Основные результаты рыночных преобразований нашей страны

Тема 14 Рыночные реформы в Российской Федерации. Ход и итоги реформ

Рыночные реформы в Российской Федерации направлены на интеграцию в мировое сообщество, открытый диалог с Западом, демократизацию общественной жизни и переход к социальноориентированной рыночной экономике.

Освобождение с января 1992 г. цен от государственного регулирования (так называемая либерализация цен) при сохранившейся монополизации производства и рынка привело к резкому взлету цен к концу 1992 г. примерно в 150 раз.

Отказ от системы централизованного материально-технического снабжения (распределения сырья и ресурсов), сокращение государственных дотаций промышленности и сельскому хозяйству привели к обвальному падению ВВП. Ухудшающей отечественное производство оставалась и налоговая политика государства.

Лишение населения накопленных денежных средств не позволило достичь эффективной реализации программы приватизации. На первом этапе приватизации в 1992-1993 гг. всем гражданам

России безвозмездно передавалась часть государственной собственности путем выдачи ваучеров.

C середины 1994 г. начался второй — денежный — этап приватизации. C аукционов и конкурсов предприятия распродавались тем, кто может заплатить за них наибольшую цену, что означало новый передел собственности. Основной цели приватизации — создания в стране широкого слоя частных собственников — достигнуть не удалось.

C 1992 г. государство перестало искусственно поддерживать обменный курс рубля по отношению к иностранным валютам, что привело к обвальному падению курса рубля и долларизации российской экономики. В 1995 г. был введен «валютный коридор», поддерживаемый Центральным банком РФ. В августе 1998 г. разразился экономический кризис, который свел на нет многие достижения реформ. Правительство провело девальвацию рубля и заморозило выплаты по государственным краткосрочным обязательствам, что нанесло сильнейший удар по банковской системе, кроме того, Россия оказалась не в состоянии выплачивать свои внешние долги и объявила «дефолт».

Читайте также:  Границы стран мира по горам

Либерализация внешней торговли привела к затовариванию российского рынка относительно дешевой и качественной импортной продукцией, что усугубило кризис отечественной промышленности. В тяжелейшем положении оказались прежде всего наукоемкие отрасли (машиностроение, электронная, электротехническая, военная промышленность), а также легкая промышленность. Относительное благополучие демонстрировали топливно- энергетический комплекс, черная металлургия и другие сырьевые отрасли. Они раньше других вышли из кризиса, а в некоторых к 1997 г. наметился некоторый рост.

России досталось тяжелое наследие социализма, которое проявляется в высокой степени милитаризации народного хозяйства, непомерно высоком удельном весе капитальных товаров, в излишне большом объеме внешних долгов, неэффективности отраслевой структуры. Все это породило следующие проблемы:

1) крайне низкая мотивация трудовой деятельности, сдерживаемая низкими зарплатами и высокими налогами;

2) распад СССР привел к нарушению многих хозяйственных связей;

3) в ходе реформ старая система управления была разрушена, новая же пока недостаточно эффективна;

4) сохранившаяся монополия некоторых производителей позволяет им реагировать на повышенный спрос не увеличением производства, а ростом цен.

Тем не менее, важнейшими результатами рыночных реформ в России можно считать отказ от государственно-административной хозяйственной модели, допущение свободной конкуренции, построение основ рыночной экономики и более грамотное понимание реальной роли России в современном мире.

В 2002 г. была разработана Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу на 2003-2005 гг. Усилившиеся в конце XX в. тенденции к глобализации значительно обострили проблему конкурентоспособности России. Среди долгосрочных ориентиров выделено повышение конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и «человеческого капитала» России.

Итоги последних лет свидетельствуют о том, что сформировавшаяся тенденция к росту российской экономики ослабевает, темпы реформирования экономики замедлились. На начальном этапе посткризисного развития благодаря жесткой бюджетной политике, сдерживанию роста цен и тарифов на продукцию естественных монополий девальвация рубля не привела к раскручиванию инфляционной спирали. Бюджет стал сводиться с общим профицитом, что позволяет осуществлять не только своевременное обслуживание государственного долга, но и ставить задачу снижения налогового бремени.

Вместе с тем, социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о неустойчивости роста экономики и достигнутых в последнее время результатов. Уровень экономического развития остается низким. Это обуславливает недостаточное качество жизни, усугубляемое высоким уровнем дифференциации доходов в обществе и высокой долей людей, находящихся за чертой бедности. Сохраняется деформированность структуры экономики с преобладанием энергосырьевого сектора и транспорта. Отсутствие механизма перетока капитала из топливно- энергетического комплекса консервирует отсталость перерабатывающих секторов экономики, сферы услуг, значительно усложняет задачу модернизации экономики.

Проведенные в последние годы реформы позволили решить значительное число проблем.

1. C чего начались экономические преобразования современной российской экономики?

2. Почему был необходим переход к рыночной экономике?

3. Как проходил процесс приватизации в России?

4. Какое наследие досталось России от советской экономики?

5. Каковы положительные результаты экономических реформ?

6. Какие проблемы остаются нерешенными для России?

7. C чем связан кризис 1998 г.?

8. Какое направление дальнейшего развития выбрала Россия?

9. На какой стадии экономического цикла находится российская экономика сегодня?

10. Как оцениваются итоги реформ в России мировым сообществом?

Источник

Основные направления рыночных преобразований в России

Предпосылки и модель рыночных преобразований в российской экономике, их основные направления. Финансовая стабилизация и приватизация государственной собственности. Итоги рыночной реформы и проблемы развития российской экономики на современном этапе.

Рубрика Экономика и экономическая теория
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 20.03.2014
Размер файла 108,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

В ходе проводимых реформ в России произошло резкое расслоение общества на богатое меньшинство и бедное большинство на фоне отсутствия, так называемого среднего класса [25, c. 123].

За годы реформ из всех отраслей культуры наибольшим вниманием со стороны государства пользовалась система образования. Были утверждены гуманистические принципы образования. Административно-командная система руководства системой образования сменилась государственно-общественным управлением. В ведении государства остались вопросы ведения единого образовательного стандарта, сохранения преемственности среднего и высшего образования, обеспечения конституционных граждан в сфере образования.

Кардинальным образом изменилась сеть средних учебных заведений: наряду с государственными общеобразовательными школами появились лицеи, гимназии, колледжи, частные школы, что дало возможность выбора форм образования.

Система высшего образования была перестроена на принципах вузовской автономии и академических свобод. С 1992 года правила приема стали прерогативой вузов. В гуманитарном образовании произошли наибольшие изменения. Оно было освобождено от идеологизации и политизации, что потребовало переподготовки преподавателей, введения новых программ и предметов, создания учебников.

Во многом из-за обнищания масс, люмпенизации и деградации части населения, отсутствия у государства средств для должного финансирования социально значимых сфер, произошло падение общего уровня культуры. Исчезла не только централизованная система управления и единая культурная политика, но и свелось до минимума финансирование культурной сферы.

Чтобы выжить учреждения культуры должны были искать альтернативные источники финансирования. Возникла система платного образования. Были созданы фонды финансирования научно-исследовательских проектов, а также открыты в России отделения зарубежных и международных фондов. Появилось спонсорство — финансирование коммерческими организациями культурных организаций или мероприятий. Многие учреждения культуры сами занялись коммерческой деятельностью. Хотя все эти новые источники не покрывали всех потребностей в средствах, большинству научных институтов, вузов, театров, музыкальных коллективов удалось выжить. Более того, за последние годы было создано множество новых университетов, киностудий, оркестров, открылись новые театры, концертные залы.

В результате реформ изменилась культурная среда обитания. На первый план вышла массовая культура, продукция которой наводнила книжный рынок. Переход к рынку ликвидировал хронический дефицит бумаги, с ним исчез и книжный дефицит. Спрос определял предложение: на первых порах книжные прилавки заполнились детективами, эротикой, оккультной литературой, различными практическими руководствами. Вместе с тем впервые за долгие годы книжный рынок смог удовлетворить любые запросы читателей. Идеологические барьеры здесь были полностью ликвидированы.

Из массового культурного обихода ушли отечественные фильмы. Их вытеснили телевизионные сериалы и видеофильмы, преимущественно западного производства. Производство фильмов сократилось, а коммерциализация проката закрыла отечественному кино дорогу на массовый экран. Театры наоборот начали выходить из кризиса, и пустые залы сменились аншлагами. У россиян появилась возможность посещать выступления зарубежных коллективов, выставки произведений искусства, никогда ранее не выставлявшихся в России. Актеры и музыканты из России также являются желанными гостями за рубежом, по-прежнему демонстрируют высочайший уровень своего мастерства.

Широкое развитие получили СМИ, в частности телевидение. Сейчас оно играет значительную роль в жизни общества, заменяя многим и кинотеатр, и концертный зал. И, по сути, для российской глубинки телевизор сейчас является не только информационным, но и культурным окном.

Подводя итог можно сказать, что любые реформы, тем более такие масштабные и системные как у нас всегда вызывают некоторое падение уровня жизни, имеют другие побочные эффекты. Но те негативные последствия, которые произошли в нашей стране и в нашей жизни в 90-е годы стали неожиданностью для всех.

3.2 Экономика России на современном этапе и перспективы ее развития

Экономический кризис 2008-2009 гг. со всей определенностью продемонстрировал проблемы, существующие в современной российской экономике.

В период 1999-2008 гг. доминантой являлся достаточно значимый экономический рост, измеряемый 6.8% среднегодовых темпов прироста ВВП. В результате объем ВВП в 2008 г. превысил уровень 1990 г. При этом наблюдались позитивные сдвиги в структуре и эффективности производства. Производительность труда увеличилась по сравнению с 1998 г. на 75%, энергоемкость снизилась на 38%, доля обрабатывающих производств в промышленном производстве возросла с 64% до 69%. (Рисунок 1) [15]

Рисунок 1. Динамика ВВП и энергоемкости ВВП в 1991-2009 гг.

Достаточно эффективное функционирование российской экономики в 1999-2008 гг. связано, со следующими фундаментальными причинами:

1.? В России возникли и теперь уже достаточно эффективно функционируют рыночные институты.

2.? Экономика России адаптировалась к новым рыночным условиям.

3.? Произошла адаптация к выравниванию мировых и внутренних цен

4.? За рассматриваемый период Россия конституировалась не только политически, но и экономически. Она преодолела последствия разрыва хозяйственных связей начала 90-х годов

Период кризиса 2008 — 2009 гг. носил «шоковый» характер. То есть был вызван резким изменением равновесия, как на внешних, так и на внутренних рынках.

Применительно к российской экономике можно говорить о наложении трех шоков, трех ключевых факторов, предопределивших масштабы спада в 2009 г.:

-шока, связанного с мировым финансовым кризисом, когда принципиально изменились условия внешних заимствований и обслуживания долга;

-ценового шока, связанного с падением мировых цен на нефть и другие сырьевые экспортные товары;

-шока, связанного с резким сокращением внешнего спроса на такие традиционные статьи российского экспорта, как металлы и продукция основной химии.

После резкого спада в январе 2009 г. уже в феврале месяце началось постепенное восстановление производства. Более широким фронтом восстановление в промышленности началось с середины лета. Что касается ВВП, то его увеличение по отношению к предыдущему периоду зафиксирован с третьего квартала 2009 г. В четвертом квартале 2009 г. ВВП увеличился по отношению к нижней точке спада во 2 квартале более чем на 9.0%. С конца 2009 г. начал фиксироваться рост промышленного производства по отношению к соответствующему периоду предыдущего года, в январе 2010 г. рост промышленного производства по отношению к январю 2010 г. составил 107.8%. (Рисунок 2.3.) [15] Начала падать инфляция [15], после 2009 г. Стал снижаться уровень безработицы (Рисунок 2.)Приложение 1. [15]

Рисунок 2. Темпы роста ВВП, %

Можно сформулировать следующие основные положения сценария ускоренного формирования рынка в России:

-создание механизма финансирования роста за счет внутренних источников;

-повышение нормы накопления в российской экономике до 30-35%;

-повышение общей однородности экономического и технологического

-обеспечение опережающего по сравнению с общим ростом доходов населения, роста оплаты труда в производственном секторе экономики

-замещение импорта товаров импортом капитала и распространение опыта промышленной сборки, реализованного в автомобилестроении, на другие отрасли обрабатывающей промышленности;

— ускорение жилищного и инфраструктурного строительства;

-стимулирование несырьевого экспорта;

-увеличение государственных расходов.

В этом случае можно рассчитывать на достижение российской экономикой в долгосрочной перспективе среднегодовых темпов роста на уровне не ниже 7%.

На настоящий момент Минэкономразвития России представил три сценария социально-экономического развития России в долгосрочной перспективе до 2030г. — консервативный, инновационный и форсированный. [17]

Основные варианты долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации определяются степенью реализации следующих ключевых факторов:

-степенью развития и реализации сравнительных преимуществ российской экономики в энергетике, науке и образовании, высоких технологиях и других сферах;

-интенсивностью инновационного обновления обрабатывающих производств и динамикой производительности труда;

-модернизацией транспортной и энергетической инфраструктуры;

-развитием институтов, определяющих предпринимательскую и инвестиционную активность, эффективностью государственных институтов;

-укреплением доверия в обществе и социальной справедливости, включая вопросы легитимности собственности;

-интенсивностью повышения качества человеческого капитала и формирования среднего класса.

Консервативный сценарий (вариант 1) характеризуется умеренными долгосрочными темпами роста экономики на основе активной модернизации топливно-энергетического и сырьевого секторов российской экономики при сохранении относительного отставания в гражданских высоко — и среднетехнологичных секторах.

Инновационный сценарий (вариант 2) характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций России в мировой экономике. Сценарий опирается на создание современной транспортной инфраструктуры и конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энерго-сырьевого комплекса. [17]

Целевой (форсированный) сценарий (вариант 3) разработан на базе инновационного сценария, при этом он характеризуется форсированными темпами роста, повышенной нормой накопления, ростом долгов частного сектора и возросшей макроэкономической несбалансированностью.

Различие сценариев вытекает из разной модели поведения бизнеса и государственной политики развития и обеспечения макроэкономической сбалансированности.

Экономические результаты переходного десятилетнего процесса позволяют констатировать, что все внешние черты рыночной экономики в России сегодня имеются.

Система частных банков образовала каркас финансовой составляющей рыночных преобразований.

Государство формирует хозяйственное законодательство, чтобы установить адекватные «правила игры»и поддержать конкурентный механизм экономики.

Появились государственные институты, регулирующие фондовый рынок и тарифы естественных монополий, обеспечивающие антимонопольную и фискальную политику, выполняющие таможенные и другие функции.

Изучение процессов формирования рыночной экономики позволяет сделать следующие выводы и обобщения:

1. В развитии представлений о функционировании рыночных механизмов по критерию изменения экономической роли государства существует возможность выделения трех этапов. Первый этап — отрицание государственного вмешательства в экономику; второй этап — понимание и закрепление за государством функции регулятора экономической деятельности; третий этап — возрождение либерального подхода к экономике в рамках теории монетаризма.

2. Особенности формирования российской модели рыночной экономики требуют учета мирового опыта при переходе от социализма к капитализму, который может быть сведен к концепциям «шоковой терапии» и стратегии постепенного реформирования экономики.

3. Переход к рыночной экономике в России должен был быть обеспечен дерегулированием экономики, либерализацией цен, стабилизации финансовой и денежной системы, созданием частного сектора экономики посредством приватизации государственной собственности, либерализацией торговли, структурной перестройкой экономики, ее приспособлением к структуре реального спроса, созданием действующего конкурентного механизма, проведением активной социальной политики по адаптации населения к новым условиям и защите наиболее уязвимых его слоев.

Основными особенностями российского варианта «шоковой терапии», обусловившего ее провал, являются непоследовательность осуществления реформ в различных секторах экономики, медленное формирование новой институциональной сферы, отсутствие законодательного обеспечения реформ и действующего правоприменительного механизма, криминализация российской экономики, а также высокая степень бюрократизации и коррупционности государственной власти.

4. Большое влияние на выбор Россией стратегического направления своего развития оказывает тот факт, что в настоящий период она оказалась в сфере интересов всех основных мировых экономических центров: Евросоюза, Китая и Японии. Этим обусловливается возможность выбора Россией одной из четырех потенциальных моделей развития: дальнейшей интеграции в европейское экономическое пространство, подразумевающей развитие связей со странами ЕС; сближения с развивающимися восточноазиатскими странами; развитие интеграционных процессов на территории постсоветского пространства; выбор стратегии самостоятельного развития вне региональными объединениями представляет ее способность стать интегрирующим ядром на постсоветском пространстве.

5. Основной целью развития рыночной экономики России является формирование социального государства, занимающего соответствующее ее потенциалу место в мировой экономике.

Все это приводит к общему выводу о том, что возрождение России возможно и требует эффективной экономики и социальной политики, сильной власти и общественных институтов, которые действуют в одном направлении. Россия войдет в экономический цикл длительных и коротких волн и вольется в мировой процесс, занимая в нем положенное ей место.

Анализ показывает, что рыночные отношения доказали свою актуальность на современном этапе развития России, в результате последовательно проводимых реформ существенно укрепилось положение России, как внутри страны, так и в мировом сообществе.

Основанная на сильной регулирующей роли государства российская модель рыночной экономики опирается на ряд долговременных факторов: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, социальное иждивенчество. За период 1992-1998 гг. Россия прошла начальный этап преобразований, в течение которого удалось снизить инфляцию, в значительной мере провести либерализацию экономики, приватизировать большую часть государственной собственности, создать основные правовые и организационные институты рыночной экономики. Накоплен определенный опыт организации государственной службы.

Характеризуя формирующуюся в России модель рыночной экономики, следует учитывать особую геополитическую роль страны. Россия в социокультурном плане выступает связующим звеном между цивилизациями западного и восточного типа. В экономическом плане российское общество исторически сформировалось как восточное и сохранило, несмотря на смену политических режимов, следующие его черты:

— огромную роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника;

— неразвитость частной собственности, прежде всего на землю;

-отсутствие автономного от государства гражданского общества:

— неразрывную связь власти и собственности.

Эти черты оказали существенное влияние на формирование в России рыночных отношений, без учета этих особенностей, в отрыве от них невозможно адекватно оценить все процессы, происходившие и происходящие в настоящее время.

Список использованной литературы

1. Абалкин Л.И. Экономические реалии и абстрактные схемы // Вопросы экономики, 1996, №12.

2. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России // ЭКО. — 2004. — № 1.

3. Всемирный банк — Макроэкономические факторы послекризисного роста // Вопросы экономики. — 2004. — № 5.

4. Илларионов А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. — 2001. — № 4.

5. Красникова Е. Рыночная трансформация российской экономики как процесс первоначального накопления капитала // Вопросы экономики. — 2001. — № 2.

6. Кудров В.М. К научной оценке советской экономической модели. // Общество и экономика, 1997, №6.

7. Ловчинский П.А. Анализ опыта слияний и поглощений в России и странах с переходной экономикой // Финансовый менеджмент. — 2005. — № 1.

8. Мартынов А. Структурная трансформация российской экономики. Проблема политических решений. — М., 1999.

9. Мау В. Экономическая политика России: в начале новой фазы // Вопросы экономики. — 2001. — № 3.

10. Панорама приватизации, 1995, №7.

11. Переход к рынку. Концепция и программа. — М., 1990. — 194107. Переходная экономика: опыт решения экономических и социальных задач. / Под ред. Е.В. Юферевой. — М., 2000.

12. Пороховский А. Российская рыночная модель: путь реализации // Вопросы экономики. — 2002. — № 10.

13. Пути стабилизации экономики России. /Под ред.Г. Клейнера. — М., 1999. — 195125. Путин В.В. Меры переходного характера исчерпаны // Экономика и жизнь 2001, №13.

14. Экономика и общество в процессе формирования рыночных отношений/ Под ред. Юферевой Е.В. — М., 2010.

Основные показатели социально-экономического развития 2011-2012 гг.

Источник

Оцените статью