Особенно высокий уровень развития транспорта характерен для стран

Транспорт и сфера услуг

Нефть — основной груз, перевозимый морским транспортом.

Узлами «сгущения» морских трасс являются Персидский залив, Суэцкий (Египет), Панамский (Панама) и Кильский (ФРГ) международные морские каналы, а также важнейшие морские проливы — Ла-Манш, Гибралтарский, Босфор, Дарданеллы, Баб-эль-Мандебский, Ормузский, Малаккский.

Велика роль морского транспорта и в каботажных перевозках (между портами одной страны).

Речной транспорт использует судоходные реки, каналы, внутренние водоемы. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности стран, но осуществляет и международные перевозки. К числу наиболее используемых в транспортном отношении речных артерий мира относятся Рейн, Дунай, Одер и Эльба в Западной Европе, система Миссисипи — Великие американские озера — река Св. Лаврентия в США, Волга в нашей стране и т. д.

ОТНОСИТЕЛЬНО НЕВЫСОКИЕ ЗАТРАТЫ ТРУДА НА ПЕРЕВОЗКУ ГРУЗОВ И ПАССАЖИРОВ, ЗНАЧИТЕЛЬНАЯ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ МОРСКИХ СУДОВ (ОСОБЕННО ТАНКЕРОВ) ОБУСЛОВИЛИ ЛИДЕРСТВО МОРСКОГО ТРАНСПОРТА В МИРОВОМ ГРУЗООБОРОТЕ.

Авиационный транспорт

Главное преимущество авиационного транспорта очевидно — это скорость. Особенно она возросла с внедрением в практику турбовинтовых и реактивных самолетов (вместо старых поршневых). На рубеже XX—XXI вв. на пассажирских авиалиниях появились самолеты повышенной вместимости — до 500 человек. Хотя авиатранспорт до последнего времени развивался преимущественно как специализированное средство пассажирских перевозок, его роль в доставке ценных и срочных грузов остается вне конкуренции.

Основу авиационного транспорта, кроме самолетов, составляет сеть аэропортов. Они обладают не только взлетными полосами, но и мощными системами радиолокации и телекоммуникаций, позволяющими контролировать и регулировать взлет и посадку самолетов, поддерживать непрекращающуюся связь с авиалайнера- ми. Через крупнейшие аэропорты мира (Ныо-Иорк, Чикаго, Лос-Анджелес, Париж, Лондон, Франкфурт и др.) ежегодно проходит более 50 млн пассажиров — население целой большой страны (рис. 51).

Читайте также:  Климат нашей страны кратко

ВАЖНЕЙШАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ АВИАЦИОННОГО ТРАНСПОРТА — ПЕРЕВОЗКА ПАССАЖИРОВ НА ДАЛЬНИЕ РАССТОЯНИЯ.

Сфера услуг

По мере развития общества содержание понятия «сфера услуг» заметно изменилось. Так, еще 100 лет назад в перечне услуг отсутствовал телефон, 60 лет назад — телевизор, 40 лет назад — компьютер и т. д. Сегодня сфера услуг отличается наиболее быстрыми темпами роста среди всех секторов мировой экономики. По ее доле в структуре ВВП страны можно сделать вывод об общем уровне ее развития.

В структуре сферы услуг выделяют: общехозяйственные услуги (торговля, транспорт, связь, коммунальные, ремонт, обслуживание и прокат техники); личные (гостиничное дело, бытовые, индустрия развлечений и отдыха, туризм, общественное питание и др.); деловые (банковская, финансовая, кредитная и страховая деятельность, реклама, консалтинговая деятельность и др.); социальные (образование и воспитание, здравоохранение, социальное призрение, культура, юридические услуги и др.).

Сфера услуг — совокупность отраслей, деятельность которых направлена на удовлетворение определенных потрео ностей человека.

Характерная черта постиндустриального общества — заметное преобладание в ВВП доли сферы услуг.

Количественные и качественные показатели сферы услуг во многом определяют жизненный уровень человека в современном мире. Если попытаться сравнить страны по этим показателям, то выяснится, что передовые места здесь принадлежат постиндустриальным странам Запада. Так, по развитию международного туризма лидируют Франция, США и Испания; они же, наряду с другими странами Запада, обладают высококлассным гостиничным хозяйством и развитой индустрией развлечений; лидерами в использовании системы Интернет являются США, Япония, Великобритания, Германия и т. д.

ГЕОГРАФИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ИЗУЧАЕТ ОСОБЕННОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ И ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В КОМПЛЕКСЕ И ПОРОЗНЬ ВСЕХ ЭЛЕМЕНТОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА.

Мировая транспортная система. Грузооборот. Пассажирооборот. Грузоподъемное! «Дешевые флаги». Каботажные перевозки.

1. По картам определите основные направления железнодорожных, морских, воздушк линий. Выделите крупнейшие транспортные узлы — морские и аэропорты. Какие вывс вы можете сделать на основе анализа карт?

2. Выберите верные утверждения:

1) Главное преимущество автомобильного транспорта — возможность доставки грузов двери к двери».

2) Лидерство в мировом пассажирообороте принадлежит морскому транспорту.

3) В трубопроводном транспорте лидирует Япония.

4) Крупнейший порт мира — Роттердам.

5) Особенно высокий уровень развития транспорта характерен для стран «большой семерки».

3. Самый крупный морской порт мира расположен в: а) Нидерландах; б) России; в) Японии.

4. Наибольшую длину железных дорог имеют: а) Канада; б) Россия; в) США.

5. Если транспорт (особенно грузовой) — это сфера экономической деятельности, то какого рода продукция создается в этой отрасли экономики?

6. Приведите примеры старых и новых видов транспорта. В чем достоинства и недостатки каждого из наиболее распространенных его видов?

7. Какой вид транспорта и почему сыграл, по вашему мнению, решающую роль в формировании мирового хозяйства?

8. Как научно-технический прогресс влияет на развитие транспорта? Приведите конкртные примеры наиболее современных технических новшеств на транспорте.

9. Каковы тенденции в развитии сферы услуг?

10. Используя дополнительную литературу, учебник, Интернет, дайте характеристику ного из видов транспорта по следующему плану: а) история развития; б) торгово-экономическое значение, протяженность транспортной сети, объем перевозок; в) современые состояние и проблемы; г) перспективы развития (новые проекты).

11. Известно, что в США преобладает автомобильный транспорт, в то время как в нашей стране доминируют железнодорожный и трубопроводный. Чем это можно объяснить? Какой, по вашему мнению, должна быть внутриотраслевая структура российского транспорта?

12. Составьте прогнозы краткосрочный (5 лет), среднесрочный (10—20 лет), долгосрочнный (25—35 лет) о перспективах развития мирового транспорта.

Источник

§ 2. Каковы особенности развития транспортной системы мира?

Современная мировая транспортная система — отрасль сферы услуг, осуществляющая перевозку грузов и пассажиров, сформировалась в XX в. Транспортная система включает инфраструктуру (автомобильные и железные дороги, каналы, трубопроводы), терминалы (железнодорожные и автобусные станции, аэропорты, морские и речные порты), средства передвижения.

Транспорт обеспечивает хозяйственные взаимосвязи между территориями (рис. 169).

Рис. 169. Виды транспорта

Уровень развития транспортной инфраструктуры соответствует уровню концентрации производства и населения и особенностям специализации территорий.

Развитие транспорта само по себе влияет на прилегающую территорию, придавая ей особые импульсы ускоренного развития. Территории, обеспеченные транспортной инфраструктурой, приобретают повышенную привлекательность для многих видов человеческой деятельности. Так, крупнейшие транспортные узлы международного значения (морские и речные порты, аэропорты) притягивают промышленность, ориентированную на импортное сырьё и на экспорт готовой продукции, концентрируют предприятия обрабатывающей промышленности, капиталы банков, товарно-сырьевые биржи (рис. 170-173).

Рис. 170. Структура грузооборота порта Роттердам (Нидерланды).

Обратите внимание на различия в импортных (преобладает нефть и нефтепродукты, минеральное сырьё) и экспортных (преобладают контейнерные перевозки) грузах

Рис. 171. Роттердам — крупнейший морской порт Европы

Рис. 172. Роттердам. Космический снимок

Рис. 173. Порты как фокусы экономической жизни

Зоны, расположенные рядом с магистралями в районах нового освоения, получают дополнительные стимулы развития.

Прогресс в средствах и путях сообщения (увеличение тоннажа судов, контейнерные перевозки, механизация погрузки и разгрузки) способствовал росту мировой торговли и вовлечению в хозяйственный оборот новых видов ресурсов. Если несколько веков назад важнейшими международными грузами были дорогостоящие товары небольшого веса и объёма (драгоценности, специи, ткани, соль), то с развитием международного разделения труда, средств и путей сообщений мировая торговля приобрела глобальный характер и в торговый обмен стали вовлекаться массовые грузы и сырьё.

Транспорт — один важнейших потребителей нефтепродуктов и загрязнителей окружающей среды.

Статистическими показателями для анализа уровня развития транспорта являются густота сети (рассчитывается относительно площади обслуживаемой территории, населения, отправленных грузов), средняя дальность перевозок, грузооборот.

Наиболее высокий уровень развития имеют региональные транспортные системы Северной Америки. Они составляют около 30% общей протяжённости мировых путей сообщения, занимают первое место по грузообороту. Западная Европа имеет самую густую транспортную сеть в мире. В этих регионах происходит сокращение сети железных дорог и рост перевозок, осуществляемых автомобильным транспортом.

В развитых странах по числу перевозок лидирует автомобильный транспорт (40%), на железнодорожный приходится 25%. В странах с переходной экономикой в грузообороте преобладает железнодорожный транспорт (60%), на автомобильный приходится 9%.

Карьера

Логистика — наука об оптимальном управлении материальными, финансовыми и информационными потоками на предприятии. Существует закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и др. Грамотная логистика позволяет оптимизировать и резко сократить издержки производства.

В чём состоит работа специалиста по логистике? Специалисты по логистике отвечают за внешние связи предприятия и должны оптимальным транспортным средством по оптимальному маршруту (самому короткому, дешёвому, безопасному) доставить на предприятие сырьё и отгрузить готовую продукцию. Специалисты должны грамотно управлять запасами сырья и готовой продукции, формировать сборные заказы и работать с таможенным оформлением грузов.

Для успешной карьеры надо знать несколько иностранных языков (обязательно — английский), географию транспорта мира: географическое положение транспортных сетей, портов, аэропортов, цены и тарифы на перевозки, экономику стран мира, особенности таможенного законодательства. Эти знания можно получить, если поступить в экономический вуз на специальность «Логистика».

Рис. 174. Грунтовая дорога в Чукотском АО (Россия)

Рис. 175. Междугородные автобусные перевозки — удобный и надёжный вид транспорта в Западной Европе (Испания)

Велика роль Европы в экспорте международных транспортных услуг (около 50%), второе место занимает Азия (25%), на долю Америки приходится 13%, на долю всех других регионов — 11%.

Швейцария: железные дороги или автомобили?

Швейцария — небольшое по размерам европейское государство, не имеющее выхода к морю и не обладающее запасами полезных ископаемых мирового значения. Однако Швейцария с выгодой для развития экономики использовала особенности своего географического положения.

Расположенная в центре Европы, окружённая экономически развитыми странами, она оказалась на перекрёстке транспортных путей Евросоюза, что заставило правительство задуматься о мерах по уменьшению отрицательного воздействия автомобильного транспорта на природу. На проведённом в стране в 1994 г. референдуме население проголосовало за то, чтобы иностранные коммерческие грузы перевозились через территорию Швейцарии только по железной дороге.

Тоннель Зимплон — один из самых длинных в мире (19,5 км), соединяет Швейцарию и Италию, построен в 1905 г.

В нём и других подобных тоннелях даже автомобили перемещаются на специальных железнодорожных платформах, что уменьшает выброс выхлопных газов.

Грузовой транспорт. В грузовых перевозках в начале XXI в. лидирует морской транспорт, на его долю приходится 2/з перевезённых грузов. Морской транспорт, как самый дешёевый, связывает главные районы производства товаров, разделённые океанами: Европа — Америка — Япония и Китай. Доля железнодорожного (внутриконтинентального) транспорта в мировом грузообороте за последние 50 лет сократилась почти в 2 раза (до 15%), растёт доля трубопроводного транспорта. Во внутриконтинентальных перевозках преобладает автомобильный транспорт (рис. 174, 175).

Для всех видов транспорта характерно снижение транспортных издержек на единицу товара (они включают затраты перевозчика, страхование груза и плату за транзит). Развитие транспорта способствовало росту объёмов мировой торговли и повлияло на её географическую и товарную структуру. Так, появление супертанкеров, способных перевозить до 500 тыс. т нефти, снизило значение каналов мирового значения — Суэцкого и Панамского: танкеры не помещаются в узкое русло каналов, и основные нефтепе-ревозки идут через юг Африки — мыс Доброй Надежды. Тем не менее для Египта и Панамы оплата за провоз грузов через каналы — важнейшая часть поступлений в бюджет.

Развитие системы контейнерных перевозок, механизация погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским транспортом (рис. 176, 177).

Рис. 176. Паромное сообщение в Средиземном море (Италия)

Рис. 177. Контейнерные морские перевозки (г. Шанхай, Китай)

Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации работы инфраструктуры портов — перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

Доля затрат на транспорт в стоимости товаров различается между регионами и странами мира и зависит в первую очередь от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для стран, не имеющих выхода к морю, почти на 1/2 выше.

Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу товара гораздо больше для продукции добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

Географическое положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической мощи стран и их участие в международном разделении труда.

Задание 19. Где расположены крупнейшие транспортные узлы мира?

Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового транспорта — формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку около 40% генеральных грузов и определяет создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург; Хельсинки — Санкт-Петербург — Москва — Киев — Одесса.

Контейнерная система унифицирует транспортный процесс и способствует развитию смешанных перевозок грузов разными видами транспорта. Обработка контейнеров ведётся на крупных терминалах, большая часть которых находится в морских портах. Крупнейшими контейнерными морскими портами мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты динамично развивающихся стран Азии, в первую очередь Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7—8-е места (табл. 14).

Таблица 14. Крупнейшие морские порты мира, 2008 г.

Рис. 178. Монорельсовая дорога в г. Осака (Япония)

Рис. 179. Транспортная развязка в г. Майами (штат Флорида, США)

Новая тенденция в развитии мировых грузоперевозок — это широкое распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени доставки, — скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париже), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки активно используются ТНК для внутрифирменных поставок грузов между подразделениями компаний.

Рис. 180. Железные дороги в Испании один из самых комфортных видов транспорта

Рис. 181. Конные повозки — традиционный вид транспорта на Принцевых островах в Мраморном море (Турция). На островах запрещено движение автомобилей, загрязняющих окружающую среду

Крупнейшие пассажирские аэропорты мира

Аэропорты — прибыльные предприятия, которые должны обеспечить чёткое расписание взлётов и посадок самолётов, безупречную работу диспетчерских служб, безопасность пассажиров. В аэропортах располагаются офисы компаний, рестораны, магазины беспошлинной торговли. По оценкам, непосредственно в аэропортах мира работают почти 350 тыс. человек, а 4,5 млн человек работают в смежных с авиаперевозками отраслях.

Крупнейшие аэропорты мира располагаются в «мировых городах» и имеют наибольшее значение для связей Европа — Америка и Америка — Юго-Восточная Азия (табл. 15).

Рис. 182. Аэропорт г. Мюнхен (Германия). В здании аэропорта располагаются офисы авиакомпаний, магазины, рестораны

Рис. 183. Аэропорт Шарль де Голль (г. Париж, Франция) входит в число крупнейших пассажирских аэропортов мира

Рис. 184. Рост количества авиапассажиров, 2000— 2009 гг.

Таблица 15. Крупнейшие пассажирские аэропорты мира, 2008 г.

Пассажирский транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных связей привели к резкому росту подвижности населения. Важнейший показатель развития пассажирского транспорта — пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке — 12,7 тыс. и Западной Европе — 8,2 тыс.

Основная часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт — 80%, на железнодорожный и авиационный — 10% (рис. 178—181).

Транспорт наряду с промышленностью является основным источником загрязнения окружающей среды в городах.

Источник

Оцените статью