Основная стратегия развития развитых стран

Внешнеэкономическая стратегия развитых стран

Категория развитых стран включает в себя свыше 20 государств. Их объединяет то, что по уровню социально-экономического развития они значительно превосходят подавляющее большинство других стран мирового сообщества.

Внешнеэкономическая стратегия развитых стран направлена на достижение определенных целей и решение соответствующих им задач. Среди этих целей выделяются общие и особенные (национальные), т.е. характерные каждой отдельно взятой стране.

К числу основных общих целей внешнеэкономической стратегии развитых стран на современном этапе процесса глобализации относятся следующие.

Во-первых, закрепление, укрепление своего монопольного положения, своих господствующих позиций (исторически сложившихся по определенным причинам) на мировых рынках, в мировой экономике в целом, как «ведущих» в мировой экономике, мировой политике, в мировом сообществе.

Во-вторых, использование инструментов внешнеэкономической стратегии в качестве средств проведения своих политических задач в международных отношениях. Иными словами, развитые страны добиваются политизации своей согласованной внешнеэкономической стратегии.

В-третьих, расширение числа своих союзников в мировой экономике, на мировых рынках и укрепление партнерства между ними. Для этого формируются новые и расширяются старые межгосударственные организации (формальные и неформальные) – ОЭСР, НАТО, МВФ, всемирные и региональные банки, различного рода клубы (Парижский клуб, Лондонский клуб)* и т.д.

Читайте также:  Монументы всех стран мира

Кроме общих целей внешнеэкономической стратегии каждая страна преследует свои конкретные национальные цели. Национальные цели внешнеэкономической стратегии стран развитой рыночной экономики могут быть самые различные. Но особое значение в настоящее время имеют следующие:

1) защита своих национальных интересов, укрепление национальной экономической безопасности;

2) увеличение объемов и расширение структуры национального экономического потенциала, повышение эффективности его использования и национальной экономики в целом;

3) формирование рациональной системы прочных связей между внутринациональными социально-экономическими процессами и внешнеэкономическими связями.

Постановка и достижение целей (общих и национальных) внешнеэкономической стратегии обуславливаются различными факторами.

Во-первых, развитые страны сохраняют свое ведущее положение в мировой экономике. Но удельный вес их в мировом продукте и на многих мировых рынках заметно снижается.

Во-вторых, выход на мировые рынки и энергичное включение в международную конкурентную борьбу новых субъектов из числа бывших колоний, бывших социалистических стран, а также новых финансовых центров, нового типа международных корпораций – транснациональных.

В-третьих, формирование и быстрое развитие новых глобальных рынков (товарных, финансовых, валютных и т.д.), в т.ч. таких специфических, каковыми являются рынки продаж квот на выбросы парниковых газов [6, 47].

В-четвертых, истощение природных ресурсов и острая нехватка многих других (экономических, финансовых, технологических и т.д.) видов ресурсов. Практика современного мирового экономического развития убедительно свидетельствует, что эпоха однозначной ориентации на собственные силы при развитии национальных экономик уходит в прошлое.

В-пятых, теория утверждает, а практика убедительно подтверждает, что современный мир вступает в фазу повышенных рисков, в т.ч. экономических, социальных, финансовых, технологических, военно-политических (в т.ч. террористических) рисков.

Кроме перечисленных факторов конкретные цели внешнеэкономической стратегии зависят от направлений подобной стратегии. В настоящее время внешнеэкономическая стратегия развитых стран охватывает многие направления, основными из которых являются:

– внешнеинвестиционная стратегия, или стратегия международного движения прямых инвестиций;

– стратегия международного перемещения рабочей силы.

Кратко рассмотрим особенности каждого из направлений внешнеэкономической стратегии.

Источник

Стратегии экономического роста стран мира

Открой содержание статьи

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

Описание основных стратегий роста, успешно применяемых разными странами.

p, blockquote 2,0,0,0,0 —>

p, blockquote 3,0,1,0,0 —>

Менее строгим с экономической точки зрения и более публицистическим подходом к описанию механизмов экономического роста выступает идентификация национальных стратегий, основанная не только на выделении ключевого фактора роста (труда, капитала или производительности), но и на общей характеристике используемых инструментов экономической политики, представленной в форме некоторой нарративной истории о том, почему и как страна растет или планирует расти. Среди подобных наиболее популярных стратегий можно выделить следующие.

p, blockquote 4,0,0,0,0 —>

Стратегия экспортно-ориентированного роста

Стратегия экспортно-ориентированного роста (export-led growth, export-oriented industrialization, export substitution industrialization) в большей степени опирается на использование страной своих глобальных конкурентных преимуществ. Рост экспорта стимулирует технологический обмен между отраслями в экономике, что приводит к увеличению дохода (источником роста в первую очередь служит межстрановое разделение труда). В качестве примеров можно привести Индию, Китай, страны — экспортеры нефти Среднего Востока.

p, blockquote 5,0,0,0,0 —>

Стратегия импортозамещения

Стратегия импортозамещения (import-substituting industrialization) основана на формировании внутри страны производственных мощностей, продукция которых в первую очередь замещает импорт. Применяемые инструменты включают таможенно-тарифное (пошлины) и нетарифное (лицензирование) регулирование и субсидирование производства внутри страны. Примеры: страны Латинской Америки в 1950-1960-е годы.

p, blockquote 6,1,0,0,0 —>

Стратегия стимулирования внутреннего спроса

Стратегия стимулирования внутреннего спроса (consumptionled growth, domestic demand-led growth) предполагает, что рост в большей степени обусловлен расширением внутреннего спроса, что стимулирует увеличение выпуска. Государственное влияние сводится к созданию благоприятного социального климата, повышению качества жизни населения, финансированию образования, здравоохранения, а также стимулированию роста заработной платы в экономике для обеспечения устойчивого внутреннего спроса. Примерами в отдельные периоды выступают США, страны Европы, а также Азии после кризиса 1998 г.

p, blockquote 7,0,0,0,0 —>

Стратегия роста за счет инвестиций

Стратегия роста за счет инвестиций (investment-led growth) обусловлена ускоренным наращиванием капитала, который непосредственно служит фактором производства. С помощью привлечения иностранных инвестиций происходит не только физическое увеличение капитала, но и технологический обмен между странами, что способствует росту СФП. Для экономической политики в рамках данного подхода, как правило, свойственны стимулирование инвестиций (в том числе иностранных), создание благоприятного бизнес-климата (противодействие коррупции, обеспечение экономической стабильности и др.), приоритетность долгосрочных целей в экономике. Основной пример на отдельных этапах экономического развития — Китай.

p, blockquote 8,0,0,0,0 —>

Стратегия роста, основанного на инновациях

Стратегия роста, основанного на научно-технологическом и инновационном развитии (innovation-led growth, productivity-led growth), предполагает прямое влияние государства на уровень технологического развития (совокупную факторную производительность). В рамках данного подхода важно эффективное взаимодействие науки и техники как источника новых технологий, бизнеса как площадки для внедрения результатов НИОКР, а также государства как посредника, обеспечивающего эффективное взаимодействие науки и бизнеса. Примеры: США, некоторые страны ЕС, Япония.

p, blockquote 9,0,0,1,0 —>

Стратегия роста, обусловленного расширением занятости

Стратегия роста, обусловленного расширением занятости (employment-led growth, population-led growth), исходит из ключевой роли занятости, которую стимулирует государство, создавая новые рабочие места. Государственное вмешательство в экономику направлено на укрепление институтов рынка труда и увеличение переговорной силы рабочих, создание специальных условий по привлечению на рынок труда отдельных групп населения (женщин, молодежи и др.). Примерами стран с такой моделью развития можно считать Индию и Китай.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Перечисленные стратегии часто не альтернативные или взаимоисключающие. Объяснить те или иные этапы экономического развития можно в рамках нескольких интерпретаций.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —> p, blockquote 12,0,0,0,1 —>

По материалам статьи: Г. Идрисов, В. Мау, А. Божечкова В поисках новой модели роста // Вопросы экономики, №12, Декабрь 2017, C.5-23

Источник

Экономическая стратегия промышленно развитых стран мира и её перспективы

Теоретические и методические основы экономической стратегии промышленно развитых стран мира. Стратегические направления стран Европы, США, Японии. Основные цели политики ЕС в отношении России. Российско-японские отношения: состояние, перспективы развития.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 13.06.2012
Размер файла 59,8 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Основные цели и сферы действия стратегии ЕС в отношении России показывают, что она должна базироваться на долгосрочной, последовательно направленной на развитие общей концепции стратегического партнерства.

Общая стратегия определяет четыре основные цели политики ЕС в отношении России:

— укрепление демократии, правового государства, и государственных институтов;

— вовлечение России в общеевропейское экономическое и социальное пространство, включая более интенсивную поддержку усилий России по выполнению условий для вступления в ВТО;

— сотрудничество по укреплению стабильности и безопасности в Европе и во всем мире, а также более эффективное и оперативное оформление политического диалога;

— совместное разрешение проблем на европейском континенте, в особенности охрана энергетических ресурсов, защита окружающей среды, а также борьба с организованной преступностью.

В соответствии с этими целями должны быть задействованы следующие инициативы Европейского Совета:

ЕС обсуждает создание постоянного механизма для политического диалога и диалога в области политики безопасности между Россией и ЕС. Его цель: разработка совместно с Россией внешнеполитических инициатив в отношении третьих стран и регионов, а также предупреждение конфликтов и преодоление кризисов в особенности с приграничными с Россией областями, а также на Балканах и на Ближнем Востоке.

ЕС проверяет организацию диалога по экономическим вопросам о поддержке утвержденной МВФ экономической программы по созданию рыночного хозяйства. Тем самым ЕС улучшил бы свои возможности по консультированию российского правительства в дополнение к силам международных финансовых институтов.

ЕС готов интенсивно поддерживать вступление России в ВТО, а также развивать отношения по вопросам, связанным с инвестициями в отечественную экономику.

ЕС предлагает план совместных действий с Россией по борьбе с организованной преступностью, включая коррупцию, отмывание денег, торговлю наркотиками и людьми, а также нелегальную иммиграцию. Для достижения данной цели необходимо развивать тесное сотрудничество между Европолом и соответствующими российскими правоохранительными ведомствами.

ЕС стремится к развитию программ партнерства с российскими институтами регионального и локального уровня, а также между профсоюзами, институтами, неправительственными организациями и СМИ.

ЕС стремится к развитию программ обмена студентов и молодых ученых.

ЕС и его государства-члены хотят четче координировать и воплощать стратегию по поддержке России в развитии системы здравоохранения и социальной защиты.

ЕС усилит международное и региональное сотрудничество с Россией. Для этого совет и комиссия должны активизировать свои усилия для проведения совместных конференций на уровне глав государств и министров иностранных дел как между государствами-членами и Россией, так между ними и третьими странами.

Для достижения этих целей были даны подробные определения необходимых для применения средств и инструментов ЕС и его членов. Каждая страна, председательствующая в ЕС, будет разрабатывать свой рабочий план по претворению стратегии в жизнь, и он будет непосредственно согласован с Россией. Кроме того, ЕС приглашает страны-кандидаты принять участие в акциях в рамках стратегии.

Существенным новшеством стратегии является задание государствам-членам предпринять дополнительные усилия по координации их мероприятий в региональных и международных организациях, где они непосредственно участвуют. В этот процесс вовлечено также сообщество, то есть комиссия в сферах своей компетенции. Это означает, что когда идет речь о программах и проектах для России, от государств-членов ЕС требуется по возможности благожелательной позиции по отношению к ней, например, в МВФ или Всемирном банке.

Общая стратегия ЕС является важным указующим моментом для ориентированного на тесное осуществление совместно с Россией процесса по долгосрочному и последовательному выстраиванию их отношений, которому обе стороны приписывают стратегическое значение для развития всего континента. Общая стратегия нуждается в последовательной реализации и контроле, для чего предусмотрены регулярные отчеты Комиссии и Совета на Европейском Совете. Полнота действенности должна показать себя только в реализации. На основании этого нужно будет сделать вывод о том, действительно ли стратегия приводит к всеобъемлющей политике ЕС в отношении России и тем самым- к большей эффективности ОВПБ.

Российское министерство иностранных дел, привлекая другие министерства и академические институты, разработало долгосрочную концепцию отношений России и ЕС и намерено при этом по возможности широко учитывать Общую стратегию ЕС.(10)

Тем самым появляется возможность синхронизировать реализацию обеих стратегий. Если Россия характеризует ЕС как “стратегического партнера приоритетного значения”, то из этого наверняка можно сделать вывод о стремлении русской внешней политики создать в соответствии с концепцией “мультиполярного мира” противовес политики Соединенных Штатов, которая оценивается как ориентированная на однозначное доминирование во всем мире.

Успешность стратегии в отношении России сыграет также свою роль в том, будет ли реализована — и если да, то в какой степени — интеграционно -политическая ценность нового инструмента и покажет ЕС и России возможные пути дальнейшего сотрудничества

3.2 Перспективы стратегического взаимодействия США и России

Лидеры Российской Федерации и США на своём уровне предпринимают все возможные усилия для возобновления стратегического диалога между двумя странами. В июле 2009 года президент Сша Барак Хусейн Обама посетил Москву. В результате деловых переговоров с Дмитрием Медведевым был определён ряд перспектив стратегического сотрудничества России и США, которые будут указаны ниже.

В сфере распространения ядерного оружия обе стороны выступили за:

— предотвращение распространения ядерного оружия.

— недопущение ядерного терроризма.

— усиление ядерной безопасности.

— продолжение совершенствования механизмов ядерной безопасности, а также разработку соответствующих материалов, оборудования и технологий.

— расширение и углубление долгосрочного сотрудничества в целях дальнейшего повышения уровня безопасности ядерных мощностей во всем мире, включая минимализацию использования обогащенного урана в гражданских целях, а также задействование безотходных технологий использования ядерных материалов.

— подтверждение готовности размещать хранилища компонентов вооружений согласно требованиям безопасности, в соответствии со статьей 6 ДНЯО

— приверженность Соглашениям, достигнутым между правительствами Соединенных Штатов Америки и Российской Федерации относительно использования плутония, который более не является необходимым в целях обороны, и ограничения хранения военного плутония на уровне 34 тонн в США и России. Стороны также осознают, что успешное воплощение в жизнь их программ в будущем потребует выделения дополнительных ассигнований.

— повышение возможностей противодействия нелегальному обороту ядерных материалов и радиоактивных веществ на границах двух стран.

Так же были подписаны положения о развитие сотрудничества в сфере мирного использования ядерной энергии и противостояния возможным угрозам.

Расширение возможности двухстороннего и многостороннего сотрудничества с целью усиления и совершенствования общих систем безопасности.

Исследование международных возможностей создания таких безотходных технологий и обеспечения режима нераспространения ядерного оружия.

Развитие международных систем безопасности.

В сфере военного сотрудничества обе стороны согласились с необходимостью возобновления российско-американского военного сотрудничества и необходимости создания новой межправительственной комиссии, а также договорились об обмене информацией относительно военных преступников.

Стратегический диалог между двумя странами содержал несколько ключевых указанных ниже тем:

Одной из тем встречи стало открытие коридоров для войск НАТО, которому Россия в недавнем прошлом оказывала сопротивление. Две страны выразили согласие работать вместе ради установления стабильности в Афганистане, включая помощь его армии и полиции, а также тренировку персонала по противодействию торговле наркотиками. Страны будут совместно работать ради проведения афганских выборов, а также содействовать Афганистану и Пакистану в совместной борьбе с угрозой терроризма, экстремизма и наркоторговли.

(б) Расширение НАТО на Восток

Следующей ключевой темой российско-американской встречи была выработка более чёткого понимания и установления функциональных рабочих отношений между Россией и НАТО. Россия в который раз безуспешно пытается убедить Америку признать ее региональной силой, которая диктует политику на Кавказе, в Украине, Беларуси и в Центральной Азии. Чтоб продемонстрировать свои военные мускулы в мае этого года Россия вынудила Киргизию закрыть военную базу в Манасе (Manas).

(в) Чёткая позиция относительно Украины и Грузии

В вопросах внешней политики относительно Украины и Грузии между странами существуют существенные расхождения. В ходе встречи Россия и США договорились о невмешательстве в геополитические и геостратегические сферы интересов друг-друга, особенно в отношении Украины и Грузии. Россия сохранить свою геополитическую и геостратегическую позицию в регионе и требует четкой позиции от США по отношению к ней.

Встреча президентов Барака Обамы и Дмитрия Медведева позволила достичь договорённости о том, что военные самолёты США и НАТО смогут летать через территорию России до Афганистана. Соглашение предусматривает, что ежегодно 4500 самолётов с полной загрузкой смогут следовать через Россию и это может стать началом новой эпохи в отношениях старых соперников. Судя по всему, это соглашение позволит Соединенным Штатам ещё более диверсифицировать основные транспортные магистрали, используемые для переброски сил и военных поставок для международного контингента в Афганистане и более успешно бороться с Талибаном.

Важно отметить и сотрудничество в гео-политический стратегии, в которую вошли следующие пункты:

(а) Ракетная база в Польше

Баллистические оборонительные ракетные системы, которые Соединенные Штаты разместили в Польше, также были предметом обсуждения для двух стран. Россия выражает озабоченность относительно размещения этих баз которые могут стать причиной начала новой холодной войны между двумя странами. Это означает, что США используют территорию Польши для своих стратегических целей, что вызывает неприятие России. Россия надеется, что Обама останется верен обещаниям, которые он дал в ходе своей предвыборной кампании, а именно свернуть ракеты в Польше с тем, чтоб уменьшить напряженность в отношениях с Россией.

Но США не дает своего согласия на то, чтоб убрать ракетные базы из Польши. Вашингтон не утверждает, что это возможно и предпочитает отложить обсуждение этого вопроса.

(б) Иранская ядерная программа

Расширение двустороннего социально-экономического, геополитического и стратегического сотрудничества между Россией и Ираном вызывают беспокойство среди политиков США. Иранская ядерная программа — это стратегический вопрос для Соединенных Штатов. Америка не хотела бы, чтоб Россия поддерживала Иран, в частности в вопросах поставок вооружений. При этом Россия всё-таки не исключает возможности поддержки Ирана.(12)

Перспективы стратегического сотрудничества США и России, рассмотренные выше свидетельствуют о новом уровне сотрудничества между двумя странами. Уровень недоверия и дисгармонии всё ещё слишком высок. Постепенный процесс гармонизации, дипломатии, диалога, сотрудничества могут открыть путь к лучшему региональному и глобальному, геополитическому и геостратегическому миру в будущем.

3.3 Перспективы стратегических взаимоотношений Японии и России

Сегодня и Россия, и Япония обладают взаимодополняющими потенциалами экономического и политического характера, совместное использование которых могло бы быть обоюдовыгодно для достижения обеими сторонами их стратегических целей и реализации национальных интересов. Значимость этих потенциалов позволяет решать главные стратегические вопросы, формируя одновременно условия для разрешения имеющихся двусторонних проблем, прежде всего, проблемы пограничного размежевания. Для России — это экономический потенциал Японии, способный, наряду с потенциалами других заинтересованных стран, сыграть конкретную роль в усилиях российской стороны по решению проблемы подъема, развития и интеграции Восточной Сибири и Дальнего Востока в систему хозяйственных связей Северо-Восточной Азии и азиатско-тихоокеанского региона, равномерности регионального развития России, укрепления государственности в целом. Для Японии — это экономико-политический потенциал России, способный сыграть решающую роль в разрешении приобретающих все большую остроту проблем энергетической и продовольственной безопасности Японии, весьма важных составляющих национальной безопасности в целом, реализации новой стратегии политического позиционирования страны, как в ООН, так на региональной и глобальной аренах.

Известно, что российско-японские отношения, как никогда прежде, нуждаются в выработке нового концептуального подхода. Национальные интересы не являются вечными и раз и навсегда данными и не существуют вне восприятия и формулирования их политиками, чьей функцией является принятие и исполнение политических решений, их разработка, подготовка или «проталкивание». Ряд известных практических шагов, предпринятых обеими сторонами в направлении поиска новой концепции взаимоотношений, создали впечатление о готовности обеих сторон сосредоточиться на стратегических приоритетах их сотрудничества, представляющих на современном этапе жизненно важные интересы, и формирующих «ресурсную базу соразвития» обеих стран в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

К числу таких стратегических приоритетов на сегодня относятся:

— противодействие тенденциям распространения оружия массового уничтожения;

— борьба с международным терроризмом;

— формирование многосторонних региональных систем безопасности;

— обеспечение условий устойчивого экономического развития, в том числе за счет обеспечения энергетической, продовольственной, экологической и др. безопасности;

— создание условий для развития интеграционных процессов, как в экономической, так и в политической, военной сферах и т.д.

Реализация этих приоритетов требует не только собственно государственных политических, экономических, военных ресурсов, но и ресурсов двусторонних отношений.(5)

Геополитическая обстановка в мире и на региональном уровне характеризуется новыми моментами, отличными от состояния активной фазы холодной войны. Меняется расстановка сил, меняются роли основных международных факторов, появляются и стремительно развиваются новые центры, активизируются тенденции к формированию многополярного мира. Эти и другие изменения требуют выработки новых внешнеполитических концепций, новой оценки роли и места двусторонних отношений в системе стратегических координат того или иного государства.

Указанные объективные обстоятельства диктуют необходимость для России и Японии по-новому определять их стратегические приоритеты и строить свои двусторонние отношения, исходя из возможности взаимно использовать ресурс развития друг друга. При таком подходе, когда определяются жизненно важные приоритеты и на их основе строится фундамент взаимоотношений, неизбежно создаются условия для взаимоприемлемого решения и менее значимых проблем. Такие приоритеты видятся для каждой страны по-своему.

Для Японии. Первое. Сегодня Япония активизирует усилия, направленные на выравнивание дисбаланса между ее экономической мощью и относительно отстающей глобальной политической ролью. Токио, с одной стороны, активнее, чем прежде, участвует в международных миротворческих операциях, режимах по сдерживанию распространения ОМУ, в урегулировании региональных конфликтов. А с другой — пытается повысить свой статус в ООН до уровня постоянного члена Совета Безопасности, определив эту цель в качестве одного из важнейших внешнеполитических приоритетов. В этой связи, на фоне неоднозначной реакции, в том числе и отрицательной, многих членов ООН и даже СБ в отношении данной политической цели Японии, реализация Россией ее поддержки указанных устремлений Японии имела бы для последней существенное значение.

Второе. Обеспокоенность Токио угрозой собственной безопасности, вызванная, прежде всего, «ядерными маневрами» КНДР, обусловили корректировку Японией ее программ военного строительства, оборонительной концепции и др. Активизация Токио практических мероприятий по созданию ПРО ТВД, как альтернативы «северокорейской угрозе», вызвали серьезную настороженность региональных государств, включая КНР и Россию, негативно влияет на формирование региональной системы безопасности в целом. В свете этого реализация давнего предложения России по созданию региональной системы ПРО ТВД с участием России и других региональных стран, включая КНР, стало бы реальным вкладом в снижение региональной напряженности и явилось бы практическим мероприятием по формированию коллективной структуры безопасности.

Третье. Глобальное политическое возвышение Японии происходит в новых международных условиях, характеризующихся перенацеливанием американской стратегии безопасности на войну с мировым терроризмом, формированием глобальной антитеррористической коалиции многих государств, включая Россию и Японию, что является еще одним из стратегических приоритетов, которые должны определять пути развития российско-японских двусторонних отношений.

Четвертое. Нестабильность мировых рынков нефти, в значительной мере как следствие политической нестабильности на Ближнем и Среднем Востоке, объективно подталкивает Японию к корректировке стратегии обеспечения национальной энергетической безопасности. Одним из ключевых моментов в этой стратегии является стремление Токио создать региональный восточноазиатский рынок углеводородов, на котором Япония могла бы играть лидирующую роль.

Для России. Первое. Расширение и углубление российско-японского сотрудничества создают конкретные условия для формирования атмосферы взаимозависимости и доверия, которые являются составными частями системы безопасности в регионе. Такое сотрудничество носит взаимовыгодный характер.

Второе. «Созидательное партнерство» с Японией — фактор, способствующий дальнейшей интеграции России в региональные хозяйственные связи.

Третье. Финансовое и технологическое участие Японии в решении проблем социально-экономического развития российского Дальнего Востока отвечает российским интересам, хотя и не носит решающего значения. Вместе с тем, объективно, «тема» двустороннего сотрудничества в развитии российского Дальнего Востока, имея в виду обеспечение невоенных аспектов безопасности Японии, носит взаимовыгодный характер.

Четвертое. Более тесное сотрудничество с Японией в вопросах обеспечения взаимной безопасности, создавало бы для обеих сторон больше возможностей по выстраиванию их отношений безопасности с другими региональными партнерами.

Взаимное использование ресурсов партнера — это не тактический ход, а стратегическая потребность в новых развивающихся геополитических условиях. Это в свою очередь позволит минимизировать реально существующие элементы недоверия и подозрительности, которые обладают огромным негативным потенциалом.(14)

Однако, к сожалению, приходится констатировать, что многое из того, что является достаточно объективным и лежащим на поверхности, многое из того, что представители обеих сторон все чаще и чаще декларируют в последнее время, включая и изложение перспектив «более высокого уровня отношений», является мифом, призванным выдать желаемое за действительное.

Так, следует со всей определенностью констатировать, что двусторонние отношения развиваются практически во всех сферах — политической, экономической, военной, правовой, культурной, экологической; обе стороны достаточно активно сотрудничают в решении таких проблем, как международный терроризм, проблемы нераспространения ОМУ и др.

В данной курсовой работе были рассмотрены теоретические материалы по экономическим стратегиям и политикам промышленно развитых стран, таких как США, Япония и страны Европы. А так же приведены и исследованы табличные значения макроэкономических показателей вышеуказанных стран.

Известно, что экономическая стратегия — форма долгосрочного управления социально-экономическими процессами на разных уровнях экономической системы. Экономическая стратегия вырабатывается государством. Она рассчитывается на 10-15 лет: определяются долгосрочные цели развития в разрезе всей национальной экономики, ее сфер и секторов, отдельных отраслей и регионов; отбираются наиболее эффективные пути, средства и методы их достижения. Намечаемые ориентиры характеризуются взаимоувязанной системой основных макроэкономических показателей: темпами роста валового внутреннего продукта (ВВП), промышленного и сельскохозяйственного производства, уровнем благосостояния населения и его доходов, темпами инфляции и др. На микроуровне разработка стратегии фирмы является составной частью формирования ее бизнес-плана. Она включает стратегию поведения фирмы в борьбе с конкурентами, ее инновационную и маркетинговую стратегию.

Что касается экономической стратегии стран Еврозоны, то принятые в большинстве континентальных стран ЕС экономические стратегии радикально отличаются ряда иных и, прежде всего, от американской и японской. Сейчас можно уже говорить о своеобразной общей экономической стратегии Европейского союза, значительно отличающейся от моделей США и Японии.

Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.

В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.

Экономическая стратегия ЕС имеет социально ориентированный характер. Это значит, что в этих странах высок удельный вес различных социальных фондов (пенсионного и др.) в ВВП.

Экономическая стратегия США отличается от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.

США часто характеризуются как страна с «капиталистической» экономикой.

На формирование внешнеэкономической стратегии Японии оказывают влияние несколько факторов:

— специализацию Японии в системе международных хозяйственных связей определяют структурная перестройка хозяйства, переход к преимущественному развитию наукоемких, ресурсо- и энергосберегающих отраслей, выпускающих высокотехнологичную продукцию;

— усиливающаяся тенденция к переходу японских компаний от экспорта к развертыванию производства за рубежом;

— расширение участия Японии в международной торговле технологиями.

Подытоживая вышесказанное следует отметить, что на современной постиндустриальной стадии развития экономическая стратегия государства реализуется через пакеты стратегических долгосрочных программ: социальных, экономических, научно-технических, экологических, инновационных и др. Главным направлением государственного стратегического управления становится усиление социальной направленности развития экономики.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аретемов А. Модернизация государственного управления экономикой / А. Артемов, А. Брыкин, В. Шумаев // Экономист. — 2008. — №2. — 3-14 с.

2. Булатов А.С. Мировая экономика. — М.: Юристъ, 2006. С. 497.

3. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. — М., 2008.

4. Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические перспективы. — 2008.

5. Зубченко Л.А. В поисках утраченного роста: перспективы развития мировой экономики на 2009-2010 гг.//Перспективы.2009.

6. Ленчук Е.Б. Инновационное измерение промышленной политики стран Центральной и Восточной Европы // Инновации. — 2005. — №4.

7. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.- М. Юристь, 2007.

8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.А. Спиридонова. — М.: Юнити, 2007.

9. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина — М.: Юристь, 2008.

10. Немов М.Р. Трудности евро и перспективы развития еврозоны // «Компас» ИТАР-ТАСС. 2009.

11. Нешитой А. Необходимость роста на базе развития / А. Нешитой // Экономист. — 2008-№2. — 15-20 с.

12. Супян В.Б. Состояние и перспективы американской экономики и российско-американских отношений // Россия и Америка в XXI веке, Выпуск №1, 2008.

13. Халевинская Е.Д. Крозе И. Мировая экономика. Учебник / Под ред. Халевинской. — М.: Юристъ, 2006. — 304 с.

Источник

Оцените статью