Основные части политической системы страны

Содержание
  1. Политическая система, её функции и подсистемы
  2. Содержание:
  3. Подсистемы политической системы
  4. Функции политической системы
  5. Классификация политических систем
  6. Разновидности политических систем
  7. Что такое политическая система
  8. Функции
  9. Виды политических систем современности
  10. Характеристика, примеры
  11. Какие виды политических систем еще бывают
  12. На основе общественно-экономических решений
  13. На основе степени демократичности власти
  14. На основе роли и места государства
  15. На основе способов управления обществом
  16. Понятие политической системы общества. Основные элементы, типы и формы политической системы
  17. Возникновение термина «политическая система»
  18. Основные элементы политической системы:
  19. Сравнение и классификация политических систем
  20. Теория политических систем
  21. Основные формы политической системы
  22. Характеристика типичных политических систем в современном мире
  23. Государственная система и формы государственного управления
  24. Структурно-функциональная концепция политической системы
  25. Структурно-институциональная концепция политической системы
  26. Институциональная и нормативная концепция
  27. Недостатки, препятствующие развитию демократической политической системы
  28. Важные определения

Политическая система, её функции и подсистемы

Содержание:

Политическая система – комплекс составных привил, норм, социальных институтов и организаций, которые взаимодействуют между собой и реализуют политическое управление; совокупность институтов политического и неполитического назначения, осуществляющих политическую власть и обеспечивающие функционирование системы власти; комплекс организации политической структуры и власти.

Основные признаки политической системы:

  • взаимосвязь с государственным правлением, выражена в противоборстве за политическую власть;
  • взаимодействие со всеми классами, социальными группами и организациями;
  • политическая власть характеризуется организационными формами;
  • регулирование организаций политического назначения;
  • создание политических традиций и норм.

Подсистемы политической системы

  1. Институциональная система, куда входят политические образования и организации, взаимоотношения меду ними; значение церкви и СМИ, влияющее и формирующее общественное мнение, оказывающие воздействие на политику и политических лидеров.
  2. Нормативная система, включающая в себя моральные и политические нормы, ценности, традиции и обычая, присущие государству.
  3. Функциональная система заключается в осуществлении политической деятельности и власти.
  4. Коммуникативная система: виды взаимодействия общественных систем с политической.
Читайте также:  Лига наций страны участники

Функции политической системы

Классификация функций системы согласно Г. Алмонду и Дж. Пауэллу:

  • политическая адаптация;
  • социализация;
  • система реагирования;
  • мобильность внешних и внутренних ресурсов;
  • распределение материальных благ в системе;
  • регулирование.

Общепринятая классификация систем:

  • общественные запросы воплощаются в жизнь с помощью политических решений;
  • приспособление политической системы к внешним условиям;
  • мобильность человеческого и материального капитала в системе;
  • защита норм и традиций государства;
  • отношения с другими странами и международными организациями;
  • формирование и распределение материального продукта.

Классификация политических систем

  1. Деление по отношению к окружающей среде:
    • закрытые,
    • открытые.

  2. Согласно политическому типу:
    • авторитарные,
    • тоталитарные,
    • демократические.

  3. По форме управление:
    • коммунистические,
    • демократические,
    • либеральные,
    • авторитарно-консервативные,
    • традиционные,
    • популистские.

  4. Согласного ролям политического процесса и типу культуры:
    • доиндустриальные,
    • индустриальные,
    • тоталитарная,
    • англо-американская,
    • европейско-американская.

  5. По социально-экономической основе:
    • Тоталитарно-распределительные (основой служит распределение материального продукта);
    • Либерально-демократический (основой является рыночная система экономики);
    • Конвергенционные и мобилизационные (государственный контроль за системой рынка).

В социал-демократических политически системах власть принадлежит среднему классу, который образует основу демократическому и социальному государству. Система характеризуется разделением власти, которая базируется на правах и свободе человека. Демократическое право и население контролируют иерархию властей. Принятие любых политических решений происходит медленно, в отличии от других систем. Решение принимаются через дискуссию партий и населения, оценивая негативные и положительные последствия для государства и граждан.

Политическая система Характеристика
Авторитарная

В авторитарных системах политическая власть всецело принадлежит политической партии с её лидером; основой власти является закон, который отображает интересы политического класса и его лидера. Судебная система не предусмотрена в таком государстве, исполнительная власть господствует в политическом строе. Авторитарная система разделяется на деспотическую (присуща аграрной стадии развития), тоталитарную (фашистская, советская и т.д. на индустриальном этапе).

Функции авторитарной государственной власти: обеспечение общественного порядка; обеспечение безопасности населению страны; особый вид экономики.

Либеральная В либеральных политических системах политическая власть закреплена за верховными классами и характерной иерархией власти (законодательная, судебная, исполнительная). Наличие системы, не дающей главенствующим классам забрать всю власть, судебная власть не позволяет кому-то выделятся, заставляет всех следовать закону. Основная часть либеральной системы заключается в формах парламентской и президентской республиках. Либеральная система выражена в соблюдении основных прав человека; экономической стабильности; развитие в конкурентных отношениях; безопасность; экспансия в политической сфере.
Демократическая Демократическая политическая система характеризуется большим количеством политических партий и идеологическим плюрализмом; осуществление политической власти через демократический тип правления.
Социал-демократическая
Традиционная Традиционная политическая система выражена в неактивном населении, не разделении политических ролей, харизматичным лидером, за котором следует народ.
Модернизованная В модернизованных политических системах присутствует многообразие политических статусов, граждане с активной позицией, обоснование политической власти.

Стабильность в государстве обеспечивается умением власти применять решения без физической силы. Удовлетворение населения – показатель эффективности политической власти.

Источник

Разновидности политических систем

Политическая система — это залог существования государства, основа общественно-политических отношений в любой стране.

Что такое политическая система

Политическая система — это структура государственных и негосударственных организаций, которые при тесном взаимодействии осуществляют управление обществом и страной.

Понятие политической системы включает в себя несколько аспектов:

  • институты власти и организации;
  • законы и нормативные акты;
  • коммуникация и взаимодействие;
  • идеология и культура.

В институциональном аспекте политическая система рассматривается как тесное взаимодействие государства, политических партий, общественно-политических движений и других политических институтов. В нормативном аспекте политсистема — это конституция, законы, партийные программы и уставы. Коммуникативный аспект предполагает взаимодействие внутри политической системы, коммуникацию политсистемы с другими сферами общества и взаимодействие политических систем разных стран. Культурно-идеологический аспект рассматривает систему политических взглядов и норм политического поведения.

Функциональный аспект рассмотрим подробнее.

Функции

Политическая система выполняет следующие функции:

  • формирование стратегии внутренней и внешней политики страны;
  • государственное руководство и управление обществом;
  • регулирование общественных отношений с помощью законов;
  • обеспечение прав и свобод человека;
  • усовершенствование системы законодательства;
  • контроль деятельности государственных и негосударственных институтов.

Виды политических систем современности

В современном мире существует 4 типа политических систем:

  • англо-американская;
  • континентально-европейская;
  • доиндустриальная;
  • тоталитарная.

Эту классификацию предложил Габриэль Алмонд. Все государства на нашей планете используют какую-то одну из этих систем.

Характеристика, примеры

Англо-американская система строится на четком разделении политических функций между различными институтами власти. В таком типе политсистемы культивируются либеральные ценности (свобода личности, свобода слова, благосостояние и безопасность населения). Большинство граждан разделяют взгляды, ценности и методы управления государством. Такой вид политической системы характерен для США, Канады и Великобритании. Англо-американская система считается наиболее стабильной.

Континентально-европейская политсистема также четко структурирована и дифференцирована по институтам власти, но отличается большей раздробленностью общества, наличием нескольких субкультур, которые имеют разные представления о ценностях, идеалах и политической культуре. Такой тип системы характерен для европейских стран (Германия, Италия, Франция). На фоне разногласий в обществе для этих стран не редкими являются правительственные кризисы.

Доиндустриальная — характеризуется слабым и неэффективным разделением власти. Население разобщено, в политической жизни участвует мало. В таких системах большой авторитет у армии, в стране может применяться насилие (Мексика, Бразилия, большинство стран Азии и Африки).

Тоталитарная — отличается от других форм жесткой централизованной государственной системой. Вся власть сосредоточена в руках одной правящей партии, которая осуществляет полный контроль над обществом. У граждан единая, навязанная сверху, идеология и система ценностей. Примером тоталитарного политического режима выступает КНР и КНДР.

Какие виды политических систем еще бывают

В политической науке существуют и другие классификации политических систем.

На основе общественно-экономических решений

Основоположники и последователи марксизма (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) выделяли 4 вида систем, отличающихся друг от друга общественно-экономическими решениями. Это:

  • рабовладельческая;
  • феодальная;
  • капиталистическая;
  • социалистическая.

Рабовладельческая предполагает четкое разделение общества на господствующих хозяев и подчиняющихся рабов. В основе феодальной системы лежит деление общества на классы: феодалов и крестьян. Капиталистическая — предполагает деление общества на богатых и бедных, главную роль в социуме играет капитал. В социалистической системе отсутствует какое-либо деление между гражданами (классовое, возрастное, половое и т.п.), предполагается честное распределение ресурсов между членами общества.

На основе степени демократичности власти

По степени демократичности власти выделяют 3 вида политсистем:

  1. Тоталитарная. Строится на 3-х главных факторах: одна власть — одна партия — народ подчиняется власти.
  2. Авторитарная. Характеризуется жесткой, неограниченной властью одного лидера или группы лиц, народ подчиняется правящей верхушке.
  3. Демократическая. Предполагает несколько политических партий, власть народа, народные выборы органов государственной власти.

На основе роли и места государства

В зависимости от принадлежности власти народу или олигархии выделяют 2 вида политсистем:

В демократической — власть принадлежит народу, граждане участвуют в выборах, государство строится на либеральных принципах. В этакратической — власть принадлежит правящей элите, народ ей подчиняется.

На основе способов управления обществом

Существует классификация по способу управления обществом. В ней выделяют 3 типа:

  1. Административно-командная строится на власти одной партии, исключительно государственной собственности и отсутствии экономической свободы.
  2. Соревновательная характеризуется многопартийностью, политической борьбой и конкуренцией между партиями.
  3. Социопримирительная отличается сотрудничеством конкурирующих политических сил на благо государства. Такой вид системы наблюдается в цивилизованных странах.

Источник

Понятие политической системы общества. Основные элементы, типы и формы политической системы

В политической науке политическая система определяет процесс принятия официальных правительственных решений. Обычно её сравнивают с правовой, экономической, культурной и другими социальными системами. Тем не менее, это очень упрощённое представление о гораздо более сложной системе категорий, включающей вопросы о том, кто должен обладать властью и как правительство должно влиять на свой народ и экономику.

Таким образом, политическая система – это совокупность всех государственных органов, политических партий, общественных организаций и групп (формальных и неформальных), участвующих в политической деятельности в рамках данного государства, а также общие принципы и нормы, регулирующие взаимоотношения между ними.

Возникновение термина «политическая система»

Термин «политическая система» появился в литературе в 1953 году в работе Дэвида Истона под тем же названием, заменив «систему правления», использовавшуюся до этого.

По словам Дэвида Истона, политическая система может быть обозначена как взаимодействие, посредством которого ценности авторитетно распределяются для общества.

По его мнению, политическая система является совокупностью тех правительственных и неправительственных учреждений и субъектов, правил и процедур, которые участвуют в текущих процессах формулирования и решения политических проблем, производства, обеспечения и соблюдения общеобязательных политических решений в рамках определённой структуры действий политических структур.

Из-за значительной сложности различных аспектов политическую систему часто называют политической моделью.

Политическая система государства определяется:

  • своей Конституцией;
  • политической культурой;
  • политическими элитами.

Но политической системой можно также назвать и наднациональные, и международные, и транснациональные организации, институты.

Основные элементы политической системы:

  • сообщество, чьё существование взаимозависимо, состоит из групп со сходными и конфликтующими интересами;
  • организации, которые формулируют и представляют интересы этих групп, приобретая и осуществляя государственную власть или оказывая на неё влияние;
  • институты государственной власти, занимающие монопольное положение в согласовании интересов как посредством убеждения, так и посредством принуждения, насилия;
  • формальные и обычные нормы, регулирующие взаимоотношения и функционирование всех компонентов политической системы;
  • идеологии и политические стратегии, составляющие программное обеспечение, управляющее деятельностью государственных и партийных систем;
  • международные институты и организации, к которым относятся государства и политические партии (чья роль возрастает в условиях континентальной интеграции и глобализации).

Сравнение и классификация политических систем

Сравнение и классификация конкретных политических систем осуществлялась с древних времён и является неотъемлемой частью политической науки. Согласно данным современной сравнительной политологии, государства и политические режимы закрепляются за различными формами политических систем в соответствии с определёнными критериями.

Следует отметить, что в принципе ни одно государство не может быть сведено к правовым нормам. Реальные процессы принятия решений и расстановка сил могут значительно отличаться от них, даже не нарушаясь. Таким образом, Конституция (де-юре) никогда не имеет решающего значения для классификации политической системы. Какие институты, процессы и решения необходимо учитывать и какие задачи возлагаются на политическую систему, зависит от соответствующей концепции политики.

Теория политических систем

Со времён Т. Парсонса в теории социальных систем применялись подходы для описания и объяснения политических систем. В своей схеме Т. Парсонс определяет политическую систему как подсистему социальной системы, направленную на достижение государственных целей.

Дальнейшее развитие этих подходов и адаптацию к политической науке, которую также называют теорией политических систем, можно проследить, в частности, по исследованиям американского политолога Дэвида Истона. Благодаря ему концепция политической системы стала наиболее важной альтернативой концепции государства в анализе макрополитических образований (таких, как страны, национальные государства). Д. Истон сформулировал основополагающий вопрос о характеристиках политических систем.

Он приписывает следующие основные характеристики политическим системам:

  • политическая система является аналитической конструкцией;
  • она основана на идее модели вывода политики;
  • политическая система является частью общей социальной системы;
  • она охватывает все институты, процессы и субъекты, которые принимают обязательные для общества решения.

Основные формы политической системы

Следующие примеры форм политической системы включают как взаимоисключающие формы (такие, как монархия и республика), так и те, которые могут сосуществовать (например, демократия и социализм).

К основным формам политической системы относятся:

  • демократия (полная свобода народа, гарантированная законом, во всех сферах общественной жизни);
  • теократия (власть духовного лица в государстве);
  • авторитаризм (когда человек свободен в экономической, культурной, социальной сферах, но не свободен в политической);
  • тоталитаризм (полная несвобода во всех социальных сферах).

С ними связаны такие формы правления как:

  • монархия (одна из старейших политических систем, которая возникла из племенной системы с одним правителем);
  • республика (первой республикой в истории была Индия, в VI веке до нашей эры);
  • социализм;
  • анархизм.

Отдельно существует исламская демократия, исламская демократическая политическая система, основанная на теократии (как основа) и демократии (согласно исламским этическим нормам). Конституция Ирана основана на этом принципе.

Форма правления в качестве организационно-правовой формы и формальной «конституции» государства имеет важное значение как для внутреннего, так и для внешнего облика государства. В первую очередь, формы правления зависят от политической организационной формы государства и положения главы государства.

Форма правления – это форма реального (де-факто) баланса сил в государстве или тип фактического применения закона в соответствии с конституционной реальностью. В ней самое важное – субъект политики, который осуществляет государственную власть.

Характеристика типичных политических систем в современном мире

Либеральная политическая система характеризуется следующими чертами:

  • конкурентная партийная система;
  • институциональная защита прав граждан;
  • сильное гражданское общество;
  • свободные выборы под социальным контролем;
  • справедливое волеизъявление народа;

Посткоммунистическая политическая система имеет следующие цели:

  • парламентская демократия;
  • рыночная экономика;
  • национальный суверенитет;
  • повышение роли политических партий.

Восточноазиатская политическая система:

  • стремление к росту и процветанию;
  • одобрение народа сильных политических лидеров;
  • уважение к государству.

Исламская политическая система:

  • политические отношения соответствуют исламским религиозным принципам, основанным на учении Мухаммеда;
  • возникновение фундаменталистского ислама, например, с абсолютистскими тенденциями (Саудовская Аравия) или революционным популизмом (Иран во время правления Хомейни до 1989 года).

Военный режим:

  • подчинение всех факторов, формирующих политическую систему, военным властям;
  • возникновение различных форм военного режима, например, классической военной хунты, или персонифицированной военной диктатуры, поддерживаемой армией с харизматическим лидером.

Государственная система и формы государственного управления

Государственная система описывает функционирование исполнительной власти и определяет конституционное положение конституционных органов. Отношения между главой государства, главой правительства и парламентом особенно актуальны.

В республиках наиболее распространёнными государственными системами являются:

  • парламентская (парламент находится в центре государственной власти и играет доминирующую роль в государстве, а президент назначается парламентом или правительством; глава государства не несёт политической ответственности, а только конституционную ответственность, например, за измену);
  • президентская (президент обладает широкими полномочиями и обычно является главой государства и главой правительства одновременно; президент сочетает в себе функции главы государства и главы правительства, руководит всей исполнительной властью, определяет внешнюю политику, избирает правительство);
  • полупрезидентская (смешанная форма между президентской и парламентской; глава государства имеет право роспуска парламента, более того, это происходит из-за всеобщих выборов).

В монархиях наиболее распространёнными государственными системами являются:

  • абсолютная монархия (монарх обладает абсолютной и неограниченной властью);
  • конституционная монархия (монарх ограничен Конституцией, но не парламентом);
  • парламентская монархия (власть монарха очень ограничена, потому что существует парламент, избранный государством в качестве контрольного органа).

Политические системы также в последнее время всё чаще рассматривается в рамках трёх суб-аспектов политики:

  • государственного устройства (институциональная форма);
  • политики и принятия политических решений;
  • политической доктрины, целей и политических решений.

Часто (даже специалисты) имеют неправильное представление о политической системе общества, считая, что форма государства и форма правления совпадают. На самом деле государство (например, Великобритания) может быть монархией с точки зрения формы правления и демократией с точки зрения политического режима. В то же время, например, КНДР сочетает в себе форму правления республики с формой правления тоталитаризма или диктатуры.

Как форма правления, монархия и республика не являются ни «хорошими», ни «плохими», но сами по себе нейтральны в смысле политической свободы.

В современной государственной типологии с начала XX века по существу проводится различие между формой правления и системой правления.

В политологии чаще всего даются три типа концепций политических систем.

Структурно-функциональная концепция политической системы

При таком подходе ни одна часть политической системы не может существовать без другой, они разделяют функциональные зависимости. Политическая жизнь – это система взаимосвязанных действий.

Политическая система является частью социальной системы, охватывающей всё общество, она состоит из трёх элементов:

  • политическое сообщество;
  • политический режим;
  • политические институты.

Наиболее важными компонентами политических действий являются:

  • общественный запрос к правительству;
  • получение поддержки для запроса и последующего принятия политических решений;
  • принятие политического решения;
  • обратная связь от народа.

Представителями этой концепции являются Дэвид Истон, Габриэль Алмонд, Бингам Дж. Пауэлл и Карл В. Дойч.

Структурно-институциональная концепция политической системы

В этой концепции политическая система эквивалентна экономической и культурной социальной подсистеме, отделённой от деятельности социальных групп. Помимо структур, тесно связанных с политической деятельностью, в структурном и институциональном подходе есть также свои компоненты.

Эта подсистема состоит из:

  • политической структуры;
  • политических и правовых норм;
  • политических отношений;
  • политической осведомленности;
  • политической культуры.

Институциональная и нормативная концепция

Эта модель характеризуется акцентом на важности институтов и политических норм, которые имеют решающее значение в отношениях между властью и обществом. В этом смысле есть три элемента политической системы:

  • политические идеи и ценности;
  • политические организации и институты, оказывающие влияние и участие в политической жизни страны;
  • нормы, регулирующие и организующие реализацию политических идей, а также нормализующие структуры и функционирование политических институтов.

Недостатки, препятствующие развитию демократической политической системы

Существуют главные проблемы, которые существенно сдерживают процесс демократизации политического режима, обусловливают низкую эффективность ветвей власти и требуют скорейшего решения. К ним относятся:

  • Отсутствие чёткого конституционного разграничения полномочий ветвей власти и высших властных институтов. Прежде всего это касается порядка формирования и прекращения деятельности парламентской коалиции, оснований прекращения полномочий Кабинета Министров, процедуры осуществления некоторых кадровых назначений и тому подобное.
  • Недостаточность законодательного урегулирования указанных вопросов, особенно тех, которые затрагивают интересы различных властных институтов. Это создаёт постоянную политическую напряжённость и возможность злоупотребления властными полномочиями со стороны отдельных органов власти и должностных лиц.
  • Политизация конституционного процесса. Речь идёт о том, что политические реформы или внесение изменений в Конституцию различными политическими субъектами воспринимаются преимущественно сквозь призму собственных, преимущественно краткосрочных политических интересов, и в зависимости от их нынешнего статуса (пребывания во власти или оппозиции). Такая ситуация делает невозможным стратегическое планирование общественного развития, в частности разработку и внедрение такой модели политической системы, которая бы лучше отвечала национальным интересам на долгосрочную перспективу.
  • Несостоятельность судебной ветви власти играть роль беспристрастного арбитра в конфликтах между другими ветвями власти. Объективными причинами этого является незавершённость судебной реформы в стране, отсутствие реальной независимости судебной власти от других её ветвей. Политические силы часто рассматривают судебные институты как средство решения политических споров вопреки принципам верховенства права и беспристрастности судопроизводства.
  • Высокий уровень патернализма. Государство может чрезмерно вмешиваться во все сферы общественной жизни, пытаясь регулировать не только социально-экономические отношения, но и развитие элементов гражданского общества. Это приводит к ограничению участия граждан в управлении государством, а затем к ослаблению общественного доверия к власти.
  • Отсутствие единого понимания политическими силами содержания национальных интересов и общего видения путей их воплощения. Идеология государства может подменяться конъюнктурными политическими лозунгами, которые не могут спродуцировать национальную идею и консолидировать страну.

Учитывая это, перспективы развития политической системы заключаются в дальнейшем совершенствовании всех её элементов.

Некоторые политологи включают в политическую систему общества идеи, принципы, идеологии, заложенные в законе, деятельность людей с моральными и политическими целями.

Важные определения

Политический лидер – глава государства, политические партии, общественные организации; человек, способный влиять на политику, на функционирование государственной службы.

Политический режим, политический порядок – совокупность способов и средств осуществления экономической и государственной власти (демократия, тоталитаризм, авторитаризм и т.д.).

Политическая угроза, политический риск – военные действия, ограничения национальной собственности, конфискация имущества.

Политическое убежище – право на защиту иностранных граждан и лиц без гражданства со стороны другого государства на основе общепризнанных норм международного права и Конституции. Лицам, ищущим убежища, защиты от преследования или реальной угрозы преследования по общественным или политическим мотивам, из-за расы или национальности, религиозных убеждений, предоставляется убежище и защита со стороны государства.

Источник

Оцените статью