- Особенности организации и проведения экскурсий в мир природы
- Изучение теоретических основ организации и проведения экскурсии в мир природы. Отображение наиболее эффективных приемов при ее проведении. Характеристика экскурсии как путешествия в природу с познавательной или рекреационной целью, оценка её значения.
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
- Виды и особенности природоведчески экскурсий
- Методика проведения экскурсии в природу
Особенности организации и проведения экскурсий в мир природы
Изучение теоретических основ организации и проведения экскурсии в мир природы. Отображение наиболее эффективных приемов при ее проведении. Характеристика экскурсии как путешествия в природу с познавательной или рекреационной целью, оценка её значения.
Рубрика | Спорт и туризм |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 03.08.2016 |
Размер файла | 13,0 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ В МИР ПРИРОДЫ
Рублевская А.С. (УО МГПУ им. И.П. Шамякина, г. Мозырь) Научный руководитель -Л.Н. Лаптиева, канд. пед. наук,доцент
Организация и проведение экскурсии в мир природы является неотъемлемой частью учебного процесса и одним из наиболее перспективных направлений в экологическом образовании и воспитании учащихся на всех этапах школьного обучения. Цель исследования: проанализировать особенности организации и проведения экскурсии в мир природы. Задачи исследования: изучить теоретические основы организации и проведения экскурсии в мир природы, а также отобрать наиболее эффективные приемы при ее проведении. Методы исследования: изучение и анализ литературы, картографический метод, полевые исследования. Результаты исследования. Изучение биологических объектов нельзя представить без непосредственных наблюдений и исследований в природе. Для этого существуют специальные занятия — экскурсии. Под экскурсией следует понимать путешествие в природу с познавательной или рекреационной целью. Экскурсии в мир природы дают возможность изучать растения и животных в их естественной среде. При этом удается выяснить приспособления организмов к конкретным природным условиям. Именно на экскурсиях наиболее ярко наблюдается связь между живым организмом и окружающей средой. Экскурсии помогают расширить знания о живой природе, воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Изучив теоретические основы экскурсии можно выделить 3 этапа в её организации и проведении: подготовку, собственно её проведение и заключительный этап, в ходе которого подводят итоги экскурсии, оформляют полученный в ходе экскурсии материал. Каждый этап имеет свои специфические особенности, соблюдение которых следует придерживаться для достижения положительного результата. Успех экскурсии в значительной степени зависит от выполнения определенных правил проведения экскурсии в мир природы, к которым можно отнести: а) учителю или экскурсоводу необходимо заранее пройти маршрут экскурсии и выделить объекты демонстрации; б) при прохождении маршрута необходимость строго придерживаться темы экскурсии, т.е. не касаться случайных вопросов; излагать материал, входящий в выбранную тематику; в) демонстрируемые объекты должны быть видны всем. При демонстрации объекта следует учитывать время года, освещение и другие параметры. Большие объекты (дерево, гора и др.) следует показывать с большого расстояния, а более мелкие — вблизи; г) не следует утомлять экскурсантов излишней информацией. Информация должна излагаться доступно, с учетом возраста и образованности экскурсантов; д) не следует затягивать время прохождения экскурсии, отклоняться от запланированного маршрута; д) неотъемлемой частью экскурсии является активная деятельность участников (наблюдение, изучение и исследование объектов), а также закрепление полученных знаний в ходе экскурсии [1]. При анализе литературы по экскурсоведению мы пришли к выводу, что наиболее эффективными приемами при проведении экскурсии являются: прием абстрагирования (позволяет рассмотреть те признаки объекта, которые служат основой для раскрытия темы); прием зрительного сравнения (основан на сопоставлении воспринимаемого объекта с показанным объектом ранее); прием описания, вызывает у экскурсантов зрительные образы, позволяя им мысленно представить как происходило то или иное действие; суть приема «вопросов-ответов» состоит в том, что в ходе рассказа экскурсовод задает различные вопросы экскурсантам с целью их активизации [2].Проведение экскурсии в мир природы является одним из перспективных направлений в развитии экотуризма. В результате проведенных исследований нами был предложен маршрут экскурсии в мир природы, проходящий по территории государственного ландшафтного заказника «Мозырские овраги», а также разработана методика организации и проведения экскурсий в мир природы для учащихся учреждений образования разного возраста. Выполненная работа имеет большую практическую значимость в учебной деятельности, например, для учащихся учреждений образования, а также способствует расширению знаний о родном крае.
экскурсия рекреационный природа путешествие
1. Конюшко, В.С. Методика обучения биологии / В.С. Конюшко . — М. : Книжный Дом, 2004. — 179-188 с.
2. Все о туризме. Экскурсоведение [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://tourlib.net/books_tourism/ekskurs24.htm — Дата доступа:
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Уникальность природы Беларуси и её охрана. Экологические экскурсии как часть природоведческих экскурсий, методические особенности их подготовки. Разработка текста экскурсии на экологическую тему «Легендарное озеро»: маршрут и технологическая карта.
курсовая работа [41,2 K], добавлен 22.10.2012
Изучение методики проведения экскурсий — действий экскурсовода по демонстрации объектов, организации их наблюдения экскурсантами, использования определенных методических приемов показа и рассказа. Описание экскурсии-лекции «О Черном море на теплоходе».
реферат [20,5 K], добавлен 23.03.2010
Методические особенности подготовки и проведения городских обзорных экскурсий, проблемы их развития. Анализ обзорных городских экскурсий и современные предложения по их организации. Порядок разработки нового маршрута городской обзорной экскурсии.
курсовая работа [152,2 K], добавлен 18.09.2009
Сущность и классификация экскурсии. Особенности пешеходных экскурсий. Этапы подготовки религиозно-архитектурной экскурсии по городу. Индивидуальный текст экскурсовода. Технологическая карта проведения экскурсии. Туристские ресурсы города Слободского.
курсовая работа [1,2 M], добавлен 18.10.2011
Экскурсионный метод познания, сущность экскурсии. Традиционные методы проведения экскурсий. Сочетание показа и рассказа в экскурсии. Организация взаимодействия экскурсовода и экскурсантов. Виртуальная, театрализованная и костюмированная экскурсия.
курсовая работа [53,2 K], добавлен 19.11.2012
Источник
Виды и особенности природоведчески экскурсий
По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические. Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов. В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление об описываемом объекте. Хронологические рамки такой экскурсии — время существования с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития. Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, где их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история , краткая характеристика, и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному области, краю. В группу природоведческих экскурсий входят географические, обзорные природоведческие, геологические, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические, экскурсии к уникальным памятникам природы, экскурсии по природоохранной, или экологической, тематике, в отделы природы краеведческих музеев. Природоведческие экскурсии занимают довольно обширную и востребованную любителями природы группу. Наибольшей популярностью пользуются они в районах со сложным рельефом, особенно в горных территориях, где основными экскурсионными объектами являются природные достопримечательности: горные пики, живописные ущелья, водопады, ледники и др. Но и на равнинной территории немало интересных объектов природы, таких как уникальные сосновые и березовые рощи, участки целинной степи, цветущие луга. Однако для городских жителей в силу целого ряда причин богатства природы, которыми можно восторгаться, не всегда бывают доступными. И тогда удовлетворение потребности общения с природой происходит у них в городском парке, сквере, ботаническом саду, в которых любознательный человек также может узнать много нового и интересного о природе своего края.
Создание данного вида экскурсий возможно по следующим направлениям: экология и человек; экология воздушного бассейна; экология водного бассейна; экология животного и растительного мира. Географические экскурсии изучают не только природу страны, но и хозяйство, культуру и быт народа, то есть природные и культурно-экономические особенности территории. Геологические экскурсии знакомят экскурсантов с происхождением и строением Земли, богатством недр, рассказывают о значении и добыче полезных ископаемых. Здесь обязательно должна прозвучать подтема «Охрана недр». Одной из разновидностей геологических экскурсий являются минералогические экскурсии (по месторождениям минералов), где даются сведения не только о свойствах и применении минералов, но и о процессах минералообразования. Гидрологические экскурсии организуются по морям, рекам, озерам, рекам и водопадам. В них рассказывается о значении водных ресурсов в быту, народном хозяйстве, о развитии гидроэнергетики и принятой в нашей стране водном законодательстве по охране вот от загрязнения и истощения. Обязательно в гидрологических экскурсиях дается рассказ о рыбных ресурсах. Наиболее распространенные экскурсии из природоведческих экскурсий – это ботанические экскурсии. В ходе экскурсии экскурсовод рассказывает о растительном мире данного края и называет наиболее типичные для данной местности, а также реликтовые и экзотические растения, дает представление об их использовании в народном хозяйстве, медицине. Задача ботанической экскурсии состоит не только в ознакомлении с растительным миром, но и в необходимости раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности природных процессов и явлений, их хозяйственного и оздоровительного значения. Довольно сложно проводить зоографические экскурсии, в которых необходимо раскрыть влияние биологических условий на видовой состав, развитие, численность, миграцию животных, рассказать об их приспособляемости к окружающей среде, их значении для человека, народного хозяйства, а также об охране животных.
Дата добавления: 2018-08-06 ; просмотров: 840 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Методика проведения экскурсии в природу
Экскурсии в природу
Дрокачук Светлана Николаевна,
Красноармейская ОШ I — III ступеней, учитель географии, высшая
Список рекомендованной литературы ——————— 26
Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.
В настоящее время учитель располагает многообразными педагогическими средствами, которые помогают осуществлять связь школы с жизнью. В системе учебно-воспитательного процесса школы одно из ведущих мест в экологическом образовании занимает краеведческая работа.
Отношение человека к окружающей среде воспитывается с первых лет его обучения в школе. От того, как и чему его учат, зависит сформируется ли в нем бережное, внимательное отношение к природе как источнику материальных и духовных благ, или же выработается потребительское отношение, без заботы о будущем.
Один из лучших путей познания природы в ближайшем окружении школы — географические экскурсии.
Во время экскурсии учащиеся получают образные и содержательные представления, необходимые для создания многих географических понятий. Наблюдая географические объекты или явления, школьники сравнивают их, выделяют существенные черты и признаки сходства или различия, устанавливают между ними связи. Выполнение практических работ на экскурсиях повышает внимание и интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации восприятия, а это приводит к более глубокому усвоению и прочному запоминанию. На экскурсиях приобретаются важные умения и навыки.
Изучение своей местности во время экскурсий способствует воспитанию любви к родному краю, вооружает школьников необходимыми знаниями о природе для будущей практической деятельности. Экскурсии убеждают учащихся в том, что география — это не только учебник, по которому они учатся, а сама жизнь, окружающая их.
В связи с изучением физической географии учебные экскурсии проводятся преимущественно в природу. Они имеют целью дополнить и конкретизировать программный материал; организовать наблюдение географических объектов и явлений, накоплению у учащихся сведений о непрерывно происходящих изменениях в природе; познакомиться с местными ландшафтами, а на их основе изучить общие закономерности в развитии природы; показать достижения в изучении, охране и рациональном использовании природы для хозяйственных целей.
Учебная экскурсия в природу – сложная в методическом и организационном отношении форма занятий с учащимися, требующая тщательной подготовки учителя и учащихся.
Изучение литературы показало, что организация каждой экскурсии включает в себя три этапа:
Подготовка к ней учителя и учащихся
Оформление полученного материала
Подготовка учителя к проведению учебной экскурсии в природу включает:
Формулировку цели и задачи экскурсии
Выбор маршрута, ознакомление с ним на местности, изучение природы района экскурсии и его достопримечательностей
Определение количества и местоположения остановок во время экскурсии, составление индивидуальных и бригадных домашних заданий
Отбор содержания и методов подготовки учащихся к экскурсии
Определение возможностей использования материалов экскурсии на уроках географии.
На экскурсии надо стремиться к тому, чтобы как можно меньше рассказывать и как можно больше показывать, заставлять детей мыслить и делать соответствующие выводы. Таким образом, экскурсия станет новой формой работы со школьниками.
Когда выбранная территория и объекты на ней с позиции требований программы оценены, что будет изучаться обзорно, а что детально, к выходу в поле готовятся учащиеся. Успех планируемой учебной экскурсии во многом зависит от готовности школьников к ней.
Подготовка учащихся к учебным экскурсиям предполагает, прежде всего, повторение физико-географических знаний, которые учащиеся должны применить на экскурсии, знакомясь с особенностями природы на выбранном объекте экскурсии. Необходимость опорных знаний — непременная основа усвоения нового материала на экскурсии в полевых условиях. В подготовительный период учащиеся знакомятся с методикой исследования физико-географических объектов и явлений: наблюдением, описанием местности, учатся зарисовывать и фотографировать, изучаются инструкции и памятки.
Методика проведения учебной экскурсии зависит от её цели и задач, которые ставит учитель, от выбранных для изучения краеведческих объектов.
Собранный учащимися краеведческий материал на учебных экскурсиях, а также во время предварительной теоретической подготовки, оформляется в виде стендов, альбомов, схем, таблиц
Я практикую проведение учебных экскурсий с целью выполнения глазомерной съемки местности и по окончанию измерений знакомлю с обитателями пришкольного дендрария, с осенними изменениями в природе ( Приложение 1,2).
Фрагмент краткого конспекта занятия.
1. Формирование умений ориентироваться на местности с помощью компаса, плана, местных предметов и признаков.
2. Развитие познавательной деятельности учащихся, умений работать в группе.
3. Воспитание коллективизма, взаимопомощи.
Оборудование: планшеты, компасы, карандаши, линейки.
I. Организация: Распределение обязанностей в группе, чтобы удобнее выполнять практическую работу.
II. Выполнение практической работы.
Беседа с учащимися:
Какие существуют способы съёмки местности?
Какой из этих способов вы считаете наиболее удобным для нас?
Цель работы: Сегодня способом полярной съёмки мы исследуем небольшой участок прилегающей к школе местности и составим план этого участка.
Инструктаж по этапам выполнения полярной съёмки местности (учащиеся вместе с учителем называют порядок работы):
Порядок выполнения работы
1. Распределение обязанностей в группе
Выбираем планшетиста (он будет находиться на одном месте и составлять черновой вариант плана) и секретаря (он будет помогать планшетисту переводить расстояния в выбранном масштабе). Остальные участники работы – измерители (их задача — измерять расстояния до ориентиров (самых заметных природных объектов)).
2. Подготовка планшета
Берем лист плотной бумаги и прикрепляем его к куску плотного картона или фанеры. В левом верхнем углу крепим скотчем компас так, чтобы направление север-юг совпадало с вертикальной стороной листа бумаги.
3. Выбор масштаба
Измеряем (шагами или рулеткой) приблизительную длину участка, на котором будет проводиться съемка. Измеряем (линейкой) длину листа, на котором будет составляться план. Делим длину участка в метрах на длину листа плана. Это число и будет масштаб.
4. Ориентирование планшета
Разворачиваем планшет так, чтобы стрелка компаса указывала на север. Планшет должен оставаться в таком положении постоянно.
Выбираем на листе точку, от которой будет составляться план. Она может быть в центре. Эта точка называется полюс.
6. Съемка местности
Измерители определяют расстояния (в метрах или шагах) от планшетиста до ориентиров. Секретарь переводит эти расстояния в масштаб, планшетист откладывает эти расстояния на плане. Снимаются одиноко стоящие кусты и деревья периметр футбольной площадки, аллеи. Планшетист указывает измерителям, до каких объектов они должны измерить расстояние.
7. Оформление плана местности
На окончательном варианте плана стираются все вспомогательные линии, объекты вычерчиваются условными знаками, обозначается масштаб, проводится рамка, подписывается название
Экологические проблемы современности поставили перед обществом серьёзную задачу осуществления экологического образования, которое в настоящее время рассматривается как непрерывный процесс, направленный в первую очередь, на формирование научных и практических знаний и умений.
Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране природного окружения. Одной из форм такой деятельности является экологическая экскурсия.
Задачи экологической экскурсии:
· Углубление знаний учащихся о многообразии организмов, их взаимодействии со средой;
· Формирование умений по изучению и охране окружающей среды;
· Обогащение ценностных ориентаций учащихся;
· Формирование экологической наблюдательности.
Я вместе с учащимися нашей школы начали собирать материал для создания экологической тропы. Экологическая тропа помогает эффективно реализовать ряд проблем комплексного воспитания. Она дает возможность углублять знания по географии, биологии, является местом проведения экскурсий, предусмотренных программами, формирует инициативу и творчество учащихся, воспитывает доброту, любовь к природе, отзывчивость. Экотропа становится местом проведения экологических акций и конкурсов, уроков на природе. Все знания, полученные в процессе работы на экологической тропе, направлены на решение самой гуманного задачи современного мира — сохранение природной среды, в которой живет человек.
Экологическая тропа создана в пределах села Красноармейское. Охватывает часть села и прилегающий степной участок. Маршрут выбран такой, чтобы полностью отразить особенности окружающей природы, создать условия для получения элементарной экологической грамотности.
Экскурсия по экологической тропе начинается и заканчивается на территории школьного дендрария. Именно эту остановку в пределах экотропы я использую для проведения сезонных экскурсий в природу. Такие экскурсии позволяют учащимся наилучшим образом узнать родной край, свою «малую родину» как неотъемлемую составляющую часть Российского государства, получить представление о природных богатствах родного края, формирует любовь к своей местности, своей стране, закладывает основы экологической культуры.
Место проведения экскурсии
Пришкольный участок закладывался одновременно со строительством школьного здания в 1973 году. Большую его часть заняли спортивные площадки, а вокруг здания школы появилось большое количество великолепных цветочных клумб. Пришкольный участок — это зеленая лаборатория под открытым небом, где учащиеся знакомятся с особенностями различных древесно-кустарниковых и цветочных растений, используют их как наглядный материал для занятий на уроках биологии. Зеленый наряд школы достаточно разнообразен, он представлен 20 видами деревьев и кустарников, множеством травянистых растений. Роскошные туи, пушистые сосны и ели, кудрявые березы, выносливые вяз и белая акация были посажены учащимися вместе с учителями. Живая изгородь из кустарников весной вспыхивает белыми огнями цветущей бирючины. Очень украшают участок хвойные деревья и кустарники, которые круглый год насыщают воздух фитонцидами, которые убивают бактерии. Цветочное оформление, в основном, состоит из однолетних и частично многолетних растений, которые цветут в разное время, что обеспечивает длительный декоративный эффект. Создание устойчивых зеленых насаждений — один из наиболее доступных и эффективных способов улучшения окружающей среды. При закладке зеленых насаждений на пришкольном участке принимались во внимание газопоглощающие и очистные свойства различных видов деревьев и кустарников. Они уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза, вредных газов и дыма в 2 раза по сравнению с не озеленёнными территориями. Территория школы по внешнему периметру защищена полосой из кустарников и деревьев, которые очищают воздух от пыли, закрывают школьную территорию от ветра, снижают уровень шума, что создает учащимся условия для игр, отдыха и занятий физкультурой.
Экскурсия в школьный дендрарий для 5-6 классов
Задачи : знакомство с многообразием деревьев и кустарников в школьном дендрарии, расширение знаний о видовом разнообразии; воспитание бережного отношения к природе, необходимости относится к ней как к живому существу.
Учитель : До сих пор представители многих племен и народностей считают, что прежде, чем устроить на новой территории дом, нужно поставить хотя бы шест- символическое дерево. С незапамятных времен считалось, что человек должен в жизни сделать три дела: посадить дерево, построить дом, вырастить ребенка, причем «посадить дерево» стоит на первом месте.
«К растению надо относиться как живому организму, и мысленно просить его об исцелении»- так говорит особый календарь друидов. Друиды считают, что растения, планеты, человек и его здоровье, — все это замкнуто в нечто единое целое. У каждого человека есть растение-покровитель, оно якобы может лечить, дарить благо, влияет на нашу жизнь.
У японцев есть правило, которое они соблюдают, срезая цветок для букета: «…Прежде, чем срезать цветок – поговори с ним».
В нашем школьном зеленом дендрарии растут березы, вяз мелколиственный, ива плакучая, тополь пирамидальный, акация белая, сирень, сосна обыкновенная, ель голубая, ель обыкновенная, туя.
1ученик : Береза — род
листопадных деревьев и кустарников семейства Берёзовые. Берёза широко распространена в Северном полушарии; на территории России принадлежит к числу наиболее распространённых древесных пород. Общее число видов — около ста.
Многие части берёзы используются в хозяйстве: древесина, кора, берёста (поверхностный слой коры), берёзовый сок. Почки и листья применяют в медицине. Некоторые виды используют для создания полезащитных полос, а также в декоративном садоводстве.
Продолжительность жизни берёзы, по разным данным, — 100-120 лет, отдельные деревья доживают до 400 лет и более.
На берёзе живут, среди других, гусеница бражника липового, пяденица берёзовая, малинница
обыкновенная. Жук-олень — самый крупный жук Европы — обитает в древесине берёзы и других лиственных деревьев. Листьями берёзы питаются майские жуки, и в отдельные годы, когда их численность особенно высока, они способны причинить серьёзный вред деревьям.
Стройное белоствольное светлое дерево, дающее сквозистую тень, украшающее в любое время года всякий сельский вид, пользуется особой любовью в России. С давних лет берёза была образом России. Когда бразильского футболиста Пеле спросили, что в России произвело на него сильное впечатление, ответил: «Нежные и светлые деревья- березки»
2 ученик: Вяз, или ильм — род деревьев семейства Вязовые. Ильмы появились около 40 миллионов лет назад и включают в себя несколько десятков видов. Некоторые виды более известны под названиями вяз, берест, карагач.
Преимущественно листопадные растения. Высота деревьев иногда достигает 40 м, при диаметре ствола
2 м, некоторые виды растут в виде кустарника. Ветви без колючек и шипов, с тонкими молодыми побегами на главных толстых ветвях. Цветки ветроопыляемые, у большинства видов появляются раньше листьев. Цветут обычно до появления листьев.
Продолжительность жизни 80—120 лет, доживают до 400 лет.
Молодые побеги служат веточным кормом скоту (листья и кора дерева).
Большую роль ильмы играют в озеленении городов и посёлков, широко используются для озеленения улиц, садов и парков, для обсадки дорог, а также в защитных лесонасаждениях.
Свойство древесины вяза сопротивляться гниению при постоянной сырости использовалось в средневековой Европе, где из выдолбленных изнутри стволов вяза изготавливали водопроводные трубы. Древесина вяза использовалась также для постройки опор первого Лондонского моста. Однако эта устойчивость к гниению в воде теряется при контакте с почвой.
Широко употребляется мебельной промышленности, столярном и машиностроительном производствах. Дрова ильмовых пород обладают высокой теплотворной способностью, так же как и уголь.
3 ученик : И́ва, раки́та, лоза́, ве́рба — деревянистое растение; род семейства Ивовые.
Очень распространённые и весьма известные в средней части России растения («ивушка»,«ракитовый кусточек»).
Обычно это деревья высотой до 15 м или кустарники, однако среди некоторых видов ивы встречаются экземпляры высотой до 40 м и диаметром ствола более 0,5 м. Древесина ив очень легка и мягка, быстро загнивает, идёт на многие поделки.
Облиственные ветви ивы идут на корм животным, особенно козам и овцам. Ценные медоносы.
Салициловая кислота была впервые обнаружена именно в иве, отсюда происходит и её название.
4 ученик : Белая акация
Давно это было. Еще в XVII в., когда Францией правил Людовик XIII — сын блистательной Марии Медичи. Садовник короля из Северной Америки привез семена акации в 1635 г. в Париж
За 350 лет белая акация оккупировала не только юг Европы, но и заселила многие континенты мира. В практику лесоразведения белая акация, как порода исключительно засухоустойчивая, включена крымчанами еще в прошлом веке.
Акация выживает в таких условиях, в которых все остальные деревья безоговорочно гибнут. Посадите ее вблизи угольных шахт и даже на самих терриконах — выживает. Посадите ее там, где воздух загрязнен ядовитым фтором, рядом с алюминиевым заводом или с заводом по выпуску эмалированной посуды — выживет. Посадите ее на берегу моря, где почва просолена и соленых брызг хватает, — выстоит! И, наконец, «пригласите» ее на гиблый Сиваш, она и там расцветет, закрасуется. Вот как любовно пишет об этом дереве Олесь Гончар в своей «Таврии»: «В конце огорода. над самым Сивашом, стоит белая акация. Ни одно дерево не выдерживает в этом безводном солончаковом краю, под палящими ветрами, только она. эта цепкая и колючая королева юга, веселит людской взор. каждую весну одеваясь пышными гроздьями цветов и каждое лето осыпая. лепестками. поросшие бурьяном крыши. Как верную подругу любит ее степняк. Да и как ее не любить? Наперекор суховеям и черным бурям, она всюду следует за человеком, добираясь даже сюда, до самых берегов Мертвого моря, где ничего уже, кроме соли, не растет».
5 ученик : Сосна и ель.
На территории нашего дендрария растут сосна обыкновенная, ель обыкновенная, ель голубая. Эти растения не образуют плодов, а семена у них развиваются в шишках. Сосны — высокие деревья. живут до 200 лет, а иногда до 400 лет. Сосны неприхотливы, растут как на сухих песках, так и в условиях повышенной влажности.
Сосны богаты смолой. Смола затягивает раны на дереве, которые наносят безответственные «любители» природы. В нашем сельском парке многие сосны испортили, срезав у них верхушки, и теперь они стоят обезображенные, сосны не образуют боковых побегов.
Сосна дает хороший строительный материал для изготовления матч, домов, используются в производстве бумаги. В сосновых лесах дышится легко, ведь хвойные выделяют фитонциды- вещества, убивающие микробы.
Если сосна светолюбива, то ель – тенелюбива. Она прекрасно приспособлена к холодным зимам, лапы прогибаются под снегом и вновь гордо расправляются. Есть у ели недостатки: корни ее неглубоки и сильный ветер выворачивает старые деревья из почвы. Вот и наша ель удерживается подпорками ( Приложение 6).
Хвоя ели содержит в 6 раз больше витаминов, чем апельсин или лимон, есть ее, конечно, не так просто, поэтому делают витаминные настои.
Ель — главное сырье для получения бумаги, изготавливают мебель, у нее самая певучая древесина, знаменитые скрипки Амати и Страдивари сделаны из древесины ели.
6 ученик : Сирень обыкновенная — многоствольный листопадный кустарник высотой 2—8 м. Диаметр каждого ствола может достигать 20 см. Доживает до 100-летнего возраста. 60-летние экземпляры имеются в парке Аскания-Нова. Цветки обладают потогонным, противомалярийным и обезболивающим действием. Листья способствуют созреванию нарывов.
7 ученик : Пирамида́льный то́поль — дерево семейства ивовых. Стройное дерево до 30 м высотой, с очень узкой, колонновидной кроной, одевающей ствол свободно стоящего дерева от земли. Родина этого тополя точно неизвестна, предположительно — Афганистан, Малая Азия, Гималаи. Тополь — единственная культура, которая насыщает атмосферу кислородом круглые сутки. У всех остальных деревьев фотосинтез происходит только в светлое время дня.
8 ученик : Ту́я — род голосемянных хвойных растений семейства Кипарисовые. Вечнозелёные деревья или кустарники, редко очень крупные деревья до 60 метров высотой при диаметре ствола 2,5 (до 6) метров. Туя нетребовательна к условиям произрастания, хорошо выносит задымлённость промышленных городов; используется в озеленении. В древесине туи содержится эфирное масло желтого цвета с приятным запахом.
Учитель : Наша экскурсия подходит к концу. Но знакомство с обитателями нашего дендрария будет продолжаться. Вы можете фотографировать деревья и кустарники в разные сезоны года, наблюдать за их изменениями в течении года. Например, учащиеся 9 класса нашей школы создали компьютерную презентация по теме «Цветы у нашей школы».
Согласно учению друидов, чтобы получить энергию от дерева, нужно подойти к нему, обхватить дерево руками и постоять некоторое время, чтобы энергия дерева перешла к человеку. Я прошу вас, подойдите к дереву, обнимите его, и почувствуйте, как к вам притекает энергия. Берегите природу! ( Приложение 7)
Источник