Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
Главная / Восточная Европа / Россия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства — Далее
Россия / Внешние и внутренние угрозы безопасности государства
К бремени традиционных (военно-политических) внешних и внутренних угроз безопасности России прибавляются новые вызовы и угрозы, имеющие глобальный характер, — международный терроризм, наркотрафик, организованная преступность, демографические проблемы, а также нелегальная миграция и др.
Основные внешние угрозы безопасности государства:
а) поддержка международными террористическими организациями и некоторыми исламскими государствами сепаратизма на Северном Кавказе;
б) наркотрафик из Центральной Азии и давление исламского экстремизма на этот регион;
в) приближение НАТО к границам России;
г) демографическое давление Китая на Дальнем Востоке и территориальные претензии Японии на часть Курильской гряды.
В России продолжает снижаться численность населения — с 146,3 миллионов человек в 2001 году до 142,2 миллионов человек в 2007 году. По данным доклада ПРООН «О развитии человека 2007/2008», в 2005–2015 годах прогнозируется отрицательный ежегодный прирост населения, который составит −0,5%.
Смертность населения в 1992–1994 годах выросла с 12,2 до 15,7 человек на 1 000 жителей и только в 1997–1999 годах стала падать. В 1990–2002 годах рождаемость упала с 16 до 9 новорождённых на 1 000 жителей. Падение рождаемости является следствием как неуверенности в завтрашнем дне, так и вхождения страны в стадию позднеиндустриального общества, для которого вообще характерна низкая рождаемость. В 2000–2001 годах начался рост рождаемости и смертности одновременно. Серьёзными проблемами России являются алкоголизм и наркомания, которыми охвачено до 3 миллионов человек.
После распада СССР административные границы превратились в государственные. В 1990-х годах границы РФ оставались легко проницаемыми для внешних потоков иммигрантов и импортно-экспортных потоков. Это привело к серьёзным демографическим проблемам. Наибольшая волна миграции в Россию со стороны стран СНГ произошла в 1994 году, когда в РФ мигрировали 1,1 миллионов человек. В 2004–2006 годах миграция росла — с 119 157 до 186 380 человек (из стран СНГ — с 110 374 до 177 657 человек). Но с учётом нелегальной иммиграции это число многократно больше. В 2000 году доля иммигрантов в составе населения РФ составляла 9,1 %.
Миграционные процессы в России ведут к росту межнациональной напряжённости как в связи со сложностями, возникающими при взаимодействии разных культур, так и по причине накопления социальных проблем. Тревожной тенденцией стал рост праворадикальных настроений фашистского и шовинистического толка. Насилие со стороны молодёжных националистических группировок (скинхедов) проявлялось в Санкт-Петербурге, Воронеже и других городах России. Скинхеды встречают сопротивление со стороны молодёжных леворадикальных групп.
Одной из острейших проблем России традиционно является коррупция.
В условиях происходящего с 1990-х годов демонтажа индустриальной системы советского типа и социального государства образуются новые социальные ниши, которые заполняются маргинальными слоями, потерявшими прежние социальные ниши. Темпы этой социальной «перестройки» замедлились в первые годы XXI века, но она не была закончена. Эта ситуация незавершённого, «замороженного» перехода чревата обострением социальных конфликтов.
В условиях территориальной неравномерности экономического развития на постсоветском пространстве происходило накопление межнациональных напряжений. Наиболее болезненным является конфликт на Северном Кавказе, для преодоления социально-экономических и политических последствий которого потребуются долгое время и значительные усилия федеральных и региональных властей.
Сохраняется угроза терроризма, регулярно происходят небольшие вооружённые столкновения на Северном Кавказе, реже — террористические акты в этом регионе и в Москве.
← Назад | Внешние и внутренние угрозы безопасности государства | Вперёд →
Источник
УГРОЗЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Угроза безопасности РФ— совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.
Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности.
Угрозы безопасности можно условно разделить на политические (угрозы существующему конституционному строю), экономические, военные, информационные, техногенные, экологические и иные.
Наиболее полно весь спектр угроз РФ получил отражение в Концепции национальной безопасности РФ, Федеральных законах «Об обороне», «О безопасности». Военная сфера и угрозы в ней отражены в Военной доктрине РФ.
Весьма значительной остается террористическая угроза, причем существенной подпиткой для террористов, источником их вооружений и полем для практического применения сил остаются локальные конфликты, зачастую на этнической почве, к которой нередко добавляется межконфессиональное противостояние, искусственно нагнетаемое и навязываемое миру.
Серьезная опасность связана и с распространением оружия массового поражения. В том случае, если такое оружие попадет в руки
террористов, а они к этому стремятся, последствия будут просто катастрофическими.
Значимым направлением международной политики на протяжении десятилетий остается разоружение. И наша страна внесла огромный вклад в поддержание стратегической стабильности в мире.
Сохраняются угрозы в экономической сфере, проявляющиеся в сокращении производства, снижении инвестиционной и инновационной активности, разрушении научно-технического потенциала. Несомненную угрозу составляет увеличение доли топливно-сырье-вого сектора, формирование экономической модели, основанной на экспорте топлива и сырья и импорте оборудования, продовольствия и предметов потребления, что может привести к завоеванию внутреннего рынка России иностранными фирмами.
Угрозой безопасности России в социальной сфере выступает увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности, расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, усиление социальной напряженности.
Угроза истощения природных ресурсов и ухудшения экологической ситуации нарастает из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности и неразвитости законодательной основы природоохранных мероприятий, отсутствия либо ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.
Угрозы национальной безопасности РФ в международной сфере проявляются через попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формируемого многополярного мира.
Основные внешние угрозы:
— развертывание группировок сил и средств, преследующих цель военного нападения на РФ или ее союзников;
— территориальные претензии к РФ, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;
— осуществление государствами или общественно-политическими структурами программ по созданию оружия массового поражения;
— вмешательство во внутренние дела РФ со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;
— демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;
— наличие вблизи границ РФ или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;
— нестабильность, слабость государственного строя в отдельных приграничных странах;
— наращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ РФ или границ ее союзников и в прилегающих к их территории морских водах;
— расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;
— ввод иностранных войск (без согласия РФ и санкции Совета безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных РФ государств.
Основные внутренние угрозы:
— сырьевой характер экономики, отсутствие производства отечественных товаров, низкая производительность труда;
— низкий уровень развития сельского хозяйства и недостаточное производство отечественной сельскохозяйственной продукции;
— социальное неблагополучие и низкий уровень жизни большинства населения;
— высокий уровень коррупции;
— терроризм и попытки насильственного изменения конституционного строя;
— создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований;
— незаконное распространение (оборот) на территории РФ оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и др.;
— широкомасштабная деятельность организованной преступности, угрожающая политической стабильности в масштабах субъекта РФ;
— деятельность сепаратистских и радикальных религиозно-националистических движений в РФ.
Исходный момент в оценке уровня угроз в военной сфере для РФ заключается в том, что значение военной силы в системе международных отношений за последнее время не уменьшилось. Более того, военно-политическая обстановка не исключает возможности возникновения вблизи границ России крупных вооруженных конфликтов, затрагивающих интересы безопасности РФ, или возникновения прямой военной угрозы безопасности РФ.
Основная задача Вооруженных сил России и стран-союзников — нейтрализация внешних угроз, а также участие в нейтрализации внутренних и трансграничных угроз. На сегодняшний день уровень военной опасности для России можно расценить как относительно невысокий. Ни одна из существующих конфликтных ситуаций силового плана не создает прямой военной угрозы безопасности РФ. В то
же время, учитывая изменения геополитической обстановки в мире, приходится констатировать, что обеспечение безопасности РФ только за счет политических возможностей (членство в международных организациях, партнерские отношения, возможности влияния) становится недостаточным.
Дата добавления: 2016-09-20 ; просмотров: 18942 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Основные угрозы национальной безопасности России по сферам жизнедеятельности государства.
Основные угрозы национальной безопасности:
•экономический рост остается неустойчивым;
•преобладание в экспортных поставках сырья и материала, а в импортных – предметов потребления и продовольствия;
•расслоение общества на богатых и бедных;
•сложная демографическая ситуация;
•малая средняя продолжительность жизни;
•ослабление фундаментальной ячейки общества;
•низкая экологическая культура населения;
•использование территории России для захоронения отходов;
•использование морально устаревшего оборудования;
технологический разрыв ряда ведущих государств по созданию вооружения
Нац. Безопасность — безопасность многонационального народа РФ как носителя суверенитета и единства источника власти в РФ.
Угроза нац. безопасности -совокупность условий и факторов, создающих опасность для жизненно важных интересов государства, личности и общества. Основные угрозы:
В сфере экономики: 1)Сокращение ВВП 2) Снижение инвестиционной активности 3) Уменьшение научно-технического потенциала 4) Стагнация аграрного сектора 5) Рост внутреннего и внешнего долга 6) Преобладание экспорта сырья и энергии и импорта продовольственных товаров и предметов потребления.
Обеспечение национальной безопасности России (национальные программы, важнейшие задачи).
Основой обеспечения национальной безопасности РФ является эффективное функционирование системы безопасности во всех сферах национальных интересов России
-своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз
-подъем экономики страны
-улучшение экологической ситуации в стране
-обеспечение суверенитета и тер целостности РФ, безоп границ
-укрепление режима нераспространения оружия массового поражения
-реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних
и внешних угроз
Основные функции гос. власти в обеспечении безопасности
1)выявление и прогнозирования опасностей объектом безопасности
2)создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечивающих безопасность
3)восстановление нормальной жизнедеятельности на территории, пострадавшей от ЧС
4)проведение комплексных мер по снижению риска ЧС
5)участие в международной системе безопасности
Основные функции системы безопасности
1.Выявление и прогнозирование опасностей объектам безопасности.
2.Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности, управление ими в повседневных условиях.
3.Восстановление нормальной жизнедеятельности на территориях,
пострадавших от ЧС.
4.Осуществление комплекса мер по снижению и смягчению рисков ЧС.
5.Участие в международных системах безопасности.
Силы и средства обеспечения безопасности
1) Вооруженные силы РФ. 2) Федеральные органы безопасности. 3)Органы внутренних дел, внешней разведки, налоговой службы. 4) Силы и средства ликвидации ЧС. 5) Гражданские организации ГО (формирования ГО). 6) Пограничные войска, внутренние войска. 7) Органы, обеспечивающие безопасность в промышленности, сельском хозяйстве, транспорте и т.д. 8) Службы, обеспечивающие информационную безопасность. 9) Таможня. 10) Природоохранительные органы. 11)
Органы охраны здоровья.
В реализации политики обеспечения национальной безопасности принимают участие:
1.Президент — руководит органами и силами обеспечения безопасности;
2.Федеральное собрание — формирует законодательную базу в сфере безопасности;
3. Правительство — координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти субъектов РФ, формирует статьи бюджета для реализации программ в области безопасности.
4. Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности;
5.Федеральные органы исполнительной власти — исполняют решения, разрабатывают нормативные акты в области безопасности.
6.Органы исполнительной власти субъектов РФ — взаимодействуют с федеральными органами власти.
7.Органы местного самоуправления — обеспечивают исполнение решений.
Совет Безопасности России- назначение и состав
назначение — проводит работу по предупреждению и выявлению угроз безопасности
— контроль за органами и силами обеспечения безопасность
состав — секретарь, председатель, постоянные члены СБ, члены СБ
Совет безопасности — проводит работу по выявлению и оценке угроз безопасности; контролирует деятельность органов и сил обеспечения безопасности; контролирует реализацию федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов федерации \решений в этой власти.
Концепция национальной безопасности РФ, основные положения.
Указом президента РФ №24 от 10.01.2000 г. принята «Концепция национальной безопасности РФ» (концепция – система…).
1) место России в мировом сообществе;
2) национальные интересы РФ;
3) основные угрозы национальной безопасности:
4) обеспечение национальной безопасности.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. № 24.
Концепция национальной безопасности — система взглядов на обеспечение в РФ безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности.
Под национальной безопасностью РФ понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в РФ, т.е. национальная безопасность РФ — состояние защищенности национальных интересов РФ от внутренних и внешних опасностей и угроз.
4 части : 1) Роль и место РФ в мир сообществе, 2) Нац интересы РФ, 3) Основные угрозы РФ, 4)Обеспеч Б
Национальные интересы России — это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, информационной, социальной, международной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Национальные интересы РФ
В экономической сфере — устойчивое развитие экономики страны.
Во внутриполитической сфере — сохранение стабильности, конституционного строя, институтов государственной власти, обеспечение гражданского мира и национального согласия, территориальной целостности и др.
В социальной сфере — обеспечение высокого уровня жизни народа.
В духовной сфере — сохранение и укрепление нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма, культурного и научного потенциала.
В международной сфере — обеспечение суверенитета, упрочение РФ как великой державы, соблюдение прав и свобод человека, недопустимость применения двойных стандартов.
В информационной сфере — соблюдение конституционных прав и свобод граждан в области получения информации и использования ее, развитие современных телекоммуникационных технологий, защита государственных информационных ресурсов от несанкционированного доступа.
В военной сфере — защита независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, предотвращение военной агрессии против России.
В пограничной сфере — создание политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы.
В экологической сфере — оздоровление и сохранение окружающей среды.
Важнейшими составляющими национальных интересов России является защита личности, общества и государства от терроризма, в том числе от международного, а также чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а в военное время — от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Источник