Основные виды транспорта страны россии

Транспортные перевозки

Виды транспорта в Российской Федерации

Единая транспортная система Российской Федерации включает различные виды транспорта: железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, трубопроводный, городской пассажирский, ведомственный (промышленный), которые обеспечивают перевозку грузов и людей.

В целом транспорт Российской Федерации — это комплекс же­лезнодорожных, морских, речных, автомобильные, воздушных, трубопроводных и других транспортных средств, путей сообщения, технических устройств и технических сооружений, расположенных на территории более чем 18 млн. кв. км., стоимость которых со­ставляет около 20 % от стоимости основных производственных фондов Российской Федерации. В 1988 году всеми видами транс­порта общего пользования отправлено 13200 млн. т. грузов, в том числе железнодорожным 4697 млн. т., трубопроводным 1242 млн. т., морским 257 млн. т., речным 690 млн. т., автомобильным 6911 млн. т. и авиационным 3 млн. т., и перевезено 57 млрх лассажиров. Общий пассажирооборот составил 1125 млрд. пассажкро-км.

Железнодорожный транспорт основной магистральный транс­порт в межрайонных и внутрирайонных сообщениях, на его долю приходится 80 % грузооборота и 50 % пассажирооборота. Желез­ные дороги в Российской Федерации имеют самую высокую в мире грузонапряженность.
Морской транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров между портами страны, а также осуществляет более 50 % всех ме­ждународных перевозок. Он является главным видом транспорта на Дальнем Востоке и Севере. Берега Российской Федерации омыва­ются водами двух океанов и 14 морей. Общая береговая длина со­ставляет около 60 тыс. км. Большим достижением морского транс­порта является освоение Северного морского пути.

Речной транспорт выполняет перевозки грузов и пассажиров в местком, межрайонном и магистральном сообщениях. В Россий­ской Федерации более 100 тыс. рек, общей длиной около 3 млн. км, примерно 500 тыс. км из них пригодны для судоходства и лесо­сплава. Кроме того, имеется свыше двух тысяч судоходных озер.
Главным недостатком речного транспорта является перерыв в работе во время зимнего ледостава, обмеления рек, а также низкая скорость сообщения.

Воздушный транспорт имеет главной задачей перевозку пасса­жиров, почты н грузов на большие расстояния. Пассажирские пере­возки составляют свыше 80 %.

Трубопроводный транспорт применяется для транспортирования нефтн, нефтепродуктов, газов, воды и других жидкостей и га­зов. Стоимость транспортирования по трубопроводам в 2. 3 раза меньше, чем на водном и железнодорожном транспорте, при этом возможна высокая степень автоматизации процесса.

Автомобильный транспорт — основной в городском и внутри­районном сообщениях и в районах страны со слабо развитыми дру­гими видами транспорта. Особенностями является большая манев­ренность и подвижность, высокая скорость доставки, короткий путь движения. Недостаток — сравнительно высокая себестоимость.
Низовую транспортную сеть могут также обслуживать город­ской пассажирский, промышленный и ведомственный транспорт.
Городской пассажирский транспорт включает метрополитен, трамвай, троллейбус и автобус. Объем перевозок городским транс­портом составляет 28 % общего пассажирооборота, выполняемого всеми видами транспорта в стране.
Протяженность линий городского пассажирского транспорта составляет:

  • метро-400 км.
  • трамвай — 4000 км.
  • троллейбус — 7000 км.
  • автобус-130000 км.

Ведомственный (промышленный) транспорт — является началь­ным и завершающим звеном при перевозке грузов в самой транс­портной системе Российской Федерации.
Сеть промышленных железных дорог (широкой и узкой колеи) составляет 141 тыс. км., автомобильных дорог 114 тыс. км., линий специализированных видов транспорта 10,7 тыс. км.
На промышленном транспорте сосредоточено около половины локомотивов и четверти вагонов от численности парка МПС, около 80 % всего парка грузовых автомобилей страны, в том числе авто­мобили сельскохозяйственных предприятий, 10 тыс судов, более 700 тыс. единиц погрузочно-разгрузочных и складских подъемно-транспортных машин и оборудования, а также складское, эксплуа­тационно-ремонтное хозяйство, служебно-техническне и производ­ственные здания и сооружения, производственные фонды промыш­ленного транспорта оцениваются в 35 млрд. руб. В 1980 году объем перевозок грузов всеми видами промышленного транспорта превы­сил 32 млрд. т. в том числе: железнодорожным транспортом — 10,9 млрд.т. автомобильным — 17,6 млрд,т. специализированными видами транспорта -3,5 млрд.т.

Сельскохозяйственный транспорт является ведомственным, принадлежащим ведомствам сельскохозяйственной отрасли.
Транспорт сельскохозяйственного производства присутствует в транспортном процессе, выполняя межхозяйственные и внутрихозяйственные перевозки и в транспортно-производственном процес­се, выполняя внутрихозяйственные перевозки и технологические операции совместно с сельскохозяйственными машинами.

При выполнении межхозяйственных перевозок по ввозу грузов сельскохозяйственный транспорт получает груз от изготовителей или от других видов транспорта и сдает сельскохозяйственному предприятию. При выполнении межхозяйственных перевозок по вывозу грузов сельскохозяйственный транспорт получает груз от сельскохозяйственного предприятия и сдает потребителю (перера­батывающему, сохраняющему или торгующему предприятию) или другому виду транспорта. При выполнении внутрихозяйственных перевозок сельскохозяйственный транспорт получает груз от одно­го подразделения сельскохозяйственного предприятия и передает другому подразделению. При участии сельскохозяйственного транспорта в транспортно-лроизводственных процессах от взаимо­действует с подразделениями сельскохозяйственного предприятия, а также с сельскохозяйственными машинами и агрегатами или не­посредственно участвует в операциях по внесению удобрений, раз­даче кормов и т.п.
Таким образом, сельскохозяйственный транспорт является со­ставной частью единой транспортной системы Российской Федера­ции, обслуживая низовую сеть (межхозяйственную и внутрихозяй­ственную) сельскохозяйственного производства. При этом он взаи­модействует с другими видами транспорта, сельскохозяйственными машинами и агрегатами, погрузочно-разгрузочными средствами сельскохозяйственных, промышленных предприятий, складов, хра­нилищ и т.п. Поэтому сельскохозяйственные транспортные средст­ва по своим параметрам (габаритные размеры, высота погрузочной платформы и др.) и техническим характеристика (скорости движе­ния, проходимости грузоподъемности, объему кузова и т.п.) долж­ны обеспечивать совместимость со средствами, с которыми они контактируют (другие транспортные средства, сельскохозяйствен­ные машины и агрегаты, и погрузочно-разгрузочные средства).

Источник

Транспортная система России

Российская Федерация – самое большое государство в мире. Её площадь превышает 17 млн. км 2 , а расстояние между крайними географическими точками составляет 8230 км. Естественно, что в такой огромной стране транспорт играет колоссальную роль. Только благодаря ему становится возможным перемещение грузов, перевозка пассажиров, доставка корреспонденции.

Характеристика системы

В настоящее время на территории России сложилась одна из самых крупных и сложных транспортных схем, осуществляющая многоплановые связи на основе изготовленных технических средств, сформированных путей сообщения и налаженной службе перевозок.

Для транспортной системы России характерными являются следующие факторы:

  • Большие расстояния и сложные климатические условия. Следствием которых, служит выполнение большей части грузоперевозок с помощью железнодорожных линий и трубопроводов.
  • Высокоразвитая инфраструктура, состоящая:
  • из автомобильных дорог, железнодорожных путей, линий авиасообщения, магистральных трубопроводов, судоходных речных, озёрных и морских трасс;
  • терминалов;
  • транспортных средств;
  • персонала, являющегося организатором и участником, как пассажиропотока, так и процесса перевозки грузов.
  • Выполнение третьей части услуг, оказываемых населению, что заставляет привлекать десятую часть основных государственных фондов и вовлекать в непосредственную отраслевую деятельность 4 млн. человек.
  • Пониженная транспортная подвижность населения, обусловленная труднодоступностью целого ряда мест его проживания. Что особенно чувствительно в периоды межсезонной распутицы, блокирующей движение районного автотранспорта.

Значение и роль транспорта в России

Транспорт занимает особое место в народном хозяйстве страны. Его историческая, экономическая, социальная и политическая роль огромна. Именно он обеспечивает экономическую целостность огромного государства, позволяет связывать все регионы страны в единое целое, служит одной из основ национальной безопасности.

Мало того, транспорт позволяет организовывать международные связи, налаживать взаимовыгодные экономические взаимоотношения, оказывать гуманитарную помощь в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Благодаря ему становятся доступными культурные достижения человеческой цивилизации, и обеспечивается дальнейшее развитие общества.

Об огромной важности этой отрасли экономики свидетельствуют показатели 2019 года:

  • Общий объём грузоперевозок достиг 5669,1 млрд. т-км.
  • Российские авиакомпании смогли обслужить более 128 млн. пассажиров, что составляет ориентировочно третью часть пассажиропотока. Общенациональное количество, которого по приблизительным оценкам достигает 1 трлн. пассажирокилометров.
  • Некоторое снижение численности пассажиров на железнодорожном, автобусном, речном транспорте, объясняется значительным увеличением личных транспортных средств. Причём в самом ближайшем будущем, это будут не только автомобили, но средства воздушного передвижения!

Транспорт служит основой существования сферы обращения, поддерживая непрерывную связь между производителями, лицами, оказывающими услуги и потребителями.

Структура системы

Связующая отрасль Российской Федерации подразделяется:

  • по характеру использованияна транспорт общего и необщего пользования;
  • по характеру взаимосвязей: внутренний транспорт, осуществляющий услуги в пределах государства и внешний, осуществляющий международные перевозки;
  • в зависимости от предоставления услуг на круглогодичный и сезонный виды.

К началу III тысячелетия наша страна располагает всеми видами современного транспорта, структурированного в ряд отраслевых подсистем, пересекающихся между собой в транспортных узлах с целью осуществления значительного числа перевозок по транспортным коридорам.

Железнодорожный транспорт

Исторически наиболее развитый вид отечественного транспорта, осуществляющий 35% мирового оборота грузов и 18% потока пассажиров. И это при общей протяжённости железнодорожных путей в 121 тыс. км, что составляет третий показатель в мире, после Китая и США. Однако российские железные дороги по уровню электрификации, превышающему 50%, занимают лидирующее положение среди других стран, что также позволяет организовать 85% отечественных грузоперевозок.

Кроме грузоперевозок, железнодорожный транспорт осуществляет пассажирооборот на дальние расстояния – 70%, а также пригородные и внутригородские сообщения – 30%.

Абсолютное большинство железнодорожных активов России приходится на ОАО «Российские железные дороги» – вертикально интегрированную компанию, владеющую 99% железнодорожного полотна и отраслевой инфраструктуры. ОАО «РЖД» входит в список крупнейших мировых транспортных компаний. Её персонал в 2019 году составлял 711 тыс. человек. В этом же году компания осуществила перевозку:

  • 1,2 млрд. пассажиров,
  • 1,28 млрд. т грузов.

На долю других компаний и частных операторов, осуществляющих перевозки в удалённых районах РФ или выполняющих транспортировку сырья и промышленных грузов, приходятся значительно меньшие объёмы.

Морской транспорт

Россия обладает 42 тысячами километров морских границ, что даёт возможность осуществлять как внутренние, так и внешние морские перевозки. К окончанию 2018 года общее количество торговых судов нашего государства составляло 220 единиц (цифра достаточно условная, в связи с действующим законодательством, позволяющим носить флаги других стран, а также существенным износом ряда кораблей и принадлежностью некоторых судов иностранным владельцам).

Географически, исторически и политически ситуация сложилась таким образом, что:

  • Первое место по грузоперевозкам сегодня занимает Дальневосточный регион с портами: Ванино-Холмск, Восточный, Владивосток, Находка, отправляющий 46,5% морских грузов России.
  • Второе место держит Черноморско-Азовский бассейн, осуществляющий отправку 23,7% грузов через Новороссийск и Туапсе.
  • Третье место – 15% грузов – отправляются из Архангельска и Мурманска, расположенных соответственно на побережьях Белого и Баренцева морей в Северном Ледовитом океане.
  • Четвёртое место с 14,5% за портами Балтики: Санкт-Петербургом и Калининградом.
  • Каспийские: Астраханский и Махачкалинский порты с грузооборотом в 0,4% остаются на пятом месте.

Речной транспорт

Располагая свыше 100 тысячами километров внутреннего водного пути, существенная часть которого в тёплый период времени судоходна, Россия могла бы себе позволить значительно увеличить объём речных грузоперевозок. Их величина на настоящее время не превышает 4% в общем обороте страны. Следует отметить, что речной транспорт на протяжении столетий являлся важнейшим и при этом самым дешёвым связующим звеном в экономике России.

Главными речными артериями, пригодными для судоходства на территории нашей страны являются:

  • Волга, Кама, Северная Двина – в Европейской части России;
  • Енисей, Лена, Обь – в Сибири;
  • Амур – на Дальнем Востоке.

Все эти реки оснащены крупнейшими портами и имеют выходы к морям и океанам, позволяющим осуществлять транспортные потоки внутреннего и внешнего направлений.

Трубопроводный транспорт

Наиболее перспективное, стратегическое направление развития транспорта, без преувеличения, оказывающее глобальное влияние на всю мировую политику. Специфика данного направления отрасли заключается в возможностях перекачки огромных объёмов грузов на гигантские расстояния при любых погодных условиях в автоматическом режиме.

Начиная с середины прошлого века, крупнейшие газопроводы и нефтепроводы, выполненные трубами более 1 м в диаметре, непрерывно обеспечивают топливом и углеводородными ресурсами население и промышленность России, а также целый ряд стран Европы и Азии.

Необходимо также отметить важнейшую роль этого вида транспорта в обеспечении народного хозяйства страны всем спектром энергетических ресурсов (вода, отопление, вентиляция, канализация, продукты разделения воздуха, газообразные химические вещества) реализуемых на уровне населённых пунктов и отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий.

Автомобильный транспорт

Самое большое количество перевозок в нашей стране осуществляет автомобильный транспорт. Но, в абсолютном большинстве случае, это производится на достаточно короткие расстояния.

Преимущество этого вида средств доставки пассажиров и грузов заключается в мобильности, высокой скорости и возможности доставки от места загрузки до места конечной разгрузки. Поэтому он незаменим для местных перевозок, но вместе с тем отличается дороговизной и очень высокой степенью аварийности.

Общая протяжённость автомобильных дорог России к 2018 году достигла 1,529 млн. км. Из них, дороги с твёрдым покрытием составляют примерно 70%, что равняется 1,076 млн. км. В 2019 году было произведено 1 495 643 легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, 156 059 штук – грузовых автомобилей.

Несмотря на значительное количество автодорог, расположенных в основном в экономически развитых регионах страны, общее состояние их можно охарактеризовать как плохое. Мало того, значительная часть из них работает в однополостном режиме в ту и другую сторону движения автотранспорта, а часть дорог перегружена.

Воздушный транспорт

Высокая скорость, автономность, наиболее краткие пути следования – всё это делает воздушный транспорт незаменимым при перевозке людей, срочных грузов и почты на гигантские расстояния. Вместе с тем, этот вид транспортных средств очень дорог и сильно зависимым от метеоусловий. Но в случае труднодоступности, только средства авиасообщения (самолёты и вертолёты) могут организовать столь необходимую транспортную связь.

В настоящее время Российская Федерация располагает:

  • более 100 авиаперевозчиками,
  • свыше 1200 аэропортами с грунтовым и твёрдым покрытием,
  • почти 7 тысячами воздушных судов,
  • 600 тыс. км внутренних воздушных линий,
  • около 90 тыс. человек персонала.

Промышленный транспорт

Современный промышленный транспорт представляет собой комплекс транспортных средств, путей и сооружений, предназначенных для перемещения сырья, заготовок, материалов, полуфабрикатов, почты, готовой продукции на территории предприятия. Также с его помощью осуществляется транспортировка топлива, а также ввоз и вывоз необходимой продукции.

Наибольшее распространение промышленный транспорт получил на предприятиях тяжёлой промышленности и при добыче полезных ископаемых. Специфика его проявляется в использовании не только обычных видов транспортных средств: железные дороги, автомобили, трубопроводы, но и в применении специфических устройств, таких как:

  • электрокары,
  • конвейеры,
  • автоматические линии,
  • монорельсовые и канатно-подвесные дороги,
  • гидравлический и пневматический транспорт.

Общественный транспорт

Городской и пригородный транспорт России, предназначенный для перевозок на короткие расстояния пассажиров и грузов, реализован в виде:

  • Автобусов и микроавтобусов.
  • Трамваев.
  • Троллейбусов.
  • Такси.
  • Метрополитенов.
  • Пригородных электричек.

Также, кроме перевозок, он выполняет (в большинстве случаев с помощью специальной автотранспортной техники) коммунально-хозяйственные функции: уборка и очистка улиц, полив тротуаров и зелёных насаждений, обслуживание объектов городского коммунального хозяйства, оказание необходимой помощи в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Транспортные узлы

Транспортные узлы являются местом стыковки нескольких видов транспортных средств, оснащённых устройствами передачи грузов, а также местами их хранения при надлежащем уровне автоматизации, контроля и управления.

Вследствие огромных масштабов Российской Федерации, на её территории проявляют себя:

  • Узлы федерального уровня (играющие важное международное экономическое значение) связывающие глобальные транспортные потоки отдельных регионов страны в единую сеть распределения, имеющую широкие взаимоотношения с зарубежными странами.
  • Узлы регионального уровня, стоящие на следующей (нижестоящей) ступени транспортно-распределительной иерархии, позволяющие обеспечивать всем необходимым территориальные субъекты государства.

Транспортные коридоры

Транспортные коридоры всегда являлись частью транспортной системы, обеспечивающей с их помощью пассажирские перевозки и грузопотоки между географическими районами Земного шара.

Наша страна, в силу своего месторасположения, исторически играет роль связующего звена между народами:

  • Европы и России.
  • Скандинавии и Средиземноморья, а также ближнего стран Ближнего Востока (путь «из варяг в греки»).
  • Севера и Юга.
  • Европы и Азии – Индокитай, Дальний Восток (Великий Шёлковый путь).
  • Северной Америки и Дальнего Востока.

В её распоряжении находятся:

  • Транссибирская магистраль.
  • Воздушное пространство страны.
  • Северный морской путь.
  • Прибрежные акватории Тихого океана, Балтийского, Чёрного и Каспийского морей.

Всё это открывает значительные экономические перспективы налаживания взаимоотношений с соседними странами и отдалёнными государствами.

Управление системой

Государственное управление транспортной системой России осуществляет Министерство транспорта. В ведении этого органа власти находятся подведомственные агентства (по направлениям) и служба по надзору – Ространснадзор, а также целый ряд предприятий и организаций.

На данное министерство возложены функции:

  • проведения государственной политики в отрасли;
  • формирования стратегии развития и контроль над её реализацией;
  • разработка действующих норм, правил, стандартов и ряда других подзаконных актов;
  • межведомственная координация.

При этом сам Минтранс не является хозяйствующим субъектом над собственностью транспортных предприятий и не определяет их экономическую политику.

Транспортное законодательство

Отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия участников транспортного движения, регулируются значительным количеством нормативных актов, в список которых входят:

  • Международные правовые нормы;
  • Федеральные законы РФ;
  • Указы президента;
  • Постановления правительства;
  • Кодексы РФ;
  • Правила дорожного движения;
  • Уставы автомобильного и железнодорожного транспорта;
  • Международные правовые нормы;
  • Правила перевозок;
  • Утверждённые тарифы.

Проблемы и перспективы развития транспортной системы России

Транспорт, как важнейшее связующее звено в экономической, социальной, культурной жизни страны, постоянно находится под воздействием всего спектра государственных проблем. Наиболее значимыми среди них являются:

  • Износ основных производственных фондов, выражающийся в низком техническом уровне подвижного состава, транспортной техники и путей сообщения.
  • Недостаточные объёмы финансирования, приводящие к недоиспользованию существующего потенциала.
  • Отсутствие устойчивых транспортных связей в труднодоступных регионах страны.
  • Слабое развитие логистической структуры.
  • Безопасность движения транспортных средств и самой организации транспортной деятельности.
  • Негативное воздействие на окружающую среду в физическом и химическом плане.

Для решения всего комплекса насущных проблем были разработаны «Транспортная стратегия» и Целевая программа, предусматривающие:

  • формирование инфраструктуры,
  • учёт потребностей и создание оптимальной логистической системы,
  • разработку нормативно-правовых актов, обеспечивающих доступность отраслевых услуг,
  • реализацию транспортных и транзитных возможностей государства, с целью восстановления традиционных связей и интеграции на международный рынок,
  • снижение неблагоприятного экологического воздействия,
  • совершенствование системы транспортной безопасности.

Существенным вкладом в реализацию намеченных планов могло бы служить создание единого координационного центра, а также налаживание взаимодействия между органами государственной власти и частным сектором.

Первые успехи на этом пути уже имеются: построено, реконструировано и отремонтировано десятки тысяч километров автомобильных дорог, вырос на 40% грузооборот железнодорожного транспорта, восстановлены взлётно-посадочные полосы на 25 аэродромах, выстроены 10 терминалов, на 50% вырос объём перевозок морского транспорта. Остаётся продолжать положительные начинания, которые, несомненно, позволят вывести Россию на качественно новый уровень своего экономического развития.

Источник

Читайте также:  Как вы думаете почему страны восточной европы стремятся присоединиться
Оцените статью