- Основные проблемы стран центральной азии
- Галым АГЕЛЕУОВ (Казахстан), президент общественного фонда «Либерти»:
- Жаныл ЖУСУПЖАН (Кыргызстан), режиссер и фотограф:
- COVID-19 и Центральная Азия-2020: проблемы, последствия, выводы
- В Организации Объединенных Наций недавно заявили, что ударная волна пандемии COVID-19 обрушилась на экономики развивающихся стран намного сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, так как, по мнению экспертов ООН, коронавирус нанес этим странам сильный удар в виде оттока капитала, удорожания кредитов, обесценения валют и потери экспортной выручки из-за краха цен на сырье
- Инвестиционная кастрация
- «Скелеты» посткоронавирусного Казахстана
- Точка напряжения
- Если завтра коронавирус
- Центральная Азия. Преемники и антипреемники
- Кому война, а кому мать родна
- Геоэкономический дисбаланс
- «Мы мало задумываемся, в чём нуждаются 86 млн русскоязычных мусульман»
- Новый мировой беспорядок: почему большинству стран грозит реструктуризация долгов, девальвация или дефолт
- В одной лодке
Основные проблемы стран центральной азии
Проблемы
Проблем на пути развития стран ЦА, конечно, много. Среди основных я бы особо выделил следующие: клановая борьба за власть, коррупция, сложность социально-экономического положения, растущая бедность, нехватка рабочих мест, несправедливость властей. К этому списку я бы еще добавил такие проблемы, как игнорирование мнения представителей гражданского общества, отсутствие свободы слова и свободы СМИ.
Важной проблемой является и то, что профессиональные кадры очень часто не находят поддержку в своих государствах, а приоритет отдается тем, кто имеет хорошие связи. Есть очень много и других проблем, имеющих, казалось бы элементарное решение.
В свою очередь среди проблем на пути взаимодействия стран ЦА я бы особо выделил только одну. Она связана с тем, что каждое государство региона вольно или невольно стремится занять доминирующие, лидирующие позиции по отношению к другим странам. Наиболее характерно это проявляетс, например, во взаимоотношениях между Узбекистаном и Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном.
Пути решения
С точки зрения решения комплекса внутренних проблем, на мой взгляд, в первую очередь надо проводить правильную кадровую политику – поддерживать грамотных, умных и инициативных молодых людей, любящих свой народ, стремящихся улучшить жизнь простых людей, страны и региона в целом. В этом плане важно направлять и стимулировать молодых людей продолжать образование после школы, а не сразу жениться или выходить замуж в 18–22 года, как это у нас принято. Однако совершенно ясно, что одной семье, тем более находящейся за чертой бедности, невозможно вырастить и дать достойное образование 5–8 детям. В этой связи следует контролировать рождаемость путем принятия соответствующих законов.
В целом же принципиально важно развивать образование комплексно, одновременно с развитием науки, спорта, туризма, искусства. Следует также уделять внимание проведению различных международных форумов, вопросам обмена опытом. Особое внимание необходимо уделять подготовке высококвалифицированных инженерных кадров. Понятно, что все эти важные меры невозможны без борьбы с коррупцией во всех государственных структурах, особенно в образовании, здравоохранении, правоохранительных органах.
Галым АГЕЛЕУОВ (Казахстан), президент общественного фонда «Либерти»:
Проблемы
Главные проблемы связаны с необходимостью проведения системных реформ по переходу от авторитарных режимов к демократическим моделям управления странами. А для этого нужна политическая воля руководителей конкретных государств по продвижению и соблюдению демократии, гражданских прав и свобод, установлению открытых и понятных всем вертикальных и горизонтальных связей между властью и народом.
В этой связи важным примером для остальных стран Центральной Азии может стать Узбекистан. Если президент Ш. Мирзиёев проявит вот эту самую политическую волю, готовность к демократизации и будет формировать гражданское общество, то у региона есть надежда на лучшее будущее. Тем не менее, как известно, один в поле не воин и президенту Узбекистана нужна команда, поддержка общества и его готовность к позитивным переменам. Если же бюрократический аппарат «съест» все его попытки по либерализации, то следующего шанса у Узбекистана и всей Центральной Азии может и не быть. Тем более если заниматься только лишь либерализацией экономических отношений и одновременно проводить репрессивную политику по ограничению прав человека, то ничего не получится. Мы в Казахстане это уже проходили.
Пути решения
Мои рекомендации, возможно, будут носить несколько общий и где-то декларативный характер. К тому же их достаточно много. Тем не менее каждая из рекомендаций принципиально важна по-своему.
1. Необходимо прекратить репрессии против гражданского общества в своих странах.
2. Следует повсеместно вводить местное самоуправление и поддерживать горизонтальные связи как внутри страны, так и вне.
3. Важно демократизировать приграничные отношения и политику для проведения активной народной дипломатии.
4. Необходимо уделять самое пристальное внимание защите прав трудовых мигрантов.
5. Принципиально важно фиксировать и поддерживать все качественные идеи, начинания и общественные инициативы гражданского общества внутри стран Центральной Азии.
6. Следует целенаправленно устранять противоречия на пути к реализации интеграционных процессов.
7. Необходимо жестко пресекать факты коррупции и наказывать коррупционеров. Особенно это касается работы органов таможни и полиции, обеспечивающих транспортно-коммуникационные связи между странами Центральной Азии. Все выявленные факты коррупции и других правонарушений следует широко освещать в СМИ, не скрывать и не замалчивать.
8. Важно запустить реализацию крупных гуманитарных проектов по обмену и созданию дискуссионных площадок между учеными, правозащитниками, журналистами, блогерами, гражданскими активистами, представителями творческой элиты стран Центральной Азии.
9. Следует уделять больше внимания уважению и защите прав граждан соседних государств, относиться к ним как к своим собственным гражданам в соответствии с общечеловеческими стандартами, отраженными в международных конвенциях ООН.
10. Необходимо дать миграционным службам право предоставлять статус политического беженца выходцам из соседних стран Центральной Азии, реализуя Кишиневские соглашения СНГ и Женевскую конвенцию.
В целом, уверен, что только переход от тотального доминирования контролирующих функций к приоритету общечеловеческих ценностей обусловит более взаимовыгодное сотрудничество между странами Центральной Азии, решение многих проблем на пути их развития.
Жаныл ЖУСУПЖАН (Кыргызстан), режиссер и фотограф:
Проблемы
Мои поездки по Узбекистану открывают глаза на то, что, возможно, ждет мой цветущий Кыргызстан уже в самом скором будущем. Я говорю об изменении климата, которое продвигается быстрее, чем мы могли бы ожидать. И это будущее уже не то что на пороге, а уже переступило порог и топчется в центре квартиры!
В августе, когда была в родной Нарынской области в Кыргызстане, двоюродной брат жаловался, что высохло озеро на высокогорном пастбище Ак-Сай. Да и сам Нарын, могучие потоки которого когда-то достигали озера Арал, показался каким-то чахлым. А в Бишкеке, где красота горных ледников, зимой и летом отсвечивающих на солнце, казалась данностью во веки веков, почти исчезла. И теперь горы белели негустыми полосками жалких остатков этих некогда могучих ледников.
В свою очередь Узбекистан поражает контрастами, которые нам, горным и бедным (не в обиду будет сказано) народам незнакомы. Благоухающие сады посреди пустынь, бесконечные ряды новых жилых домов вдоль новых автострад, самые обыкновенные женщины, мужчины и дети, которые на туристических автобусах посещают великолепный Самарканд и древнюю Хиву. И для контраста: почти высохший Арал, саксаулы на песке, на котором, как звезды, белеют миллиарды ракушек, соляные бури, бывший порт Мойнак, где сегодня вода подается на два-три часа в день.
Когда возвращались с Арала, в селе недалеко от Бухары были в гостях у семьи дехкан. Они выращивали много чего, но в основном рис. Через каналы вода щедро растекалась вдоль и поперек полей, которые, как чаши, были заполнены водой. Ведь рис пьет много воды. Хозяева на дастархан поставили подносы с виноградом, сорванным со двора, плов был приготовлен из своего риса, сын пел и играл на дутаре. В общем, эта счастливая многодетная семья гордых дехкан нас бесконечно радовала. Но перед моими глазами вставала худая женщина Арала, которую мы встретили на недавнем фестивале «Стихия» в Мойнаке (где я была в составе независимой съемочной группы): «Зарплаты моей не хватает на жизнь. Мы не можем позволить купить даже рис. Рыбы тоже нет». Каракалпак без рыбы все равно что кыргыз без мяса или узбек без того же риса.
Я не могла обвинить жителей оазиса в Бухаре в том, что Арал высох, или в том, что пыль и соляные бури Арала помогают исчезновению ледников в моем Кыргызстане: ведь они не могут отвечать за советскую политику или за систему, когда растрата воды в полях зашкаливает. Тем не менее я не могла не сказать им, что на Арале, куда из-за рисовых и хлопковых плантаций Бухары и других созданных руками человека оазисов вода не попадает, рыбы практически нет, земля покрыта ядовитой солью, коровы такие чахлые, что еле на ногах стоят, а жители жалуются на болезни.
Меня поразил их ответ. В один голос члены этой большой бухарской семьи стали утверждать, что рис и хлопок не причина высыхания Арала. «А в чем же причина?» – в изумлении спросила я. «Арал сам исчез, причем в один день», – в один голос они ответили. «Неужели?!» – воскликнула я. «Да, да, взял и исчез, – опять хором отвечали милые бухарцы. – Нам так сказали».
Если люди в самом Узбекистане не понимают всей тяжести трагедии Арала, что говорить об остальных? Но незнание не облегчает нашу вину. Проблема воды в Центральной Азии многогранна, соответственно, пути решения должны быть разнообразными. И судя по всему, в этой ставшей мне любимой стране уже происходят большие перемены. Так, по решению властей посевы риса сократятся чуть ли не наполовину. Значит, бухарская семья, в гостях у которой мы были, скорее всего, начнет выращивать маш, фасоль и другие нетребовательные к воде культуры.
А в Мойнаке уже ходят слухи, что «скоро озеро опять заполнится», так как новый президент якобы договорился о том, чтобы воду из Сарезского озера в Таджикистане перебросить в Арал.
Пути решения
В данный момент я бы хотела сделать акцент на одно из возможных решений проблемы воды По моему, очень важной и с точки зрения решения задачи, и с точки зрения морали. Нам нужно просвещаться.
Фестиваль «Стихия», в работе которого я приняла участие, в этом плане был неожиданный и героический шаг со стороны властей и международного общества. Ведь тема Арала изначально, а это почти 60 лет (!), была закрытой. Этот фестиваль дает надежду, что водной гласности все-таки быть!
Но это только начало. Предстоит огромная работа по просвещению вопросов экономии воды, причем начиная с детских садов и заканчивая всеми структурами, так или иначе связанными с водой. И не только в Узбекистане, а повсюду, в том числе в Кыргызстане, который наряду с Таджикистаном «владеет» 70% воды в Центральной Азии.
Проблематику воды нужно ввести в программы обучения на всех этапах образования. Более того, следует запустить программы по просвещению всего общества: через СМИ, в том числе используя интернет-ресурсы. Уверена, что международные и неправительственные организации сыграют в этом процессе большую роль. И каждый из нас тоже может внести свой посильный вклад в экономию воды и вообще в процесс защиты ресурсов Земли, которая дает все, что нам необходимо.
Начать же следует с самого простого: закрывать кран, когда чистим зубы, принимать душ короткое время, а если кран течет, то следует его исправить как можно скорее, реже покупать вещи, а старые использовать дольше и т. д. Ведь недаром говорится в кыргызской народной поговорке: «Если дружно взяться за дело, то и гору можно свернуть», а в нашем случае – озеро на место вернуть («көп түкүрсө көл болот»).
Источник
COVID-19 и Центральная Азия-2020: проблемы, последствия, выводы
В Организации Объединенных Наций недавно заявили, что ударная волна пандемии COVID-19 обрушилась на экономики развивающихся стран намного сильнее, чем мировой финансовый кризис 2008-2009 годов, так как, по мнению экспертов ООН, коронавирус нанес этим странам сильный удар в виде оттока капитала, удорожания кредитов, обесценения валют и потери экспортной выручки из-за краха цен на сырье
Инвестиционная кастрация
Понятно, что эта волна накроет и страны Центральной Азии, так как все они также являются развивающимися государствами и зависят от иностранных инвестиций. В прогнозе Всемирного банка о макроэкономической ситуации в Таджикистане говорится, что приток прямых иностранных инвестиций в эту страну в текущем году, вероятно, уменьшится. Но такая же ситуация будет наблюдаться практически во всех центральноазиатских государствах.
Так, в прошлом году, по официальным данным, в Казахстан пришло свыше $26 млрд иностранных инвестиций. Но значительная часть из этой суммы ушла в сырьевой сектор, которая сейчас находится в турбулентном состоянии. Хотя у большинства государств Центральной Азии есть еще дополнительные внешние источники финансирования – это займы международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк, Азиатский банк развития и др.), а также китайские кредиты. Но у разных стран ЦА есть и свои специфические источники притока капитала. У Туркменистана и Казахстана это в основном доходы от продажи газа и нефти, которые сейчас резко упали, из-за падения цен на сырье. При этом в Казахстане на все это наложился карантинный пресс, который грозит раздавить значительную часть казахстанской экономики.
«Скелеты» посткоронавирусного Казахстана
Что касается других стран ЦА, то одним из важных финансовых источников для них являются денежные переводы трудовых мигрантов, в первую очередь из России и Казахстана (для Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана), а также из Турции (для Туркменистана). Появились пессимистические прогнозы, что в 2020 году темпы роста объема денежных переводов значительно снизятся, примерно на 50% из-за совокупного воздействия пандемии коронавируса и падающих цен на нефть, что может привести к экономической рецессии в Казахстане и России, куда в основном приезжают трудовые мигранты из других стран ЦА.
Власти Таджикистана уже заявили, что объем денежных переводов из России в марте и первой половине апреля 2020 года упал на 50%, что может спровоцировать резкий рост безработицы.
Точка напряжения
Девальвация местных валют, рост цен, увеличение инфляции, стагнация бизнеса и рост безработицы грозят всем центрально-азиатским экономикам. Понятно, что все это может быть основой для роста социального напряжения.
Это стали осознавать власти в Казахстане, где из Национального фонда уже решено выделить $10 млрд на антикризисную программу, в том числе на поддержку социально уязвимых слоев населения, а также МСБ. Но здесь также есть определенный признак политтехнологии со стороны президента страны Касым-Жомарта Токаева. Казахстанскую власть в прошлом году сильно встревожил рост протестных настроений по всей стране, при этом значительная часть этих настроений стала политизироваться. Естественно, что в условиях нарастающего социально-экономического кризиса казахстанские власти опасаются новой волны протестов в стране, особенно в преддверии парламентских выборов, которые должны пройти в 2021 году.
Если завтра коронавирус
Кстати, Кыргызстан также готовится к парламентским выборам, но уже в этом году. Понятно, что антикризисные действия властей будут одной из главных тем выборов. Если они будут эффективными, то это даст дополнительный козырь в руки президента Сооранбека Жээнбекова. Если провалятся, то могут оживить разношерстную оппозицию. Хотя, в отличие от Казахстана, в Кыргызстане, как и в других странах ЦА, нет Национального фонда, поэтому в основном придется рассчитывать на финансовую поддержку Китая и помощь международных финансовых институтов, в том числе касательно введения моратория на востребование долгов.
МВФ и Всемирный банк уже решили отсрочить платежи по кредитам для беднейших стран. Но только до конца года. Насколько известно, Кыргызстан также попросил у Китая отсрочку по выплате долга. Всего Кыргызстан должен китайскому «Эксимбанку» $1,8 млрд. Возможно, с такой же просьбой к Китаю обратится другой крупный должник –Таджикистан, чей долг КНР составляет $1,1 млрд.
Но уровень роста социальной напряженности в тех странах ЦА, экономики которых связаны с денежными переводами трудовых мигрантов, в значительной степени будет зависеть от модели поведения самих трудовых мигрантов. Если значительная их часть все-таки останется там, где у них была работа, в надежде на лучшие времена, это может спасти страны ЦА от более мощных социальных взрывов. Больше всего власти стран ЦА опасаются, что наступление лучших времен затянется и в России или Казахстане, что может заставить часть молодых трудовых мигрантов вернуться домой на длительный период. Поэтому для Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана более важным будет получение со стороны России хоть какой-либо поддержки для трудовых мигрантов, которые оказались заложниками тяжелой финансово-экономической обстановки как в своих странах, так и в России. Максимум, на что сейчас пошли российские власти, это продление трудовых патентов для мигрантов до 15 июня 2020. Но это не будет касаться многих из тех, кто работает без патентов, в теневой экономике.
Для Таджикистана ситуация с трудовыми мигрантами имеет также политический характер, так как в этой стране осенью 2020 года должны пройти президентские выборы, и возвращение большого количества безработной молодежи создает определенные риски. Ведь долгое время значительная часть граждан Таджикистана, находясь за пределами своей страны на заработках, в местных выборах практически не участвовала, что создавало довольно удобную для власти матрицу управляемого избирательного процесса.
Центральная Азия. Преемники и антипреемники
В то же время, в отличие от Кыргызстана, в других странах Центральной Азии выразить свой протест против неэффективной антикризисной политики через парламентские или президентские выборы население не может. Остаются только социальные протесты, так как других клапанов для выпуска пара не появилось. Хотя есть еще одна вещь, которая объединяет все страны региона. Это целенаправленная работа местных властей по нейтрализации оппозиции. В одних государствах региона, таких как Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан, ее нет в принципе. В других, как Казахстан и Кыргызстан, она раздроблена и не является общенациональной силой, которая могла бы объединить вокруг конкретного лидера большинство протестных настроений в обществе.
Кому война, а кому мать родна
Но социальное напряжение в любом случае будет расти. И здесь может появиться довольно благоприятная среда для альтернативной власти в лице неформальных структур, в том числе религиозных. Кстати, как отмечает BBC, интересную ситуацию сейчас можно наблюдать в Италии, где ситуация с коронавирусом была одной из самых сложных в Европе. У многих людей возникли серьезные финансовые проблемы. И на помощь пришли местные мафиози, которые стали оказывать продовольственную и финансовую помощь нуждающимся, чтобы заручиться доверием людей и одновременно создать альтернативную государству антикризисную структуру. Причем по сравнению с государственными службами они оказывают помощь гораздо эффективнее. Но, естественно, с расчетом, что потом можно будет получить поддержку тех, кому они помогали. То есть в условиях отсутствия денег у государства для социальной поддержки населения или неэффективного распределения таких денег во время кризиса всегда появляется возможность для разных альтернативных центров власти заменить собой государство.
Не секрет, что, например, некоторые радикальные структуры довольно успешно занимались социальной реабилитаций бывших заключенных, кооптируя их в свои ряды, лишь потому, что для государства и общества такие люди были аутсайдерами. Таким образом, неэффективная антикризисная программа государства не только может спровоцировать рост социальной напряженности, но и дает определенные возможности всем неформальным структурам перетянуть на свою сторону тех, кто будет испытывать кризис доверия к власти и к обществу.
Геоэкономический дисбаланс
Что касается соседей, то некоторые эксперты считают, что, скорее всего, одним из первых из финансово-экономического кризиса после пандемии коронавируса может выйти Китай, который попытается еще больше укрепить свои позиции в регионе, в том числе в качестве кредитора. В то же время агентство Fitch Solutions предполагает, что Китай, возможно, не сможет уже вкладывать значительные инвестиции в рамках своего проекта «Экономический пояс Шелкового пути», так как будет больше стимулировать собственную экономику, делая акцент на внутренние инвестиции. Хотя, например, Узбекистан, несмотря на ситуацию с коронавирусом, явно демонстрирует активное инвестиционное сотрудничество с Китаем, судя по расширению китайских инвестиций и кредитных линий в разных сегментах узбекской экономики в этом году.
«Мы мало задумываемся, в чём нуждаются 86 млн русскоязычных мусульман»
Что касается других стран региона, то Китай активизировал оказание гуманитарной помощи большинству стран Центральной Азии с расчетом на улучшение своего имиджа в регионе. Например, Узбекистан, Кыргызстан и Казахстан вошли в список государств, которые получили помощь в борьбе с пандемией коронавируса из фондов основателя Alibaba Group Джека Ма.
Но если посткоронавирусная Центральная Азия станет еще больше зависимой от Китая в разных сферах, это будет довольно серьезным риском. Ведь геополитика и геоэкономика очень тесно переплетаются вокруг старой формулы: «сначала приходит купец, а потом солдат». Например, тренды, связанные с военно-политическим усилением Китая в Таджикистане, вряд ли могут показаться странными, если принимать во внимание тот факт, что Таджикистан уже является одним из крупнейших китайских должников в регионе. Хотя активизация Китая в регионе будет иметь негативный эффект и для самого Пекина, так как это способно спровоцировать новый рост антикитайских настроений в регионе, которые пока характерны для Казахстана и Кыргызстана, где их также могут использовать и во внутриполитических схватках разные элитные группировки.
Кроме Китая, большинству стран Центральной Азии придется также рассчитывать на финансовую антикризисную помощь и привлечение кредитов на реализацию разных проектов от международных финансовых институтов. И они эту помощь уже получают. Международный валютный фон одобрил выделение Кыргызстану второго пакета помощи в размере $121,1 млн для преодоления последствий пандемии COVID-19. Таким образом, страна получит кредит в размере $242 млн. Всемирный банк предоставит Таджикистану $11,3 млн для реализации мероприятий по снижению экономических рисков. МВФ уже выделил Таджикистану $189,5 млн для поддержки платежного баланса и бюджета страны в условиях пандемии. Узбекистан планирует получить от Азиатского банка развития для поддержки бюджета заем в $1 млрд. Также Всемирный банк выделил Узбекистану $200 млн на смягчение последствий COVID-19. Активность МВФ, ВБ и ЕБРР в регионе косвенно будут поддерживать геоэкономическое присутствие и финансовое влияние США и ЕС в Центральной Азии.
Новый мировой беспорядок: почему большинству стран грозит реструктуризация долгов, девальвация или дефолт
На этом фоне финансово-экономические возможности России будут довольно серьезно подорваны не только из-за коронавируса, но также из-за низких цен на сырье. То есть рассчитывать на рост инвестиционной активности России в ЦА не придется – возможно, только через Евразийский банк развития. Хотя основными донорами этого банка являются все те же Казахстан и Россия.
При этом COVID-19 не снизит политическое сотрудничество Центральной Азии со всеми этими игроками. Это сотрудничество сохранится на прежнем уровне как на двусторонней основе, так и в рамках многосторонних форматов или региональных организаций, будь то американская площадка «C5+1», китайский «Один пояс, один путь», российский ЕАЭС и ОДКБ или новая стратегия ЕС в отношениях со странами Центральной Азии.
В одной лодке
Пандемия коронавируса также наглядно продемонстрировала, что во время любой чрезвычайной ситуации глобального масштаба многие государства тут же забывают лозунги о братстве, дружбе и взаимопомощи. Естественно, возникает вопрос: будут ли новые чрезвычайные ситуации глобального характера провоцировать такую же модель поведения, когда каждый сам за себя, на глобальном и региональном уровнях или появится необходимость создания внутрирегионального механизма взаимопомощи и поддержки? Кстати, этот вопрос оказался актуален и для Европейского союза, где Италия стала обвинять Брюссель в том, что ЕС бросил страну на произвол судьбы в разгар эпидемии коронавируса.
Понятно, что ЦА – это не ЕС, но определенные новые направления сотрудничества внутри региона в посткоронавирусный период должны получить развитие, например, в медицинской сфере, в разработке вакцин, в производстве медицинской техники и материалов. Сейчас главные производители всего этого — ведущие мировые экономики. И эпидемия указала на крайнюю уязвимость других стран с точки зрения отсутствия производства собственной медицинской продукции, оборудования и значительного количества медикаментов.
Если исходить из того, что пандемии будут более частыми явлениями, то к буре нам надо готовиться сообща. Речь также идет не только о новой пандемии, но и о негативных последствиях глобальных климатических изменений, которые могут больно ударить по всему региону.
Все материалы по теме «Пандемия коронавируса» вы можете посмотреть по этой ссылке.
Сделайте наш ресурс своим источником в Яндекс.Новостях
Источник