- Уровни и виды экономической безопасности
- Виды экономической безопасности. Их систематизация.
- Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.
- Понятие экономической безопасности
- Концепция
- Виды безопасности
- Основные показатели
- Главные задачи
- Угрозы экономической безопасности
- Внутренние
- Внешние
- Перспективы развития и повышения уровня безопасности
Уровни и виды экономической безопасности
В науке при оперировании понятием «экономическая безопасность» подразумевают один из шести следующих основных уровней экономической безопасности – это:
— индивид (личность) или домохозяйство (семья);
— организация (юридическое лицо);
— регион (например, субъект Российской Федерации);
— государство (национальный уровень);
— межнациональный или межгосударственный уровень.
Схема уровней может быть следующая:
Уровни ЭБ отдельных индивидов и предприятий носит по большей части подчиненный характер. Ответственность за обеспечение ЭБ на их уровне лежит как на общей экономической системе, так и на инициативе самих субъектов. При этом, ЭБ индивида и организации зависима в большой степени от ситуации в экономике региона, страны, состояния отраслей и на мировых рынках. Чем крупнее масштаб деятельности индивида и организации, тем выше степень взаимодействия с внешней средой и взаимозависимость с ней.
Отраслевая и региональная ЭБ уровни, которые еще в большей степени зависят от состояния общей экономической системы, политики и регулирования (например, в части тарифов, соблюдения отдельных специальных норм и правил и т.п.), являются своеобразными связующими звеньями между «большой экономикой» и потребителями. Это своего рода проводники инициатив экономической политики и, одновременно, на них отражаются результаты реализации этих инициатив. Так, успешность экономической политики отражается на индикаторах.
Например, после принятия ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, которым отменялось лицензирование в строительстве и обязывало строительные организации вне зависимости от их масштаба вступить в СРО, что требовало выполнение определенных требований и взноса около 1 млн. рублей малым строительным предприятиям пришлось уйти из отрасли. В результате количество строительных организаций уменьшилось с 350 тысяч в 2007 году, обладавших лицензиями на ведение строительной деятельности, до 250 тысяч по состоянию на конец 2008 года. В основном сокращение произошло за счет малых организаций, число которых резко сократилось. Попросту большая часть малых строительных организаций, занимавшаяся в первую очередь ремонтными работами и ориентировавшаяся на заказы потребителей-физических лиц, была вынуждена уйти в теневой бизнес и работать нелегально. Об этом косвенно может свидетельствовать снижение на 15% объема строительных работ, выполненных в 2008 году по сравнению с 2007. Аналогичные индикаторы можно назвать в других случаях изменения правил игры любого рынка.
Наконец, третий – самый крупный и влиятельный – уровень отнесен к государственному и межнациональному, можно сказать глобальному, масштабу. ЭБ в данном случае перемешивается и является частью национальной безопасности. В современной системе экономических отношений государство все больше вовлечено и зависит от экономик иностранных государств, союзов и объединений. Вопрос обеспечения ЭБ государства все больше зависит от соглашений с внешними экономическими объединениями, курса национальной валюты и других факторов, при этом решение задачи нередко происходит с использованием политических рычагов.
Говоря про третий уровень ЭБ, отметим значимость понимания «национальной ЭБ», критериями которой являются состояние устойчивости и состояние защищенности экономической системы.
В связи с этим, С.А. Афонцев определяет экономическую безопасность как «устойчивость национальной экономической системы к эндогенным и экзогенным шокам экономического или политического происхождения, проявляющуюся в ее способности нейтрализовать потенциальные источники шоков и минимизировать ущерб, связанный с реально происшедшими шоками».
По мнению В.И. Дуженкова, «экономическая безопасность страны – это защищенность экономических отношений, определяющих прогрессивное развитие экономического потенциала страны и обеспечивающих повышение уровня благосостояния всех членов общества, его отдельных социальных групп и формирующих осно-вы обороноспособности страны от опасностей и угроз». В.В. Михайличенко определяет экономическую безопасность как «состояние защищенности жизненно важных интересов человека, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних вызовов, угроз и опасностей».
Как мы уже выяснили, ЭБ не является индивидуально определенной сферой. ЭБ на любом уровне зависит от множества факторов, которые влияют на экономическое положение субъекта, но сами являются отдельными специализированными сферами деятельности. Так основные виды ЭБ изложены на следующей схеме:
Основными составляющими, прямо влияющими на ЭБ, являются те, что выделены красным цветом. В кругах приведены те сферы деятельности, которые не определяют экономику субъекта, но способны при определенных условиях оказывать существенное влияние на ЭБ.
Для каждой страны присущи только для нее одной характерные виды ЭБ. Это обусловлено тем, что при обеспечении ЭБ более важное значение для каждой страны в определенный период времени могут иметь те или иные ее виды. Если же сравнить виды ЭБ различных стран, то можно выделить, что для любой страны актуальными являются такие виды безопасности, как продовольственная, энергетическая, финансовая и военная.
Источник
Виды экономической безопасности. Их систематизация.
Сущность экономической безопасности.
Ее развитие и нормативно-правовая база.
Экономическая безопасность — это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Это состояние экономических, юридических, организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов предприятия, при котором гарантируется стабильность его функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Экономическая безопасность — состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.
Экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Правовое обеспечение экономической безопасности в России можно разделить на несколько групп законодательных актов:
1. Законодательные акты, определяющие базу правового обеспечения экономической безопасности. Например, Конституция РФ, ФЗ РФ от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», ФЗ РФ «О государственной границе РФ» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (в ред. С 15 июля 2016 г.), указ Президента РФ от 29 апреля 1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности РФ (Основных положениях)», ФЗ РФ «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. №40-ФЗ (в ред. от 6 июля 2016 г.) и другие;
2. Законодательные акты, регулирующие различные отрасли экономической безопасности. Например, ФЗ РФ «О таможенном регулировании в РФ» от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ, ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г. №164-ФЗ, указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. №646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности РФ» и другие.
3. Законодательные акты, закрепляющие стратегию развития экономической безопасности. Например, Таможенный кодекс ЕАЭС, распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008г. №1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», указ Президента РФ от 31 декабря 2015г. №683 «О Стратегии национальной безопасности РФ», указ Президента РФ от 30 января 2010 г. №120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности РФ» и другие.
4. Законодательные акты, определяющие направления устойчивого роста и развития российской экономики и общества в целях обеспечения экономической безопасности страны. Например, распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р «О плане первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году».
Виды экономической безопасности. Их систематизация.
Различаются два типа безопасности: гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума и его реальная защищенность от опасностей, способность надежно противостоять им.
В зависимости от типа угрозы для национальной экономической безопасности выделяются следующие сферы (области) ее проявления и обеспечения:
· Энергетическая – защищенность энергетической системы страны от угрозы дефицита в обеспечении потребителей экономически доступными топливно-энергетическими ресурсами приемлемого качества в условиях нормального функционирования и при чрезвычайных обстоятельствах
· Продовольственная – такое состояние экономики России, в том числе ее АПК, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами.
· Транспортная – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства
· Технологическая – такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в максимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства.
· Финансовая – связана с общей сбалансированностью финансовых потоков и равновесием в экономике. Частными ее проявлениями выступают инфляционная и валютная безопасность, а так же другие подвиды, связанные с бюджетом, банками, рынком ценных бумаг. Финансовая безопасность определяется уровнем дефицита государственного бюджета, объемом внешнего и внутреннего долга, темпами инфляции, стабильностью национальной валюты, обеспечением финансовых условий для активизации инвестиционной деятельности.
· Оборонно-промышленная – это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России
· Информационная – связана с особой ролью информации и информационных технологий в организации современных рынков и бизнеса.
· Социальная (демографическая ситуация, здравоохранение, образование, культура и пр.) – отражает качество жизни населения (валовой внутренний продукт на душу населения, продолжительность жизни), уровень безработицы и дифференциацию доходов, уровень преступности
· Промышленная – показывает объемы и темпы промышленного производства, уровень развития отраслей и производств, имеющих значение для функционирования государства в нормальной и экстремальной ситуации, способных обеспечить процесс воспроизводства независимо от внешних воздействий. Это, прежде всего, отрасли обрабатывающей промышленности, машиностроение
· Интеллектуальная – играет возрастающую роль в современной экономике. Обеспечение безопасности в этой области должно достигаться с помощью патентной защиты, таможенного регулирования, сохранения ведущих научных школ. Важными показателями здесь выступают расходы на научные исследования, доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции
Безопасность бывает разных видов – можно классифицировать виды безопасности по уровням построения системы экономической безопасности (национальная безопасность, безопасность предприятия, безопасность личности и пр.). Можно классифицировать по составляющим, так как в большинстве случаев составляющие сходны на разных уровнях построения системы экономической безопасности, т.е. можно говорить о финансовой безопасности государства и о финансовой безопасности предприятия или провести параллель между социальной безопасностью государства и кадровой безопасностью предприятия.
Источник
Суржик Эдуард Николаевич, мошенники, преступления, деньги.
Благополучие в сфере экономики — главное условие функционирования государства. Наличие в Российской Федерации стабильной системы позволит сохранять конкурентные позиции на мировом рынке. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности России играет важнейшую роль, поэтому предлагаю рассмотреть этот вопрос подробно. Начнём с основного понятия.
Понятие экономической безопасности
Под национальной экономической безопасностью понимается защищенность экономики страны от внешних и внутренних факторов, неблагоприятно воздействующих на экономическое функционирование, подрывающих уровень жизни населения. Это главный элемент национальной безопасности.
Существуют 3 основных принципа:
- независимость: формируется уровень экономики, позволяющий наименьшим образом зависеть от других государств и мирового рынка;
- стабильность: устойчивость, исключение кризисов, социальных потрясений, криминала;
- устойчивый рост национальной экономики: совершенствование системы, создание условий для работы граждан, снижение уровня безработицы, разработка уникальных продуктов, развитие промышленности.
Концепция
Концепция экономической безопасности России представляет собой комплекс положений, направленных на поддержание стабильности и роста экономических показателей, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности граждан и сохранения надёжного статуса государства на международном рынке. Поддержание экономической устойчивости напрямую влияет на общую национальную безопасность. Именно поэтому при возникновении политических конфликтов первый удар всегда приходится по экономике.
Стратегия экономической безопасности России до 2030 года является документом, который приказал утвердить президент РФ Владимир Путин в 2017 году. В ней содержатся главные цели и задачи экономической политики, направленные на поддержание финансовой безопасности. Реализация стратегии должна полностью наладить обстановку в стране и на мировом рынке, несмотря на сложные международные отношения с некоторыми государствами.
Виды безопасности
Нельзя воспринимать экономическую безопасность как нечто абстрактное. Поддержание безопасного уровня подразумевает принятие конкретных мер в определённых сферах. Отсюда выделяются главные виды экономической безопасности России.
- Финансовая. Состояние, когда государство способно гарантировать условия функционирования гос. учреждений, создавать благоприятные условия для развития рыночной экономики, создавать благополучные условия для граждан, снижать уровень безработицы. Необходимо контролировать бюджеты (государственный, консолидированный), уровень государственного долга, финансовые рынки, платёжный баланс и другие структурные элементы.
- Энергетическая. Подразумевается состояние топливно-энергетических отраслей. Необходимо обеспечить надёжное энергоснабжение для успешного развития всех регионов страны.
- Оборонная. Отражает готовность армии сдерживать внешние угрозы и противостоять им.
- Оборонно-промышленная. Поддержание военной безопасности, готовность к самому неблагоприятному исходу международных отношений.
- Информационная. Комплекс мер, направленных на поддержание защиты информации, правильного представления данных. Любая утечка или ложные данные ведут к усугублению обстановки. Также безопасность информации предполагает противостояние мошенническим действиям.
Основные показатели
Существует система показателей, способных наглядно охарактеризовать безопасность в стране. Она отличается многосторонностью, взаимосвязью элементов. Показатели отображают один процесс с разных сторон. Всего можно насчитать около 150 показателей, которые объединяются в 4 группы:
- производственно-экономические (ВВП, дефлятор ВВП, чистый национальный продукт, доход (чистый и использованный), экономический рост;
- финансово-экономические (платёжный баланс, госбюджет, дефицит, инвестирование, денежные показатели);
- социально-экономические (занятость, безработица, прожиточный минимум, бедность + её верхний и нижний пороги, инфляция, индекс цен и пр.);
- политические (легитимность власти).
Показатели экономической безопасности России не являются стабильными. Задачей опытных аналитиков становится поиск взаимосвязей, который помогает выявить закономерности и дать новые идеи для реализации на законодательном уровне.
Главные задачи
Проблемы обеспечения экономической безопасности России решаются следующим образом:
- грамотная аналитика и выявление слабых мест в экономике страны, многогранное изучение вопроса на основе опыта прошлых лет (в т. ч. в других государствах);
- прогнозирование: предполагает анализ риска появления угроз безопасности, даётся детальный прогноз возможных исходов;
- разработка долгосрочной стратегии и конкретных мероприятий по снижению угроз;
- создание независимых источников, включая научную и технологическую сферу;
- нормализация и поддержка благоприятных международных отношений;
- разработка и улучшение законодательной базы в сфере экономики;
- формирование финансовой независимости: снижение долга перед другими странами, отказ от кредитов.
Это далеко не весь перечень задач, но здесь представлено самое необходимое.
Угрозы экономической безопасности
Существуют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности России. Это явления и процессы, оказывающие негативное влияние на экономику в государстве, ограничивают интересы общества и отдельного гражданина, разрушают национальные ценности и общественные устои.
Внутренние
К внутренним угрозам относятся:
- интенсивное расслоение общества — превышение уровня доходов высокообеспеченных граждан над уровнем менее обеспеченных;
- криминализация — теневая экономика как угроза экономической безопасности России становится всё более опасной проблемой, коррупция среди чиновников и различных структур, по больше части государственных, также на высоком уровне;
- разрушение потенциала в сфере науки и техники — в других странах затраты в данной сфере гораздо больше.
Коррупция как угроза экономической безопасности России представляет собой наиболее серьёзную внутреннюю проблему. Из-за коррумпированных представителей государственных и некоторых частных структур происходит огромная утечка бюджета, что крайне отрицательно сказывается на экономике нашей страны. Коррупция затрагивает практически все сферы жизни, начиная от здравоохранения, заканчивая оборонной промышленностью.
Внешние
Современные угрозы экономической безопасности России с внешней стороны выглядят следующим образом:
- утечка интеллектуального потенциала — учёные и высококвалифицированные специалисты активно уезжают за рубеж, где имеют лучшие условия развития, нежели в России;
- утечка капитала — средства нелегально утекают за границу;
- импортная зависимость — относительно продовольствия и потребительских товаров Россия сильно зависима от западных стран, граждане привыкли пользоваться импортной продукцией, проблемы с импортозамещением крайне актуальны.
Внешняя политика является особенным фактором, т. к. её крайне сложно контролировать, всё зависит от коллег государства, особенно западных. Обострение ситуации в Сирии и на Украине, присоединение Крыма — всё это вызвало бурную реакцию в мире, РФ попадает под санкции. Экономические взаимоотношения между странами — первое, что попадает под угрозу, поэтому необходимо думать об импортозамещении и принятии новых мер, направленных на нормализацию внешнеполитической ситуации. Необходимые меры по нейтрализации угроз экономической безопасности России должны приниматься решительно и быстро, но главное — разработка стратегий в экономике.
Перспективы развития и повышения уровня безопасности
Минэкономразвития разработало концепцию, одним из главных ориентиров которой стало восстановление статуса мировой экономической державы. Россия должна стать одним из главных государств, выйти на уровень высокоиндустриальных стран. По уровню ВВП необходимо войти в шестёрку мирового топа, а также значительно увеличить уровень благосостояния среди населения. Неотъемлемой часть. Этого плана становится доминирование в научной, технологической и финансовой сфере.
Современное состояние экономической безопасности России оставляет желать лучшего, поэтому решением проблемы становится переход от экспортно-сырьевого развития к инновационному. Преимущества в науке, образовании и технологиях становятся решающим фактором, способствующим экономическому развитию. Важно сделать прорыв в отраслях, являющихся основной специализацией РФ на мировом рынке. 4 основных стратегии:
- конкуренция в энергетике, транспорте, аграрном секторе;
- формирование мощного НТК;
- диверсификация нац. хозяйства;
- развитие рынка, предпринимательства, обеспечение на законодательном уровне.
Тенденции развития создают и определённые риски. Перспективы зависят от объективных условий развития мирового хозяйства и субъективных — процессов, происходящих на мировой арене и в отдельных регионах РФ. Экономическая безопасность России 2018 года всё ещё оставляет желать лучшего, поэтому ищутся новые партнёры, экономика постепенно развивается. Стратегия до 2030 года должна помочь в решении множества проблем.
Источник