Статья 2. Организация обороны
Статья 2. Организация обороны
ГАРАНТ:
См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона
Организация обороны включает:
1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;
2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;
3) правовое регулирование в области обороны;
4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ в подпункт 6 статьи 2 настоящего Федерального закона внесены изменения
6) планирование непосредственной подготовки к переводу и перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 55-ФЗ подпункт 8 статьи 2 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции
8) создание в составе государственного материального резерва запасов материальных ценностей (в том числе запаса мобилизационного резерва и неснижаемого запаса государственного материального резерва), предназначенных для мобилизационных нужд Российской Федерации;
9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;
10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;
11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;
12) развитие науки в интересах обороны;
13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;
14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;
15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
Источник
newinspire
Понятие обороны и система военной организации государства
Понятие обороны
На основании ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. «Об обороне» (ред. от 03.02.2014) под обороной понимается «система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».
В целях организации обороны устанавливаются воинская обязанность граждан России и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств и создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.
К обороне привлекаются войска гражданской обороны, пограничные, железнодорожные и другие, а для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти, Служба внешней разведки Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности и другие спецслужбы.
В соответствии с Военной доктриной РФ, представляющей собой совокупность официальных взглядов (установок), определяющих военно-политические, военно-стратегические и военно-экономические основы обеспечения военной безопасности Российской Федерации, обеспечение ее военной безопасности является важнейшим направлением деятельности государства, т.е. одной из основных функций государства (всего государства, а не какого-то одного его органа).
Главные цели обеспечения военной безопасности — предотвращение, локализация и нейтрализация военных угроз России. В пп. 5 и 6 Военной доктрины Российской Федерации дается примерный перечень внешних и внутренних военных угроз.
Система военной организации государства
Система военной организации государства включает в себя Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, а также органы управления ими.
В систему военной организации государства входит также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности.
Главной целью развития военной организации государства является обеспечение гарантированной защиты национальных интересов и военной безопасности Российской Федерации и ее союзников.
Вооруженные Силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации. Они предназначены для отражения агрессии, направленной против Российской Федерации, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности ее территории, а также для выполнения задач в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Привлечение Вооруженных Сил к выполнению задач с использованием вооружения не по их предназначению производится Президентом РФ в соответствии с федеральными законами.
Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил, в Тыл Вооруженных Сил, а также войска, не входящие в виды и рода войск Российской Федерации.
Организация обороны включает в себя:
— прогнозирование, оценку военной опасности и военной угрозы;
— разработку основных направлений военной политики и положений Военной доктрины;
— правовое регулирование в области обороны;
— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;
— разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами;
— планирование перевода федеральных и субъектов Федерации органов государственной власти, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;
— мобилизационную подготовку органов государственной власти, местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности;
— планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне, оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны и ряд других мероприятий, перечисленных в ФЗ «Об обороне».
Источник
Организация обороны страны кратко
Тема 5. Основы обороны государства
5.1 Основы обороны государства
1 Оборона является элементом безопасности и одной из важнейших функций государства. Под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооружённого нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета РФ. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с международным правом, Конституцией РФ, действующим законодательством РФ и военной доктриной РФ. Для обороны с применением средств вооружённой борьбы создаются Вооружённые силы РФ и устанавливается воинская обязанность граждан РФ.
Организация обороны включает:
— правовое регулирование в области обороны;
— прогнозирование и оценку военной угрозы;
— разработку военной политики и военной доктрины РФ;
— строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооружённых сил РФ;
— разработку, производство и совершенствование оружия и военной техники;
— создание запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах;
— обеспечение сохранения государственной и военной тайны;
— развитие военной науки;
— международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;
— другие мероприятия в области обороны.
Вооружённые силы имеют на оснащении ядерное и обычное оружие. Ядерное оружие включает все виды ядерных боезапасов со средствами их доставки, позволяет в короткие сроки с высокой эффективностью и надёжностью разрушать административно-политические центры, военные объекты противника, уничтожать группировки его вооружённых сил, создавать районы массовых разрушений и зоны радиоактивного заражения. Обычное оружие представляет собой все огневые и ударные средства: артиллерийские, авиационные, стрелковые боеприпасы, ракеты, ракето-торпеды, глубинные бомбы, а также боеприпасы объёмного взрыва, зажигательные боеприпасы и смеси. Обычное оружие может применяться самостоятельно и в сочетании с ядерным оружием для поражения живой силы и техники противника. Наибольшей эффективностью обладают высокоточные системы обычного оружия, обеспечивающие в автоматизированном режиме распределение и наведение огневых и ударных средств, а также надёжное уничтожение целей и объектов противника в кратчайший срок. Особым видом является оружие, действующее на новых физических принципах (лазерное, ускорительное, радиоволновое). К такому оружию относятся боевые системы космического, наземного, воздушного и морского базирования.
5.2 Виды Вооружённых сил, рода войск и их предназначение.
2 Вооружённые силы РФ — государственная военная организация, составляющая основу обороны РФ. Российские Вооружённые Силы созданы на основании Указа Президента РФ № 466 от 7.05.92г. В соответствии с Конституцией Верховным Главнокомандующим Вооружёнными силами является Президент РФ. Непосредственное руководство Вооружёнными силами осуществляет Министр обороны. Основным органом оперативного управления войсками и силами флота является Генеральный штаб.
Вооружённые Силы РФ применяются для защиты суверенитета, территориальной целостности и других жизненно важных интересов России в случае совершения агрессии против неё или её союзников, а также для пресечения вооружённых конфликтов и любого противоправного вооружённого насилия на государственной границе РФ в соответствии с договорными обязательствами. Вооружённые Силы РФ состоят из органов управления, объединений, соединений, воинских частей, военно-учебных заведений, которые организационно входят в виды вооружённых сил, рода войск и специальные войска.
Видами Вооружённых Сил РФ являются:
Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) – предназначены для решения стратегических задач в ядерной войне. Основой вооружения Ракетных войск стратегического назначения России являются стационарные и мобильные ракетные комплексы. Основной боевой единицей является ракетный полк.
Сухопутные войска обладают большой огневой и ударной силой, высокой маневренностью и самостоятельностью. Основными родами войск являются мотострелковые, танковые, ракетные войска и артиллерия, войска противовоздушной обороны, армейская авиация.
Мотострелковые войска – наиболее массовый род Сухопутных войск. Они оснащены мощным вооружением для поражения наземных и воздушных целей автоматическим стрелковым оружием (автоматы, пулемёты), артиллерией, танками, боевыми машинами пехоты, бронетраспотёрами, зенитными и артиллерийскими комплексами.
Армейская авиация оснащена вертолётами и частично самолётами.
Войска противовоздушной обороны являются средством прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов с воздуха. Свои задачи выполняют путём уничтожения средств воздушного нападения в полёте на ближних и защитных подступах и обороняемых объектах. Основными родами войск являются: зенитные ракетные войска, авиация ПВО и радиотехнические войска.
Военно-Воздушные силы (ВВС) состоят из дальней, фронтовой и военно-транспортной авиации. Обладая высокой мобильностью, маневренностью и боевой мощью, ВВС способны осуществлять быстрый перенос усилий с одних направлений на другие, проникать в глубокий тыл противника и воздействовать на его объекты с воздуха, применяя различные средства поражения в любых условиях погоды, времени суток и года.
Военно-транспортная авиация (ВТА) выполняет задачи по переработке воздушных десантов, перевозке войск, техники и материальных средств, в том числе и в мирное время.
Фронтовая авиация подразделяется на бомбардировочную, истребительно-бомбардировочную, истребительную, разведывательную. В ВВС используют стратегические самолёты-ракетоносцы Ту-160, Ту-95 мс, Ту-22, Су-24, Су-25, МиГ-25, МиГ-29,Су-27,Ил-76,Ан-22.
Военно-Морской флот (ВМФ) состоит из надводных сил флота, подводных сил флота, авиации ВМФ, береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты.
Воздушно-десантные войска (ВДВ) предназначены для действия в тылу противника, уничтожения средств ядерного нападения, пунктов управления, захвата и удерживания важных районов и объектов, содействия Сухопутным войскам в развитии наступления. Оснащены авиатранспортабельными самоходными артиллерийскими, ракетными противотанковыми средствами, бронетранспортёрами, боевыми машинами, автоматическим стрелковым оружием, средствами связи и управления.
Тыл ВС предназначен для обеспечения армии всеми видами материальных средств, для содержания запасов, для подготовки и эксплуатации путей сообщения, обеспечения воинских перевозок, ремонта оружия и военной техники, для оказания медицинской помощи раненым и выполнения ряда других задач тылового обеспечения. Тыл ВС имеет специальные войска (автомобильные, железнодорожные, дорожные, трубопроводные и другие), а также ремонтные, медицинские, охраны тыла и другие.
5.3 Терроризм как серьёзная угроза национальной безопасности России.
3 Последние 15 лет международное сообщество испытывает всё возрастающий натиск терроризма. Для России на сегодняшний день терроризм является серьёзной угрозой национальной безопасности. Начинать выработку системы мер для защиты государства необходимо с чёткого определения терроризма как социально-правового явления, дифференциации актов терроризма по масштабам, объёму действий, количеству участников, мотивации и т.д. Терроризм может преследовать цели совершения действий серийных и разовых, осуществляться глобально и локально. Он может быть ориентирован на изменение политического строя, свержение руководства страны (региона), нарушение территориальной целостности, освобождение арестованных террористов, “расшатывание” стабильности и запугивание общества и провоцирование боевых действий (войны). Целесообразно установить и законодательно закрепить порядок, при котором каждое политическое, идеологическое, экономическое решение подвергалось бы экспертизе на антитеррористический эффект. Проработке подлежат проблемы мониторинга терроризма и антитеррористической деятельности, создания единого банка информации, разработки и внедрения методики оценки последствий террористических преступлений. Нужна новая редакция закона о безопасности, закона о чрезвычайном положении.
В течение последних 200 лет основным средством террора является применение взрывчатых веществ (ВВ) и взрывчатых устройств (ВУ). Террористы используют следующие способы взрыва:
— по истечении заданного времени замедления (с помощью механических часов, электронных схем, таймеров);
— по радиосигналу (с помощью радиоигрушек, мобильных телефонов, пейджеров);
— путём подачи импульса тока на электродетонатор по проводам;
— путём подключения потребителей энергии (телевизоры, радиоприёмники) к сети;
— при включении определённого потребителя электроэнергии в автомобиле (фары, звуковой сигнал).
При готовящемся взрывном теракте всегда есть демаскирующие признаки:
— припаркованный в неположенном месте автомобиль;
— бесхозный предмет с имеющимся на нём источником питания;
— провода, растяжки из проволоки, верёвки;
— необычное расположение контейнеров для мусора.
При подозрении на закладку или обнаружении ВУ необходимо:
— немедленно сообщить об обнаруженном предмете в милицию, органам власти;
— изолировать место с подозрительным предметом, не подходить к нему и не подпускать других;
— если дело происходит в помещении, эвакуировать персонал;
— исключить использование мобильных телефонов, радиосвязи, так как это может привести к срабатыванию ВУ.
Ликвидация последствий террористических актов взрывчатого характера осуществляется по единой схеме ликвидации последствий ЧС мирного и военного времени.
5.4. Вопросы и задания
Что включает в себя оборона государства?
Каково назначение Вооружённых сил РФ?
Перечислите рода войск в Вооружённых силах РФ.
Перечислите необходимые действия граждан при обнаружении взрывчатого устройств.
Белов С.В., Морозова Я. Л. Безопасность жизнедеятельности: Учебник. — М., 2001
Богоявленский И.Ф., Литвинов Е.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: Учебник — М., 2000
Хван Т. А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебник Ростов-на-Дону, 2003
Источник