История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка
Юлия Марочкина
Настоящее издание поможет систематизировать полученные ранее знания, а также подготовиться к экзамену или зачету и успешно их сдать. Пособие предназначено для студентов высших и средних образовательных учреждений.
Оглавление
- 1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
- 2 ИСТОЧНИКИ ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
- 3 ФОРМИРОВАНИЕ ЕДИНОГО ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
- 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА
- 5 ЕГИПЕТСКОЕ ПРАВО
- 6 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ И ФОРМИРОВАНИЕ СОСЛОВНО—ВАРНОВОГО ДЕЛЕНИЯ
- 7 ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ. СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ И АРМИЯ
- 8 СТАНОВЛЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЛОИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
- 9 АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В ДРЕВНЕМ КИТАЕ. СУДЕБНОЕ УСТРОЙСТВО И АРМИЯ
- 10 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ КАК ГОСУДАРСТВА. ВНУТРЕННЯЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (АНТИЧНЫЙ ПОЛИС)
Приведённый ознакомительный фрагмент книги История государства и права зарубежных стран. Шпаргалка предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
История государства и права зарубежных стран относится к числу тех общественных наук, которые принято называть историко—правовыми, так как они имеют прямое отношение как к науке истории, так и к науке о государстве и праве. В отличие от общей истории историко—правовые науки не исследуют общество в целом, а имеют предметом своего изучения исторические процессы развития сложной системы государственных и юридических учреждений.
Предмет истории государства и права зарубежных стран — это отношения социальных сил между народами, нациями, государствами по поводу суверенитета власти и прав человека.
Предмет истории государства и права зарубежных стран включает в себя следующие положения:
1) изучение возникновения, развития и функционирования государства и права стран, оказавших существенное влияние на историю государственности;
2) анализ содержания государственно—правовых процессов, протекающих в определенной последовательности;
3) исследование присущих им причинно—следственных связей и конкретно—исторических закономерностей.
Основные методы истории государства и права зарубежных стран:
Исторический метод подходит к государству и праву как к изменяющимся во времени, развивающимся явлениям. Данный метод выявляет основные элементы изучаемого объекта и происходящие в нем изменения с целью раскрытия их содержания и взаимоотношений. Сравнительно—исторический метод исходит из сопоставления исторических фактов.
При этом применяются следующие научные приемы:
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны.
Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части процесса (явления), на другую его часть. Системно—структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов, с целью изучения их внутренних и внешних связей, выявления системообразующих элементов. Статистический метод позволяет выявить закономерности возникновения, распространения, темпы развития и другие стороны определенных исторических процессов.
Историю государства и права зарубежных стран рассматривают как:
1) отрасль права — совокупность норм, закрепляющих политическую систему общества, экономическую систему государства, форму правления, форму государственного устройства, правовой статус личности;
Источник
Предмет и методы изучения «Истории государства и права зарубежных стран»
История государства и права зарубежных стран (или её синоним «Всеобщая история государства и права») относится к базовым дисциплинам высшего юридического образования. Ее статус среди других дисциплин, изучаемых будущими юристами, определяется предметом и задачами курса. Как и другие историко-правовые дисциплины, «История государства и права зарубежных стран» призвана сформировать основы профессионального юридического мышления у студентов, что возможно лишь в процессе изучения огромного фактического материала и его концептуального обобщения.
Предметом курса является процесс становления и эволюции правовых и государственных структур, выявление их специфики и своеобразия, с одной стороны, и общих закономерностей развития — с другой. Важно не только выявить тенденции развития права и государственного строя мира, но и грамотно аргументировать их. Таким образом, курс изучает два важнейших явления социальной истории: государство и право в их взаимосвязи.
Под государством в историко-правовой науке понимается совокупность учреждений, принципов, установлений и форм реализации политической власти. Определение права отличается большей пестротой и многообразием. Мы будем исходить из того, что право — это совокупность правил и норм, санкционированных стереотипами общественного сознания (как, например, обычное право) или государством (например, закон или нормативный акт), а также институтов и структурных образований, в рамках которых реализуются те или иные правовые нормы и осуществляется правосудие.
Спорным в историко-правовой литературе остается и вопрос о соотношении правового и государственного развития. Адекватность форм государственности и права составляет важнейшую закономерность развития общества. Соответствие государственных институтов и правовых форм в конкретный исторический период образуют особую структуру, которую можно обозначить как государственно-правовой уклад. Он отражает особенности цивилизации, культуры, правосознания, политических традиций.
Народы многих стран знали расцвет культуры, науки, но они также пережили тиранию, произвол и самоуправство правителей, жизнь людей порой была мучительной. Политическая история знала культ личности, волюнтаризм, периоды застоя общественной жизни, коррупцию чиновников, беззакония и произвол, социальную апатию граждан, классовую, сословную и кастовую солидарность. Уже в ранней древности в некоторых странах власть бюрократии была доведена до абсолюта, правители планомерно и жестоко расправлялись с любого рода инакомыслием, для чего имелись государственные секретные службы. Были там государственный терроризм и геноцид — поэтому историческая наука имеет моральное право брать на себя роль судей, вынося безжалостные вердикты не только правителям, но и политическим системам прошлого, с позиций современности оценивать юридические древности.
Как и любая другая наука, история государства и права зарубежных стран обладает целым рядом методологических подходов. До середины 90-х гг. в белорусской и российской историко-правовой науке господствовал сугубо материалистический подход, что было связано с доминированием жестких идеологических схем. Это значительно обедняло и затрудняло подлинно научное объяснение правовых и государственных процессов.
В исторической литературе были всегда актуальны проблемы происхождения государства и права, причем одним из наиболее спорных вопросов в историко-правовой науке является происхождение государства и права, а именно, какая из этих форм социальной организации возникла раньше. Одни исследователи считают, что право могло возникнуть лишь в обществе с производящей экономикой, где наблюдалось деление на классы и функционировало простейшее государство. Что же касается первобытных обществ, утверждают они, то применительно к ним речь может идти только об обычаях или социальных нормах родового общества (мононормах). Эти авторы считают неправильным применение понятия «обычное право» к данному примитивному уровню развития человеческого общества. Таким образом, сторонники этой точки зрения понимают под правом лишь санкционированные властью нормы, из чего делают вывод о том, что до появления государства право, как таковое, не могло сформироваться.
Другой подход к проблеме происходит из признания того факта, что уже на ранних стадиях формирования культурных традиций у древних людей задолго до появления признаков государственной организации возникла потребность регулирования отношений между собой. Иначе человек не смог бы противостоять природе и выжить, претерпев многовековую эволюцию. Приверженцы этой концепции утверждают: «Где существует человеческое общество, там существует и право». Тем самым отрицается приоритетное значение государства в процессе генезиса права. В этом случае для характеристики древнейшего первобытного права используются дефиниции «архаическое право», «родовое право», «примирительное право родового строя» и др.
Таким образом, значительные расхождения в выводах исследователей объясняются в основном различным содержанием, которое вкладывается ими в основные понятия курса. Тем не менее большинство ученых признает, что генезис права и государственности приходится на самый ранний период культурной истории человечества и что процесс этот, растянувшийся на столетия, исторически неуловим. В настоящее время преодоление идеологических материалистических подходов привело к распространению методологического плюрализма. Формационный подход уступил место цивилизационному и антропологическому подходам, которые позволяют восстановить исторический процесс развития правовых и государственных институтов в более полном виде, учитывая все грани его проявления.
Основными методами изучения истории государства и права являются:
— Структурно-аналитический, который предполагает изучение отдельных элементов права и государства, выявление их статуса и своеобразия. Применение этого общенаучного метода позволяет выявить взаимосвязи институтов права и государства с другими социальными явлениями.
— Разновидностью структурного метода является структурно-функциональный. Его задача заключается в том, чтобы помочь исследователю уяснить, каким образом функционирует та или иная система, каковы основные механизмы ее развития. В целом структурно-аналитический метод позволяет изучить социальную структуру общества, иерархию его социальных и политических институтов, а также отдельные элементы и их функции.
— Культурологический метод предполагает обособленное изучение права и закона. Право в этом случае рассматривается как важнейший элемент социальной и духовной культуры общества, как императив цивилизационного типа, который отражается в морали и религии.
— Сравнительно-исторический метод основан на том, что выявленные исторические факты полнее раскрывают свое значение при сравнении, сопоставлении их с серией других сходных фактов.
Эти методы используют следующие научные приемы:
Аналогия применяется в случаях изучения явлений, сведения о которых неточны, неполны или фрагментарны. Умозаключением по аналогии является вывод о сходстве некоторых явлений в каких-либо определенных отношениях, сделанный на основании их сходства в других отношениях.
Экстраполяцией называется распространение выводов, полученных в ходе исследования одной части явления (процесса), на другую его часть. В тех случаях, когда объектом исследования является исторический процесс, выводы, полученные в результате исследования завершившейся ступени развития, помогают понять его настоящее и предвидеть границы будущего, то есть предоставляют возможность научного прогнозирования.
— Системно-структурный метод эффективен при исследовании самоуправляющихся систем, состоящих из множества взаимодействующих элементов. Их анализ предусматривает: изучение структуры элементов; их внутренние и внешние связи; выявление системообразующих элементов. Вышеназванными методами осуществляются исследования качественных сторон исторического процесса. При исследовании его количественных сторон наука использует статистический метод. Он помогает отделить необходимое от случайного, выявить закономерность определенных процессов, связанных с массовыми явлениями. Работа с числовыми показателями позволяет выявить протяженность, распространенность, темпы развития и другие стороны процесса.
— Формально-юридический метод, предполагающий изучение событий и фактов, требующих объяснения с помощью юридических терминов, логики и правовых конструкций. Этот метод означает владение техникой обработки законодательных предписаний и других источников права.
Традиционно история государства и права зарубежных стран изучается в хронологических рамках четырех основных периодов:
— история государственно-правовых институтов Древнего мира (IV тыс. до н.э. — V в. н.э.);
— история государственно-правовых институтов Средних веков (V в. — XVII — XVIII вв.);
— история государственно-правовых институтов Нового времени (XVII — XVIII вв. — — конец XIX в.);
— история государственно-правовых институтов Новейшего времени (XX в. — до настоящего времени ).
Относительно близких по содержанию предметов следует сказать, что история государства и права зарубежных стран более всего связана с другими историческими науками (курсами) — историей государства и права Республики Беларусь и других славянских народов.
История государства и права зарубежных стран тесно связанас теорией государства и права. Теория государства и права, также изучающая закономерности развития государства права, отражает исторический процесс в абстрактной форме, освобожденной от всех исторических случайностей. Она вырабатывает свою систему общеправовых понятий и категорий, которыеиспользуются в истории государства и права. История государства и права зарубежных стран изучает конкретные процессы развития государственно-правовых институтов и явлений, развивающихся в хронологической последовательности на определенном историческом пространстве.
История политических и правовых учений изучающая возникновение, развитие и эффективность государственных и правовых учений в их исторической конкретности и хронологической последовательности также находится в тесной взаимосвязи с историей государства и права зарубежных стран. Поэтому важно выяснить, в какой степени и как идейно-теоретические установки оказали влияние на развитие государственно-правовых институтов изучаемой страны: ведь люди руководствуются определенными идеями, теориями, учениями, в которых в той или иной мере воплощаются их политические идеалы и цели. Этим и определяется значимость изучения проблематики истории политических и правовых учений для истории государства и права. Графически соотношение этих наук выражено на сх. 1.
Контрольные вопросы
— Что изучает история государства и права?
— Какие методы используются при изучении истории государства и права?
— Что такое “цивилизационная культура” и какое отношение к ней имеет исторически сложившаяся правовая и политическая культура?
Источник