Основные объекты экскурсии это

Тема 6. Классификация экскурсий. Экскурсионные объекты

Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

На современном этапе развития экскурсионного дела общепринята классификация, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по 1) содержанию, 2) составу участников, 3) месту проведения, 4) способу передвижения и 5) форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные, или многоплановые, и тематические. Обзорные экскурсии многотемны и содержат несколько подтем.

Строится обзорная экскурсия на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, новостроек, мест знаменательных событий, природы и др. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до сегодняшнего дня. Рассматриваются также и перспективы развития города. Обзорные экскурсии дают общее представление о городе (крае, области, республике), что отражено в формулировке их тем, например «Город-герой Минск — столица БССР», «Самара в прошлом, настоящем и будущем» и др.

Тематические экскурсии содержат анализ исторического периода, значительного события, произведения зодчества и т. д. Тематические экскурсии подразделяются на исто­рические, историко-революционные, военно-исторические, производственно-экономиче­ские, природоведческие, искусствоведческие, литературные и архитектурно-градострои­тельные. Каждая из этих групп в зависимости от содержания имеет подгруппы.

По составу участников можно выделить экскурсии для взрослых и для детей; местных жителей и туристов; городского и сельского населения; организованных групп (по заявкам различных предприятий, учреждений) и одиночных посетителей (неорганизованное население) за счет личных средств. В зависимости от состава группы в содержание экскурсии, методику проведения вносятся определенные изменения.

По месту проведения экскурсии бывают городскими; загородными; производственными; музейными.

Читайте также:  Энциклопедия путешествий страны мира страна франция

По способу передвижения экскурсии бывают пешеходными и транспортными. В пешеходных экскурсиях создаются условия для детального показа объектов, однако количество их ограничено небольшой протяженностью маршрута. Свои преимущества имеют и транспортные экскурсии, в которые можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга. Наиболее распространены автобусные экскурсии. Широко используются также речные и морские теплоходы, поезда, самолеты и вертолеты. В некоторых городах для проведения обзорной экскурсии используются трамваи и троллейбусы.

По форме проведения преобладают обзорные и тематические экскурсии. Следует выделить также экскурсии-прогулки в основном на природоведческие темы. В данном случае осмотр памятников и памятных мест сочетается с отдыхом в живописных местах на берегах рек и озер, в лесу. Проводятся также экскурсии-массовки, на которых участники мероприятия передвигаются одновременно по маршруту на 10—30 автобусах. В такие экскурсии помимо осмотра объектов входит проведение митингов у памятников, мест захоронений, встреч с героями и участниками исторических событий, выступление участников художественной самодеятельности и др.

Помимо обычных экскурсий экскурсионными учреждениями организуются учебные и пробные экскурсии. Целью пробных экскурсий является проверка знаний и навыков вновь подготовленных экскурсоводов, разработавших экскурсию на новую тему; учебные экскурсии могут быть одной из форм занятий методической секции экскурсоводов. Иногда проводятся показательные и открытые экскурсии, задача которых — отработка тех или иных приемов проведения экскурсии, приемов показа и рассказа, усвоение логических переходов от одной подтемы к другой.

В качестве объектов могут быть:

– памятные места, связанные с историческими событиями в жизни нашего народа, развитием общества и государства (например, Куликово поле, Бородино, места Курской битвы и др.);

– здания и сооружения, мемориальные памятники, связанные с жизнью и деятельностью выдающихся личностей, произведения архитектуры и градостроительства, жилые и общественные здания, здания промышленных предприятий, инженерные сооружения (крепости, мосты, башни), мавзолеи, здания культурного назначения и другие постройки;

– природные объекты — леса, рощи, парки, реки, озера, пруды, заповедники и заказники, а также отдельные деревья, реликтовые растения и др.;

– экспозиции государственных и народных музеев, картинных галерей, постоянных и временных выставок;

– памятники археологии — городища, древние стоянки, поселения, курганы с захоронениями, земляные валы, дороги, горные выработки, загоны, святилища, каналы и др.;

– памятники искусства — произведения изобразительного, декоративно-прикладного искусства, скульптура, садово-парковое и другое искусство.

Экскурсионные объекты классифицируются:

– по содержанию — одноплановые (произведение живописи, река, растение, животное, дом) и многоплановые (архитектурный ансамбль, лес, поле, улица, площадь города);

—по функциональному назначению — основные, которые служат основой для раскрытия подтем, и дополнительные, показываемые во время переездов (переходов) между основными объектами в ходе логических переходов в рассказе;

– по степени сохранности — полностью сохранившиеся, дошедшие до наших дней со значительными изменениями, частично сохранившиеся, утраченные.

В практике подготовки экскурсий выработана определенная методика оценки экскурсионных объектов. Применение этой методики особенно важно в тех случаях, когда создатели новой экскурсии, встречаясь на маршруте с несколькими объектами, сходными по содержанию, могут выбрать те из них, которые наиболее интересны для данной темы.

Для оценки объектов, которые включаются в экскурсию, рекомендуется использовать следующие критерии:

Познавательная ценность – связь объекта с конкретным историческим событием, с определенной эпохой, жизнью и творчеством известного деятеля науки и культуры, художественные достоинства памятника, возможность их использования в эстетическом воспитании участников экскурсии.

Известность объекта, его популярность среди населения (например, такие объекты, как Красная площадь, Останкинская телевизионная башня, памятник «Тысячелетие России» в Новгороде, и др.).

Необычность (экзотичность) объекта. Имеется в виду особенность, неповторимость памятника истории и культуры, здания, сооружения (например, цельносварной мост имени Е. О. Патона через Днепр в Киеве). Необычность объекта может быть также связана с каким-то историческим событием, которое произошло в данном здании, на месте установки данного памятника, с легендой или историческим событием (например, церковь царевича Дмитрия в Угличе, храм «Спаса на Крови» в Санкт-Петербурге на месте гибели царя Александра II). Экзотичность может быть природного характера (например, сталактито-сталагмитовые карстовые пещеры в Новом Афоне, в Абхазии).

Выразительность объекта, т. е. внешняя выразительность объекта, его взаимодействие с фоном, окружающей средой – зданиями, сооружениями, природой. Преимущество отдается тому объекту, который наилучшим образом вписывается в местность, гармонирует с другими объектами, с ландшафтом (например, здание Московского университета на Ленинских Горах, храм Покрова на Нерли (г. Владимир), мосты в Санкт-Пе­тербурге).

Сохранность объекта. Производится оценка состояния объекта в данный момент, его подготовленности к показу экскурсантам.

Местонахождение объекта. При отборе объектов должны учитываться расстояние до памятника, удобство подъезда к нему, пригодность дороги для автотранспорта, возможность подвоза к объекту экскурсантов, природная обстановка, окружающая данный объект, наличие места, пригодного для расположения группы с целью наблюдения.

Временное ограничение показа объекта (по времени суток, по дням, месяцам и сезонам) – это когда посещение и осмотр объекта невозможны из-за плохой видимости или сезонности.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, так как это увеличивает ее длительность и вызывает утомляемость экскурсантов, а внимание и интерес при этом ослабевают. Оптимальная продолжительность городской экскурсии составляет 2-4 академ. часа, при этом экскурсанты с интересом воспринимают не более 15-20 экскурсионных объектов.

В экскурсию могут входить объекты как одной группы (например, памятники архитектуры), так и нескольких групп (памятные места, исторические памятники, жилые здания, природные объекты). Набор объектов зависит от темы экскурсии, ее содержания, состава экскурсионной группы. Неправильно, например, когда вся обзорная экскурсия построена исключительно на показе скульптурных памятников и монументов. Следует избегать однообразия построения зрительного ряда. Зрительные впечатления экскурсантов будут неполными, если в маршрут наряду с памятниками и монументами не будет введен показ отдельных зданий и улиц, площадей, памятных мест, объектов природы.

В ходе подготовки новой экскурсии больше внимания следует уделить изучению объектов на месте, в их естественной обстановке. Необходимые исходные данные дает изучение объектов по источникам – книгам, альбомам, фотографиям. Встреча с экскурсионным объектом непосредственно на месте его расположения, изучение различных его сторон позволяют экскурсоводу в будущем при работе с группой свободно ориентироваться у памятника, квалифицированно вести его показ.

Отбор объектов заканчивается составлением карточки (паспорта) на каждый из них. Данные карточки используются как для конкретно разрабатываемой темы, так и для будущих экскурсий.

В карточку объектов вносятся следующие данные:

1) наименование объекта (первоначальное и современное), а также название, под которым памятник известен у населения;

2) историческое событие, с которым связан памятник, дата события;

3) местонахождение объекта, его почтовый адрес, на чьей территории памятник расположен (город, поселок, промышленное предприятие и т. д.);

4) описание памятника (подъезд к нему, его автор, дата сооружения, из каких материалов изготовлен, текст мемориальной надписи);

5) источник сведений о памятнике (литература, где описан памятник и события, связанные с ним, архивные данные, устные предания, основные печатные работы и места хранения неопубликованных работ);

6) сохранность памятника (состояние памятника и территории, на которой он находится, дата последнего ремонта, реставрации);

7) охрана памятника (на кого возложена);

8) в каких экскурсиях памятник используется;

9) дата составления карточки, фамилия и должность составителя.

К карточке прикрепляется фотография объекта, воспроизводящая его нынешний и прежние виды.

В карточке на архитектурные, природные, археологические объекты могут быть включены и другие сведения. Например, в карточку на памятник архитектуры (здание) включаются сведения о наличии скульптуры, изразцов, стенописи в декоративном убранстве памятника (снаружи, внутри), о типе и конструкции здания, техническом состоянии его (степени сохранности). Наличие карточек на все экскурсионные объекты, расположенные на территории данного края, ускоряет разработку новых экскурсионных тем, позволяет разнообразить использование памятников в экскурсиях на разные темы, делает их показ более активным. Во многих регионах России проведена паспортизация и составлены своды памятников. В 70-е годы Научно-исследова­тельским институтом культуры Министерства культуры РСФСР и управлениями культуры были подготовлены своды памятников истории и культуры России по территориям. Материалы свода включают в себя лишь одну группу недвижимых памятников – мемориальные дома, усадьбы, могилы, памятные места, связанные с именами выдающихся деятелей культуры и значительными событиями в жизни территории (края, области, автономной республики).

Источник

1.2. Объект (объекты) экскурсии

Каждая экскурсия строится на определенной теме. Слово «тема» в переводе с греческого означает, «то, что положено в основу».

Тема связана с понятиями «цель» и «идея» и предусматривает изложение не только определенного материала, но и четких идейных позиций. Идея – замысел экскурсии, ее главная мысль.

Особенностью каждой экскурсионной темы является то, что она тесно связана с объектами показа и с тем экскурсионным материалом, который насыщает ее содержание. Этот материал дается в таком объеме, который может быть усвоен экскурсантами при показе объектов.

Некоторые объекты могут быть как частью обзорных экскурсий, так и собственно темой одной тематической экскурсии. И в каждой их таких тем об одном и том же объекте дается разный объем информации, в рассказах объект освещается в различных ракурсах.

В практических целях для проведения экскурсии необходимо создание карточек (паспортов) экскурсионных объектов с их краткой характеристикой. В такой карточке должны быть отражены следующие характеристики: вид памятника, его наименование, если известен автор – дата, событие, с которым он связан, местонахождение, краткое описание, источники сведений об объекте, сохранность, охраняется ли памятник государством.

По возможности карточка составляется на каждый экскурсионный объект. Путем комбинации карточек объектов разрабатываются новые экскурсионные маршруты.

Особое внимание при составлении карточек следует уделять описанию объекта и, соответственно, источникам сведений о нем, поскольку информация об объекте должна быть не только истинной, но и максимально приближенной к тематике экскурсии. Вся информация из материалов экскурсии: справок, копий документов, книг, статей, брошюр, тщательно выверяется и систематически пополняется.

1.3. Методическая разработка экскурсии

Методическая разработка – это документ, который определяет, как провести данную экскурсию, как лучше организовать показ памятников, какую методику и каким образом следует применить для того, чтобы экскурсия прошла более эффективно. Экскурсовод должен найти в методической разработке советы по структуре мероприятия; в какой последовательности вести рассказ, какие наглядные материалы из «портфеля экскурсовода» и когда именно лучше продемонстрировать. Здесь же содержатся рекомендации по технике проведения экскурсии – расположение экскурсионной группы около объектов, темпу движения экскурсантов по маршруту, пути следования от объекта к объекту и т.п.

Методическая разработка должна отвечать следующим требованиям: подсказывать экскурсоводу пути полного и правильного раскрытия темы, вооружить наиболее эффективными методическими приемами показа и рассказа, содержать четкие рекомендации по вопросам организации экскурсии, учитывать интересы определенной группы экскурсантов, соединять показ и рассказ в одно целое.

Методическая разработка составляется на каждую тему экскурсии.

Цель и задачи экскурсии излагаются до вступительной части. Затем следуют общие организационные и методические указания.

В общих методических указаниях экскурсоводу напоминается о закономерностях методики проведения экскурсии, даются советы, как более эффективно использовать методические приемы.

Методическая разработка состоит из трех разделов: вступления, основной части и заключения.

Вступление состоит из двух частей: организационной и информационной.

Организационная часть заключается в следующем. Прежде всего, необходимо познакомиться с группой, назвать фамилию и имя экскурсовода, гида и водителя, ненавязчиво напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе и на месте нахождения объекта.

В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме, привлечь внимание экскурсантов, то есть эта часть выступления должна быть яркой, эмоциональной.

Основная часть состоит из материалов, как правило, объединенных в семь граф:

— наименование подтем и перечень основных вопросов;

Эффективность методической разработки зависит от правильности заполнения всех семи граф. Они должны содержать требуемые для успешного проведения экскурсии сведения, изложенные в краткой форме. Этим определяется и небольшой размер разработки – он не должен превышать 6-12 страниц машинописного текста.

«Маршрут экскурсии». В этой графе называются те улицы, переулки, бульвары, площади, по которым проезжает (проходит) экскурсионная группа. Здесь же называются те пункты, между которыми пролегают отрезки маршрута. Сначала называется та часть территории, где дается введение. Затем называется отрезок маршрута до того места, где будет раскрыта первая подтема экскурсии.

В графе «Остановки» называются те точки маршрута, где предусмотрен выход группы из автобуса или же предполагается осмотр экскурсионного объекта из окон автобуса без выхода экскурсантов из транспорта.

В графе «Объекты показа» должны быть перечислены те места, основные и дополнительные объекты-памятники истории и культуры, которые показываются группе на данной остановке, в ходе переезда или передвижения пешеходной группы к следующей остановке.

Время, обозначенное в графе «Продолжительность экскурсии», представляет собой сумму времени, которое затрачивается на показ данного объекта, рассказ экскурсовода (та часть, когда отсутствует показ) и на передвижение экскурсантов по маршруту до следующей остановки. Здесь же необходимо учитывать время, затраченное на движение вблизи осматриваемых объектов и между объектов.

В графе «Организационные указания» помещают рекомендации по вопросам организации экскурсии: о передвижении экскурсионной группы, обеспечении безопасности экскурсантов на маршруте и выполнении санитарно-гигиенических требований, правил поведения участников экскурсии в мемориальных местах, культовых сооружениях, у памятников истории и культуры. Здесь же излагаются требования к экскурсантам по охране природы и правила пожарной безопасности.

В графе «Наименование подтем и перечень основных вопросов» записи носят краткий характер. Не следует здесь излагать содержание рассказа. В первую очередь называется подтема, которая рассказывается на данной остановке или при показе данного объекта.

И, наконец, графа «Методические указания» определяет направление всего документа. Здесь находит свое отражение работа методической группы по выбору методических приемов показа и рассказа, формируются основные требования к экскурсоводу по методике ведения экскурсии, даются конкретные указания по использованию методических приемов.

В этой графе излагается содержание логического перехода к следующей подтеме, даются рекомендации по показу наглядных материалов, сюда же включаются советы по использованию движения экскурсантов относительно объектов в качестве методического приема, который необходим в ходе наблюдения объектов.

Источник

Оцените статью