Органы управления финансовой системы страны

Тема 6. Сущность финансов. Структура финансовой системы. Органы управления финансовой системой

6.2. Структура финансовой системы. Органы управления финансовой системой

Финансовая система строится в зависимости от роли, которую выполняют различные субъекты финансовых отношений в воспроизводственном процессе и включает (рис. 6.1):

— финансы предприятий, учреждений и организаций;

Управление финансами охватывает деятельность, связанную с проведением общей финансовой политики государства, финансовым планированием, координацией финансовых ресурсов, использованием финансов в интересах экономической и финансовой политики, разработкой финансового законодательства. Как правило, управление финансовой системой разделено между несколькими органами. В таблице 6.1 приведены примеры структур, осуществляющих управление финансовой системой в некоторых зарубежных странах.

Структуры управления финансовыми системами в зарубежных странах

Орган управления финансовой системой

— разработка, составление, государственного бюджета;

— проведение налоговой политики;

— контроль за использованием финансовых средств государственными предприятиями;

2. Управление таможенных пошлин

— ведение вопросами относящимися к сбору таможенных пошлин и акцизов;

— соблюдение финансового законодательства в этой области;

3. Управление внутренних доходов

— контроль за взиманием прямых налогов;

— управление внутренним госудаственным долгом

1. Министерство финансов (казначейство)

— разработка финансовой и налоговой политики;

— контроль за соблюдением финансового законодательства;

— чеканка монет и эмиссия денежных знаков;

— сбор прямых и косвенных налогов (эта функция расширяется службой внутренних доходов, имеющей сеть территориальных органов);

-управление государственным внутренним долгом;

-контроль за денежным обращением;

-разработка внешней финансовой политики

-прогнозирование, управление, контроль и координирование правительственных программ;

— финансирование данных программ;

— составление федерального бюджета;

-оперативный контроль по управлению федеральным бюджетом;

— подготовка исходных данных для составления смет федеральных министерств и ведомств.

1.Федеральное министерство финансов

— разработка финансовой и налоговой политики;

— разработка валютной и кредитной политики;

— составление федерального бюджета и среднесрочного финансового плана;

— контроль за исполнением бюджета.

2. Федеральные ведомства по финансам

— налогообложение иностранных капиталовложений

3.Федеральное управление государственным долгом

финансирование бюджетного дефицита;

— осуществление операций по выдаче и погашению займов;

— управление государственными расходами и финансовый контроль

2. Министерство финансов

— управление государственными доходами

3.Министерство бюджета и планирования

— разработка государственного бюджета и координация финансовых ресурсов

4. Министерство внутренних дел

— управление местными финансами

В отечественной практике функции управления финансовой системой и контроля возложены на следующие органы:

— Министерство финансов РФ;

— Федеральное казначейство РФ;

— Счетную палату РФ;

— Государственную налоговую службу РФ;

Министерство финансов является основным органом управления финансовой системой. Положение о Министерстве финансов утверждено постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. Основные функции Министерства финансов в области управления финансовой системой представлены следующими:

— организация работы по составлению проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета; разработка проекта нормативов отчислений от федеральных налогов и сборов, размеров дотаций и субвенций региональным бюджетам; руководство в области финансово-бюджетного планирования;

— разработка положений налоговой политики, предложений по совершенствованию налоговой системы; проведение переговоров и заключение межправительственных соглашений об устранении двойного налогообложения;

— осуществление регулирования рынка ценных бумаг; разработка схем выпуска государственных займов и их реализация; разработка программ внешних заимствований, проведение переговоров по привлечению кредитных ресурсов; разработка порядка использования привлеченных кредитов;

— анализ валютно-финансовых проблем, разработка предложений по совершенствованию валютно-финансовых и кредитных отношений с иностранными государствами; заключение международных финансовых договоров и соглашений; разработка направлений использования централизованных валютных ресурсов и средств, поступающих от централизованного экспорта товаров, драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных фондов;

— методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью предприятий и организаций; утверждение планов счетов, типовых форм бухгалтерского учета и отчетности; руководство вопросами бюджетного учета и отчетности;

— обеспечение изготовления Гознаком денежных билетов и металлических монет по заявкам Центрального банка РФ, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты, бланков строгой отчетности;

— заключение от имени Правительства РФ соглашений с Центральным банком РФ о предоставлении кредита на покрытие кассового дефицита федерального бюджета и другие цели;

— участие в разработке инвестиционных программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств централизованных инвестиционных фондов.

Централизованная система органов федерального казначейства начала формироваться с 1994 года. Положение о федеральном казначействе утверждено постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 года.

По традиционному определению, казначейство — это специальный финансовый орган, в функции которого входит составление проекта федерального бюджета и его исполнение, управление государственным долгом и эмиссия ценных бумаг. Как было показано выше, в ряде стран казначейство выполняет функции министерства финансов. Развитие института казначейства в России имеет своеобразную историю. До начала 60-х г.г. XIX в. каждое государственное ведомство имело свое казначейство, которое ведало внутриведомственным сбором доходов и расходованием средств.

В ходе финансовой реформы 1863 г. в основу кассового устройства России был положен принцип единства кассы, ведомственные кассы были ликвидированы. В министерстве финансов был создан департамент государственного казначейства, а в качестве местных органов — казенные палаты с губернскими и уездными казначействами. После 1917 г. департамент государственного казначейства и его местные структуры вошли в состав Народного банка РСФСР. Позднее функции казначейства стал выполнять Госбанк РСФСР. До 1991 г. Госбанк с его сетью отделений на местах обеспечивал достаточно полный учет доходов и расходов республиканского (федерального) бюджета. Создание сети коммерческих банков, изменение функций центрального банка снизили возможность контроля за исполнением федерального бюджета. Это обусловило необходимость воссоздания аппарата казначейства как органа, ответственного за исполнение федерального бюджета.

Казначейство подчинено Министерству финансов РФ, его органы являются самостоятельными юридическими лицами. Структура органов федерального казначейства представлена на схеме рис.6.2.

— организация бюджетного и финансового исполнения федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов;

— ведение реестра распорядителей средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— организация распределения доходов между бюджетами разных уровней, организация взаимных расчетов;

— сбор и обработка информации о состоянии федерального и региональных бюджетов;

— осуществление единого стандартизированного учета средств федерального бюджета и внебюджетных фондов на счетах казначейства;

— обеспечение целевого финансирования предприятий и организаций за счет средств федерального бюджета и внебюджетных фондов;

— взаимодействие с Центральным банком обеспечение управления и обслуживания государственного внутреннего и внешнего долга;

— ряд других функций.

Рис. 6.2. Структура органов федерального казначейства

Счетная плата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Федеральный закон о Счетной палате принят Государственной Думой 18 ноября 1994 г. Счетная палата является юридическим лицом, осуществляющим следующие виды деятельности: контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов.

В этой связи решаются определенные задачи:

— контроль за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и внебюджетных фондов по целевому назначению;

— определение эффективности использования государственных средств и федеральной собственности, финансовая экспертиза проектов федерального бюджета и внебюджетных фондов, нормативных правовых актов федеральных органов власти, предусматривающих финансирование за счет федеральных источников;

— контроль за законностью и своевременностью движения федеральных финансовых ресурсов в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях;

— контроль за деятельностью Центрального банка и его структурных подразделений в части обслуживания ими федерального бюджета и государственного долга.

Счетная палата подотчетна Федеральному Собранию РФ и регулярно представляет сведения о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий. Контрольные полномочия Счетной палаты распространены на все государственные органы и учреждения, федеральные внебюджетные фонды, а также предприятия и организации, связанные с использованием федеральных финансовых ресурсов.

Государственная налоговая служба РФ является органом управления системой налогообложения. В ее состав входят подразделения, осуществляющие методологическое руководство и контроль за налогообложением по видам налогов. Структура подразделений Государственной налоговой службы представлена на рисунке 6.3.

Рис. 6.3. Структура подразделений государственной нвлоговой службы РФ

Основными функциями государственных налоговых инспекций регионального и местного уровня:

— контроль за соблюдением налогового законодательства;

— обеспечение полного и своевременного учета налогоплательщиков;

— обеспечение правильности исчисления налоговых платежей;

— контроль за своевременным представлением плательщиками бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых расчетов, отчетов, деклараций и других документов;

— осуществление возврата излишне внесенных сумм налогов и обязательных платежей;

— обеспечение правильности применения финансовых санкций, предусмотренных законодательством за нарушение обязательств перед бюджетом;

— составление, анализ и предоставление вышестоящим государственным налоговым органам установленной отчетности по налогам.

Основные задачи Государственной налоговой службы РФ:

— учет поступления налогов;

— анализ динамики налоговых поступлений;

— совершенствование функционирования системы налогообложения;

— информирование налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства, разъяснение им системы налогообложения.

Отдельные функции управления финансовой системой возложены на Центральный банк:

— общее регулирование денежного обращения;

— обслуживание государственного долга (размещение государственных займов, их погашение, выплаты процентов по госзаймам);

Источник

Организация управления финансами

Система управления финансами

Управление финансами — целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них, деятельность по привлечению и эффективному использованию финансовых ресурсов.

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы (рис. 4.1).

Уровни управления финансами:

  • федеральный уровень;
  • уровень субъекта Федерации;
  • местный или муниципальный уровень.
  • уровень корпорации (концерна, холдинга);
  • уровень предприятия;
  • внутрихозяйственный уровень.

Субъекты управления финансами:

  • коллегиальный государственный орган представительной власти соответствующего уровня, или собственник конкретного субъекта хозяйствования, определяющие общую финансовую стратегию, приоритеты финансовой политики и ключевые финансовые параметры управляемой системы; к ним относятся органы законодательной власти, которые принимают законы о финансах и финансовой деятельности это Федеральное собрание, Президент РФ,
  • специализированный исполнительный орган государственной власти соответствующего уровня, или руководитель финансового направления деятельности конкретного субъекта хозяйствования, формирующие финансовую политику предприятия, принимающие принципиальные решения в рамках финансового менеджмента и отвечающие за его общую эффективность, на федеральном уровне это Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное казначейство и другие.
  • государственные и негосударственные финансовые службы, осуществляющие оперативное управление финансами.

Таким образом, в качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом.

Объекты управления финансами:

  • финансовое направление деятельности государства (на соответствующем уровне) и конкретного субъекта хозяйствования;
  • установленные направления финансовой политики;
  • укрупненные финансовые категории и результаты деятельности (оборотные и основные средства, затраты, прибыль, инвестиции, обязательства, риски и т.п.);
  • конкретные финансовые показатели;
  • органы (службы) управления финансами и непосредственно их персонал.

Согласно структуры финансовой системы РФ по видам объектов управления различают:

  • управление государственными и муниципальными финансами, финансами субъектов РФ;
  • управление финансами хозяйствующих субъектов (финансы предприятий и организаций, финансы автономных учреждений и общественных фондов, финансы индивидуальных предпринимателей, действующих без регистрации юридического лица).

Процесс управления включает следующие функциональные элементы:

  • планирование, в ходе которого любой субъект хозяйствования всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования;
  • оперативное управление представляет комплекс мер, разрабатываемых на основе оперативного анализа складывающейся финансовой ситуации, основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью ликвидации узких мест, решения вновь возникающих задач и т.д.
  • контроль позволяет сопоставить фактические результаты от использования финансовых ресурсов с плановыми, выявить резервы роста финансовых ресурсов, наметить пути наиболее эффективного использования.

Выделяют следующие методы управления финансами: прогнозирование и планирование; налогообложение; самофинансирование; кредитование; система расчетов; система стимулирования и финансовых санкций. Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

Оперативное управление финансами, как процесс практической реализации плановых показателей развития финансовой системы. Этапы оперативного управления:

  • оперативный анализ текущей финансовой ситуации;
  • непосредственное принятие управленческого решения;
  • реализация принятого решения с необходимой его корректировкой, по мере развития управляемого процесса.

Таким образом, управление финансами, характеризуется как совокупность приемов, и методов, направленных на обеспечение развития финансовой ‘системы государства, или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

Органы управления финансами в РФ

Финансовый аппарат — совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами.

Органы управления финансами

Осуществляют принятие федеральных законов, утверждение федерального бюджета и контроль над его исполнением

Разработка федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Министерство финансов Российской Федерации

Разработка и реализация единой государственной финансовой политики

Федеральное казначейство РФ

Обеспечивает исполнение федерального бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджетов, введение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление бюджетной (бухгалтерской) отчетности

Федеральная налоговая служба

Контролирует правильность исчисления и внесения в бюджет налогов

Федеральная таможенная служба

Контролирует исчисление и внесение таможенных платежей

Разрабатывает и реализует денежнокредитную политику государства

Счетная палата Российской Федерации

Контролирует расходование средств федерального бюджета согласно финансовому законодательству

К финансовому аппарату относятся: высший орган законодательной власти — Федеральное Собрание РФ, состоящее из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; законодательные органы государственной власти субъектов Федерации и представительные органы местного самоуправления, осуществляющие управление финансами через комиссии и комитеты по финансам и финансовой политике; счетные палаты и другие структуры; исполнительные органы государственной власти и местного самоуправления, которые управляют финансами через систему финансовых органов; органы федеральной налоговой службы, таможенной службы; финансовые управления министерств и ведомств; дирекции внебюджетных фондов и страховых организаций; финансовые службы и отделы предприятий различных форм собственности и др.

Структура аппарата управления финансами в Российской Федерации на общегосударственном уровне представлена на рис. 4.2.

Президент Российской Федерации.

Президент Российской Федерации является участником бюджетного процесса. Решение о начале работы над составлением проекта бюджета принимает Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего планового периода. Составление проекта бюджета основывается на бюджетном послании Президента РФ (сообщение о внутренней и внешней политике государства, формулировка основных принципов финансовой политики на определенный период). Президент представляет бюджетное послание в Федеральное Собрание и направляет его для опубликования.

Ещё одной из функций Президента РФ в области финансов является функция осуществления финансового контроля. В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное управление Президента РФ.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения. Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента РФ. Они осуществляют от имени и по поручению президента Российской Федерации контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации. Основными функциями Контрольного управления являются:

  • анализ деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов исполнительной власти субъектов Федерации;
  • рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий, учреждений.

Парламент РФ (Государственная Дума, Совет Федерации).

Согласно гл. 5 Конституции РФ Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Функции Федерального Собрания в области финансов заключается в принятии федеральных законов, утверждении федерального бюджета и контроль над его исполнением.

Правительство Российской Федерации.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации обладает очень широким кругом полномочий. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; прогнозирует социальноэкономическое развитие страны, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации, осуществляет управление федеральной собственностью; разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового и инвестиционного сотрудничества; осуществляет общее руководство таможенным делом; принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг; формирует мобилизационный план экономики России, обеспечивает функционирование оборонного производства.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета; разрабатывает и реализует налоговую политику обеспечивает совершенствование бюджетной системы; принимает меры по регулированию рынка ценных, бумаг управляет государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации осуществляет валютное регулирование и валютный контроль; руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами, разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Органы специальной компетенции

Министерство финансов Российской Федерации.

В соответствии с положением о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждений постановлением Правительства РФ № 329 от 30 июня 2004 г.) Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти. Министерство финансов РФ и территориальные финансовые органы составляют и исполняют бюджет, реализуют основные направления государственной финансовой политики. Министерство финансов Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации. Министр имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Правительством Российской Федерации.

Структурными подразделениями Министерства финансов РФ являются департаменты по основным направлениям деятельности Министерства (рис.4.3), Федеральные службы — Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство и Подведомственные организации. В состав департаментов включаются отделы.

Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:

  • участвует в работе по составлению долговременных и кратковременных прогнозов функционирования экономики, совместно с федеральными органами исполнительной власти определяет потребность в государственных централизованных ресурсах, подготавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными фондами;
  • организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов отчислений от федеральных налогов, сборов, размеров дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
  • обеспечивает исполнение федерального бюджета, а так же государственных федеральных внебюджетных фондов;
  • разрабатывает с участием Федеральной налоговой службой предложения по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
  • разрабатывает проекты программ внешних заимствований РФ;
  • управляет государственным внутренним и внешним долгом РФ и др.

Федеральное казначейство РФ

Федеральное казначейство является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой), осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о Федеральном казначействе (утв. постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. N 703). Федеральное казначейство находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральное казначейство осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации правоприменительные функции:

  • по обеспечению исполнения федерального бюджета,
  • кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,
  • предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета.

Федеральное казначейство осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

  • доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
  • ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
  • открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета
  • открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
  • осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
  • осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

Федеральная налоговая служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а кроме того, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

ФНС осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы. ФНС и ее территориальные органы — управления ФНС по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Федеральная таможенная служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

11 мая 2006 года указом Президента Российской Федерации Федеральная таможенная служба передана в подчинение Правительству Российской Федерации.

Сферу деятельности ФТС России непосредственно регулируют Таможенный кодекс РФ, а также Федеральные законы «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и «О таможенном тарифе»

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции:

  • по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в области таможенного дела;
  • по контролю и надзору в области таможенного дела;
  • агента валютного контроля;
  • специальные функции по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями в сфере таможенного дела.

Центральный Банк Российской Федерации — главный банк первого уровня, главный эмиссионный, денежно-кредитный институт Российской Федерации, разрабатывающий и реализующий во взаимодействии с Правительством Российской Федерации единую государственную денежно-кредитную политику и наделённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денежных знаков и регулирования деятельности банков. Свою деятельность осуществляет согласно Федеральным законом от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и другими федеральными законами.

Банк России осуществляет следующие основные функции:

  • во взаимодействии с Правительством России разрабатывает и проводит единую государственную денежнокредитную политику, политику развития и обеспечения стабильности функционирования финансового рынка России;
  • монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение, утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;
  • является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;
  • осуществляет надзор и наблюдение в национальной платежной системе;
  • осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;
  • осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (банковский надзор);
  • осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами и т.д.

Таким образом, органы законодательной и исполнительной власти осуществляют стратегическое управление финансами.

За оперативное управление отвечают министерства, федеральные службы и агентства. Региональные и местные органы управления финансами в РФ подчиняются общегосударственным.

Источник

Читайте также:  Конвенция стран снг по семейным делам
Оцените статью
Органы управления Функции
Президент Российской Федерации Определяет основные направления финансовой политики РФ. Регламентирует деятельность финансовых органов, участник бюджетного процесса