Основные угрозы экономической безопасности стран

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017

ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Экономика России, находящаяся под давлением санкций, становится менее стабильной, и обеспечение экономической безопасности является одним из ключевых условий ее укрепления.

На данном этапе исторического формирования существуют реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности государства, недопущение либо форсирование которых должно являться главнейшим компонентом государственной политики Российской Федерации.

С целью осуществления экономической безопасности страны, региона, сферы, предприятия необходимо подчеркнуть те действительные и вероятные разрушительные факторы безопасности, содержащие различные показания, которые являются возможными угрозами.

Что касается самого термина «экономическая безопасность» или «финансовая безопасность», существует очень много подходов к его определению, но все научные деятели, когда-либо писавшие по данной тематике, сходятся во мнении, что существует тесная связь между экономической и национальной безопасностью страны.

Под термином «экономическая безопасность» понимается такое состояние, или уровень развития средств производства в стране, при которых процесс устойчивого развития экономики и социально-экономическая стабильность общества обеспечивается, практически, независимо от наличия и действия внешних факторов.

Целью экономической безопасности является обеспечение устойчивого экономического развития страны для удовлетворения социальных и экономических потребностей граждан при оптимальных затратах труда и природоохранном использовании сырьевых ресурсов и окружающей среды.

Обеспечение национальной безопасности на достойном уровне определяет необходимость постоянного контроля внешних и внутренних угроз, а ведь их перечень постоянно изменяется в зависимости от конкретных политических и других условий, что приводит к снижению скорости реакций на такие изменения.

Экономическая безопасность – это состояние защищенности экономики от внешних и внутренних угроз.

В зависимости от места, времени и природы ситуации также можно определить несколько видов угроз: внутреннюю, внешнюю, потенциальную, мнимую, реальную и др. [1].

К угрозам принадлежат всякого рода дефициты и кризисные ситуации, катастрофы, обстоятельства с разрушительным смыслом. Мы рассматриваем угрозу как непосредственную опасность, требующую предохранительных операций, и незащищенности как показателя обстоятельства безопасности, подтверждающего о ее вероятной незащищенности. Угроза экономической безопасности является подсистемой системы угроз государственной безопасности.

Так же нужно понимать, что же является угрозами именно «экономической безопасности» – это такие явления и процессы, которые ограничивают экономические интересы, как личности, так и общества, а так же отрицательно влияют на экономическое состояние государства.

Большинство угроз экономической безопасности заложено именно на региональном уровне, это объясняется прямой зависимостью региона как составной части государства.

Угрозы экономической безопасности, как на региональном, так и на уровне государства представлены как внешние и внутренние.

К основным внутренним угрозам относятся:

– сокращение численности населения и его старение;

– низкая конкурентоспособность национальной экономики (т.к. не секрет, что на данном этапе существует отсталость технологической базы большинства отраслей);

– высокий уровень инфляции;

– слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения ресурсов в хозяйственный оборот;

– вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего рынка зарубежными фирмами;

– низкая инвестиционная активность;

– структурная деформированность и малоэффективность структуры российской экономики, выражающаяся в приоритетном сохранении ее топливно-сырьевой направленности;

– недостаточная борьба с коррупцией на всех уровнях;

– низкий контроль исполнения бюджетов федерального и регионального уровня и предотвращение нецелевого расходования средств;

– несвоевременная разработка, принятие законодательных актов, регулирующих экономические отношения;

– возникновение чрезвычайных ситуаций, в том числе, техногенных катастроф, отрицательно влияющих на социально-экономический уровень жизни граждан нашей страны;

– наличие резервов стратегически значимых материальных благ, в объемах, недостаточных для обеспечения экономической безопасности страны.

Все внутренние угрозы очень тесно связанны между собой. Их устранение является необходимой не только для создания высокого уровня финансовой безопасности, но и сохранения российской государственности.

Как уже было сказано выше, наряду с внутренними, существуют и внешние угрозы экономической безопасности.

К основным внешним угрозам можно отнести:

– сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокая зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

– незащищенность национальной финансовой системы от действий нерезидентов и спекулятивного иностранного капитала;

– отставание в разработке и внедрении перспективных технологий;

– наметившиеся тенденции к размещению около границ России военных сил иностранных государств;

– снижение роли России в мировой экономике (т.к. не прекращаются целенаправленные действия отдельных государств и межгосударственных объединений).

Негативное воздействие на экономическую безопасность еще оказывают введенные против Российской Федерации ограничительные экономические меры, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики, а в перспективе будет оказывать также дефицит минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов, а также ряд других вызовов и угроз.

В России накопилось много проблем по вопросам экономической безопасности, связанных с внешними и внутренними угрозами. Все они требуют большого внимания со стороны государства и должны быть решены как можно быстрее. Одним из возможных вариантов решения проблем является переход к инновационной модели развития – максимальное использование новых технологий и глобальная модернизация всей экономики с развитием импортозамещения, что особенно важно в условиях санкций и нестабильности мировой экономики, однако в настоящее время Россия еще находится на начальном этапе инновационного развития промышленности.

Таким образом, рассмотренные выше угрозы являются лишь ключевыми угрозами экономической безопасности, в целом же угрозы очень изменчивы и не всегда их можно предсказать, так как они долгое время могут не проявлять себя в открытой форме, что не должно ослаблять внимания экономистов и других специалистов.

Казанцев С.В. Экономическая безопасность. Определение понятий. // Мир новой экономики. – 2014. – № 2. – С. 48-53.

Источник

Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации

Дата публикации: 20.04.2016 2016-04-20

Статья просмотрена: 27305 раз

Библиографическое описание:

Скрипко, В. И. Современные угрозы для экономической безопасности Российской Федерации / В. И. Скрипко, А. И. Сергеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 8.8 (112.8). — С. 32-35. — URL: https://moluch.ru/archive/112/28838/ (дата обращения: 28.04.2021).

На современном этапе развития человечества у многих государств обострилась потребность в экономической безопасности, так как в условиях глобализации возникает масса негативных явлений угрожающих финансовой устойчивости не только для отдельных предприятий, но и в целом для всего государства. Потребность в экономической безопасности — это устранение потенциальных и реальных современных экономических угроз, угрожающих социально-экономической устойчивости государства и отдельных сфер деятельности.

В 21 веке Россия столкнулась с новыми внешними угрозами и опасностями, способных подорвать экономический и производственный потенциал страны за счет рыночных механизмов и конкуренции. Можно сказать, что на данный момент экономика Россия находится в состоянии стагнации, усугублении кризисных процессов, которые напрямую оказывают негативное воздействие и на социальную сферу, уровень и качество жизни наших соотечественников [1]. На наш взгляд, проблемы национальной безопаcности нашей страны, помимо глубокой экономической депрессии, усугубляются ростом таких угроз, как: нарастание ядерного противостояния, технологические, радиационные и экологические катастрофы, ослабление военной мощи и обороноспособности РФ, а так же критическая зависимость от зарубежных товаров и услуг.

Государству целесообразно вовремя выявлять возможную экономическую опасность, в этом случае может потребоваться лишь комплекс профилактических действий от непосредственных угроз для экономической безопасности страны. Чтобы не усугубить последствия внешних и внутренних экономических угроз, необходимо реагировать максимально быстро и заблаговременно ликвидировать угрозу, пока она не привела к сильным социально-экономическим потрясениям в обществе. В этом смысле экономическая безопасность является подсистемой системы национальной безопасности.

Угроза национальной безопасности государства — это возможность причинения вреда территориальной целостности и суверенитета страны, ее внешней и внутренней безопасности, конституционным правам и свободам граждан. Национальный уровень экономической безопасности связан с обеспечением защищенности жизненно важных интересов государства, общества и граждан, обеспечением стабильного развития страны, увеличением продуктивности функционирования всех отраслей народного хозяйства, а так же транспортных инфраструктур, обеспечением экономического либерализма социальной справедливости, повышение уровня жизни населения, предотвращением катастроф различного уровня: экологических, техногенных и производственных.

Угроза экономической безопасности государства — это возможность причинения вреда народному хозяйству, как в целом, так и всем отраслям, большой риск разрушения социально-экономической стабильности в обществе [2].

Современные угрозы для экономической безопасности государства имеют как внутренний, так и внешний характер.

В первую очередь внутренние угрозы проистекают от определенных факторов, которые существенно воздействуют на гражданское общество: финансовые и экономические кризисы, ухудшение уровня и качества жизни населения, межнациональные конфликты, а так же уровень преступности внутри страны [5].

Как правило, к внутренним угрозам относят:

— усиление имущественного расслоения общества;

— криминализация общества и экономики;

— разрушение научно-технического потенциала государства;

— деградация населения и учреждений социальной сферы;

— существенное ограничение доступа у малообеспеченных слоев населения к получению среднего и высшего образования, системе охраны здоровья, что ведет к ухудшению здоровья населения как физического, так и духовного;

— сокращение численности населения, что влечет за собой сокращение трудового потенциала страны и рост демографической нагрузки на сокращающееся по численности трудоспособное население;

— высокий уровень коррупции российской экономики вследствие ослабления системы государственного контроля;

— низкий уровень доходов населения, что создает наличие достаточно высокой численности малоимущего населения, что в свою очередь создает социальную базу для криминальных проявлений;

— нестабильное состояние кредитно-банковской системы и финансово-денежного обращения, которое обусловлено факторами такими как: высоким уровнем «долларизации» российской экономики и недоверия национальной валюте, нарушением межотраслевого баланса народного хозяйства;

— возрастание рисков возникновения катастроф и аварий техногенного характера с существенными негативными экологическими последствиями;

— достаточно высокий уровень инфляции;

— российский рынок акций находится в серьезной зависимости от конъюнктуры на мировом рынке газа и нефти.

К внешним угрозам, как правило, относят:

— бегство капитала за рубеж (незаконный вывоз капитала за границу);

— утечка умов за рубеж (в настоящий момент Россия является самым большим поставщиком высококвалифицированных специалистов за границу);

— стремительное увеличение импортной зависимости по продовольствию и потребительским товарам (на сегодняшний день около 80 % российского рынка лекарств и более 40 % продовольственного рынка России приходится на импорт;

— развитие негативных процессов в экономической сфере ряда регионов (Калининградская область, Дальневосточный регион), наложенных и усиленных расширением НАТО и ЕЭС и приближением их к российским границам, территориальными претензиями Японии и перманентным ростом численности китайского населения в Дальневосточном регионе и способствующих распространению политического и экономического влияния на соответствующие российские территории со стороны иностранных государств;

— приобретение западными предприятиями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка и, как следствие, завоевание ими внутреннего рынка России по многим видам товаров широкого потребления. Рост зависимости России от импорта по многим видам продукции, в том числе стратегического значения, продовольственных товаров, а также комплектующих изделий для машиностроения;

— дискриминационные меры зарубежных стран или их сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией, особенно в связи с вступлением России в ВТО.

В настоящее время в качестве реальных угроз экономической безопасности России следует выделить такие как: понижение производственного потенциала ввиду высокого износа основных фондов; утрату рынков сбыта продукции; достаточно низкую конкурентоспособность товаров и услуг; вывоз капитала за границу; опасность обострения финансового кризиса; низкий уровень жизни населения [3, 4].

Для того чтобы обеспечить экономическую безопасность государства необходимо разработать и реализовать механизмы и меры экономической политики на федеральном и региональных уровнях. Эти механизмы должны быть направлены на предотвращение как внутренних, так и внешних экономических угроз Российской Федерации, к ним можно отнести следующие мероприятия:

1. Мониторинг факторов, обеспечивающих угрозы экономической безопасности РФ. Прогнозирование и мониторинг факторов, определяющих угрозы экономической безопасности страны являются важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности РФ.

2. Разработка параметров и критериев экономической безопасности РФ. На наш взгляд, необходимо максимально тщательно разработать качественные и количественные параметры (пороговые значения) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности государства.

3. Для обеспечения экономической безопасности осуществлять такие виды деятельности, как: экспертиза решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности РФ; организация работы с целью активизации комплекса механизмов по недопущению и преодолению возникновения угроз экономической безопасности РФ; разработка комплексных государственных механизмов для выхода из зоны опасности.

На наш взгляд, в качестве первоочередных мер поддержания экономической безопасности нашей страны, считаем важным реализовать такие меры, как: восстановление инвестиционной активности; активизация продуктивной структурной и промышленной политики; переход к структурно-технологической перестройке производства РФ.

  1. Петренко И. Н. Экономическая безопасность России. Денежный фактор. — М.: Маркет ДС, 2012. — 240 с.
  2. Экономика и организация безопасности хозяйствующих субъектов / Под ред. В. С. Гусева. — СПб.: Питер, 2012. — 281 с.
  3. Киященко Е. А. Социологическая оценка эффективности управления социальными службами / Е. А. Киященко, Н. В. Власова // Всероссийская научно-практическая конференция по итогам 2014 г. Материалы всероссийской заочной научно-практической конференции по экономике и гуманитарным наукам. 2014. – С. 86–91.
  4. Институциональные преобразования как фактор стимулирования социально-экономического развития сельских территорий Краснодарского края / С. Ю. Андреев, Н. В. Власова, А. В. Яни и др. // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета (Научный журнал КубГАУ) [Электронный ресурс]. — Краснодар: КубГАУ, 2016. — № 02(116). С. 796–813.
  5. Пути повышения конкурентоспособности предприятий / Андреев С. Ю., Варюха А. О., Апанащенко А. А. // Современная наука: теоретический и практический взгляд. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2015. — С. 8–12.

Источник

Читайте также:  Дедушки морозы разных стран
Оцените статью