Основная форма обучения это урок экскурсия самостоятельная работа

Урок — экскурсия
статья на тему

статья о значимости уроков экскурсий

Скачать:

Вложение Размер
urok_ekskursiya.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перед каждым преподавателем стоит вопрос: как заинтересовать студентов и сделать урок интересным. Одной из форм, которая позволяет повышать познавательный интерес, и является урок-экскурсия. Уроки этого типа делают процесс обучения более интересным, заинтересовывают студентов, заставляют думать, размышлять, логически мыслить, развивают наблюдательность. Экскурсия конкретизирует учебный процесс, программный материал, расширяет кругозор и углубляет уже имеющиеся знания учащихся.

Экскурсия позволяет объединить учебный процесс с реальной жизнью.

Актуальность темы обусловлена внедрением Федерального государственного образовательного стандарта, в котором особое значение придаётся технологиям деятельностного обучения. Именно активные и нестандартные формы проведения уроков повышают познавательную активность студентов, и способствует поддержанию стабильного интереса к учебной работе, а также лучшему усвоению программного материала.

Учебные экскурсии — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях.

Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию познавательных интересов, коллективистических отношений и других качеств личности, подготовке студентов к практической деятельности и профессиональной ориентации.
Связь экскурсий с предшествующим и последующим изложением учебного материала, иллюстрируемого наглядными пособиями, дает представление о практическом использовании знаний в производстве.

Во время экскурсии на производство студенты знакомятся с предприятиями, что формирует яркие образы и способствует более прочному усвоению научных основ производства, которые студенты не имели возможности наблюдать непосредственно. Поэтому актуальность экскурсий, как средства формирования будущих специалистов, не вызывает сомнения.

Уроки-экскурсии выполняют следующие функции:

Первая . С помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их студенты, как отмечено выше, непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями.
Вторая . Экскурсии позволяют повышать уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой.
Третья. Экскурсии способствуют техническому обучению, так как дают возможность знакомить студентов с производством, с применением научных знаний в промышленности.
Четвертая. Экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности.

В зависимости от места в учебной программе экскурсии могут быть трех типов:

Вводная экскурсия проводится в начале изучения новой темы.

Экскурсия по определенной теме .

Итоговая экскурсия , систематизирующая знания по разделу или курсу.

использование наглядной реальной информации для активизации познавательной деятельности учащихся

углубить знания по пройденному материалу

развивать умение применять знания теории на практике, умение сравнивать, делать выводы;

развивать наблюдательность, самостоятельность.

прививать чувства личной ответственности и сознательного отношения к правильным и безопасным методам экскурсии;

прививать интерес к избранной специальности.

При проведении экскурсий важнейшая задача состоит в том, чтобы добиться обстоятельного осмысления и прочного усвоения изучаемого материала. Решению этой задачи должна быть подчинена методика экскурсий.
План урока-экскурсии

В целом структура урока-экскурсии похожа на структуру обычного урока .

  1. Организационно-мотивационная часть . Перед уроком-экскурсией преподаватель знакомит студентов с местом экскурсии, целью посещения, т.е. создает мотивацию студентов для успешной познавательной деятельности, проводит инструктаж по технике безопасности.
  2. Актуализация опорных знаний . Нужно вспомнить основные моменты, связанные с темой экскурсии.
  3. Непосредственно экскурсионная часть , в которой студенты должны не просто оставаться зрителями и слушателями, а как можно активнее участвовать: задавать вопросы , делать записи, зарисовки, фотографировать, изучать (смотреть, трогать, наблюдать, измерять и др.).
  4. Обобщение и систематизация знаний, рефлексия . Происходит обобщение и систематизация полученных знаний, выделяется главное. Студенты делятся своим мнением, впечатлениями.
  5. Итоги . Преподаватель оценивает работу студентов, дает творческие задания на дом : сделать фотоотчет, презентацию, выпустить стенгазету, оформить стенд, написать сочинение, составить отчет и др.

Можно утверждать, что уроки-экскурсии вооружают учащихся знаниями и умениями практического характера, которые в будущем, несомненно, помогут стать им высококлассными специалистами.

Урок-экскурсия — действенная форма занятия как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Она помогает связать теорию и практику, учебу с жизнью. И конечно, лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основные понятия и определения по строительной дорожной техники в сфере деятельности специальности 190605.

Реферат учащегося 7 класса Игнатьева Максима может стать наглядным приложением к уроку литературы. Может использоваться в любом классе средней щколы. Информация охвватывает творчество Лермонтова.

Научно — меодическая работа преподавателя среднего профессионального образования в пределах своей компетенции.

В предлагаемом материале можно познакомиться с конспектом интерактивного урока по теме «Летний сад» . К конспекту прилагается презентация «Летний сад».

Методика подготовки экскурсии учениками.

Экскурсия является нетрадиционной формой обучения. Она может проводиться как вместо уроков теоретического обучения, так и вместо уроко.

Источник

Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля
методическая разработка на тему

В памятке систематизирован и концентрирован материал в табличной форме: различные формы уроков, методы обучения, виды, формы и средства контроля; основные задачи и структура разных типов уроков.

Скачать:

Вложение Размер
Памятка: типы и формы уроков; методы обучения; структура разных типов уроков; виды, формы и средства контроля 23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Типы, формы занятий, методы обучения.

Урок усвоения новых знаний

Урок закрепление знаний

Информационный Репродуктивный Проблемный Частично-поисковый

Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка)

Практическое занятие (Практическая работа, лабораторная работа, самостоятельная работа, Взаимопроверка)

Репродуктивный Частично — поисковый

Информационный, Эвристический Проблемный

Урок усвоения знаний

Важной задачей такого урока является сознательное овладение обучающимися системой научных понятий, законов или другими формами знаний, способами выполнения действий Основными критериями усвоения знаний является умение формулировать различные определения, объяснять их, приводить примеры, переводить материал своими словами, применять знания на практике (по образцу или в измененных условиях) Урок усвоения новых знаний имеет следующую структуру:

1 Актуализация и коррекция опорных знаний

2 Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности

3 Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения

4 Обобщение и систематизация знаний, применение в различных ситуациях

5 Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания

Урок закрепления знаний

Основным содержанием учебной работы на этом уроке является вторичное осмысление ранее усвоенных знаний с целью их упрочения. Обучающиеся в одних случаях осмысливают и углубляют свои знания по новым источникам, в других — решают новые задачи на известные им правила, в третьих — устно и письменно воспроизводят ранее приобретенные знания, в четвертых — делают сообщения по отдельным вопросам из пройденного с целью более глубокого и прочного их усвоения и т.п.

Структурно такие уроки предполагают следующие этапы:

  1. проверка домашнего задания;
  2. выполнение устных и письменных упражнений;
  3. проверка выполнения заданий;
  4. задание на дом.

Особенность повторительно-обобщающих уроков состоит в точной оценке границ учебного материала, который может быть вынесен для повторения. Необходимо выделить основные идеи, понятия, положения и термины, подобрать соответствующие вопросы и задания. Урок повторения и обобщения также несет коррекционную нагрузку. При повторении, посредством изучаемых событий и фактов, усиливается внимание к воспитательной стороне обучения. Так же на этом уроке преподаватель мало объясняет, роль преподавателя сводится к направлению познавательной деятельности обучающихся. А это важно для коррекции форм мыслительной деятельности умственно отсталых детей, таких, как обобщение, абстрагирование, выявление закономерностей на основе отдельных явлений и фактов.

Повторительно-обобщающий урок состоит из следующих этапов:

1. Организация начала урока.

2. Постановка целей и задач.

3. Систематизация и обобщение учебного материала.

4. Итоги урока, оценка знаний.

5. Задание на дом.

Данный тип урока проводится после изучения крупных тем или разделов учебной программы. На них осуществляется не только контроль, но и корректировка и оценка знаний, умений и навыков.

Структура контрольно-проверочного урока:

  1. организационная часть, сообщение темы и цели,
  2. выдача задания на контрольную практическую работу,
  3. выполнение контрольной работы,
  4. подведение ее итогов и урока в целом.

Комбинированные уроки могут проводиться прежде всего в тех случаях, когда к хорошо усвоенному в предшествующие годы учебному материалу на уроке добавляется небольшая доза новых знаний, которые по содержанию и структурным особенностям похожи на ранее усвоенные знания.

Основные компоненты комбинированного урока:

  1. Проверка домашнего задания (проводится сопутствующее повторение изученного ранее материала, приведенного в определенную систему);
  2. Изучение нового материала (решив поставленный учителем проблемный вопрос, обучающиеся сами знакомятся с правилом);
  3. Первичное закрепление материала;
  4. Обобщение и систематизация знаний (обучающиеся новые знания включают в систематизирующую таблицу);
  5. Задание на дом.

Рассказ – небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ изучаемого материала с последующими выводами.

Беседа – вопросно-ответный способ привлечения обучающихся к обсуждению нового материала. Эвристическая беседа.

Лекция – последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства, и иллюстрирования.

Цель лекции – убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений. Структура лекции: тема лекции, количество часов, план лекции, изложение лекции в соответствии с планом, контрольные вопросы по лекции.

Экскурсия — это форма организации обучения, которая позволяет проводить наблюдения, а также изучение различных предметов, явлений и процессов в естественных условиях. Предусмотренные учебными программами экскурсии являются обязательными и проводятся в рамках учебного времени, отводимого на изучение того или иного предмета. Как и другие организационные формы обучения, экскурсии реализуют дидактические принципы (научности, связи обучения с жизнью, наглядности и др.), способствуют рассмотрению изучаемых явлений в их взаимосвязи и взаимозависимости, формированию ОК и ПК.

Семинар — семинар требует большой предварительной подготовки, он должен стать итогом глубокого изучения многих материалов. Поэтому таких уроков может быть немного, но каждый должен запомниться ученикам.

Подготовка к уроку — семинару многопланова. Сначала — сообщение темы, основных вопросов, список дополнительной литературы для подготовки выступления. Желательно такую работу провести за 2-3 недели до начала урока-семинара. Каждому обучающемуся можно раздать памятку «Как готовиться к семинару».

Практическое занятие — Преподаватель выполняет консультирующую, координирующую и направляющую функцию. Очень высока степень самостоятельности обучающихся, на нее отводится 70% времени занятия.

Компьютерное тестирование — Тест (test (англ.) – испытание, проверка, проба, мерило, критерий, опыт) – краткое стандартизированное испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной процесс. Компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с обучающимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях, формировании ОК и ПК, внести в них коррективы.

Организационно – деятельная игра — уроки в форме соревнования и игр: конкурс, турнир, эстафета (лингвистический бой), дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.п.

Контрольная работа – такой вид урока и меет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, ОК и ПК.

Объяснительно – иллюстративный — один из наиболее экономных способов передачи обобщенного и систематизированного опыта человечества. Сущность этого метода состоит в том, что в процессе учебной работы преподаватель использует иллюстрации, т. е. наглядное пояснение, или же демонстрирует то или иное учебное пособие, которое могут, с одной стороны облегчать восприятие и осмысление изучаемого материала, а с другой – выступать в качестве источника новых знаний.

Эвристический – частично — поисковый метод, организация поисковой, творческой деятельности на основе теории поэлементного усвоения знаний и способов деятельности.

Информационный — способ организации совместной деятельности преподавателя и обучающихся, при котором преподаватель сообщает готовую информацию, а обучающиеся воспринимают, осознают и фиксируют её в памяти.

Проблемный — осуществляется в основном в трех формах , которые отличаются по степени познавательной самостоятельности обучающихся:

— самостоятельная исследовательская деятельность обучающихся.

Проблемное чтение лекций предполагает 1 и 2 формы познавательной деятельности обучающихся, то есть форма обучения, в результате которой преподаватель ставит и раскрывает ряд научных проблем и познавательных задач.

Программированный — система методов и средств обучения, основой которого выступает самостоятельное приобретение знаний и навыков обучающимися за счет пошагового усвоения материла. Разработаны специальные программированные учебные пособия по различным учебным дисциплинам, которыми обучающиеся могут пользоваться самостоятельно, в соответствии с своими индивидуальными особенностями, уровнем развития, индивидуальным темпом. Процесс управления обучением в этих пособиях строится на основе предъявления обучающемуся материала в виде специальных единиц, соответствующих шагу усвоения и предполагающих решение контрольных заданий. При правильном решении обучающийся получает подтверждение о правильности решения и указание о переходе к следующему учебном задании, а при неправильном решении — разъяснение допущенной ошибки и указание на необходимость повторного выполнения того же или сходного учебного задания. Были разработаны системы линейного и разветвленного программированного обучения. В настоящее время в программированном обучении используются адаптивные системы на базе компьютера.

Репродуктивный — с пособ организации деятельности обучающихся по неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний и показанных способов действий. Репродуктивный метод называют также инструктивнорепродуктивным, т.к. непременная черта этого метода — инструктаж. Репродуктивный мметод предполагает организующую, побуждающую деятельность преподавателя.

Частично – поисковый – Эвристический

Исследовательский — организация поисковой, познавательной деятельности обучающихся путём постановки преподавателем познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения

Источник

Читайте также:  Путешествие по морю мероприятие для детей
Оцените статью