Особенности экскурсий как туристского продукта

Лекция № 1 Экскурсионная деятельность в системе индустрии туризма (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6

Экскурсионная деятельность в системе индустрии туризма

Цель лекции: Понимать сущность экскурсионной деятельности, ее роль и место в системе индустрии туризма

1. Сущность экскурсионной деятельности

2. Особенности экскурсии как туристского продукта

3. Роль экскурсионного обслуживания во внутреннем и въездном туризме.

1. Экскурсионная деятельность есть деятельность по организации ознакомления туристов и экскурсантов с экскурсионными объектами в месте временного пребывания без предоставления услуг размещения. Организованная экскурсионная деятельность должна осуществляться квалифицированными работниками, знающими требования, предъявляемые к технологии создания экскурсионных услуг и обслуживания экскурсантов, и затрагивать самые широкие слои населения. Под организованной экскурсионной деятельностью понимается предложение стандартизированной экскурсионной программы или отдельных экскурсий как разновидности туристских услуг.

Экскурсионные фирмы комбинируют услуги непосредственных производителей (музейных, транспортных, зрелищных организаций) по своему усмотрению и по желанию потребителей, а также сами создают и предоставляют туристско экскурсионные услуги, то есть являются туроператорами.

На практике наблюдаются различные варианты соединения вышеуказанных функций в рамках одной экскурсионной фирмы. Начинающие фирмы, занимающиеся в основном пассивным туризмом, со временем разрабатывают свои экскурсионные услуги и взаимодействуют с фирмой партнером на взаимовыгодных условиях. Экскурсионная фирма одновременно является турагентом, привлекая к данной деятельности экскурсоводов, руководителей туристско экскурсионных групп, преподавателей школ, работников профсоюзов и поручая им роль турагента. Она может выступать и в качестве продавца экскурсионных услуг, разработанных другим туроператором, и может создавать свой пакет туристско экскурсионных услуг, если обнаружит на рынке необходимый для него спрос.

Экскурсионные компании или бюро обычно организуют экскурсионное обслуживание туристов в местах их временного пребывания. Следует сказать, что экскурсионная программа обслуживания – это план экскурсионных мероприятий, реализуемых для удовлетворения конкретных или специализированных познавательных запросов и интересов местного населения, туристов или экскурсантов в зависимости от целей их пребывания. Комплекс услуг, входящих в состав программы, является продуктом экскурсионной фирмы (или экскурсионного отдела туристской фирмы).

Задача программы экскурсионного обслуживания подразумевает достижение целей, которые бывают:

• познавательными (историческая, архитектурно градостроительная, литературная, искусствоведческая, природоведческая тематика);

• развлекательными (отдых, спорт);

• профессиональными (деловые, бизнес туры, участие в выставках, ярмарках и др.);

• прочими (паломничество, хобби, обучение, повышение квалификации и др.).

По содержанию программы бывают ознакомительными и тематическими. Ознакомительная экскурсионная программа включает обзорную экскурсию, дающую представление о городе (стране), его истории, особенностях и обычаях населения, об архитектурных памятниках и современной жизни. Цель тематической программы обслуживания – расширение познания экскурсантов по определенной тематике (особенно в познавательных турах), а также организация и предоставление других услуг.

Выделяют ряд этапов разработки экскурсионных услуг:

• определение целей и задач экскурсии;

• отбор литературы и составление библиографий;

• знакомство с экспозициями и фондами музеев по теме;

• отбор и изучение экскурсионных объектов;

• составление маршрута экскурсии;

• объезд или обход экскурсии;

• подготовка контрольного текста экскурсии;

• комплектование «портфеля экскурсовода»;

• выбор методических приемов проведения экскурсии;

• определение техники проведения экскурсии;

• составление методической разработки;

• подготовка индивидуального текста;

• прием (сдача) экскурсии;

• утверждение экскурсии в качестве продукта экскурсионной фирмы отеля.

Ответственные за проведение экскурсий предприятия должны иметь в своем штате специально подготовленных и знающих родной для туристов язык профессионалов (гидов). Отсутствие гида переводчика или его непрофессионализм способны сильно испортить впечатление туриста от поездки.

Требования, предъявляемые к гиду переводчику, различны, но основными из них являются следующие:

• знание большого фактического материала и умение изменять предлагаемый текст в соответствии с особенностями контингента туристов, их возраста и социального состава;

• творческий подход к своей работе, умение «заразить» своей любовью к городу, стране всех присутствующих в группе;

• систематическая работа над расширением своего общего кругозора, совершенствование профессиональных знаний и знаний иностранного языка, соблюдение установленных норм и правил поведения, корректность во взаимоотношениях с туристами.

Обязанности гида переводчика:

• хорошее знание и строгое выполнение правил приема и обслуживания иностранных туристов;

• сопровождение группы туристов в поездке, начиная от первого и заканчивая последним пунктом программы;

• обеспечение устного перевода во время проведения всех запланированных организаторами тура мероприятий;

• строгий контроль за выполнением администрациями объектов размещения и системы питания требований обслуживания иностранных туристов;

• систематическое самообразование и научная деятельность (составление методик и лексических пособий, написание новых текстов экскурсий, комплектование и пополнение портфеля экскурсовода и др.) в свободное от работы время.

При назначении гида на работу с конкретной иностранной группой ему выдаются пропуска в гостиницу, где размещены туристы, а также план поездки с указанием дат, времени и места проведения запланированных мероприятий. При встречах или проводах группы в обязанности гида входят: оказание помощи туристам в прохождении таможенного или пограничного контроля; информирование туристов о правилах въезда в государства (таможенные правила и ограничения), о порядке обмена валюты, фотографирования и видеосъемки на территории государства; организация получения багажа.

При размещении туристов гид обязан: представиться работникам отеля и сообщить о приезде группы; оказывать помощь администрации гостиницы в целях быстрого расселения туристов; проконтролировать заполнение регистрационных карточек и помочь туристам их заполнить; составить списки туристов с указанием их гостиничных номеров; заранее рассказать о программе пребывания в данном пункте стоянки; при выезде из отеля проверить правильность сдачи ключей администратору.

Если гиду необходим ночлег, он размещается в том же отеле, что и туристы в одно– или двухместных (с другим гидом или водителями) номерах. Расселение гида и туриста в одном номере не принято. При организации питания гид обязан организовать прибытие в ресторан в точно назначенное время, информировать службы питания ресторана о прибытии группы, о пристрастиях и вкусах туристов. Если же питание организуется во время поездки, например, во время стоянок или в вагоне ресторане, гиду необходимо заранее уточнить графики питания, о чем сообщить туристам. При выполнении экскурсионной программы переводчик должен изучить материалы методических пособий по маршруту, находиться с группой и вести полный устный перевод на протяжении всей экскурсии.

Необходимо отметить, что гид переводчик обязан иметь при себе лицензию на право заниматься экскурсоводческой деятельностью при проведении экскурсий. В противном случае ему грозит штраф. Следует также учитывать, что во многих странах мира обычно от экскурсоводов требуют доказательства легальности их работы. При посещении объектов зрелищ гид заранее получает билеты, проверяет их качество, организует посещение и выход из здания зрелищных объектов.

При работе с туристами гиду категорически запрещается: самостоятельно изменять запланированный маршрут, вносить изменения в программу; изменять запланированное время проведения экскурсий, а также длительность экскурсий; самостоятельно организовывать посещение объектов показа, не предусмотренных программой пребывания.

В экскурсионное обслуживание также включаются услуги сопровождения и услуги «встречи проводы». Групповая туристская поездка за границу требует грамотной и четкой организации процессов, связанных с переездом группы туристов, ее доставкой к месту размещению, размещением туристов в отеле (отелях), дальнейшим прохождением всех этапов программы пребывания, данная обязанность возлагается на так называемого турлидера.

2. Особенности экскурсии как туристского продукта

Экскурсии как туристскому продукту присущи четыре характеристики, которые отличают услугу от товара (рис. 1):

• неразрывность производства и потребления;

• неспособность к хранению.

Неосязаемость, или неуловимость, экскурсионной услуги означает, что она не приобретает овеществленной формы. Ее невозможно продемонстрировать, увидеть или попробовать до проведения экскурсии. В отличие от покупки товаров экскурсионное обслуживание не приводит к владению чем — либо.

Неразрывность производства и потребления услуги, по мнению некоторых специалистов, – это главная особенность, делающая услуги действительно услугами и отличающая их от товаров. Оказать услугу можно только тогда, когда поступает заказ или появляется клиент (в нашем случае экскурсант). С этой точки зрения производство и потребление услуг неотделимы. Неразрывная взаимосвязь производства и потребления определяет то, что экскурсия как туристская услуга неотделима от того, кто ее предоставляет (экскурсовода). В этом смысле, с одной стороны, потребитель услуги (экскурсант) как бы становится ее частью, с другой стороны, второй частью этой услуги становится экскурсовод, проводящий экскурсию.

Неизбежным следствием неразрывности производства и потребления является изменчивость качества услуги (экскурсии), зависящая от того, кто, где, когда и кому ее предоставляет.

Источник

Особенности экскурсий как туристского продукта

Экскурсия — это организованный, коллективный осмотр достопримечательных мест, музеев, памятников архитектуры и т. д. с учебными либо культурно-просветительскими целями

На сегодняшний день практически невозможно представить человека, который за всю свою жизнь ни разу не бывал на экскурсии. Опытным экскурсоводам не безразлично, что увидит их клиент, и как он воспримет преподаваемую ему информацию. Цель экскурсовода – подвести клиента к необходимым выводам, от которых зависит эффективность экскурсии.

Экскурсант при этом выступает в качестве временного посетителя, который находится на осматриваемом объекте менее 24 часов, принимая участие в экскурсии.

Готовые работы на аналогичную тему

Экскурсия имеет свои особенности:

  • Специфическая продолжительность – от одного академического часа до 24 часов максимум.
  • Экскурсия предполагает наличие экскурсовода.
  • В течение экскурсии осуществляется показ экскурсионных объектов, от которых зритель получает первичные впечатления.
  • В ходе экскурсии участники передвигаются по заранее разработанному маршруту, полностью следуя ему.
  • Экскурсия имеет определенную направленность, ограничивается конкретной темой.

На сегодняшний день не существует многодневных экскурсий, так как они нецелесообразны. Туристы способны удержать свое внимание только в течение определенного времени, которое ограничивается периодом максимум в 24 часа. Детские экскурсии должны быть еще меньшей продолжительности, так как ребенок способен удерживать на объекте свое внимание в среднем от 20 до 40 минут.

Основной целью экскурсии является донесение новой для туриста информация, раскрытие ее специфическим способом, который предусматривает необходимость посещения определенных объектов, в том числе исторических. В настоящее время существует множество разновидностей экскурсий, которые посвящены разным темам. Однако все они имеют примерно единую целевую направленность.

Особенности экскурсии зависят от ее вида. Например, обзорные экскурсии, как правило, являются многотемными. Это означает, что данные экскурсии строятся на осмотре различных объектов, например, исторических зданий, памятников архитектуры и культуры, природных объектов, мест, где произошли значимые события, и т.д.

Особенности экскурсионной деятельности

Основные особенности экскурсионной деятельности заключаются в смысле экскурсии. Экскурсия выступает в качестве процесса познания окружающего мира, его предметов и свойств. Исходя из данного положения, экскурсия опирается на две основные формы познания: чувственное и логическое:

Чувственное познание основывается на ощущениях человека, экскурсовод воздействует на его органы чувства, для того чтобы добиться определенного результата. Немаловажное значение имеют при этом показы и представления, когда используя органы чувств, турист фиксирует в своей голове знания, которые в дальнейшем могут быть сохранены без непосредственного контакта с изучаемым объектом. Логическое познание заключается в мыслительном процессе, в ходе которого человек анализирует информацию, сравнивая какие-либо объекты, а также синтезируя новую информацию. Результатом такого мыслительного процесса является образование таких понятий, как суждения о наиболее существенных признаках объекта.

Задачи экскурсионной деятельности

На сегодняшний день экскурсии переживают некоторый кризис. С одной стороны, сохраняется их традиционная развлекательная и релаксационная функции. С другой страны, сейчас экскурсиями пользуются в основном школьники и студенты, которые преследует цель образования, соответственно, экскурсии приобретают не только образовательную функцию, но и воспитательную.

В частности, можно выделить следующие воспитательные и образовательные задачи экскурсии:

  • Построение экскурсии на основе максимальной активности участвующих в ней лиц.
  • Стимулирование творческой деятельности участников, в том числе, посредством проведения мастер-классов, соревнований, конкурсов.
  • Развитие у экскурсантов навыков самостоятельного наблюдения.
  • Стимулирование самостоятельного анализа, зрительных впечатлений.

Чаще всего в практической деятельности экскурсоводов самым реализуемым продуктом является комплексное обслуживание, которое включает в себя стандартный набор услуг, реализуемый потребителям в одном пакете. Также туристу по его желанию может представляться пакет дополнительных услуг. В целом совокупность основных и дополнительных услуг создает индивидуальный, неповторимый имидж экскурсионной фирмы.

Например, помимо экскурсионного обслуживания, туристы могут покупать дополнительные услуги, которые предполагают совершение действий различного характера. Так, можно приобрести дополнительную экскурсию нового типа, например, с использованием аудио- и видеодемонстрации, с организацией питания, пройти цикл экскурсий, которые будут объединены общей тематикой. Разрабатываются специализированные детские экскурсии, которые направлены именно на детскую аудиторию. В ходе экскурсии также возможно посещение спортивно-зрелищных мероприятий, театров, а также совершение прогулок исходя из интересов самих туристов. Некоторые музеи устраивают шоу-представления, в том числе с историческим уклоном, которые могут быть интересны аудитории разного возраста.

Стоит отметить перспективу экскурсионной деятельности в работе туристских предприятий. В частности, на сегодняшний день появляются новые формы экскурсии, например, экскурсии, записанные на диктофон, которыми можно воспользоваться в музее, используя специальные устройства. Например, в Эрмитаже предлагаются услуги «электронный экскурсовод» в виде звуковоспроизводящего устройства, который не только умеет говорить на нескольких языках, но и может сообщить информацию о любом экспонате, который интересует туриста. Подобная форма экскурсий является сравнительно новой для российских потребителей, однако имеет большой успех, в том числе среди иностранных граждан.

Источник

Читайте также:  Самые интересные достопримечательности берлина
Оцените статью