- Основные типы стран современного мира
- Содержание
- Типология стран
- Экономически развитые страны
- Экономически развитые страны:
- Страны со средним уровнем развития:
- Развивающиеся страны
- Проблемы выделения развитых и развивающихся стран
- Примечание
- Основные критерии классификации стран мира, их характеристика и значение.
- Основные группы стран: критерии их деления и позиции в мировой экономике
- Документ Microsoft Word (2).doc
Основные типы стран современного мира
Содержание
Типология стран
Типология стран – выделение групп стран со сходным типом и уровнем социально-экономического развития. Тип страны складывается объективно, это относительно устойчивый комплекс присущих ей особенностей развития, характеризующий ее роль и место в мировом сообществе на данном этапе всемирной истории. Определить тип государства – значит отнести его к той или иной социально-экономической категории.
Для выделения типов стран показателем является внутренний валовый продукт (ВВП) – стоимость всей конечной продукции материального производства и непроизводственной сферы, выпущенной на территории данной страны за один год в расчете на душу населения. Критериями выделения типов стран являются уровень экономического развития, доля страны в мировом производстве, структура экономики, степень участия в МГРТ.
В ООН в настоящее время приняты две классификации стран. В первой все страны мира делятся на три типа – 1) экономически высокоразвитые страны; 2) развивающиеся страны; 3) страны с переходной экономикой (от плановой к рыночной). При этом к третьему типу фактически относятся бывшие социалистические страны, которые осуществляют экономические преобразования по строительству рыночной экономики. Согласно второй классификации ООН выделяют две большие группы стран: 1) экономические развитые страны и 2) развивающиеся. При таком делении в одну группу стран объединяются чрезвычайно разные государства. Поэтому внутри каждого типа стран выделяют более мелкие группы – подтипы.
Экономически развитые страны
К экономически развитым странам ООН относит около 60 государств: вся Европа, США, Канада, Япония, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР, Израиль. Для этих стран, как правило, характерен высокий уровень развития экономики, преобладание в ВВП отраслей обрабатывающей промышленности и сферы услуг, высокий уровень жизни населения. Но в эту же группу входят Россия, Беларусь, Чехия и пр. Вследствие неоднородности экономически развитые страны разделяют на несколько подтипов:
Экономически развитые страны:
- главные страны – США, Япония, Франция, Германия, Италия, Великобритания, Канада. Они дают более 50% производства всей промышленной и более 25% сельскохозяйственной продукции мира. Главные страны и Канаду (за исключением Китая) часто называют «странами Большой семерки». (В 1997 г. Россия была принята в Большую семерку, которая превратилась в «Большую восьмерку».)
- экономически развитые страны Европы – Швейцария, Бельгия, Нидерланды, Австрия, Скандинавские страны и др. Для этих стран характерна политическая стабильность, высокий уровень жизни населения, высокий ВВП и самые высокие показатели экспорта и импорта из расчета на душу населения. В отличие от главных стран, они имеют значительно более узкую специализацию в международном разделении труда. Их экономика в большей мере зависит от доходов, полученных от банковского дела, туризма, посреднической торговли и т.п.;
- страны «переселенческого капитализма» – Канада, Австралия, Новая Зеландия, ЮАР – бывшие колонии Великобритании – и государство Израиль, образованное в 1948 г. по решению Генеральной Ассамблеи ООН. Характерной чертой этих стран (кроме Израиля) является сохранение международной специализации на экспорте сырья и сельскохозяйственной продукции. В отличие от развивающихся стран эта аграрно-сырьевая специализация базируется на высокой производительности труда и сочетается с развитой внутренней экономикой.
Страны со средним уровнем развития:
- среднеразвитые страны Европы: Греция, Испания, Португалия, Ирландия. По уровню развития производительных сил они несколько отстают от современного технического прогресса. Испания и Португалия в прошлом были крупнейшими колониальными империями, играли большую роль в мировой истории. Но потеря колоний привела к утрате политического влияния и ослаблению экономики, которая до этого держалась на богатствах колоний;
- страны с переходной экономикой – страны СНГ, страны Восточной Европы. Они проводят преобразования, направленные на развитие рыночных отношений в экономике вместо централизованного планирования. Эта подгруппа стран выделилась в 1990-е годы в связи с крушением мировой социалистической системы. В состав подгруппы входят страны, значительно различающиеся между собой (см. Примечание).
Развивающиеся страны
К развивающимся странам классификация ООН относит все остальные страны мира. Почти все они расположены в Азии, Африке и Латинской Америке. В них проживает более ¾ населения мира, они занимают больше ½ площади суши, но на их долю приходится менее 20% обрабатывающей промышленности и только 30% продукции сельского хозяйства зарубежного мира (данные 1995 г.). Для развивающихся стран характерна ориентированность хозяйства на экспорт, что ставит национальную экономику стран в зависимость от мирового рынка; многоукладность экономики; особая территориальная структура хозяйства, научно-технологическая зависимость от развитых стран, резкие социальные контрасты. Развивающиеся страны очень разнообразны. Существует несколько подходов для выделения подтипов внутри этой группы стран.
Место любой страны в типологии не постоянно и может изменяться со временем.
Проблемы выделения развитых и развивающихся стран
Границу между развитыми и развивающимися странами эксперты ООН обычно определяют по критерию в 6000 долл. на душу населения в год по стране. Однако этот показатель не всегда позволяет объективно классифицировать страны. Некоторые государства, относящиеся по классификации ООН к развивающимся, по ряду показателей (ВВП на душу населения, уровню развития передовых высокотехнологичных отраслей промышленности) вплотную приблизились к экономически развитым странам или уже превзошли их. Так, в 1997 г. Сингапур, Тайвань и Республика Корея были официально переведены из группы развивающихся стран в группу развитых. Но при этом другие показатели социально-экономического и политического развития стран – отраслевая и территориальная структура хозяйства, зависимость от иностранного капитала – все же остаются более характерными для развивающихся государств. Россия же при данной классификации, имея показатель душевого ВВП около 2500 дол. в год, формально попадает в группу развивающихся стран.
Учитывая такие сложности с классификацией стран мира по ВВП, сейчас пытаются выделить другие, более объективные критерии для определения уровня социально-экономического развития стран. Например, на основе средней продолжительности жизни, уровня образования, реальной величины средних доходов населения определяют индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Применяя этот критерий, эксперты ООН разделают страны мира на три группы – с высоким, средним и низким ИРЧП. Тогда первая десятка наиболее развитых стран мира получается другой, чем при учете ВВП на душу населения в год, а Россия и страны СНГ попадают во вторую группу, Россия при этом оказывается на 67 месте между Суринамом и Бразилией.
Примечание
Включение в двучленную типологию бывших социалистических стран довольно сложно. Уровень их социально-экономического развития различен: большинство стран, например Восточной Европы, Балтии, Россия, Украина, относятся к экономически развитым, однако другие страны занимают промежуточное положение между развитыми и развивающимися. Китай также по разным критериям может быть отнесен и к развитым, и к развивающимся государствам.
Источник
Основные критерии классификации стран мира, их характеристика и значение.
В соответствии с типологией Организации Объединенных Наций (ООН) все государства мира подразделяются на три основные группы:
1) развитые страны с рыночной экономикой;
2) развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой;
3) страны с переходной экономикой.
В качестве основного критерия отнесения страны к той или иной группе выступает тип ее экономики (является ли она рыночной или переходной), а также уровень ее социально-экономического развития (он определяется прежде всего величиной валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, его отраслевой структурой, уровнем и качеством жизни населения страны).
В первую из названных групп входят страны с рыночной экономикой и высоким уровнем социально-экономического развития: с ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) не менее 12 тыс. долл. Международный валютный фонд (МВФ) относит к этой группе страны Западной Европы, а также США, Канаду, Японию, Австралию и Новую Зеландию; ООН добавляет к этой группе также Южно-Африканскую Республику;
Развитые страны с рыночной экономикой являются ведущей группой стран в современном мировом хозяйстве и определяют основные тенденции, направления и механизм его развития. Значительная роль при этом отводится 7 экономически наиболее мощным и политически наиболее влиятельным странам — «большой семерке» (США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада, Италия). Эти же государства выступают как главная сила и в ведущих интеграционных объединениях мира — в Европейском Союзе (ЕС) и Северо-Американской зоне свободной торговли (НАФТА).
Наиболее представительной является вторая группа, объединяющая более 130 государств — развивающиеся страны и территории с рыночной экономикой. В нее входят большинство стран Азии, Африки, Океании, Латинской Америки, а также Мальта и республики бывшей федеративной Югославии. По своей структуре эта группа весьма неоднородна — в ее состав входят как относительно экономически развитые страны (так называемые «новые индустриальные страны» или «страны догоняющего развития»), так и страны со средним (для данной группы стран) уровнем экономического развития, а также наименее развитые страны, которые вместе взятые нередко определяют как «периферию» современного мирового хозяйства (более 40 стран).
Внутри группы развивающихся стран и территорий постоянно идет процесс дифференциации. С одной стороны, некоторые из новых индустриальных стран, например Мексика и Республика Корея, достигли такого высокого уровня развития, что были приняты в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которой наиболее широко представлены все ведущие развитые страны с рыночной экономикой, тем самым формально изменился и статус этих двух государств. С другой стороны, в подгруппе наименее развитых стран происходит усиление отставания некоторых из ее участников даже от средних показателей группы развивающихся стран в целом.
Третья группа — страны с переходной экономикой. К ней относятся страны Центральной и Восточной Европы, бывшие республики СССР (в том числе и Россия).
Помимо рассмотренной классификации проводится деление и по уровню доходов, которое имеет существенный характер, поскольку в зависимости от отнесения страны к той или иной группе она может (или не может) получить доступ к льготному финансированию, получению безвозмездной помощи от развитых стран, льготных кредитов от международных организаций.
По классификации Международного банка реконструкции и развития (МБРР) выделяются следующие группы стран по уровню доходов:
1) страны с низким уровнем доходов;
2) страны с доходами ниже среднего уровня;
3) страны с доходами выше среднего уровня;
4) страны с высоким уровнем доходов.
Так, под уровнем экономического развития понимается степень развития производительных сил страны и мера потребления ее населением материальных благ и социальных услуг.
Понятие экономического потенциала призвано характеризовать хозяйство страны с количественной стороны и со стороны потенциальных возможностей к развитию (ВВП и НД, численность населения и трудовые ресурсы, объем промышленной и сельскохозяйственной продукции, занимаемая территория и т. п.). В отличие от экономического потенциала страны уровень социально-экономического развития страны характеризует ее с качественной стороны: жизненного уровня населения, степени образования и культуры, развитости социальной и производственной инфраструктуры, социальной дифференциации и степени социальной защищенности населения.
По стандартной классификации выделяют:
— индустриальные страны — 24 промышленно развитые страны Северной Америки, Западной Европы и Тихоокеанского бассейна;
— развивающиеся страны — 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки;
— страны с переходной экономикой — 28 государств Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР, переходящие от централизованно-планируемой к рыночной экономике.
По степени открытости мировому рынку, которая обычно измеряется долей экспорта в ВНП, Мировой банк выделяет 5 групп стран. Условно выделяются страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВНП менее 10%, страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВНП более 35 %.
Классификация по секторам экономической деятельности — страны, внешнеэкономическая деятельность которых осуществляется преимущественно в реальном, бюджетном, денежном или внешнем секторе.
Источник
Основные группы стран: критерии их деления и позиции в мировой экономике
Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 11:03, контрольная работа
Описание работы
Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров.
Содержание
1 Развитые индустриальные страны: социально-экономическая характеристика и их роль в мировой экономике……………………………….3
2 Развивающиеся страны: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике………………………………………………12
3 Страны с переходной экономикой: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике………………………….24
4 Список литературы……………………………………………………..28
Работа содержит 1 файл
Документ Microsoft Word (2).doc
ФГОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия»
Личное дело (номер зачётки) Оценка______
Регистрационный № в деканате___________
Работа поступила в деканат «_____»_______________2011г.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 6
По (предмет)_Мировая экономика_____________________ __________
На тему_Основные группы стран: критерии их деления и позиции в мировой экономике_____________________ ___________________________
Специальность_______Финан сы и кредит________________________
Студентки курса группы экономического факультета заочного платного отделения заочной сокращённой формы обучения
Набор (год, месяц)_2008г.июль_____________ __________________________
Преподаватель_________________ ______________________________ _____
Регистрационный № на кафедре_______________
Работа поступила на кафедру «______»______________________ _2011г.
1 Развитые индустриальные страны: социально-экономическая характеристика и их роль в мировой экономике……………………………….3
2 Развивающиеся страны: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике…………………………… …………………12
3 Страны с переходной экономикой: социально-экономическая характеристика и их позиции в мировой экономике………………………….24
1 Развитые индустриальные страны: социально-экономическая характеристика и их роль в мировой экономике
Развитые страны сегодня возглавляют процесс либерализации международной торговли, и в то же время извлекают из него наибольшие выгоды. В выработке международных норм торговой политики развитые страны последовательно исходят из своих интересов, а не из отвлеченных принципов, хотя постоянно на них ссылаются. Если им невыгодно либерализовать рынок какой-либо продукции, они его не либерализуют. Если им выгодно обеспечить проникновение своих изделий на рынки третьих стран и облегчить торговлю между собой, они добиваются устранения барьеров. Страны Запада к тому же имеют возможность направлять развитие норм ВТО в выгодное для себя русло благодаря доминирующему положению в мировой экономике и политике. Протекционизм стран Запада обходится развивающимся государствам в 100 млрд.долл. ежегодно, что примерно в два раза превышает объем помощи, оказываемой Севером Югу(4).
Все развитые страны активно участвуют в мировой торговле. Основная доля в мировом товарообмене приходится на торговлю между самими развитыми странами – 60%.(см. Приложение 1))
В целом 3/5 мирового товарообмена происходит в треугольнике ЕС- США- Япония. Экспортная и импортная квоты стран – членов ЕС неизменно находилась вблизи 30%-ной отметки, тогда как США –9-11%, Японии – 11-13%.
США – крупнейший в мире экспортёр товаров (13% мирового экспорта) и услуг (18% мирового экспорта). Экспорт США составляет 12% мирового объёма экспорта в 2009 г.( 1046 млрд. долл.), импорт составляет 20.7% (1563 млрд. долл.) от мирового объема импорта. Сегодня около 10% валового внутреннего продукта страны и 30% всех производимых в США материальных ценностей реализуются на внешних рынках. Экспорт товаров и услуг создаёт около 11-12% ВВП США.
На протяжении значительной части своей истории США были больше известны как сторонники жесткого протекционизма. Новый отсчет времени начат в 1934 г. когда Конгресс одобрил Закон о взаимности в торговых соглашениях, наметивший курс на либерализацию торговли. Еще в годы Второй мировой войны США разработали «Предложения по расширению мировой торговли и занятости», которые были обнародованы в конце 1945 г. в качестве основополагающих либеральных направления международных торговых отношений. С тех пор США официально придерживался принципа рыночной открытости в системе мировых внешнеторговых связей. США являются активным организатором и участником различных международных региональных организаций и форумов, как политических (основные из них — ООН, Организация американских государств, НАТО), так и экономических (ВТО, ОЭСР, АТЭС, НАФТА, МВФ, МБРР, Всемирный банк и т.д.), значительная часть которых размещается на территории США.
Весьма энергично американская администрация действует и в вопросе создания «охватывающих весь мир» зон свободной торговли с отдельными странами и региональными группировками. В 2004 г. Конгрессом одобрены два новых соглашения о свободной торговле (Австралия, Марокко), подписаны соглашения с пятью странами Центральной Америки — КАФТА (Коста-Рика, Сальвадор, Гватемала, Гондурас и Никарагуа), а также с Доминиканской Республикой, завершены переговоры по соглашению о свободной торговле с Бахрейном. Ведутся переговоры по заключению подобных соглашений с Панамой, Эквадором, Колумбией, Перу, Таиландом и пятью государствами Южно-Африканского таможенного союза (Ботсвана, Южная Африка, Лесото, Свазиленд и Намибия).
Либеральные тенденции доминируют в США, но в то же время позиции сторонников жесткой защиты внутреннего рынка традиционно прочны. В условиях, когда США продолжают претендовать на лидерство в сфере международных связей, они вынуждены постоянно совершенствовать инструменты торговой политики для достижения главных целей — открытия новых рынков для американского экспорта и защиты национального рынка от «несправедливой» иностранной конкуренции.
Средний уровень таможенного обложения импорта в США составляет в адвалорном эквиваленте 5.7% против 6.9% в ЕС и 6.5% в Японии. Тем не менее таможенные органы США ежегодно собирают пошлины в размере 20 млрд. долл. Половина из них приходится на поступления от обложения импорта готовой одежды. Если средний уровень тарифа для продукции обрабатывающей промышленности составляет 3%, то для готовой одежды – 16.5%. В США сохраняются и другие островки протекционизма. Особенно экстремально высокие тарифы существуют для таких товарных групп, как продовольствие, текстиль, обувь, изделия из кожи, ювелирные и керамические изделия, стекло, грузовые автомобили и железнодорожные вагоны.
Средняя взвешенная ставка таможенной пошлины на шерстяные ткани и одежду из них составляют 31.5 и 33.3% соответственно. Пошлины на керамическую и стеклянную посуду достигают 33.2 и 38%. Подписав соглашение ВТО по информационным технологиям, США, тем не менее, отказались устранить «пиковые» тарифы на оптическое волокно, также из числа товаров, пошлины на которые в дальнейшем будут снижены, были выведены кинескопы для компьютерных мониторов.
Существенной проблемой, с которой сталкиваются иностранные компании, имеющие внешнеэкономические связи с США, являются технические барьеры для импорта. Для США характерно сравнительно ограниченное использование или даже полное непризнание международных стандартов. Всего в стране существует свыше 2.7 тыс. различных организаций, которые разрабатывают стандарты. Некоторые из них, например, Американский институт чугуна и стали или Американский институт нефти, претендуют на то, что разрабатываемые ими стандарты для США должны приниматься их торговыми партнерами наравне с мировыми.
США нередко используют достаточно экзотические требования для ограничения импорта. Так, эмбарго на импорт некоторых пород тунца из Мексики, Панамы, Колумбии и Венесуэлы вводилось на том основании, что при его вылове наносится ущерб дельфинам. Был запрещен импорт креветок из ряда стран, поскольку США предполагали, что их лов производится сетями, которые могут причинить увечья морским черепахам.
Для ограничения импорта широко применяется налоговое законодательство. В частности, США налагают ряд налогов на продажу автомобилей, которые существенно удорожают стоимость их импорта. Взимается также налог с автомобилей, не отвечающих стандартам экономичности, установленным Агентством по охране окружающей среды США. На европейские автомобильные фирмы приходится почти 70% платежей налога на роскошь и 85% налога на неэкономичные автомобили. Кроме того, США взимают налог в размере 50% на ремонт американских судов вне территории США, а также на импортное оборудование для американских судов.
США активно разрабатывают новые торгово-политические инструменты для защиты достижений науки и культуры. Для США это особенно важно, поскольку почти 50% всего американского экспорта так или иначе зависят от формы защиты интеллектуальной собственности. Подавляющая часть мирового рынка кино- и телефильмов, а также видео- и аудиозаписей приходится на продукцию США.
Отрасли по производству и сбыту информационных технологий (ИТ) – это самый крупный сектор американской экономики (5% ВВП). За счет внедрения ИТ обеспечивается 1/3 прироста ВВП страны за последние годы. Американцы поддерживают идею разработки единого международного кодекса для оказания содействия развитию электронной торговли и выступают за «беспошлинное киберпространство», чтобы не создавать новые барьеры в глобальном рынке электронной торговли(5).
Защита национального сельского хозяйства осуществляется в основном с помощью импортных тарифов и тарифных квот. На субсидирование производства сельхозпродукции только в 2006 г. было затрачено 29.9 млрд. долл. C мая 2002 г. действует Закон о защите ферм, предусматривающий массированные государственные субсидии для американского сельского хозяйства, на эти цели будет выделено 190 млрд. долл. на поддержку сельского хозяйства.
Специальная комиссия осуществляет надзор, целью которого является не допустить незаконное использование марки «made in the USA», также таможенная служба контролирует правильность использования других марок и требует, чтобы все товары иностранного происхождения были маркированы с указанием страны производства.
Что же касается Японии, то в настоящее время она является членом таких торговых блоков как АТЭС и ВАЭГ (англ. OPEC и EAEC), также организаций ВТО, МВФ и т.д. Объем экспорта составляет 542.3 млрд. долл., импорта – 499.7 млрд. долл., или 7% и 5.5% мирового объема экспорта и импорта, кроме того, Японии принадлежит лидерство на основных мировых рынках продукции микроэлектроники.
Таблица 1 Внешнеторговый оборот Японии (млрд. долл.)
|
Основной целью государственного вмешательства во внешнеэкономическую сферу является обеспечение благоприятных внешних условий для экономического развития страны. Среди конкретных задач, решаемых с использованием государственных механизмов регулирования, можно отметить создание эффективной юридической основы и организационной структуры для внешнеэкономической деятельности предприятий и фирм, поддержание приемлемого состояния торгового и платежного балансов страны и относительно стабильного курса национальной валюты, предотвращение нежелательных помех нормальному осуществлению внешнеэкономических операции, своевременное улаживание торговых конфликтов с основными партнерами за рубежом, предоставление необходимых гарантий участникам внешнеэкономических связей(3).
До середины 60 –х годов торговый режим Японии носил относительно закрытый характер, несмотря на то, что в 1952 г. страна стала полноправным членом ГАТТ. В период 1960-1965 гг. была проведена некоторая либерализация внешней торговли и с 1972 г. Япония перешла в режим открытой экономики. В соответствии с решением Токийского раунда многосторонних переговоров (1973-1979 гг.) Япония обязалась отменить все виды лицензирования импорта и приняла программу снижения пошлин на 19 тыс. товаров в среднем на 26.3%. в результате последующих международных переговоров Япония с 1985 по апрель 2001 г. более десяти раз снижала уровень импортных пошлин. В 2000-2005 г. сбор таможенных пошлин составлял 2.5% от стоимости импорта – немного выше, чем в США (2.1%) и Евросоюзе (2.2%). Доход от таможенного обложения ровняется 1.6-1.7% общей суммы налоговых поступлений в центральный бюджет и фискального значения не имеет.
Источник