Основные этапы социально экономического развития западных стран

Основные тенденции и этапы социально-экономического развития стран Запада во второй половине XX – XXI в

Важнейшим фактором послевоенного развития мировой экономики был новый этап научно-технической революции. Предпосылками НТР явились фундаментальные открытия в области ядерной физики, квантовой механики, кибернетики, микробиологии, химии. Произошло качественное совершенствование материально-технической базы производства и технологических процессов. Научно-техническая революция оказала влияние на все сферы экономики, изменила функции и роль человека в производственном процессе, превратила науку в непосредственную производительную силу.

Ускоренными темпами стали развиваться наукоемкие производства, возросли затраты на НИОКР и затраты государственных бюджетов на финансирование фундаментальных научных исследований. Степень использования достижений НТР, практическая реализация научных открытий и разработок, комплексное проведение НИОКР и своевременное внедрение их результатов в производство стали определять и качество экономического роста, эффективность производства и, в конечном счете, уровень социально-экономического развития стран.

Для второй половины XX в. становится характерным возрастание объема и роли сферы услуг и информационных технологий. Возрастание доли сферы услуг в национальной экономике приводит к перераспределению занятости в общественном производстве: к росту занятости в сфере профессиональных и деловых услуг, в исследовательских разработках, финансах, страховании, здравоохранении, образовании и т. д. Динамично развиваются производства, разрабатывающие и применяющие высокие технологии, — программные продукты и телекоммуникационные услуги.

Условием динамичного развития экономики становится возрастание роли среднего и малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса привело к активизации экономики многих стран. Этот сектор экономики обладает высокой мобильностью, гибкостью, приспособляемостью к изменениям рыночной ситуации, способностью обеспечивать занятость значительной части рынка труда и т. д.

Источник

Основные этапы развития западных стран после второй мировой войны

Первый период (1946- конец 50-х годов): послевоенное восстановление. Преодоление экономических последствий войны. Второй этап (конец 50-х — конец 60-х годов): государства «всеобщего благоденствия Третий этап (70-е годы): структурный экономический кризис Четвертый этап (80-е годы): жесткая социальная и экономическая политика, рейганомика и тетчеризм.

После второй мировой войны произошли серьезные изменения в партийно-политической системе многих стран Запада, особенно тех из них, которые ранее находились под гнетом фашизма или подвергались фашистской оккупации. Численность коммунистических партий и их избирателей значительно увеличилась. Если в 1939г. в капиталистическом мире насчитывалось 1 млн. 750 тыс. коммунистов, то в 1946г. их численность достигла 3,7 млн.человек. Самой многочисленной компартией капиталистического мира стала Итальянская компартия. В 1945г. в ней состояло свыше 1,7 млн. человек. Никогда раньше коммунисты не пользовались таким авторитетом и влиянием. Значительным влиянием продолжали пользоваться социалисты и социал-демократы. После второй мировой войны в программы многих социалистических и социал-демократических партий наряду с идеалами социализма были включены требования уничтожения остатков фашизма, демократизации политической жизни, национализации банков и промышленности, улучшения системы социального страхования и повышения жизненного уровня трудящихся. Социал-демократы считали, что социальные преобразования можно осуществить без революции, путем реформ, поэтому их называли социал-реформистами. Во всех странах западной Европы, за исключением Италии и Франции, социал-реформистские партии были многочисленнее, чем коммунистические. Самой крупной из партий социал-демократического типа по-прежнему являлась Лейбористская партия Великобритании, насчитывавшая свыше 3 млн. человек и собравшая на выборах 1945г. голоса 12 млн. избирателей. В первые послевоенные годы в трех крупнейших капиталистических гос-вах – Франции, Италии, Японии – были разработаны новые конституции. Французская конституция 1946г. восстановила политические свободы, ликвидированные во время войны. Итальянская конституция 1947г. зафиксировала факт упразднения монархии и провозгласила республику. Согласно японской конституции 1947г., монархия сохранялась, но император лишался реальной власти и рассматривался только как «символ гос-ва и единства народа». Во всех этих конституциях наряду с политическими свободами были записаны и социальные права: право на труд, на отдых, на социальное обеспечение и образование. В 1949г. была принята конституция ФРГ, провозгласившая ее «демократическим и социальным федеративным гос-вом», но не уточняла характер общественного строя. Конституция содержала все основные политические свободы с оговоркой, что они не должны использоваться для борьбы против основ свободного демократического порядка или конституционного строя. Также было записано, что ее действие будет распространено на другие части Германии по их присоединению к ФРГ. Установление демократических порядков и конституционное закрепление политических и социальных прав граждан создавало благоприятные условия для развития общества, для борьбы за мир и социальный прогресс. В послевоенный период вмешательство гос-ва в экономику и социальные отношения, которое в довоенный период носило чрезвычайный характер и осуществлялось главным образом в периоды кризисов и войн, стало постоянным элементом функционирования капиталистического воспроизводства. Степень и формы гос-венного регулирования в разных странах были различными. В некоторых странах Западной Европы после войны провели частичную национализацию промышленности и банков. Наибольший размах она приобрела во Франции, Англии и Австрии. Национализации банков и промышленности в этих странах добивались левые силы, стремившиеся таким образом открыть путь социальному прогрессу. В то же время за национализацию выступали и некоторые круги буржуазии, считавшие, что гос-венное руководство экономикой может избавить их страны от экономических кризисов и социальных потрясений. В конечном итоге частичная национализация, проведенная в ряде стран З.Европы, привела к расширению гос-венного сектора и созданию «смешанной экономики», сочетающей гос-венную и частную собственность. Благодаря гос-венному стимулированию экономики, крупным гос-венным и частным инвестициям, стремительно развивавшейся научно-технической революции экономическое развитие США, стран З.Европы и Японии значительно ускорилось. Их экономика вступила в повышательную фазу «длинных волн» или «больших циклов Кондратьева», которые действуют длительное время и определяются качественными изменениями в хоз-венной жизни. К сер. 50-х гг.объем промышленного производства в этих странах увеличился на 60-70% по сравнению с довоенным. Объем с/х на 20-30% превзошел довоенный уровень. Научные открытия и изобретения дали мощный импульс развитию промышленности, появились новые отрасли(атомная и ракетная промышленность). Были преобразованы многие другие отрасли промышленности, в том числе автомобильная, авиационная, радиотехническая, химическая, медикаментов и т.д. Доля З.Европы и Японии в мировой экономике возросла, однако США сохранили свое превосходство. После второй мировой войны значительно расширилось гос-венное регулирование социальных отношений. Гос-во стало играть решающую роль в развитии науки, образования и здравоохранения, в строительстве школ, больниц и т.д. Одним из основных процессов развития З.Европы в послевоенное время было стремление к ее экономической, политической и военной интеграции. Предпосылки европейской интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных международных компаний и хоз-венных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны. Немалую роль играли антисоветские и антикоммунистические настроения правящих кругов капиталистических стран, которые считали, что мощный экономический и военно-политический блок западноевропейских стран даст возможность более успешно бороться против СССР и в то же время ослабит зависимость З.Европы от США. Часть сторонников интеграции выступала за создание «Соединенных Штатов Европы»,т.е за объединение всех европейских гос-ств в единую федерацию или «сверхгосударство», управляемое наднациональным, европейским правительством. Другая часть не хотела отказываться от национального суверенитета и национальных гос-ств. Объединение Европы они мыслили в виде конфедерации – экономического и политического объединения западноевропейских стран, сохраняющих свои правительства, органы власти и вооруженные силы. Первым шагом к экономической интеграции стран З.Европы стал план Шумана, предложенный французским министром иностр.дел Р.Шуманом 9 мая 1950г. Согласно плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. Этот план был принят 6 гос-вами: Францией, ФРГ, Италией и Бенилюкс(таможенное объединение Бельгии, Голландии и Люксембурга). В 1951г. они подписали соглашение о создании Европейского Объединения Угля и Стали(ЕОУС). Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами ЕОУС отменялись. Постепенно страны ЕОУС расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины на новые товары. В мае 1957г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества(ЕЭС). В соответствии с римским договором члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные тарифы в торговле с остальными странами. Конечной целью(намеченной к осуществлению в 1992г.) объявлялось свободное обращение товаров, капиталов и рабочей силы между всеми странами ЕЭС. Одновременно с ЕЭС было основано Европейское сообщество по атомной энергии(Евратом), объединившее добычу радиоактивного сырья, атомную промышленность и научные изыскания в 6 странах ЕЭС. ЕОУС,ЕЭС и Евратом составили 3 первых, связанных друг с другом, европейских сообщества. Наряду с экономической интеграцией начался процесс военно-политической интеграции стран З.Европы. В мае 1949г. по инициативе Черчилля возник первый постоянный общеевропейский консультативный орган – Европейский Совет, разместившийся в Страсбурге. Решения Европейского Совета носили рекомендательный характер, но его деятельность постепенно приобрела немаловажное идейно-политическое и пропагандистское значение. Гос-венные деятели ряда стран стремились к более полной политической и военной интеграции, предполагавшей перевооружение З.Германии и включение ее вооруженных сил в состав единой европейской армии. Инициативу взял на себя премьер-министр Франции Рене Плевен. 27 мая 1952г. Франция, ФРГ , Италия и страны Бенилюкса подписали договор, учреждавший Европейское оборонительное сообщество и европейскую армию. Согласно договору, ЕОС должно было действовать в рамках НАТО и в тесном сотрудничестве с ней. Договор о создании ЕОС вызвал энергичные протесты со стороны различных политических сил: от коммунистов до правых националистов, не желавших согласиться с перевооружением ФРГ. Особенно активно эти силы выступили во Франции. Под их влиянием французский парламент 30 августа 1954г. отказался ратифицировать договор о ЕОС. После провала договора о ЕОС сторонники военно-политической интеграции З.Европы выдвинули новый план, который имел целью включение ФРГ и Италии в Западный союз(членами уже являлись Англия, Франция, страны Бенилюкса), перевооружение ФРГ и ее вступление в НАТО. Советское правительство заявило, что этот план противоречит как решениям Постдамской конференции, так и остававшимся в силе англо-советскому и франко-советскому договорам о союзе и взаимопомощи. Оно предупредило, что в случае нарушения договоров, СССР от них откажется. Однако предупреждения советского правительства не дали результатов. 23 октября 1954г. Англия, Франция, ФРГ, Италия и др. страны Североатлантического пакта подписали в Париже соглашения, согласно которым Италия и ФРГ принимались в Западный союз и в Североатлантический пакт. После заключения данных соглашений, Советский союз аннулировал англо-советский и франко-советский договоры.

Читайте также:  Союз стран бельгия нидерланды люксембург

Источник

Й вопрос. Основные этапы и особенности развития стран Запада во второй половине XX — начале XXI в

1.Социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США в 1945 — середине 70-х гг.

После Второй мировой войны во всех развитых странах Запада сложилась и развивалась система ГМК. США усилили свое экономическое и военное могущество. Расширилось государственное вмешательство в экономику (развитие государственной военной промышленности, национализация ряда предприятий и отраслей, строительство объектов инфраструктуры, кредитная и налоговая политика, «политика роста») при одновременной заботе об «эффективном спросе» — в духе неокейнсианства.

В 50-е гг. наблюдается экономический подъем («экономическое чудо» в Италии, ФРГ и др.). Происходит изменение структуры экономики, связанное с НТР. Начинаются интеграционные процессы (ЕОУС — 1951 г., Римский договор 1957 г.). Подъему эко-номики способствовало создание Бреттон-Вудской валютной системы (1944 г.) и реализация «плана Маршалла» (1948 — 1952 гг.). Создается «общество потребления». Происходит «революция белых воротничков».

В политической жизни наблюдается восстановление демократических институтов. Усиление демократизации общества происходит на волне антифашистского Сопротивления. Все политические партии (за редким исключением) выступают за реформы.

Возрождаются под флагом религиозной идеологии консервативные партии (ХДС/ХСС в ФРГ, ХДП в Италии и др.).

Либеральные партии менее влиятельны, но от их позиции зависела расстановка политических сил (Италия, Франция и др.).

Происходит усиление позиций коммунистических, социал-демократических партий, социалистических, лейбористских партий (Италия, Франция, Бельгия, Финляндия, Великобритания и др.).

Профсоюзное движение оказалось под сильным влиянием политических партий различных направлений. Возникают международные профсоюзные объединения (ВФП, МКСП и др.) и международные политические объединения (Социнтерн, интернационалы либеральных партий, консервативных партий). Принимаются новые конституции (Италия, Франция, ФРГ и др.). большое внимание уделяется принятию документов о правах человека (Всеобщая декларация прав человека и др.).

Постепенно фашистские режимы (Испания и др.) эволюционизируют и интегрируются в демократическую систему Запада.

Складываются военнополитические блоки (Западный Союз, НАТО и др.).

Структурный экономический кризис 70-х — начала 80-х гг., нефтяной кризис 1973 г., стагфляция показали неэффективность неокейнсианских методов регулирования экономики. Происходит крах Бреттон-Вудской валютной системы.

2. Становление постиндустриального общества.

В 70-е гг. происходит новый этап НТР (компьютерная революция, переход к энерго- и ресурсосберегающим технологиям и т.д., экологизация производства). Возникают новые формы маркетинга и менеджмента.

Формируется неоконсервативная экономическая концепция (на основе либертадных теорий Ф. Хайека, Л. Мизеса). На формирование неоконсервативных настроений в обществе оказали влияние экономисты монетарной школы (М. Фридмен, М. Паркин) и теории предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн).

Западное общество стало отличаться от капитализма конца XIX в. и даже середины ХХ в. Это — постиндустриальное общество. Развитие общества является продуктом социального компромисса всех классов и социальных групп. Распространяются смешанные типы собственности, акционерные общества. Современный рынок стал регулируемым. Получила развитие контрактная система отношений (производитель — оптовый покупатель). Происходит процесс персонификации политической власти (см. О. Тоффлер. «Третья волна»).

3. Интеграционные процессы.

В 70 — 90-е гг. наблюдается интернационализация производства и всей общественной жизни: создание ТНК и интеграционные процессы.

Увеличивается число членов ЕЭС: 1973 г. — 9, 1981 г. — 10, 1986 г. — 12. 1979 г. — выборы в Европарламент. Проекты ЭСПРИТ, «Эврика»; 1986 г. — Единый европейский акт. 1992 г. — Маастрихтский договор. Создание и укрепление Европейского Союза (ЕС): «Европа 15-ти»; 1995 г. — введение в действие Шенгенского соглашения о безвизовом перемещении граждан; 1997 г. — Амстердамский договор о реформировании ЕС; переход к единой валюте 1999 — 2002 гг.; развитие ЕАСТ; создание НАФТА.

Расширяется НАТО. Укрепляется Западноевропейский союз.

4. Основные модели развития стран Запада.

Основными моделями развития являются неокейнсианская (распространена до конца 70-х гг. в большинстве стран Европы: наследие ее ощущается до сих пор в Италии и Франции).

Главные черты неоконсервативной модели (Великобритания с 1979 г., США с 1981 г., ФРГ — с конца 1982 г. и др.) — элитаризм, пропаганда социального неравенства. Яркие примеры — «тетчеризм» и «рейганомика».

Социал-реформистская модель (Швеция, Австрия и др.) характеризуется упором на развитие социальной сферы, регулирование государством сферы распределения.

Источник

Оцените статью