Основные экономические задачи стран мира

Экономические задачи государства

Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:

¨ рынок способен решать главные экономические проблемы;

¨ рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.

Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

¨ никто из продавцов или покупателей не должен иметь возможности влиять на формирование цен в большей мере, чем остальные участники рынка;

¨ среди продавцов, с одной стороны, или покупателей, с другой, не должно существовать сговоров с целью выторговывания для себя более выгодных условий сделок;

¨ всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о положении дел на нем (кто, что, где, когда и по какой цене продает или покупает);

¨ государство или общественные организации не должны вмешиваться в работу рынка по политическим или религиозным мотивам.

К сожалению, полностью соблюсти все эти условия – задача совершенно нереальная для любой страны. Но если условия для безошибочной работы рыночных механизмов нарушаются, то эти механизмы неизбежно начинают давать сбои. И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества. Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:

¨ устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенного) рынка;

¨ смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения.

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

¨ возможности монополизации рынков;

¨ трудности создания общественных благ на коммерческой основе;

¨ возникновении внешних эффектов или внешних затрат.

Неравенства доходов,богатства, порождаемых рыночным механизмом, повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить ситуацию можно лишь путем регулирования доходов. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и реализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.

Наглядно это можно рассмотреть на рис.34.

Рис. 34. Экономические функции государства

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче. Важнейшая из этих задач – устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

¨ разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;

¨ создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи их монополизации (в России такую деятельность ведет Государственный антимонопольный комитете);

¨ помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее (этим в нашей стране занимается Комитет по поддержке малого предпринимательства).

Для создания общественных благ, невозможных на коммерческой основе, государство:

¨ формирует систему законов, защищающих имущественные права и интересы граждан и фирм (именно к такой категории юридических документов относится «Гражданский кодекс»);

¨ создает организации, обеспечивающие проведение законов в жизнь и наказание тех, кто их нарушает (суды, прокуратуру, милицию, следственные органы, государственный банк);

¨ осуществляет иную специализированную деятельность по созданию общественных благ (например, создает армию, пограничную и таможенную службы, «Скорую помощь» и т. д.).

Государство осуществляет свои функции по регулированию экономики

с помощью специального экономического инструментария, представленного на рис.35.

Рис.35. Классификация инструментов экономической политики

Решая задачу государственного регулирования проблем, связанных с возникновением внешних эффектов, государство:

1) формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);

2) создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);

3) стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных ) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водоворота).

В целях смягчения неравенствадоходов и богатства государство создает и реализует:

¨ систему прогрессивного налогообложения доходов;

¨ механизм налогообложения имущества, находящегося в личной собственности граждан или получаемого ими по наследству;

¨ систему социальных трансфертов (пособий) гражданам за счет средств от налогообложения богатейших граждан.

Государственное регулирование в широком смысле выражается в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений и их корректировке в зависимости от меняющихся условий. Его субъектами являются органы законодательной (представительной) и исполнительной власти.

В узком смысле государственное регулирование — одна из функций государственного управления, направленная на создание благоприятных экономических, правовых и организационных условий деятельности коммерческих и некоммерческих организаций, предпринимательства без вмешательства государственных органов в их производственную и хозяйственно-финансовую деятельность, за исключением специально предусмотренных законом случаев. Сейчас данная функция является приоритетной в управлении не только экономикой, но и социально-культурной сферой.

Источник

Какие экономические задачи решает современное государство в нашем мире?

Какие экономические задачи решает современное государство для общества? Что ему необходимо для этого? Почему ему вообще приходится вмешиваться в жизнь общества?

Общая информация

Основные социально-экономические задачи государства

Итак, на него возложены следующие обязанности:

  • Организация структур поддержки функционирования общества. Сюда можно отнести милицию, которая охраняет порядок, и армию, что обороняет страну. Их передача в частные руки не представляется возможной по той причине, что никакой бизнес не желает заниматься заранее убыточными направлениями (если всё организовать честно и по справедливости). И если говорить об армии, то следует отметить, что она защищает всех, а не только тех, кто оплатил её услуги. Поэтому здесь весьма проблематично выглядит вопрос сбора средств.
  • Охрана окружающей среды. Компании и предприятия, что загрязняют мир, не имеют рыночного стимула беспокоиться об очистке отходов и выбросов. Ведь они или, точнее, их владельцы и директорат, от этого почти не будут страдать, в отличие от рядовых людей. Поэтому экологические задачи экономической политики государства составляют важную часть его обязанностей.

  • Патентное право. На государство возложена обязанность принимать законы, которые позволят получать прибыль инноваторам. Таким образом поддерживается интерес к передовым научным и техническим разработкам. Ведь если изобретатель не в состоянии защищать свои наработки, то он может совершенно потерять интерес к созданию чего-то нового.
  • Обеспечение незащищенных слоев населения. Говоря о том, какие экономические задачи решает современное государство, нельзя обойти этот пункт ввиду его важности. Также стоит отметить его значение для широких масс населения. Думаем, что читатели хорошо знакомы с этим аспектом. Поэтому в данном случае необходимо ещё отметить, что государство создаёт условия для людей с физическими изъянами, чтобы они могли конкурировать на рынке труда со здоровым населением или просто не умерли с голоду, если не могут работать.

Экономические цели

Следует отметить, что государство выполняет различные задачи и функции на разных этапах своей истории. Поэтому приведённый выше список может разниться в зависимости от определённых особенностей конкретного периода.

Если говорить про основные экономические задачи государства, которые взяла на себя Российская Федерация (в том числе и функции), то можно составить следующий список:

  • Формирование результативной политики хозяйственной жизни, что будет воздействовать на экономические процессы в стране с целью обеспечения роста благосостояния граждан РФ и предотвращать кризисы.
  • Работа над развитием человеческого капитала и усовершенствование положения с пространственной и квалификационной мобильностью населения.
  • Регулирование кредитно-денежной системы.
  • Обеспечение устойчивых темпов качественного и сбалансированного экономического роста всей страны и отдельных регионов.
  • Работа над усилением конкурентных позиций Российской Федерации в мире и обеспечение глобальных преимуществ.
  • Развитие и усовершенствование механизма конкуренции, который сможет предотвращать негативные последствия монополий.

Заключение

Вот мы и выяснили, какие экономические задачи решает современное государство. Следует отметить, что в рамках статьи был представлен неполный список. Всё существующие задачи современного государства обозначены в целом ряде законодательных и нормативных документов.

Также хочется отметить роль гражданского общества и его помощь в этом деле. Каждый человек может самостоятельно предложить улучшения существующего государственного строя (что многие, кстати, игнорируют). Кроме этого, мы можем заниматься профессиональной политической деятельностью. Доля нашего государства принадлежит нам, и нельзя игнорировать это. И если кого-то что-то не устраивает, нужно работать над улучшением существующего положения.

Источник

Материалы

Глава двенадцатая. Экономические задачи государства

  • » onclick=»window.open(this.href,’win2′,’status=no,toolbar=no,scrollbars=yes,titlebar=no,menubar=no,resizable=yes,width=640,height=480,directories=no,location=no’); return false;» rel=»nofollow»> Печать
  • E-mail

Подробности Подробности Категория: Экономика Липсиц И.В. Опубликовано: 29.06.2014 19:15 Автор: Administrator Просмотров: 6939

Причины и формы участия государства в регулировании экономики

В предыдущих главах мы не раз встречались с фактами активного участия государства в экономических процессах: организации денежного обращения, регулировании рынка труда или поддержке беднейших граждан.

Но реальный круг экономических функций государства еще шире, и тема эта всегда является предметом ожесточенных споров экономистов, политиков, коммерсантов. Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль государства в экономике и механизмы ее реализации более подробно.

Какие условия нужны любой стране, чтобы ее граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность? Ответ на этот вопрос дал еще Адам Смит (1723-1790) — один из крупнейших представителей классической политэкономии.

Он писал: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до вышей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей». Иными словами, государство не должно чрезмерно вмешиваться в хозяйственную деятельность людей, но обязано защищать их мирную жизнь от врагов.

По сути это означает экономическую свободу, которая обеспечивается на основе законодательных государственных норм и неотделима от экономической ответственности граждан за то, как они этой свободой пользуются.

Экономическая свобода

В современном понимании экономическая свобода предполагает базирующуюся на неприкосновенности частной собственности и непротиворечии законам свободу:

  1. производить то, что человек или фирма считает для себя выгодным;
  2. торговать с теми, с кем считаешь выгодным;
  3. сберегать полученные доходы в тех формах, которые человек выбирает для себя сам;
  4. вкладывать сбережения для получения дохода в будущем в те проекты, которые человек выбирает сам;
  5. пользоваться созданным и заработанным любым способом, не ущемляющим интересы окружающих;
  6. вступать в любые выгодные экономические контакты с соотечественниками и иностранцами;
  7. по своему усмотрению устанавливать цены на плоды своего труда или товары, созданные своей фирмой;
  8. пользоваться для расчетов с партнерами по торговле денежными средствами любой страны, если на это согласны все участники сделки.

Но любая свобода требует защиты, иначе ее отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (т. е. их гарантирование), — главная и постоянная задача любого государства (рис. 12-1).

Рис. 12-1. Государство — защитник экономических свобод

Поиск наилучших способов зашиты экономических свобод занял многие века и в конце концов привел к созданию стройного механизма, включающего:

  • правовое закрепление права собственности;
  • гражданское законодательство;
  • суды;
  • арбитражные суды;
  • государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.).

Правовое закрепление права собственности означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано. В главе 1 мы уже выяснили, что право собственности обеспечивает собственнику имущества возможность им владеть, пользоваться и распоряжаться.

Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защищает такие права личности. Правда, и это очень важно, современное цивилизованное общество признает право собственника делать со своим имуществом все что угодно лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает приносить вред окружающим. Подробнее мы поговорим об этом чуть позже.

Гражданское законодательство. Правила поведения людей в хозяйственной жизни сегодня обычно регулируются массой государственных норм и законов, которые образуют важнейшую часть гражданского законодательства. Например, принятый в России Гражданский кодекс регулирует:

  • допускаемые в стране формы хозяйственных организаций;
  • правила заключения хозяйственных договоров;
  • порядок выполнения обязательств по договорам и т. д.

Суды. Если кто-то из участников хозяйственной деятельности нарушает правила, установленные гражданским законодательством, то пострадавшая сторона может обратиться в государственный суд за защитой. В гражданском судопроизводстве нет кары в виде тюремного заключения или ссылки. Здесь наказанием обычно являются изъятие незаконно полученного имущества или выгод, а также всевозможные штрафы.

Арбитражные суды. Осуществление хозяйственной деятельности часто порождает споры между ее участниками. Для их разрешения могут быть использованы арбитражные суды. Это специальный орган, который разбирает споры фирм между собой. Чаще всего это споры по поводу выполнения хозяйственных договоров. Решения арбитражных судов являются столь же обязательными для исполнения, как и решения судов, разбирающих уголовные и гражданские дела.

Государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.). Для защиты устоев нормальной хозяйственной жизни и экономических свобод государство обычно создает специальные организации. К их числу относится прежде всего прокуратура, которая надзирает за правильностью использования законов. Немаловажную роль играют и многочисленные государственные контрольные службы. Достаточно назвать, например, службу мер и весов, следящую за тем, чтобы килограммовая гиря у всех торговцев страны весила ровно 1000 граммов, а не 950 или тем более 800 граммов.

Если бы государство решало одни только перечисленные выше задачи, то и этого было бы достаточно, чтобы считать его одним из важнейших участников экономической жизни страны.

Но реально круг задач, которыми занимается государство, куда шире. Это связано с несостоятельностью (несовершенством) механизма рынка — неспособностью рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи вообще или наилучшим образом.

Причины несостоятельности рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все условия, которые позволяют рыночным механизмам почти идеально решать главные экономические проблемы общества.

Назовем наиболее важные из них:

  1. всем участникам рынка должна быть доступна полная информация о свойствах и ценах товаров или услуг. Между тем обычно потребители такой полной информацией не обладают и потому производители могут их обманывать, скрывая вредные или преувеличивая полезные свойства продаваемых благ, чтобы продавать их больше и дороже, чем они того заслуживают. Кто-то — и это обычно бывает государство, а не рынок — должен взять на себя заботу о защите прав потребителя на правдивую и полную информацию о товарах (например, о том, что табачные изделия вредны для здоровья);
  2. в современном цивилизованном обществе есть блага, доступ к которым желательно предоставить всем гражданам без учета их возможности за это заплатить. К таким благам относится охрана общественного порядка (милиция, прокуратура и суды), оборона страны, пограничная, таможенная и ветеринарная охрана границ страны и т. п. Соответственно рыночные механизмы не способны обеспечить распределение этих благ — здесь они малопригодны;
  3. рынок хорошо работает, когда его задача — согласовать интересы двух сторон сделки: продавца и покупателя. Но бывают случаи, когда факт купли-продажи какого-то блага затрагивает интересы совсем иных людей или организаций, не имевших к факту купли-продажи данного блага никакого отношения. Скажем, когда химическая компания покупает земельный участок, чтобы построить там завод, то эта сделка оказывает существенное (как положительное, так и отрицательное) влияние на жителей близлежащих населенных пунктов. С одной стороны, это влияние положительное — будет больше рабочих мест и налоговых поступлений в местный бюджет, а с другой — отрицательное (возрастет загрязненность окружающей среды и люди станут больше болеть). Рыночный механизм учесть эти внешние последствия (эффекты) сделок не может.

И тогда возникает необходимость во вмешательстве государства в экономическую жизнь общества.

Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение в том числе и следующих задач:

  1. устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка;
  2. смягчение неравенства доходов и богатства за счет их частичного перераспределения (подробно об этом было в гл. 11).

Слабости (несовершенства) рынка проявляются в:

  1. возможности монополизации рынков;
  2. трудности создания на коммерческой основе общественных благ;
  3. возникновении отрицательных внешних эффектов или внешних затрат.

Пытаясь компенсировать несовершенства рынка, государство прибегает к различным способам и методам, выбирая наиболее адекватные той или иной задаче.

Монополизация рынков. Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме монополизировать рынок определенного товара. При этом такая монополизация рынка может возникать в силу:

  1. экономического преимущества;
  2. различных сговоров или уничтожения конкурентов.

Монополизация рынка

Экономическое преимущество той или иной фирмы на рынке может возникнуть за счет того, что она смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена/качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение наиболее совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.

Если даже итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного. Ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу — обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат.

Здесь оснований для вмешательства государства нет. Если такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия для выживания других фирм, даже имеющих более высокие затраты, за счет предложения более низких цен.

Совсем иное дело — монополизация рынка, когда ситуации чистой монополии или олигополии возникают на нем не за счет наилучшей технологии или организации производства, а за счет сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения или поглощения остальных конкурентов. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наилучшее использование ограниченных ресурсов. И тогда эти ресурсы распределяются хуже, чем могли бы при немонополизированном рынке.

Для противодействия монополизации рынков и защиты конкуренции государство:

  1. разрабатывает законы, на основе которых можно выявлять и наказывать фирмы, уличенные в монополизации;
  2. создает организации, которые следят за развитием событий на рынках и выявляют случаи недобросовестной конкуренции (в России такую деятельность ведет Федеральная антимонопольная служба);
  3. помогает созданию новых фирм, которые могут противодействовать монополизации рынков или разрушить ее.

Именно в такой ситуации государству приходится вмешиваться, чтобы ограничить монополизацию рынка и восстановить нормальную конкуренцию, когда рыночные механизмы снова смогут работать успешно. Иными словами, правительство обязано разрабатывать и проводить в жизнь политику защиты конкуренции — так называемое антимонопольное законодательство. Главная задача — не позволить особо крупным фирмам получить монопольную власть над рынком и диктовать покупателям свои условия продаж, включая цены.

Почти вековой мировой опыт использования антимонопольного законодательства показал, что лучший способ борьбы с монополизацией рынков — поддержка развития малых и средних фирм, которые конкурируют с гигантами и потому обеспечивают нормальное функционирование рынков.

Невозможность создания общественных благ на коммерческой основе. В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, т. е. если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными. Реальные примеры таких благ: обеспечение обороны страны с помощью армии, бесплатное образование, бесплатные парки, музеи, уличное освещение и т. п. В отличие от частных благ, приобретаемых людьми исключительно для собственного потребления, общественные блага:

  1. неконкурентны — потребление такого блага одним человеком не сокращает общего количества блага, и оно доступно другим людям (идя по освещенной улице, вы не снижаете ее освещенности для других пешеходов);
  2. носят неисключающий характер (нельзя сделать так, чтобы для кого-то из пешеходов улица не освещалась или армия, охраняя страну в целом, не охраняла кого-то из ее граждан).

Такая общедоступность порождает сложную экономическую проблему: с одной стороны, на такие блага невозможно установить цену и продавать право пользования ими к выгоде конкретных фирм, а с другой — никому из предпринимателей и владельцев фирм невыгодно создавать такие блага, и их предоставление обществу оказывается возможно только усилиями государства.

Выделяют общенациональные и местные (локальные) общественные блага. Первые создаются за счет усилий и расходов правительства страны в целом (армия, охрана границ, ветеринарная служба и т. п.), вторые — муниципальных организаций, финансируемых из местных бюджетов (освещение улиц, уборка мусора и снега с улиц, поддержание порядка в городских парках и т. д.).

Представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг просто невозможно. Никакая фирма не станет создавать систему противоракетной обороны, которая автоматически защищает все города страны. Решить эту проблему может только особая «фирма» под названием «государство», которая существует на налоги, выплачиваемые всеми имеющими доходы гражданами страны. Ассортимент общественных благ невелик (сюда, кроме того, о чем мы уже говорили выше, относятся такие услуги, как проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий, надзор за добросовестностью рекламы, соблюдением в торговле правильных стандартов массы и длины и т. д.).

Для создания общественных благ государство:

  1. формирует систему законов, защищающих права граждан и фирм на получение достоверной информации (именно к такой категории юридических документов относятся федеральные законы «О рекламе» и «Реклама медицинских услуг, медицинских изделий и лекарственных средств»);
  2. создает организации, обеспечивающие предоставление населению страны общественных благ (например, армию, пограничную и таможенную службы, «Скорую помощь» и т. д.).

Возникновение внешних эффектов. Если, к примеру, химический комбинат через атмосферные выбросы загрязняет окружающую территорию и от этого гибнут пчелы, то это никак не беспокоит его дирекцию, но очень волнует пчеловодов. Им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения, и тогда воздух оставался бы чистым.

Однако пчеловоды никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию, а следовательно, их интерес рынок учесть не может. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого товара. В результате загрязнение полей оказывается внешним эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции и никак не учитывается в формировании иен на нем.

Внешние (побочные) эффекты

Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц за счет рекламы и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. Значит, он также не может быть учтен рынком при регулировании распределения Ограниченных ресурсов (в данном случае ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещенными витринами и световой рекламой).

Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности могут иметь большое значение для общества в целом, но рынком не учитываются и не могут влиять на его распределение ограниченных ресурсов. Если рыночные решения принимаются без учета всех затрат и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, игнорирование потерь или выгод определенных групп граждан или фирм может породить общественные конфликты.

Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы отрицательных внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций (рис. 12-2).

Рис. 12-2. Экономические функции государства

Решая задачу регулирования проблем, связанных с возникновением отрицательных внешних эффектов, государство:

  1. формирует систему законов, позволяющих единообразно решать конфликты, связанные с возникновением внешних эффектов (например, законы об охране окружающей среды);
  2. создает организации, которые отслеживают ситуации возникновения отрицательных внешних эффектов и оперативно принимают предусмотренные законом меры (например, облагают штрафом или даже приостанавливают деятельность предприятий, загрязняющих окружающую среду);
  3. стимулирует деятельность по сокращению нежелательных (негативных) внешних эффектов (например, предоставляет различного рода льготы предприятиям, активно создающим очистные сооружения или системы замкнутого водооборота).

В последние десятилетия цивилизованные страны, включая Россию, стали возлагать на государство еще одну заботу — защиту прав потребителей. Это связано с тем, что рыночные механизмы не вполне способны решать задачу защиты потребителей от недобросовестности или обмана со стороны продавца (изготовителя).

В Российской Федерации в 1992 г. принят специальный Закон о защите прав потребителей и созданы государственные органы, которые добиваются от фирм-продавцов товаров и услуг соблюдения требований этого Закона.

Многие экономисты считают, что решение перечисленных выше задач является максимально допустимой сферой вмешательства государства в экономическую жизнь общества. Но не менее многочисленная группа экономистов и политиков полагает, что такое вмешательство надо расширить для решения и иных задач. При этом чаще всего упоминают задачу предотвращения резких колебаний в темпах экономического роста и спада производства. В одних странах такое государственное регулирование осуществляется достаточно активно и успешно, в других к нему относятся крайне осторожно, считая, что оно может привести к слишком серьезному нарушению нормального функционирования рыночных механизмов.

Свою модель государственного участия в экономической деятельности ищет сегодня и Россия. В начале 90-х гг., когда главной задачей было разрушение командной системы, многим казалось, что нашей стране нужно «маленькое и дешевое государство», которое практически не будет вмешиваться в экономическую жизнь. Но опыт последующих лет показал, что нарождающиеся рыночные механизмы еще слишком слабы, чтобы взять на себя задачу регулирования всей хозяйственной жизни, и российскому государству придется вернуться в экономику.

Сейчас в среде отечественных экономистов и политиков идут ожесточенные споры о том, что государство может и должно делать, чтобы помочь выходу хозяйства из кризиса и при этом не помешать укреплению рыночной системы.

Поиск наилучшей модели государственной экономической политики России затрудняется тем, что для решения даже минимального круга задач (компенсация несовершенств рынка и смягчение неравенства доходов и богатства) государство должно располагать огромными денежными средствами.

Макроэкономические процессы в экономике страны

Экономические проблемы в современной России — основная тема всех политических дискуссий. И одна из таких центральных проблем — как добиться ускорения роста валового внутреннего продукта страны (ВВП). Недаром именно удвоение ВВП России за ближайшие 10 лет названо президентом России главной задачей страны в области экономики.

Почему же этому показателю уделяется такое внимание и что он значит в жизни отдельного человека? В экономической науке под ВВП страны принято понимать общую стоимость (в рыночных ценах) всех созданных за год в стране товаров и услуг конечного потребления. При этом под товарами и услугами конечного потребления имеется в виду все то, что потребляется людьми и фирмами не для последующего изготовления каких-то других благ. Скажем, когда семья покупает ребенку одежду, то она это делает для того, чтобы он эту одежду носил и был одет тепло и удобно, а не для того, чтобы с помощью этой одежды создавать какие-то другие блага на продажу. А вот когда автомобильный завод покупает металл, то он это делает не ради удовольствия или пользы от владения собственно металлом, а для того, чтобы из этого металла изготовить автомобили на продажу. В этом случае конечным благом является автомобиль, а металл — товар промежуточный.

Валовой внутренний продукт (ВВП)

Идея расчета ВВП очень проста — определить, какую ценность благ, реально предназначенных для потребления, страна создала за год. Как ведется такой расчет, изображено на рис. 12-3. Он показывает, что в величину ВВП страны входит не вся стоимость изготовленных и проданных какой-либо фирмой товаров, а только та часть выручки от продаж, которая появилась благодаря собственным усилиям этой фирмы. Величина этого собственного вклада (его обычно называют добавленной стоимостью) определяется как разница между тем, сколько за товары фирмы готовы заплатить покупатели ее товаров или услуг, и тем, сколько сама фирма потратила на покупку нужных ей производственных ресурсов у других фирм.

Рис. 12-3. Формирование валового внутреннего продукта (на примере лесной, деревообрабатывающей и мебельной промышленности)

Скажем, в нашем примере изготовители деталей мебели смогли их продать за 35 тыс. р. Но сами они заплатили за древесину, полученную из леспромхоза, 14 тыс. р. Значит, добавленная стоимость в производстве деталей мебели равна 35 тыс. р. — 14 тыс. р., т. е. 21 тыс. р.

В итоге все три фирмы внесли в создание ВВП страны 55 тыс. р. Обратим внимание, что этой же сумме равна выручка от продажи готовой мебели. И это не случайное совпадение, а отражение самой логики расчета ВВП. Величину этого показателя можно определить двумя путями:

  1. просуммировав добавленную стоимость, созданную всеми фирмами страны за год;
  2. просуммировав стоимость (затраты на покупку) всех товаров и услуг конечного потребления, созданных в стране за год.

Рис. 12-4. Состав валового внутреннего продукта страны

Если взглянуть на это под немного иным углом, то мы можем сказать, что ВВП страны состоит из 4 элементов (рис. 12-4): 1) семейного потребления; 2) закупок стоимость изготовленных и проданных какой-либо фирмой товаров, а только та часть выручки от продаж, которая появилась благодаря собственным усилиям этой фирмы. Величина этого собственного вклада (его обычно называют добавленной стоимостью) определяется как разница между тем, сколько за товары фирмы готовы заплатить покупатели ее товаров или услуг, и тем, сколько сама фирма потратила на покупку нужных ей производственных ресурсов у других фирм.

Скажем, в нашем примере изготовители деталей мебели смогли их продать за 35 тыс. р. Но сами они заплатили за древесину, полученную из леспромхоза, 14 тыс. р. Значит, добавленная стоимость в производстве деталей мебели равна 35 тыс. р. — 14 тыс. р., т. е. 21 тыс. р.

В итоге все три фирмы внесли в создание ВВП страны 55 тыс. р. Обратим внимание, что этой же сумме равна выручка от продажи готовой мебели. И это не случайное совпадение, а отражение самой логики расчета ВВП. Величину этого показателя можно определить двумя путями:

  1. просуммировав добавленную стоимость, созданную всеми фирмами страны за год;
  2. просуммировав стоимость (затраты на покупку) всех товаров и услуг конечного потребления, созданных в стране за год.

Если взглянуть на это под немного иным углом, то мы можем сказать, что ВВП страны состоит из 4 элементов (рис. 12-4): 1) семейного потребления; 2) закупок оборудования для бизнеса (инвестиций); 3) государственных закупок; 4) превышения выручки от продаж товаров за рубеж (экспорт) над стоимостью товаров, привезенных из-за рубежа (импорта).

Иными словами, формулу расчета ВВП страны можно записать следующим образом:

ВВП = П + ГЗ + ЧИ + (Э — И),

где П — потребление домохозяйств (расходы на покупку товаров и услуг для личного потребления); ГЗ — закупки государством товаров и услуг конечного потребления; ЧИ — частные инвестиции, т. е. все средства, потраченные домохозяйствами и фирмами страны на реализацию проектов, призванных принести в будущем дополнительные доходы; (Э — И) — превышение выручки от экспорта из страны товаров и услуг над суммой, потраченной страной на приобретение товаров, поступивших в страну из-за рубежа по импорту.

Таким образом, действительно получается, что показатель ВВП — самый точный измеритель того, насколько хорошо работает страна, поскольку характеризует все основные процессы, определяющие, как живут граждане страны: сколько они потребляют благ для личных нужд, как растут фирмы, на которых они работают, что может сделать для улучшения жизни в стране правительство и т. д. Наряду с ним для анализа ситуации в стране могут использоваться еще такие измерители, как:

  • валовой национальный продукт (ВНП). Он равен ВВП минус стоимость конечных товаров, произведенных фирмами, принадлежащими гражданам других стран, но работающими на территории России, и плюс стоимость конечных товаров, произведенных фирмами, принадлежащими гражданам России, но работающими на территории других государств;
  • национальный доход. Он равен ВНП минус амортизация (это денежные средства, накапливаемые фирмами для возмещения изношенного оборудования и зданий) и косвенных налогов (тех, что включены в цены товаров). Иначе его можно получить, сложив доходы всех владельцев факторов производства — труда, капитала и земли.

Валовой национальный продукт (ВНП)

Национальный доход

Каждый из этих дополнительных показателей дает полезную информацию для понимания экономической ситуации в стране. Но главным из них все же остается показатель ВВП. А потому задача увеличения величины ВВП России — это, по сути дела, и есть главная задача хозяйственных организаций страны и правительства. Ведь это задача повышения благосостояния граждан России. Однако надо сразу сказать, что, решая эту задачу, правительству любой страны приходится сталкиваться с весьма непростыми макроэкономическими проблемами. Их стоит обсудить.

Темпы роста ВВП страны и важнейшие характеристики экономической ситуации в ней зависят от многих факторов, одна часть которых подвластна правительству и директорам российских фирм, а другая существует как данность. К последней категории относятся климатические условия, в которых работают российские фирмы, и колебания погоды, влияющие на урожай в сельском хозяйстве и расход топлива при отоплении зимой. Вне контроля российских властей и фирм также объем и структура производства товаров конкурирующими фирмами из других стран.

Для экономики России, например, огромное значение имеет объем поставки нефти на мировой рынок другими добывающими этот энергоресурс странами и соответственно мировая цена на нефть. Например, Мировой банк в 2004 г. опубликовал «Доклад об экономике России», где отмечалось, что из 7,2% роста ВВП России в 2003 г. 3,2% пришлось на благоприятные условия экспорта (высокие цены нефти). Именно из-за этой зависимости рост ВВП России в 2004 г. прогнозировался Мировым банком на уровне не более 5%. По оценкам экспертов Мирового банка, ни разу за новейшую историю России экономике не удалось вырасти более чем на 5%, если одновременно не увеличивались цены на нефть. А эти цены уже очень давно находятся на высоком уровне.

Правда, для того чтобы компенсировать воздействие на экономику России негативных внешних факторов, государство имеет в своем распоряжении достаточно мощные инструменты (рис. 12-5). Вопрос только в том, как именно нужно осуществлять такое регулирование, что должно быть его целью.

Рис. 12-5. Что влияет на результаты работы экономики России

Экономическая наука отвечает на этот вопрос так: «Государство должно заботиться о поддержании макроэкономического равновесия». Но что это значит и как решение такой задачи влияет на жизнь обычного человека?

Для того чтобы ответить на этот вопрос, нам надо обратить внимание на рис. 12-6, где показана сводная модель национальной экономики. Как мы видим, со-вокупный спрос в масштабах страны в целом определяется тем, сколько в ней обращается денег, какую модель расходования или сбережения денег предпочитают семьи и организации, какую часть доходов забирает себе в виде налогов государство и т. д. Напротив, сводное предложение фирм формируется тем, сколько они могут получить за свои товары, сколько им самим стоят производственные ресурсы и каковы у них издержки производства, какими мощностями для выпуска товаров они располагают и сколь легко могут приобрести дополнительные ресурсы производства (труд и т. д.).

Рис. 12-6. Модель национальной экономики

Совокупный спрос

Совокупное предложение

Столкнувшись на национальном рынке, совокупные спрос и предложение предоп-ределяют важнейшие характеристики экономики страны: объем производства (ВВП), численность мест для работоспособного населения и долю безработных, уровни цен на товары и темп инфляции, а также рациональные масштабы экспорта и импорта. Понимая это, мы можем увидеть границы экономических маневров правительства.

Действительно, если в стране совокупное предложение начинает существенно превышать совокупный спрос, а возможности экспорта ограниченны, то правительство может принять меры для увеличения совокупного спроса (например, снизить налоги или увеличить государственные закупки). Скажем, в стране явно намечается существенное превышение совокупного спроса над совокупным предложением. Это тревожный сигнал: значит, слишком много денег находит на рынке слишком мало товаров. Результатом этого, скорее всего, станет растущая инфляция со всеми ее неприятными последствиями. Предотвратить такое развитие ситуации правительство тоже в принципе вполне способно, осуществляя меры либо по сжатию денежной массы в стране (для снижения совокупного спроса), либо по стимулированию роста совокупного предложения.

Такие меры стабилизации экономики (достижения макроэкономического равновесия) могут быть двух видов:

  1. фискальная (налогово-бюджетная) и
  2. монетарная политика.

Макроэкономическое равновесие

Сущность фискальной политики состоит в том, что при недостаточном росте совокупного предложения государство может снизить налоги на доходы фирм и начать больше закупать у них товаров и услуг. Тогда, с одной стороны, у фирм останется больше прибыли для развития своего бизнеса, а с другой — они смогут реально продать больше товаров государственным организациям.

Напротив, когда совокупное предложение начинает расти слишком быстро (как говорят экономисты, «экономика слишком разогрета»), государство может существенно сократить свои закупки и повысить налоги, чтобы «остудить» энтузиазм и сократить финансовые возможности руководителей фирм и тем самым заставить их отказаться от планов дальнейшего расширения производства. Ведь если этого не сделать, то экономика рискует попасть в ситуацию перепроизводства, а это чревато банкротствами фирм, ростом безработицы и социальными потрясениями.

Фискальная политика

Те же задачи государство может попытаться решить и с помощью монетарной политики. При этом методе регулирования макроэкономического равновесия главными инструментами государства становятся операции Центрального банка, который с помощью своих особых методов (регулирования ставок обязательных банковских резервов, установления правил кредитования и т. д.) может добиться сокращения или увеличения предложения денег в экономике. Соответственно когда макроэкономическое равновесие нарушается из-за сжатия совокупного предложения, Центробанк может принять меры по увеличению и удешевлению предложения денег в экономике. Тогда фирмы смогут легче профинансировать проекты по развитию своего бизнеса и совокупное предложение вырастет.

Напротив, если экономика слишком «разогрета» и совокупное предложение растет куда быстрее совокупного спроса, то Центробанк может принять меры по сжатию доступной для фирм денежной массы и удорожанию кредитов. Тогда фирмам придется отказаться от части своих планов по расширению производства и макроэкономическое равновесие снова восстановится.

Монетарная политика

У каждого из способов регулирования макроэкономического равновесия есть плюсы и минусы. Поэтому выбор и реализация государственной политики поддержания макроэкономического равновесия — задача крайне сложная, ведь любое решение всегда задевает интересы той или иной группы граждан страны.

Задачи государственной макроэкономической политики осложняются тем, что правительство должно заботиться не просто о поддержании макроэкономического равновесия, но и о регулировании цикличности роста экономики страны.

Собственный опыт нынешнего поколения россиян и изучение экономической статистики других стран доказывают, что экономический рост — процесс, устойчивость которого ни одной стране не гарантирована. Более того, экономический рост может сменяться спадом или застоем в хозяйстве.

Но почему в экономике может нарушаться тенденция к росту и даже возникать спад? Ведь это противоречит главной цели экономической жизни общества — обеспечению быстрейшего роста благосостояния граждан страны. Да и механизм рынка, казалось бы, не должен допускать таких ситуаций: он же заставляет изготавливать только те товары, которые обществу реально нужны, и делать это так, чтобы величина добавленной стоимости была положительной, а владельцы собственности получали прибыль и иные формы доходов. А это, в свою очередь, заставляет фирмы производить столько товаров, сколько они смогут реально продать с прибылью.

Все это так. Тем не менее довольно давно практики и ученые-экономисты заметили: ситуация на отдельных товарных рынках постоянно то улучшается — объем продаж увеличивается, то ухудшается — объем продаж падает. Причины могут быть самые разные, например природно-климатические. Скажем, засуха может вызвать сокращение предложения зерна или хлопка и породить рост цен и ухудшение условий деятельности для отраслей, перерабатывающих эти сельскохозяйственные продукты.

Но уже в XIX в. экономика многих индустриально развитых стран мира столкнулась с явлением, получившим название экономического кризиса, когда ухудшение условий хозяйственной деятельности происходило уже не только на отдельных товарных рынках, но во всей стране в целом. Например, в США во времена Великой депрессии 1930-х гг. величина ВНП сократилась более чем на 31%, оптовые цены из-за невозможности сбыта товаров упали на 40%, а уровень безработицы возрос почти в 8 раз и достиг 25% от численности трудоспособного населения. Полностью из этого кризиса экономика США вышла только в 1940-х гг., когда нужды армии и поставки союзникам подстегнули спрос.

Причины и закономерности столь масштабных и тяжелых кризисов стали предметом серьезного изучения учеными-экономистами.

Тогда же возникла мысль о том, что, возможно, за краткосрочными колебаниями соотношений спроса и предложения на отдельных рынках скрываются более глубокие и долгосрочные процессы. Именно это послужило основой формирования теории экономических (деловых) циклов, активно развиваемой современной экономической наукой.

Обычно экономисты выделяют в цикле следующие типичные стадии-фазы (рис. 12-7):

  1. подъем — когда масштабы производства расширяются;
  2. спад — когда масштабы производства сужаются;
  3. пик — когда расширение масштабов производства сменяется спадом;
  4. низшая точка — когда спад сменяется подъемом.

Рис. 12-7. Стадии (фазы) экономического цикла

Сглаживать цикличность экономического роста и предотвращать чрезмерно сильные спады производства — самая сложная из проблем, которые приходится сегодня решать в любой стране. И все же к концу XX в. многие страны научились хотя бы сглаживать пики колебаний экономической конъюнктуры и предотвращать разрушительные кризисы. Для решения этой проблемы используются те же варианты государственной политики, что и для поддержания макроэкономического равновесия, т. е. фискальная и монетарная политика регулирования совокупного спроса или совокупного предложения.

Универсальных рецептов макроэкономической политики не существует. Каждой стране приходится самостоятельно находить наилучший для ее экономики состав «лекарства от кризисов», нередко методом проб и ошибок. Именно этот процесс переживает сегодня и Россия. Если нашей стране удастся найти и успешно реализовать эффективную макроэкономическую политику, то к середине XXI в., по прогнозам зарубежных экспертов, Россия войдет в четверку лидеров экономического роста (наряду с Китаем, Бразилией и Индией). Если же решить эту задачу не удастся, то Россия скатится на позиции слаборазвитой страны с нищим населением, живущей только экспортом природных ресурсов.

Подводя итоги сказанному, мы можем сформулировать очередной рецепт экономического благоразумия.

Чтобы страна развивалась устойчиво и ее граждане жили все лучше, государство должно: 1) охранять экономические свободы; 2) компенсировать слабости рынка; 3) способствовать смягчению слишком больших различий в уровнях доходов и богатства граждан; 4) поддерживать макроэкономическое равновесие и сглаживать циклические колебания.

Источник

Читайте также:  Уровень безработицы по странам таблица
Оцените статью