Основу национального богатства любой страны составляют экономические ресурсы какие ресурсы вы знаете

Национальное богатство: понятие, составляющие, значение

Впервые оценил размеры национального богатства (далее НБ) статистик Уильям Петти. Он сделал это для Англии в середине XVII в. Затем подобные оценки проводились в США, Франции и других странах. В XX столетии была разработана система национальных счетов (СНС), и с этого времени концепция оценки НБ приобрела особое значение.

Состав национального богатства и его значение

Национальное богатство – это ресурсы государства, накопленные в результате производственной деятельности, а также природные ресурсы, включенные в экономическую сферу. НБ служит макроэкономическим показателем, изучаемым статистикой и системой национальных счетов. Определяется за конкретный период времени.

Значение в социально-экономическом отношении: НБ демонстрирует уровень экономического развития страны, ее обороноспособность, степень благосостояния народа.

  • производственные фонды (средства труда – инструменты, предметы труда – сырье);
  • непроизводственные фонды – не участвуют в производстве, но подведомственны предприятиям (жилье, больницы, школы, кинотеатры);
  • имущество граждан;
  • товарные запасы организаций и предприятий;
  • природные ресурсы;
  • резервы государства.

Согласно методике СНС, НБ включает в себя не только ресурсы, накопленные в результате труда и природные богатства, но и экономические активы. НБ отражает совокупность материальных и нематериальных активов, находящихся в руках государственных органов, юридических и физических лиц, то есть у государства в целом.

С понятием НБ узко связаны такие термины как экономические активы и пассивы. Экономические активы – это объекты собственности, в результате пользования которыми его владельцы получают экономическую выгоду. Экономическими пассивами называют задолженность.

Читайте также:  Низкий уровень рождаемости страны

Структура НБ в системе национальных счетов

Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность показателей, по которым оценивается макроэкономическая деятельность государства. Эти показатели утверждены на международном уровне и позволяют представить все стадии ВВП (производство, распределение, пользование). Российская Федерация приняла стандарт СНС в 1991 году.

  • определение объемов производства;
  • распознавание тенденций в экономике;
  • формирование экономической политики страны.

Согласно классификации СНС, НБ содержит в себе три вида экономических активов. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Произведенные нефинансовые активы

Активы, которые создаются в процессе производства. В первую очередь, это:

  1. Основной капитал (основные фонды). Сюда относят средства труда, расходы на геологическую разведку, а также нематериальные объекты (произведения искусства, литературы, компьютерные программы)
  2. Оборотный капитал (оборотные средства). Это возобновляемая часть НБ, куда входят материалы и сырье, топливо, запчасти, корма для животных, готовая продукция. Стоимость этих средств входит в конечную цену продукции, которая изготавливается из них.
  3. Резервы. Это запасы произведенной продукции или материалов, находящиеся на складах.

Непроизведенные нефинансовые активы

Активы, которые не были получены в результате производства. Подразделяются на две категории:

  • материальные – природные активы (земля и ее недра, водные ресурсы);
  • нематериальные – создаются в процессе юридических, а также учетных действий (авторские права, патенты, наименование компании, деловая репутация и связи, договоры аренды).

Финансовые активы

Активы, которые включают в себя финансовые требования кредитора к заемщику (должнику) на получение от него денежных средств. Для заемщика финансовое обязательство служит пассивом, а для кредитора – активом. Финансовые активы – это средство накопления денежных средств, например:

Объем национального богатства

Темпы роста и масштабы экономики государства определяются объемами НБ. Поэтому данный показатель необходим для прослеживания динамики в экономической сфере. Знание объема НБ позволяет:

  • узнать, каким количеством товаров и услуг располагает отечественная экономика;
  • подсчитать общую стоимость природных ресурсов;
  • произвести учет нематериальных ресурсов.

Учет объема НБ совершается не тотально, а только тех его частей, стоимость которых может быть оценена достоверно. В 2019 г. Всемирным банком впервые была предпринята попытка оценки НБ России и сделаны соответствующие выводы. На основе анализа данных Всемирный банк разработал специальные рекомендации по развитию экономики РФ. Среди них:

  1. Сокращение инвестирования сектора ископаемого топлива в пользу производства.
  2. Совершенствование университетского образования. Ни одного российского вуза нет в списке лучших университетов мира.
  3. Борьба с лесными пожарами как средство сохранения природных богатств.
  4. Улучшение инвестиционного климата.

Совокупный объем НБ всех государств мира составляет более 550 трлн. долларов. Доля стран СНГ составляет около 80 трлн. долларов, России – 60 трлн. долларов. В 1990-е годы в России происходил спад экономики, и на этом фоне объемы НБ существенно снизились. Ситуация начала стабилизироваться только со сменой руководства страны в 2000 году.

Особенности российской экономики

Россия ориентирована на разработку, добычу и продажу сырья. При этом объемы НБ не увеличиваются и не сохраняются, а только используются. Эта направленность вредит экономике государства, ставит ее в зависимость от мирового рынка.

Помимо этого, номинально природные ресурсы принадлежат всем гражданам страны, но на деле ими владеет только небольшая их часть – олигархи, что также негативно сказывается на развитии экономической сферы.

В связи с вышеуказанными проблемами назрела необходимость в том, чтобы перенаправить функционирование экономики страны с сырьевой на инновационную, наукоемкую. Такие меры позволят нарастить эффективность пользования ресурсами и расширить участие человека в производстве.

Человеческий капитал

Человеческим потенциалом (далее ЧК) считают показатели, которые обеспечивают комфорт и достаток гражданам страны. Существует понятие воспроизводства ЧК, оно включается в себя системы:

  • воспитания;
  • образования;
  • здравоохранения;
  • спорта и туризма;
  • защиты окружающей среды;
  • безопасности;

то есть факторы, помогающие увеличить продолжительность и качество жизни, улучшить работоспособность. Все эти системы требуют значительных финансовых вложений, но их качественная деятельность проводит к повышению уровня жизни людей.

ЧК зачастую проводят в сравнение с произведенными ресурсами, так как способности специалистов приобретаются в процессе обучения, то есть не являются полученными от природы.

Возможности человека более точно характеризуют понятие ЧК: это его физические, умственные, деловые, финансовые ресурсы.

В конце XX века Всемирным банком было предложено включать в объем НБ и человеческий потенциал. Такой подход более полно позволяет судить о национальном богатстве. Более того, Всемирный банк считает ЧК наиболее важным элементом НБ, способствующим экономическому росту.

Измерение человеческого капитала

Чтобы оценить фактор ЧК, предлагается произвести подсчет затрат на образование и квалификацию, жилье, здоровье работника. Подобными расчетами занимались еще Адам Смит и Карл Маркс. Современные ученые разработали систему показателей, которые должны при этом учитываться:

  1. Качество жизни (здоровье, наличие заболеваний, инвалидности; образование, опыт, квалификация; организаторские способности).
  2. Финансовые возможности (сбережения, вклады, ценные бумаги; нефинансовые ресурсы: недвижимость, основной капитал, патенты).
  3. Эффективность пользования всеми этими потенциалами.
  4. Интенсивность использования этих капиталов.

Учет этих показателей помогает работать с кадрами и эффективно управлять экономикой. В развитых странах ЧК составляет более 50% от общего объема НБ, там ценят специалистов и не жалеют средств для того, чтобы увеличить социальную прослойку среднего класса.

Таким образом, НБ государства состоит из человеческого капитала, природных богатств, научно-технического потенциала.

К ценностям страны относят не только материальные, но и нематериальные ресурсы, а также умения и интеллектуальные способности человека. Значение НБ определяется тем, что оно включает в себя важнейшие показатели макроэкономики, и, кроме того, служит результативным инструментом экономической статистики.

Источник

Национальное богатство и его составляющие

Национальное богатство — это совокупность ресурсов страны (экономических активов), необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. При оценке элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.

Национальное богатство включает:

1. Нефинансовые произведенные активы.

2. Нефинансовые непроизведенные активы.

3. Финансовые активы / пассивы.

Кроме того, отдельно учитываются накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах и прямые иностранные инвестиции.

Баланс национального богатства — один из заключительных счетов системы национальных счетов. С его помощью можно определить годовое изменение (прирост либо уменьшение) национального богатства страны в стоимостной оценке в текущих ценах. Для оценки «физической» динамики совокупных ресурсов экономики, представленных в балансе национального богатства, используются сопоставимые цены базового периода.

Национальное богатство (НБ) стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовая характеристика его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, позволяющих оценить экономический потенциал страны, уровень народного хозяйства и степень благосостояния населения, выраженные в денежной форме.

В расчете на одного гражданина страны этот показатель трансформируется в душевой объем НБ. Категорию национального богатства нельзя смешивать с другой экономической категорией — национальным доходом.

Национальное богатство — основа и решающий фактор возрождения экономики России

Подходы к измерению национального богатства.

Национальное богатство рассчитывается на основе баланса. Балансы составляются на начало и конец определенного периода в виде таблицы, в которой отражается поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал.

Существует три вида балансов:

Начальный баланс активов и пассивов,

изменения в балансе активов и пассивов,

Источник

Национальное богатство страны и его составляющие.

Национальное богатство — это совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.

Для оценки элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.

Национальное богатство включает;

1) Нефинансовые произведенные активы; 2)Нефинансовые непроизведенные активы; 3)Финансовые активы /пассивы.

Кроме того, при оценке национального богатства отдельно учитываются:

— накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах;

— прямые иностранные инвестиции.

Нефинансовые произведенные активы. Включают:

1. основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги, т.е.:

-материальные произведенные активы — машины, оборудование, здания, сооружения, продуктивный скот;

-нематериальные произведенные активы — объекты, созданные трудом человека, представляющие необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель.

2. запасы материальных оборотных средств, т.е.:

производственные запасы (сырье, материалы, топливо,запчасти, инструменты, хозтовары, семена,посадочные материалы, корма, животные на откорме, молодняк животных и др.),

незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.

3. ценности, т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, кот не изнашиваются с течением времени, как правило, не используются для потребления или в производстве

и приобретаются главным образом как средства сохранения стоимости во времени.

Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, выполненных из таких камней и металлов, произведений искусства.

Нефинансовые непроизведенные активы. Включают:

1.материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения (природные активы — земля, ресурсы недр, другие природные активы),

т.е. активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности.

2.нематериальные непроизведенные активы – дающт исключительное право своим владельцам на занятие конкретными видами деятельности или на производство

определенных видов товаров и услуг, при этом другие институциональные единицы (юридические и физические лица) не имеют этого права.

Данная группа активов включает объекты патентования (лицензии, ноу-хау и т.д.),

договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование, а также приобретенный гуд-вилл (условная оценка стоимости деловых связей и репутации).

Финансовые активы (пассивы).

Их размер в значительной степени определяет возможности расширения объемов производства в стране, а, следовательно,

расширения и качественного совершенствования всех форм потребления и накопления.

монетарное золото, наличная валюта и депозиты, ценные бумаги (кроме акций), кредиты и займы

Финансовая политика России.

Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики.

В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,

стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.

Финансовая политика включает следующие направления:

1) налоговую политику;

2) бюджетную политику;

3) денежно-кредитную политику;

4) институциональные преобразования;

5) инвестиционную политику;

6) социальную политику.

Для реализации финансовой политики необходимо:

• снижение социальной напряженности;

• оздоровление государственных финансов;

• восстановление нормального функционирования банковской сферы;

• сбалансированность товарных и денежных потоков;

• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;

• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.

1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.

Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения,

обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:

• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;

• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;

• введение единого реестра налогоплательщиков;

• ужесточение налогового администрирования;

• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.

2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:

• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;

• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;

• реализация программ экономии государственных расходов;

• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;

• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;

• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;

• проведение связанных расчетов с исп-ием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств фб;

• реструктуризация государственного долга;

• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.

3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса,

восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:

• реструктуризация банковской системы;

• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;

• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;

• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;

• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда

• усиление таможенного контроля.

4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,

которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:

• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;

• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;

• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;

• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;

• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;

• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса,

железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;

• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;

разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;

• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством,

погашением задолженности перед федеральным бюджетом.

5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:

• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов,

а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;

• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;

• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения,

в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;

• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;

• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;

внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;

• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;

• регулирование вынужденной миграции

6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:

• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;

• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;

• развитие ипотечного кредитования;

• привлечение прямых иностранных инвестиций.

Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Источник

Оцените статью