Организация учителя экскурсии по школе

Экскурсии как форма работы учителя

Экскурсии – один из основных видов занятий и особая форма организации работы по всестороннему развитию детей, нравственно-патриотическому, эстетическому воспитанию, но в то же время одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. Экскурсии являются наиболее эффективным средством комплексного воздействия на формирование личности ребенка. Познавательный интерес, потребность получать новые знания формируются, если постоянно заботиться о расширении кругозора ребенка – прогулки, знакомства с памятными местами и т.д. Экскурсия как живая, непосредственная форма общения развивает эмоциональную отзывчивость, закладывает основы нравственного облика. Правильная организация наблюдений способствует формированию таких важных качеств человека, как наблюдательность и внимание, которые способствуют обогащению знаний об окружающем мире. Поэтому в своей педагогической деятельности я с удовольствием применяю такую методику проведения занятий, как урочные и внеурочные экскурсии.

За свою 30-летнюю педагогическую деятельность мною проведено около 25 экскурсий (с общим количеством 750 обучающихся) с выездом за пределы Республики Марий Эл. Их я организовывала и проводила не только как классный руководитель, но и как учитель-предметник для всех учащихся, которые изучают географию и ИКН. Таким образом мною были организованы экскурсионные поездки в Болдино, Саранск, Суздаль, Владимир, Нижний Новгород, Казань, Новочебоксарск, Васильсурск. Многократно выезжали в музеи и театры г. Чебоксары и г. Йошкар-Олы, так как они расположены недалеко от Козьмодемьянска и не так обременительны для родителей обеспечить эти поездки в финансовом плане. Объектами экскурсий были памятные места, экспозиции государственных музеев, картинных галерей, постоянные и временные выставки, также во время экскурсий посещались планетарии, высшие учебные заведения, организовывались встречи с интересными людьми, к примеру, с киноактером В. Лановым.

Читайте также:  Как интересно рассказывать экскурсии

Экскурсионные поездки имели позитивные результаты: участники экскурсий обогащали свой багаж знаний новыми, также приобретали необходимый опыт общения друг с другом и другими людьми во внеурочном пространстве. Экскурсии помогают выстраивать позитивные взаимоотношения родителей и школы: во всех поездках особую помощь оказывал мне как учителю и классному руководителю родительский комитет каждого класса. Если уметь доступно объяснить родителям о необходимости проведения экскурсий, отказа отпустить в дальнюю поездку своего ребенка от родителей не будет. Конечно, я понимаю, какую огромную ответственность я беру на себя на время экскурсионного выезда, однако при хорошей организации мероприятия риск сводился всегда к нулю. Я рада, что по возвращению из экскурсий всегда получала лишь слова благодарности как от детей, так и от их родителей.

Исходя из всего выше сказанного отмечу, что экскурсию можно отнести к одним из самых популярных педагогических методик в предоставлении дополнительных знаний по предметам. Эта методика результативна, актуальна во все времена, т.к. живое общение не заменят никакие презентации.

Источник

Экскурсионная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы)

Дата публикации: 12.08.2013 2013-08-12

Статья просмотрена: 1325 раз

Библиографическое описание:

Александров, И. Н. Экскурсионная работа в общеобразовательной школе (из опыта работы) / И. Н. Александров, Л. А. Сергиенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 9 (56). — С. 350-352. — URL: https://moluch.ru/archive/56/7632/ (дата обращения: 29.04.2021).

Одной из составляющих гражданско-патриотического воспитания нашей школы является экскурсионная работа. Она имеет ряд важных задач: патриотическое, эстетическое, культурологическое воспитание. Экскурсионная работа может проходить по следующим направлениям: пешеходные экскурсии (история Москвы, её архитектура); автобусные экскурсии с посещением музеев Москвы, Подмосковья; экскурсии по Подмосковью и древним русским городам России; экскурсии по литературной, искусствоведческой, военно-исторической тематике; экскурсии на производство.

В нашей школе различают учебные (тематические), научные, общеобразовательные, культурно-просветительные, культурно-воспитательные и развивающие экскурсии. Тематические экскурсии помогают учителям-предметникам познакомить детей с материалом по предмету. Педагоги видят в них эффективную форму приобретения знаний и важное средство патриотического воспитания. Например, учителя литературы в 11 классе готовят и проводят тематическую экскурсию в музей М. А. Булгакова в Москве. Учащиеся посещают первую московскую квартиру писателя на Большой Садовой, дом 10, квартира 50. Здесь писатель прожил с 1921 по 1924 г. и написал свои первые московские произведения «Псалом», «№ 13 дом Эльпит-Рабкоммуна» «Зойкина квартира», роман «Мастер и Маргарита» и другие» [1].

«В этой прогулке учащиеся смогут окунуться в таинственные события романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»: знакомство М.Берлиоза и И.Бездомного с «профессором черной магии» Воландом, происшествие в ресторане «Грибоедов», судьбоносную встречу Мастера и Маргариты в «кривом, скучном переулке» [1]. Учащиеся узнают интересные и малоизвестные адреса московской биографии М. А. Булгакова: первое московское жилье писателя на Большой Садовой, Патриаршие пруды и многие другие загадочные адреса Булгаковской Москвы.

Развивающие экскурсии связаны с общим формированием учащихся. Cначала определяется тема экскурсии. После этого записываются вопросы, которые интересуют ребят, изучается местность, ее достопримечательности, составляется маршрут. Вся эта работа, проводимая в классе под руководством учителя, активизирует внимание, мышление, интерес учащегося к предстоящей экскурсии. Таким образом, учащиеся нашей школы на экскурсию отправляются подготовленными к восприятию материала. Слушая экскурсовода, ребята пополняют свои знания.

Например, выбрав экскурсию в Суздаль, ребята узнали, что в городе-заповеднике собраны старые деревянные избушки, древние монастыри и церкви.

Город Суздаль связан с именем Юрия Долгорукого, а также с именами Виноградова Д. И. (учёный, основоположник производства российского фарфора), Лопухиной Е. Ф. (жена Петра I, монахиня Покровского монастыря), Пожарского Д. М.(князь, полководец, государственный деятель) и других известных людей. Здесь снимали многие фильмы: «Женитьба Бальзаминова» (1964), «Метель» (1964), «Андрей Рублёв» (1966), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978), «Чародеи» (1982), «Мёртвые души» (1984), «Пётр Великий» (США, 1985) и другие.

Отправляясь на экскурсию в Суздаль, многие взяли с собой фотоаппараты и записные книжки. И как итог экскурсии — выпуск стенгазеты и написание сочинения. Темы могут быть самыми разными. Например, «Роль древних городов в становлении государства Российского», «Мой любимый город России». Таким образом, у детей выстраивается следующая цепочка во время посещения экскурсии: наблюдение — рассмотрение — исследование — обобщение — написание сочинения (или подготовка стенгазеты). У учащихся формируется эстетическое восприятие (умение воспринимать материал) и историческое восприятие (умение находить важное или ошибки в материале).

У каждого вида экскурсий свои особенности. У автобусных экскурсий обязателен выход из автобуса и осмотр памятников, у музейных — знакомство с материалом, расположенных на стендах, у производственных — демонстрация действующих объектов.

Например, основной достопримечательностью города Дмитрова является Дмитровский Кремль. Он окружен крепостным валом XII века общей протяженностью около 980 метров. Рядом с ним находится памятник основателю Дмитрова князю Юрию Долгорукому(скульптор В. Церковников), памятник святым Кириллу и Мефодию; памятник священномученику Серафиму и другие. После этой экскурсии учащимся предлагается написать сочинение на тему «Описание памятника», «Посещение музея».

Каждой экскурсии предшествует долгая, кропотливая работа всего ученического коллектива. Такая работа сближает детей, учит их работать сообща, вместе готовить отчеты о проделанной работе и экскурсии.

Наша школа проводит много экскурсий на производства, где ребята не только знакомятся с историей основания, развития отрасли, но и участвуют в мастер-классах, организованных на большинстве предприятий. Дети часто на собственном опыте узнают о специфике определенного производства.

Так были организованы и подготовлены экскурсии на производства на завод игрушек в Клин, на молочный завод “Очаково”, в агропромышленный комплекс “Московский”, музей ретро-автомобилей, основу которого составляют машины из коллекции «Моторы Октября». Среди них довоенные ГАЗ и знаменитая «Эмка», машины сталинской эпохи, военная трехтонка ЗиС -5 и представительский ЗиС-110. Вся линейка «Москвичей»: от редчайшего КИМ -10 и «Москвич» 400–421 до последних моделей завода. Такие экскурсии играют важную роль в профориентационном выборе учащихся. Может быть, в дальнейшем учащиеся свяжут свою жизнь с автомобилестроением и смогут воплотит в жизнь мечту о совершенном отечественном автомобиле.

Программу каждой экскурсии ребята обсуждают и готовят. Эти экскурсии — всегда соприкосновение с историей России. Главное не забывать, что вся урочная и внеурочная деятельность направлена на воспитание энергичного, неравнодушного члена общества, способного сохранить и приумножить достижения наших предков, историю своей страны.

Например, в День призывника можно посетить 27-ую отдельную мотострелковую бригаду. Она находится в Подмосковье (поселок Мостренген). Здесь можно познакомиться с солдатским бытом и посмотреть показательные выступления роты Почетного караула Военной комендатуры города Москвы, а затем попробовать настоящую солдатскую кашу.

Экспонаты, представленные в музее Боевой Славы войсковой части, отражают героический и славный путь воинского соединения. Учащимся показывают казармы, где представлен в полной мере быт военнослужащих (спальные помещения, учебные классы, комнаты отдыха).

На смотровой площадке представлено оружие и виды боевой техники, находящееся на вооружении. В ходе экскурсии военнослужащие знакомят учащихся с тактико-техническими характеристиками вооружения и военной техники, форменным обмундированием, используемым военнослужащими в различных ситуациях.

Особое впечатление производит показательное выступление группы захвата, где демонстрируется физическая сила и приемы рукопашного боя со стрельбой из автоматов, подрывом взрывпакетов, что создаёт эффект реального боя.

29 августа 1949 год является датой создания Ракетно-ядерного щита России. 30 сентября 2009 года в концертном зале Центрального музея Великой Отечественной войны на Поклонной горе отмечался 60-летний юбилей ядерного щита нашей Родины. Здесь собрались школьники Западного округа и ветераны атомной энергетики, подразделений особого риска, атомного флота, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

Очень важно, что наши школьники воочию увидели этих людей, узнали из презентации и выступлений ветеранов об их подвиге — создании Ядерного щита России.

Путешествуя по древним городам России, каждый ученик открывает для себя что-то новое. Экскурсионные маршруты помогают увидеть исторический облик города, его пригородов, познакомиться с уникальными памятниками материальной и духовной культуры народа, приобщат к богатому историческому наследию России.

Источник

Урок-экскурсия. Как организовать и провести урок-экскурсию. Ошибки начинающих учителей

Превратить учебу в увлекательное действие, вовлечь детей в разные виды деятельности, мотивировать их познавательную активность, развивать умения и способности детей позволит такая форма обучения, как урок-экскурсия. На таких занятиях ученики могут установить связь между учебой и реальной жизнью, изучить объекты, явления, процессы в естественной среде. Наглядность, доступность, научность, связь теории и практики — эти дидактические принципы реализуются на уроках-экскурсиях.

Типы уроков-экскурсий

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

  • Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы. Например, первый урок биологии в 5 классе по разделу «Растения», посвященный разнообразию мира растений, можно провести на природе, на пришкольном участке, в ботаническом саду. Дети ознакомятся с травами, кустарниками и деревьями, уточнят понятия о светолюбивых и теневыносливых, дикорастущих и культурных, лиственных и хвойных растениях.
  • Экскурсия по определенной теме. Например, тема «Творчество С.Т. Аксакова» изучается в Литературном музее.
  • Итоговая экскурсия, систематизирующая знания по разделу или курсу. Последние в учебном году уроки биологии и географии, посвященные взаимодействию человека и природы, лучше провести на экологической тропе.

Подготовка к уроку-экскурсии

Подготовка интересного и эффективного урока всегда требует достаточно много времени. Учитель должен четко определить цель и задачи экскурсии и продумать ее содержание в соответствии с ними.

Объекты для экскурсии должны быть подобраны таким образом, чтобы до них можно было легко и быстро добраться. Они должны представлять познавательную ценность, быть интересными. Важно учитывать и требования безопасности, например, не стоит вести детей в ветхое здание, каким бы ценным в историческом отношении оно ни было.

Педагог заранее продумывает, как будет проводить урок, какие методы применять, как вовлекать детей в познавательную деятельность, в активное восприятие. Он готовит материалы, пользуясь различными источниками, составляет маршрут, пишет краткий, но емкий и интересный текст об объектах экскурсии, готовит творческие задания для детей.

Кроме этого, учителю необходимо заранее пройти маршрутом планируемой экскурсии. Это нужно для того, чтобы:

  • легко ориентироваться на маршруте;
  • просмотреть хронометраж, ведь для младших школьников не рекомендуются экскурсии длительностью больше часа, а для старших — более двух уроков;
  • уточнить описания объектов, при необходимости внести изменения.

Даже если экскурсия будет проходить в музее, картинной галерее, театре и т. д., учителю нужно заранее посетить эти места. Если саму экскурсию будет проводить экскурсовод, стоит обговорить с ним, на какие вопросы следует обратить особое внимание.

На помощь учителю могут прийти ученики, которые получили опережающее задание узнать что-то интересное о конкретных объектах и подготовить небольшой рассказ о них. А в школьных музеях часто именно учащиеся являются экскурсоводами по определенным темам.

План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока.

  1. Организационно-мотивационная часть. Учитель сообщает учащимся тему, цель, задачи урока, знакомит с основными вопросами и объектами экскурсии, напоминает о технике безопасности. На этом этапе можно дать ребятам карточки, на вопросы которой они должны ответить в ходе показа или после него, заранее сообщить виды творческих работ.
  2. Актуализация опорных знаний. Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть, в которой ученики должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы, делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия. Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Ученики делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги. Учитель оценивает работу учащихся, дает творческие задания на дом: сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др. Наиболее интересные работы можно разместить на сайте школы, чтобы с ними могли ознакомиться другие ученики и родители.

Куда можно оправиться на экскурсию

Объект экскурсии выбирается в зависимости от цели и задач урока. Иногда может быть достаточно выйти на пришкольный участок, чтобы ознакомиться с растущими там видами растений, с сезонными изменениями в природе или посмотреть, как проводятся наблюдения над погодой в метеоплощадке.

Во многих школах есть свои школьные музеи краеведческого направления, где также можно проводить такие уроки.

Интересны уроки-экскурсии по городу, когда изучаются исторические памятники, знаменательные места. Важно только не увлечься и не затянуть ее, лучше подготовить серию небольших маршрутов, чем один долгий и утомительный.

Много полезной и интересной информации можно получить в музеях.

Объектами экскурсий могут быть учебные заведения, промышленные, сельскохозяйственные и транспортные предприятия. И конечно, памятники природы родного края.

Если же возможности побывать на нужных объектах нет, то на помощь придут виртуальные экскурсии. Многие музеи на своих сайтах предоставляют такую возможность. А при изучении географии и истории с помощью современных компьютерных технологий можно посетить практически любую точку мира.

Уроки-экскурсии: универсальная форма для всех школьных предметов

Подобрать тему для урока-экскурсии можно практически по любому предмету. Исторические памятники, музеи, улицы, названные именами героев, можно посетить на уроках истории. Парки, зоосады, природные объекты ждут юных биологов.

На уроках географии можно совершить экскурсию на практически любую форму рельефа, гидрографический объект (реку, озеро). Ребята не только любуются красотой природы и слушают рассказ учителя, но проводят измерения (например, размеры озера, температуру воды в нем, скорость течения реки и т. п.), съемку участка местности, изучают почвенный профиль. География населения и хозяйства России уже подразумевает посещение предприятий.

Уроки русского языка и литературы можно проводить в виде экскурсии в библиотеку, в дома-музеи писателей и поэтов. Это же касается и преподавания родных языков.

Такие предметы как физика, химия, технология требуют хотя бы одной экскурсии в год на предприятия. Там ученики смогут воочию убедиться, как работают физические и химические законы при разных технологических процессах. Это способствует также и профессиональной ориентации учеников старших классов. Привлечение к проведению урока специалистов, которые могут досконально объяснить процесс и которым обычно дети задают вопросов больше, чем учителю, только повысит эффективность экскурсии.

И очень большие возможности для экскурсий открывает изобразительное искусство. Это и художественные музеи, и дома-музеи, и путешествия по местам, изображенным художниками-земляками, и объекты старинной и современной архитектуры.

В большинстве сельских школ есть маршрут для экскурсий, где можно расширить и углубить знания по естественным наукам. Это экологические тропы. На ней лучше проводить интегрированные уроки химии, биологии, географии.

Для учеников начальных классов найдется довольно много экскурсионных объектов и внутри школы. Им будет интересно посетить учебные кабинеты любых «взрослых» предметов, школьный музей, мастерские, компьютерные классы, посмотреть школьную столовую «изнутри». А для первоклассников после изучения букваря можно устроить очень полезную экскурсию в библиотеку. Здесь экскурсию по разделам библиотеки могут провести герои любимых книг, библиотекарь объяснит, как искать книгу по каталогу. А в конце ребят торжественно посвятят в читатели.

Ошибки при проведении урока-экскурсии

Иногда проведенная экскурсия не достигает поставленной цели этому могут быть следующие причины:

  • Учитель увлекается рассказом в ущерб показу, что нарушает принцип наглядности. Если есть возможность, дети должны все посмотреть, понюхать, потрогать, пощупать, «попробовать на зуб». Они сами должны убедиться в свойствах предмета, лично ознакомиться с ним. Разумеется, речь не идет о музейных экспонатах под стеклом.
  • Не соблюдается логика показа объектов, нарушена хронология, перепутана последовательность. А это вносит сумятицу и затрудняет восприятие.
  • Объекты показываются каждый по отдельности, не связанно друг с другом. Получается своего рода калейдоскоп, в котором трудно найти общее для всех элементов.
  • Ученики — пассивные получатели знаний, не вовлечены в познавательную деятельность. Чтобы такого не было, учитель должен при подготовке к уроку-экскурсии грамотно подготовить вопросы и задания для учащихся, точно поставить перед ними четкую цель и объяснить задачи.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

А вы проводите уроки-экскурсии? Поделитесь с нами своими идеями в комментариях.

Источник

Оцените статью