- Россия и Содружество независимых государств
- Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ
- геополитика.docx
- Введение.
- 1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ.
- 2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ.
- 2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ.
Россия и Содружество независимых государств
В настоящее время пространство СНГ – один из крупнейших и перспективных мировых рынков, где проживает более 270 млн. человек и производится около 5 % ВМП. По хозяйственному потенциалу это третье после Евросоюза и НАФТА региональное объединение в мире. Что же касается неэкономической роли СНГ, то она сопоставима с указанными группировками. На страны Содружества приходится: 21 % всех лесонасаждений, 11 % запасов пресной воды, 30 % природного газа и нефти и т.д. Подобная концентрация природных ресурсов обеспечивает колоссальные возможности для сотрудничества и развития.
Сотрудничество России с СНГ осуществляется в многосторонних и двусторонних форматах.
Что касается многостороннего сотрудничества, то на пространстве СНГ сформировалось несколько организаций с конкретными общими целями и проблемами:
1. Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), создана в октябре 2002 г. В нее входят: Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан, Узбекистан. Задача ОДКБ – координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
2. Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), которое основано в 2000 г в составе: – Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана. Приоритетные направления деятельности – наращивание товарооборота между странами-участниками, интеграция в финансовой сфере, унификация таможенных и налоговых законов.
3. Шанхайская организация Сотрудничества (ШОС), в составе Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Узбекистана, КНР.
4. Союзное государство России и Белоруссии.
5. Таможенный союз, договор о создании которого, был подписан в 2009 г. президентами России, Белоруссии и Казахстана. В настоящее время введен в действие Таможенный кодекс и отменено таможенное оформление на внутренних границах этих стран.
Однако огромная разница экономических потенциалов России и других стран СНГ обуславливает объективное различие в интересах сторон в ходе развития взаимного торгово-экономического сотрудничества.
Для России как доминирующей державы в регионе генеральными являются долгосрочные геоэкономические задачи, для достижения которых требуется последовательность действий по реинтеграции хозяйственного пространства Содружества.
Партнеры же по СНГ в основном заинтересованы, прежде всего, в максимизации текущих выгод от сотрудничества, связанных с получением различного рода субсидий и преференциальным доступом на емкий российский рынок.
Уровень сотрудничества России со странами СНГ во многом определяется структурой товарообмена. Многие из рассматриваемых стран нуждаются в топливе и сырье из России, но испытывают дефицит товаров, которые востребованы на российском рынке.
Все страны СНГ в той или иной мере проводят политику импортозамещения, которая осуществляется преимущественно на основе традиционных технологий. Производя малоконкурентную на внешних ранках продукцию, страны мало, что могут предложить для наращивания экспорта на рынки друг друга.
Фактором, сдерживающим развитие взаимных связей, является также изменения в структурах национальной промышленности, в которой сократилась доля производств с высокой степенью переработки.
Торговые связи со странами СНГ затрудняют большие транспортные издержки, связанные с большими расстояниями, необорудованными пограничными пунктами пропуска, необходимостью транзита в большом числе взаимных сообщений.
Под влиянием всех этих факторов внешнеторговые связи России со странами Содружества развиваются медленнее, чем со странами дальнего зарубежья, и в первую очередь со странами ЕС.
Для России страны СНГ – это основной рынок сбыта машиностроительной продукция, доля которой в российском экспорте возрастает. Увеличивается в экспорте и доля таких статей, как металлы, продукция лесной и целлюлозно-бумажной продукции, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Доля минеральных продуктов в российском экспорте в данные страны практически остается на одном и том же уровне.
Доля же стран СНГ в импорте России постоянно снижается и, прежде всего, машин и оборудования. При этом на Россию приходится около половины машиностроительного экспорта стран Содружества.
В целом же сокращение доли стран СНГ во внешней торговле России отражает то, что она постепенно приходит в соответствие с их экономическим потенциалом. Тем не менее, она остается относительно высокой, особенно в сопоставлении с долей этих стран в ВМП и мировой торговле.
Важным преимуществом отношений России и стран СНГ является безвизовый режим трансграничного движения населения (за исключением Грузии и Туркменистана). Благодаря этому в их сотрудничестве значительно большее место, чем с другими станами, занимаются социальные связи, в которых центральную роль играют трудовые миграции.
По некоторым оценкам, в России численность занятых мигрантов, в основном из стран СНГ колеблется от 10 до 12 млн. человек в пик сезонного привлечения рабочей силы. «Теневой» заработок иностранных рабочих достигает 8 млрд. долл., из которых не менее половины вывозится из России. Страны СНГ закрывают преобладающую часть потребностей РФ в импорте рабочей силы низкой и средней квалификации.
В последние годы заметно активизировалось инвестиционное взаимодействие России со странами СНГ. Наблюдается очевидный рост доли российских инвестиций, которые направляются преимущественно в топливно-сырьевые отрасли (ТЭК, металлургия, электроэнергетика), в пищевую промышленность, банковский сектор, в сферы телекоммуникаций, торговли и недвижимости. Значительную часть в этих инвестициях занимает приобретение пакетов акций и недвижимости.
Выросли инвестиции в Россию и из стран СНГ. Они направляются в основном в сферы услуг и недвижимости и в некоторые отрасли промышленности, прежде всего, в металлургию и пищевую промышленность.
В целом взаимные потоки капиталов нацелены на укрепление позиций на внутренних рынках стран-импортеров капитала, получения доходов от розничных продаж, обеспечения поставок топлива и сырья, увеличения капитализации национальных компаний.
Для принимающих стран они важны для создания или сохранения рабочих мест, обеспечения действующего производства топливом и сырьем, сохранения сложившихся кооперационных связей. Эти инвестиции важны для восстановительного роста в странах, но пока играют ограниченную роль в начавшейся модернизации экономики в странах СНГ.
Таким образом, несмотря на развитие сотрудничества, внешнеэкономические связи России со странами СНГ сталкиваются с большими ограничениями социально-экономического, институционального, структурного и геополитического характера.
Источник
Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ
Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 22:28, реферат
Краткое описание
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ.
Оглавление
Введение. 3
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Заключение. 23
Список использованных источников 24
Файлы: 1 файл
геополитика.docx
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тульский государственный университет»
Региональный центр повышения квалификации и переподготовки кадров
Кафедра социологии и политологии
по дисциплине «Геополитика»
«Основные направления сотрудничества России и многих стран СНГ»
Выполнила: ______________ ст.гр. 760381в Кулакова Е.А.
Руководитель работы: ______________ доц. Баженов А.М.
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ. 6
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ. 9
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ. 9
2.2. Сотрудничество в сфере трудовой миграции. 11
2.3. Сотрудничество таможенных органов РФ и стран СНГ 13
2.4. Военно-техническое сотрудничество. 15
3. Россия и СНГ: развитие отношений и перспективы. 17
Список использованных источников 24
Введение.
Крушение Советского Союза повлекло за собой серьезные потрясения, которые не могли не коснуться и научного мира в новообразованных независимых государствах. Каждая страна, в силу различий в экономическом развитии, пережила подобные изменения по-разному. Но общее все же сохранилось: богатый научный, культурный и человеческий потенциал, главенствующая роль государства и централизованных научно-исследовательских организаций, таких как Академии Наук, давние научные и культурные связи с Европой в целом и с Францией в частности. Все эти факторы объясняют особое внимание, которое Дирекция по Международным Связям НЦНИ уделяет этим странам.
НЦНИ рассматривает европейский научный мир в качестве широкого научного сообщества, распространяя свою деятельность от стран европейского научного пространства до восточных соседей Европейского союза и вплоть до республик Закавказья и независимых государств Центральной Азии. Активно участвуя в международном сотрудничестве в рамках Седьмой Рамочной Программы Европейского Союза, НЦНИ развивает международное научное и технологическое сотрудничество между Европейским Союзом и их восточными соседями, будь то региональные программы ERANET, либо соглашения о научном сотрудничестве ЕЭС с такими странами, как Россия и Украина.
Что касается двустороннего международного сотрудничества, первой задачей НЦНИ является углубление научных связей между Францией и Россией. За последние десять лет, Россия прочно удерживает седьмое место по количеству научных публикаций в международных научных изданиях. Четверть всех публикаций является плодом совместной работы российских и европейских ученых, причем Франция в списке совместных публикаций занимает второе место вслед за Германией. В свою очередь Россия занимает седьмое место в мире по совместным публикациям с учеными, работающими в подразделениях НЦНИ.
С одной стороны НЦНИ стремится поддерживать тесное сотрудничество с Российской Академией Наук, своим традиционным партером, а с другой — укреплять и расширять связи с высшими учебными заведениями России, обладающими высоким научным потенциалом. Соглашения о международном сотрудничестве, заключенные в последние годы с Российским Фондом Фундаментальных Исследований и Российским Гуманитарным Научным Фондом позволяют осуществлять эффективное совместное финансирование российских научных групп, принимающих участие в совместных научных структурах. В своей стратегии НЦНИ уделяет традиционное внимание таким наукам, как математика, физика, науки о Вселенной, где между Францией и Россией существуют давние тесные связи. В последнее время много новых проектов развивается в области химии, инженерных наук, а также в области гуманитарных и общественных наук, которые являются важным инструментом для понимания процессов, протекающих на пост советском пространстве. Также НЦНИ уделяет большое внимание сотрудничеству в таких современных областях, как нанонауки и биотехнологии, проявляет глубокий интерес к общественно значимым проблемам, а именно исследованиям по проблемам изменения климата Земли, изучению серьезных патологий человека, расширяет свое сотрудничество в зонах научного и технологического развития, таких как Западная Сибирь.
Другой важной задачей НЦНИ является упрочение научных связей с такими странами-соседями Европейского Союза, как Белоруссия, Украина и Молдавия. С этой целью НЦНИ развивает инструменты структурного сотрудничества, которые могли бы расширить уже существующие научные связи, а именно — интеграцию ученых этих стран в европейские проекты, расширение уже существующих проектов о сотрудничестве с Россией.
Третьей важной целью является налаживание сотрудничества с Кавказскими странами (Арменией, Азербайджаном, Грузией) и странами Центральной Азии (Казахстаном, Киргизией, Узбекистаном, Таджикистаном и Туркменистаном). В этой связи основной акцент направлен на активизацию обмена учеными с последующим переходом на более высокий уровень сотрудничества и реализацию совместных проектов, особенно в области гуманитарных наук.
1. Стратегии взаимодействия России со странами СНГ.
Россия является крупнейшим государством-участником СНГ. Составляя более половины населения и свыше 60% совокупного дохода Содружества, она занимает лидирующее положение в реформировании экономики, обладая наиболее емким рынком, оказывает наиболее существенное влияние на развитие ситуации в СНГ. При сохраняющейся взаимозависимости и прозрачных границах, считают эксперты, — любые решения российских властей откликаются усиленным эхом — от «шоковой» терапии и обмена денежных купюр до удавшейся и неудавшейся приватизации.
Несмотря на то, что Россия в 90-е гг. не определяла тип политического развития других стран СНГ, направленность движения, конституционные параметры, политические институты во многих постсоветских государствах формировались не без российского идейного влияния.
Если анализировать экономические стратегии взаимодействия России со странами СНГ, то они развивались крайне неравномерно. Наибольшим динамизмом отличались внешнеторговые связи с Украиной и Белоруссией, тогда как наименьшие показатели во внешней торговле наблюдались с Арменией и Грузией.
В течение 1992-1993 гг. Россия заключили двусторонние соглашения о свободной торговле с большинством независимых государств. Для этих отношений было характерно доминирование вертикальных связей, замыкавшихся на Москве. Новым этапом этих отношений стало подписанное в апреле 1994 года соглашение «О создании зоны свободной торговли», которое знаменует переход от двустороннего к многостороннему сотрудничеству.
Следующим важным шагом в реализации экономической стратегии России можно считать подписанное в январе 1995 года соглашение о тройственном Таможенном союзе между Россией, Казахстаном и Белоруссией, затем к нему присоединились Киргизия и Таджикистан.
В декабре 1998 года была подписана Декларация о дальнейшем единении России и Беларуси. Особым направлением развития интеграционного процесса можно считать подписанное в апреле 1996 года Соглашение о глубоком политической и экономическом интегрировании Сообщества Белоруссии и России, а в 1997 г. — об образовании Союза. В январе 2000 г. в ходе визита в Москву главы Белорусского государства был подписан ряд новых документов, направленных на дальнейшее углубление сотрудничества.
Новым этапом многостороннего межрегионального сотрудничества стало учреждение 10 октября 2000 г. Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Российской Федерацией и Республикой Таджикистан международной организации «Евразийское экономическое сообщество» (ЕврАзЭС). Эта организация была создана для эффективного продвижения процесса формирования Договаривающимися Сторонами Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также реализации других целей и задач, определенных в соглашениях о Таможенном союзе, Договоре об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях.
Целью создания интеграционного объединения определено формирование субрегиональной организации, отличающейся более глубоким, по сравнению с Содружеством Независимых Государств, уровнем интеграции.
При этом, хотелось бы отметить, что в отличие от СНГ, объединение стран в ЕврАзЭС является в перспективе не только более прочным, но и более демократичным. Более того, ЕврАзЭС соответствует критериям и постулатам теории интеграции. Интерес в этом отношении представляет определение интеграции, данное К. Дойчем, как «взаимоотношений между субъектами, которые являются взаимозависимыми и совместно производят тот системный продукт, которого они порознь будут лишены. Иногда, однако, термин «интеграция» также используется с целью описания интегративного процесса, при котором такое взаимодействие или состояние дел между первоначально отделенными субъектами достигаются».
ЕврАзЭС будет эффективнее ранее существовавших совместных экономических формирований, так как страны-участники перешли на стандартную международную процедуру принятия решений: число голосов, принадлежащих той или иной стране, должно соответствовать той доле, которую она внесла в бюджет ЕврАзЭС. По согласованному мнению, Россия обладает – 40 голосами, у Белоруссии и Казахстана – по 20 голосов, у Киргизии и Таджикистана – по 10 голосов.
2. Основные направления сотрудничества России и стран СНГ.
2.1. Торгово-экономическое сотрудничество России со странами СНГ.
К настоящему времени как в России, так и в рамках СНГ приняты основополагающие документы, которые определяют основные подходы, приоритеты и перспективы работы на пространстве Содружества. В России это одобренные Правительством Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (раздел «Внешнеэкономическая политика») и Основные направления внешнеэкономической политики Российской Федерации на период до 2020 года. Наряду с Концепцией внешней политики Российской Федерации эти документы определяют основные интересы России в СНГ, ключевые принципы и приоритеты внешнеэкономической политики в регионе.
Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации, наша страна выстраивает дружественные отношения с каждым из государств Содружества на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга. С государствами, которые проявляют готовность к этому, развиваются отношения стратегического партнерства и союзничества. Мы последовательно придерживаемся рыночных принципов в качестве важного условия развития подлинно равноправных взаимоотношений. Эти базовые принципы являются объективной предпосылкой для продвижения современных форм интеграции на пространстве Содружества.
В ноябре 2008 года одобрена Стратегия экономического развития СНГ до 2020 года. Стратегия – комплексный документ, представляющий собой систему согласованных государствами – участниками СНГ взглядов на общие цели, приоритеты и перспективы социально- экономического развития для углубления межгосударственных экономических отношений и превращения Содружества Независимых Государств в полноправного значимого участника системы международных экономических отношений. В настоящее время завершается работа над планом мероприятий по реализации первого этапа Стратегии, рассчитанного на период до 2011 года.
Страны СНГ — это важный рынок сбыта российских несырьевых товаров и услуг, в первую очередь машин и оборудования, приоритетная площадка для российских инвестиций, регион, позволяющий реализовывать транзитный потенциал России и стран-партнеров.
К приоритетным вопросам экономического сотрудничества России со странами Содружества на предстоящий период можно отнести формирование общих рынков труда, транспортных услуг, межрегиональное и приграничное сотрудничество, создание совместных предприятий и промышленно- финансовых групп, транснациональных корпораций. С этой целью предстоит:
— продолжать работу по совершенствованию нормативной правовой базы сотрудничества, дальнейшей либерализации взаимной торговли, завершению формирования таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и элементов единого экономического пространства;
— предложить странам Содружества эффективные антикризисные программы, а возможно и антикризисные кредиты, направленные на минимизацию последствий влияния кризиса на реальный сектор экономики, финансовую и банковскую сферы;
— активизировать участие российских предпринимателей в приватизационных процессах в странах СНГ, в том числе в Украине, Белоруссии (промышленные и сельскохозяйственные предприятия), Казахстане (главным образом, организации банковской сферы), и с этой целью обеспечить отечественному бизнесу всестороннюю поддержку;
— сформировать более активную экономическую повестку двусторонних отношений, в том числе заседаний межправительственных комиссий со странами СНГ (поддержка реализуемых и намечаемых проектов с участием российского бизнеса, создание выгодных условий для участия российского бизнеса в процессах приватизации и конкурсах по госзакупкам и др.);
— эффективно использовать как важное конкурентное преимущество транспортный и транзитный потенциал Содружества Независимых Государств, обусловленный во многом выгодным географическим положением. Речь идет о развитии системы трубопроводного транспорта для расширения рынка сбыта энергоносителей, о создании международных транспортных коридоров для приближения регионов, в первую очередь приграничных, к международным рынкам сырья, товаров и услуг;
Источник