Вопрос. Государственный строй империи Наполеона
В 1799 г. генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Управление страной было передано в руки трех консулов. Реальная власть сосредоточилась у первого консула, его пост занял Бонапарт.
Внешне сохранен республиканский строй, но принятие важных решений было расчленено между Госсоветом, Трибуналом, законодательным корпусом и 1-м консулом. Народ был оттеснен от управления государством. Исполнительная власть находилась в ведении 3-х консулов, но фактически была у одного (Наполеона). Опираясь на крупных собственников и армию Наполеон приступил к упразднению наиболее демократических завоеваний конституции.
Диктатура Наполеона была сначала временной, потом 10-летней, а потом — пожизненной и завершилась империей. По приказу Наполеона все земли были обмеряны и разделены, а новым собственникам (фермерам) были выданы сертификаты на владения участками. Был принят гражданский кодекс. Бонапарт сохранил внешнюю атрибутику революции — 3-цветный флаг, гимн “Марсельеза”. Была видимость республики — парламент, выборы, референдум, но вся реальная власть сосредоточилась в канцелярии Наполеона. Демократические свободы были ликвидированы. Огромная армия, разбухший бюрократический аппарат чиновников, многочисленная полиция составляли механизм империи. На административный аппарат была возложена главная задача — снабжать армию людьми, продовольствием, заботиться о военном снаряжении. Управление империей осуществлялось на началах жесткой централизации. На местном уровне управление было у чиновников (префектов, мэров). Принцип действия системы администрации — “Обсуждать коллегиально, действовать единолично”.
Конституция 1799 г. юридически закрепляла новый режим. Основными чертами вводимого ею государственного строя были: верховенство правительства и представительство по плебисциту. Органы законодательной власти: Государственный совет, Трибунат, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Административное деление страны на департаменты, дистрикты, коммуны. Процесс централизации и бюрократизации государственного аппарата достиг своего логического завершения.
Провозглашение империи. В 1802 г. Бонапарт был объявлен пожизненным консулом с правом назначения преемника. Его власть, еще прикрытая республиканским декорумом, принимала монархический характер. Вскоре (1804) Бонапарт был провозглашен императором французов. С этого времени не только исполнительная, но и законодательная власть сосредоточилась в его руках (и отчасти Сената).
Н аполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему.
В 1804 г. сенатус-консультом (решением сената от 18 мая) первому консулу был присвоен титул императора Наполеона I. С этого момента термин «республика», который оставался в официальном употреблении («управление республикой вверяется императору»), нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. 2 декабря Наполеон был увенчан короной императора.
Высшая правительственная власть формально вручалась трем консулам (учреждение, заимствованное из опыта республиканского Рима) – один из них Наполеон. Фактически власть концентрировалась в руках первого консула (т.е. Наполеона), который помимо обычно немалых полномочий по назначению и смещению высших бюрократических чинов мог еще назначать (и смещать) членов Государственного совета, префектов в департаменты и коммуны, а также «в случае необходимости» наделялся чрезвычайными полномочиями. Следует отдать должное созидателям этой новой бюрократической иерархии: не очень надеясь на добросовестность и безупречность администраторов, авторы Конституции (в первую очередь аббат Сиейес) предусмотрели право Государственного совета издавать распоряжения, относящиеся к деятельности публичной администрации: «разрешать затруднения, возникающие в административной деятельности». Так было положено начало институту административной юстиции (суд для чиновников), когда судят правонарушителей — чиновников государства, держателей и носителей немалых властных полномочий.
Следуя принципу суверенитета народа, первый консул фактически существенно снизил его значение и замедлил реализацию путем введения запутанной и псевдодемократической системы организации государственных учреждений власти. Был отменен непопулярный и откровенно плутократический имущественный ценз для граждан и оставлен только возрастной — 21 год для мужчин. Однако механизм выборности был сильно осложнен многоступенчатой (всего три ступени) системой выборов на департаментском уровне.
Армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав — создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др.
К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные) имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня — чиновника из центра.
Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.
Источник
25. Административные системы «наполеоновских» стран
К этим странам относятся Франция, Бельгия, Люксембург (Бенелюкс), Италия, Португалия, Испания и Греция. Основы этих систем были заложены Наполеоном. Основным принципом этих систем является жёсткая вертикаль власти и централизация управления.
Основные особенности «наполеоновской» системы:
Широкое присутствие государства в политической и социальной сфере жизни общества.
Доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами.
Государство предстаёт как символическое выражение общественного интереса.
Традиционно сильная государственная бюрократия, их высокий престиж (во Франции 25% работников — госслужащие).
Численное доминирование карьерных (договорных) чиновников над политическими (назначаемыми). Во Франции 40:1, в США 5:1.
Корпус высшего чиновничества более закрыт и элитарен.
Чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права.
Джиниралистский подход (упор на обладание чиновником самыми общими познаниями, а не узко специализированными) к подготовке чиновников.
Во Франции высокий уровень централизации рассматривается как гарантия прав человека и защита человека от произвола местных властей. Президент является одновременно и главой государства и главой исполнительной власти и выполняет ряд функций, которые традиционно принадлежат премьер-министру, т.е. он назначает премьер-министров и увольняет их, председательствует на заседаниях совета министров, подписывает декреты и ордонансы правительства. Он же назначает и снимает премьер-министра. Должность премьер-министра есть, но он не возглавляет правительство, а руководит его текущей работой, имеет право присутствовать и выступать в парламенте, право законодательной инициативы. Кабинет министров – это неофициальные заседания министров под руководством премьер-министра (президент собирает совет министров). На этих заседаниях они обсуждают рабочие вопросы и не имеют право издавать законы. Премьер-министр имеет собственный административный аппарат, который состоит из кабинета министров, генерального секретариата национальной обороны и генерального секретариата правительства. Правительство одновременно зависит от президента и от парламента.
Министерства делятся по следующим направлениям:
Внешнеполитические и военные: министерство обороны, министерство внешней торговли, министерство иностранных дел, министерство по заморским территориям.
Экономические и регулирующие отрасли промышленности: министерство по телекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, министерство сельского хозяйства и др.
Внутренней и социальной политики: министерство внутренних дел, министерство занятости, министерство образования, министерство исследования технологий, министерство социальной защиты, министерство юстиции.
Культура: министерство культуры, министерство по делам молодёжи и спорта.
На субнациональном уровне французская модель государственного управления делится на:
Регионами (22 региона) управляют префект и председатель регионального совета (супрефект). Основной исполнительный орган в регионе – супрефект. Он выбирается из своего состава региональным советом. Префект назначается на уровне правительства и является полномочным представителем государства. кроме контрольным функций префект может распоряжаться финансовыми средствами в регионе, государственным имуществом, аттестовывать персонал государственным служащим и через него проходит вся корреспонденция по региону.
Главой департамента является председатель генерального совета (также супрефект). Он является главой правительства департамента. Он выбирается советом департамента. Занимается руководством совета, распоряжается расходами и имуществом департамента, ему подчиняются главы служб департаментов и он назначает кадры. Его деятельность контролируется префектом департамента. А префект назначается президентом на заседании совета министров. Он является представителем государства в департаменте. Это не политическая должность, при смене правительства он не теряет соё место. В его задачу входит информировать правительство о делах департамента, проводить политику правительства, надзор за исполнением центральных законов, контроль за деятельность департамента, несёт ответственность за бюджетные средства и государственное имущество, руководит работой местных служб министерств и является их посредником между взаимоотношениями с центральными органами. Местные советы (коммуны) должны утверждать свои решения у префекта департамента. Префект имеет право приостановить их деятельность на месяц, а президент может распустить их совет полностью.
На центральном уровне министерством, занимающимся регулированием государственной службы является министерство государственной службы, государственной реформы и децентрализации. В его состав входит генеральная дирекция администрации и государственной службы. В его хадачи входит контроль за соблюдением законолдательсвта о гос слуюже, сбор стат материалов и данных о гос слуюжбе, управлением гос имуществои и оперативное руководство процеесами и формированием государственной службы. Также этим занимается гос секретарь по вопросам гос службы.
В результате политики децентрализации (80-е годы) коммунам отданы вопросы местного транспорта, гражданского и промышленного строительства (крмое национального масштаба), соц деятельности, а также большая часть налогов.
В Италии распределение уровней власти примерно такое же как во Франции. На каждом их уровней присутствует представитель центральной власти. Там существует 3 органа государственного управления, которых нет во Франции:
Национальный совет экономики и труда – формируется из представителей профсоюзов, общественных объединений, экспертов и обладает правом законотворческой инициативы (лоббистский орган).
Государственный совет – консультативный орагн по административным и юридическим вопросам при правительстве.
Счётная палата – занимается предварительным контролем за финансовой деятельностью правительства.
В Италии также имеется орган, занимающийся вопросами государственной службы – департамент государственной деятельности, который занимается кадровыми вопросами, реестром государственных служащих и реформами государственных службы. Особенность Италии в том, что текущие вопросы государственной службы решаются в каждом министерство отдельно. Этим занимается административный совет в каждом министерстве, его возглавляет министр или его заместитель.
В Нидерландах такая же система, но крупные города имеет статус региона (Амстердам, Ротердам, Гаага и др.)
В Испании такая же система, но регионализация достигла больших результатов, чем в других странах. Например, с 80-х годов 65% контролируется центром, остальные налоги отданы регионам.
Источник
Особенности государственной службы наполеоновских стран
© Н.А.Баранов
Тема 14. Административные системы «наполеоновских» стран
К «наполеоновским» странам относится ряд государств континентальной Европы: Бельгия, Греция, Италия, Испания, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция.
Термин «наполеоновские» в аспекте применения к наименованию особой модели административной системы избран неслучайно. Основы построения централизованного государственного аппарата, мощного корпуса государственной бюрократии были заложены во Франции в период правления Наполеона I Бонапарта.
Речь идет о разработке гражданского кодекса, создании института префектов и супрефектов, установлении контроля за церковными организациями, основании во Франции первого высшего учебного заведения, готовящего профессиональных государственных чиновников .
Основой для объединения вышеперечисленных государств в одну группу служит сходство их административных систем по ряду политических и социокультурных признаков, а также общей доминирующей правовой традиции.
Имеются в виду следующие характеристики:
Ø противоречивая политическая культура, проявляющаяся в склонности как к плебисцитарной, так и представительной моделям демократии;
Ø широкое присутствие государства в политической и социальной сферах жизни общества;
Ø доминирование центрального уровня управления в отношениях с регионами и отдельными территориями;
Ø государство представляет себя в глазах граждан как символическое выражение общественного интереса;
Ø традиционно сильная государственная бюрократия, престиж и статус которой в «наполеоновских» государствах весьма высок;
Ø в «наполеоновских» странах существенно численное доминирование карьерных чиновников над политическими (например, их соотношение во Франции составляет 40—1, против 5—1 в США);
Ø корпус высшего чиновничества в этих государствах более закрыт и элитарен;
Ø чиновники осуществляют свою деятельность на основе особого служебного права;
Ø в «наполеоновских» странах доминирует дженералистский подход к подготовке государственных служащих, т.е. чиновники, как правило, обладают общими знаниями в области права, экономики и делопроизводства.
При этом нельзя забывать, что государства, входящие в группу «наполеоновских» стран, существенно различаются по своему политическому устройству. Франция, согласно Конституции 1958 г., смешанная президентско-парламентская республика, Италия — классическая парламентская республика, Испания с 1978 г. — парламентская монархия. К последнему типу относятся также Бельгия, Люксембург и Нидерланды.
Несмотря на то, что все «наполеоновские» страны, за исключением Бельгии, унитарные государства, в некоторых из них существуют территории, обладающие значительными правами автономии:
Ø пять областей в Италии, имеющие право принимать свой собственный статут — основной закон области,
Ø четыре территории в Испании, обладающие правами специальных автономий (наиболее известная — так называемая Страна Басков),
Ø в Португалии особым статусом обладают Азорские острова.
Все это предопределило особенности административных систем этих государств в части организации и регулирования взаимоотношений центральной власти и регионов .
В качестве модельной рассмотрим административную систему Франции. Прежде всего, следует отметить высокий уровень централизации государственного управления, предопределивший сильное влияние центра на процесс управления в регионах и на местном уровне. Как уже было сказано, высокий уровень централизации, который был установлен еще во времена абсолютной монархии и позднее закреплен в законодательных актах Великой французской революции и Наполеона Бонапарта, является неотъемлемым элементом французской концепции национального государства. Именно централизация государственного управления рассматривается во французском конституционном праве как основание единой и неделимой нации, защищающее гражданина от несправедливого отношения местных властей и объективно различного уровня развития субнациональных административно-территориальных единиц. Это связано с основополагающим принципом республики, который гласит, что никакой отдельный представитель или часть народа не могут присвоить себе осуществление национального суверенитета, принадлежащего всему народу. Поэтому на протяжении столетий административная централизация трактовалась как объективная необходимость для Франции, для ее стабильного развития и процветания.
Одной из отличительных черт административной системы Франции является также то, что президент республики одновременно является и главой государства и главой исполнительной власти, т.е. он выполняет часть функций, в парламентской демократии традиционно принадлежащих премьер-министру.
В части регулирования деятельности системы исполнительной власти Франции президент наделен следующими основными полномочиями:
Ø назначает премьер-министра;
Ø прекращает его полномочия по заявлению последнего об отставке правительства;
Ø по представлению премьер-министра назначает других членов правительства и прекращает их полномочия» (ст. 8 Конституции Франции);
Ø председательствует на заседаниях Совета министров, подписывает декреты и ордонансы, принятые правительством.
Премьер-министр Франции
Ø руководит текущей работой правительства (ст. 21 Конституции Франции);
Ø имеет право издавать регламентарные акты (ст. 37);
Ø право присутствовать и выступать на заседаниях палат парламента;
Ø обладает правом законодательной инициативы.
При этом во Франции принято различать такие понятия, как Совет министров и Кабинет.
Совет министров — это коллегиальный орган управления, на заседаниях которого председательствует президент.
Кабинет — это заседания министров под председательством премьер-министра, обычно проводимые по вопросам текущей политики.
Таким образом, формально зафиксированными полномочиями обладает лишь Совет министров.
В Конституции Франции отражен принцип ответственности правительства перед парламентом — Национальным собранием Франции . Последнее имеет право отказать в доверии правительству, что влечет заявление премьер-министра о коллективной отставке правительства.
Премьер-министр Франции имеет собственный административный аппарат, который состоит из Кабинета премьер-министра, генерального секретариата национальной обороны и генерального секретариата правительства. Основной задачей этих органов является организационно-правовое обеспечение работы премьер-министра и техническая координация деятельности министров.
Министерства Франции можно классифицировать по сферам управления:
1) внешнеполитические и военные (Министерство внешней торговли, Министерство иностранных дел, Министерство по заморским территориям);
2) экономические и регулирующие отрасли промышленности
(Министерство по антимонопольной политике, Министерство по телекоммуникациям, информационным технологиям и почтам, Министерство сельского хозяйства);
3) внутренней и социальной политики (Министерство внутренних дел, Министерство занятости, Министерство здравоохранения, Министерство образования, исследований и технологий, Министерство социальной защиты, Министерство юстиции);
4) сферы культуры и образования (Министерство культуры, Министерство по делам молодежи и спорта).
В структуре субнационального уровня управления во Франции можно выделить три основных типа административно-территориальных единиц :
Центральное правительство берет на себя решение задач общенационального масштаба, решение региональных задач, а также определение структуры взаимоотношений государственной власти и местных сообществ берет на себя региональный и коммунальный уровень управления. Структура регионального управления представлена на схеме 1.
Генеральный секретарь (супрефект)
(политические и полицейские функции)
Управление общей администрации — Управление финансовых вопросов и местных коллективов — Управление координации и экономических вопросов
Схема 1. Региональный уровень управления во Франции.
Высокий уровень административной централизации проявляется и в особенностях устройства государственной службы Франции . Практически все основные органы управления государственной службой сосредоточены на центральном административном уровне — уровне правительства страны. Основным правительственным органом, занимающимся регулированием отношений государственной службы, является Министерство государственной службы, государственной реформы и децентрализации. В его состав входит так называемая Генеральная дирекция администрации и государственной службы, задачи которой связаны
Ø с осуществлением контроля за соблюдением законодательства о государственной службе (прежде всего Общего статута государственной службы),
Ø сбором статистических данных,
Ø управлением соответствующим имуществом,
Ø оперативным руководством процессом реформирования государственной службы.
Формально руководство государственной службой Франции осуществляет премьер-министр , председательствующий в Высшем совете центральной государственной службы, еще одном правительственном органе по делам государственной службы. Однако нередко премьер-министр передает данные полномочия члену Совета министров или государственному секретарю по вопросам государственной службы.
Подобная французской структура административной системы и организация государственной службы характерна для большинства «наполеоновских» стран. Поэтому далее остановимся лишь на отличительных характеристиках некоторых из них.
Италия.
Одна из особенностей административной системы Италии заключается в существовании так называемых вспомогательных органов, статус которых специально прописан в Конституции республики Италия. К таковым относятся Национальный совет экономики и труда, Государственный совет и Счетная палата.
Национальный совет экономики и труда формируется из представителей профсоюзов, общественных объединений, экспертов и обладает правом законотворческой инициативы.
Государственный совет согласно Конституции — консультативный орган по административным и юридическим вопросам, а также внешний орган административной юстиции.
Счетная палата Италии выполняет традиционные для такого органа функции предварительного контроля за финансовой деятельностью правительства, а также подконтрольных государству.
В Италии, так же как во Франции, при Совете министров существует специальный орган, занимающийся делами государственной службы — департамент государственной деятельности. В ведении этого департамента находятся
Ø кадровые вопросы,
Ø реестр служащих государственных организаций,
Ø координация усилий по реформированию государственной службы и т.д.
Многие текущие вопросы государственной службы решаются в Италии на уровне отдельных министерств и ведомств, для чего практически при каждом министерстве создается специальный Административный совет, возглавляемый министром или его заместителем. Этот коллегиальный орган решает вопросы структуры штатов и подбора кадров по отдельным подразделениям министерства, принимает решения по результатам конкурсного отбора на вакантные должности.
Бельгия.
Бельгия — единственная федерация среди всех «наполеоновских» стран. И именно это определило особенности ее административной системы. Все субъекты федерации: Фландрия, Валлония и столичная область Брюссель имеют значительные полномочия в сфере экономики, социальной и региональной политики, а также культуры и образования. В каждом субъекте граждане Бельгии избирают местный парламент, который, в свою очередь, формируют правительство региона.
Раскрывая структуру и содержание административных систем современных государств следует помнить, что практически каждая из них претерпевает сегодня серьезные изменения, связанные с новым циклом административных реформ, инициированных в 80—90-е годы XX в. «Наполеоновские» страны не являются исключением. Ход и содержание административных реформ здесь определяется теми же социально-политическими и культурными особенностями, о которых уже говорилось в самом начале. Это —
Ø высокая степень централизации системы государственного управления,
Ø сравнительно большой государственный сектор,
Ø высокий процент госслужащих в общем числе занятых (во Франции по данным на 1997 г. — 25%),
Ø сильное влияние государственного управления на все сферы общественной жизни.
Поэтому одним из основных направлений административного реформирования «наполеоновских» стран стала децентрализация и деконцентрация системы государственного управления.
С 1982 г. во Франции осуществляется программа децентрализации. В ходе ее был введен новый уровень управления — регион, объединяющий несколько департаментов. Всего было создано 22 региона. Первоначально регион получил статус «территориального самоуправляющегося коллектива». В 1986 г. они были преобразованы в «децентрализованные территории».
Одновременно значительно повысилась роль органов местного управления, получивших большую свободу действий по решению местных задач. В 1992 г. была разработана и принята к исполнению «Хартия де-концентрации». Движение к деконцентрации системы государственного управления во Франции сопровождалось крупномасштабной структурной реформой. Центральному правительству требовалось пересмотреть свою роль, посредством усиления их способности выстраивать и оценивать политику. Их структуры были рационализированы, а часть уровней иерархии сокращены.
В 1995 г. был учрежден межминистерский комитет по государственной реформе , включающий представителей из всех ключевых министерств, связанных с этой реформой ( CIATER ) а также межминистерскую комиссию по государственной реформе, орган, зафиксированный в распоряжении.
В Нидерландах в начале 1980-х годов были сформированы новые региональные администрации в крупнейших городах страны (Амстердаме, Гааге, Роттердаме и др.), обладающие более широкой компетенцией и полномочиями по принятию административных и финансовых решений. Существенно выросла финансовая самостоятельность органов местного самоуправления.
В ходе административных реформ во Франции финансовая децентрализация также была одним из основных приоритетов. В результате бюджеты местных органов власти почти на s формируются за счет налоговых поступлений и лишь на j за счет государственных субсидий. Параллельно были значительно расширены права коммун в вопросах развития транспорта, социальной деятельности, гражданского и промышленного строительства.
В Испании децентрализация финансового управления привела к тому, что в 1990 г. центральный бюджет контролировал лишь 65,5% от ВВП по сравнению с 90,3% в 1970 г. Начиная с 1982 г. центральное правительство передало регионам право сбора ряда налогов. Параллельно были инициированы программы стимулирования структурной модернизации региональных хозяйств (в особенности малонаселенных, аграрных регионов), что очевидно должно было повысить экономическую эффективность использования денежных поступлений. И действительно, почти во всех 17 автономных регионах Испании в первой половине 1990-х годов наблюдался устойчивый рост уровня валового внутреннего продукта на душу населения.
Административные реформы во Франции, Бельгии, Голландии, Испании, Италии и Греции были направлены, прежде всего, на демократизацию государства, а не на экономию бюджетных средств и урезание статей социальных программ. Отсюда их главными целями были:
Ø социальная справедливость,
Ø реализация общественного интереса,
Ø обеспечение доступных и качественных услуг,
Ø совершенствование системы управления человеческими ресурсами, трактуемыми как главный ресурс государства,
Ø упразднение ненужных законодательных барьеров и подразделений административных служб, дублирующих функции друг друга (т.н. система «единственного окошка»).
Последние французские инициативы в сфере реформирования управления персоналом актуализируют следующие моменты:
1) децентрализация (деконцентрация) управления карьерой посредством удаления законодательных барьеров, развития диалога между государственными служащими и работодателями на всех уровнях, модификации организационных моделей, с целью повышения степени децентрализации управления персоналом;
2) упрощение и децентрализация процедур найма;
3) стимулирование разработки специальных программ и проведение конкурсных экзаменов в центральных министерствах (эта процедура уже широко применяется в Министерстве образования и Министерстве внутренних дел).
Таким образом, программа французских административных реформ ориентирована на комплексный подход к сфере управления персоналом и развития человеческих ресурсов, актуализацию согласования интересов работодателей и персонала, а следовательно, и на повышение эффективности системы государственного управления в целом.
Подвести итог этой темы можно словами известного французского социолога М. Крозье: «Мы должны стремиться к тому, чтобы трансформировать громоздкое всеведущее государство, которое мы создали, в скромное государство, более толковое, стремящееся поставить себя на службу обществу, а не командовать им». В этом тезисе сконцентрирована суть тех преобразований, которые претерпевают сегодня административные системы, принадлежащие к «наполеоновской модели».
[1] Во Франции выделяют также еще один тип территорий, обладающих особым статусом — это заморские территории.
Литература
Государственная политика и управление. Учебник. В 2-х ч./ Под ред . Л.В.Сморгунова. М.: РОССПЭН, 2006-2007.
Политико-административное управление: Учебник. / Под общ. ред. В.С.Комаровского, Л.В.Сморгунова. М.: Изд-во РАГС, 2004.
Источник