Основные тенденции развития государственной службы развитых стран

Основные тенденции развития государственной службы развитых стран

Серьезного внимания заслуживают основные тенденции в развитии государственной службы в современных зарубежных государствах:

• Ориентация на клиента и творчество профессионально подготовленных государственных служащих. Министерства и агентства должны четко определять круг клиентов, чтобы качественно оказывать им услуги. Чиновники старой школы, привыкшие прислушиваться к указаниям сверху, обязаны переучиваться либо уйти в отставку. Государственный служащий новой формации несет полную ответственность за удовлетворение интересов клиентов (налогоплательщиков). Принцип краток: “Командуют клиенты”.

• Ориентация на конечный результат, а не на процесс. Это становится оценкой деятельности государственных органов и служащих.

• Приоритет при подборе кадров на государственную службу таких качеств, как инициативность, творчество, новаторство, интуиция и др., которые обычно присущи предпринимателям, менеджерам.

• Принцип рентабельности. Рачительно, экономно и бережливо использовать деньги налогоплательщиков. Максимально эффективно использовать деньги, отпущенные государству.

• Принцип демократизации и простоты управления. Государственная служба зависит от гражданского общества. Необходимо повысить оперативность управления, что связано с упрощением управленческих структур, процедур принятия решения, повышением самостоятельности оперативных единиц.

Новая модель государственной службы идет на смену модели рациональной бюрократии М. Вебера (для нее характерны порядок, более или менее совершенная структура, подготовленные кадры, иерархичность и др.). Для новой модели государственной службы характерны творчество, новаторство, эмоциональная атмосфера, духовность, синтез рациональности и вдохновения.

Одним из главных методов построения государственной службы в зарубежных государствах является должностная классификация с четкими стандартами в отношении обязанностей должностных лиц и квалификационных требований, выдвигаемых к ним. В соответствии с принципами «системы заслуг» (на них основывается идеология западных государственных служб) обязательным условием занятия административных должностей (кроме «политических») является сдача соответствующих экзаменов и прохождение конкурса. Периодические аттестации, экзамены и конкурсы – неотъемлемый элемент карьеры западного чиновника.

Читайте также:  Они управляют страной по действующим

Так, например, в ФРГ прохождение государственной службы включает подготовительную службу и испытательный срок. Подготовительная служба низшего уровня (для лиц с общеобразовательной школой) длится 6 месяцев, испытательный срок — 1 год. Подготовительная служба среднего уровня

продолжается не менее 1 года. После ее прохождения сдается должностной экзамен (испытательный срок составляет 2 года). Подготовительная служба высшего уровня длится не менее 3 лет. После успешной сдачи экзамена служащий проходит испытательный срок, составляющий 2 года и 6 месяцев. Служащие среднего уровня могут быть переведены в должность высшего уровня службы, если они прослужили не менее 4 лет и пригодны к работе на высшем уровне. Ознакомление с новой должностью длится не менее 3 лет. После этого сдается переходный экзамен

Источник

Пути модернизации государственной службы в зарубежных странах

Проблема реформирования государственной службы стала в XXI веке приоритетной для многих стран мира, включая Россию. В настоящее время на смену государственному управлению, основанному на жесткой централизации, приходит управление по принципу служения государства обществу. Активно идет процесс приспособления системы государственного управления к условиям общества высоких технологий.

Обращение к зарубежному опыту реформирования государственной службы дает возможность определить, что может быть использовано в российских условиях.

Основные направления модернизации государственной службы в зарубежных странах вытекают из целей реформ, которые предполагают решение таких проблем, как снижение государственных расходов, повышение способностей к развитию и реализации политики, улучшение выполнения государством функций работодателя, укрепление доверия к власти со стороны населения и частного сектора.

Все четыре проблемы в значительной степени коренятся в налогово-бюджетной сфере. Поэтому упор в реформировании делается на предполагаемой экономии средств. Считается необходимым сокращение государственных расходов, в том числе совокупного фонда заработной платы.

Важным является расширение способностей правительства к осуществлению легитимных изменений в политике и стремление устранить препятствия, с которыми сталкиваются власти в своих попытках изменить направление социальной и отраслевой политики. Основным препятствием считается сопротивление внутри государственной службы, которое коренится в цинизме, являющемся следствием целого ряда пустых или так и невыполненных реформаторских решений. Цели реформ акцентируют внимание на укрепление принципа профессиональных качеств в кадровой политике государственного сектора и на изменении стимулов для каждого государственного служащего, согласовании их с общими целями государственной политики. Повышение способностей к развитию и реализации политики возможно на основе сокращения патронажа и повышения гибкости контрактов о найме.

Специалисты отмечают, что укрепление принципа профессиональных качеств в кадровой политике и сокращение патронажа способны повысить компетентность и одновременно снизить риски того, что политическое противостояние отразится на функционировании государственной службы. Доступ к должностям на государственной службе и обязанности государственных служащих подвергаются юридическому пересмотру в рамках объединенной и защищенной кадровой государственной службы с закреплением определений размеров государственной службы в законе и описанием процедур в нормативных актах. Также нередко пересматриваются кодексы норм поведения и эквивалентные рамки, регламентирующие поведение государственных служащих.

Во многих случаях провозглашенной целью реформ является характер контракта о найме на работу между государственным служащим и государством. Необходимо отметить, что предполагаемая направленность реформ при этом существенно различается. Страны без прочно укоренившегося принципа профессиональных качеств должны юридически определить порядок доступа к должностям на государственной службе (и обязанности государственных служащих) и дополнить контракт о найме государственных служащих системой «сдержек и противовесов». В странах, где уже существует надежная правовая и основанная на обычаях правовая система кадровой политики, приходится двигаться в ином направлении. В этих преимущественно англоязычных и входящих в ОЭСР странах в качестве направления реформ было провозглашено сокращение гарантий занятости и ограничение влияния фактора старшинства при принятии решений, касающихся продвижения по службе и карьерного роста. Возросла значимость индивидуальных контрактов о достижении конкретных результатов деятельности, упростился порядок поощрения государственных служащих по результатам их работы.

По сути дела, некоторые реформы ассоциируются с введением так называемых «карьерных систем», при которых начальный прием на государственную службу осуществляется по итогам независимого тестирования либо по наличию соответствующего диплома о высшем образовании или ученой степени. Ряд других реформ в так называемых «системах на основе должностей», при которых основной упор делается на отборе наилучшего кандидата на каждую вакантную должность, обеспечил более свободный доступ на государственную службу и упростил проникновение в нее кадров извне.

Одной из задач реформирования государственной службы является стремление достичь лучшего баланса между стоящими перед государством налогово-бюджетными проблемами, связанными с занятостью в государственном секторе, и потребностью в создании стимулов, обеспечивающих приток на государственную службу компетентных кадров. Для этого предлагается сокращение совокупных расходов на заработную плату работникам государственного сектора при одновременном повышении размера оплат труда государственных служащих.

С точки зрения оплаты труда и стимулов все страны, отобранные для сравнительного анализа, можно расположить вдоль некой условной «шкалы» в диапазоне «широкие задачи – узкие задачи». Распределение стран будет следующим: Китай с его всеобъемлющими целями реформы, Венгрия, Новая Зеландия, Южная Корея, Австралия, Бразилия, Польша, Великобритания, Канада, Чили, Финляндия, Германия, США, Нидерланды с их конкретными и узконаправленными задачами.

В ходе проверки эффективности материальных стимулов на уровне отдельных государственных служащих реформаторы отмечают, что их заработная плата должна быть достаточно конкурентоспособной для набора, удержания и мотивирования квалифицированных кадров на всех уровнях.

Некоторые реформаторы системы оплаты труда стремятся учитывать реальное положение дел, которое заключается в том, что в стране наблюдается абсолютная нехватка квалифицированных кадров в отдельных узкопрофессиональных областях деятельности. Проблема, с которой они сталкиваются, заключается в необходимости предложить оплату труда такого уровня, которая позволила бы государству набирать, мотивировать и удерживать внутри страны технические, профессиональные и управленческие кадры в условиях конкуренции с отечественным частным сектором и зарубежными работодателями в лице иностранных инвесторов. В политическом плане это может быть сопряжено со значительными трудностями, если предусматривается радикальная декомпрессия официальных тарифных сеток при одновременном значительном повышении заработной платы служащим высшего звена.

Некоторые реформаторы могут ставить перед собой цель укрепления доверия населения и деловых кругов к честности и эффективности государственной службы.

Недостаточно уважительное отношение населения к государственной службе является не просто реакцией разочарованных потребителей на недостаточно высокий уровень услуг. Государство выступает не просто как поставщик услуг, поэтому нахождение правильного баланса между скептицизмом и доверием к государству всегда будет сопряжено с определенными трудностями. Совершенно очевидно, что слишком низкое доверие к деятельности правительства и массовый цинизм в отношении ее эффективности могут иметь пагубные последствия, подрывая демократические институты и снижая привлекательность государственной службы для талантливых людей. Результаты проведенного в странах ОЭСР обследования свидетельствуют о наличии определенных тревожных признаков роста цинизма общественности в отношении государственной службы. Данные показывают, что граждане зачастую испытывают к государственным служащим больше доверия, чем к политическим деятелям. Однако такой результат является малоутешительным. Граждане склонны давать менее высокую оценку этическим нормам государственных служащих и политических деятелей по сравнению с оценкой представителей других профессий.

Одной из значимых причин неуважительного отношения населения к государственной власти является озабоченность населения проблемой коррупции.

Под административной коррупцией понимается намеренное внесение искажений в установленный порядок исполнения существующих законов, правил и нормативных актов с целью предоставления преимуществ государственным или негосударственным лицам в результате незаконной передачи либо переадресования частных средств государственным чиновникам. Однако реформаторы редко доходили до такого уровня конкретики, говоря о коррупции, которую им хотелось бы сократить.

При совершенствовании предоставления услуг усилия многих реформаторов были направлены на то, чтобы заставить чиновников более чутко относиться к мнению общественности за счет повышения сознательности и организованности потребителей в результате распространения основных данных об эффективности деятельности и осуществления обратной связи с потребителями.

В целом проблемы, стоящие перед реформаторами различных стран, можно отразить в таблице.

Таблица 1. Проблемы, стоящие перед реформаторами разных стран1

Из этой таблицы видно, что для разных стран актуальными являются различные проблемы. Единой для всех представленных стран является проблема государственных расходов и совокупного фонда оплаты труда. Для 13 из 14 стран – важной является проблема неэффективности деятельности и низкое качество услуг. Все остальные проблемы имеют значение лишь для двух-трех стран.

В итоге интенсивная деятельность по проведению реформ находит отражение в крупномасштабных проблемах реформирования, его внушительном размахе и широком применении «передовых» реформ. «Передовые реформы» — это те, проведение которых строится на глубоко укоренившейся в поведении государственных служащих дисциплине, прочно утвердившейся организационной культуре соблюдения правил и ответственности руководителей за результаты своей деятельности.

С точки зрения реформирования процессов государственного управления определенные результаты были достигнуты. Произошли сокращение государственных расходов как доли ВВП, вполне отчетливая тенденция к снижению бюджетных дефицитов; рост эффективности деятельности; политическая гибкость и чуткость к меняющимся ситуациям; обеспечение существенного укрепления подотчетности как на уровне государственного аппарата в целом, так и в отдельных государственных ведомствах; расширение возможностей найма новых сотрудников на условиях контрактов с фиксированным сроком пребывания в должности..

Одновременно необходимо отметить, что многие программы реформ достигли лишь малой части тех целей, которые планировали достичь их разработчики.

Источник

Основные тенденции развития государственной службы развитых стран

Государственная служба – это разновидность профессиональной деятельности, осуществляемая гражданами в системе органов государственного управления с целью реализации их полномочий.

Государство постоянно стремиться к оптимизации государственной службы, как следствие, регулярно реформирует данную сферу профессиональной деятельности, в том числе зарубежных странах.

Необходимость реформирования государственной службы

XXI век выдвинул в качестве приоритета для разных стран мира проблему осуществление реформ в сфере государственной службы.

В настоящее время государственное управление, основанное на жесткой централизации, сменяется принципом служения обществу государством. Государственное управление находится на пути активного приспособления к условиям существования общества, основанного на высоких технологиях.

Готовые работы на аналогичную тему

Реформирование государственной службы в зарубежных странах определяется целями этих реформ, которые направлены на решение таких проблемы государственного управления как:

  • во-первых, преодоление сокращения расходов государства;
  • во-вторых, обеспечение роста способности государства к реализации и развитию политики;
  • в-третьих, обеспечение улучшения исполнения государством функции работодателя;
  • в-четвертых, обеспечение роста доверия к органам государственного управления со стороны граждан и представителей бизнеса.

Направления реформирования государственной службы в зарубежных странах

Основу проблем государственного управления формирует налогово-бюджетная сфера. В связи с этим основной упор реформ государственной службы в зарубежных странах делается на обеспечение экономии средств государства. Приоритетным направлениям реформирования государственной службы является сокращение расходов государства, в том числе в части заработной платы государственным служащим.

Реформирование государственной службы стремится обеспечить лучший баланс между налогово-бюджетными проблемами государства, обусловленными занятостью в государственном секторе, и потребностью в формировании мотивов и стимулов, обеспечивающих поступление в систему государственной службы профессиональных и компетентных специалистов. Государство стремится к перераспределению совокупных расходов на заработную плату в государственном секторе в пользу государственных служащих.

Заработная плата государственных служащих должна быть достаточно конкурентоспособной, чтобы обеспечить приток специалистов из частного сектора.

Государство должно выступать в качестве конкретного участника рынка труда, предлагающего такую оплату труда, которая позволила бы ему привлечь и удержать в системе государственной службы профессиональных, технически развитых и подготовленных с управленческой точки зрения специалистов.

Некоторые реформы государственной службы направлены на обеспечение роста доверия граждан и предпринимательского к государственным органам. Недовольство населения и предпринимательского сектора деятельностью государственных служащих обусловлено несколькими причинами, к числу которых можно отнести низкий уровень качества государственных услуг, бюрократию, взяточничества и так далее. Задача государства в этом направлении реформирования состоит в обеспечении соблюдения принципиальных основ несения государственной службы, организации контроля за деятельностью государственных служащих, искоренении кумовства при замещении постов государственной службы и так далее.

Проблема коррупции в системе государственной службы актуальна для всех стран мира. Наличие властных полномочий формирует устойчивую основу для злоупотреблений властью. Такое отношение чиновников к власти порождает среди населения цинизм и недовольство в отношении государственных служащих. Государственные власти стремятся к преодолению коррупционных проблем.

Проблемы реформирования государственной службы в зарубежных странах

Реформирование государственной службы в зарубежных странах неизбежно сталкивается с рядом проблем, препятствующих реализации реформ. Основной задачей реформирования государственной службы является обеспечение более чуткого отношения государственных служащих к мнению общества, обусловленного ростом качественности и организованности процесса оказания государственных услуг. Основу государственного управления должна составлять обратная связь с населением.

К числу наиболее значимых проблем реформирования государственной службы в зарубежных странах можно отнести следующие:

  • для Австралии, Великобритании, Германии, Китая, США, Финляндии, Южной Кореи, Нидерландов, Венгрии, Бразилии наиболее актуальной является проблема сокращения государственных расходов и фонда оплаты труда государственных служащих;
  • для Венгрии, Китая огромное значение имеет проблема патронажа;
  • для Австралии, Великобритании, Новой Зеландии проблемой является системой контрактного найма на государственную службу и сроки пребывания на должностях государственной службы;
  • для Новой Зеландии и Южной Кореи актуальной является проблема неэффективного материального стимулирования государственных служащих;
  • для Бразилии, Венгрии, Китая актуальной проблемой реформирования государственной службы являются масштабы коррупции и недостаточность доверия государственным служащим со стороны граждан;
  • для большинства стран характерна проблема низкой эффективности и качества государственных услуг.

Для разных стран характерно наличие разных проблем государственного управления, но большинство стран стремится в первую очередь к сокращению государственных расходов и повышению эффективности качества государственных услуг.

Источник

Оцените статью