Организация санитарной охраны территорий страны

Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2010 г. N 394-ФЗ в пункт 1 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

1. Санитарная охрана территории Российской Федерации направлена на предупреждение заноса на территорию Российской Федерации и распространения на территории Российской Федерации инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также на предотвращение ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека (далее — опасные грузы и товары). Ввоз на территорию Российской Федерации опасных грузов и товаров осуществляется в специально оборудованных и предназначенных для этих целей пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее — специализированные пункты пропуска). Перечень таких пунктов пропуска определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 2 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

2. Перечень инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

3. Не допускаются к ввозу на территорию Российской Федерации опасные грузы и товары, ввоз которых на территорию Российской Федерации запрещен законодательством Российской Федерации, а также грузы и товары, в отношении которых при проведении санитарно-карантинного контроля установлено, что их ввоз на территорию Российской Федерации создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний или массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).

Читайте также:  Энергетические ресурсы мира страны лидеры

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ в пункт 4 статьи 30 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 августа 2011 г.

4. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также таможенными органами в части проведения проверки документов в специализированных пунктах пропуска.

ГАРАНТ:

См. МУ 3.4.1179-02 «Санитарно-карантинный контроль на автомобильных пунктах пропуска через государственную границу РФ», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 5 декабря 2002 г.

При осуществлении санитарно-карантинного контроля в специализированных пунктах пропуска должностные лица таможенных органов проводят проверку документов, представляемых перевозчиком или лицом, действующим от его имени, при прибытии товаров и грузов на территорию Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу РФ, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора, утвержденную приказом ФТС России от 30 сентября 2011 г. N 1996

По результатам проверки документов должностными лицами таможенных органов принимается решение о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, либо об их немедленном вывозе с территории Российской Федерации, либо об их направлении в специально оборудованные и оснащенные места в специализированных пунктах пропуска для проведения досмотра товаров и грузов должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Порядок осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (в том числе порядок принятия таможенными органами решений по результатам проверки документов в специализированных пунктах пропуска и порядок определения видов товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и случаев, когда проводится досмотр товаров и грузов) определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Пункт 4.1 изменен с 28 августа 2020 г. — Федеральный закон от 13 июля 2020 г. N 194-ФЗ

4.1. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, на определенный период, а также порядок осуществления такого контроля.

По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:

о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;

о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита в специально оборудованные и оснащенные места назначения (доставки) для завершения санитарно-карантинного контроля должностными лицами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

о направлении товаров и грузов в специально оборудованные и оснащенные места в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, расположенных на территории свободного порта Владивосток и в Арктической зоне Российской Федерации, для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Информация об изменениях:

Статья 30 дополнена пунктом 4.2 с 21 октября 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Положения пункта 4.2 применяются до 1 января 2022 г.

4.2. Санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации вправе устанавливать компетенцию федеральных органов исполнительной власти по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, а также порядок осуществления такого контроля.

По результатам осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, определенных Правительством Российской Федерации из числа специализированных пунктов пропуска, с учетом системы управления рисками принимается одно из следующих решений:

о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;

о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти в соответствии с компетенцией, установленной Правительством Российской Федерации.

Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками, включающий в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы, а также стратегию и тактику применения системы управления рисками, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

Информация об изменениях:

Статья 30 дополнена пунктом 4.3 с 21 октября 2018 г. — Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 101-ФЗ

Положения пункта 4.3 применяются до 1 января 2022 г.

4.3. При осуществлении санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, указанные в пунктах 4 и 4.2 настоящей статьи, могут осуществлять между собой информационное взаимодействие в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

5. Порядок и условия осуществления санитарной охраны территории Российской Федерации, а также мероприятия по санитарной охране территории Российской Федерации устанавливаются федеральными законами, санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

Источник

Обеспечения санитарной охраны территории страны

Комплекс мероприятий по СОТ осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами предприятий и учреждений независимо от их организационно-правовых форм в соответствии с правилами, разработанными на основе федерального законодательства. В различные годы в стране действовали санитарные правила, которые изменялись и дополнялись с учетом складывающейся эпидемической обстановкой в мире и рекомендаций Международных медико-санитарных правил.

Изменившаяся в 90-е годы ХХ века политическая и социально-экономическая обстановка в стране, появление различных организационно-правовых форм собственности, создание новых границ свободных экономических зон, возросший объем международных транспортных перевозок как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях, увеличение миграционных потоков, в том числе из неблагополучных по целому ряду инфекционных заболеваний стран ближнего и дальнего зарубежья, значительно усложнили задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории. Поэтому в 1995 г. Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России были подготовлены и утверждены санитарные правила и нормы «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СанПиН 3.4.035.- 95, которые определили принципы обеспечения СОТ с учетом изменения структур государственной власти, форм собственности и реформирования санитарно-эпидемиологической службы в рамках федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991 г. Произошедшие в 1999 г. изменения федерального законодательства, касающейся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны (ФЗ 1999) потребовали очередного пересмотра ряда положений санитарных правил СанПиН 3.4.035.-95 в части касающейся правового регулирования отношений между субъектами международного транспортного сообщения и пограничной политики. Значительно расширило задачи СКК принятие Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», 2000 г., включающая положения по обеспечению санитарной охраны от завоза на территорию страны потенциально опасныхпродуктов, товаров и грузов. В настоящее время постановлением Главного государственного врачаРФ от 30 мая 2003 г. № 108 введены в действие и зарегистрированы в Минюсте РФ новые санитарные правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.1328 — 03», которые определили права и обязанности должностных лиц ГСЭС (Роспотребнадзора), определили их задачи по проведению санитарно-карантинного контроля, конкретизировали требования к организации и обустройству транспортных предприятий, обеспечивающих международное сообщение, специальные требования к проведению противоэпидемических мероприятий на территории страны в случае завоза или выявленияна территории страны опасных инфекционных заболеваний.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, мероприятия по санитарной охране проводятся в отношении следующих заболеваний: карантинных (холера, чума, желтая лихорадка); геморрагических лихорадок — Хунин (Аргентинская геморрагическая лихорадка), Мачупо (Боливийская геморрагическая лихорадка), Ласса, Марбург, Эбола; малярии, вызванной Plasmodium falciparum, Plasmodium vivax, Plasmodium malariae, Plasmodium ovale, а также заболеваний не установленной этиологии, сопровождающихся проявлениямисиндромов (острый респираторный, острый диарейный, неврологический, острый желтушный, острый геморрагический синдром).

Санитарная охрана территории страны обеспечивается проведением:

-санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских (речных) портах, аэропортах, автодорожных и железнодорожных переходах, открытых для международного сообщения в целях предотвращения завоза карантинных и другихболезней,ввоза потенциально опасных товаров и грузов;

-комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения карантинных и другихболезней на территории страны;

-комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий в случае завоза или выявления карантинных и других болезней, в том числе в эндемичных природных очагах;

введением, в случае угрозы распространения болезней, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, карантина или других ограничительных мероприятий.

Кроме того, представители государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют не только мероприятия по предупреждению завоза карантинных и других опасных инфекционных заболеваний, но и осуществляют контроль за ввозом на территорию страны потенциально опасныхпродуктов, товаров и грузов.

Направление деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, противочумных учреждений и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации четко определено в Приказе МЗ РФ от 05.02.2004 г. № 37 «О взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и проведения мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций», где вменено в обязанность руководителям органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздрава на всех уровнях:

·обеспечить взаимодействие при организации и проведении профилактических, противоэпидемических мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории и профилактики карантинных и других особо опасных инфекций;

·обмен информацией (оперативной, ежемесячной, годовой) о состоянии заболеваемости населения территории карантинными и другими особо опасными и природно-очаговыми инфекциями, результатах лабораторных исследований, обострении эпизоотической ситуации по особо опасным и природно-очаговым инфекциям;

·участие в работе Санитарно-противоэпидемических комиссий и Комиссий по чрезвычайным ситуациям, действующих при администрациях субъектов Российской Федерации;

·проведение эпидемиологической (эпизоотологической) экспертизы территорий природных очагов инфекций предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;

·заключение договоров о взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории и профилактики карантинных и других особо опасных инфекций.

Руководителям противочумных учреждений обеспечить:

·оказание методической, консультативной и при необходимости практической помощи центрам госсанэпиднадзора, органам и учреждениям здравоохранения;

·санитарно-эпидемиологический контроль за выполнением санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03) в центрах госсанэпиднадзора, выполняющих работы с биологическим материалом II группы патогенности;

·выборочный контроль противоэпидемической готовности учреждений, предназначенных для перепрофилирования в госпитальные и лабораторные базы в случае выявления больных (умерших), подозрительных на карантинные инфекции.

Основными направлениями взаимодействия противочумных учреждений, органов и учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии в регионах на транспорте (водном и воздушном) и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации при обеспечении санитарной охраны территории и проведении мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций являются:

·организация и обеспечение мероприятий по предупреждению завоза и распространения на территорию Российской Федерации инфекций, на которые распространяются санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (СП 3.4.1328-03);

·разработка и корректировка комплексных планов по санитарной охране территории республик, краев, областей, городов и районов от заноса и распространения карантинных инфекций, а также оказание помощи учреждениям здравоохранения в разработке оперативных планов по проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок и других инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения Российской Федерации и региона;

·контроль противоэпидемической готовности всех медицинских учреждений на случай возникновения очагов карантинных инфекций и контагиозных вирусных геморрагических лихорадок;

·проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных и других особо опасных инфекций;

·участие в обеспечении противоэпидемических мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, при угрозе или совершении террористических актов с применением биологических агентов;

·проведение анализа заболеваемости населения болезнями, вызываемыми возбудителями I-II групп патогенности, результатов исследования поверхностных водоемов на холеру, а также оценка состояния и прогнозирование эпидемиологической и эпизоотологической ситуации в природных очагах инфекций;

·подготовка специалистов лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, профилактики, обеспечения противоэпидемической готовности и выполнения санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03);

·организация и проведение тренировочных учений и занятий по проведению первичных мероприятий при выявлении больных (умерших) карантинными инфекциями.

Основными задачами противочумных учреждений являются:

·оказание консультативной, методической и практической помощи центрам госсанэпиднадзора, органам и учреждениям здравоохранения по вопросам организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий по карантинным и другим особо опасным болезням, их лабораторной диагностики, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03), при необходимости с выездом специалистов. Предложения противочумных учреждений по данным вопросам являются обязательными для выполнения центрами госсанэпиднадзора и учреждениями здравоохранения;

·проведение идентификации микроорганизмов II группы патогенности, направляемых субъектами Российской Федерации, а также диагностика инфекций не установленной этиологии;

·обеспечение оперативных выездов специалистов противочумных учреждений в субъекты Российской Федерации по распоряжению Роспотребнадзора для оказания практической помощи в локализации и ликвидации эпидемических очагов карантинных и других особо опасных инфекций;

·оказание на договорной основе практической помощи учреждениям госсанэпиднадзора и здравоохранения по профилактике, диагностике, проведению противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях, имеющих значение в краевой патологии субъектов Российской Федерации.

Инфекционные болезни, требующие взаимодействия противочумных учреждений, ТУ и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, органов и учреждений здравоохранения в организации и проведении профилактических и противоэпидемических мероприятий, необходимо осуществлять в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами «Санитарная охрана территории» (СП 3.4.1328-03) и Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2003 г. № 145 «Об отмене постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.04.2003 г. № 26 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения синдрома острого респираторного заболевания (SARS)».

Инфекционные болезни неустановленной этиологии, имеющие тенденцию к широкому (межгосударственному) эпидемическому распространению.

Особо опасные и природно-очаговые инфекции, вызываемые возбудителями II группы патогенности, включая тяжелый острый респираторный синдром.

Другие инфекционные болезни в условиях угрозы, реализации, развития чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, а также угрозы или совершения террористического акта с применением биологических агентов.

Источник

Оцените статью