Особенности искусства стран северного возрождения

Живопись эпохи северного возрождения

Культурное явление и масштабное направление в развитии искусства – Ренессанс – было ярким этапом в развитии живописи, архитектуры и скульптуры Италии XV века. В конце XV – начале XVI века Ренессанс покинул пределы Италии, и начал развиваться на территории Франции и стран Северной Европы.

Для искусства каждой страны этого периода выделяют характерные черты. Эпоха Ренессанса стала отправной точкой развития общества и духовного пробуждения. Выделяется 2 пути преобразований: гуманистическая идеология и религиозное обновление. По второму пути пошли художники северных стран Европы.

История термина

Наиболее яркой и узнаваемой формой развития искусства эпохи Возрождения стала живопись северных стран. Северное Возрождение зародилось в Германии и Голландии. Основными центрами развития стали Амстердам, Аугсбург, Галле, Нюрнберг.

Термин «Возрождение» трудно применить к искусству стран Северной Европы. Изначальный смысл термина – возврат к античной традиции, но это не актуально для Германии и Нидерландов. В контексте этих стран речь идет о религиозных преобразованиях.

Общими чертами для итальянского и северного Ренессанса являются:

  • Тяготение к гуманистическим идеям;
  • Концентрация внимания на личности человека, его самосознании – картины отображают внутренний мир, эмоции личности;
  • Отказ от феодального мировоззрения.

Выразительные черты стиля

Главные особенности и причины отличия Северного Возрождения от других разновидностей объясняются специфическими условиями исторического и культурного развития стран. В Германии и Нидерландах

Возрождение зародилось с запозданием на 100 лет и имело свои особенности. Цели и главные черты идеологии:

  • Целью развития живописи стало воскрешение основ религии ранних христиан. В этом принципиальное различие с итальянским Возрождением: в основе сюжета полотен – сильная, героическая личность.
    Центральная идея: роль первенства имеет христианская любовь к ближнему.
  • Живописи северных стран свойственна архаичность, религиозность, символизм – искусство имеет меньше связей с античностью.
  • В основе идеологии – пантеизм: Бог есть, но он воплощен в природу, все одухотворенное и неодухотворенное. Природа символизирует связь с Богом, гармонию, бесконечность. Из этого следует желание художников передавать природу при помощи живописи. Так пейзаж выделился в отдельный жанр живописи.
Читайте также:  Страны которые граничат с германией 94 процента

Выделяют несколько принципиальных отличий, благодаря которым можно выделить картину, представляющую Северное Возрождение:

  • В творчестве художников более заметно влияние готического, а не античного искусства.
  • Практически не уделяется внимание анатомическим подробностям человека.
  • Отсутствует связь с античной традицией или она минимальна.
  • Детализация письма.
  • Сильное влияние на Реформацию и зарождение протестантизма.

Базой для развития искусства стала придворная живопись Бургундии, метод записи нот Арс Нова.

Наиболее известные живописцы

В конце XV века художники Северного Возрождения Германии начали развивать портретный жанр. Особенность работ – отсутствие интереса к красоте и гармонии внешности, в отличие от итальянской живописи. Главное в работах немецких творцов – передача эмоциональности, живости, индивидуальности. Это говорит о доминирующей этической составляющей искусства Северного Возрождения. Работы нидерландских художников отличаются тягой к детализации письма. В этом живописцы достигали совершенства.

Ян ван Эйк

Основоположник Ренессанса в Голландии. Его главное творение – полиптих Гентского алтаря. Работа полностью отображает идеи культурной эпохи: гуманистическую направленность, детализацию природы, эмоциональную передачу образов.

Считается, что именно ван Эйк впервые применил масляную живопись для создания алтарных сюжетов.

Иероним Босх

Иероним Босх – нидерландский живописец, обладающий особым стилем и передачей реальности. Главная особенность творчества – аллегоричность. Босх критиковал пороки общества, демонстрируя отрицательные эпизоды жизни, был художником-морализатором. Зло изображает под разными обличиями.

Питер Брейгель

Живописец из Нидерландов, график. Главными темами его работ были: противостояние добра и зла, отображение скрытого смысла явлений, безумие и бессмысленность существования человека. Религиозные сюжеты переплетены с повседневными.

Источник

Искусство Северного Возрождения

Северным Возрождением мы называем искусство Нидерландов (Голландии), Германии, Франции XV- XVI веков. На севере Европы, в отличие от Италии, художники не знали античного искусства и в своем творчестве скорее продолжали традиции средневековой готики с ее эмоциональностью, глубокой верой. Но с итальянским Возрождением их объединял интерес к человеку и реальной жизни. Я предлагаю вам презентацию и краткий иллюстрированный рассказ о самых известных художниках Северного Возрождения. Ян ван Эйк первым стал применять масляные краски, и его картины поражали насыщенностью цвета и точностью деталей. Иероним Босх писал картины, полные жутких и загадочных изображений, которые должны были заставить современников задуматься о проблемах нравственности, о грехах и наказании за них. Питер Брейгель Старший создавал эпические картины земной жизни, повествуя о трудах человека и радостях, которые он получает на земле. Современник Реформации, возможно, он первым говорил о трудолюбии как одной из главных добродетелей человека. Альбрехт Дюрер был и живописцем, и графиком, блестящим мастером портрета и автопортрета. Он, подобно итальянцам, не уставал изучать природу и раздумывать о сущности человека, его внутреннем мире. В конце поста есть вопросы для учеников художественной школы.

Особенности искусства северного Возрождения. Живопись, скульптура, архитектура

Если на итальянское Возрождение повлияла античность с ее культом красоты телесной, жизни земной, то на северное возрождение оказала воздействие готика с ее мистикой, некоторой даже мрачностью, возвышенностью, интересом к обыденным деталям и загадочным языком символов. У людей на картинах нидерландцев больше одухотворенности и почти детской веры чем у итальянцев. Таковы пастухи на картине «Поклонение пастухов» у Гуго ван дер Гуса. Мы видим, как озаряются их грубоватые лица восхищением от созерцания младенца Христа.


Люди на портретах Рогира ван дер Вейдена углублены в себя, словно пребывают в непрерывном общении с Богом.

На картинах художников Северного Возрождения люди не так красивы, как те, что нарисованы, у Рафаэля, не так сильны, как у Микеланджело, но изображены с уважением к их личности, внутреннему миру. Итальянские художники создают картины все более светского характера. У северян сохраняется религиозный дух средневековья с его законами. Так, если у итальянцев обнаженное тело в искусстве воспринималось спокойно, и Микеланджело написал их множество даже на потолке Сикстинской капеллы, то подобные примеры на севере редки. Так, изображения Адама и Евы на Гентском алтаре ван Эйка и диптихе Дюрера имели сложную судьбу и долго воспринимались как непристойные.

Примерно в одно время были написаны картины «Поклонение волхвов» итальянцем Боттичелли и немцем Хансом Мемлингом. Если второй передает евангельский сюжет в соответствии со средневековыми традициями, то у Боттичелли мы видим вполне светскую сцену, где изображены члены семьи Медичи, другие известные флорентийцы и даже он сам (справа в желтом плаще).

У художников Северного возрождения, кроме умения показать внутренний мир человека, поражает обилие деталей, та тщательность, с которой изображены предметы, находящиеся даже на большом расстоянии. Это было продолжением средневековых традиций, так как те или иные предметы имели символическое значение на языке христианства (роза, лилия связывались с Богоматерью, четки — знак благочестия и т.д.). Но с другой стороны в тонкой проработке деталей ощущался интерес к земному миру.

Скульптура и архитектура

Наибольший интерес в искусстве Северного Возрождения представляет живопись, но надо отметить, что во французской скульптуре XV- XVI веков наряду с готикой ощущается интерес к античной скульптуре, что было характерно и для итальянского Возрождения. Здесь надо назвать скульпторов Ж. Гужона и Ж. Пилона.

В искусстве Нидерландов выделяются скульпторы: Клаус Слютер и его племянник Клауса де Верве. Их работы отличаются портретным сходством и эмоциональностью.

Если говорить об архитектуре северного возрождения, то в Нидерландах это, в основном, готика. Зато во Франции, которая гораздо теснее, чем северные страны взаимодействовала с Италией. В XV-XVI веках строились замки в долине реки Луары, которые до сих пор являются одной из главных достопримечательностей страны. Одним из прославленных архитекторов Франции был Филибер Делорм (XVI в). Он автор дворца Тюильри и замка Шенонсо в долине Луары. К строительству замка Шамбор, который находится неподалеку, как считается, имел отношение Леонардо да Винчи. Он в последние годы жизни жил во Франции по приглашению короля Филиппа I, большого поклонника итальянского Ренессанса.

Ян ван Эйк ( (1385 — 1441).

Ян ван Эйк ( (1385 — 1441) со своим братом Губертом первым стали писать масляными красками (а кто-то говорит, что они их просто усовершенствовали), и после приглушенных темперных красок их картины ошеломляли современников насыщенностью цветов, ювелирной проработкой деталей. На картине «Мадонна канцлера Ролена» изображена Богоматерь с младенцем — вполне в средневековых традициях царственная, отрешенная, с ног до головы закутанная в мантию. А напротив них — сам заказчик, Николас Ролен, канцлер при дворе герцога Филиппа Доброго. И это уже реальный портрет нового времени, мы видим человека умного, сильного, немного себе на уме, несмотря на его молитвенный вид.

Северяне не заботились о красоте лиц. А вот детали — каждая, как маленькая драгоценность, и наш взгляд от основных фигур перебегает на заросли роз и лилий, городской пейзаж, павлинов и галок, — все они прописаны с удивительной тщательностью, даже если предметы находятся далеко. Кстати, современники ван Эйка понимали, что галки — символ тщеславия, а павлины — гордыни.

Портрет супругов Арнольфини. По крайней мере, так принято думать. Джованни Арнольфини был богатым купцом. Справа его портрет кисти ван Эйка. Похож? Известно, что он был женат на Констанце Трента которая умерла через несколько лет после свадьбы. Так что когда писался портрет, ее уже не было в живых. Тогда кто эта женщина? Как и другие катины ван Эйка, этот портрет вызывает много вопросов.

Если же не думать о тайнах и просто смотреть на картину, то мы видим двух людей, каждый из которых погружен в свой мир. Они некрасивы, но так трогательно держатся за руки, так серьезны и торжественны, что хочется верить в любовь, которая их соединяет. А на задней стене зеркало и в нем отражается вся сцена, но с другой точки. И как ни мелко изображение, мы видим четко 4 людей, а еще религиозные сюжеты, расположенные на раме.

6 мая 1432 года в городе Гент в соборе святого Бавона был освящен Алтарь, одно из самых грандиозных произведений мировой живописи. Столько людей хотели увидеть это чудо ван Эйка, что решили держать его створки закрытыми и открывать лишь по праздникам.

А когда створки открывали, то были видны 12 досок, на которых изображены Адам и Ева, ангелы, Богоматерь и Иоанн Креститель, Бог. Самая большая часть Алтаря«Поклонение Агнцу». Жертвенный Агнец был одним из символических изображений Христа, тоже принесенного в жертву ради спасения людей. А рядом цари, рыцари, пилигримы. Краски Ван Эйка и сегодня сохраняют свою яркость, а в XV веке, когда масляная живопись была новинкой, пятиметровый алтарь потрясал зрителей. Ван Эйк накладывал краски очень тонкими слоями, и когда они просвечивали друг через друга, казалось, краски светятся.

Но ни одно произведение искусства не претерпело столько приключений, как этот шедевр ван Эйка. Первыми убрали изображения Адама и Евы, потому что в отличие от итальянского Возрождения к обнаженной натуре на севере относились с предубеждением, и австрийский император Иосиф, увидев алтарь во время путешествия, приказал эти доски убрать. С этого начнется разворовывание или продажа отдельных частей алтаря. Частично или полностью его крали 13 раз. И сейчас одна из его досок находится в розыске с 1934 года.

Ад и рай Иеронима Босха (1450-1516).

В конце XV века в Европе в очередной раз ждали конца света. Находили тому множество подтверждений. Тема конца света, Царствия Божьего, где вечно будут благоденствовать праведники и ада, где после Страшного суда будут вечно мучиться грешники, найдет свое отражение и в литературе, и в живописи.

Пожалуй, самые жуткие и загадочные образы рая и ада создал нидерландский художник Иероним Босх. Он писал свои триптихи (произведения искусства, состоящие из трёх частей) в надежде заставить людей задуматься о греховности их жизни в преддверии Страшного Суда. Увы, никакие адские муки не могут отвлечь нас от тяги к наслаждению земными благами, желанию взять кусок побольше. Об этом и «Воз сена», где обыгрывается нидерландская пословица, которая говорит, что «мир – стог сена, и каждый берет из него то, что удается ухватить». Есть и старинная нидерландская песня, где поется, что Бог все хорошее сложил в одну кучу, чтоб все люди могли им пользоваться, а они стали растаскивать каждый себе.

Левая створка триптиха — грехопадение Адама и Евы, их изгнание из Рая. Мы видим, как Бог создает Еву из ребра Адама, и рядом змей уговаривает пару съесть плод от Дерева познания добра и зла. Внизу — ангел с огненным мечом, изгоняющий первых людей из рая. То есть, едва начавшись, история человечества сразу пошла по пути греха. Центральная часть триптиха — наша земная жизнь. То, что Босх писал в 15 веке, не устарело и сегодня. Сколько способов придумали люди, чтоб заполучить лишнюю охапку травы: и лестницы, и вилы. Увлеченные добыванием благ, они не замечают, как оказываются под колесами телеги. Невдомек им также, что тянут ее довольно странные и зловещие существа. Одно из них какая-то рыба-человек. И едет воз прямо в ад. Там есть адское пламя, всякие приспособления, чтоб мучить грешников. Впрочем, ад с удивительной фантазией Босх опишет в другом триптихе — «Сад наслаждений».

Левая часть изображает рай. Адам и Ева только что сотворены Богом. А вокруг цветы, животные. Если присмотреться, в раю все не так уж прекрасно. В центре — фонтан жизни, но почему там в окошке довольно мрачная сова? Кошка уже убила мышку, а среди более крупных зверей и вовсе идет поедание друг друга. Так что рай у Босха, несмотря на нежные краски, вовсе не идиллия.

В центре — жизнь людей , которые, как червячки, пожирают плоды, наслаждаются всеми возможными способами. Сегодня опять много говорят о том, что люди должны получать удовольствие, и все СМИ рассказывают о вкусной еде, красивых домах дорогой одежде, приучая людей к мысли о том, что именно так надо жить.

Босх так не считает, и вкладывает всю свою фантазию в создание жуткой картины ада, которая поражает даже нас, людей XXI века. А на современников художника, которые порой так эмоционально воспринимали проповеди священников о воздаянии за грехи, что падали в обморок, фантастические образы должны были действовать очень сильно. Тем более, что они куда лучше нас представляли их символическое значение. Вот эти полые дерево и яйцо — символы пьянства. Посмотрите, стволы дерева или ноги обуты в лодки. Качает его. А странное существо с клювом, по разным толкованиям, то ли дьявол, то ли безжалостное время. Видите, из зада монетки сыплются? Говорят, скупердяи так страдают в аду.

Перевернутый стол, карты на полу. Эти грешники — картежники и прочие игроки. А вот почему в аду у Босха так много музыкальных инструментов? Предполагают, что музыка, даже церковная, тогда не приветствовалась. Ну уж это слишком. А вот что значит ухо, пронзенное ножом? Не нашла ответа. Может, муки сплетников?

Порой лица людей у Босха просто страшны. Таковы они ни картине «Несение креста». Почему художник изобразил их такими? Вспомним, они только что предали Христа, которого совсем недавно встречали, бросая под ноги его ослику пальмовые ветви. А теперь единодушно потребовали распять его. И ни в ком нет сочувствия к измученному человеку, который несет свой крест. Так душевная жестокость проступает на лицах.

Питер Брейгель Старший ( ок. 1525-1569).

Питер Брейгель Старший или Мужицкий писал картины о том, как люди работают, причем всегда его симпатии именно на стороне трудящихся даже если это вразрез с общепринятыми взглядами. Скажем, в Библии Вавилонская башня — символ людской гордыни: надо же, люди решили добраться до Бога. А Брейгель с особой тщательностью рисует те приспособления, которые люди придумали, чтоб построить такую громаду.

Художник создал цикл «Времена года» о годовом цикле трудов людей. Никто не знает, сколько картин написал художник. Сегодня их известно 6. Художник подробно показывает, чем занимаются люди осенью или в разгар уборки урожая.

Но Брейгель не бытописатель. Его картины — притчи о человеческой жизни. Не зря в картине Тарковского «Солярис» «Охотники на снегу» — образ земной жизни, который может быть понят внеземным разумом. Для художника человек и природа — равнозначимые величины. Люди- часть природы, которую он пишет с необычайной тщательностью, даже если предметы находятся очень далеко.

На картине «Слепые» изображена вереница несчастных калек, каких много во времена войн и эпидемий скиталось по дорогам Европы.

Художник изобразил их с беспощадным натурализмом. Но одновременно это обращение к евангельской притче, где Христос спрашивает: «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». В Евангелии слепота — отсутствие веры. Но и вне религии тут есть о чем задуматься. Стоит ли бездумно полагаться на чужие суждения? Вообще Брейгель жил в трудное время реформации, религиозных войн. Испанцы жестоко расправлялись с его земляками — протестантами. Порой, чтоб рассказать о трагедии народа. надо было прибегать к иносказаниям. Есть у него картина «Избиение младенцев», евангельский сюжет. Но современники понимали, что это не посланцы Ирода, а испанские солдаты врываются в нидерландский городок. Когда разбирают картину «Две обезьяны», обычно пишут, что эти звери — символы греха и что художник писал об обуздании страстей. Но почему так грустно смотреть на их печальные глаза? Они пленники, закованные в цепи. А за окном — море, родина. Может, художник опять всех обманул и написал наперекор правилам о несвободе, трагедии Нидерландов? А вообще это одно из ранних произведений анималистического жанра. Да и был ли Брейгель таким уж суровым моралистом? О человеческих слабостях он говорит скорее с юмором, как на картине «Страна лентяев».

Великий немецкий живописец и график Альбрехт Дюрер (1471-1528).

Альбрехт Дюрер, художник из немецкого города Нюрнберга был ближе других художников Северного возрождения к итальянскому искусству. И дело не только в том, что художник несколько раз бывал в Италии, знал с венецианских художников. Интерес к природе Дюрера заставляет вспомнить Леонардо, да и по разнообразию интересов он напоминает гениев итальянского Возрождения. Среди его акварелей удивительные по точности и тонкости зарисовки с натуры: «Заяц», «Кусок дерна». А носорога он нарисовал по описанию, никогда его не видя. И потом долго об этих животных имели представление по его гравюре.

Дюрер написал 13 автопортретов, первый в 13 лет. На некоторых он молод и красив, не других измучен болезнью. Наверное, для него автопортреты были способом познать себя. Один он написал в 1500 году, когда ждали конца света. Говорят, когда его старый отец увидел эту картину, он посчитал, что это Христос, и лишь приглядевшись, узнал своего сына. Он писал автопортрет даже когда был очень болен, желтое пятно — место, где он чувствует сильную боль. Так он пытался рассказать врачу о своей болезни. Самый известный автопортрет 1497 года, он написал его в 26 лет, вернувшись из своей второй поездки в Италию. Дюрер здесь одет нарядно, так одеваться было не принято среди немецких мастеров живописи. Белые кожаные перчатки, тоже привезенные из Италии, тонкая шелковая рубаха, своего рода вызов: он теперь чувствует себя не ремесленником, но творцом.

Дюрер был не только великим живописцем, но и графиком. Он жил в эпоху больших перемен. В 1455 году Иоганн Гутенберг напечатал первую Библию. Началась эра книгопечатания. Одновременно появилась потребность в иллюстрациях для печатных книг. Искусство гравюры стало очень востребованным, и Дюрер получал очень много заказов на гравюры по дереву и меди. Мартин Лютер, обнародовавший в 1517 году свои 95 тезисов, призвал, среди прочего, к изданию религиозных книг не на устаревшей латыни, а на современных языках. Поэтому Библию перевели на немецкий, и Дюрер был среди ее первых иллюстраторов. Известны его гравюры к «Апокалипсису», книги, которой завершается Евангелие. Он еще называется «Откровения Иоанна Богослова». Это загадочное пророчество опять же о конце света. Одна из гравюр к этой книге — «4 всадника Апокалипсиса». Вот что написано в Евангелии:

  • Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.
  • И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему на нем дано взять мир с земли и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.
  • И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь вороной, и на нем всадник, имеющий меру в руке своей.
  • И когда Он снял четвертую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нем всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли – умерщвлять мечем и голодом, и мором и зверями земными.

Эту же тему развивает Дюрер в гравюре «Рыцарь, смерть и дьявол». Лес, по которому едет рыцарь символизирует человеческую жизнь, с ее искушениями. Поэтому дьявол пристроился сзади его коня и ждет, когда человек проявит слабость. А рядом смерть с песочными часами — жизнь так скоротечна, а дальше суд и вечное наказание за грехи.

Среди живописных работ Дюрера — «Адам и Ева». Никто из художников Северного возрождения не владел так анатомией. как Дюрер, побывавший не один раз в Италии, где видел работы античных мастеров и художников итальянского Ренессанса.

На картине «4 апостола» он изобразил людей с разными темпераментами: сангвиника, холерика, флегматика и меланхолика.

Больше картин и гравюр Дюрера можно увидеть в презентации.

Вопросы для учеников художественной школы

  1. Северным возрождением мы называем искусство стран…
  2. С искусством итальянского Возрождения северян сближает…
  3. Розы, лилии символизировали…
  4. Первым масляными красками стали писать…
  5. Ролен был..
  6. Арнольфини был…
  7. 6 мая 1432 года в городе Гент в соборе святого Бавона был впервые открыт…
  8. На нем изображены…
  9. Он писал картины о грехах людей и наказании за них в преддверии конца света.
  10. Картина Босха «Воз сена»- иллюстрация пословицы…
  11. Триптих- это
  12. Художника Брейгеля Старшего называли еще….
  13. В цикле картин «Времена года» Брейгель писал о…
  14. «Если слепой ведёт слепого, то оба они упадут в яму». Картина связанная с этой евангельской притчей, называется…
  15. Во времена Брейгеля Нидерланды находились под властью страны….
  16. Дюрер был не только живописцем, но и…
  17. Свой первый автопортрет он написал в…
  18. В 1455 году первую книгу напечатал…
  19. 2-3 гравюры Дюрера.
  20. Интерес к природе Дюрера ( 2 работы).
  21. На картине 4 апостола Дюрер показал 4…
  22. Дюрер иллюстрировал последнюю книгу Евангелия, которая называется…
  23. В ней пишется о…
  24. На автопортрете, который Дюрер написал в 1500 году, он похож на…
  25. Автор и название картины.

Источник

Оцените статью