Особенности государственной службы наполеоновских стран

Вопрос. Государственный строй империи Наполеона

В 1799 г. генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.

Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Госсоветом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции.

Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом — пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции — 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики — парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача — снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации — “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.

Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.

Читайте также:  Весна шагает по стране сегодня небо чистое

Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).

Н аполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.

В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин «республика», который оставался в официальном употреблении («управление республикой вверяется императору»), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.

Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима) – один из них Наполеон. Фактически власть концентрировалась в руках первого консула (т.е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также «в случае необходимости» наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.

Следуя принципу суверенитета народа, первый консул фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запутанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.

Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др.

К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня — чиновника из центра.

Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.

Источник

25. Административные системы «наполеоновских» стран

К этим странам относятся Франция, Бельгия, Люксембург (Бенелюкс), Италия, Португалия, Испания и Греция. Основы этих систем были заложены Наполеоном. Основным принципом этих систем является жёсткая вертикаль власти и централизация управления.

Основные особенности «наполеоновской» системы:

Широкое присутствие государства в политической и социальной сфере жизни общества.

Доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами.

Государство предстаёт как символическое выражение общественного интереса.

Традиционно сильная государственная бюрократия, их высокий престиж (во Франции 25% работников — госслужащие).

Численное доминирование карьерных (договорных) чиновников над политическими (назначаемыми). Во Франции 40:1, в США 5:1.

Корпус высшего чиновничества более закрыт и элитарен.

Чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права.

Джиниралистский подход (упор на обладание чиновником самыми общими познаниями, а не узко специализированными) к подготовке чиновников.

Во Франции высокий уровень централизации рассматривается как гарантия прав человека и защита человека от произвола местных властей. Президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти и выполняет ряд функций, которые традиционно принадлежат премьер-министру, т.е. он назначает премьер-министров и увольняет их, председательствует на заседаниях совета министров, подписывает декреты и ордонансы правительства. Он же назначает и снимает премьер-министра. Должность премьер-министра есть, но он не возглавляет правительство, а руководит его текущей работой, имеет право присутствовать и выступать в парламенте, право законодательной инициативы. Кабинет министров – это неофициальные заседания министров под руководством премьер-министра (президент собирает совет министров). На этих заседаниях они обсуждают рабочие вопросы и не имеют право издавать законы. Премьер-министр имеет собственный административный аппарат, который состоит из кабинета министров, генерального секретариата национальной обороны и генерального секретариата правительства. Правительство одновременно зависит от президента и от парламента.

Министерства делятся по следующим направлениям:

Внешнеполитические и военные: министерство обороны, министерство внешней торговли, министерство иностранных дел, министерство по заморским территориям.

Экономические и регулирующие отрасли промышленности: министерство по телекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, министерство сельского хозяйства и др.

Внутренней и социальной политики: министерство внутренних дел, министерство занятости, министерство образования, министерство исследования технологий, министерство социальной защиты, министерство юстиции.

Культура: министерство культуры, министерство по делам молодёжи и спорта.

На субнациональном уровне французская модель государственного управления делится на:

Регионами (22 региона) управляют префект и председатель регионального совета (супрефект). Основной исполнительный орган в регионе – супрефект. Он выбирается из своего состава региональным советом. Префект назначается на уровне правительства и является полномочным представителем государства. кроме контрольным функций префект может распоряжаться финансовыми средствами в регионе, государственным имуществом, аттестовывать персонал государственным служащим и через него проходит вся корреспонденция по региону.

Главой департамента является председатель генерального совета (также супрефект). Он является главой правительства департамента. Он выбирается советом департамента. Занимается руководством совета, распоряжается расходами и имуществом департамента, ему подчиняются главы служб департаментов и он назначает кадры. Его деятельность контролируется префектом департамента. А префект назначается президентом на заседании совета министров. Он является представителем государства в департаменте. Это не политическая должность, при смене правительства он не теряет соё место. В его задачу входит информировать правительство о делах департамента, проводить политику правительства, надзор за исполнением центральных законов, контроль за деятельность департамента, несёт ответственность за бюджетные средства и государственное имущество, руководит работой местных служб министерств и является их посредником между взаимоотношениями с центральными органами. Местные советы (коммуны) должны утверждать свои решения у префекта департамента. Префект имеет право приостановить их деятельность на месяц, а президент может распустить их совет полностью.

На центральном уровне министерством, занимающимся регулированием государственной службы является министерство государственной службы, государственной реформы и децентрализации. В его состав входит генеральная дирекция администрации и государственной службы. В его хадачи входит контроль за соблюдением законолдательсвта о гос слуюже, сбор стат материалов и данных о гос слуюжбе, управлением гос имуществои и оперативное руководство процеесами и формированием государственной службы. Также этим занимается гос секретарь по вопросам гос службы.

В результате политики децентрализации (80-е годы) коммунам отданы вопросы местного транспорта, гражданского и промышленного строительства (крмое национального масштаба), соц деятельности, а также большая часть налогов.

В Италии распределение уровней власти примерно такое же как во Франции. На каждом их уровней присутствует представитель центральной власти. Там существует 3 органа государственного управления, которых нет во Франции:

Национальный совет экономики и труда – формируется из представителей профсоюзов, общественных объединений, экспертов и обладает правом законотворческой инициативы (лоббистский орган).

Государственный совет – консультативный орагн по административным и юридическим вопросам при правительстве.

Счётная палата – занимается предварительным контролем за финансовой деятельностью правительства.

В Италии также имеется орган, занимающийся вопросами государственной службы – департамент государственной деятельности, который занимается кадровыми вопросами, реестром государственных служащих и реформами государственных службы. Особенность Италии в том, что текущие вопросы государственной службы решаются в каждом министерство отдельно. Этим занимается административный совет в каждом министерстве, его возглавляет министр или его заместитель.

В Нидерландах такая же система, но крупные города имеет статус региона (Амстердам, Ротердам, Гаага и др.)

В Испании такая же система, но регионализация достигла больших результатов, чем в других странах. Например, с 80-х годов 65% контролируется центром, остальные налоги отданы регионам.

Источник

Особенности государственной службы наполеоновских стран

© Н.А.Баранов

Тема 14. Административные системы «наполеоновских» стран

К «наполеоновским» странам относится ряд государств континен­тальной Европы: Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.

Термин «наполеоновские» в аспекте применения к наименова­нию особой модели административной системы избран неслучайно. Основы построения централизованного государственного аппарата, мощного корпуса государственной бюрократии были заложены во Франции в период правления Наполеона I Бонапарта.

Речь идет о разработке гражданского кодекса, создании института префектов и супрефектов, установлении контроля за церковными организация­ми, основании во Франции первого высшего учебного заведения, готовящего профессиональных государствен­ных чиновников .

Основой для объединения вышеперечисленных государств в одну группу служит сходство их административных систем по ряду полити­ческих и социокультурных признаков, а также общей доминирующей правовой традиции.

Имеются в виду следующие характеристики:

Ø противоречивая политическая культура, проявляющаяся в склон­ности как к плебисцитарной, так и представительной моделям демо­кратии;

Ø широкое присутствие государства в политической и социальной сферах жизни общества;

Ø доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами и отдельными территориями;

Ø государство представляет себя в глазах граждан как символическое выражение общественного интереса;

Ø традиционно сильная государственная бюрократия, престиж и статус которой в «наполеоновских» государствах весьма высок;

Ø в «наполеоновских» странах существенно численное доминирова­ние карьерных чиновников над политическими (например, их соот­ношение во Франции составляет 40—1, против 5—1 в США);

Ø корпус высшего чиновничества в этих государствах более закрыт и элитарен;

Ø чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права;

Ø в «наполеоновских» странах доминирует дженералистский подход к подготовке государственных служащих, т.е. чиновники, как прави­ло, обладают общими знаниями в области права, экономики и дело­производства.

При этом нельзя забывать, что государства, входящие в группу «наполеоновских» стран, существенно различаются по своему поли­тическому устройству. Франция, согласно Конституции 1958 г., сме­шанная президентско-парламентская республика, Италиякласси­ческая парламентская республика, Испания с 1978 г. — парламент­ская монархия. К последнему типу относятся также Бельгия, Люксембург и Нидерланды.

Несмотря на то, что все «наполеоновские» страны, за исключением Бельгии, унитарные государства, в некото­рых из них существуют территории, обладающие значительными пра­вами автономии:

Ø пять областей в Италии, имеющие право при­нимать свой собственный статут — основной закон области,

Ø четыре территории в Испании, обладающие правами специальных автономий (наиболее известная — так называемая Стра­на Басков),

Ø в Португалии особым статусом обладают Азорские остро­ва.

Все это предопределило особенности административных систем этих государств в части организации и регулирования взаимоотноше­ний центральной власти и регионов .

В качестве модельной рассмотрим административную систему Франции. Прежде всего, следует отметить высокий уровень центра­лизации государственного управления, предопределивший сильное влияние центра на процесс управления в регионах и на местном уровне. Как уже было сказано, высокий уровень централизации, ко­торый был установлен еще во времена абсолютной монархии и позднее закреплен в законодательных актах Великой французской революции и Наполеона Бонапарта, является неотъемлемым эле­ментом французской концепции национального государства. Имен­но централизация государственного управления рассматривается во французском конституционном праве как основание единой и неде­лимой нации, защищающее гражданина от несправедливого отно­шения местных властей и объективно различного уровня развития субнациональных административно-территориальных единиц. Это связано с основополагающим принципом республики, который гла­сит, что никакой отдельный представитель или часть народа не мо­гут присвоить себе осуществление национального суверенитета, принадлежащего всему народу. Поэтому на протяжении столетий административная централизация трактовалась как объективная не­обходимость для Франции, для ее стабильного развития и процвета­ния.

Одной из отличительных черт административной системы Фран­ции является также то, что президент республики одновременно яв­ляется и главой государства и главой исполнительной власти, т.е. он выполняет часть функций, в парламентской демократии традиционно принадлежащих премьер-министру.

В части регулирования деятельности системы исполнительной власти Франции президент наделен следующими основными полно­мочиями:

Ø назначает премьер-министра;

Ø прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке правительст­ва;

Ø по представлению премьер-министра назначает дру­гих членов правительства и прекращает их полномочия» (ст. 8 Кон­ституции Франции);

Ø председательствует на за­седаниях Совета министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые правительством.

Премьер-министр Франции

Ø руководит текущей работой прави­тельства (ст. 21 Конституции Франции);

Ø имеет право издавать регламентарные акты (ст. 37);

Ø право присутствовать и выступать на заседа­ниях палат парламента;

Ø обладает правом законодательной инициати­вы.

При этом во Франции принято различать такие понятия, как Совет министров и Кабинет.

Совет министров — это коллегиальный орган управления, на заседаниях которого председательствует прези­дент.

Кабинет — это заседания министров под председательством премьер-министра, обычно проводимые по вопросам текущей поли­тики.

Таким образом, формально зафиксированными полномочиями обладает лишь Совет министров.

В Конституции Франции отражен принцип ответственности пра­вительства перед парламентом — Национальным собранием Франции . Последнее имеет право отказать в доверии правительству, что влечет заявление премьер-министра о коллективной отставке прави­тельства.

Премьер-министр Франции имеет собственный административ­ный аппарат, который состоит из Кабинета премьер-министра, гене­рального секретариата национальной обороны и генерального сек­ретариата правительства. Основной задачей этих органов является организационно-правовое обеспечение работы премьер-министра и техническая координация деятельности министров.

Министерства Франции можно классифицировать по сферам управления:

1) внешнеполитические и военные (Министерство внешней тор­говли, Министерство иностранных дел, Министерство по заморским территориям);

2) экономические и регулирующие отрасли промышленности
(Министерство по антимонопольной политике, Министерство по те­лекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, Мини­стерство сельского хозяйства);

3) внутренней и социальной политики (Министерство внутренних дел, Министерство занятости, Министерство здравоохранения, Ми­нистерство образования, исследований и технологий, Министерство социальной защиты, Министерство юстиции);

4) сферы культуры и образования (Министерство культуры, Министерство по делам молодежи и спорта).

В структуре субнационального уровня управления во Франции можно выделить три основных типа административно-территориаль­ных единиц :

Центральное пра­вительство берет на себя решение задач общенационального масшта­ба, решение региональных задач, а также определение структуры взаимоотношений государственной власти и местных сообществ бе­рет на себя региональный и коммунальный уровень управления. Структура регионального управления представлена на схеме 1.

Генеральный секретарь (супрефект)

(политические и полицейские функции)

Управление общей администрации — Управление финансовых вопросов и местных коллективов — Управление координации и экономических вопросов

Схема 1. Региональный уровень управления во Франции.

Высокий уровень административной централизации проявляется и в особенностях устройства государственной службы Франции . Практически все основные органы управления государственной службой сосредоточены на центральном административном уров­неуровне правительства страны. Основным правительственным органом, занимающимся регулированием отношений государствен­ной службы, является Министерство государственной службы, госу­дарственной реформы и децентрализации. В его состав входит так называемая Генеральная дирекция администрации и государствен­ной службы, задачи которой связаны

Ø с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о государственной службе (прежде всего Общего статута государственной службы),

Ø сбором статистиче­ских данных,

Ø управлением соответствующим имуществом,

Ø оперативным руководством процессом реформирования государственной службы.

Формально руководство государственной службой Франции осуществляет премьер-министр , председательствующий в Высшем совете центральной государственной службы, еще одном правитель­ственном органе по делам государственной службы. Однако нередко премьер-министр передает данные полномочия члену Совета мини­стров или государственному секретарю по вопросам государствен­ной службы.

Подобная французской структура административной системы и организация государственной службы характерна для большинства «наполеоновских» стран. Поэтому далее остановимся лишь на отли­чительных характеристиках некоторых из них.

Италия.

Одна из особенностей административной системы Италии заклю­чается в существовании так называемых вспомогательных органов, статус которых специально прописан в Конституции республики Италия. К таковым относятся Национальный совет экономики и тру­да, Государственный совет и Счетная палата.

Национальный совет экономики и тру­да формируется из представителей профсоюзов, обще­ственных объединений, экспертов и обладает правом законотворче­ской инициативы.

Государственный совет согласно Конституции — консультативный орган по административным и юридическим во­просам, а также внешний орган административной юстиции.

Счетная палата Италии выполняет традиционные для такого органа функции предварительного контроля за финансовой деятельностью правитель­ства, а также подконтрольных государству.

В Италии, так же как во Франции, при Совете министров сущест­вует специальный орган, занимающийся делами государственной службыдепартамент государственной деятельности. В ведении это­го департамента находятся

Ø кадровые вопросы,

Ø реестр служащих госу­дарственных организаций,

Ø координация усилий по реформированию государственной службы и т.д.

Многие текущие вопросы государст­венной службы решаются в Италии на уровне отдельных министерств и ведомств, для чего практически при каждом министерстве создается специальный Административный совет, возглавляемый министром или его заместителем. Этот коллегиальный орган решает вопросы структуры штатов и подбора кадров по отдельным подразделениям министерства, принимает решения по результатам конкурсного отбо­ра на вакантные должности.

Бельгия.

Бельгия — единственная федерация среди всех «наполеоновских» стран. И именно это определило особенности ее административной системы. Все субъекты федерации: Фландрия, Валлония и столичная область Брюссель имеют значительные полномочия в сфере эконо­мики, социальной и региональной политики, а также культуры и об­разования. В каждом субъекте граждане Бельгии избирают местный парламент, который, в свою очередь, формируют правительство ре­гиона.

Раскрывая структуру и содержание административных систем со­временных государств следует помнить, что практически каждая из них претерпевает сегодня серьезные изменения, связанные с новым циклом административных реформ, инициированных в 80—90-е годы XX в. «Наполеоновские» страны не являются исключением. Ход и содержание административных реформ здесь определяется теми же социально-политическими и культурными особенностями, о которых уже говорилось в самом начале. Это —

Ø высокая степень централизации системы государственного управления,

Ø сравнитель­но большой государственный сектор,

Ø высокий процент госслужа­щих в общем числе занятых (во Франции по данным на 1997 г. — 25%),

Ø сильное влияние государственного управления на все сферы общественной жизни.

Поэтому одним из основных направлений административного реформирования «наполеоновских» стран стала децентрализация и деконцентрация системы государственного управления.

С 1982 г. во Франции осуществляется программа де­централизации. В ходе ее был введен новый уровень управления — регион, объединяющий несколько департаментов. Всего было соз­дано 22 региона. Первоначально регион получил статус «террито­риального самоуправляющегося коллектива». В 1986 г. они были преобразованы в «децентрализованные территории».

Одновремен­но значительно повысилась роль органов местного управления, получивших большую свободу действий по решению местных задач. В 1992 г. была разработана и принята к исполнению «Хартия де-концентрации». Движение к деконцентрации системы государствен­ного управления во Франции сопровождалось крупномасштабной структурной реформой. Центральному правительству требовалось пересмотреть свою роль, посредством усиления их способности вы­страивать и оценивать политику. Их структуры были рационализи­рованы, а часть уровней иерархии сокращены.

В 1995 г. был учрежден межминистерский комитет по государст­венной реформе , включающий представителей из всех ключевых ми­нистерств, связанных с этой реформой ( CIATER ) а также межмини­стерскую комиссию по государственной реформе, орган, зафиксиро­ванный в распоряжении.

В Нидерландах в начале 1980-х годов были сформированы новые региональные администрации в крупнейших городах страны (Ам­стердаме, Гааге, Роттердаме и др.), обладающие более широкой компетенцией и полномочиями по принятию административных и финансовых решений. Существенно выросла финансовая само­стоятельность органов местного самоуправления.

В ходе административных реформ во Франции финансовая децен­трализация также была одним из основных приоритетов. В результате бюджеты местных органов власти почти на s формируются за счет на­логовых поступлений и лишь на j за счет государственных субсидий. Параллельно были значительно расширены права коммун в вопросах развития транспорта, социальной деятельности, гражданского и про­мышленного строительства.

В Испании децентрализация финансового управления привела к тому, что в 1990 г. центральный бюджет контролировал лишь 65,5% от ВВП по сравнению с 90,3% в 1970 г. Начиная с 1982 г. цен­тральное правительство передало регионам право сбора ряда нало­гов. Параллельно были инициированы программы стимулирования структурной модернизации региональных хозяйств (в особенности малонаселенных, аграрных регионов), что очевидно должно было повысить экономическую эффективность использования денежных поступлений. И действительно, почти во всех 17 автономных ре­гионах Испании в первой половине 1990-х годов наблюдался устой­чивый рост уровня валового внутреннего продукта на душу населе­ния.

Административные реформы во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Италии и Греции были направлены, прежде всего, на де­мократизацию государства, а не на экономию бюджетных средств и урезание статей социальных программ. Отсюда их главными целя­ми были:

Ø социальная справедливость,

Ø реализация общественного интереса,

Ø обеспечение доступных и качественных услуг,

Ø совершен­ствование системы управления человеческими ресурсами, трактуе­мыми как главный ресурс государства,

Ø упразднение ненужных за­конодательных барьеров и подразделений административных служб, дублирующих функции друг друга (т.н. система «единствен­ного окошка»).

Последние французские инициа­тивы в сфере реформирования управления персоналом актуализи­руют следующие моменты:

1) децентрализация (деконцентрация) управления карьерой посредством удаления законодательных барь­еров, развития диалога между государственными служащими и ра­ботодателями на всех уровнях, модификации организационных мо­делей, с целью повышения степени децентрализации управления персоналом;

2) упрощение и децентрализация процедур найма;

3) стимулирование разработки специальных программ и проведение конкурсных экзаменов в центральных министерствах (эта процеду­ра уже широко применяется в Министерстве образования и Мини­стерстве внутренних дел).

Таким образом, программа французских административных реформ ориентирована на комплексный подход к сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов, актуализацию согласования интересов работодателей и персонала, а следовательно, и на повышение эффективности системы государ­ственного управления в целом.

Подвести итог этой темы можно словами известного французского социолога М. Крозье: «Мы должны стремиться к тому, чтобы транс­формировать громоздкое всеведущее государство, которое мы созда­ли, в скромное государство, более толковое, стремящееся поставить себя на службу обществу, а не командовать им». В этом тезисе сконцентрирована суть тех преобразований, которые пре­терпевают сегодня административные системы, принадлежащие к «наполеоновской модели».

[1] Во Франции выделяют также еще один тип территорий, обладающих особым статусом — это заморские территории.

Литература

Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч./ Под ред . Л.В.Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007.

Политико-административное управление: Учебник. / Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. М.: Изд-во РАГС, 2004.

Источник

Оцените статью