Организующие признаки музейной экскурсии

Особенности музейной экскурсии

Музейная аудитория – это совокупность всех посетителей музея, включая те группы, которые по тем или иным причинам пока еще не входят в орбиту деятельности музея, но являются потенциальными посетителями в будущем. Это особенность, которая обязательно учитывается при составлении экскурсий.

Как и любой экскурсии, музейной присуща коллективность осмотра. На экскурсии приходит, по выражению И. М. Гревса, «группа ищущих знаний», на момент участия в экскурсии представляющая собой определенное социально‑психологическое целое, основанное на общности интереса, переживаемых эмоций и настрое на восприятие информации (знаний), который экскурсовод должен закрепить и реализовать.

Для всех форм публичности характерен особый психологический климат, который роднит экскурсию со спектаклем или концертом. Каждый участник экскурсии в результате ощущает себя частью единого организма. Это единство возглавляет экскурсовод, организующий все действо согласно своим замыслу и воле.

Организующие признаки музейной экскурсии:

• тематичность – всякая экскурсия имеет заявленную тему;

• наличие маршрута – по этому пути движется вся экскурсия для раскрытия темы.

• приоритет зрительных впечатлений – главный признак музейной экскурсии (Н. А. Гейнике, А. В. Бакушинский). Экскурсовод уделяет большее внимание показу, созерцанию, наблюдению, а рассказ – лишь пояснение к показу;

• моторность – двигательная активность экскурсантов для созерцания объектов в разных ракурсах согласно задумке экскурсовода;

• пространственность (территория всего музея, отдельная экспозиция, фондохранилище), поэтому ее специфику определяют характер музейной среды и экспонаты. Вот почему экскурсии в художественном музее отличны от экскурсии в музее‑заповеднике, краеведческом, естественнонаучном и др.

Все музейные экскурсии подразделяются:

1. По месту проведения: по экспозиции, фондохранилищу, по территории всего музея. Также выделяют комплексные экскурсии, сочетающие показ экспозиции и других частей музея (заповедной зоны и др.).

2. По профилю: исторические, литературные, искусствоведческие и др.

3. По составу экскурсантов: для детской и взрослой аудитории; для местных жителей и туристов; для однородных или разнородных по составу групп (родители с детьми и т. п.).

4. По широте охвата: обзорная (по всему музею) и тематическая (посвященная конкретной проблеме).

5. По цели и направленности: культурно‑образовательные (обще образовательные) и учебные экскурсии. Среди учебных экскурсий также выделяют методические экскурсии музееведческого характера, знакомящие с особенностями хранения фондов, построением экспозиции.

Но в любом музее огромное значение для впечатления от экскурсии сыграет экскурсовод. От того, насколько виртуозно он владеет экскурсионным методом и учитывает ли в своей работе новейшие тенденции и требования экскурсантов, будет зависеть качество музейной экскурсии.

Экскурсионной деятельностью в музее занимаются сотрудники, различные музейные специалисты; часто они же проводят экскурсии, что особенно характерно для небольших по штату музеев. В крупных музеях экскурсии, как правило, проводят сотрудники экскурсионных отделов (бюро). Также экскурсионной деятельностью занимается методист, который определяет экскурсионную тематику, опираясь как на специфику музея, так и на запросы аудитории, и разрабатывает экскурсии, контролирует документацию, связанную с подготовкой экскурсии.

Подготовка экскурсии проходит поэтапно.

1‑й этап. Экскурсовод (музейный педагог) формулирует название будущей экскурсии и определяет ее целевую направленность, изучает необходимые источники и литературу, делает полезные выписки, составляет библиографию и картотеку.

2‑й этап. Экскурсовод изучает экспозицию, отбирает основные и дополнительные объекты показа, знакомится с научными описаниями и карточками (паспортами) отобранных экспонатов, намечает маршрут, учитывающий время и оптимальные приемы показа каждого объекта, строит логические переходы от одного объекта к другому.

3‑й этап. Написание индивидуального (тезисного) текста экскурсии, развернутого плана экскурсии (цель экскурсии, темы и подтемы, их краткое содержание, экспонаты, время показа), а затем после отработки этого плана на практике, в общении с аудиторией, – методической разработки экскурсии (здесь уже приводится подробный перечень используемых методических приемов).

Тенденция последних десятилетий – постепенный отказ от строгой методической разработки и переход к более свободному изложению содержания экскурсии. Однако, несомненно, итоговый документ экскурсии нужен. Именно он утверждается методическим советом по итогам проведения пробной экскурсии.

Экскурсия в музее может быть тематической и обзорной.

В тематических экскурсиях объектом показа и рассказа будут тема, раздел, комплекс экспозиции (от 2 до 4 залов осмотра, в каждом – 30–40 предметов). Показ объектов целиком зависит от темы экскурсии, а также от очередности раскрываемых подтем, иначе нарушится смысл экскурсии. Также большое значение в тематических экскурсиях имеют хронологические и тематические переходы, назначение которых – связать по смыслу содержание отдельных залов, разделов, комплексов.

Во время обзорной экскурсии по музею экскурсанты пройдут 10–12 залов, но в каждом осмотрят лишь 5‑10 предметов, наиболее ярко отражающих освещаемые события или явления. Материал излагается тезисно (основные характеристики), последовательное повествование в данном случае невозможно.

Основа музейной экскурсии – экспозиционный предмет, источник уникальной информации и эмоционального воздействия на посетителя‑экскурсанта. Все экспонаты можно подразелить на основные (наиболее значимые, без которых нельзя раскрыть тему экскурсии) и дополнительные (обогащают рассказ об основных экспонатах, но если их изъять из экскурсии, тему это не обеднит). Основные экспонаты выделяют экспозиционным фоном или месторасположением, хотя такое выделение условно. Ведь основной для одной экскурсии экспонат легко превращается в дополнительный при особенностях экскурсионной аудитории. Так, если группа состоит из детей, им будут неинтересны письменные памятники – дневники, письма и др. Также дополнительный в обзорной экскурсии экспонат легко становится основным в экскурсии тематической.

Маршрут экскурсии по экспозиционным залам строится по хронологическому, тематическому или тематико‑хронологическому принципу. Либо экскурсовод просто переводит группу из зала в зал (особенно если залы уже расположены по хронологии, что характерно, например, для исторических музеев), либо продуманно ведет от комплекса к комплексу, от подтемы к подтеме.

Дополнительных пауз на маршруте в музее нет. При всей своей компактности и небольшой протяженности музейная экскурсия крайне насыщена экспозиционным материалом – это одна из отличительных черт экскурсии по залам музея или выставки.

Структура экскурсии по экспозиции музея или выставки стандартна:

• краткое вступление (знакомство с группой, напоминание о правилах поведения в залах музея или выставки, определение цели экскурсии);

• краткое заключение (может быть в виде беседы, с использованием приема «вопрос‑ответ», главное – закрепление материала, наиболее запомнившихся экспонатов).

Экскурсии по залам экспозиции длятся в зависимости от возраста экскурсантов: 45–50 мин для младших школьников, 1,5 ч – для школьников старших классов, для взрослой аудитории – 2 ч.

Методика проведения экскурсий в музеях также имеет свои особенности. Так как музейные и выставочные экспозиции специально готовятся для осмотра экскурсантами, методика их показа проще по сравнению с показом во время городских экскурсий, и методических приемов здесь намного меньше, зато есть специфические приемы.

Основные приемы показа для музейной экскурсии:

• предварительный обзор – позволяет увидеть весь экспозиционный зал, раздел или комплекс;

• зрительный анализ – с детальным наблюдением и всесторонним анализом экспонатов;

• зрительное сравнение экспонатов;

• зрительная реконструкция – попытка воссоздать памятник по сохранившейся его части, представленной в экспозиции, картину жизни того или иного народа – при показе интерьера и т. д.

Также во время музейных экскурсий группе экскурсантов, возможно, будет предложен просмотр видеозаписей, слайдов и иных иллюстративных материалов, связанных с темой экскурсии, прослушивание аудиозаписей. Демонстрация видеоролика и прослушивание звукозаписи должны укладываться в 2–3 мин, на просмотр научно‑популярного фильма отводится до 5 мин.

Рассказ экскурсовода должен быть краток, но при этом емок и выразителен. Основные приемы рассказа в музейной экскурсии:

• описание и характеристика объекта;

• цитирование подлинных документов или их копий;

• рассказ‑комментарий – посетители самостоятельно осматривают экспозицию, а экскурсовод сопровождает этот осмотр своими объяснениями, чтобы помочь группе понять смысл представленных экспонатов;

• задание (рекомендации к целенаправленному наблюдению деталей);

• «вопрос‑ответ» (по окончании осмотра подводится итог наблюдениям экскурсантов).

Специфический музейный лекционно‑иллюстративный прием выходит за границы экскурсионного метода, поскольку преобладает речь экскурсовода, а экспонаты используются только как иллюстрации к рассказу.

Особенностью также экскурсии в музее является прием создания установки на узнавание. Чтобы сосредоточить внимание группы на определенном предмете, экскурсоводы взывают к знаниям экскурсантов, полученным до данной экскурсии. Именно в музее экскурсант может впервые увидеть памятник, прежде знакомый только по фотографиям, оригинал рукописи произведения, знакомого по школьной программе, и т. д. Музей документально подтверждает то, что экскурсант знал и до посещения экскурсии, а теперь еще больше укрепился в своих знаниях. Благодаря такому узнаванию обогащается восприятие экскурсанта. А когда экскурсовод, указывая на оригинал плана, хранящийся в музее, говорит: «Запомните конструкцию этой церкви, так строились все храмы этой эпохи», – экскурсант сможет при случае «узнать» подобную конструкцию в другом памятнике, причем в оригинальном виде, уже не только на плане. Но наиболее эффективен прием создания установки на узнавание, если экскурсовод подготавливает таким образом экскурсантов к встрече с самым ценным экспонатом в коллекции музея. Достаточно будет несколько раз (на протяжении всей экскурсии) упомянуть этот экспонат, подчеркнув его уникальность, и к моменту знакомства с ним аудитория уже будет максимально открыта для его восприятия.

Что касается техники проведения музейной экскурсии, то экскурсовод должен учесть:

• расстановку группы в экспозиционном зале по росту: экскурсанты более низкого роста встают впереди, более высокие – за ними;

• расстановку группы полукругом – по отношению к экскурсоводу и объектам показа, сам же экскурсовод стоит вполоборота к группе (поворачиваться спиной к группе или объекту нежелательно) и при первом упоминании о предмете смотрит на него – тогда это движение обязательно повторят и экскурсанты;

• не следует начинать новый фрагмент экскурсии, не дождавшись всей группы, как это часто делают начинающие экскурсоводы: не дав возможность рассмотреть экспонаты всей группе, они уже движутся к следующему объекту, но, выигрывая таким образом время, постепенно теряют свою аудиторию;

• отбор наилучших точек показа (в зависимости от времени и освещения объекта) лучше провести заранее, в разное время дня, обращая внимание на форму, размер, объемность экспоната, расстояние, с которого лучше показывать объект;

• если экскурсия долгая, нужно определить места на маршруте, где группа может отдохнуть (например, зал, в котором есть несколько скамеек или кресел для посетителей).

В целом особенности подготовки и проведения экскурсий по экспозиционным залам схожи с городскими экскурсиями. Основой успешной музейной экскурсии является продуманный отбор экспонатов, логично намеченный маршрут, гармоничное сочетание показа и рассказа.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Назовите особенности техники проведения музейной экскурсии. В чем отличие от городской экскурсии?

2. Какие методические приемы показа и рассказа наиболее часто используются при разработке экскурсии по музею? С чем это связано?

Источник

Специфика музейной экскурсии.

ü Музейной экскурсии присуща коллективность осмотра. Экскурсия объединяет, как правило, «группу ищущих знаний» (И. М. Гревс), которая представляет собой некое социально-психологическое единство. Его основа – общий интерес, настрой на восприятие, который экскурсовод должен закрепить и реализовать;

ü Руководство экскурсовода, который призван помочь в обретении желаемых знаний и впечатлений. Благодаря руководителю экскурсия приобретает организованный характер, т.к. её ход целиком подчиняется его замыслу и воле;

ü Организующими признаками музейной экскурсии являются её тематичность: всякая экскурсия имеет тему, в рамках которой осуществляется творчество экскурсовода, — а также наличие маршрута: ему следует экскурсовод, раскрывая ту или иную тему;

ü Главным признаком музейной экскурсии является приоритет зрительных впечатлений, живое созерцание, наблюдение. Поэтому экскурсовод уделяет преимущественное внимание показу, который сопровождается необходимыми словесными пояснениями: рассказом.

Характеризуя экскурсию как вид общения, важно подчеркнуть два момента. Экскурсия представляет собой тип ролевого общения, т.к. каждый участник диалога действует в пределах регламента: определённый стиль поведения задан и ролью экскурсовода, и ролью экскурсанта. И, как правило, роли эти выполняются, «играются» охотно. Но одновременно с тем, что экскурсия строится по определённому сценарию, она представляет собой тип прямого общения. Экскурсовод обращается со своей аудиторией непосредственно и имеет возможность корректировать свои действия, учитывая реакцию аудитории. Это умение – чрезвычайно важный показатель мастерства экскурсовода.

Музейная аудитория – это общность людей, объединённых интересом к музею, что находит выражение в определённой активности и мотивации его посещения.

Учёт возрастных особенностей

Дошкольники и младшие школьники.

ü Дети лучше усваивают материал посредством осязания. Работающие с детьми специалисты стремятся вводить в экспозицию или специально приносить на занятия экспонаты, которые дети могут взять в руки;

ü Игра как ведущая форма познания. Например, игра «О чём говорят вещи». Педагог начинает рассказывать сказку об «оживших» экспонатах, а дети должны продолжить её, представив себе, что именно старинные вещи могут вспомнить о своём прошлом, своих прежних хозяевах, какие истории поведать друг другу;

ü Сравнительная слабость произвольного внимания, быстрая утомляемость;

ü Творческая работа – самый естественный для детей способ освоения информации, «знание через руки».

Учащиеся средних и старших классов.

ü Работа со школьниками средних и старших классов должна строиться с учётом их познавательных потребностей, сформировавшейся способности к усвоению значительного объёма знаний. Это предполагает информационную насыщенность, познавательную значимость музейных мероприятий;

ü Противоречивость сознания школьников среднего и старшего возраста. Восприимчивость к новому, доверчивость сочетаются со стремлением критически осмыслить опыт старших. Следствием этой противоречивости является особая потребность в убедительной аргументации, широте информации;

ü Для школьников средних и старших классов необходим диалог, доверительная интонация, беседа, побуждающая к совместному обсуждению тех или иных тем;

ü Познавательные интересы у учащихся данной возрастной группы зачастую формируются в самостоятельной деятельности;

Источник

Читайте также:  Ялта как добраться экскурсии
Оцените статью