- Конституционно правовые характеристики зарубежного государства в современный период.
- Конституционно-правовые характеристики государства зарубежных стран
- Определение конституционного права зарубежных стран, сущность и назначение, источники. Акты главы государства и исполнительной власти. Высшие государственные органы в зарубежных странах. Влияние международного права на конституционное в разных странах.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Конституционно правовые характеристики зарубежного государства в современный период.
(Билет №16)
В конституциях ЗС всегда даётся название государства (полное название) и конституционные характеристики государства. Причём название государства дополняется конституционными характеристиками в самой конституции. Особенно по такому пути пошли конституции стран, которые были приняты после 2ой мировой войны. Изначально данные характеристики государства носят политико-идеологический характер. Но в нормах конституции эти характеристики развиваются, дополняются и приобретают юридический (правовой) смысл. Поэтому конституционно-правовые характеристики государства порождают связь между государством и личностью. Так в конституции Франции 1958 года закреплено, что Франция является светским социально-демократическим государством с республиканской формой правления. В основном законе ФРГ 1949 года имеется норма, в которой указывается что Германия, а именно ФРГ, является демократическим, правовым, социальным, федеративным государством.
Основными конституционно-правовыми характеристиками зарубежных государств являются следующие:
1. Демократическое гос. – это организованное общество, которое основано:
a. На принципах уважения и признания конституции и законов
b. Основано на незыблимасти прав и свобод человека и гражданина.
c. Основано на обеспечении непосредственного участия народа в осуществлении государственной власти.
Современный немецкий государствовед Бекенфёрде указывает что демократия как форма государства и способ правления является принципом организации государственной власти и её осуществления самим народом. Стержнем любой демократии является признание принципа народовластия. (сущность принципа раскрыта выше).
В позитивном плане сама демократия означает обеспечение широкого участия народа в осуществление государственной власти либо непосредственно либо опосредованно.
· Представительной формами – осуществляется через государственные органы избираемые народом. Выборный государственный орган могут в свою очередь формировать иные государственные органы. Конституционно правовой статус общенациональных представительных органов как правило достаточно чётко формулируется конституцией.
· Непосредственной формами. – к институтам непосредственной демократии прежде всего относится референдум, народная инициатива, так называема прямое правление. Которое осуществляется на собраниях достигшими совершеннолетия жителями соответствующей территории. Эти институты так же как правило закрепляются конституциями государств.
В настоящее время институты прямой демократии, как правило, дополняют демократию представительную.
В целом демократия должна гарантировать действительное народное волеизъявление , которое должно обеспечиваться преемственностью властей
2. Социальное гос.
Социальное гос. как конституционно-правовая характеристика начинает своё активное развитие после 2ой мировой войны, когда в Европе начали приниматься конституции нового образца. Первое государство, которое закрепило данную конституционно-правовую характеристику в своей конституции – ФРГ.
Идеологией социального государства является социально-демократическое учение о том что человек имеет права на достойное существование.
Основная цель социального государства заключается в стркмлении к невелировнаию социальных различий в обществе (чтобы финансовый разрыв сужался), поэтому государство должно гаратировать достойное существование каждого человека в обществе, для этого государство в конституции и текущем законодательстве предесматривает или закрепляет механизм обеспечения прожиточного минимума.
Государство должно создавать нормальные условия быта и труда малоимущим слоям населения.
В социальном государстве обязательно должна существовать система социального страхования. Кроме этого должны проводится в государстве меры направленные на уменьшение безработицы в стране.
В социальном государстве должна проводится государственная социально-налоговая политика.
Основными разработчиками концепции социального государства в ЗС являются немецкие представители конституционного права.
Элементами социального гос. являются прежде всего достойный человека прожиточный минимум.
Профессор Цахер уже в 50ых года 20ого века долен зарабатывать как свободная уважающая себя личность.
По мере развития гос. политики ФРГ в 60ым годам 20ого века действительно была социальным государством.
В конституции Италии 1947 года установлено что Италия трудовая республика. Это означает что в конституции Италии посвящён целый раздел социально-трудовым отношениям, которые гарантируют судебную защиту нарушений социально-трудовых прав. Итальянцы вывели данную проблематику на уровень конституционного регулирования.
Очень важным мероприятием со стороны соц. Гос. является поддержка со стороны государства системы благотворительности. Если представители бизнеса, или руководитель предприятий участвуют в различных формах благотворительности то государство в каждом индивидуальном случае снижает определённые налоги.
Такая характеристика государства наиболее удачно отраженна в основном законе ФРГ (ч. 3 ст. 20). Согласно которой законодательство связанно конституционным строем, а исполнительная власть и правосудие законом и правом.
Отсюда следует, что принципы конституционного строя являются высшей ценностью государства, поэтому неслучайно ч. 3 ст. 20 основного закона ФРГ разделяет закон и право. Право не исчерпывается законом. Право существует и помимо закона, более того закон даже будь он конституционным может оказаться не правовым, даже противоправным. В случае когда закон нарушает общепризнанные принципы права.
В целом конституционная характеристика государства как правового конкретизируется в следующих положениях:
a. Провозглашения нерушимости прав человека со стороны государства.
b. В установлении основ механизма гарантий прав и свобод.
(Данный принцип сформулирован следующим образом в ст. 66 Конституции Франции 1958 года: никто не может быть произвольно лишён свободы, судебная власть обеспечивает соблюдение этого принципа согласно условиям предусмотренным законодательством.)
c. Государство, его органы, должностные лица должны действовать в рамках конституции и закона.
d. В государстве должен быть реализован конституционный принцип независимости суда. (пример: конституция Японии в ст. 76 закрепила положения о том что все судьи независимы и действуют следуя голосу своей совести, они связанны только конституцией и законами)
e. В государстве должен быть реализован принцип верховенства конституции по отношению к другим законам.
f. В государстве реалтизуется принцип приоритета норм и общепризнанных принципов международного права перед национальным законодательством. (Общие нормы международного права являются составной частью федерального права)
Конституционно-правовая характеристика государства как светского означает отделение государства от церкви, а также разграничение сфер их деятельности. (так ст. 7 конституция Италии устанавливает что государство и каталическая церковь независимы и суверенны в принадлежащей каждому из них сфере)
Светский характер государства не препятствует ему в интересах обеспечение прав религиозных меньшинств оказывать их церквям материальную помощь из гос. бюджета.
Противоположностью светского государства является государство теократическое в котором гос. власть принадлежит церковной иерархии. (так до 1921 года Монголия была теократическим государством.)
5. Федеративное или унитарное гос.
Тема: конституционно-правовой статус личности зарубежных стран. (вопрос №18 (сделать акцент на школу позитивного права и естественного права); № 40; № 37 (выделяют институт гражданства и подданство); № 13)
Источник
Конституционно-правовые характеристики государства зарубежных стран
Определение конституционного права зарубежных стран, сущность и назначение, источники. Акты главы государства и исполнительной власти. Высшие государственные органы в зарубежных странах. Влияние международного права на конституционное в разных странах.
Рубрика | Государство и право |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 17.12.2012 |
Размер файла | 25,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Глава 1. Определение конституционного права зарубежных стран, его сущность назначение
Глава 2. Источники конституционного права зарубежных стран
Глава 3. Субъекты конституционного права, классификация и особенности
Глава 4. Место и роль конституционного права в правовых системах. Влияние международного права на конституционное право в разных странах
Конституционное (государственное) право зарубежных стран возникло и развивалось под влиянием западных либерально-индивидуалистических концепций, выдвигавших на первый план естественные неотчуждаемые права человека. В данной отрасли права рассматриваются и конституционно-правовые основы общественного строя того или иного государства, взаимодействие ветвей власти. Отсюда мы видим, что конституционное право определяет структуру, порядок деятельности, общую компетенцию органов государственной администрации, отношения с нею гражданина. Конституционное право вводит в действие основные правовые институты, функционирование которых регулируется другими отраслями права. Так, например, в нормах административного, гражданского, трудового и других отраслей права конкретизируются положения, сформулированные в конституционном праве.
Конституционное (государственное) право зарубежных стран тесно связано с такими дисциплинами учебного плана юридических факультетов, как, теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, международное право, политология.
Актуальность Конституционное (государственное) право зарубежных стран занимает одно из ведущих мест в системе юридических дисциплин, изучаемых в высших учебных заведениях. Данное значение конституционного права объясняется прежде всего особой значимостью регулируемых им общественных отношений, т.е. отношений, складывающихся в политической, экономической, социальной и других сферах жизнедеятельности общества.
Цель данной работы рассмотреть конституционное право зарубежных стран.
Задачами является ознакомление с теоретическими правовыми положениями: рассмотреть понятие, предмет, источники и систему конституционного права зарубежных стран.
Глава 1. Определение конституционного права зарубежных стран, его сущность и назначение
Термин «конституционное право» имеет три значения: отрасль действующего права, наука, учебная дисциплина. Как отрасль права оно представляет собой систему внутренне согласованных юридических норм (правил особого рода), содержащихся в конституциях, законах, декретах президента и т.д. и регулирующих определённую группу общественных отношений (прежде всего основы устройства общества и государства, правового положения личности).
В различных странах конституционное право может иметь свой объект регулирования. Своё название конституционное право получило от особого юридического документа — конституции, которую официально (Германия) или неофициально (Болгария) обычно называют основным законом. Однако конституционное право не сводится к конституции, а включает в себя множество правовых актов — законов, принятых парламентом, указов и декретов президента, постановлений или ордонансов правительства, постановлений конституционного суда или конституционного совет и т.д. Итак, конституционное право как отрасль права регулирует основы связей в отношениях «личность — коллектив (имеются в виду коллективы публичного характера) — общество — государство». Их правовые отношения базируются на применении в соответствии с законом государственной власти, имеют своей целью осуществление государственной власти, участие в ней, давление на неё в формах, определённых конституцией.
В рамках самого КП происходит определённая группировка норм по институтам. Вообще, понятие «институт» в науке имеет два значения:
1) орган. Институты ЕС — учреждения с правом издания нормативных актов и все остальные органы.
2) группа норм, регулирующих отдельные сферы.
Отдельные группы норм КП настолько подробно урегулированы, что их часто называют правом (избирательное право), хотя они и остаются институтами КП и объектами нашего изучения.
Под предметом данной отрасли права понимаются те общественные отношения, которые регулируются нормами данной отрасли права.
Нормы КП регулируют те общественные отношения, которые возникают в связи с утверждением и закреплением основ конституционного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием и функционированием публичной власти. Эти отношения носят публично-правовой (т. е. преимущественно и главным образом политический) характер. Всегда, когда в общественные отношения вторгается публичная власть, эти отношения политизируются (почему часто и говорят на Западе, что КП — это политическое право).
Иначе говоря, КП — такая отрасль права, которая предопределяет направленность правового регулирования других отраслей права. И если в Конституции указывается на характер форм собственности и их статус, то это не значит, что оно будет регулировать экономические отношения, а лишь то, что оно регулирует отношения, приобретающие особую общественную значимость, т. е. политические отношения.
Следовательно, конституционное право как отрасль права — это система норм, регулирующих преимущественно и главным образом общественные политические отношения, связанные с основами общественного и государственного строя, гарантией основных прав и свобод человека, формированием государственных органов и органов местного самоуправления.
Государственное право в каждой стране является основной, главной отраслью национальной системы права. Как и всякая другая отрасль права, оно представляет собой совокупность юридических норм, выражающих волю либо правящих политических элит, либо определенных социальных групп общества. Конституционное (государственное) право закрепляет основные принципы о народном суверенитете, верховенстве парламента, равенстве всех перед законом, господстве права и т.д. Конституционное (государственное) право закрепляет также механизмы политической власти, ее организацию и формы осуществления.
При этом главной идеей, положенной в основу организации власти, является принцип разделения властей. Конституционное (государственное) право есть основная отрасль права страны, представляющая собой совокупность юридических норм, закрепляющих экономическую основу общества, форму правления и форму государственного устройства, определяющих организацию, компетенцию и порядок деятельности высших и местных органов государственной власти и управления, права и обязанности граждан и подданных, избирательное право и избирательную систему
Назначение: конституционное (государственное) право закрепляет государственно-территориальную организацию власти, максимально соответствующую конкретным историческим условиям развития данной страны, определяет основы других ее отраслей — административного, финансового, уголовного, гражданского и т.д. Подразделение конституционного (государственного) права на отдельные институты определяет систему курса государственного права зарубежных стран.
Глава 2. Источники конституционного права зарубежных стран
Источниками конституционного права в зарубежных странах являются нормативные акты, которые содержат нормы, регулирующие конституционно-правовые отношения. Главным источником данной отрасли права в подавляющем большинстве стран (исключение составляют некоторые мусульманские страны), как и следует из названия данной отрасли права, служит конституция — основной закон.
Основным источником конституционного (государственного) права являются конституции, но они часто содержат лишь общие положения и обходят молчанием ряд важнейших вопросов государственной жизни, тем самым оставляя их решение на усмотрение правительства и администрации. Именно такой характер носит конституция США 1787 года. Наряду с этим конституции многих стран перегружены рядом мелочей и второстепенных деталей. Достаточно сослаться на ст. 25-бис конституции Швейцарии, которая запрещает «выпускать кровь у мясного скота, не оглушив его предварительно». Конституционные нормы не охватывают всего многообразия отношений, складывающихся в процессе осуществления государственной власти, и дополняются целым рядом других нормативных актов.
К другим источникам относятся:
а) конституционные — вносят изменения в конституцию или дополняют её;
В качестве примера конституционных законов можно привести акт о свободе печати 1949 года в Швеции, акты о гражданских правах 1957, 1960, 1964 и 1969 годов, а также законы об избирательных правах 1965 и 1970 годов в США, закон о политических партиях Испании 1978 года (дополнен в 1981 году) и ряд других
б) органические — принимаются в усложнённом порядке и обычно регулируют какой-либо институт конституционного права в целом;
в) обыкновенные — регулируют отдельные вопросы, ZB., закон о выборах президента;
г) чрезвычайные — согласно самой конституции, эти законы могут отступать от её положений, но принимаются только на короткий срок, обычно на несколько месяцев, хотя и с правом парламента продлить этот срок.
2) внутригосударственные публично-правовые договоры (ZB., Конституционный договор между Молдавией и самопровозглашённой Приднестровской республикой о том, что последняя остаётся в составе Молдавии);
3) регламенты парламентов и их палат — устанавливают внутреннюю организацию и процедуру работы парламентов;
4) акты главы государства и исполнительной власти — указы монархов, декреты президентов, постановления правительства, акты министров, некоторых ведомств, ZB., постановления центральной избирательной комиссии о порядке составления списков избирателей; особая роль принадлежит актам главы государства и исполнительной власти, имеющим характер закона: издаются или на основе делегирования полномочий парламентом (Великобритания), или на основе принадлежащей по конституциям правительству регламентарной власти (Италия), или в соответствии с исключительными полномочиями президента (Франция). Во Франции президентские ордонансы, юридически приравненные по своей обязательной силе к парламентским актам, играют роль важнейших источников государственного права. Так, 13 октября 1958 г. во Франции специальным ордонансом была введена мажоритарная униноминальная система с двумя турами голосования при выборах Национального собрания; ордонансы;
5) акты органов конституционного контроля — конституционных судов, советов, дающих официальное толкование конституции и признающих те или иные законы (не) соответствующими конституции;
6) судебные прецеденты (особенно в англосаксонском праве) — решения судов высоких инстанций, публикуемые ими и становящиеся основой для принятия другими судами аналогичных решений по подобным делам; в некоторых странах судебные прецеденты не признаются источниками права, т.е., по существу не являются прецедентами. Во Франции Гражданский кодекс запрещает судам формулировать нормы права, но они делают это, в особенности в области административного права; такие нормы создаёт и конституционный совет, в частности по вопросу о правах личности;
7) конституционный обычай — сложившееся в практике единообразной деятельности органов государства правило, имеющее устный характер, опирающееся на консенсус (согласие) участников отношений и не пользующееся судебной защитой в случае его нарушения; обычаи особенно распространены в деятельности парламента и правительства Великобритании, Новой Зеландии, где нет писанных конституций;
8) религиозные источники, особенно в монархических государствах с феодальными и родовыми пережитками, в частности по вопросу о престолонаследии; в единичных мусульманских странах конституцию заменяет Коран — священная книга, содержащая, по преданию, записи проповедей пророка Мухаммеда, в других же Коран считается актом, стоящим выше конституции;
9) правовая доктрина (редко и лишь в отдельных странах суды основывают свои решения по конституционным вопросам не только на правовых актах, но и на трудах выдающихся юристов, специалистов по конституционному праву);
10) международно-правовые акты, например Европейская конвенция о правах человека 1950 г., Договор ФРГ и ГДР о процедуре объединения Германии и проведении выборов в парламент 1990 г., Маастрихтский договор 1992 г. о Европейском Союзе, предусматривающий наряду с национальным гражданством единое европейское гражданство в государствах-членах. В некоторых конституциях содержатся ссылки на важнейшие международные акты, например на Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., принятую ООН, Международные пакты об экономических, социальных и культурных и о гражданских и политических правах, принятые в 1966 г. и вступившие в силу после необходимого числа ратификаций в 1976 г. (Международные пакты о правах человека).
Глава 3. Субъекты конституционного права, классификация и особенности
Субъектами государственно-правовых отношений являются центральные органы государственной власти и управления, органы конституционного надзора, члены федерации, местные органы государственной власти и муниципалитеты, депутаты центральных и местных представительных учреждений, граждане и подданные. В некоторых странах субъектами государственно-правовых отношений могут быть центральные и местные партийные органы. В обществе существует множество видов конституционно- (государственно-) правовых отношений, складывающихся между различными субъектами. Все эти правоотношения имеют много общих, совпадающих черт, так как они возникают на основе норм, входящих в одну отрасль права.
Высшие государственные органы в зарубежных странах: парламент, главы государства и правительства.
Рассмотрим подробнее высшие государственные органы зарубежных стран.
В системе высших органов государства юридически первое место занимает глава государства. Это высшее должностное лицо, выступающее в качестве верховного представителя государства внутри страны и в отношениях с иностранными государствами. Главы государств в развитых странах представлены либо монархом, либо президентом. Хотя главы государств занимают первое место в системе высших органов государства, его фактическая роль не всегда соответствует этому положению. Как правило, глава государства занимает центральное место в системе высших органов государства в тех странах, в которых он одновременно является главой государства и правительства (США, большинство латиноамериканских стран, Республика Нигер и др.). В гораздо меньшей степени его реальное воздействие на формирование государственной политики заметны в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.). Однако и в этих странах он может обладать некоторыми полномочиями, дающими возможность активно влиять на политический процесс и принятие государственных решений.
Глава государства — конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, символ единства нации, арбитр и гарант правильного функционирования государственных институтов. Однако, возможно совмещение в компетенции какого-либо государственного органа функций главы государства с иными функциями (например, Швейцария, где функции главы государства выполняет правительство), но это является исключением из правила.
В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами, как безответственность, несменяемость, нейтральность. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он “возглавляет” и “представляет” государство находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательными треволнениями. Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиальным органом. В чистом виде функции главы государства осуществляются коллегией очень редко и притом временно. Таким образом, в подавляющем большинстве зарубежных стран существует единоличный глава государства, правовое положение которого зависит от формы правления страны. В странах с монархической формой правления главой государства является монарх, правовое положение которого отличается двумя основными особенностями. Во-первых, власть монарха юридически считается непроизводной от какой-либо другой власти, органа или избирательного корпуса. Монарх властвует (ограниченно или абсолютно) по собственному праву и считается источником всей государственной власти. Монаршая прерогатива даже в парламентарных монархиях пронизывает всю государственную систему; все государственное управление осуществляется от имени монарха.
Власть монарха наследственна, она переходит от одного представителя царствующего дома (династии) к другому в установленном законом порядке. Отстранение наследственного монарха от должности юридически невозможно, однако монарха можно принудить отречься от престола, наконец, свергнуть его или устранить физически. Все это практиковалось неоднократно.
В странах с республиканской формой правления главой государства является президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота. В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно наметить три системы избрания президента. Прямые выборы Косвенные выборы Косвенные выборы президента по сути своей мало отличаются от прямых, так как они также создают для главы государства возможность противопоставить себя парламенту.
1. Президент избирается парламентом, в голосовании принимают участие только депутаты, никто другой к этой процедуре не допускается. Израиле, Турции, Ливане.
2. Для избрания президента создается избирательная коллегия, состоящая из депутатов парламента и представителей органов честного самоуправления крупнейших административно — территориальных единиц. Итальянской Республики 3. В некоторых федеративных государствах для избрания президента также формируется особая коллегия, состоящая из депутатов союзного парламента и представителей субъектов федерации. Например, в ФРГ. Во всех трех вариантах выборов президента парламентарной республики глава государства получает мандат от парламента, его власть производна и он не может самостоятельно противопоставить себя общенациональному представительному учреждению. Избранный таким путем президент обладает номинальными полномочиями и не играет существенной роли в государственной жизни страны. Анализируя существующие в настоящее время системы избирания глав государств в зарубежных странах с республиканской формой правления, можно обнаружить следующую закономерность: чем больше парламент отстранен от избрания президента, тем больше роль президента в осуществлении государственного руководства обществом.
Главы государств в зарубежных странах в основном обладают идентичными полномочиями, хотя в каждой стране имеются свои особенности.
Характеризуя монарха, необходимо учесть его привилегию неответственности, беспартийность, наличие регалий (трон, скипетр и др.), выделение средств из ежегодного бюджета на личные нужды короля и содержание двора (цивильный лист), регентство. О регентстве хотелось бы сказать особо. Если монарх несовершеннолетний или не достиг определенного возраста, установленного конституцией, либо серьезно и длительно болен, либо вообще отсутствует (например, при отсутствии наследника вакантного престола), на соответствующий период назначается регентство, т.е. обычно парламент назначает одного или нескольких регентов, которые, соответственно, единолично или коллегиально осуществляют полномочия монарха.
Президент как глава государства в странах с республиканской формой правления в отличие от монарха всегда избирается. В президентских республиках — это сильный президент, он фактически, а часто и юридически возглавляет правительство (конечно, может существовать должность административного премьер-министра, как например в Египте, но политику правительства определяет не он, а президент). В парламентарной республике — слабый президент, его акты не имеют юридической силы, если не скреплены подписью премьер-министра, несущего ответственность за их исполнение.
Все зарубежные конституции наделяют парламент законодательными полномочиями принятие законов является главной задачей парламента. Теоретически только парламент обладает суверенным правом принимать законы.
1. Принятие бюджета и иные финансовые полномочия являются старейшей прерогативой парламента. Однако по мере того, как исполнительная власть укреплялась, финансовые полномочия во все возрастающей степени переходили от парламента к правительству. В современных индустриально развитых государствах подготовка и исполнение бюджета и все остальные финансовые полномочия почти полностью перешли в руки правительства. В сфере финансовой деятельности парламенту принадлежит большей частью пассивная роль.
2. Юридически все финансовое законодательство исходит от парламента, практически же он в этой области играет чисто номинальную роль. Парламент не может играть более активной роли.
В сфере бюджетных отношений (как и в других сферах) уже потому, что он не обладает надлежащим информационным обеспечением.
3. Контроль над деятельностью правительства является одним из наиболее важных полномочий парламента. Парламентский контроль над деятельностью правительства присущ лишь демократическому политическому режиму. Конкретное выражение его зависит от формы правления. В президентских республиках контрольные полномочия парламентов менее разнообразны. В парламентарных странах, напротив, обширные контрольные полномочия парламента в значительной степени нейтрализуются принадлежащим правительству правом роспуска парламентах основные методы контроля над деятельностью правительства.
Компетенция является важнейшим фактором, определяющим не только правовое положение парламента и его роль в политической жизни страны, но и взаимоотношения его с другими высшими органами государственной власти. Зарубежный конституционализм знает различные способы определения компетенции парламента, в зависимости от которых эти учреждения можно подразделить на три группы:
1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты. (конгресс США).
2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии.
3. Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции индийский парламент, парламент ФРГ.
Правительство в зарубежных странах представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Для определения места правительства в политической системе необходимо проанализировать его отношения с парламентом, главой государства, органом конституционного надзора и политическими партиями.
1. Отношения правительства с парламентом зависят от формы правления. В президентских республиках правительство, возглавляемое президентом, формируется внепарламентским путем и не несет за свою деятельность ответственности перед парламентом. Юридически в этих странах правительство должно только исполнять законы, принимаемые парламентом. Поэтому само правительство, согласно применяющемуся в президентских республиках принципу разделения властей, рассматривается как исполнительный орган, лишенный каких-либо средств воздействия на законодательное учреждение, кроме права отлагательного вето. В парламентарных странах правительства занимают по отношению к парламенту еще более сильные позиции, чем в президентских республиках. При том, что в этих странах правительство несет политическую ответственность перед парламентом, формируется парламентским путем и обязано уйти в отставку в случае выражения ему вотума недоверия, оно фактически контролирует и направляет деятельность парламента.
2. Отношения правительства с главой государства могут быть рассмотрены только применительно к парламентским странам. В президентских республиках президент лично возглавляет правительство. В парламентских странах глава государства может осуществить свою конституционную компетенцию только через правительство или с его санкции. Любые акции главы государства есть не что иное, как правительственная деятельность. Такие важнейшие полномочия главы государства, как право роспуска парламента, досрочного перерыва сессии, издание указов, право вето и т.д., осуществляются только по прямому указанию правительства.
3. Отношения правительства с высшим органом конституционного надзора в определенной степени зависят от способа формирования последнего и от объема его полномочий. Известную роль играет и партийный состав органа конституционного надзора. Объем компетенции органа конституционного надзора и степень обязательной силы его решений также оказывают определенное влияние на отношения его с правительством.
4. Отношения правительства с политическими партиями зависят прежде всего от формы правления. — В парламентарных странах правительство тесно связано с политическими партиями, так как оно опирается на партийное большинство в парламенте, являющееся конституционной основой его существования. В этих странах правительство осуществляет жесткий контроль над своей фракцией, всеми доступными способами поддерживая партийную дисциплину. В президентских республиках взаимоотношения правительства с партиями носят иной характер по той причине, что исполнительный орган власти не зависит от парламентского большинства. В свою очередь парламент в этих странах не подвержен угрозе роспуска, что укрепляет его позиции по отношению к правительству. Правительство в президентских республиках в меньшей степени заинтересовано в контроле над парламентскими фракциями, но это не означает, что такой контроль отсутствует.
Правительство в президентских республиках осуществляет контроль над парламентом не через партийные фракции, а непосредственно, причем этот контроль сохраняется и тогда, когда правительство и парламентское большинство принадлежат к различным партиям. Анализ фактического положения правительства в зарубежных странах позволяет сделать следующие выводы: правительство занимает центральное место в системе высших органов государственной власти, хотя это положение не закрепляется конституциями; правительство является основным инструментом осуществления как внутренней, так и внешней политики; правительство осуществляет контроль над крупными политическими партиями при любой форме правления.
Правительство в разных странах носит различные конституционные наименования: Правительство — в Чехии, Колумбии, Российской Федерации, Кабинет — в Японии, Совет Министров — в Индии, Совет министров (Правительство) — во Франции, на Кубе, Государственный совет — в Китае, Федеральное правительство — в Германии, Федеральный совет — в Швейцарии, Административный совет — в Корейской Народной Демократической Республике и так далее. Внутри правительства могут создаваться более узкие органы общеполитического характера, например Кабинет в Великобритании, Постоянное бюро в Китае, Президиум в Италии, а также разного рода межведомственные структуры — комитеты в Великобритании, делегированные комиссии в Испании и другие. Во Франции заседания правительства именуются Советом министров, когда проходят под председательством Президента, и Советом кабинета, когда председательствует Премьер-министр; во втором случае основополагающие правительственные документы приниматься не могут и лишь обсуждаются. В Дании правительство под председательством Королевы и с участием престолонаследника именуется Государственным советом, а под председательством Премьер-министра — Советом министров.
Положение правительства в системе органов государственной власти определяется формой правления. В парламентарных республиках и монархиях правительство формируется парламентом, из чего логически вытекает его ответственность перед правительственным органом.
В президентской республике президент сам формирует состав правительства (администрации) при ограниченном участии парламента, он сам назначает и смещает министров.
Глава 4. Место и роль конституционного права в правовых системах. Влияние международного права на конституционное право в разных странах
конституционный международный право акт
Международное право признается в качестве части национального законодательства, которое не противоречит конституции и позднее принятым внутренним законам, а также признается судами. Суды обязаны признавать международный договор внутренне применимым правом уже в силу самой конституции.
Существенным признаком и особенностью теории адаптации является то, что рецепция международного права происходит без изменения содержания норм. Государство посредством нормативного акта открывает международному праву путь во внутригосударственный правопорядок, не превращая его во внутреннее право.
Международное право противопоставляется национальному праву по двум основаниям. Первое из них — регулируемые ими отношения.
Национальное право регулирует отношения внутри государств, т.е. между физическими и юридическими лицами, а также между последними и самим государством. Предметом же международного права являются отношения между последними и самим государством. Вторым основанием являются источники обязательности обоих правопорядков: если источником нормативности внутригосударственного права является государственная воля, то в международном праве нормативность зависит от общности воль государств, определяется “общей волей”.
Обычное международное право вводится, таким образом, в состав источников права во внутренней сфере и подлежит непосредственному применению судами.
Принцип этот был подвергнут значительному ограничению за счет сужения сферы действия обычного международного права. В английском и американском праве было создано несколько прецедентов, согласно которым применение обычных норм международного права возможно, если они не противоречат положениям внутренних законов.
В странах континентальной Европы трансформация обычных норм происходит в большинстве случаев на конституционном уровне. Так, статья 25 Основного Закона ФРГ провозглашает общие правила международного права составной частью федерального права. Они обладают приоритетом перед законами и создают права и обязанности для жителей федеральной территории непосредственно. Статья 10 Конституции Италии определяет: “Правовой порядок Италии согласуется с общепризнанными нормами международного права”. Идентичные формулировки содержатся в статье 9 австрийской и в статье 7 испанской
Конституций. В США, где по Конституции договор и внутренний закон имеют равную силу, коллизионный вопрос решается также, что в случае издания позднего внутреннего акта, противоречащего договору, применению судом подлежит внутренний закон, при условии, что невозможно разумное согласование расходящихся положений.
Кроме проблемы разграничения самоисполнимых и несамоисполнимых международных договоров американская юридическая практика постоянно сталкивается с вопросом о том, имеют ли положения международных договоров преимущество перед нормами федеральных законодательных актов США в случае возникновения противоречия между ними. Ведь формально в соответствии со статьей 6 Конституции Соединенных Штатов они обладают одинаковой юридической силой.
Практике государств известно и непосредственное применение договорного права во внутригосударственной сфере. По голландскому конституционному праву договоры, которые по своему содержанию могут обязывать всех лиц, становятся обязательными во внутригосударственной сфере с момента их опубликования. Речь идет о приоритете договора, создающего права и обязанности непосредственно для субъектов национального права, перед национальным законом, хотя бы последний и был принят после вступления в действие договора. При этом договор не требует специального права.
Приоритет международного договора перед национальным законом установлен во французской правовой системе. Согласно статье 55 Конституции надлежащим образом ратифицированный международных договор превалирует перед национальными законами с момента опубликования, при условии, что договор применяет партнером по договору. Условие взаимности презюмируется, что ведет к тому, что договору в большинстве случаев должно быть дано предпочтение в процессе правоприменения. Если договор конкурирует с положением позднее принятого закона, то применению подлежит договор. В случае же коллизии договора с ранее принятой нормой национального права применяется последняя, при условии невозможности такого ее толкования, которое бы элиминировало коллизию.
Целый ряд государств закрепили приоритет норм пактов и конвенций, к которым они присоединились, перед национальным законодательством. В некоторых государствах признавался приоритет общепризнанных принципов международного права перед их национальной правовой системой.
Однако многие страны такого приоритета до сих пор не признают; к их числу относятся страны Северной Европы. В этих странах общепризнанные принципы международного права, заключаемые договоры, пакты, к которым они присоединились, должны быть имплементированы в текущее законодательство.
Сказанное относится не только к такой стране, как Норвегия, где до сих пор действует Конституция 1814 года, хотя и со значительными изменениями и дополнениями, но и к странам, где конституции приняты в послевоенное время (Конституция Дании в 1953 года; «Форма правления Швеции» 1974 года; Основной закон Финляндской Республики 1999 года).
Аналогичный подход отмечается в других странах Северной Европы. Так, Регламент Эдускунты (парламента) предусматривает, что при обсуждении предложения о международных обязательствах Финляндии и проекта закона об их вступлении в силу предложение о международных обязательствах проходит лишь в одном чтении, в то время как законопроект требует второго чтения.
Таким образом, практика зарубежных стран наглядно показывает, что государства осуществляют следующие процедуры:
— предварительная проверка, особенно со стороны конституционных судов, конституционности положений договора с тем, чтобы в случае возникновения коллизий между договором и положениями конституции, в конституцию можно было бы внести поправки до принятия международного обязательства (Франция, Венгрия, Италия, Болгария, Испания, Румыния);
— включение в конкретные законодательные акты положения, предусматривающего, что эти акты будут лишь использоваться в том случае, если они не будут противоречить регулирующим этот же самый вопрос или вопросы международным конвенциям, участниками которых является соответствующее государство (Румыния, Чехословакия, Албания);
— толкование актов административными органами, и особенно судами таким образом, чтобы они согласовывались с положениями договора, что является свидетельством решимости государства уважать международные обязательства и обеспечить почетное место для этих обязательств во внутренней правовой системе.
— государства оставляют за собой прерогативу определять объем трансформируемого обычного международного права. Именно внутреннее право определяет статус международных норм во внутригосударственной сфере;
— страны континентальной правовой системы признают приоритет обычного международного права перед национальным законом. Общепризнанные нормы международного права признаются универсальным ориентиром, неким идеологическим маяком для развития национальных правовых систем. Поэтому государства признают особый статус обычных норм.
Общепринятым является принцип толкования национальных норм в соответствии с международным правом. Интерпретация законов, демонстрирующая дружественное отношение к международному праву, заключается в презумпции, что законодатель не имеет намерения нарушать международные обязательства; во избежание возможных коллизий между международным и внутренним правом обычно в первую очередь прибегают к интерпретации норм позволяющей решить противоречие в пользу международного права.
В данной работе рассмотрена тема конституционно- правовые характеристики государства зарубежных стран.
Изучение конституционного (государственного) права зарубежных стран помогает повышению профессиональной квалификации юристов, развивает умение мыслить правовыми категориями, способствует установлению режима законности в деятельности государства и должностных лиц.
При изучении данной отрасли права применяются, прежде всего, историко-правовой и сравнительно-правовой методы познания.
Конституции устанавливают и закрепляют форму государственного устройства — унитаризм или федерацию, хотя в самом тексте основного закона могут отсутствовать прямые предписания об этом (Франция, Япония). В этом случае как бы предполагается, что само умолчание о форме государственного устройства является констатацией унитаризма как наиболее распространенного способа национально-политической организации территории страны.
В настоящее время насчитывается более ста действующих конституций. Некоторые из них приняты свыше ста лет назад. Наиболее старыми являются конституции США 1787 года, Норвегии 1814 года, Бельгии 1831 года, Аргентины 1853 года, Люксембурга 1868 года, Швейцарии 1874 года. Однако большинство конституций появилось после второй мировой войны. Каждая из ныне действующих конституций обладает специфическими индивидуальными чертами. В них нашли отражение социальные, национальные, политические, исторические, религиозные и иные особенности соответствующих стран. В то же время конституциям присущи некоторые общие, совпадающие черты.
1. Баталов Э. Парламент и президент в конституциях зарубежных стран // Российская Федерация, №5., 1998.
2. История государства и права зарубежных стран Ч.1 / Под ред. Н.А. Крашенинниковой, Жидкова О.А. — М.: Изд-во МГУ, 2000.
3. Конституция Российской Федерации — М., 1995.
4. Конституции зарубежных государств. Издание 2-ое, исправленное и дополненное — М., 1999.
5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права — М.: Зерцало, 1997.
6. Лазарев В.В. Теория конституционного права зарубежных стран -Новый юрист,1997.
7. Литовченко Л.Г. Конституционное право зарубежных стран — Караганда, 1996.
8. Мишин А.А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран — М., 2001.
9. Матузов Н.И. , Малько А.В. Конституционные права стран зарубежья — СПб., 1997.
10. Мокрушин Г.Д. Монархия и ее роль в истории — Омск, 1999.
11. Страшун Б. А. Конституционное право зарубежных стран — М., 1998.
12. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений / Под ред. профессора В.Г. Стрекозова — М.: ”Дабахов, Ткачев, Димов”, 1999.
13. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран /под ред. З.М. Черниловского — М.: Юрид. лит., 1997.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Конституция как основной источник национальной правовой системы. Конституционные, органические и «обычные» законы. Иные источники конституционного права зарубежных стран (декларации, акты главы государства, акты делегированного правотворчества).
реферат [25,9 K], добавлен 19.09.2008
Предмет, источники и система конституционного права зарубежных стран. Конституции зарубежных стран и основы правового положения личности. Политические партии и партийные системы. Конституционное регулирование внешней политики и местное самоуправление.
учебное пособие [4,1 M], добавлен 24.04.2011
История становления конституционного права. Его основные задачи: осуществление публичной власти, регулирование и защита свобод человека. Специфика основных законов зарубежных стран. Место и роль конституционного права в национальных правовых системах.
реферат [26,5 K], добавлен 20.11.2010
Конституционное право как отрасль права. Конституции зарубежных стран. Правовые системы зарубежных стран и правовой статус личности. Пределы конституционного регулирования вопросов общественного строя. Правовое регулирование общественных объединений.
книга [701,2 K], добавлен 13.02.2009
Основы теории конституций в зарубежных странах. Конституционные основы организации гражданского общества в зарубежных странах. Конституционное право, политические партии и партийные системы зарубежных стран. Формы правления и государственного устройства.
курсовая работа [43,6 K], добавлен 20.01.2011
Источник