Основные социально- экономические модели развитых стран
Для группы развитых стран характерно сосуществование трех различных соц-эконом моделей, т.е. вариантов экономических и социальных отношений.
Западноевропейская социально-экономическая модель (точнее, ее континентальный вариант, т.к. существуют различия с британской моделью, тяготеющей к США) :
Факторы, сформировавшие единство:
1) человек — мера всех вещей
2) свобода — важнейшая общечеловеческая ценность
3) приверженности идеи прогресса
4) рационализация челов деятельности
5) Европа — пример открытой цивилизации
Суть модели — это конкурентная рыночная основа, которая базируется на:
1) Частная собственность
2) Гос регулирование
3) Корпоративисткие обязательства
Черты модели:
— уровень гос регулирования играет большую роль чем в др странах
— сильная соц ориентация
— относительный баланс между индивидуализмом м солидарностью при ведущей роли первого
— наибольшая степень открытости мир хоз-ва и интернационализация хоз жизни
В этой модели интересы частного бизнеса нередко ограничиваются в пользу остальных участников общества, но соц гарантии высоки, и имущественное расслоение невелико. Так, модель ориентирована на соц обеспеченность человека. Гос регулирование в налоговой сфере выглядит так : механизм налогов значительно опережает США, налоги распространяются по очень сложной системе, которая зависит от уровня жизни населения, удаленности населенного пункта от центра, климатических условий, плодородия почвы.
Американская социально-экономическая модель:
1) Поощрение предпринимательской активности, благоприятный предприним климат, установка на успех
2) Доля гос бюджета = 30 % ВВП
3) Низкий удельный вес гос-ва в производимом ВВП (12 % ВВП) атом энергетика, производственная инфраструктура, образование, здравоохранение
4) Ограниченное, но эффективное гос вмешательство в экономику
5) Высокая трудовая мораль
6) Богатый опыт управленческой деятельности
7) Трудосберегающие методы производства
8) Высокий уровень наукоемкости экономики
9) Мобильность рынка труда
Присущ неолиберализм, выражающийся в поощрении предпринимательской деятельности, стремлении к обогащению, имущественном и социальном расслоении ( несмотря на пособия и льготы). В плане экономики модель характеризуется высоким уровнем концентрации производства и централизации капитала, мощью крупных корпораций, высокой ролью рыночно-конкурентного механизма в сфере сбыта, инвестирования и производства
Социально-экономическая модель Японии:
Превалирование коллективных интересов над индивидуальными, более социальна, чем американская, и более либеральна, чем европейская. В этой модели соц расслоение невелико и соц обязанности во многом несут общины, а не государство. Приверженность консенсусу в коллективе снижает социальное напряжение в обществе
1) Иерархический дух
2) Рыночные принципы (многообразие форм собственности, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование, ограниченное вмешательство гос-ва в хоз-ую деят-ть)
3) «Киге судан» — корпоративные группы, в центре основной банк, вместе с торговой компанией
4) Фирма — наш дом
5) Слабые профсоюзы
6) Особое положение женщин
7) Кейданрэн — федеральная экономическая организация, образуемая из общенациональных союзов предпринимателей
Основные тенденции в платежных балансах трех центров развитого капитализма.
Платежный баланс – соотношение платежей и поступлений между субъектами международных расчетных отношений государства и аналогичными субъектами других стран за определенный период времени. В платежном балансе отражаются платежи, связанные с движением между странами товаров, услуг, капитала, рабочей силы, содержанием представительств, туризмом, культурными связями.
Ситуация с текущим платежным балансом в различных центрах триады складывается в последние десятилетия по-разному. Из-за несбалансированности внешней торговли товарами текущий платежный баланс США с середины 70-х гг. складывается с отрицательным саль-до, причем в отдельные годы его размеры достигают очень больших величин (6,5% по отношению к ВВП в 2005 г), а в результате усиливается зависимость США от притока капитала извне для балансирова-ния всего платежного баланса.
Противоположна картина в остальных центрах триады и новых ин-дустриальных азиатских стран: здесь сальдо текущего платежного ба-ланса из-за превышения экспорта над импортом стабильно положи-тельно (особенно оно велико у Японии — 3,6% по отношению к ВВП в 2005 г.), а в результате образуется ощутимый избыток капитала для его экспорта, который направляется преимущественно в США. Схожая картина и в новых индустриальных азиатских экономиках (у Южной Кореи — 2,1%, Гонконга — 10,7, Тайваня — 4,7, Сингапура — 28,5%).
Платежный баланс всех этих стран во многом отражает их дисба-ланс сбережений и инвестиций. США не хватает сбережений для финансирования инвестиций, что происходит из-за сильного акцента на потреблении (отсюда экспорт товаров меньше их импорта). Подобная ситуация стимулирует спрос и, соответственно, экономический рост, однако требует постоянного большого притока капитала извне (большего, чем его отток) для финансирования нехватающих США средств для инвестиций.
Большая норма валового сбережения в Японии, стимулируемая притоком средств от положительного сальдо текущего платежного баланса, оказывается чрезмерной для страны, темпы экономического роста которой сильно снизились и которой поэтому не нужна прежняя высокая норма валового накопления. В результате избыток сбережений над инвестициями уходит за границу в виде чистого вывоза капитала (превышения вывоза над ввозом капитала). Выходом могло бы быть резкое расширение внутреннего потребления в Японии, уменьшило бы сальдо текущего платежного баланса, а главное — по-высило бы спрос в Японии на инвестиции. Однако для этого нужно сильно перестроить всю японскую социально-экономическую модель. Ситуация с платежным балансом, сбережениями и инвестициями в новых индустриальных азиатских экономиках и ЕС во многом схожа с Японией.
Европейский Союз в мировом хозяйстве. Динамика трех центов развитого капитализма.
Предпосылки и история Европейской интеграции:
Пьер дю Буа «О возвращении Святой Земли» (1305 – 1307): создание «христианской республики» федерации европейских монархий под главенством короля Франции.
Цели – а) расширение христианского мира на Восток;
б) вытеснение ислама из бывших имперских провинций Рима
19 в. Пьер Жозеф Прудон — идея создания общеевропейской конфедерации
1923 г. – Рихард Куденхове-Калерги «Пан-Европа»:
— констатировал крах экономики и ослабление государственности стран Европы
— демократические страны должны объединиться, чтобы противостоять внешнему противнику (Советской России, Великобритании и США)
— создать общий европейский рынок и снабдить его наднациональными институтами для эффективной конкуренции с этими странами
— создание общего военного союза для обороны восточной границы Европы от России
1948создание таможенного союза БеНиксЛюкс
1948 «План Маршалла» (16 стран на 4 года)
1951 — ЕОУС и Евратом
1957 — подписали Римский договор
Моменты, послужившие полит. толчком к объединение Европы:
— память о 2 разрушительных войнах
— желание эконом выздоровления
— отсутствие чувства безопасности, порожденные совет угрозой
Этапы интеграции:
2) Таможенный союз (1968)
3) Общий рынок (1 января 1993)
4) ЭВС (1 января 1999) 2002 евро в наличку вошел
Состав интеграционной группировки:
1957 БеНиЛюкс, Франция, ФРГ, Италия
1973 Великобритания, Дания, Ирландия
1986 Испания, Португалия
1995 Австрия, Финляндия, Швеция
2004 Венгрия, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Кипр, Мальта, Латвия, Литва, Эстония
2007 Болгария, Румыния
Еврозона: 17 стран: БеНиЛюкс, ФРГ, Франция, Италия, Ирландия, Греция, Португалия, Испания, Австрия, Финляндия, Кипр, Мальта, Словения, Словакия, Эстония
Население = 499, 4 млн чел (7,5 % мирового)
Источник
Модели социально-экономического развития стран Европы
Социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт. Это, прежде всего, единый макрорынок, развитый частный сектор, высокая доля малого и среднего бизнеса, свобода предпринимательства и конкуренции, мощная банковская система и, главное, — социальная защищенность граждан на основе широкого государственного финансирования социальной сферы. Ведущие страны Старого Света перераспределяют через свои государственные бюджеты от 31 % (Ирландия) до 54 % (Франция) своего ВВП. Однако на первом месте по этому показателю находится Швеция, через госбюджет которой перераспределяется государственных расходов и трансфертных платежей на сумму, равную почти 60 % ее ВВП. Таким образом, европейская экономическая модель, в отличие, например, от американской, характеризуется большей ориентацией на социальную сферу (в США доля государственных расходов составляет 30 % ВВП) и поэтому называется социально ориентированной, а европейская экономика — социальным рыночным хозяйством. Но это означает, что европейская экономика несет большую общественную нагрузку на свой бизнес, чем американская, что приводит одновременно и к большей нагрузке на конкурентоспособность бизнеса. Неслучайно средняя ставка налогообложения в Европе выше, чем в США.
В экономике многих европейских стран имеется значительный государственный сектор, и государство принимает прямое участие в производстве товаров и услуг. Так, доля госпредприятий во Франции, Италии, Великобритании в начале 80-х годов XX в. составляла 15-25 % ВВП, 20-45 % — капвложений, 10-25 % — численности занятых. В ФРГ эти показатели были на уровне 10-12 %, а в США -значительно меньше. Известно, что уровень производительности труда, эффективности и конкурентоспособности производства на государственных предприятиях обычно намного меньше, чем на частных, прежде всего, из-за избыточной занятости и не всегда высококачественного менеджмента. Так, в Австрии, например, уровень производительности труда на госпредприятиях составляет всего 35 % от средних общенациональных показателей. Следует отметить, что, начиная с 80-х годов, в европейских странах идет приватизация государственных предприятий, и государственный сектор в экономике интенсивно сокращается. В настоящее время наибольший госсектор среди стран ЕС имеют (по нисходящей): Франция, Италия (около 20 %), Австрия, Испания и Португалия.
Для европейских стран характерен т. н. дирижизм в государственной экономической политике, что выражается в управлении госпредприятиями, а также в практике государственного планирования экономики таких стран, как Франция, Швеция, Италия. Правда, это планирование не похоже на советское — централизованное и директивное. Оно не командное, и тем более, не директивное, а индикативное, указующее, намечающее всего лишь основные ориентиры для будущего производства. Тем не менее, это важная составляющая прямого госрегулирования экономики на базе пятилетних и годовых планов производства.
Хотя социально-экономическое устройство стран Западной Европы имеет много общих черт, вряд ли правильно говорить о существовании единой западноевропейской социально-экономической модели. Ведь она представлена в жизни разными модификациями, которые достаточно сильно различаются: англо-саксонсая модель, реализуемая в Великобритании и Ирландии существенно отличается от германской модели, а последняя, в свою очередь, весьма непохожа на французскую модель госкапитализма.
Модели хозяйственных порядков в странах ЕС
Централизованно управляемая экономика (ад-министра тивно-командная система) | «Третий путь» — социальная рыночная экономика | Рыночное хозяйство свободной конкуренции |
«Абсолютный порядок», поддерживаемый исключительно государством | Сочетание преимуществ рыночной системы и социальной политики государства. Государственное регулирование рыночных отношений | Анархия и «невидимая рука» как основной экономический регулятор |
Максимальное государственное регулирование | Оптимальное вмешательство государства в экономику | Минимальное государственное вмешательство в экономику |
Австрия Бельгия Германия Дания Италия Люксембург Нидерланды Финляндия Франция Швеция | Великобритания Ирландия Испания Греция Португалия |
Особенности моделей социально-экономического развития западноевропейских стран Германская модель
В ФРГ после Второй мировой войны реализована модель социального рыночного хозяйства, т. е. соединения свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. Первостепенное значение в этом хозяйственном порядке имеет свободный рынок, обеспечивающий высокую экономическую эффективность, а вторичное -социальная справедливость (или выравнивание), осуществляемая через механизм государственной перераспределительной политики.
Среди важнейших особенностей германской модели выделяются следующие: традиционно высокая роль государства в экономике; поддержка свободы предпринимательства, зародившаяся в начале XIX в.; целенаправленная политика содействия конкуренции; значительное влияние различных союзов (корпораций); развивающееся со времени реформ Бисмарка (вторая половина XIX в.) «социальное государство».
Социальное рыночное хозяйство Германии не является застывшей системой, а постоянно эволюционирует, приспосабливается к изменяющимся условиям. В нынешнем десятилетии началась очередная, уже третья модификация социального рыночного хозяйства в ходе реформ, инициированных канцлером Г. Шредером и продолженных правительством А. Меркель. В случае их последовательной реализации германская модель претерпит существенные изменения. Программа реформ, обнародованная в марте 2003 г. под названием «Повестка дня-2010», носит комплексный характер — от снижения налогового бремени до повышения инновационности немецких фирм, но нацелена, прежде всего, на либерализацию рынка труда, на смягчение регламентации найма (упрощение процедуры увольнений) и на снижение степени социальной защищенности безработных (уменьшение размеров и сроков выдачи пособий).
Оздоровление системы государственных финансов нацелено не только на снижение дефицита госбюджета, превышавшего в 2002-2005 гг. установленный маастрихтскими соглашениями потолок в 3 % ВВП, но и на уменьшение доли ВВП, перераспределяемой государством через бюджет и социальные фонды (сейчас это 48-49 %).
Кроме того, реформы обусловлены и ухудшением демографической ситуации: отсутствие естественного прироста населения и его старение ставит под вопрос сохранение солидарной системы социального страхования (прежде всего пенсионного).
Германия является четвертой по экономической мощи державой мира (после США, Японии и Китая), ее ВНД превышает 2,8 трлн долл. (2005 г.), структура ее экономики стала постиндустриальной. Свидетельством сохранения ведущих позиций в мире является высокая экспортная квота немецкой экономики, составившая в 2004-2005 гг. 37-39 % ВВП.
Однако экономика Германии утрачивает конкурентные преимущества, отличается низкими темпами роста (близка к 1 % в 2005-2007 гг.) и не может адекватно отвечать на вызовы глобализации, прежде всего, из-за чрезмерной заорганизованности рынков (особенно рынка труда) и недостаточно эффективной экономической политики. Кроме того, высокие издержки на труд, причем не столько из-за высокой заработной платы, сколько из-за огромных социальных налогов и отчислений в социальные фонды, весьма жесткая регламентация отдельных видов предпринимательской деятельности со стороны государства, неразвитость финансовых рынков, а также отпугивающий инвесторов порядок участия работников в корпоративном управлении и сила профсоюзов не заинтересовывают предпринимателей создавать новые рабочие места и сохранять старые в стране. В результате уже несколько лет уровень безработицы близок к 9 %.
Германская предпринимательская среда характеризуется столкновением мощного предпринимательского духа, сочетающего ин-новационность и прилежание с расчетом и основательностью, и строгой системы правил и ответственности, в том числе и социальной. Государство активно воздействует на формирование и совершенствование предпринимательской среды, сочетая методы финансового и антимонопольного регулирования, дополненные специальными мерами содействия мелкому и среднему бизнесу.
Финансовые рынки в стране развиты в меньшей степени, чем в США или Великобритании. Причиной тому — специфическая «банкоцентристская» модель финансирования предприятий: основной источник внешних капиталов — банковские кредиты.
На формирование французской модели огромное влияние оказали итоги Второй мировой войны. Общие потери, связанные с участием в войне и оккупацией, превышали четвертую часть национального богатства Франции. В результате войны французские капиталовложения за рубежом сократились в 10 раз, а ее вес в мировом ВВП упал с 4 до 3 %.
Элита страны в первые десятилетия после Второй мировой войны разработала новую концепцию развития Франции и с помощью разнообразных мер добивалась ее осуществления. Речь шла об укреплении международного политического и экономического влияния Франции. Для этого в условиях возросшей конкуренции со стороны других стран, прежде всего США, необходимо было, в первую очередь, резко усилить и модернизировать экономический потенциал страны, а на этой основе — и политический вес, изменить общий характер французской экономики. Эта нацеленность на экономическое и политическое возрождение страны стала одной из наиболее важных особенностей социально-экономической модели Франции после войны.
А реализовать эту задачу было решено с помощью государства, в том числе через разнообразные формы сращивания государственных и частных структур в экономике. В результате, Франция стала страной с большим весом в экономике государства. Даже после осуществления трех программ приватизации в период неолиберальной революции в 70-90-е гг. XX в. и в первые годы XXI в. государственный сектор в 2005 г. производил около 20 % ВВП Франции. Другой способ — это усиление государственного регулирования через бюджет. По отношению к ВВП его размеры увеличились более чем на 50 %. Наличие развитого механизма смешанной экономики является характерной чертой французской модели.
Однако в современных условиях в этом механизме происходят существенные изменения. Во взаимоотношениях между государством и частным бизнесом усиливается роль последнего, а помощь государства бизнесу приобретает более гибкие формы, что повышает ее эффективность. Сокращается использование административных методов воздействия на экономику, в частности, государственного предпринимательства, что было особенно характерно для Франции в течение нескольких десятилетий после Второй мировой войны.
Другой характерной чертой можно считать высокую степень «социализации» французской экономики. Общий уровень социальных расходов во Франции по сравнению с другими крупными странами сопоставим лишь с Германией и Италией и существенно превосходит показатели США.
Наконец, еще одной чертой французской социально-экономической модели является отказ от традиционно присущего Франции протекционизма, ориентация на усиление международной экспансии и, в частности, на европейскую интеграцию. О происходящих изменениях ярко свидетельствует эволюция экспортной квоты (превысила 25 % по отношению к ВВП) и экспорта предпринимательского капитала (в Евросоюзе Франция уступает только Великобритании и Люксембургу по экспорту прямых инвестиций).
Итальянская социально-экономическая модель по многим признакам близка к германской. Запоздалое объединение ранее самостоятельных областей в единое государство и, соответственно, поздняя индустриализация, жесткая конкуренция со стороны более сильных государств препятствовали быстрому развитию капитализма в Италии и оказали определяющее воздействие на формирование ее экономической модели.
Вследствие отсталости экономики Италии развитие капитализма в этой стране опиралось на постоянную и активную поддержку государства. Государство содействовало накоплению капитала с помощью таких орудий, как налоговая политика, протекционистские пошлины, ассигнование из бюджета огромных средств на создание благоприятных условий для развития промышленности путем строительства железных дорог, проведения общественных работ и предоставления государственных заказов, а также субсидирования строительства крупных предприятий тяжелой промышленности. Масштабы государственного вмешательства в экономику значительно возросли в межвоенный период и особенно после Второй мировой войны, что дало возможность Италии превратиться в развитую страну и войти в число лидеров развитого мира. Максимальных размеров государственный сектор в экономике Италии достиг к началу 1990-х гг., когда на государственные предприятия приходилось около трети промышленного производства, а доля банков, прямо или косвенно контролируемых государством, составляла 80 %.
Однако, несмотря на все усилия государства, итальянская модель все еще характеризуется наличием многих признаков отсталости. Это, в частности, существование на ее территории обширных отсталых регионов, большая роль теневой экономики, преимущественная специализация на производстве потребительских товаров, очень низкий уровень расходов на НИОКР. Так, одной из характерных особенностей итальянской модели являются резкие территориальные различия в хозяйственной, социальной и политической жизни между развитыми северными и отсталыми южными районами. Попытка правительства в послевоенный период путем крупных инвестиций ликвидировать отставание Юга не увенчалась успехом, более того, стала одним из главных факторов дефицита госбюджета и инфляции, также как и большие госрасходы на поддержку итальянских компаний, причем не только государственных.
В начале 1990-х гг. правящие круги страны изменили экономический курс. Среди основных направлений новой экономической политики выделяются проведение приватизации, жесткой бюджетной экономии, сокращение государственного долга, реформы налоговой системы, социального обеспечения и рынка труда. Имеющиеся результаты начальной стадии реформ свидетельствуют о том, что в стране идет процесс серьезных изменений ее социально-экономической модели при усиливающемся воздействии на нее факторов, связанных с участием Италии в ЕС.
Особенности экономического развития Великобритании формировались под воздействием двух, крупных групп факторов — владение самой крупной колониальной империей и активное развитие институциональной среды. Отличия британской и европейской континентальной («рейнской») модели касаются формирования предпринимательского сектора и его взаимоотношений с государством, роли государства в управлении экономикой и социальном обеспечении, стратегии интеграции в современные процессы глобализации. Так, различия между британской и континентальной моделью предпринимательства проявляются в организационной структуре частного бизнеса, источниках и механизмах его финансирования, методах корпоративного управления. Что касается социального обеспечения, то в этом отношении отличия британской модели от континентальной минимальны.
В британской практике основной экономической единицей является компания (фирма), действующая в интересах максимизации доходов акционеров. На континенте компании включены в финансово-промышленные группы или холдинги, где от компании ожидают поведения, направленного на учет различных групп интересов, включая сотрудников и менеджмент компании и внешних контрагентов. Английская практика опирается на принципы индивидуальной свободы выбора решений с учетом интереса бизнеса, а европейская континентальная модель на первое место ставит достижение социального консенсуса.
Для британской модели характерна ориентация на фондовый рынок в отличие от европейской практики, где основным источником финансирования являются кредиты банков и других финансовых учреждений. Поэтому Великобритания лидирует с существенным отрывом от других стран по масштабам капитализации (более 1/4 европейского акционерного капитала).
Для английской модели характерна большая распыленность акционерного капитала, для континентальной — концентрация собственников («стратегических инвесторов»). В Великобритании, как правило, ни один индивидуальный акционер не является доминирующим, в то время как в континентальной Европе наблюдается высокая концентрация голосующей власти. В Великобритании основными держателями акций являются финансовые учреждения (включая пенсионные фонды и компании страхования жизни), в континентальных странах — крупные индивидуальные инвесторы, семьи, другие компании и правительство. Но распыление собственности среди большого числа внешних инвесторов в Великобритании определяет большие возможности внешнего контроля, осуществляемого через рынок ценных бумаг. В свою очередь, это увеличивает возможность поглощений, по сравнению с континентальными странами, где контроль над собственностью принадлежит преимущественно инсайдерам.
Отделение собственности от контроля обусловливает решающую роль менеджеров в руководстве британских компаний, в то время как на континенте сохраняется четкое разделение ответственности между менеджерами и собственниками. В британских компаниях высший эшелон управления сходен с компаниями США и характеризуется одноуровневой структурой — советом директоров, между членами которых разделены функции принятия решений и контроля (участвующие в совете директоров менеджеры выполняют текущие функции управления, а внешние члены совета — профессиональных консультантов и мониторинга). Поэтому роль совета директоров в Великобритании намного выше, чем в большинстве континентальных компаний, где исполняющим органом является дирекция или правление, а функции мониторинга осуществляет наблюдательный совет. В ряде европейских компаний советы директоров формальны и фактически назначают сами себя.
Важнейшее различие между англо-саксонской и континентальной моделями в том, что в первой меньше роль государства и больше значение частного сектора в регулировании экономических процессов. В Великобритании через бюджет перераспределяется меньшая доля ВВП (40 %), чем на континенте. Менее жесткий рынок труда ведет к более низкой безработице и издержкам на рабочую силу относительно континентальных показателей. Британские экомимические реформы 80-х гг. («тэтчеризм», от фамилии тогдашнего премьер-министра) существенно увеличили дерегулирование экономики, улучшили монетарную и финансовую дисциплину. Государственный патернализм был заменен курсом на создание среды, благоприятствующей развитию предпринимательства (партнерство с бизнесом, поддержка конкуренции и косвенное стимулирование инновационной деятельности в частном секторе, развитие малого и среднего бизнеса). Идея «государства благосостояния» уступила место мерам по подъему социального статуса личности. Идеология партнерства предусматривает совместные действия государства и бизнеса в области выработки политики в сфере услуг, здравоохранении, образовании, экологии, НИОКР. Высокое качество экономической инфраструктуры, и прежде всего государственного управления, создает базу для роста конкурентоспособности страны (по этому показателю Великобритания в 2004 г. заняла 7-е место в мире после стран Северной Европы, а по качеству предпринимательской среды — 4-е место после Финляндии, США и Дании).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник