Избирательный процесс
Избирательный процесс представляет собой форму реализации избирательного права, процедуру осуществления важнейшего института народовластия. В широком смысле избирательный процесс — деятельность установленных законодательством субъектов по подготовке и проведению выборов. В узком смысле — последовательно сменяющие друг друга стадии выборов.
Можно выделить следующие этапы избирательных действий и процедур.
1. Назначение выборов, т.е. установление даты голосования.
2. Образование избирательных округов, которые объединяют избирателей для выборов одного или не скольких депутатов (должностных лиц).
3. Образование избирательных участков, т. е. пунктов для голосования, куда приходят избиратели, чтобы выразить свою волю.
4. Избирательные органы. Обычно они называются избирательными комиссиями, но применяются и другие названия: избирательный совет, избирательный трибунал и пр. В ряде стран функции избирательных органов возлагаются на министерство внутренних дел и иные государственные органы. Избирательные органы бывают постоянными и временными.
5. Составление списков избирателей, в которые вносятся лица, обладающие активным избирательным правом и проживающие на территории избирательного участка.
6. Выдвижение кандидатов. Возможны различные способы: самовыдвижение; выдвижение политической партией или избирательным объединением; выдвижение группой избирателей; выдвижение определенным числом членов представительных органов. Во многих странах названные способы комбинируются.
7. Регистрация кандидатов. В качестве необходимого условия для регистрации может быть предусмотрено внесение избирательного залога или сбор установленного законом числа подписей избирателей в поддержку кандидата. В ряде стран названные условия регистрации существуют как альтернативные.
8. Предвыборная агитация, т. е. призыв отдать свой голос «за» или «против» того или иного кандидата, обычно очень подробно регламентируется избирательным законодательством.
9. Голосование — процедура народного волеизъявления.
10. Подсчет голосов и определение результатов выборов. Поданные голоса подсчитываются сначала на избирательных участках, потом передаются для последующего подсчета и обобщения результатов в вышестоящие избирательные органы. Результаты выборов подлежат обязательному опубликованию.
Если выборы признаны недействительными (например, в результате выявленных нарушений избирательного процесса) или несостоявшимися (например, в результате неявки избирателей), назначаются повторные выборы, в ходе которых избирательный процесс проходит вышеназванные стадии еще раз, но сроки обычно сокращаются. От повторных выборов следует отличать повторное голосование, при котором повторяются лишь две последние стадии.
Источник
Понятие и стадии избирательного процесса
Определим понятие избирательного процесса, а также рассмотрим стадии данного процесса.
Понятие избирательного процесса
Избирательный процесс как политико-правовая категория – это урегулированная законами деятельность государственных структур, избирателей, политических партий, общественных объединений по приготовлению и проведению выборов в государственные и муниципальные органы.
Избирательный процесс представляет собой форму реализации объективного и субъективного избирательного права, которая представляет собой важнейшую процедуру реализации народовластия.
В узком смысле избирательный процесс состоит из последовательно сменяющих друг друга стадий, которые установлены законом. Любые выборы в обязательном порядке должны пройти через все основные стадии без исключения. При этом ряд стадий процесса имеют факультативный характер (например, стадия повторного голосования).
Порядок проведения и стадии выборов в основной части устанавливается процессуальными нормами избирательного права. Избирательный процесс показывает тип политической системы, а также оказывает на неё непосредственное влияние.
Стадии избирательного процесса
Выборы – это длящаяся во времени кампания, предполагающая наличие совокупности этапов и стадий, действий и процедур, установленных законами и иными нормативными правовыми актами.
Исследователи выделяют ряд стадий избирательного процесса.
1. Назначение выборов: проявляется в установлении даты голосования. Как правило, парламентские выборы назначает глава государства или правительства.
2. Формирование избирательных округов. Он представляет собой территорию, образованную в соответствии с избирательным законодательством. Непосредственно от данной территории избираются депутаты представительных органов различных уровней власти и выборные должностные лица. Имеется три основных вида избирательных округов: общегосударственные, одномандатные, многомандатные.
3. Создание избирательных участков. Избирательный округ включает более мелкие единицы (избирательные участки), которые объединяют избирателей общим местом для голосования.
4. Избирательные органы. Подготовку, организацию и проведение выборов обеспечивают специальные коллегиальные органы: избирательные трибуналы, советы, комиссии и т.д. Существует четыре вида избирательных комиссий: центральные, территориальные, окружные, участковые.
5. Регистрация избирателей. Данная стадия предполагает включение лиц в специальные документы (списки избирателей), которые устанавливают круг граждан, имеющих активное избирательное право и проживающих на территории определенного участка.
6. Выдвижение и регистрация кандидатов. На этой стадии определяются лица, из числа которых будут выбраны депутаты, сенаторы, президент, губернатор. К основным способам выдвижения кандидатов относят: выдвижение избирателями, самовыдвижение, выдвижение политическими партиями или иными общественными объединениями.
7. Предвыборная агитация. В рамках данной стадии граждане и избирательные объединения законными методами и формах проводят агитацию за любого кандидата или избирательное объединение. Существуют разнообразные формы предвыборной агитации: встречи кандидатов с избирателями, публичные мероприятия, выступления в СМИ и т.д.
8. Голосование. Данный этап можно назвать главной стадией избирательного процесса. Оно представляет собой волеизъявление избирателей по вопросу избрания выдвинутых кандидатов. Голосование может быть как очным (непосредственным), так и заочным (например, по почте).
9. Подсчет голосов и установление результатов выборов. Подсчет отданных голосов сначала производится на участках, а затем они пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии. При этом устанавливается число действительных голосов, т.е. количество бюллетеней установленной формы. Результаты выборов подлежат обязательной публикации.
В случае если выборы оказались нерезультативными, то организуется повторное голосование или повторные выборы.
В современных условиях многие государства (Канада, Нидерланды) достаточно широко применяют электронные устройства для голосования.
Источник
dvorkin
Личный блог и сайт обо всем на свете
Основные стадии избирательного процесса в зарубежных странах.
Избирательный процесс – это урегулированная законом и традициями деятельность по организации и проведению выборов. Избирательный процесс включает ряд стадий.
- Назначение выборов – установление даты голосования. Дата выборов назначается уполномоченным органом (главой государства, парламентом) либо определяется законом заранее.
- Образование избирательных округов. Избирательный округ – это избирательная единица, объединяющая избирателей определенной территории или коллектива для выборов одного или нескольких депутатов. Виды избирательных округов:
– одномандатные (униноминальные) – от каждого избирается только один депутат;
– многомандатные (полиноминальные) – избираются несколько депутатов;
– единый общенациональный избирательный округ, охватывающий всю страну, от которого избираются сразу все депутаты (например, 120 депутатов Кнессета Израиля).
Избирательные округа делятся на более мелкие единицы – избирательные участки – это специальные избирательные единицы, создаваемые для удобства подачи и подсчета голосов избирателей. Они создаются для приближения мест голосования к избирателям.
- Создание избирательных органов (комиссий, бюро, президиумов и т. п.). Основная задача этих органов – организация избирательного процесса.
- Регистрация избирателей – составление списка избирателей, имеющих право голоса на предстоящих выборах.
- Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) – определение круга лиц, из числа которых будут избраны депутаты или другие выборные лица. (собственная инициатива, выдвижение от партии, от общественных объединений, праймериз в США)
- Агитационная кампания – комплекс мероприятий, осуществляемых зарегистрированными кандидатами, политическими партиями, общественными организациями.
Предвыборная агитация включает:
– проведение предвыборных митингов и собраний;
– проведение встреч кандидатов с избирателями;
– расклейку лозунгов, афиш, объявлений;
– издание статей, буклетов, портретов;
– изготовление и раздачу символов и значков;
– выступление по радио и телевидению и т. д.
Размах избирательной кампании зависит от финансовых возможностей политических партий и кандидатов на выборные должности. Средства на избирательную кампанию поступают из государственного бюджета, из средств политических партий, из собственных средств кандидатов (самофинансирование), добровольных взносов (пожертвований).
Государственное финансирование призвано хотя бы в минимальной степени уравнять возможности кандидатов и партий. Государственное финансирование выборов осуществляется во многих странах мира. При этом есть страны, в которых финансирование выборов только государственное (социалистические страны). В большинстве других стран оно сочетается с вышеназванными источниками финансирования.
- Стадия голосования. Голосование проходит на избирательных участках в день выборов в отведенный период времени (обычно с 8 до 22 часов). Абсентеизм – сознательное уклонение от участия в выборах
- Подсчет голосов избирателей осуществляется членами избирательных комиссий или иными органами с соответствующими функциями. Начинается сразу после окончания голосования, производится открыто и гласно.
Как правило, подсчет голосов ведется с помощью автоматизированных компьютерных систем, которые фиксируют каждый поданный голос. Итоги выборов подлежат официальному опубликованию в установленном законом порядке и сроках. Если выборы оказались нерезультативными, то проводится повторное голосование между кандидатами, получившими наибольшее число голосов.
Источник
Избирательный процесс в зарубежных странах: понятие и стадии.
Избирательный процесс — это урегулированная законом и другими социальными нормами деятельность индивидов, органов, организаций и групп по подготовке и проведению выборов в государственные и самоуправленческие органы.
Выборы в зарубежных странах проводятся в установленные законом сроки:
— в президентских республиках — через строго определенные промежутки времени (в США — в первый вторник ноября каждого четного года);
— в парламентарных республиках и парламентарных монархиях:
а) по истечении срока полномочий представительного органа (очередные выборы);
б) в случае досрочного роспуска парламента главой государства (внеочередные выборы);
в) в случае отстранения, отставки или смерти депутата (дополнительные выборы).
Избирательный процесс состоит из определенных стадий:
1. Назначение выборов. Дата выборов может быть установлена конституцией (Коста-Рика, США, Латвия, Мексика). Обычно выборы объявляются указом (прокламацией) главы государства и с предусмотренного в этом акте срока начинается избирательная кампания, которая завершается к моменту окончания голосования (этот срок либо определен конституцией, либо назван в указе главы государства).
2. Установление избирательных округов. Выборы проводятся по избирательным округам: одномандатным, многомандатным и государственным (национальным). Число и нарезка избирательных округов обычно определяются законом. Избирательные округа могут быть территориальными (по месту жительства) и производственными (по месту работы). В отдельных странах округа создаются по этническому признаку (Сингапур, Фиджи).
3. Установление избирательных участков . Избирательный округ подразделяется обычно на избирательные участки, представляющие территориальные единицы, обслуживаемые одним пунктом для голосования. По избирательным участкам, как правило, проводится регистрация избирателей ; они же являются основной ячейкой, в пределах которой соответствующие органы политических партий проводят непосредственную обработку избирателей.
4. Формирование избирательных органов. Эти органы ведают организацией и проведением выборов, обеспечивают контроль за соблюдением избирательного законодательства, определяют результаты выборов (избирательные комиссии, трибуналы, советы, гражданский регистр). Избирательные комиссии могут быть: общегосударственными, территориальными, окружными, участковыми и т.д.
5. Регистрация избирателей и составление избирательных списков . В большинстве стран ведение списков избирателей относится к компетенции муниципальных властей. Существуют 2 системы:
— постоянная — избиратель регистрируется лишь один раз (исправления вносятся лишь в случае смерти, изменении места жительства или фамилии — США);
— периодическая — в установленные законом сроки старые избирательные списки аннулируются и избиратели регистрируются вновь (Великобритания, Канада, Франция и др.).
6. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты. Обычно о возможных кандидатах известно задолго до объявления выборов, но официальное их выдвижение и регистрация начинаются только со дня назначения выборов. Способы выдвижения кандидатов:
— самовыдвижение — подача в надлежащий орган заявления кандидата; иногда требуется, чтобы такое заявление было скреплено подписями установленного числа избирателей (Вьетнам, Франция, Япония);
— партийное выдвижение — официальное представление от имени партии или путем подачи петиции, подписанной определенным числом избирателей (Австрия, Португалия, Египет, Швейцария). Частный случай — праймериз (первичные выборы — в США, Турции);
— выдвижение общественным объединением (Белоруссия, Украина);
— выдвижение избирателями или группой избирателей (Индия, Канада, Бельгия, Великобритания, Нидерланды).
Эти способы во многих странах комбинируются.
7. Предвыборная агитация. Начинается в большинстве стран после регистрации кандидата. Закон всегда определяет допустимые методы агитации, ее начало и время окончания. Наиболее детально регулируются вопросы использования СМИ, финансирования выборов. В целях обеспечения равенства шансов кандидатов запрещается участие в предвыборной агитации определенных должностных лиц, органов местного самоуправления.
Это самая дорогостоящая стадия избирательного процесса (на выборах президента США в 1996 г. было израсходовано 53 млрд. долл.).
8. Голосование, т.е. подача голосов за выдвинутых кандидатов (обычно осуществляется лично, но в некоторых случаях допускается голосование по почте (Великобритания, Германия, Дания), по доверенности (Германия, Франция), а также голосование представителей за неграмотных и больных). В большинстве стран голосуют бюллетенями. Они бывают официальными (изготовлены государством) и неофициальными (печатаются партиями — Франция, Швеция). В некоторых странах избиратели используют для голосования специальные избирательные машины (США, Нидерланды, Индия).
16. Избирательные системы в зарубежных странах: понятие и виды.
Избирательная система — совокупность приемов и способов позволяющих определить итоги голосования и включает в себя подсчет поданных и признанных действительными бюллетеней и определение победителей выборов. Осуществляется избирательными комиссиями, бюро, счетчиками. Закон, как правило, запрещает задерживать или откладывать подсчет результатов выборов.
Мажоритарная предполагает следующее подведение итогов – для избрания кандидат должен получить большинство голосов избирателей данного ИО или страны в целом. В одномандатных округах: голосование за конкретного кандидата, как правило, представителя определенной партии. Многомандатные округа: партия выставляет партийный список, избиратель голосует за партийные списки в целом, партия победившая забирает все мандаты по данному округу. Мажоритарная система не может адекватно отразить реальную расстановку политических сил на выборах. Абсолютное (50% + 1 голос; малоэффективна, часто требуются повторные выборы) и относительное (США, Великобритания, Канада, Индия – победителю необходимо получить больше голосов, чем у других кандидатов, а на сколько больше – неважно; хорошо работает когда баллотируются 2 кандидата, если 1 – объявляется победителем без выборов) большинство. Редко встречается мажоритарная система квалифицированного большинства.
Пропорциональная ИС – избиратель голосует за избирательное объединение (за партийные списки), более точно отражает реальную расстановку политических сил. Подсчет голосов: общее количество проголосовавших делится на число мест в парламенте (избирательная квота); получают так называемое «избирательное частное»; количество проголосовавших за каждое ИО делят на ИЧ – полученная цифра число мест в парламенте; нераспределенные мандаты получают те, у кого больше дробный показатель. Иногда отсеивают партии, набравшие менее 5% голосов избирателей – страны с большим количеством партий (РФ). Особая разновидность ПС – система голосования по преференциям (избиратель внутри списка распределяет кандидатов в порядке – 1, 2, 3 и т.д.). Панаширование – голосование за кандидатов из разных списков (Швейцария), сильно искажает пропорциональную систему, используется людьми безразличных к политике и ориентирующихся на личные качества кандидатов.
Смешанная избирательная система построена на сочетании мажоритарной и пропорциональной систем. Она может быть симметричной и ассимтричной. Смешанная изб сист признается симметричной, когда кол-во избирательных депутатов по мажорит и пропорц сист равное. Ассиметрична, в случае избрания не одинакового кол-ва депутатов по мажорит и пропорц сист.
17. Референдум в зарубежных странах: понятие и виды.
Референдум – это форма демократии, сутью которой является голосование граждан по какому-то важному конкретному вопросу, либо за принятие или отмену законопроекта путем всенародного голосования.
Референдумы могут быть:
-общенациональные (проводимые в масштабах страны);
-региональные (охватывают население крупного района страны);
-местные (в масштабах города).
-конституционные (предметом референдума является проект новой конституции либо поправки к ней);
-законодательные (предполагают утверждение закона).
-обязательные (проведение которых предусмотрено конституцией или иным законодательным актом);
-факультативные (не носят обязательный характер);
-международно-правовые (на которых решаются вопросы связанные с международным статусом или отношениями с другими государствами);
-административные (на которых ставятся различные государственно-управленческие вопросы внутригосударственного уровня).
Плебисцит является весьма близким по смыслу понятием референдума.
Плебисцит – это референдум по вопросам политической судьбы территории, на которой живут граждане, т.е. по вопросам, связанными с международно-правовыми последствиями.
Немецкие государствоведы под термином «плебисцит» понимают все виды голосования вообще, включая и выборы.
Французы под плебисцитами понимают голосование, при помощи которого граждане выражают одобрение или неодобрение главе государства и проводимой им политике.
18. Глава государства в зарубежных странах: понятие, юридические формы, полномочия главы государства в зарубежных странах.
Глава государства — это верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единства и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.
В большинстве современных государств глава государства, как правило, единоличный. В монархиях — это монарх, в республиках — президент. Глава государства в зарубежных странах может быть коллегиальным. На сочетании коллегиальных и частично единоличных элементов построен институт главы государства в Китае.
Юридические формы главы государства: единоличный монарх, унаследовавший свою должность; единоличный монарх, назначенный своей семьей; единоличный монарх федеративного государства, выбранный монархами субъектов федерации, четвёртая форма — единоличный президент, пятая — коллегиальный орган, шестая — глава правительства (в землях ФРГ), седьмая — представитель британского монарха, восьмая — единоличный или коллегиальный глава государства, узурпировавший власть.
Глава государства может входить в какую-либо ветвь власти либо не входить ни в какую. Президент США — глава государства и исполнительной власти. Президент Индии — глава государства и входит в состав парламента (ст. 79 Конституции). Президент ФРГ не может входить ни в какую ветвь власти (ст. 55 Конституции). Президент Франции выступает как арбитр, обеспечивающий своим арбитражем нормальное функционирование публичных властей (ст. 5 Конституции).
-правом участия в формировании правительства.
— право объявления чрезвычайного положения
— обладает правами, позволяющими ему в случае необходимости воздействовать на парламент.
— созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, может прервать при определенных условиях сессию парламента.
— право роспуска нижней палаты (очень редкообеих палат) парламента
— назн-т внеочередные или очередные выборы.
— право законодательной инициативы, которое обычно осуществляется ими в виде посланий.
— участник законодательного процесса: законопроект получает силу только тогда, когда он санкционируется главой государства.
— право назначать в некоторых странах членов верхних, а иногда и нижних палат парламента.
— является высшим представителем страны в сфере внешних сношений.
— назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов.
— принимает дипломатических представителей иностранных государств.
— право ведения международных переговоров.
-право объявления войны и закл-я мира, хотя для этого требуется санкция парламента.
— право помилования, смягчения или замены наказания, изменения приговора;
-право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий;
-право присвоения почетных званий и титулов
19. Понятие, формирование, структура и полномочия парламентов в зарубежных странах.
Парламент- это избираемый населением (частично назначаемый) высший законодательный представительный орган государственной власти.
Главной функцией депутатов парламента является принятие законов. Парламентская деятельность помимо законодательной функции включает в себя и представительскую функцию, под которой понимается деятельность парламента по открытому и публичному обсуждению важнейших вопросов страны. Принято считать, что первый парламент появился в Англии. Его создание было компромиссом между зарождающейся буржуазией и дворянством, средством сглаживания противоречий между этими двумя группами населения.
Классификация зарубежных парламентов.
2) По объему их компетенции:
а) с абсолютно ограниченной компетенцией (установлен точный перечень полномочий (конгресс США));
б) с абсолютно неограниченной компетенцией (юридически не определен перечень полномочий, они издают законы, касающиеся любой стороны жизни (парламент Италии, Новой Зеландии));
в) парламенты с относительно ограниченной компетенцией (парламенты, которые обладают как бы меняющейся компетенцией, в большинстве случаев это касается федеративных государств (ФРГ, Индия)).
3) По принципу устройства высшей государственной власти выделяют 4 модели:
а) характерно для парламентарных республик, где парламент работает на основе принципа парламентского ответственного правления. Характерные черты — институт политической ответственности правительства, парламент наделен правом вотума недоверия правительству (Италия, Болгария);
б) характерно для стран с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения власти. Парламенты не обладают правом вотума недоверия, а правительство не обладает правом роспуска парламента, существует жесткий принцип «сдержек и противовесов» (конгресс США);
в) третья модель парламента имеет место в странах со смешанной формой правления, сочетающие в себе элементы парламентарной и президентской системы (Франция);
г) парламенты, играющие так называемую «декоративную» роль. Это законосовещательные органы, выполняющие в основном консультативную роль (испанские страны).
Новейшей классификацией парламентов считается деление законодательных органов на активные, реактивные, маргинальные и минимальные.
Активные – участвуют как в принятии законов, так и в формировании правительства либо его отставки (США).
Реактивные – существуют в странах, где доминирует исполнительная власть, но в тоже время парламенты влияют на правительство (Австралия, Великобритания).
Маргинальные – жестко контролируются верховной исполнительной властью, и их вклад в реальную политику весьма незначительный.
Минимальные – являются парламентами только по назначению.
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются как правило путем всеобщих и прямых выборов.
Основные способы формирования верхних палат двухпалатного парламента: 1. По принципу наследования. Наследственный пр-п был заложен в основу формирования верхней палаты британского парламента..
2. формирование верхней палаты посредством назначения. Причем следует разграничить назначение всего состава членов верхней палаты либо части членов главой гос-ва, а иногда и главой правительства.
3. посредством выборов. В данном случае следует рассмотреть порядок формирования верхних палат путем а) прямых выборов; б) непрямых выборов. А) В США сенат избирается прямыми выборами, независимо от численности населения каждый из 50 штатов представлен двумя депутатами. Б) Во Франции верхняя палата избирается косвенными выборами. Сенаторов избирают специальные коллегии в каждом департаменте, куда входят депутаты от региональных и генеральных советов.
4. формирование смешанным путем, при котором могут сочетаться элементы выборности, назначения, а также иметь место наследственный принцип. (сенат Италии: избирается 315 сенаторов, каждый бывший президент пожизненный сенатор по праву, Президент может назначать пожизненным сенатором пять граждан, прославивших родину).
Пост председателя верхней палаты замещаются по-разному:
1. избирается сенаторами из своего состава (Франция); 2. назначается правительством (Англия): 3. Назначается главой гос-ва; 4. становится вице-президент (США); 5.В Австрии в Федеральном совете председательствуют поочередно каждые полгода в афавитном порядке названий земель, причем первый тот, который был выдвинут Федеральный совет первым.
20. Правительство в зарубежных странах: понятие, компетенция, структура, политическая ответственность правительства и его членов.
Правительство представляет собой коллегиальный исполнительный орган власти. Правительства разных стран различаются по способу формирования, внутренней структуре, по объему полномочий.
В современных зарубежных странах в зависимости от формы правления правительства формируются двумя основными способами:
1. Внепарламентский способ формирования правительств — правительство формируется президентом, избираемым посредством непарламентских выборов.(США)
2. Парламентский способ формирования правительства применяется в странах с парламентарными формами правления.
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 31 | Нарушение авторских прав
Источник