- Административно-территориальное деление России
- Субъекты Российской Федерации
- Административно-территориальное деление
- Связанные понятия
- Современное-административно территориальное деление России
- Принципы, положенные в основу устройства Российского государства
- Количество субъектов РФ и их особенности
- Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ
- История административно-территориального деления России в дореволюционный период
- Волости
- Уезды
- Губернии
- Генерал-губернаторства
- Особенности устройства СССР
- Административный район и город
- Особенности современного административно-территориального деления России
- Необычная федерация
- РФ и РСФСР
- Сходство устройства современной России с устройством СССР
- Реформирование системы
Административно-территориальное деление России
Административно-территориальное устройство РФ: субъекты РФ, федеральные округа, экономические зоны
Административно-территориальное деление Российской Федерации — важнейшая составляющая территориальной организации страны, на основе которой строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также система общественных объединений.
Субъекты Российской Федерации
Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной.
Большая часть субъектов РФ делится на административно-территориальные единицы, к которым в основном на верхнем уровне относятся районы и не входящие в их состав города — города областного (краевого, республиканского, окружного) значения, а также в некоторых регионах и закрытые административно-территориальные образования (например в Московской области).
Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается уставами или конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ «Об административно-территориальное устройстве» и соответствующими реестрами административно-территориальных единиц субъектов РФ. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом муниципального района и городского или муниципального округа.
На нижнем уровне административно-территориального устройства субъектов РФ иногда выделяются сельские округа (сельсоветы) или поселения, а также сельские населённые пункты, посёлки городского типа (рабочие посёлки) и города (районного значения) и внутригородские районы. В рамках местного самоуправления им соответствуют как правило муниципальные образования со статусом сельского поселения или городского поселения с входящими в их состав населёнными пунктами
Субъектами федерации являются:
- республики
- края
- области
- города федерального значения
- автономная область
- автономные округа.
Каждый их типов субъектов Российской Федерации имеет свой конституционно-правовой статус, который закреплен соответствующими статьями Конституции России.
В настоящее время в состав Российской Федерации входят 85 субъектов, в том числе: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, 1 автономная область и 4 автономных округа.
Источник
Административно-территориальное деление
- Администрати́вно-территориа́льное деле́ние (администрати́вно-территориа́льное устро́йство) — разделение территории унитарного государства на части (административно-территориальные единицы), в соответствии с которым строится система местных органов власти. Обусловлено природными, политическими, экономическими, этническими, национальными и иными факторами. Административно-территориальное деление (устройство) присуще также и субъектам федеративных государств, так как последние, как правило, являются унитарными государствами. В отличие от унитарных государств территориальное устройство федераций характеризуется федеративным устройством.
Субъекты федерации, как правило, имеют унитарное административно-территориальное устройство, но могут также являться федерациями (например, РСФСР). Впрочем, единицы, на которые подразделяются субъекты федерации, являются, как правило, субъектами местного самоуправления, и их права охраняются особыми законами.
Из-за менее усложнённой формы взаимоотношений между административно-территориальными единицами и государством в целом, последнее, как правило, может изменять своё административно-территориальное деление без сложных процедур одобрения подобных решений на местном уровне. При распаде государств или при выделении новых государств из состава иного государства, внутренние административные границы могут быть преобразованы в государственные границы (например, бывший СССР), что приводит к многочисленным межгосударственным территориальным спорам.
Связанные понятия
Федера́ция (лат. foederātiō — объединение, союз) — форма государственного устройства, при которой части государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью в рамках федерации.
Административное устройство Бо́снии и Герцегови́ны в текущем виде заложено в Дейтонском соглашении. Государство состоит из мусульмано-хорватского и сербского энтитетов (от англ. entity): Федерации Боснии и Герцеговины и Республики Сербской, близкими по статусу к субъектам конфедерации, но без права выхода из её состава. Округ Брчко с 1999 года управляется отдельно от энтитетов.
Источник
Современное-административно территориальное деление России
Административно-территориальное устройство — одна из важнейших на сегодняшний день составляющих организации общества в территориальном отношении. На его основе выстраивается система органов местного самоуправления, государственной власти, совокупность рыночных институтов, система различных общественных объединений. Роль политико-территориального деления в условиях России особенно важна из-за обширности территории этой страны, из-за разнообразия географических, экономических, национальных, природных
и демографических особенностей. Это обеспечивает актуальность данной темы.
В сегодняшнем обществе политико-территориальное устройство — не просто перечень названий, а сложный механизм, связанный с общественной и государственной формой управления. Он является базой для политической, экономической, организаторской, идеологической деятельности субъектов и государства в целом.
Принципы, положенные в основу устройства Российского государства
В настоящее время можно считать, что административно-территориальное деление России характеризуется принципиально новым уровнем. Наша страна из союзной республики, находившейся в составе СССР, превратилась в независимое государство. Россия — уникальная, самобытная федерация, строение которой основано на правовом договорно-конституционном фундаменте. Это находит отражение в 1-й статье принятой в 1993 году Конституции РФ.
Механизмом самостройки и регулирования федеративных отношений служат двусторонние договоры, заключенные между субъектами и органами федеральной власти о разграничении полномочий и предметов ведения. Немало проблем и особенностей порождает противоречивость 2-х принципов, заложенных изначально в основу устройства Российского государства. Первый из них — национально-территориальный (автономные округа и области, республики). Второй принцип — административно-территориальный (города федерального значения, области, края). Кроме того, Российская Федерация по количеству субъектов занимает 1-е место в мире. Наличие большого их числа может привести к трудностям управления ими.
Количество субъектов РФ и их особенности
Рассмотрим особенности административно-территориального деления России более подробно. Российская Федерация в административном отношении состоит из 89 субъектов (регионов). Они равноправны. Среди них есть области, края, республики, автономные округа, а также 2 города федерального значения (Санкт-Петербург и Москва) и одна автономная область. Эти субъекты сильно отличаются по экономическому потенциалу, численности населения, территории (в тысячи раз). Однако все они относятся к одному уровню районирования, так как обладают одним и тем же правовым статусом.
Каждый регион (кроме Санкт-Петербурга и Москвы) делится, в свою очередь, на административные районы. Административно-территориальное деление России, кроме того, включает городские округа и районы, города, волости, сельсоветы, поселки городского типа.
Экономические и политические обязанности и права субъектов РФ
РФ, как и другие федерации, единое, а не союзное государство. Следовательно, республики, которые находятся в ее составе, не могут подписывать межгосударственные договора с ней на равных с зарубежными странами основаниях. Другое дело — двусторонние и многосторонние соглашения РФ и субъектов ее о распределении между ними полномочий. Договор от 31.03.1992 г. является именно таким соглашением. Он разграничивает полномочия и предметы ведения между федеральными органами и органами суверенных республик, находящихся в составе РФ. При этом формальное равенство всех субъектов обеспечивается тем, что у них есть признаки, общие для всех. К ним относятся следующие.
1. Административно-территориальное деление России характеризуется тем, что как в целом государство, так и субъекты (государствоподобные образования) имеют собственное население и территорию, на которой они проживают. Территория РФ включает земли отдельных регионов. Федерация при этом не имеет права менять по собственному усмотрению границы субъектов. Это можно сделать лишь с их взаимного согласия.
2. У субъектов есть свой высший закон (уставы в областях, конституции в республиках).
3. У них имеется свой законодательный орган.
4. У субъектов есть право принимать собственные законы, которые действуют на их территории, если они не противоречат общефедеральным и Конституции РФ.
5. У них имеется своя система исполнительной власти и их главы — высшие должностные лица (президент — в республиках, губернатор — в областях, мэр — в городах федерального значения).
6. У субъектов есть собственные судебные органы, которые призваны защищать их статус.
7. Они обладают особыми формальными признаками. Центром субъекта является город (административный центр — в областях, столица — в республиках). У субъектов есть государственная символика (гимн, герб, флаг). Ниже представлен флаг Ярославской области.
История административно-территориального деления России в дореволюционный период
Наша страна — государство, имеющее богатую историю. Поэтому административно-территориальное деление России нельзя рассматривать, не оглядываясь в прошлое. Так, в дореволюционный период существовали единицы, которые после прихода большевиков были упразднены. Это уезды, волости, генерал-губернаторства и губернии.
Волости
В Древней Руси волостью считалась вся территория некоторой земли (княжества), подчиненная городу сельская территория, полусамостоятельный удел. С конца 14 века она начинает рассматриваться как часть уезда, а с 1861 года становится единицей сословного крестьянского управления.
Уезды
С 13 века уездом считалась совокупность волостей, которые тяготели к тому или иному центру. Он управлялся наместниками князя, а начиная с 17 века — воеводой. С 18 века уезд входил в состав губернии. В нем с 1775 года осуществлялась исправником полицейско-административная власть, это была низшая финансовая, судебная и административная единица.
Губернии
Административно-территориальное деление России было отмечено тем, что основной единицей с 1708 года была губерния. В ее состав входили уезды. При этом некоторые губернии объединялись, формируя генерал-губернаторства. В России к 1917 году было 78 губерний. Из них 25 перешли к Прибалтийским государствам, Финляндии, Польше.
Генерал-губернаторства
В России генерал-губернаторства существовали с 1775 по 1917 год. В состав их входила одна или несколько областей или губерний. Управлялись они генерал-губернатором.
Особенности устройства СССР
Понять сущность административно-территориального деления России можно, только обратившись к устройству СССР. Отметим, что число уровней в иерархиях экономически процветающих и политически стабильных государств составляет не более трех, в крайнем случае четырех. Увеличение их количества приводит, как правило, к конфликтам между различными уровнями. В СССР число их составляло пять в республиках, имевших районное деление (поселение — город — район — республика -СССР) и шесть в республиках, имевших областное деление (поселение — район — город -область(край) — республика — СССР). Распад Советского Союза, как и регионализацию современной России, можно воспринимать как деформацию структуры иерархий устройства политико-территориального, которая сопровождалась уменьшением числа уровней.
Административный район и город
Административный район в 5-уровневой структуре может быть «старше», чем город. Это влечет за собой значительные различия в свойствах системы государства в целом, в их политическом поведении. Это свойство деления политико-территориального является не структурным, а функциональным. Дело в том, что в городах находились промышленные предприятия республиканского и союзного подчинения, которые были с точки зрения Центра более значимыми. Однако в районах базировались этноспецифичные производства, более важные для руководства республик. В целом в СССР политико-территориальное деление было таким, чтобы имелась возможность минимизировать типы и количество конфликтов, которые можно решить на низших уровнях иерархии. Это, в общем, было весьма логично. В представительных органах власти были институализированы конфликты, которые решались более-менее успешно.
Особенности современного административно-территориального деления России
РФ отличается рядом особенностей по сравнению с другими федерациями. Обычно они образуются с помощью объединения в союзное государство двух или нескольких ранее независимых. Формирование РФ, однако, шло совершенно иным путем. Наша страна — это не федерация как объединение государств. Ее образование является результатом создания в составе страны ряда национально-государственных автономных образований, населяющих территорию России народов, а также формирования автономных государств. Они и признаны сегодня ее субъектами. Поэтому РФ с самого начала была как национальным государством народа русского, который составляет большинство населения, так и объединившим в своем составе различные народы, то есть основанным на автономии.
Необычная федерация
Порядок образования РФ говорит о том, что эта федерация с самого возникновения носила договорной или договорно-конституционный характер, так как она была сформирована не путем заключения договора между входящими в ее состав субъектами, а на основе Конституции, которая провозгласила ее создание.
Россия, не имеющая классических признаков государства федеративного, в качестве такового вызывала множество споров. Но основным аргументом в защиту статуса федерации служили не ее формальные признаки, а воля народов, которые выразили желание свое государство рассматривать как федеративное.
РФ и РСФСР
Как вы видите, особенности современного административно-территориального деления России не позволяют в полной мере считать ее федерацией. Однако РФ сегодня в большей степени похожа на нее, чем РСФСР — ее предшественник. Субъектами современной РФ являются не только настоящие или бывшие автономии, но и края, области, а также города федерального значения. Следовательно, сегодня не часть, как раньше, а вся территория государства складывается из территорий входящих в ее состав субъектов. Несмотря на то что многие черты изменились, Российская Федерация как была федерацией конституционно-правовой, так и осталась ей.
Сходство устройства современной России с устройством СССР
Можно считать, что единицы административно-территориального деления России во многом схожи с единицами СССР. Сохраняются и отношения, приведшие к распаду Советского Союза. Прежде всего это различие между областями, которые являются аналогами республик СССР с делением на области; и республиками, аналог которых — республики СССР, имевшие районное деление. Кроме того, наблюдается специфическое несоответствие иерархий этих единиц между уровнями «район-город». Эта система деления досталась нашей стране в «наследство». Она не обеспечивала необходимого устойчивого развития государства в новых экономических условиях.
Реформирование системы
Необходимость изменения административно-территориального деления России недавно была осознана. Современный этап отмечен кардинальным ее реформированием. Относительно недавно был сделан первый шаг в данном направлении, которым стал Указ президента РФ, изданный 13 мая 2000 года. В нем говорилось о создании семи федеральных округов, а также об утверждении Положения и необходимости учреждения полномочных представителей президента РФ в федеральных округах.
Созданные федеральные округа современное административно-территориальное деление России в корне не меняют. Однако они являются стратегической формой упрочения вертикали власти в нашей стране. Федеральные округа в дальнейшем будут являться основой, на которой будет строиться административно-территориальное деление России. Перспективы их развития, по крайней мере, на сегодняшний день именно такие.
Источник