АКТ): общая характеристика
Государства Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона
Бывших владений Великобритании и Франции
Интеграционные объединения с преимущественным участием
Группа Рио: общая характеристика
Группа Рио (исп. Grupo de Río) – постоянно действующий механизм политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по ключевым региональным и международным проблемам, включающий в себя ежегодные совещания президентов стран-членов, периодические встречи на уровне министров иностранных дел и, при необходимости, контакты министров по другим направлениям. Группа Рио была образована в 1986 г., став преемницей образованной в 1983 г. Контадорской группы. Дата основания: 18 декабря 1986 г.
Членами Группы Рио (в порядке их принятия) являются: Аргентина (1986 г.), Бразилия (1986 г.), Колумбия (1986 г.), Мексика (1986 г.), Панама (1986 г.), Перу (1986 г.), Уругвай (1986 г.), Венесуэла (1986 г.), Чили (1990 г.), Эквадор (1990 г.), Боливия (1990 г.), Парагвай (1990 г.), Коста-Рика (2000 г.), Сальвадор (2000 г.), Гватемала (2000 г.), Гондурас (2000 г.), Никарагуа (2000 г.), Доминиканская Республика (2000 г.), Белиз (2005 г.), Гаити (2008 г.), Гайана (2008 г.), Куба (2008 г.), Суринам (2009 г.), Ямайка (2009 г.).
На 23-м самите Группы Рио, который состоялся 22-23 февраля 2010 г. в Канкуне, было решено создать международную организацию, которая заменит Организацию американских государств (ОАГ), находящуюся под фактическим патронажем Вашингтона. Новое объединение получило название – Сообщество стран Латинской Америки и Карибского бассейна (CELAC). США и Канада не станут участниками этой организации. Одной из задач CELAC станет противовес региональной политике американской гегемонии.
Пока цели и формат организации окончательно не определены. Участники саммита в Канкуне лишь закрепили в итоговой декларации, что она будет политической и экономической и полностью заменит собой Группу Рио. Уставные документы, в которых будут прописаны все цели и задачи новой организации планируется принять на учредительном саммите CELAC – он был намечен на 5 июля 2011 года и пройдет в Каракасе.
Главное отличие CELAC от прочих региональных организаций на саммите в Канкуне было объявлено очень четко: она объединит все страны Латинской Америки и Карибов, но не будет включать в себя США и Канаду. Таким образом, новая организация призвана стать противовесом патронируемой США ОАГ.
Государства Африки, Карибского бассейна и Тихоокеанского региона, АКТ (англ. African, Caribbean and Pacific Group of States, ACP countries) – международная организация, объединяющая на сегодняшний день 79 стран (48 – в Африке, 16 – в Карибском бассейне и 15 – в Тихоокеанском регионе), большинство из которых являлись ранее колониями Великобритании и Франции.
Основополагающим документом организации является так называемое Джорджтаунское соглашение 1975 г., содержащее основные договоренности по совместной работе преимущественно в экономической сфере.
Основными целями организации являются экономическое развитие стран-участников, интеграция в мировую экономику, а также основание «нового, справедливого и честного мирового общественного устройства». С самого начала главной целью была координация экономических связей между странами АКТ и ЕС.
В последние годы страны-участники перенесли свое внимание со стран ЕС на мировое сообщество, проведя ряд мероприятий в рамках ВТО.
В период формирования Европейского сообщества европейские страны, имевшие бывшие колонии за пределами Европы, стремились сохранить свои особые отношения с ними. Таким образом, возникла идея «ассоциации» с зависимыми территориями, которая подразумевала предоставление им торговых концессий и оказание содействия развитию. Эта идея была формализована в I и II Конвенциях, подписанных в Яунде, в 1963 и 1969 гг. между Ассоциацией африканских государств (в основном бывшими французскими и бельгийскими колониями) и ЕС.
Затем на смену этим конвенциям пришли Ломейские конвенции, действовавшие с 1975 по 2000 гг. Они охватывали взаимоотношения ЕС со странами АКТ. Первая из них была подписана в 1975 г. в Ломе, столице Того (Западная Африка), 9 странами Западной Европы и 46 развивающимися странами АКТ. IV Ломейскую конвенцию в декабре 1989 г. подписали 12 стран ЕС и 70 стран АКТ. В ноябре 1995 г. на острове Маврикий была подписана обновлённая IV Ломейская конвенция, которую со стороны ЕС подписали уже 15 стран.
Если до середины 1970-х годов Западная Европа ориентировалась в основном только на связи с франкоязычными странами Западной Африки, то в последующие десятилетия, в связи с расширением ЕС, европейская внешняя политика стала развиваться по многим направлениям и охватила практически весь развивающийся мир.
I и II Ломейские конвенции были нацелены главным образом на содействие промышленному развитию стран АКТ, III – на обеспечение продовольственной безопасности. IV Ломейская конвенция, вступившая в силу в сентябре 1991 г., действовала десять лет. Основное внимание она уделяла долгосрочному развитию, в особенности частных инвестиций, малого бизнеса, содействию демократии и уважению прав человека, а также развитию островных государств. IV Ломейская конвенция представляла собой самый большой внешний бюджет ЕС – более 2 млрд евро в год.
Основным инструментом оказания помощи государствам АКТ являлся Европейский фонд развития (ЕФР). Реализация проектов ЕФР шло по пяти основным направлениям: стабилизация доходов от экспорта СТАБЕКС (STABEX) и СИСМИН (SYSMIN) для стран, зависящих от экспорта какого-либо минерала; помощь в ликвидации последствий катастроф; помощь беженцам; помощь структурным преобразованиям в экономике.
20 ноября 1996 г. была опубликована так называемая «Зелёная книга», подводившая итоги 25-летия Ломейских конвенций. 23 июня 2000 г. на 25-й встрече АКТ-ЕС на уровне министров в столице Бенина г. Котону был подписан новый договор о партнёрстве между ЕС и странами АКТ, определявший принципы сотрудничества сторон на ближайшие 20 лет. Договор получил название «Договор Котону». Под документом поставили свои подписи не только представители 15 государств ЕС и 71 страны АКТ, но и 6 островных государств Тихоокеанского региона – Островов Кука, Республики Науру, Республики Палау, Республики Маршалловы острова, Ниуэ, а также Федеративных штатов Микронезии, приглашенных принять участие в договоре в качестве новых участников. Из 78 стран группы АКТ Договор Котону не подписала только Куба.
Одной из основных целей договора является постепенная и гармоничная интеграция стран АКТ в систему мировой экономики на базе консолидации процессов региональной интеграции внутри самой группы АКТ. Базовые принципы сотрудничества – уважение прав человека, демократических норм, верховенства закона, а также режим справедливого правления – дополнены в договоре политическим диалогом между партнерами, который является теперь основным фактором для предоставления финансовой помощи ЕС. Важными новациями являются дифференциация помощи, привлечение гражданского общества к сотрудничеству, поощрение частного сектора, а также поддержка проектов, связанных с охраной окружающей среды и добычей полезных ископаемых. Договор предусматривает поэтапный процесс перехода к новому торговому режиму, который не будет более базироваться на односторонних преференциях, а будет постепенно формировать систему, основанную на принципах взаимности. Этапами этого процесса должны стать региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые, вступив в силу в 2008 г., подготовят создание свободных экономических зон в 2020 г. Однако менее развитые страны АКТ, не готовые к подписанию региональных соглашений, будут продолжать пользоваться выгодами преференциального режима.
1 апреля 2003 г. Договор Котону вступил в силу. Страны АКТ остаются в качестве одного из приоритетных направлений внешнеполитической линии Евросоюза в новом многополюсном мире. В Африке ЕС намерен продолжать сотрудничество с Западноафриканским экономическим и валютным союзом, Сообществом развития стран Южной Африки, Экономическим сообществом стран Западной Африки, Восточноафриканским сообществом. Поддерживается диалог ЕС с Африканским союзом. В целом, политика Европейского союза в отношении развивающихся стран претерпевает в настоящее время существенные изменения, которые можно условно разделить на 4 категории:
1) радикальный пересмотр администрирования внешней помощи, особое внимание уделяется усилению координации и эффективной реализации программ помощи. Для этих целей в январе 2001 г. был учреждён специальный орган – Центр сотрудничества по оказанию европейской помощи, который занимается координацией всех программ внешней помощи и содействия Евросоюза;
2) переориентация программ помощи ЕС, которые становятся похожи на проекты других международных доноров, таких, как Всемирный банк и Международный валютный фонд, то есть основное внимание в них уделено политическому диалогу, управлению и стабильному развитию;
3) усилия по приведению политики развития Евросоюза в соответствие с правилами ВТО;
4) новая стратегия открытия рынка для самых бедных стран: в сентябре 2000 г. Европейская комиссия предложила 48 беднейшим странам беспошлинный выход их товаров на европейский рынок к 2005 г. Эта инициатива под названием «Всё, кроме оружия» начала реализовываться в 2001 г.
На сегодняшний день в группу АКТ входят 79 государств, 38 стран АКТ включены ООН в список 48 наименее развитых стран мира. Из 79 стран АКТ только Либерия и Эфиопия не являются бывшими колониями государств – членов ЕС. Не все бывшие колонии европейских стран входят в группу АКТ (например, бывшие британские колонии Индия и Пакистан). Отдельное соглашение с Европейским союзом имеет ЮАР, не являвшаяся полноправным участником Ломейских конвенций.
Африка: Ангола, Бенин, Ботсвана, Буркина-Фасо, Бурунди, Джибути, Габон, Гамбия Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кабо-Верде, Кения, Коморы, Кот-д’Ивуар, ДР Конго, Республика Конго, Лесото, Либерия, Мавритания, Маврикий, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сенегал, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд,тСейшельские Острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Судан, Танзания, Того, Уганда, ЦАР, Чад, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Эфиопия, ЮАР.
Карибский бассейн: Антигуа и Барбуда, Багамы, Барбадос, Белиз, Доминика, Доминиканская Республика, Гренада, Гайана, Гаити, Куба, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Суринам, Тринидад и Тобаго, Ямайка.
Тихоокеанский регион: Вануату, Восточный Тимор, Кирибати, Острова Кука, Маршалловы Острова, Микронезия, Науру, Ниуэ, Палау, Папуа – Новая Гвинея, Соломоновы Острова, Самоа, Тонга, Тувалу, Фиджи.
Государства АКТ управляются генеральным секретариатом со штаб-квартирой в Брюсселе (Бельгия). Ещё одно представительство открыто в Женеве (Швейцария).
Основными органами АКТ являются: Совет министров АКТ; Комитет послов АКТ; Парламентская ассамблея АКТ; Совет министров АКТ-ЕС, куда входят министры от стран ЕС и АКТ, а также представитель Комиссии, принимающий решения; Комитет послов АКТ-ЕС, состоящий из постоянных представителей всех стран – членов ЕС, представителя Европейской комиссии и глав миссий государств АКТ в ЕС и выполняющий исполнительные и управленческие функции; Совместная ассамблея АКТ-ЕС, состоящая из одного избираемого представителя от каждой страны, участвовавшей в IV Ломейской конвенции, и равного числа членов Европейского парламента. Это консультативный орган, собирающийся два раза в год; Центр развития предпринимательства; Технический центр сельского хозяйства и земледелия.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник
Соглашение Котону — Cotonou Agreement
Соглашение Котону является договор между Европейским союзом и странами Африки, Карибского бассейна и Тихого океана группы государств ( «стран АКТ»). Он был подписан в июне 2000 года в Котону , крупнейшем городе Бенина , 78 странами АКТ ( Куба не подписывала) и пятнадцатью государствами-членами Европейского Союза. Он вступил в силу в 2003 году и впоследствии пересматривался в 2005 и 2010 годах.
Содержание
Соглашение Котону направлено на сокращение и, в конечном итоге, искоренение нищеты , способствуя при этом устойчивому развитию и постепенной интеграции стран АКТ в мировую экономику . Пересмотренное Соглашение Котону также касается борьбы с безнаказанностью и поощрения уголовного правосудия через Международный уголовный суд .
Основные принципы
Соглашение Котону заменило Ломейскую конвенцию , которая была основой сотрудничества АКТ и ЕС в области развития с 1975 года. Соглашение Котону, однако, гораздо шире по масштабам, чем когда-либо существовавшие ранее договоренности. Он рассчитан на 20 лет и основан на четырех основных принципах:
- Равенство партнеров и ответственность за стратегии развития . В принципе, государства АКТ должны определять, как должны развиваться их общества и их экономика.
- Участие . Помимо центрального правительства как основного участника, партнерство в рамках Соглашения Котону открыто для других участников (например, гражданского общества , частного сектора и местных органов власти ).
- Диалог и взаимные обязательства . Соглашение Котону — это не просто горшок с деньгами. Подписавшие взяли на себя взаимные обязательства (например, уважение прав человека ), которые будут контролироваться посредством постоянного диалога и оценки.
- Дифференциация и регионализация . Соглашения о сотрудничестве будут различаться в зависимости от уровня развития каждого партнера, его потребностей, производительности и долгосрочной стратегии развития. Особый режим будет предоставляться странам, которые считаются наименее развитыми или уязвимыми ( не имеющие выхода к морю или островные государства ).
Политическое измерение
Соглашение Котону призвано заложить более прочную политическую основу для сотрудничества в области развития между АКТ и ЕС. Таким образом, политический диалог является одним из ключевых аспектов договоренностей и направлен на решение новых вопросов, которые ранее выходили за рамки сотрудничества в целях развития, таких как мир и безопасность, торговля оружием и миграция.
Кроме того, элемент « надлежащего управления » был включен в качестве «существенного элемента» Соглашения Котону, нарушение которого может привести к частичному или полному приостановлению сотрудничества в целях развития между ЕС и страной, нарушившей закон. Кроме того, было решено, что серьезные случаи коррупции , включая взяточничество, могут вызвать процесс консультаций и, возможно, привести к приостановке помощи.
Новые актеры
Вторая новая особенность Соглашения Котону касается участия негосударственных субъектов и местных органов власти в сотрудничестве в целях развития. Теперь они считаются дополнительными участниками центральных правительств, которые традиционно были ключевыми участниками сотрудничества между ЕС и странами АКТ.
Хотя правительства АКТ по-прежнему несут ответственность за определение своей собственной стратегии развития, негосударственные субъекты и местные органы власти теперь участвуют в консультациях по ее формулированию. Кроме того, им предоставляется доступ к финансовым ресурсам и они участвуют в реализации . Они также получают поддержку в наращивании потенциала . Технический центр сельскохозяйственного и сельского сотрудничества АКТ-ЕС (CTA) работает в рамках Соглашения Котону АКТ-ЕС с миссией «укрепление политики и развитие институционального потенциала и управления информацией и связи потенциала АКТ организаций сельского хозяйства и развития сельских районов» . Частично это делается через журнал Spore , который широко распространяется в штатах АШП.
Соглашение Котону уделяет особое внимание частному сектору как инструменту устойчивого экономического развития. В Котону была представлена новая комплексная программа для поддержки частного сектора стран АКТ с помощью новых инструментов, таких как доступ к финансированию через Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Торговое сотрудничество
Вероятно, самое радикальное изменение, внесенное Соглашением Котону, касается торгового сотрудничества. После принятия Первой Ломейской конвенции в 1975 году ЕС предоставил странам АКТ невзаимные торговые преференции . Однако в соответствии с Соглашением Котону эта система была заменена Соглашениями об экономическом партнерстве (СЭП), новой схемой, которая вступила в силу в 2008 году. Эти новые соглашения предусматривают взаимные торговые соглашения, а это означает, что не только ЕС предоставляет беспошлинный доступ к его рынки для экспорта АКТ , но страны АКТ также предоставляют беспошлинный доступ на свои собственные рынки для экспорта ЕС.
Однако в соответствии с принципом дифференциации Котону, не все страны АКТ должны открывать свои рынки для товаров из ЕС после 2008 года. Группа наименее развитых стран может продолжить сотрудничество в рамках договоренностей, достигнутых в Ломе, или « Все, кроме оружия ». регулирование.
С другой стороны, страны, не входящие в список наименее развитых стран, которые решают, что они не могут вступать в СЭП, могут, например, быть переданы в Общую систему преференций ЕС (ВСП) или Специальную систему стимулирования устойчивого развития и надлежащего управления (ВСП + ).
Программирование
Соглашение Котону вводит идею партнерства, основанного на результатах, и отказывается от «прав на помощь», таких как фиксированные ассигнования, независимо от результатов деятельности.
Согласно новому соглашению, ЕС может быть более избирательным и гибким в способах распределения и использования ресурсов развития. Распределение помощи основано на оценке потребностей и показателей страны и включает возможность регулярно корректировать финансовые ресурсы соответствующим образом. На практике это означает, что больше денег можно направить «хорошим исполнителям» и что доля «плохих исполнителей» может быть уменьшена.
Помощь предоставляется странам АКТ в пятилетнем цикле в соответствии с Финансовым протоколом Соглашения Котону. В рамках девятого Европейского фонда развития (EDF) (2002–2007 гг.) Региону АКТ было выделено 13,5 млрд евро.
Бюджет 10-го EDF (2008–2013 гг.) Значительно увеличился в размере 22,7 млрд евро, из которых 5,6 млрд евро выделено на поддержку региональных программ, особенно инвестиций в региональные африканские инфраструктурные проекты в рамках Партнерства ЕС-Африка в области инфраструктуры, которое было начато в октябре 2007 года. в Аддис-Абебе , Эфиопия, Комиссией Африканского союза (AUC) и Европейской комиссией .
Благодаря гибкости, обеспечиваемой Соглашением Котону, 10-й EDF позволяет ЕС направлять больше средств помощи (так называемых «стимулирующих сумм») странам, которые улучшают свое управление, особенно финансовую, налоговую и правовую системы. Хотя некоторые средства 10-го EDF были зарезервированы на непредвиденные нужды (например, связанные с гуманитарной и чрезвычайной помощью или компенсациями FLEX), большая часть из них запрограммирована в многолетних рамках на 2008–2013 годы. В первой половине 2012 года началось программирование 11-го EDF, в котором для географических программ впервые будут участвовать Европейская служба внешних действий, а также Европейская комиссия . По состоянию на начало 2012 года большая часть деталей процесса программирования содержалась во внутренних документах европейских институтов, однако независимый анализ и описание процесса были предоставлены независимым фондом Европейского центра управления политикой развития (ECDPM).
Борьба с безнаказанностью
Признавая, что безнаказанность является одним из факторов, способствующих циклам насилия и отсутствия безопасности, преамбула и статья 11.6 пересмотренного Соглашения Котону включают четкое обязательство государств АКТ и ЕС бороться с безнаказанностью и содействовать правосудию через Международный уголовный суд . Поскольку Международный уголовный суд основан на принципе взаимодополняемости, пересмотренное Соглашение Котону 2005 года вводит новшества с обязательствами по обеспечению судебного преследования за наиболее серьезные преступления на национальном уровне и посредством глобального сотрудничества. Кроме того, статья 11.6 Соглашения содержит четкое положение, обязывающее государства-участники:
а) делиться опытом принятия правовых поправок, необходимых для ратификации и применения Римского статута Международного уголовного суда, и b) бороться с международной преступностью в соответствии с международным правом с должным учетом Римского статута. Стороны будут стремиться предпринять шаги для ратификации и выполнения Римского статута и связанных с ним документов.
Редакция
В соответствии с положением о пересмотре Соглашение Котону дважды подвергалось пересмотру для повышения эффективности и качества партнерства АКТ-ЕС. Первая редакция была проведена в Люксембурге 25 июня 2005 года, а пересмотренное Соглашение вступило в силу 1 июля 2008 года.
Вторая редакция Соглашения о партнерстве между АКТ и ЕС была подписана на 35-м заседании Совета министров АКТ-ЕС, состоявшемся в Уагадугу , Буркина-Фасо , 22 июня 2010 года и временно вступила в силу 1 ноября 2010 года.
Критика
Утверждалось, что, хотя основной опорой Соглашения Котону является сокращение бедности, помощь, выделенная Африке в рамках 9-го EDF , оказала ограниченное влияние на большинство бедных.
Источник