- Национальное богатство: понятие, составляющие, значение
- Состав национального богатства и его значение
- Структура НБ в системе национальных счетов
- Произведенные нефинансовые активы
- Непроизведенные нефинансовые активы
- Финансовые активы
- Объем национального богатства
- Особенности российской экономики
- Человеческий капитал
- Измерение человеческого капитала
- Национальное богатство и его составляющие
- Национальное богатство страны и его составляющие.
Национальное богатство: понятие, составляющие, значение
Впервые оценил размеры национального богатства (далее НБ) статистик Уильям Петти. Он сделал это для Англии в середине XVII в. Затем подобные оценки проводились в США, Франции и других странах. В XX столетии была разработана система национальных счетов (СНС), и с этого времени концепция оценки НБ приобрела особое значение.
Состав национального богатства и его значение
Национальное богатство – это ресурсы государства, накопленные в результате производственной деятельности, а также природные ресурсы, включенные в экономическую сферу. НБ служит макроэкономическим показателем, изучаемым статистикой и системой национальных счетов. Определяется за конкретный период времени.
Значение в социально-экономическом отношении: НБ демонстрирует уровень экономического развития страны, ее обороноспособность, степень благосостояния народа.
- производственные фонды (средства труда – инструменты, предметы труда – сырье);
- непроизводственные фонды – не участвуют в производстве, но подведомственны предприятиям (жилье, больницы, школы, кинотеатры);
- имущество граждан;
- товарные запасы организаций и предприятий;
- природные ресурсы;
- резервы государства.
Согласно методике СНС, НБ включает в себя не только ресурсы, накопленные в результате труда и природные богатства, но и экономические активы. НБ отражает совокупность материальных и нематериальных активов, находящихся в руках государственных органов, юридических и физических лиц, то есть у государства в целом.
С понятием НБ узко связаны такие термины как экономические активы и пассивы. Экономические активы – это объекты собственности, в результате пользования которыми его владельцы получают экономическую выгоду. Экономическими пассивами называют задолженность.
Структура НБ в системе национальных счетов
Система национальных счетов (СНС) представляет собой совокупность показателей, по которым оценивается макроэкономическая деятельность государства. Эти показатели утверждены на международном уровне и позволяют представить все стадии ВВП (производство, распределение, пользование). Российская Федерация приняла стандарт СНС в 1991 году.
- определение объемов производства;
- распознавание тенденций в экономике;
- формирование экономической политики страны.
Согласно классификации СНС, НБ содержит в себе три вида экономических активов. Рассмотрим каждый из них подробнее.
Произведенные нефинансовые активы
Активы, которые создаются в процессе производства. В первую очередь, это:
- Основной капитал (основные фонды). Сюда относят средства труда, расходы на геологическую разведку, а также нематериальные объекты (произведения искусства, литературы, компьютерные программы)
- Оборотный капитал (оборотные средства). Это возобновляемая часть НБ, куда входят материалы и сырье, топливо, запчасти, корма для животных, готовая продукция. Стоимость этих средств входит в конечную цену продукции, которая изготавливается из них.
- Резервы. Это запасы произведенной продукции или материалов, находящиеся на складах.
Непроизведенные нефинансовые активы
Активы, которые не были получены в результате производства. Подразделяются на две категории:
- материальные – природные активы (земля и ее недра, водные ресурсы);
- нематериальные – создаются в процессе юридических, а также учетных действий (авторские права, патенты, наименование компании, деловая репутация и связи, договоры аренды).
Финансовые активы
Активы, которые включают в себя финансовые требования кредитора к заемщику (должнику) на получение от него денежных средств. Для заемщика финансовое обязательство служит пассивом, а для кредитора – активом. Финансовые активы – это средство накопления денежных средств, например:
Объем национального богатства
Темпы роста и масштабы экономики государства определяются объемами НБ. Поэтому данный показатель необходим для прослеживания динамики в экономической сфере. Знание объема НБ позволяет:
- узнать, каким количеством товаров и услуг располагает отечественная экономика;
- подсчитать общую стоимость природных ресурсов;
- произвести учет нематериальных ресурсов.
Учет объема НБ совершается не тотально, а только тех его частей, стоимость которых может быть оценена достоверно. В 2019 г. Всемирным банком впервые была предпринята попытка оценки НБ России и сделаны соответствующие выводы. На основе анализа данных Всемирный банк разработал специальные рекомендации по развитию экономики РФ. Среди них:
- Сокращение инвестирования сектора ископаемого топлива в пользу производства.
- Совершенствование университетского образования. Ни одного российского вуза нет в списке лучших университетов мира.
- Борьба с лесными пожарами как средство сохранения природных богатств.
- Улучшение инвестиционного климата.
Совокупный объем НБ всех государств мира составляет более 550 трлн. долларов. Доля стран СНГ составляет около 80 трлн. долларов, России – 60 трлн. долларов. В 1990-е годы в России происходил спад экономики, и на этом фоне объемы НБ существенно снизились. Ситуация начала стабилизироваться только со сменой руководства страны в 2000 году.
Особенности российской экономики
Россия ориентирована на разработку, добычу и продажу сырья. При этом объемы НБ не увеличиваются и не сохраняются, а только используются. Эта направленность вредит экономике государства, ставит ее в зависимость от мирового рынка.
Помимо этого, номинально природные ресурсы принадлежат всем гражданам страны, но на деле ими владеет только небольшая их часть – олигархи, что также негативно сказывается на развитии экономической сферы.
В связи с вышеуказанными проблемами назрела необходимость в том, чтобы перенаправить функционирование экономики страны с сырьевой на инновационную, наукоемкую. Такие меры позволят нарастить эффективность пользования ресурсами и расширить участие человека в производстве.
Человеческий капитал
Человеческим потенциалом (далее ЧК) считают показатели, которые обеспечивают комфорт и достаток гражданам страны. Существует понятие воспроизводства ЧК, оно включается в себя системы:
- воспитания;
- образования;
- здравоохранения;
- спорта и туризма;
- защиты окружающей среды;
- безопасности;
то есть факторы, помогающие увеличить продолжительность и качество жизни, улучшить работоспособность. Все эти системы требуют значительных финансовых вложений, но их качественная деятельность проводит к повышению уровня жизни людей.
ЧК зачастую проводят в сравнение с произведенными ресурсами, так как способности специалистов приобретаются в процессе обучения, то есть не являются полученными от природы.
Возможности человека более точно характеризуют понятие ЧК: это его физические, умственные, деловые, финансовые ресурсы.
В конце XX века Всемирным банком было предложено включать в объем НБ и человеческий потенциал. Такой подход более полно позволяет судить о национальном богатстве. Более того, Всемирный банк считает ЧК наиболее важным элементом НБ, способствующим экономическому росту.
Измерение человеческого капитала
Чтобы оценить фактор ЧК, предлагается произвести подсчет затрат на образование и квалификацию, жилье, здоровье работника. Подобными расчетами занимались еще Адам Смит и Карл Маркс. Современные ученые разработали систему показателей, которые должны при этом учитываться:
- Качество жизни (здоровье, наличие заболеваний, инвалидности; образование, опыт, квалификация; организаторские способности).
- Финансовые возможности (сбережения, вклады, ценные бумаги; нефинансовые ресурсы: недвижимость, основной капитал, патенты).
- Эффективность пользования всеми этими потенциалами.
- Интенсивность использования этих капиталов.
Учет этих показателей помогает работать с кадрами и эффективно управлять экономикой. В развитых странах ЧК составляет более 50% от общего объема НБ, там ценят специалистов и не жалеют средств для того, чтобы увеличить социальную прослойку среднего класса.
Таким образом, НБ государства состоит из человеческого капитала, природных богатств, научно-технического потенциала.
К ценностям страны относят не только материальные, но и нематериальные ресурсы, а также умения и интеллектуальные способности человека. Значение НБ определяется тем, что оно включает в себя важнейшие показатели макроэкономики, и, кроме того, служит результативным инструментом экономической статистики.
Источник
Национальное богатство и его составляющие
Национальное богатство — это совокупность ресурсов страны (экономических активов), необходимых для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизнедеятельности людей. При оценке элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.
Национальное богатство включает:
1. Нефинансовые произведенные активы.
2. Нефинансовые непроизведенные активы.
3. Финансовые активы / пассивы.
Кроме того, отдельно учитываются накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах и прямые иностранные инвестиции.
Баланс национального богатства — один из заключительных счетов системы национальных счетов. С его помощью можно определить годовое изменение (прирост либо уменьшение) национального богатства страны в стоимостной оценке в текущих ценах. Для оценки «физической» динамики совокупных ресурсов экономики, представленных в балансе национального богатства, используются сопоставимые цены базового периода.
Национальное богатство (НБ) стоит в ряду наиболее важных макроэкономических понятий, а числовая характеристика его объема представляет собой один из важных агрегатных показателей, позволяющих оценить экономический потенциал страны, уровень народного хозяйства и степень благосостояния населения, выраженные в денежной форме.
В расчете на одного гражданина страны этот показатель трансформируется в душевой объем НБ. Категорию национального богатства нельзя смешивать с другой экономической категорией — национальным доходом.
Национальное богатство — основа и решающий фактор возрождения экономики России
Подходы к измерению национального богатства.
Национальное богатство рассчитывается на основе баланса. Балансы составляются на начало и конец определенного периода в виде таблицы, в которой отражается поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал.
Существует три вида балансов:
Начальный баланс активов и пассивов,
изменения в балансе активов и пассивов,
Источник
Национальное богатство страны и его составляющие.
Национальное богатство — это совокупность ресурсов страны, составляющих необходимые условия для производства товаров, оказания услуг и обеспечения жизни людей.
Для оценки элементов национального богатства используются как натуральные, так и стоимостные измерители.
Национальное богатство включает;
1) Нефинансовые произведенные активы; 2)Нефинансовые непроизведенные активы; 3)Финансовые активы /пассивы.
Кроме того, при оценке национального богатства отдельно учитываются:
— накопленные потребительские товары длительного пользования в домашних хозяйствах;
— прямые иностранные инвестиции.
Нефинансовые произведенные активы. Включают:
1. основные фонды отраслей, производящих товары и оказывающих услуги, т.е.:
-материальные произведенные активы — машины, оборудование, здания, сооружения, продуктивный скот;
-нематериальные произведенные активы — объекты, созданные трудом человека, представляющие необщедоступную информацию, нанесенную на какой-либо носитель.
2. запасы материальных оборотных средств, т.е.:
производственные запасы (сырье, материалы, топливо,запчасти, инструменты, хозтовары, семена,посадочные материалы, корма, животные на откорме, молодняк животных и др.),
незавершенное производство, готовая продукция и товары для перепродажи, материальные резервы.
3. ценности, т.е. дорогостоящие товары длительного пользования, кот не изнашиваются с течением времени, как правило, не используются для потребления или в производстве
и приобретаются главным образом как средства сохранения стоимости во времени.
Ценности состоят из драгоценных металлов и камней, ювелирных изделий, выполненных из таких камней и металлов, произведений искусства.
Нефинансовые непроизведенные активы. Включают:
1.материальные непроизведенные активы – это активы естественного происхождения (природные активы — земля, ресурсы недр, другие природные активы),
т.е. активы, не являющиеся результатом производственных процессов, на которые установлены или могут быть установлены права собственности.
2.нематериальные непроизведенные активы – дающт исключительное право своим владельцам на занятие конкретными видами деятельности или на производство
определенных видов товаров и услуг, при этом другие институциональные единицы (юридические и физические лица) не имеют этого права.
Данная группа активов включает объекты патентования (лицензии, ноу-хау и т.д.),
договоры об аренде и другие контракты с правом передачи в пользование, а также приобретенный гуд-вилл (условная оценка стоимости деловых связей и репутации).
Финансовые активы (пассивы).
Их размер в значительной степени определяет возможности расширения объемов производства в стране, а, следовательно,
расширения и качественного совершенствования всех форм потребления и накопления.
монетарное золото, наличная валюта и депозиты, ценные бумаги (кроме акций), кредиты и займы
Финансовая политика России.
Государственная финансовая политика — элемент макроэкономической политики.
В настоящее время государственная финансовая политика России направлена на преодоление последствий финансово-экономического кризиса,
стабилизацию социально-экономической ситуации в стране.
Финансовая политика включает следующие направления:
1) налоговую политику;
2) бюджетную политику;
3) денежно-кредитную политику;
4) институциональные преобразования;
5) инвестиционную политику;
6) социальную политику.
Для реализации финансовой политики необходимо:
• снижение социальной напряженности;
• оздоровление государственных финансов;
• восстановление нормального функционирования банковской сферы;
• сбалансированность товарных и денежных потоков;
• разумное расширение финансово-экономической самостоятельности регионов в рамках единого федеративного государства;
• искоренение финансовых злоупотреблений и коррупции.
1. Важной составной частью финансовой политики является налоговая политика.
Она должна быть направлена на создание приемлемых как для государства, так и для участников рынка условий налогообложения,
обеспечивающих улучшение финансового положения реального сектора экономики. Ее основные задачи:
• комплексное реформирование налогового законодательства в целях оптимизации налоговой базы, снижения уровня неплатежей;
• пересмотр существующих налоговых и таможенных льгот;
• введение единого реестра налогоплательщиков;
• ужесточение налогового администрирования;
• реструктуризация пеней и штрафов по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
2. Разрешение бюджетного кризиса является первостепенной задачей бюджетной политики. Наиболее актуальные задачи в этой области:
• введение экспортных пошлин в целях обеспечения обслуживания и погашения внешнего долга;
• принятие мер по перечислению дивидендов на акции, находящиеся в государственной собственности, прибыли Банка России в федеральный бюджет;
• реализация программ экономии государственных расходов;
• централизация всех доходов и средств федерального бюджета на счетах органов Федерального казначейства;
• проведение ревизии федеральных целевых программ с целью их оптимизации;
• обеспечение государственной монополии на производство и оборот алкогольной продукции;
• проведение связанных расчетов с исп-ием механизма целевого финансирования расходов по погашению задолженности бюджетным организациям и другим получателям средств фб;
• реструктуризация государственного долга;
• инвентаризация внешних и внутренних заимствований, результатов их использования.
3. Важнейшая задача денежно-кредитной политики — преодоление банковского кризиса,
восстановление доверия к банковской системе и стимулирование организованных сбережений населения. Задачи денежно-кредитной политики:
• реструктуризация банковской системы;
• совершенствование порядка контроля за соблюдением банками обязательных нормативов;
• сглаживание колебаний курса рубля к иностранным валютам;
• пополнение валютных запасов государства и снижение оттока капиталов за границу;
• активизация закупок добываемого золота для пополнения Государственного фонда
• усиление таможенного контроля.
4. Большую роль в реализации государственной финансовой политики играют институциональные преобразования,
которые вытекают из основных задач государства в области управления. К ним относятся:
• приобретение акций государством в результате капитализации просроченной налоговой задолженности организаций и их последующая продажа;
• передача в доверительное управление пакетов акций, принадлежащих государству;
• инвентаризация федеральной недвижимости и создание единого реестра федеральной собственности;
• вовлечение в оборот объектов незавершенного строительства;
• приватизация предприятий как единого имущественного комплекса;
• структурные преобразования, направленные на развитие конкуренции и повышение эффективности функционирования топливно-энергетического комплекса,
железнодорожного транспорта, отрасли связи и жилищно-коммунального хозяйства;
• совершенствование системы и механизмов ценового и тарифного регулирования на продукцию и услуги естественных монополий;
разграничение полномочий по регулированию естественных монополий между федеральными и региональными органами исполнительной власти;
• усиление позиций государства по управлению и контролю за приватизационными проектами, инвестиционными программами, финансовыми потоками, банкротством,
погашением задолженности перед федеральным бюджетом.
5. Финансовая политика государства имеет социальную направленность. К задачам в этой области относятся:
• выплата в полном объеме текущей заработной платы работникам бюджетной сферы, денежного довольствия военнослужащим, других государственных социальных трансфертов,
а также выполнение графика погашения задолженности по таким группам из федерального бюджета;
• увязка перечисления трансфертов субъектам РФ с выполнением их обязательств по финансированию текущих выплат работникам бюджетной сферы из собственных доходов;
• разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения,
в том числе дифференцированную индексацию пенсий и поэтапную индексацию ставок и окладов работников бюджетной сферы;
• сдерживание роста безработицы и создание условий для расширения занятости;
• реализация пенсионной реформы, обеспечивающей формирование многоуровневой пенсионной системы с устойчивым финансированием;
внедрение элементов накопительного финансирования пенсий;
• упорядочение системы социальных льгот и выплат с перенесением основной части государственной помощи на малообеспеченные слои населения;
• регулирование вынужденной миграции
6. Для реализации финансовой политики особую важность имеет инвестиционная деятельность, которая включает:
• повышение роли Бюджета развития РФ как источнику финансового обеспечения государственной инвестиционной политики;
• создание условий для организованного накопления и инвестирования сбережений населения;
• развитие ипотечного кредитования;
• привлечение прямых иностранных инвестиций.
Финансовая политика определяет перспективы развития всех секторов экономики.
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.
Источник