Основа режима под фт для применения всеми странами

Основа режима под фт для применения всеми странами

Основополагающим документом, устанавливающим комплексную и последовательную структуру мер, которые странам следует применять для противодействия отмыванию денег и финансирования терроризма, а также финансированию распространения оружия массового уничтожения, является 40 Рекомендаций ФАТФ.

Страны имеют различные правовые, административные и оперативные структуры и различные финансовые системы, в связи с чем не могут принимать идентичные меры по противодействию этим угрозам. Поэтому странам следует адаптировать к своим конкретным условиям Рекомендации ФАТФ, которые устанавливают международные стандарты. Рекомендации устанавливают необходимые меры, которые странам следует иметь для того, чтобы:

  • определять риски, разрабатывать политику и осуществлять координацию внутри страны;
  • преследовать отмывание денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;
  • применять превентивные меры для финансового сектора и других установленных секторов;
  • устанавливать полномочия и ответственность компетентных органов (например, следственных, правоохранительных и надзорных) и иные институциональные меры;
  • укреплять прозрачность и доступность информацией о бенефициарной собственности юридических лиц и образований;
  • обеспечивать международное сотрудничество.

Помимо 40 Рекомендаций, ФАТФ также выпускает Руководящие принципы, Документы по лучшей практике и другие документы в помощь странам в применении стандартов ФАТФ.

Читайте также:  Все страны собирают серебро

Переводы руководящих документов ФАТФ:

Переводы типологических отчетов и других документов ФАТФ:

Источник

Противодействие отмыванию денег и валютный контроль

Легализация преступных доходов — это серьезное экономическое преступление. Преступники стремятся скрыть истинное происхождение и назначение своих денег, которые обычно связаны с коррупцией, уклонением от уплаты налогов, наркобизнесом, деятельностью террористических организаций и другими видами организованной преступности.

Для этого они используют в качестве прикрытия обычные финансовые операции или обычную хозяйственную деятельность. Это называется сомнительными операциями.

Для государства борьба с сомнительными операциями является очень важной задачей, ведь невозможно эффективно бороться с криминалом, не перекрыв его финансовые потоки.

Банк России ведет борьбу с сомнительными операциями в финансовой системе во взаимодействии с Росфинмониторингом, правоохранительными органами, Федеральной налоговой службой и другими контрольно-надзорными органами.

В результате целенаправленной борьбы объем сомнительных операций в последние годы постоянно уменьшается.

Объемы вывода денежных средств за рубеж в банковском секторе, в млрд. рублей

Объемы обналичивания денежных средств в банковском секторе, в млрд. руб

Эффективность механизма противодействия незаконным финансовым потокам возможна, только если финансовая система сама ставит заслон для экономической активности преступных элементов. Так, банки имеют право отказывать в открытии счетов, вкладов или проведении операций клиентам, чья добросовестность вызывает сомнения.

Но иногда и добросовестные клиенты могут получать отказы, если они не предоставили банкам достаточно информации или банки ошибочно расценили их операции как сомнительные. Чтобы такие ситуации не приводили к трудностям и дополнительным затратам для честного бизнеса, Банк России создал двухуровневую систему пересмотра решений банков об отказах. На первом этапе клиент, несогласный с решением банка, обращается в сам банк, а если вновь получает отказ — в межведомственную комиссию при Банке России. Для обращения в межведомственную комиссию необходимо направить заявление по почте или в электронном виде через Интернет-приемную Банка России.

Для банков выявление сомнительных операций — сложная и дорогостоящая работа. Банк России постоянно оказывает им методологическую поддержку, например, определяет основные признаки сомнительности операций, а также предоставляет банкам информацию о лицах, которым ранее было отказано в банковском обслуживании из-за сомнений в их добросовестности.

Во второй половине 2021 года Банк России планирует запустить платформу для банков «Знай своего клиента» — систему, которая будет предоставлять необходимую информацию об уровне риска вовлеченности в проведение сомнительных операций потенциальных и существующих клиентов. Это сократит и издержки банков, и число необоснованных отказов их клиентам.

Незаконные финансовые операции часто носят трансграничный характер, поэтому борьба с отмыванием денег, полученных преступным путем, и финансированием терроризма ведется на международном уровне. Для эффективной борьбы с этими явлениями разработаны и постоянно актуализируются международные стандарты в сфере противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма, распространению оружия массового уничтожения (ПОД/ФТ/ФРОМУ). Разработкой стандартов и контролем за их выполнением всеми государствами занимается специализированная межправительственная организация — Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Task Force, FATF). Банк России принимает активное участие в работе FATF и активно взаимодействует с зарубежными партнерами в сфере ПОД/ФТ.

Основные положения, регламентирующие вопросы ПОД/ФТ/ФРОМУ, содержатся в Федеральном законе от 07.08.2001 № «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Банк России также контролирует проведение валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями. Валютный контроль — часть государственной политики. Он направлен на обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны. Это направление деятельности регулируется Федеральным законом от 10.12.2003 № «О валютном регулировании и валютном контроле».

Источник

Что такое первичная проверка ПОД/ФТ?

Как это работает?

Такой подход крайне неверный. Не стоит недооценивать важность роли ПОД/ФТ в деловой жизни не только хозяйствующих субъектов, но и всей страны. Антиотмывочное законодательство эффективно расширяет сферу своего влияния. Регулярно блокируются тысячи банковских счетов и происходят отказы в проведении финансовых операций, которые не кажутся банку достаточно «прозрачными».

Сейчас ПОД/ФТ/ФРОМУ — интернациональная система. Каждой организации следует уделять ей не меньшее внимание, чем ведению бухгалтерского учета или соблюдению антикоррупционного законодательства. Для внутреннего контроля ПОД/ФТ также важно наличие комплаенса, который помогает придерживаться установленных КНО требований и правил.

Причины появления системы ПОД/ФТ/ФРОМУ

По статистике годовой оборот средств, полученных преступным путем, достигает во всем мире порядка 2 трлн $. Эта сумма сопоставима с бюджетами крупнейших держав, таких как Россия или США.

Теневые доходы, запущенные в оборот, подрывают экономику стран. Такие вбросы или, наоборот, неожиданное изъятие денег приводят к резкому изменению стоимости финансовых инструментов, дестабилизируют спрос на финансовые ресурсы и даже могут стать триггером к политическим волнениям. Про угрозы от финансирования терроризма можно не объяснять.

В 1989 году в Париже во время проведения встречи стран «Большой семерки» была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег — ФАТФ (Financial Action Task Force). На 2019 г. ее членами являлись 37 стран и 2 международные организации.

Правовое регулирование сферы

Базовым документом для системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ (всего их 40). Они признаны стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами-членами ООН. C 2004 г. в деятельности ФАТФ от имени РФ участвует Росфинмониторинг.

В России антиотмывочная деятельность регулируется:

  • Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
  • Правовыми актами Правительства РФ;
  • Нормативными актами Росфинмониторинга, ЦБ РФ, Пробирной палаты РФ.

Основные направления работы по ПОД/ФТ

  • Выявление подозрительных сделок и операций;
  • Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;
  • Исследование финансово-хозяйственной деятельности клиентов;
  • Применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, по приостановлению операций;
  • Направление сведений в уполномоченный орган (об операциях обязательного контроля, о подозрительных операциях, о применении мер по замораживанию, о случаях приостановления операций и т.п.);
  • Проведение обучения сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ и т.д.

Какие документы для проверки ПОД/ФТ могут запросить КНО?

Надзорные ведомства для проведения проверки в целях выявления нарушения законодательства по ПОД/ФТ/ФРОМУ могут потребовать от компании следующие локальные документы:

  • Правила внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;
  • Внутренние документы, разработанные организацией и регламентирующие ее деятельность в области ПОД/ФТ;
  • Распорядительные документы о назначении специального должностного лица, ответственного за соблюдение правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и реализацию программ их осуществления;
  • Документы, подтверждающие соответствие ответственного сотрудника квалификационным требованиям;
  • Информацию о подключении к личному кабинету организации на портале уполномоченного КНО;
  • Внутренний распорядительный документ о доступе ответственных сотрудников к личному кабинету;
  • Материалы внутреннего контроля по вопросам исполнения документов по ПОД/ФТ;
  • Анкеты (досье) всех клиентов организации, находящихся на обслуживании;
  • Запросы, поступившие из Росфинмониторинга, в отношении клиентов;
  • Сведения о приостановленных операциях клиентов;
  • Сведения о случаях отказа в приеме на обслуживание клиентов;
  • Сведения о применении/не применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств;
  • Программа подготовки и обучения по ПОД/ФТ сотрудников;
  • Все документы по учету прохождения обучения персонала и проверки знаний по ПОД/ФТ и др.

Когда проводится первичная проверка знаний по ПОД/ФТ?

Раньше не было четких критериев по срокам проведения первичной проверки знаний по ПОД/ФТ. Но в соответствии с Указанием Банка России от 06.07.2020 № 5496-У «О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере требований к подготовке и обучению кадров в кредитных организациях и некредитных финансовых организациях по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ» ответственные сотрудники должны пройти такую проверку не ранее, чем через 10 рабочих дней, но не позднее 2 месяцев с даты проведения вводного (первичного) инструктажа.

Внедренная на предприятии система комплаенс позволяет максимально эффективно подготовить персонал к первичной проверке знаний по ПОД/ФТ. Она объединяет в себе все законодательные правила антиотмывочной отрасли и помогает выстроить превентивную защиту от рисков, связанных с ней.

Источник

Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма

Новогодняя суперакция — 1 500 руб.

Разработка ПВК за 6 300 рублей.

Обучение с регулятором

Система противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) уже стала привычным элементом для многих субъектов хозяйственного оборота в Российской Федерации. Однако нельзя не констатировать, что пока абсолютное большинство руководителей самых разных компаний, предприятий и организаций подходят к этой деятельности на основании остаточного принципа – ну, раз государство требует, то нужно делать ровно столько, чтобы надзорные органы не предъявляли претензий. При этом не учитывается то обстоятельство, что данная система играет все более важную роль в жизни государств и оказывает все более серьезное влияние на повседневную деятельность участников экономических отношений.

Хотел бы напомнить, что Российской Федерации только в 2017 году были заблокированы сотни тысяч банковских счетов, отказано в проведении многих операций, которые носили неочевидный характер.

Прослеживается тенденция на постоянное расширение сферы действия антиотмывочной системы. Так, в последние годы все чаще стала встречаться аббревиатура ПОД/ФТ/ФРОМУ – это система противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. На Финмониторинг России последняя функция возложена с 2012 года.

Тогда же эта федеральная служба финансовой разведки была наделена статусом центра по оценке рисков и угроз национальной безопасности, возникающих в результате легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и распространения оружия массового уничтожения. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.06.2012 г. № 808 Финмониторинг России перешел в прямое подчинение главе государства.

В настоящее время ПОД/ФТ это международная система, в которой активно участвует и наша страна.

Все это говорит в пользу того, что настало время для коренного пересмотра отношения к системе ПОД/ФТ. Она в каждой организации должна занять такое же место как бухгалтерский учет и стать неотъемлемой частью общей системы внутреннего контроля.

Причины появления международной системы ПОД/ФТ.

По оценкам экспертов годовой оборот денег, полученных преступным путем (от продажи наркотиков, незаконной продажи оружия, похищения людей, обычной уголовной преступности и т.д.), достигает во всем мире почти два трлн долларов. Для сравнения доход бюджета Российской Федерации на 2017 год – 13,43 трлн рублей, т.е. по нынешнему курсу порядка 300 млрд долларов. Бюджет США на 2017 год – доходы 3,63 трлн долларов. Иными словами, теневой оборот денег либо превышает, либо сопоставим с бюджетами крупнейших государств.

Преступные доходы, вводимые в экономический оборот, способны подорвать национальную экономику любого государства, поскольку невозможно предвидеть поведение лиц, занимающихся отмыванием «грязных денег» или иного имущества. Неожиданный вброс на финансовый рынок огромных денежных сумм или, напротив, неожиданное изъятие их из оборота приводит к высокой волатильности стоимости финансовых инструментов, влечет резкие колебания спроса на финансовые ресурсы, дестабилизируя тем самым экономические и социальные отношения, и может даже привести к политическим потрясениям. Огромная опасность финансирования терроризма настолько очевидна, что вряд ли требует дополнительных аргументов и комментариев.

Элиты ведущих государств в конце ХХ-го века осознали реальные угрозы неконтролируемых потоков преступных доходов национальным интересам. Поэтому в ходе Парижской встречи на высшем уровне в июле 1989 г. по инициативе Президента Франции была создана Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег – ФАТФ (Financial Action Task Force). Учредителями ФАТФ выступили США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия и Канада. В настоящее время в ФАТФ входят 35 стран-участниц и 2 международные организации: Европейская комиссия и Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива. Помимо ФАТФ существует ещё целый ряд региональных международных организаций по ПОД/ФТ.

Противолегализационный контроль представляет собой один из самых эффективных способов борьбы с наиболее опасными преступлениями путем существенного затруднения использования средств, добытых преступным путем.

Правовое регулирование протииволегализационной деятельности.

Основополагающими для системы ПОД/ФТ являются рекомендации ФАТФ. Всего их 49: 40 из них общих и 9 специальных, посвященных мерам по борьбе с финансированием терроризма. Первые 40 рекомендаций были приняты ещё в 1990 году, перерабатывались в 1996 и 2003 годах. В феврале 2012 года утверждены обновленные стандарты — 40 рекомендаций, являющиеся компиляцией старых рекомендаций и включающих новые положения, касающиеся противодействия финансированию распространения оружия массового уничтожения и применения риск-ориентированного подхода на национальном уровне. В соответствии с Резолюцией Совета Безопасности ООН № 1617 (2005 г.) 49 рекомендаций ФАТФ признаны стандартами международного уровня и обязательны для выполнения государствами-членами ООН.

В Российской Федерации антиотмывочная деятельность регулируется Федеральным законом от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – закон 115-ФЗ), правовыми актами Правительства РФ, а также нормативными актами Финмониторинга России, Центрального банка РФ, Пробирной палаты РФ, которые обязательны для соответствующих поднадзорных организаций.

Следует подчеркнуть, что в закон 115-ФЗ регулярно вносятся изменения. За 16 лет его действия было принято 49 федеральных законов с целью внесения в него поправок, при этом основная их масса – в последние годы. В настоящее время в стадии рассмотрения находится ещё несколько соответствующих законопроектов. Существенно активизировалась и работа по принятию подзаконных актов в сфере борьбы с легализацией преступных доходов и финансированием терроризма.

Организация системы ПОД/ФТ в Российской Федерации.

Система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма в Российской Федерации состоит из трех элементов: 1) субъекты антиотмывочной деятельности; 2) Финмониторинг России; 3) правоохранительные органы.

Перечень организаций и индивидуальных предпринимателей, изложенный в ст. 5 закона 115-ФЗ, чётко регламентирует, какой именно бизнес попадает под действие данного документа. В частности, это банки и другие кредитные организации, микрофинансовые организации, кредитно-потребительские кооперативы, ломбарды, ювелирные мастерские и магазины, лизинговые компании, агентства недвижимости, участники рынка страхования, операторы по приёму платежей, профессиональные участники рынка ценных бумаг и другие организации и предприниматели.

Ответственность за состояние антиотмывочной деятельности в субъектах закона 115-ФЗ несут лично руководители. При этом в организациях должны быть созданы службы по ПОД/ФТ или назначены специальные должностные лица (ответственные сотрудники), отвечающие за это направление работы. В то же время участвовать в протииволегализационном контроле обязаны и иные сотрудники организаций.

В каждой из них в обязательном порядке должны быть разработаны и утверждены руководителем организации правила внутреннего контроля по противодействию (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Эти правила подлежат изменению в течение трех месяцев в случае внесения изменений в закон 115-ФЗ или подзаконные акты, принятые в этой сфере. Рекомендуется также отражать в правилах внутреннего контроля позицию Финмониторинга России и иных надзорных органов, изложенную в их методических рекомендациях.

К правилам внутреннего контроля должны быть разработаны многочисленные приложения, например, бланки внутренних сообщений о подозрительных сделках и операциях или сделках и операциях, подлежащих обязательному контролю, анкеты клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев и т.д.

ПОД/ФТ предусматривает развернутую систему отчетности: ежеквартальные, полугодовые, годовые отчеты; отчеты комиссий по проверке работы по внутреннему контролю (полугодовые, годовые); заключения внутренних и внешних аудиторов.

Основными направлениями работы в сфере ПОД/ФТ являются:

выявление подозрительных сделок и операций, сделок и операций, подлежащих обязательному контролю;

идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев;

исследование финансово-хозяйственной деятельности клиентов;

выявление среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (далее – ИПДЛ), должностных лиц публичных международных организаций, российских публичных должностных лиц (далее – РПДЛ), определение источников происхождения их денежных средств или иного имущества, а также повышенное внимание к операциям, осуществляемым ИПДЛ, должностными лиц публичных международных организаций, РПДЛ, их супругами и родственниками

применение мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и/или иного имущества, по приостановлению операций;

направление сведений в уполномоченный орган (об операциях обязательного контроля, о подозрительных операциях, о применении мер по замораживанию, о случаях приостановления операций, об отказах в открытии счета, в проведении операции, о расторжении договоров банковского счета по инициативе банка);

проведение обучения сотрудников организации по вопросам ПОД/ФТ;

хранение документов и информации в течение установленных сроков.

Ответственность за нарушение требований противолегализационного законодательства.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение требований закона 115-ФЗ предусмотрена административная ответственность. Согласно ст. 15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях для должностных лиц, к которым относятся руководитель организации и специальное должностное лицо (ответственный сотрудник), установлен штраф от 10 тысяч рублей до 50 тысяч рублей, а за наиболее тяжелые правонарушения — дисквалификация на срок от одного года до двух лет.

Юридические лица несут ответственность в виде штрафа от 50 тысяч рублей до одного млн рублей и за самые серьезные правонарушения — административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Указанной статьей правонарушения в области противолегализационной деятельности дифференцированы в зависимости от характера нарушений и степени тяжести наступивших последствий.

Дедиков Серге Васильевич, ведущий эксперт в сфере ПОД/ФТ, старший партнер Общества страховых юристов, партнер Redstone Chambers (Москва), преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ

Источник

Оцените статью