Органы управления внутренними делами страны

Государственное управление внутренними делами

Государственное управление в области внутренних дел осуществляется в целях охраны прав и свобод граждан, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.

Полномочиями в сфере внутренних дел обладает Президент РФ, Правительство РФ, органы законодательной власти и специально уполномоченные органы исполнительной власти в этой области.

Федеральными органами исполнительной власти, выполняющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел и миграции населения является Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

Руководство деятельностью МВД РФ осуществляет Президент РФ. Правовой основой деятельности МВД является Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ, международные договоры РФ в этой сфере и Положения о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденное указом Президента РФ от 10 июня 2004г. № 927.

К числу важнейших задач МВД РФ относятся: обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, организация, предупреждение, выявление, пресечение, раскрытие и расследование преступлений, предупреждение, выявление и пресечение административных правонарушений, организация охраны и обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, организация и обеспечение безопасности дорожного движения, контроль за оборотом оружия и боеприпасов, организация охраны имущества граждан и организации , управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками.

Непосредственное руководство деятельность органов внутренних дел и внутренних войск осуществляет Министр внутренних дел РФ. Он информирует Президента РФ и Правительство РФ о состоянии дел в системе МВД России, вносит предложения по совершенствованию его деятельности, организует работу его центрального аппарата. Он издает ведомственные правовые акты; заключает межведомственные международные акты; отменяет противоправные решения должностных лиц МВД России и Федеральной миграционной службы, присваивает специальные звания до полковника полиции и воинские звания полковника внутренних войск МВД России.

Читайте также:  Страны основные потребители японской продукции

Свою деятельность МВД России осуществляет как непосредственно, так и через входящие в его систему главные управления федеральных округов, МВД по республикам, главные управления и управления по субъектам РФ, управления или отделы по городам, отделы полиции в районах или крупных сельских населенных пунктах, участковых полицейских. Кроме названных организационных структур , МВД России имеет свои управления или отделы на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, закрытые административно — территориальных образованиях, особо важных охраняемых объектах, представительства в зарубежных государствах и другие организации и подразделения для выполнения задач, возложенных законодательством РФ на МВД РФ.

Ведущее место в системе органов внутренних дел занимает полиция. Правовой основой её деятельности является Федеральный закон от 7 февраля 2011г. № 3-ФЗ «О полиции», который вступил в силу с 1 марта 2011 г.

Назначение полиции дано в п.1 ст.1 данного закона. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охране общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

В ст.2 указанного закона перечислены 12 направлений деятельности полиции. К ним относятся:

Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

Производство дел по административным правонарушениям, исполнение административных наказаний;

Обеспечение правопорядка в общественных местах;

Обеспечение безопасности дорожного движения;

Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия;

Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

Осуществление экспертно- криминалистической деятельности.

Организационно полиция поделена на криминальную полицию и полицию общественной безопасности. Криминальная полиция решает задачи предупреждение, пресечения и раскрытия преступлений, по делам о которых проводится предварительное следствие. Она осуществляет розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

Структура криминальной полиции и Положение о создании, реорганизации и ликвидации утверждены постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2000г. № 925. В неё входят следующие подразделения криминальной полиции: уголовного розыска; по борьбе с экономическими преступлениями; по налоговым преступлениям; по противодействию экстремизму; оперативно-поисковые; специальных технических мероприятий; собственной безопасности; отряды полиции специального назначения; оперативно-розыскной информации по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите; национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные организации.

В отличие от криминальной полиции, полиция общественной безопасности имеет двойное подчинение, которое вытекает из ее предназначения – обеспечение безопасности личности, общественного порядка и общественной безопасности. Органы полиции, действующие в муниципальных образованиях, одновременно подчиняются как вышестоящим органам внутренних дел, так и соответствующим органам местного самоуправления.

В структуру полиции общественной безопасности входят: дежурные части; участковые уполномоченные полиции; ГИБДД МВД РФ; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные изоляторы для содержания лиц, подвергнутых административному аресту; центры временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей; ОПОН, подразделения вневедомственной охраны при органах МВД; дознания; патрульно-постовой службы; лицензионно-разрешительной работы и контролю за частной детективной и охранной деятельностью; охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых; по делам несовершеннолетних; по охране дипломатических представительств и консульств иностранных государств; по досмотру и на транспорте.

Наше государство уделяет большое внимание правовому регулированию общественных отношений в сфере миграции населения. Специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в этой сфере является Федеральная миграционная служба. Положение о нем утверждено указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928. Она осуществляет функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции населения. Возглавляет ФМС директор, назначаемый и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

ФМС России оформляет и выдает паспорта гражданина РФ, осуществляет регистрационный учет граждан по месту проживания и пребывая, контролирует соблюдение иностранными гражданами законодательства РФ по пребыванию и предупреждению и пресечению незаконной миграции и другие действия в этой сфере.

Составной частью МВД России являются внутренние войска, которые предназначены обеспечивать безопасность граждан, общества и государства, защищать права и свободы человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств. Их деятельность регулируется Федеральным законом от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках МВД РФ». На них возложены следующие важные задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне РФ; оказание содействия пограничными органами ФСБ РФ в охране Государственной границы Российской Федерации.

Общее руководство внутренними войсками МВД России осуществляет Президент РФ, а непосредственное руководство-Министр внутренних дел РФ; Президент РФ утверждает состав, численность и структуру внутренних войск. В эту структуру входят органы управления; соединения и части оперативного назначения; специальные моторизованные соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и специальных грузов; воинские части специального назначения, а также обслуживающие учреждения и организации.

Возглавляет внутренние войска главнокомандующий, одновременно являющиеся заместителем министра внутренних дел.

Главное командование внутренними войсками осуществляет управление оперативно- территориальными объединениями (округами, региональными командованиями и управлениями). Структура и их состав утверждаются Президентом РФ.

Военнослужащие внутренних войск при несении боевой службы наделяются широкими правами. Они вправе пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие исполнению служебных обязанностей; проверять документы у граждан, удостоверяющих их личность; составлять протоколы об административных правонарушениях и далее передавать их уполномоченным их рассматривать и разрешать должностным лицам; осуществлять административное задержание подозрительных лиц и далее передать их в полицию; задерживать транспортные средства на территории охраняемых объектов, нарушающих установленные правила.

В условиях чрезвычайного положения они вправе задерживать нарушителей комендантского часа; ограничивать или запрещать движение транспортных средств и пешеходов и другие предусмотренные законодательством действия. В таких случаях они могут применять физическую силу, спецсредства, оружие, боевую и специальную технику.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Управление внутренними делами

Организационно-правовая система управления внутренними делами

Управление внутренними делами заключается в осуществлении системы мер, направленных на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, охрану собственности и борьбу с преступностью.

Общественный порядок — это система общественных отношений и регулирующих их правовых норм, целью которых является создание нормальных условий для деятельности государственных и негосударственных организаций, труда и отдыха граждан, защита их прав и законных интересов. В то же время государством регулируется ответственность должностных лиц за невыполнение своих обязанностей в этой области деятельности, а граждан — за нарушение правил поведения в общественных местах.

Понятие обеспечения общественной безопасности тесно связано с понятием обеспечения общественного порядка, так как цели при этом преследуются одни и те же. Однако обеспечение общественной безопасности связано прежде всего с предупреждением и устранением угрозы здоровью, жизни и имуществу граждан, имуществу государственных и негосударственных организаций. Такая угроза существует при использовании объектов и предметов, представляющих повышенную опасность, или в связи со стихийными бедствиями, другими чрезвычайными обстоятельствами.

Особую опасность для людей и общества в целом представляют террористические действия и другие преступления. Поэтому 25 июля 1998 г. был принят Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Он определяет правовые и организационные основы борьбы с терроризмом в Российской Федерации, порядок координации деятельности осуществляющих эту борьбу федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, общественных объединений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц и отдельных граждан, а также права, обязанности и гарантии граждан в связи с осуществлением борьбы с терроризмом.

В связи с тем, что в ряде крупных городов (Москве, Каспийске, Буйнакске, Волгодонске) в результате террактов погибло много людей и причинен большой материальный ущерб, Правительством 15 сентября 1999 г. принято постановление «О мерах по противодействию терроризму». Для координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Федерации образован Межведомственный оперативный штаб во главе с Министром внутренних дел РФ. Постановлением определены меры, которые должны предприниматься исполнительными органами всех уровней по усилению общественной безопасности, защите населения от терроризма, обеспечению надежной охраны объектов особой важности, расположенных в крупных городах, других населенных пунктах.

Вопрос о борьбе с преступностью в целом является одним из самых злободневных. И это понятно: такого размаха преступности Россия еще не знала. Регистрируется 2—3 млн. преступлений в год. Растет организованная преступность, количество заказных убийств и экономических преступлений. Криминогенная обстановка продолжает оставаться сложной, реально угрожающей основным правам и свободам человека и гражданина, стабильности государства.

Милиция, которая имеет более 2 млн. сотрудников, ведет борьбу с преступностью совместно с другими правоохранительными органами, прежде всего с органами безопасности и прокуратуры. Содержание оперативно-розыскной деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 12 августа 1995 г. (с изменениями от 5 января и 30 декабря 1999 г.).

В результате дорожных происшествий ежегодно гибнут и становятся инвалидами 150 — 200 тыс. человек. Поэтому 15 июня 1998 г. издан Указ Президента «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения». Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденное этим Указом, имеет своей целью улучшить работу данного органа управления и сократить потери людей.

Серьезные опасения вызывает также состояние пожарной безопасности в России. Ежегодно гибнут десятки тысяч людей в результате пожаров, а материальные потери от пожаров составляют десятки млрд. рублей. В целях создания условий для укрепления пожарной безопасности, уменьшения человеческих и материальных потерь от пожаров постановлением Правительства от 5 сентября 1998 г. утверждена Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность и социальная защита на период до 2000 года». Исполнителем основных мероприятий Программы определено Министерство внутренних дел, участвуют в их реализации и другие федеральные органы исполнительной власти.

Управление внутренними делами включает в себя и иные важные направления деятельности.

Общее руководство в области внутренних дел осуществляют Президент и Правительство, высшие органы исполнительной власти субъектов Федерации, а непосредственное управление — система Министерства внутренних дел РФ.

Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов.

Органы управления внутренними делами

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России), согласно Положению о нем, утвержденному Указом Президента от 18 июля 1996 г., является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны правопорядка, обеспечения общественной безопасности, реализации функций органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

Министерство возглавляет систему органов внутренних дел, в которую входят: министерства внутренних дел республик; главные управления, управления и отделы внутренних дел краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, районов, городов, районов в городах, закрытых административно-территориальных образований; управления внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте; управления (отделы) на особо важных и режимных объектах; региональные управления по борьбе с организованной преступностью; Государственная противопожарная служба; территориальные органы управления учреждениями с особыми условиями хозяйственной деятельности и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

Схема 37. Организация управления в области внутренних дел

В целях координации усилий страны с другими государствами в борьбе с преступностью Правительство утвердило 5 января 1995 г. Положение о представителях МВД России в зарубежных государствах. Эти представители выполняют возложенные на них задачи в государствах пребывания под руководством глав дипломатических представительств России.

В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов, соединений, частей, органов управления внутренними войсками.

Деятельность осуществляется Министерством во взаимодействии с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств.

Основными задачами Министерства являются:

  • разработка и принятие в пределах своей компетенции мер по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;
  • организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, раскрытию и расследованию преступлений;
  • руководство органами внутренних дел и внутренними войсками;
  • совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, обеспечение законности их деятельности;
  • совершенствование работы с кадрами, их профессиональной подготовки, обеспечение правовой и социальной защищенности сотрудников и военнослужащих системы Министерства.

В соответствии с этими задачами Положением подробно определены функции и полномочия Министерства.

Задачи и функции других органов внутренних дел и внутренних войск регламентируются рядом нормативных правовых актов: Законом РСФСР от 18 апреля 1991 г. «О милиции» (с изменениями и дополнениями от 31 марта и 6 декабря 1999 г.). Положением о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 12 февраля 1993 г., Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. 0 внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Положением о Главном командовании внутренних войск Министерства внутренних дед Российской Федерации, утвержденным Указом Президента от 3 марта 1999 г., и другими нормативными актами.

Кратко остановимся на некоторых видах административной деятельности органов внутренних дел и внутренних войск.

Милиция представляет собой важнейшую составную часть МВД России. Ее задачи: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов. Милиция защищает права и свободы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Ей запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению. Она не имеет права собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Она обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются права и свободы, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Федеральным законом от 6 декабря 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в статью 10 Закона Российской Федерации «О милиции» на милицию возложены также обязанности оказывать содействие в пределах своих полномочий депутатам, кандидатам в депутаты, должностным лицам власти, избирательным комиссиям, комиссиям референдума, представителям общественных объединений в осуществлении ими законной деятельности, принимать меры по пресечению нарушений в ходе избирательной кампании, при подготовке и проведении референдума.

Милиция подразделяется на криминальную и общественной безопасности (см. схему 38).

Схема 38. Милиция и виды ее деятельности (служб)

Основными задачами криминальной милиции являются выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия обязательно, организация и осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших и иных лиц.

Криминальная милиция имеет службы: уголовного розыска; борьбы с экономическими преступлениями; борьбы с организованной преступностью; борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органы предварительного следствия и другие подразделения по борьбе с преступностью.

Основными Задачами милиций общественной безопасности являются обеспечение безопасности личности, общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка, выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, раскрытие преступлений, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, розыск отдельных категорий лиц, установление места нахождения которых отнесено к компетенции милиции общественной безопасности.

Милиция общественной безопасности подчиняется МВД России, а также органам исполнительной власти субъектов Федерации. К ней относятся: патрульно-постовая служба; служба участковых инспекторов; Государственная инспекция безопасности дорожного движения; служба вневедомственной охраны; паспортно-визовая служба; лицензионно-разрешительная служба; дежурные части, отряды милиции особого назначения; другие службы (например, в некоторых районах страны подразделения экологической милиции).

Милиция общественной безопасности обязана: выявлять обстоятельства, способствующие совершению преступлений и административных правонарушений; оказывать помощь гражданам, пострадавшим от них и от несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном либо ином состоянии, опасном для их здоровья и жизни; принимать и регистрировать информацию о преступлениях, административных правонарушениях и событиях, угрожающих личной и общественной безопасности; осуществлять по подведомственности производство по делам об административных правонарушениях; обеспечивать правопорядок на улицах, площадях, в парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах; выдавать в соответствии с федеральным законом лицензии на продажу или приобретение гражданского и служебного оружия, разрешения на хранение и ношение его; охранять на основе договоров с собственниками принадлежащее им имущество; принимать при авариях, катастрофах, пожарах, стихийных бедствиях и других чрезвычайных событиях неотложные меры по спасению людей и оказанию им первой медицинской помощи, а также по охране имущества, оставшегося без присмотра.

Милиция общественной безопасности активно участвует в пресечении алкогольного и наркотического опьянения и совершенных в этом состоянии правонарушений, в борьбе с бродяжничеством, проституцией, терроризмом и массовыми нарушениями общественного порядка.

Для выполнения своих задач и функций милиция общественной безопасности наделена необходимыми властными полномочиями, в том числе по применению физической силы, специальных средств и оружия.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД России) действует на основании Положения о ней, утвержденного Указом Президента от 15 июня 1998 г. (см. схему 39). Она осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения; обеспечивает соблюдение гражданами нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересе общества и государства.

Схема 39. Организация безопасности дорожного движения

На Государственную инспекцию возложены обязанности: принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автотранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; выдавать лицензии на изготовление бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении, а также работы по установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; регулировать дорожное движение; осуществлять в порядке, определяемом Правительством, государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения.

Для выполнения этих обязанностей ГИБДД имеет необходимые права, в частности:

  • давать должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер — привлекать виновных лиц к ответственности;
  • временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов;
  • останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими;
  • отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также лиц, которые не имеют документов на право управления или пользования транспортными средствами;
  • составлять протоколы об административных правонарушениях, налагать в пределах своей компетенции административные взыскания на должностных лиц и граждан, совершивших административное правонарушение.

Государственная противопожарная служба МВД РФ выполняет одну из важнейших функций государства — обеспечение пожарной безопасности, т.е. состояния защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Задачи Службы определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. «О пожарной безопасности».

Государственная противопожарная служба: осуществляет нормативное регулирование в области пожарной безопасности; организует и осуществляет государственный пожарный надзор; организует и осуществляет охрану населенных пунктов и предприятий от пожаров, другие работы и услуги в области пожарной безопасности; осуществляет тушение пожаров; координирует деятельность других видов пожарной охраны (ведомственной и добровольной); осуществляет единую научно-техническую политику в области пожарной безопасности; осуществляет кадровое обеспечение пожарной охраны.

Для осуществления государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности и пресечения их нарушений должностные лица органов управления и подразделений Государственной пожарной службы наделены широкими правами. В частности, они вправе давать руководителям предприятий, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по обеспечению пожарной безопасности товаров (работ, услуг), снятию с производства, прекращению выпуска и приостановке реализации товаров (работ, услуг), не соответствующих требованиям пожарной безопасности, налагать административные взыскания на граждан и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности, а также за уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение предписаний и постановлений должностных лиц Службы. При этом штрафные санкции достаточно ощутимы.

Значительное место в деятельности органов внутренних дел занимают вопросы контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил паспортной системы и регистрационного учета.

Основными нормативными правовыми актами в этой области являются Закон РФ от 25 июня 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», постановления Правительства от 8 июля 1997 г. «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», от 1 декабря 1997 г. «Об утверждении паспорта моряка», а также ряд нормативных актов МВД РФ. Этими актами вместо института прописки и выписки установлен регистрационный учет граждан, но в некоторых городах и регионах России прописка пока сохранена.

Главное отличие прописки от регистрации состоит в том, что прописка носила характер разрешительный, а регистрация несет чисто уведомительную функцию. Теперь каждому россиянину для того, чтобы получить в паспорте регистрационный штамп, достаточно поставить местное отделение внутренних дел в известность о своем местожительстве, предъявив соответствующие документы. Если же гражданин приехал куда-либо на короткое время, ему по предъявлении установленных документов и отсутствии ограничений для регистрации в данном населенном пункте выдается свидетельство о временном проживании.

Снятие граждан с регистрационного учета производится в случаях: изменения места жительства; призыва на военную службу; осуждения к лишению свободы; признания безвестно отсутствующим; смерти или объявления умершим; выселения из занимаемого жилого помещения.

Цель регистрационного учета — обеспечение необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом. Зарегистрированному гражданину, как и в период действовавшей прописки, будет затруднительно скрыться и от уплаты алиментов, и от своих кредиторов, и от правоохранительных органов в случае его розыска.

Регистрационный учет в городах, поселках и т.п., в которых имеются органы внутренних дел, осуществляется именно этими органами, а в остальных населенных пунктах — органами местного самоуправления.

15 августа 1996 г. принят Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», согласно которому каждый может свободно .выезжать за пределы страны, а гражданин России имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию. Право гражданина на выезд может быть временно ограничено в случаях, если он: при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне, заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд; призван на военную службу; осужден за совершение преступления; уклоняется от исполнения обязательств, наложенных на него судом; сообщил о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов на выезд.

Порядок оформления и выдачи общегражданских заграничных, дипломатических паспортов и паспорта моряка определен Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», а также рядом постановлений Правительства.

Внутренние войска МВД России имеют следующие задачи: участие совместно с органами внутренних дел в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности и режима чрезвычайного положения; охрана важных государственных объектов и специальных грузов; участие в территориальной обороне Российской Федерации; оказание содействия Пограничным войскам в охране Государственной границы. Внутренние войска защищают права и свободы человека и гражданина от преступных и иных посягательств, а также осуществляют мероприятия разведывательного характера в районах выполнения своих задач.

Назначение, правовые основы, принципы деятельности, полномочия, порядок выполнения внутренними войсками возложенных на них задач определены Федеральным законом от 6 февраля 1997 г. «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации».

Соединения и части внутренних войск участвуют в локализации и блокировании районов чрезвычайного положения или районов вооруженных конфликтов, пресечении в таких районах вооруженных столкновений и разъединении противоборствующих сторон, в изъятии оружия у населения, в проведении мероприятий по разоружению незаконных вооруженных формирований, а в случае оказания ими вооруженного сопротивления — в их ликвидации. Внутренние войска участвуют в пресечении массовых беспорядков, в борьбе с преступностью, в принятии неотложных мер по спасению людей, охране имущества, оставшегося без присмотра, обеспечению общественного порядка при чрезвычайных ситуациях, а также в обеспечении режима чрезвычайного положения.

Военнослужащие внутренних войск наделены правами, по своей сути сходными с правами милиции общественной безопасности. В частности, они вправе пресекать преступления, административные правонарушения и действия, препятствующие выполнению ими служебных обязанностей, требовать от граждан соблюдения общественного порядка, проверять у граждан документы, удостоверяющие личность; составлять протоколы об административных правонарушениях; осуществлять административное задержание лиц, совершивших административное правонарушение, с передачей задержанных в милицию, а также совершать другие действия, указанные в законе.

Руководство внутренними войсками осуществляет Президент, непосредственное руководство ими — Министр внутренних дел, а его заместитель одновременно является Главнокомандующим внутренними войсками. Положение о Главном командовании утверждено Указом Президента от 3 марта 1999 г.

Источник

Оцените статью