галереи (хотя и картины бывают интересными). Существует множество самых разных видов музеев, где ребенок сможет узнать больше о тайнах окружающего мира и человеческого прошлого.
Есть музеи, посвященные технике, старинным автомобилям, авиации и космонавтики, музей паровозов и многих других достижений технической мысли и человеческого прогресса.
Мемориальные музеи посвящены жизни и творчеству выдающихся людей самых разных творческих специальностей: писателей, поэтов, художников, актеров, певцов. Среди них есть музеи-квартиры, позволяющие проникнуться жизнью автора и музеи, полные необычных и таинственных вещей. Во многих из них проводят занятия для маленьких посетителей.
В краеведческих и исторических музеях можно познакомиться с бытом и историей города и страны, узнать больше о великих войнах и путешествиях, увидеть настоящие рыцарские доспехи.
Музеи искусств и декоративно-прикладного творчества тоже найдут, чем удивить и поразить ребенка. В Санкт-Петербурге есть такие музеи, как музей им. А.С.Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи декоративно-прикладного искусства или галереи, посвященные творчеству одного художника.
Есть музеи «одной темы» , побывать в которых также очень интересно и познавательно: Музей воды, Музей игрушек, Музей кошек.
Очень интересно побывать в музее, знакомящем с жизнью других народов мира и их традициями. В Санкт-Петербурге к ним относятся Музей истории религии, Российский Этнографический музей.
А еще есть музеи-усадьбы и историко-археологические заповедники, есть парки, места, где можно познакомиться с живыми организмами, необычными и уникальными, тоже своего рода «музеи»: Ботанический сад, зоопарк, океанариум.
Далее нам предстояло выбрать музей, посещение которого было бы интересно всем. Мы остановилась на музее «пожарного дела», который находится на Большом пр. В.0.,д.73. Такой выбор был сделан потому, что в классе больше мальчиков, чем девочек, а их интересует техника, хотя девочки также отозвались одобрительно о музее.
В старом здании с каланчой на Большом проспекте Васильевского острова размещается постоянная пожарно-техническая выставка имени Б. И. Кончаева, которая знакомит с историей пожарной охраны города, героическим прошлым и суровыми буднями пожарных.
В экспозиции зала истории прослеживается развитие пожарной охраны с петровских времен до 50-х годов XX века.
Красочные макеты конного пожарного обоза, каланчи пожарной части, механической лестницы дают образное представление о деятельности Санкт-Петербургской пожарной команды, основанной в 1803 году по Указу Александра I.
Отдельный стенд посвящён развитию газодымозащитной службы. Здесь представлены вуаль Винклера и аппарат Кенига — прообраз первого современного противогаза — подлинные вещи конца XIX века.
В зале «Кабинет брандмайора» воссоздан кабинет начальника пожарной охраны города рубежа Х1Х-ХХ веков. Кроме уникальных экспонатов, почувствовать атмосферу того периода помогают ростовые куклы.
Особый раздел экспозиции посвящен Великой Отечественной войне. Продуктовые карточки, зажигательные бомбы, фотографии и макет, рассказывающий об одном из пожаров зимы 1942 года, позволяют сильнее прочувствовать весь ужас и героизм сурового блокадного времени.
В зале старинной пожарной техники можно увидеть подлинные отечественные автомобили конца 20-х — начала 30-х годов прошлого века.
Есть возможность узнать о работе современной пожарной охраны, наглядно изучить основные причины пожаров в жилых домах, на предприятиях и в учреждениях, а также ознакомиться с эффективными средствами и способами пожаро-тушения.
Важную роль в выборе музея сыграло то, что именно здесь слепым и слабовидящим детям сотрудники помогают ощутить себя полноправными посетителями музея, используя все сохранные анализаторы: слух, осязание, зрение.
Продумывая подготовительную работу, мы старались задействовать все сферы педагогической направленности.
Для того, чтобы максимально заинтересовать учащихся, были проведены тематические занятия по теме: «Причины возникновения пожара», где дети знакомились с самыми распространенными причинами пожара в быту (спички, бенгальский огонь, свеча, горение газа). Проводились лекции об опасности огня и дыма для жизни человека. Отдельно остановились на правилах пожарной безопасности, эксплуатации электроприборов и действиях учащихся при возникновении пожара в помещении и дома.
Более детально в своей подготовительной работе мы остановились на профессии «пожарный».
Профессия пожарного — одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться подниматься по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рискнуть своей жизнью, чтобы спасти чью-то чужую. Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Экстремальная ситуация для них – штатная ситуация, обычный будний день.
Для знакомства с профессией мы провели коррекционное занятие. Мы просмотрели видео сюжеты с тифло комментариями о пожарных. Обследовали макеты специальной пожарной техники такие, как огнетушители, машины, шланги и т.д.
Особое внимание было уделено уроку по соблюдению правил предотвращения пожарных ситуаций.
Известно, что учащиеся начальных классов любят играть. Поэтому на уроках физической культуры воспитателем и учителем были проведены игры-соревнования «Спасение пострадавших на пожаре» и «Первая помощь пострадавшим при ожогах и отравлении продуктами горения» .
Учащиеся были разделены на две подгруппы. Ребята, которые имеют остаточное зрение, получили задание нарисовать пожарную технику, а слепые работали с мягким конструктором и старались выложить на ковролине макеты машин. Провели игровой тренинг «Как и когда вызвать пожарную команду».
Для подготовки к предстоящей экскурсии использовалась и художественная литература. В свободное время детям были прочитаны книги и стихи по теме «Пожар»: «Пожарные собаки» Л.Н. Толстого, «Пожар», «В дыму» В.Житкова, «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака.
Итогом подготовительной работы с учениками на тему «Пожар» стала викторина «Что я знаю о пожаре?», где каждый ребенок смог ответить даже на сложные вопросы.
Параллельно проводилась работа с родителями, которая включала в себя:
— Проведение консультации для родителей «Значение музея в развитии учащихся с ограниченными возможностями».
— Проведение инструктажа с родителями по сопровождению группы незрячих детей и объяснены совместные приемы обследования экспонатов.
Проведению экскурсии предшествовала и встреча с экскурсоводом музея. Мы познакомили его с особенностями восприятия информации незрячими экскурсантами. Мы продумали, какие экспонаты будут интересны и познавательны для наших детей.
Администрация музея откликнулась на нашу просьбу провести экскурсию таким образом, чтобы в ходе нее незрячие дети могли «рассмотреть» музейные экспонаты, трогая их руками.
После проведения подготовительной работы, мы поставили задачу: во время экскурсии углубить их знания о некоторых предметах окружающего мира, связанных с пожарным делом, дать более полное и образное представление о том, что мы прочитали, и с чем познакомились в классе, и даже может быть с тем, с чем ребята могут столкнуться в своей жизни.
Придя в музей дети узнали, что он расположен на территории действующей пожарной части, а экскурсоводом у них будет настоящий пожарный. В ходе экскурсии они открыли для себя новое об истории пожарного дела в Санкт-Петербурге, о первых пожарных, спасавших наш город, и об устройстве пожарной части.
Ребятам рассказывали о самых сильных пожарах в истории Петербурга и об истории пожаротушения.
Опытный пожарный напомнил о правилах пожарной безопасности и о том, с какими предметами быть более аккуратными в обращении, чтобы не возникло пожара.
Помимо истории пожарного дела, наш экскурсовод показал много двигающихся, мигающих, «загорающихся» экспонатов. Восхищение детей вызвали медные каски, ловившие на себе отблески пожаров начала прошлого века, заливные трубы (ручные насосы) и большой паровой насос английской фирмы «Шанд Мейсон», поступивший в столичную пожарную команду в 1863 году. В разделе экспозиции, рассказывающей о пожарной сигнализации и связи, экскурсовод продемонстрировала нам работу электросигнальных звонков — извещателей типа «Дергач», которые появились на улицах Петербурга в 70-е годы XIX века.
В ходе посещения музея ребята могли сравнить, как много нового и современного появилось в пожарном деле: вместо колесницы – современные машины, вместо ведер – огнетушители.
Особый восторг ребят вызвали настоящие боевые пожарные машины, на которые нам позволили забраться и сделать фото на память, а также костюмы пожарных, которые ученики примерили на себя.
При в озвра щении в школу, дети долго были под впечатлением от увиденного и рассказанного в музее.
Подводя итоги о проделанной работе, мы рекомендуем молодым педагогам, работающим со слепыми и слабовидящими учащимися, при посещении музеев учитывать следующее:
— Каждое посещение музея – это занятие и оно должно иметь конкретную учебную, воспитательную, развивающую цель и этому должна предшествовать работа в форме бесед, викторины, развивающих игр и т.д.
— Учитель и дети должны осознавать, что посещение музея – это не развлечение, а серьезная работа, а поэтому нужно готовиться к нему.
— Прежде, чем пойти в музей, постарайтесь получить дополнительную информацию и о музее о конкретной экскурсии, чтобы подготовить детей к тому, что они увидят и услышат.
— Перед посещением музея необходимо внушить уважение ребенка к музею, как к центру мировой культуры и познакомить его с правилами поведения, которые не стоит нарушать.
— Пребывание в музее будет более полезным и эффективным, если учитель увяжет его посещение со школьной программой заранее, давая детям определенные задания: на что обратить внимание, что узнать.
— Посещать музеи нужно после в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию нового материала.
— Объяснить взрослым, сопровождающим учащихся, что они должны выступать, как единое целое с сотрудниками музея: поддерживать дисциплину, интересоваться тем, что говорит экскурсовод, помогать в обследовании учащимися экспонатов, активно задавать вопросы, вместе с детьми искать ответы. Главное – никогда не терять контроль над ситуацией.
— Отбирать экспонаты для экскурсионного показа нужно с учетом возрастных интересов и спецификой слепых учащихся.
-Заключительный этап экскурсии рекомендуется проводить в школе. Он должен включать в себя подведение итогов, закрепление полученных знаний, представленных во время экскурсии. Итогом посещения музея может быть творческая работа учащихся, представленная в виде макета музейного экспоната, который вызвал самые сильные эмоции.
Посещение музея для людей с нарушенным зрением является жизненной потребностью. Научить детей культуре восприятия, воспитать потребность посещения музеев необходимо в стенах школы.
Именно в музеях происходит встреча с настоящим искусством, осуществляется приобщение к миру прекрасного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ребенок с дефектами слуха не слышит речи окружающих и не может самостоятельно овладеть ею.У этих детей нет никакой речевой практики, но потребность в общении у них не меньше, чем у слышащих.
Статья «Особенности формирования предметных представлений у детей с нарушением зрения» была опубликована сборнике «Сопровождение детей с особенностями развития в образовательном процессе ДОУ».-Сборник.
В материале проведен анализ дистанционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выявлены особенности, достоинства и недостатки.Обобщение опыта.
Данные исследования ещё раз доказали,что нарушение звукопроизношения обусловлены,в большинстве случаев деформацией зубочелюстной системы.Частота и степень нарушений меняются в зависи.
«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».
В коррекционной школе VII вида обучающиеся привлекаются к самостоятельной работе на компьютере (подготовка реферата, создание презентации по изучаемой теме, построение графиков в графическом редакторе.
Источник