Основные направления обеспечения национальной безопасности оборона страны

Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе

Деятельность по обеспечению безопасности РФ неоднородна, в ней выделяются следующие основные направления (функции):

  • своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз безопасности РФ, реализация оперативных и долгосрочных мер по их предупреждению и нейтрализации;
  • создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
  • управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
  • осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
  • участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами РФ в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными РФ.

В соответствии с указанными направлениями Концепция национальной безопасности определяет задачи в обеспечении национальной безопасности РФ:

  • обеспечение суверенитета и территориальной целостности РФ, безопасности ее пограничного пространства;
  • подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
  • преодоление научно-технической и технологической зависимости РФ от внешних источников;
  • обеспечение на территории РФ личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
  • совершенствование системы государственной власти РФ, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства РФ, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
  • обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
  • обеспечение равноправного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
  • подъем и поддержка на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
  • укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
  • принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленных против РФ;
  • коренное улучшение экологической ситуации в стране.
Читайте также:  Международное сотрудничество стран брикс

Важнейшими задачами в области борьбы с преступностью и криминализацией общественных отношений, представляющих угрозу безопасности РФ, в соответствии с Концепцией национальной безопасности являются: выявление, устранение и предупреждение причин и условий, порождающих преступность; усиление роли государства как гаранта безопасности личности и общества, создание необходимой для этого правовой базы механизма ее применения; укрепление системы правоохранительных органов, прежде всего структур, противодействующих организованной преступности и терроризму, создание условий для их эффективной деятельности; привлечение государственных органов в пределах их компетенции к деятельности по предупреждению противоправных деяний; расширение взаимовыгодного сотрудничества в правоохранительной сфере, в первую очередь с государствами – участниками Содружества Независимых Государств.

Источник

Обеспечение национальной безопасности в области основных национальных приоритетов.

Основные приоритеты национальной безопасности:

1) национальная оборона;

Целью обеспечения национальной безопасности в области военной безопасности является предотвращение глобальных и региональных войн и конфликтов, а также осуществление стратегического сдерживания деструктивных действий со стороны государства-агрессора (коалиции государств).

Основные задачи по обеспечению военной безопасности:

– переход к качественно новому облику ВС Р.;

– переход на единую систему заказов федеральными органами исполнительной власти вооружения и военной техники:

– развитие оборонно-промышленного комплекса;

– разработка системы основополагающих концептуальных и программных документов регулирования деятельности органов государственной власти, учреждений, предприятий и организаций реального сектора экономики в мирное и военное время;

– совершенствование сил и средств гражданской обороны;

2) государственная и общественная безопасность.

Целью обеспечения национальной безопасности в данной сфере является защита основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, её независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Основные направления деятельности по обеспечению государственной и общественной безопасности:

– усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков;

– реализация Национального плана противодействия коррупции;

– совершенствование функционирования общегосударственной системы противодействия терроризму в рамках Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации;

– создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики;

– развитие системы профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности;

– совершенствование и развитие Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

13. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «повышение качества жизни российских граждан».

Целью обеспечения национальной безопасности в социальной сфере является снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, повышение уровня качества жизни,

стабилизация его численности, коренное улучшение демографической ситуации.

Основные направления обеспечения социальной безопасности:

– совершенствование национальной системы защиты прав человека путем развития судебной системы и законодательства;

– создание условий для ведения ЗОЖ, стимулирование рождаемости и снижение смертности населения;

– обеспечение продовольственной безопасности (в т. ч. Путем предотвращения захвата национального зернового рынка иностранными компаниями, бесконтрольного распространения пищевой продукции, полученной с использованием ГМО);

– снабжение населения высококачественными и доступными лекарственными препаратами;

– совершенствование государственно-частного партнерства в целях укрепления материально-технической базы учреждений здравоохранения, культуры, образования, развитие жилищного строительства и повышения качества жилищно-коммунального обслуживания;

– совершенствование системы защиты от безработицы.

14. Обеспечение национальной безопасности в области стратегический национальных приоритетов «наука, технологии и образование».

Целями обеспечения безопасности в сфере науки, технологий, образования являются:

♦ развитие научных организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны;

♦ повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования.

Основные направления обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий, образования:

– обеспечение технологической безопасности за счет совершенствования государственной инновационной и промышленной политики;

– гражданское воспитание новых поколений в традициях престижа труда ученого и педагога;

– реализация программ создания учебных заведений, ориентированных на подготовку кадров для нужд регионального развития;

– формирование системы целевых фундаментальных и прикладных исследований и её государственной поддержки;

– создание условий для интеграции науки, образования и промышленности;

– создание сети федеральных университетов, национальных исследовательских университетов.

15. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «экология живых систем и рациональное природопользование».

Ухудшение экологической ситуации и истощение природных ресурсов находятся в прямой зависимости от состояния экономики проблем.

Целями обеспечения национальной безопасности в области экологии и природопользования являются:

♦ сохранение окружающей природной среды и обеспечение её защиты;

♦ ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности.

Основные направления для обеспечения экологической безопасности:

– создание условий для внедрения экологически безопасных производств;

– поиск перспективных источников энергии;

– создание стратегических запасов материально-сырьевых ресурсов для мобилизационных нужд и гарантированного удовлетворения потребностей населения и экономики в водных и биологических ресурсах.

16. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «культура».

Целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются:

♦ расширение доступа населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства;

♦ создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации;

♦ содействие развитию культурного потенциала регионов РФ.

Обеспечение национальной безопасности в сфере культуры:

– повышение эффективности государственно-правового регулирования поддержки и развития разнообразия национальных культур, толерантности и самоуважения, а также развития межнациональных и межрегиональных связей;

– улучшение материально-технической базы учреждений культуры и досуга;

– совершенствование системы подготовки кадров;

– формирование государственного заказа на создание кинематографической и печатной продукции;

– создание системы духовного и патриотического воспитания граждан России;

– сохранение и развитие самобытных культур многонационального народа Российской Федерации.

17. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «экономический рост».

Стратегической целью в среднесрочной перспективе является вхождение России в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня экономической стабильности.

Основные усилия по обеспечению экономической безопасности:

– развитие науки, технологий, образования;

– освоение новых ресурсных источников;

– развитие национальной инновационной системы;

– энергетическая безопасность (энергосберегающие технологии, экологически чистые, альтернативные источники энергии,

обеспечение спроса достаточным количеством энергоносителей стандартного качества);

– совершенствование инвестиционных и финансовых институтов;

– антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики;

– проведение рациональной государственной региональной политики для предупреждения угроз, связанных с диспропорцией в уровнях развития субъектов Российской Федерации.

18. Обеспечение национальной безопасности в области стратегических национальных приоритетов «здравоохранение».

Целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения являются:

♦ увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности;

♦ совершенствование профилактики и оказание своевременной квалифицированной первичной медико санитарной помощи;

♦ совершенствование стандартов медицинской помощи и контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств.

Основные направления обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации:

– усиление профилактической направленности здравоохранения и предотвращение роста уровня социально-опасных заболеваний (формирование национальных проектов и федеральных целевых программ);

– совершенствование института семьи, как основы жизнедеятельности общества, охраны материнства, отцовства и детства;

– развитие материально-технической базы государственной и муниципальной систем здравоохранения;

– модернизация системы обязательного медицинского страхования;

– развитие системы управления качеством и доступностью медпомощи, подготовкой специалистов здравоохранения;

– обеспечение эффективности государственно-правового регулирования в области стандартизации, лицензирования, сертификации медицинских услуг, аккредитации медицинских и фармацевтических учреждений.

19. Федеральный закон «О защите населения и территорий o т чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Основные положения.

Закон определяет основные меры защиты населения и территорий от ЧС:

– мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно;

– планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от ЧС проводятся с учётом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;

– объём и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются, исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

– ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых сложилась ЧС.

При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

В законе определены полномочия Президента РФ, Федерального собрания РФ, Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в области защиты населения и территорий от ЧС.

В области защиты населения и территорий от ЧС организации обязаны:

– планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от ЧС;

– планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в ЧС;

– обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации ЧС, обучению работников организаций способам защиты и действиям в ЧС в составе невоенизированных формирований;

– создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о ЧС;

– обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения от ЧС;

В области защиты населения и территорий от ЧС гражданеРФ имеют право:

– на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения ЧС;

– в соответствии с планами ликвидации ЧС использоватьсредства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество, предназначенное для защиты населения от ЧС;

20. Федеральный закон «О гражданской обороне», полномочия органов государственной власти, права и обязанности граждан в области гражданской обороны.

Принципы организации и ведения ГО:

– подготовка государства к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– ведение ГО на территории РФ или в отдельных её местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных её местностях.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:

– планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;

– проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;

– осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;

– создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.

Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации имеют права и обязанности в области ГО:

– проходить обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

– принимать участие в проведении других мероприятий по ГО;

– оказывать содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.

Органами, осуществляющими управление ГО, являются:

– федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области ГО;

– территориальные органы, созданные в установленном порядке;

– структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные на решение задач в области ГО;

– структурные подразделения (работники) организаций, специально уполномоченные на решение задач в области ГО, создаваемые (назначаемые) в порядке, установленном Правительством РФ.

Силы ГО включают:

– воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также аварийно-спасательные формирования и спасательные службы;

– Вооруженные силы РФ, другие войска и воинские формирования, привлекаемые в порядке, определенном Президентом РФ для решения задач в области ГО;

– аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, привлекаемые в соответствии с законодательством РФ для решения задач в области ГО.

21. Федеральный закон «О пожарной безопасности», права и обязанности организаций, руководителей организаций и граждан в области пожарной безопасности.

Пожарная безопасность – состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Система обеспечения пожарной безопасности – совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами.

Закон определяет полномочия федеральных органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.

Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

– нормативное правовое регулирование – принятие органами государственной власти нормативных правовых актов по пожарной безопасности;

– разработка и реализация мер пожарной безопасности – разрабатываются в соответствии с законодательством РФ, нормативными документами по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений;

– производство пожарно-технической продукции;

– выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;

– противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности;

– информационное обеспечение в области пожарной безопасности;

– учет пожаров и последствий;

– налоговые льготы в области пожарной безопасности;

– установление особого противопожарного режима;

– научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;

Соблюдение требований пожарной безопасности является обязательным условием лицензирования для всех лицензируемых видов деятельности (работ, услуг).

Граждане РФ обязаны:

– соблюдать требования пожарной безопасности;

– иметь в помещениях и строениях, находящихся в их собственности (пользовании), первичные средства тушения пожаров

– при обнаружении пожаров немедленно уведомлять о них пожарную охрану;

– до прибытия пожарной охраны принимать посильные меры по спасению людей, имущества и тушению пожаров;

– оказывать содействие пожарной охране при тушении пожаров;

– выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;

22. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», основные положения.

Закон определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.

Закон установил виды нормативных документов в области пожарной безопасности. К ним относятся:

нормативные правовые акты: федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности;

нормативные документы: национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).

Источник

Оцените статью